727 Alzog, Handbuch Patrologie, oder der altern christ. Literargeschichte, Ш Auflage, 1876, s, 325. 728 Гиббон, История упадка и разр. Рим. имп., ссылается на Tillemonm’a (XIV, 278–282) и Baronius’a (412, 46–64). Но мы, при всей тщательности, не могли найти ни у того, ни у другого подтверждения слов Гиббона. 732 Cyr., Hom. pasch. I, M. gr. 77, 404–405; II, ibid. 428–129; VI, ibid. 500;. XVI, ibid. 749; XXX, ibid. 909 и др. 735 Gennadius Massiliensis, De sript., c.57. M.lt., 1091Ä „Homilias composuit plurimus, quae ad declamandum a Graeciae Episcopis memoriae comendantur“. 738 Автор Prolegomenae к hom. pasch, y M. gr. 77, 392–396; Тьерри, Несторий и Евтирий, I, 33; Tillemont, Memoires, XIV, 269–270, хотя и не так настойчиво; Kopallik, 75, not.; Филарет Черниг., III, § 216; Архим. Порфирий, Приб. к тв. св. оо. 1854, XIII, 260 и мн. др. 743 Писания преп. И. Кассиана, II соб., гл. 2, русск. пер., M., 1877. стр. 850 (о посл. Феофила относительно Оригена ); Prolegom. к Hom. pasch, св. Кир. M. gr. 77, 393. Epist. X, Иннокентия (папы) к Аврелию Карфаг. и правила соборов Толемапского и Брагаренского. 746 Хотя св. Кирилл вступил на кафедру в октябре 412 г, но пасхальной проповеди на 413 г у него нет. Нельзя допустить, что она была затеряна, потому что из введения проповеди 414 г ясно видно, что она была у св. Кирилла первой пасхальной проповедью. св. Кирилл говорит здесь о смерти Феофила и о своем вступлении на архиепископскую кафедру (М. gr. 77, 405). Очевидно, что проповедь на 413 г была написана и разослана еще Феофилом. Действительно, так как в Египте был счет по сентябрьским годам (с 29 авг.), то естественно, что Феофил в начале же года (в сент.) отправлял все свои послания и проповеди, касающийся времени празднования Пасхи в наступившем году. Для посланий, направляемых в Рим или др. отдаленные церкви, согласно постановлению 1 всел. собора, такая ранняя посылка извещений была даже естественной, так как требовалось несколько месяцев на пересылку этих посланий к папе, а от него ко всем другим церквям. Для местных же, епархиальных извещений, каковыми были пасхальные проповеди св. Кирилла, такая ранняя рассылка их была излишней, почему св. Кирилл как мы увидим, и отступил от этого обычая, стал посылать свои пасхальные гомилии по своей епархии перед самым их произнесением, перед Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Покаяние (только) удовлетворяет, а (потому) кто отвергает покаяние во грехе, тот заключает дверь удовлетворения» (De laps. n. 29. 32 et 34. Снес. Epist. ad Cornel. 55, n. 13). 55 Будем плакать, пишет Киприан, по мере беззакония: для глубокой раны должно быть внимательное и долгое врачевание. Покаяние не должно быть меньше преступления (De laps. n. 33). Потворство не приносит мира, но уничтожает; не дает оно общения, но служит препятствием к спасению. Это другое гонение, другое искушение, в котором хитрый враг, продолжающий еще нападение на падших, производит тайное опустошение тем, что прекращается рыдание, замолкает болезнь, подавляется вздох сердечный, останавливаются слезы и, падшие, перестают продолжительным и полным покаянием умилостивлять оскорбленного Господа». (De laps. п. 16. Chec.epism. ad. Anmonian. 52. п. 22). 71 Сл. 39, на св. свет. явлен. Господ. Тв. св. отц. Григор. Богослов. ч. III. стр. 268 и 271. 1844 г. Снес. Григ. Нисс. homil. in eos, qui alios acerbe judicant. Opp. 11. p. 234. ed. Morel. 79 In Matth. c. 16. v. 19; Письмо к Паммахию и Океану. Библиот. тв. отц. запад., ч. 2 стр. 369. 1879 г. 81 Св. Кирилл, между прочим, пишет: «Двумя способами, по моему мнению, отпускают или удерживают грехи люди, облеченные Духом: во-первых, когда одних допускают к крещению...; а, во-вторых, когда другой раз разрешают или не разрешают грехи, подвергая запрещениям согрешающих чад Церкви и, прощая кающихся» (In. loan с. 20. v. 23). 88 Слов. 39 на св. светы явл. Господ. Тв. Св. Отц. т. III, стр. 269–270. 1844 г. Срав. Епиф. Haeres. 59. n. 1 101 Им составлен самый чин покаянной исповеди. См. poenitentiale Patr. curs. compl. graec. t. 88. col. 1889. 113 Бесед. 14 на 2 посл. к Коринф, стр. 325–327. Москв. 1843 г. Подобным образом учили о значении епитимии Григорий Богослов (стихи о самом себе. Тв. св. Отц. т. 4 стр. 2 91; Слов. на свят. светы. Тв. ч. 3. стр. 269 Москв, 1844 г.) и бл. Феодорит (Decret, divin. epitom. с. 28 de poenitent.). 129 Bellarmin. Disputat, de controvers.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

263 Так св. Ефрем С. говорит, что он видел день страдания (Спасителя) в образе Исаака на горе святой» (Ibid. 145), с чем согласен и св. Златоуст, по которому «день креста (т. е. распятия Христова) Авраам прообразовал принесением овна и Исаака» («Бес. на Ев. Ин.» ч. 2, стр. 107; ср тв. т. 6, 615). 264 Св. Ефрем С. тв. ч. 3, стр. 135 и 145; и по св. Златоусту, «Исаак во всех отношениях был образом Спасителя» (тв. т. 6, стр. 869, 611, 615) и, в частности, – «в послушании и кротости» («Толк. на 2 Кор., стр. 56; ср. тв. т. 2, стр. 789, 790; т. 4, стр. 523–524; «Бес. на Пс.» т. 1, стр. 370; «Бес. на Ев. Ин.» ч. 2, стр. 107). Образ Христа в Исааке видят еще: Ап. Варнава (посл. гл. XII, – стр. 47), свв. Киприан Карф. (тв. ч. 2, стр. 25, 286). Климент Ал. («Педагог» кн. I, гл. 5, стр. 20) и Кирилл Ал. (ч. 4. 148). 265 Св. Иустин М. («Разг. с Триф.» гл. 33, 63, 76, 83; стр. 195, 250; 274 и 285); св. Киприан Карф. (тв. ч. 1, стр. 339); св. Афанасий В. (тв. ч. 4, стр. 396); св. Григорий Нис. (тв. ч. 6, стр. 44); св. Кирилл Ал. (тв. ч. 1, 234; ч. 4, 82. 105); св. Иоанн Злат. (тв. т. 1, стр. 736; т. 3, стр. 195–200; т. 4, стр. 382, 393; т. 6, стр. 455, 555–560; «Толк. на посл. к Евр.» – стр. 206) и св. Епифаний Кипр. (тв. ч. 1, стр. 206; ч. 2, стр. 435–453). 267 Св. Иустин М. («Разг. с Триф. Иуд.» гл. 125 и 134; стр. 356 и 370), Григорий Нис. (тв. ч. 8, стр. 15) и св. Кирилл Ал. (тв. ч. 4, стр. 270, 279). 269 Иосиф – прообраз Христа по святым: Иринею Л. («Отрывок» XVII, – стр. 701), Киприану Карф. (тв. ч. 2, стр. 25) и Кириллу Ал. (тв. ч. 4, стр. 322–323, 330–332, 327–328). Св. Ефрем С. считает Иосифа «истинным образом Сына Божия» – Христа (тв. ч. 2, стр. 119) между прочим потому, что «как Иаков вместо первенца своего Рувима (его) имел опорою; так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога (разумеется – как Рувим – Иакова), Сын старости (т. е. воплотившийся Сын Божий) стал опорою мира в конце его... Иосиф послужил стеною братьям, насытив их во время голода; Господь наш стал мысленною стеною для мира, предавшегося заблуждению... Тот и другой покорили себе врагов своих... не изощряли и не метали стрел в братий своих» (тв. ч. 6, стр. 451 и 600); вообще же, по замечанию св. Отца, «отрок Иосиф с юного возраста изоб­ражал собою два пришествия Христова...» (тв. ч. 2, стр. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

тв. ч. 1, стр. 61, 62. «Если бы закон сказал без члена пред словом «мертвецу» (νεκρο), то речение (сие) относилось бы вообще ко всякому мертвецу, но когда закон говорит с членом при слове мертвец (το νεκρο), то ведет речь о ком-то одном, а именно о Господе.» (ibid. стр. 62, 63). 1397 При этом св. Отец замечает: «не сказал: преогорченные или преогорчеваемые, но “преогорчевающие”» или потому, что «явившиеся многим в городе были недавно умершие вместе с давно умершими», или в том смысле, что, «слыша, что они воскрешены Господом Иисусом, даже до смерти преогорчились решившиеся отвергнуться «Начальника жизни» ( Деян. 3:14, 15 ) и распять Его» (св. Епифаний Кипр. тв. ч. 3, стр. 219, 220). 1402 Св. Иоанн Злат. тв. т. 2, стр. 503. И по мнению св. Кирилла Ал., Евангелист в качестве пророчества приводит здесь предписание о пасх. агнце, «принимая то изречение в телесном смысле о Христе» (тв. ч. 3, стр. 245–246). В этом Евангелисту следуют: св. Григорий Б. (тв. ч. 4, стр. 169), св. Ефрем С. (тв. ч. 6, стр. 484) и св. Иаков Низиб. («Хр. Чт.» г. 1839, ч. 2, стр. 38). 1406 Св. Иустин М. «Разг. с Тр. Иуд.» гл. 52, – стр. 227; «1-я Апол.» гл. 32, – стр. 70. С ним согласны: св. Климент Ал. («Педагог» кн. 1, гл. 6, – стр. 46), св. Ефрем С. (тв. ч. 6, стр. 443) и св. Златоуст (тв. т. 4, 719), причем 1-й разумеет кровь Иисуса Христа под «вином», а 2-й – под «кровию гроздия». 1411 Как, «когда Адам уснул, было взято ребро; (так) когда наступил сон для тела Христова, отверзлось ребро (говорю о сне на кресте)» (тв. т. 6, стр. 797). Так же рассуждает и преп. Нил Син. (тв. ч. 2, стр. 269) и св. Епифаний Кипр. (тв. ч. 5, стр. 265–266). 1416 «Толк. на посл. к Евр.» стр. 306. «И там кровь, равно как и здесь кровь, – замечает св. Отец, – там не Христова кровь, ибо там был прообраз, потому что та кровь и все прочее было прообразом честнейшей крови (Христовой), которая была прообразована издревле» (ibid. стр. 271); «ради этой крови (Спасителя) были прежде жертвоприношения, для этого были агнцы» (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

78        Бл. Иероним т.4 К. 1861 стр. 240–241 (против Иовиниана кн. 2) ср. св. Григ. Нисск. О девстве гл. 21 тв. ч. 7 М. 1868 стр. 377 и св. И. Злат. на 1 посл. к Фесс. б. 11 79        Ср. блаж. Иерон. т. I, стр. 111 письмо к Евстохию «как скоро пожелание какой-либо вещи чрез чувства вкрадывается в душу, оно окружает и осаждает её представлением сей вещи и преграждает вход Божию слову; св. Ефр. Сир. о том, что должно избегать всяких вредных свиданий Тв. св. От. XV, 11–12. 80        Пр. И. Касс. соб. 6 об убиении святых гл. VI М. 1892, стр. 278 ср. Св. И. Злат. следующ. место: «Всякий не скоро и не вдруг впадает в несчастье. Ибо есть в душе нашей некоторый стыд греха и которого вдруг одолеть, чтобы дойти до бесстыдства, нельзя; напротив, душа нисходит до крайней погибели неприметно, мало-помалу, когда вознерадит. На Матф. б. 86 г. 1846, ч.3, стр. 479. 81        Св. Макс. Исп. О любви Сотн. Пер. гл. 84 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 190, ср. Bmop. XV, 9 : Св. Григ. Син. Весьма полезн. гл. 67 Доброт. т. 5 М. 1890 стр. 209. И. Леств. – приражения лествица сл. 15 гл. 75 М. 1894 стр. 143. 83        Пр. Нил Син. Письма схоластику Гераклиту (269) М. 1858 ч.2 стр. 378. Отсюда, кто не смотрит на женщину сладострастными глазами, тот дальше отстоит от блуда. 84        Св. Макс. Испов. О любв. Сотн. I 44 Доброт. т. 3 м. 1889 гл. стр. 183 ср. сотн. 2 гл. 56 стр. 203. 86        Св. Ефр. Сир. О добр. и страст. М. 1882 ч. 3 стр. 618 св. Григ. Нисск. Точное истолков. Екклез. сол. бес. 8 М. 1861 ч. 2 стр. 348. Исихий пресв. О трезвении гл. 43 Доброт. т. 2 М. 1885 стр. 176. 90        Св. Ефр. Сир. О Доброт. и страст. т. 3. М. 1882 стр. 614, ср. Ис. Сир. М. 1893 слова подв. сл. I стр. 10; сл. 30 стр. 140–141 пр. Нил Слово о молитве гл. 61 М. 1858 г. I стр. 148. 91        Ис. Сир. сл. 4 о душе, о страст. Серг . п. М. 1893 стр. 30, Ав. Фаласс мысли о любви, воздерж. и пр. Доброт. 3 М. 1889 стр. 331. 92        Св. Макс. Исп. О любви сочин. 2 гл. 68 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 205 Тоже самое говор. пр. Нил Син. о различн. лук. помыслах гл. 23. М. 1858 ч. I стр. 304–305.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

„Возлег уснул ecu, яко лев и яко скимен: кто возбудит его”. По объяснению св. Иоанна Златоуста, «здесь разумеется крест и погребение Его (т. е. Иисуса Христа). Как спящего льва или скимена никто не осмелится разбудить, так и Иисус Христос говорит о Себе: „Никтоже возмет ю” (жизнь) „от Мене, но Аз полагаю ю о Себе” ( Ин.10, 18 )» (тв. т. 4, стр. 718). И, по мнению св. Ипполита Р., здесь «обозначено трёхдневное успение Христово» (тв. вып. 2, стр. 15). Св. Кирилл Иерусалимский также приводит эти слова как предсказание о погребении Иисуса Христа («Огл. поуч.» XIV, 3, стр. 279–280). Св. Иоанн Златоуст в этих же словах видит ещё пророчество о воскресении Спасителя («Беседы на Евангелие от Иоанна» ч. 2, стр. 279–280). А св. Кирилл Александрийский при таком понимании видит в них ещё «ясное указание Писания на то, что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его Самого, как силы Родителя, могущей оживотворить и весьма легко храм Свой ( Ин.2, 19 ). Ибо это подобно тому, как если бы кто сказал: «Он лёг добровольно, но только не будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания» (тв. ч. 4, стр. 386). Церковь также поёт: «Приидите днесь иже из Иуды спяща зряще, пророчески Ему возопиим: возлег уснул еси яко лев, кто воздвигнег Тя, Царю...» (Вел. Субб. Утр. стих, на хвал. 3). И ещё: «Якоже лев, Спасе, уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую» (Вел. Субб. Утр. Непор. статья 1, стих 38). Гл. 49, 10 не оскудеет князь от Иýды и вóждь от чрéсл егó, дóндеже приидут отложéная емý, и Тóй чáяние языков Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов Святые Отцы и Учители Церкви объясняют и все эти слова в смысле пророчества о Христе Спасителе (св. Ириней Лионский «Против ересей» IV, гл. X, 2, стр. 434–435; св. Иоанн Златоуст тв. т. 1, стр. 441; «Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 385); разумеют Его под „отложенным” (св. Ефрем Сирин тв. ч. 2, стр. 153; ч. 6, стр. 441) и под „чаянием языков” (он же тв. ч. 6, стр. 187; св. Ипполит Р. тв. вып. 2, стр. 15; св. Иоанн Златоуст т. 1, стр. 620; т. 4, стр. 718; т. 6, стр. 25; св. Кирилл Александрийский тв. ч. 4, стр. 387; тв. ч. 7, стр. 343, 378; ч. 11, стр. 27; св. Киприан Карфагенский тв. ч. 1, стр. 341; бл. Феодорит т. 1, стр. 77) и видят в них указание пришествия Его (Мессии).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В соответствие первым словам Апостола ( Гал. 3:24 ), св. Ириней Лионский говорит, что «закон был (для Иудеев) и средством научения, и пророчеством будущего» (Против ересей» кн. IV, гл. XV, I; стр. 450; кн. IV, XXXII, 2; 522); св. Афанасий Великий , – что «законом (Бог) руководил их к познанию Спасителя человеческому роду» (тв. 4, стр. 286), а св. Кирилл Александрийский лишь перефразирует их, говоря: «закон детоводительствует и хорошо приводит к тайне Христовой» (тв. ч. 1, стр. 6–7), ибо он «громко провозгласил таинство Христово» (тв. ч. 7, стр. 230); да его «служение (и) состояло в предвозвещениях о Христе» (тв. ч. 1, стр. 124); он – «начальный учитель», который «посредством намеков и тени как бы посеявает в нас ведение тайны Христовой» (ibid. стр. 143). Подобно ему и св. Епифаний Кипрский говорит, что «Христа наперед проповедывал и предвозвещал им пестун, т. е. закон, потому что в законе были образы, истина (коих) в Евангелии» (тв. ч. 1, стр. 50), ибо «если понимать его (закон) духовно, он говорит нам о таинстве Христа» (тв. ч. 9, стр. 112), и даже – «Сам Спаситель в те времена глаголал в законе» (тв. ч. 2, стр. 236). Имея в виду другие слова Апостола ( Евр. 10:1 ), св. Ириней Лионский говорит, что «закон изображал как бы тень, (ибо) представлял тип вещей небесных (а также) – вечное – во временном, и небесное – в земном» («Против ересей» кн. IV, гл. XI, 4; гл. XXXII, 2; стр. 438, 522), а св. Кирилл Александрийский обращается «к преднаписанным Моисеем образам, чтобы искать в них истину» (тв. ч. 5, стр. 88), ибо, по его мнению, «если кто пожелает исследовать и самые тени (прообразы) закона (Моисеева), то найдет в них описание Христа и Его таинства» (тв. ч. 11, стр. 336). Св. Григорий Богослов , усматривая в законе «свет прообразовательный, прикрывающий истину и тайну великого света и соразмеренный с силами приемлющих», как на наглядное и образное подтверждение сего, очевидно, по примеру Ап. Павла ( 2Кор. 3:14–15 ), указывает на то, что сам законодатель Моисей, вследствие особенной славы от лица его, которой не могли выносить глаза Евреев, принужден был носить на нем покрывало ( Исх. 34:35 ; тв. ч. 3, стр. 275). Наконец, по поводу последних слов Апостола ( Рим. 10:4 ), св. Ириней замечает: «каким образом Христос – конец закона, если Он и не начало его. Ибо кто принес с собою конец, тот произвел и начало» («Против ересей» кн. IV, гл. XII, 4; стр. 441). Св. Иоанн Златоуст утверждает даже, что «из Ветхого Завета можно привести многие свидетельства, которые показывают, каким образом закон должен получить конец во Христе» («Толк. на 2-е посл. к Кор., стр. 107–108; изд. 1851 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Епифания Кипрского , потому-то Иисус Христос и «называется «облаком», что Он осенял сынов Израилевых; – «столпом», – что светом огня светил в пустыне» (тв. ч. 4, стр. 155); кроме того, по его мнению, «Иисус Христос часто являлся пророкам и возвещал Свое будущее пришествие» (тв. ч. 3, стр. 69). 144 Св. Иоанн Злат. «Бес. на Ев. Ин.» ч. I, стр. 210 и 397. «Бес. на р. м. св. II.» т. I. стр. 17. 152 Его же тв. ч. 1, стр. 94. По мысли св. Отца, олицетворением Мес­сианских пророчеств был священник Урия, а прообразов – Захария, сын Варахии, на которых, как на свидетелей, Бог указал прор. Исаии (8:2), именно как бы в знак того, что «во свидетельство о Христе при­нимаются тайноводство, (подаваемое) чрез закон и св. пророков, и веде­ние или предвозвещение», ибо Его «предызображал посредством сени закон; предсказывал (о Нем) и светлый, и великий лик св. пророков» (тв. ч. 6, стр. 234–235). А по мысли св. Ипполита Рим., олицетворением закона и пророков, чрез которых «было возглашено, что Он придет в мир» (тв. вып. 2, стр. 114), были те два мужа, которых прор. Даниил видел ( Дан. 12:5–6 ) стоявшими по обе стороны реки, верху коей был «муж оболчен в ризу льняну» (тв. вып. 1, стр. 166). 164 Ibid. стр. 129. Потому-то, по мнению сего св. Отца, «блаж. пророки, как провидевшие Духом и предвозвестившие имеющие совершиться над Ним страдания», и названы «очами Христа» и притом «радостотворными» ( Быт. 49:12 ), что они «силою (Духа) радовались, созерцая Христа духов­ными очами и получая постоянно усовершение от Самого Слова и Его благодати» (ibid. стр. 16). 180 Тв. ч. 9, стр. 22–23. «Как видят пророки то, что видят, мы ска­зать не можем, – говорит св. Иоанн Златоуст , – потому что невозможно объяснить словом способа их видения; это знает ясно только тот, кто узнал на опыте. Мне кажется, – продолжает св. Отец, – с пророками происходило то же, как если, бы чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просветилась. Так и души пророков, очистившись наперед собственною добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают ведение будущего» (тв. т. 6, стр. 8–9). 184 Св. Епифаний Кипр. тв. ч. 2, стр. 176. Цель этого св. Отец в другом месте изъясняет так: «предустроенное от Бога несомненно проповедано было, как уже совершившееся, чтобы истина не пребыла неверною и чтобы не пришло в сомнение в уме пророка имевшее совершиться столь изумительное и поразительное таинство» (тв. ч. 5, стр. 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

90 Так, по объяснению ап. Варнавы (посл. гл. XII, стр. 61), «Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения и, ставши выше всех, простёр свои руки, делая образ креста, почему тогда Израиль и одерживал победу; а когда он опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест», «непобедимое знамение» которого изобразил молившийся Моисей. И, по мнению св. Григория Богослова (тв. ч. 4. стр. 174–175), именно – «распростертием или воздеянием рук», по объяснению св. Григория Нисского (тв. ч. 8, стр. 28; тв. т. 1, стр. 310–312), св. Ефрема Сирина (тв. ч. 3, стр. 205; ч. 6, стр. 403), св. Иоанна Златоуста (тв. т. 6, стр. 623), св. Амвросия Медиоланского (Хр. Чт. 1841 г., ч. 3, стр. 389) и св. Кирилла Александрийского , «ибо руки, во всю длину распростёртые в воздухе», – замечает последний св. Отец, – «ясно изображают внешний вид креста» (его тв. ч. 1, стр. 150; св. Киприан Карфагенский тв. ч. 2, стр. 51, 322). 91 И, по мнению св. Климента Ал., «через Иисуса, сына Навинова, Бог указывал на Иисуса, Сына Божьего, ибо имя „Иисус”, предвозвещённое в законе, было именно предызображением Господа...» («Педагог» кн. 1, гл. 7, стр. 63). А то, что «И. Навин побеждает Амалика при помощи мужей сильных (ст. 9) и таким образом освободил израильский народ от врага», – по объяснению св. Кирилла Александрийского, – знаменовало собою то, что «Иисус Христос был Спасителем и Искупителем всего народа, ибо, избравши из всего народа израильского и из всех языков мужей сильных, т. е. св. апостолов, Он противостоял вместе с ними князю века сего ( Ин.12, 31 )» (тв, ч. 1, стр. 149; ч. 2, стр. 188). С этим согласен и св. Киприан Карфагенский , по которому Амалик побеждён от Иисуса, т. е. дьявол побеждён Христом таинством камня и твёрдостью сидения на нём Моисея; ибо тот камень, на котором восседал Моисей, взошедши на верх холма, когда Иисус Навин сражался против Амалика, означал Христа» (тв. ч. 2. стр. 47); а по другому его объяснению, «Иисус Навин знамением креста победил Амалика через Моисея» (ibid. стр. 51), ибо «Моисей для одержания победы над Амаликом, изображавшим дьявола, поднимал вверх руки» (стр. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Ефрем Сирин , теми шестидесятью городами, в которых царствовал Ог ( Втор. 3:4 ), ибо они изображают тайну шести­десяти родов, над которыми царствовала смерть от Адама до пришествия Еммануилова (тв. ч. 6, стр. 574). 710 «Всех времен считается три, – говорит св. Кирилл Ал., – первое, среднее и последнее, в которое явился Христос» (тв. ч. 9, стр. 177). 721 Св. Иоанн Злат. тв. т. 4, стр. 718. «Господь действительно пришел тогда, – замечает он в другом месте, – имея в виду, однако, то же пророчество, – когда Иудейские правители уже потеряли самовластие и были подчинены скипетру Римскому» (тв. т. 1, стр. 620). «Римляне поставляли над ними своих начальников, потому что власть уже отнята была у Иудеев по пророчеству» («Беседы на Ев. Матфея» ч. 3, стр. 381). 723 Св. Кирилл Ал. тв. ч. 4, стр. 386–387; ч. 9, стр. 44; ч. 11, стр. 160–161. «С прекращением князей от Иуды, и поставлением Ирода из язычников, хотя и прозелита, Иудея окончательно предана римлянам и сделалась их данницею. Потом Христос родился; при этом исполнилось пророчество Иакова» ( Быт. 49:10 ), – рассуждает и св. Епифаний Кипрский (тв. ч. 2, стр. 388), ибо «в пришествие Христово прекратились до Самого Христа бывшие по преемству вождями князи от Иуды» (ч. 1, стр. 204–205). 729 Ibid. стр. 862. И по мнению св. Исидора Пелусиота , под образом этого зверя «пророк, очевидно, разумел царство римское, неуподобляемое никакому живому существу, как составленное из всех народов и племен, совокупившее в себе важную силу и славу, ибо видел, что одним именем невозможно изобразить сие царство, на всех распростершее иго владычества, и во время воплощения Господня необъятно расширившее свои пределы» («Письмо 218. Чтецу Тимофею» тв. ч. 1, стр. 137–138). 732 И по мнению св. Исидора Пелус. «сказуемый «грядущим» есть Христос» ( Пс. 117:26 ; Мф. 11:3); («Письмо 347 – Павлу»; тв. ч. 2, стр. 281), так что уже «после креста (т. е. после распятия Христова) у Иудеев «потребится помазание», т. е. священство» («Письмо 339. Диакону Исидору»; ibid. стр. 276). Между тем, по мнению св. Ипполита Р., «не об ином ка-ком Христе (старейшине) говорит здесь пророк, как об Иисусе, сыне Иоседекове, который возвратился (из плена) вместе с народом своим и, построивши в 70-м году храм, принес (в нем) жертву по закону ( 1Ездр. 3:8 )»; после него-то, спустя 62 седмины, явится Христос (тв. вып. 1, стр. 142).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010