Просветительно-издательская деятельность Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря началась вскоре после переселения отца Иеронима в Русик, и в этом старцу принадлежит по всей справедливости первая заслуга. Он был душой этого дела. Прозорливо провидев его успех и благотворность, он не щадил ни трудов, ни расходов для его поддержания и расширения. Первой книгой, изданной в России на средства Пантелеймонова монастыря в 1850 году, была хорошо известная, пользовавшая усиленным спросом читателей книга деятельного сотрудника старца Иеронима Серафима Святогорца (иеросхимонаха Сергия) «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской», выдержавшая впоследствии не одно издание и имеющая множество читателей и сегодня. Продолжая издательское дело, Русский монастырь в 1858 году напечатал «Сочинения и письма Святогорца, собранные после его смерти», а в 1861 году – «Стихотворения Святогорца, собранные после его смерти и посвященные любителям и благотворителям». В 1860 году напечатан монастырем «Афонский патерик», собранный старанием другого помощника отца Иеронима – отца Азария. В 1861 году на средства монастыря напечатана в существовавшей в ту пору при Константинопольской патриархии славяно-болгарской типографии книга «Вышний Покров над Афоном» – сказания о многих чудотворных иконах Святой Горы. В той же типографии в 1862 году напечатана была «Служба и похвальное слово преподобным и богоносным отцам нашим, на Святой Горе Афонской просиявшим», а в 1867 году – служба в честь иконы Богоматери, именуемой «Достойно есть». Когда отец Арсений находился в России, то монастырем были напечатаны там в 1863 году «Житие и страдания святого великомученика Пантелеймона», в 1864 году – «Молитва святому великомученику Пантелеймону» и много разных душеполезных брошюр и листков. Мы уже видели, что все знавшие отца Иеронима удивлялись его обширной начитанности в Священном Писании и святоотеческих творениях. «Хотя и аз много читал книг, но против него – как капля в море», – восхищался инок Парфений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Во Франции существует чудотворная икона Нерукотворного Спаса, которая в настоящее время хранится в ризнице собора города Лан. Икона эта считается балканского, может быть сербского, происхождения и относится к XII веку. В 1249 г. икона эта была прислана во Францию из Рима Яковом Пантелеймоном Тарциниусом, будущим папой Урбаном IV, своей сестре, игуменье цистерцианского День празднования Нерукотворного Спаса отмечается как . Однако служба этого дня далеко не ограничивается памятью перенесения Образа из одного места в другое. Главное в ней - догматическое обоснование Образа и его содержание. Значение выражения следует понимать в свете Евангелия от Марка, гл. 14, ст. 58: Образ этот - прежде всего Сам Христос, воплощенное Слово, явленное (Ин. 2, 21). Со времени Его явления Моисеев запрет образа (см. Исх. 30,4) теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами воплощения Здесь не образ Бога, сделанный по домыслу человеческому, а подлинный лик ставшего Человеком Сына Божия, который Предание Церкви возводит к непосредственному соприкосновению с живым Его ликом. В день Нерукотворного Спаса Церковь почитает первую икону Бога, ставшего Человеком. Как мы видели, приведенные выше стихиры, а также и другие тексты службы подчеркивают историческое происхождение этого образа. В глазах Церкви особенно важно подчеркнуть, что Личность Иисуса Христа и Его образ не являются некоторым олицетворением высоких моральных качеств или прекрасной идеи, что Спаситель не есть некий идеал, возвышенный и отвлеченный, а конкретное историческое Лицо, жившее в определенном месте и в определенное время. , - говорит служба праздника (2-я стихира первого гласа на малой вечерне). Особое значение в плане нашего разбора имеют ветхозаветные и новозаветные чтения службы. Как известно, совокупность читаемых текстов Священного Писания раскрывает смысл празднуемого события: в паремиях показываются его ветхозаветные предображения, а в новозаветных чтениях раскрывается их исполнение, указывается вероучительное содержание праздника и его эсхатологическое значение. И вот подбор этих чтений раскрывает как раз то, что мы уже знаем из творений преп. Иоанна Дамаскина, то есть то, как понимает Церковь ветхозаветный запрет, его смысл, его цель, а также смысл и цель новозаветного образа.

http://pravicon.com/text-20

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На полиелее – величание праздника. Канон праздника «Сушу глубородительную землю» – творение святого Космы Маиумского (ум. 776 г.). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний»; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9 песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания). Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) – (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ВЕЛИКИЙ ПОСТ Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности – в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а на 6 часе и на вечерне читается паремия. Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная Триоди поется на великой вечерне праздника, на стиховне на «Слава» и на утрене на «Слава» на хвалитех. Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

— Существуют ли отличия в современном греческом богослужении от традиций, сложившихся в России? — В Греческой Церкви существует заметное отличие приходской богослужебной практики от практики монастырской. В монастырях, которые поддерживают афонскую традицию, устав идентичен нашему Типикону. Однако он исполняется полностью, не опускается ни одна его деталь. Для греков совершенно немыслимо служить службы суточного круга во внеуставное время, например, утреню вечером, а вечерню утром. Но поскольку утреня — служба довольно продолжительная, и после утрени, например в воскресный день, служится литургия, то современным городским жителям было бы нелегко проводить в храме пять часов без перерыва. Поэтому приходской устав претерпел существенные изменения. На приходах сокращаются, как правило, те части богослужения, которые читаются: кафизмы, часы, тропари канонов. Но все то, что положено петь, неопустительно выпевается. Например, поются все седальны, степенны антифоны, катавасии по каждой песни канона и все положенные стихиры. Так, на воскресной вечерни пропеваются все десять стихир на " Господи воззвах " , а на утрени на " Хвалите " — все восемь положенных стихир. Опускаются также некоторые ектении на литургии и в конце утрени. На воскресной утрени после Великого славословия поется положенный тропарь, сразу же следует возглас " Благословенно Царство " и начинается литургия. Общая длительность такой службы — утреня вместе с литургией — составляет примерно четыре часа. В монастырях же никаких сокращений не бывает. — А совершаются ли всенощные бдения, полностью соответствующие своему названию? — Когда греки говорят " всенощное бдение " , то имеется в виду действительно богослужение, которое совершается всю ночь. В греческих монастырях никогда не прекращалась традиция всенощных бдений. На все великие праздники и в дни памяти чтимых святых, в дни престольных праздников в монастырях служится служба всю ночь. Такое всенощное бдение состоит из повечерия, великой вечерни, утрени, часов и литургии. Всё это служится непрерывно. При этом на таком бдении читаются и уставные чтения. Обычно в конце вечерни читается слово какого-либо святого отца, посвящённое празднику, или творение того святого, память которого в этот день празднуется. А в конце прошлого века начало возрождаться служение всенощных бдений и на приходах. И первоначально это было критически воспринято. Но постепенно эта традиция распространилась, и большинство греческих приходов устанавливают для себя несколько таких дней в году. Заранее известно, что вот в эти дни в течение года будут совершаться ночные службы. И греки очень любят такие бдения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В царствование Бориса Годунова приятель его патриарх Иов написал житие царя Федора. Оно изложено слишком официально для литературного произведения и при обилии риторики слишком бедно содержанием для биографа-современника, стоявшего так близко к самому источнику описываемых событий. В рукописях встречается служба преп. Иосифу Волоцкому с известием, что в 1591 году собором установлено всецерковное празднование его памяти и по этому поводу исправлены были для печатного издания тропарь, кондак, стихиры, канон и на литургии вся служба Иосифу. В службе один канон – «творение Иова патриарха» 466 . По поручению того же патриарха составлена была пятая, самая обширная и витиеватая редакция жития кн. Александра Невского. Из приписки к ней видно, что автор ее – вологодский архиепископ Иона Думин. Его труд – компиляция, составленная по записке Александрова биографа-современника, по летописи и по двум редакциям жития, написанным по поручению митрополита Макария; новый редактор прибавил от себя новые риторические украшения, 4 чуда 1572 года и пространное похвальное слово. Сводя и переделывая сказания прежних биографов, Иона однако ж ведет рассказ от их лица и приписывает им слова, которых не находим в их сочинениях: таким образом, в биографии, написанной по благословению Иова, читаем, что автор беседует с пленными, взятыми Александром в Ледовом бою, и получает от митрополита Макария приказание написать житие Александра, и слушает рассказ старца Рождественского монастыря во Владимире о чуде князя Александра в 1572 году 467 . Много лет спустя по смерти Нила Столбенского (7 декабря 1554 года), около 1580 года в пустыню его пришел из соседнего Никольского Рожковского монастыря иеромонах Герман, и ушедши через 3 года, воротился туда около 1590 года. Сам уроженец той местности, Герман по рассказам окрестных жителей составил записки о жизни и чудесах столбенского пустынника и, считая себя «недовольным писания», долго думал, где найти человека, способного по этим запискам написать житие Нила. Узнал он, что есть в Болдписком Герасимовом монастыре такой человек, инок Филофей Пирогов, и в 1598 году в Москве на соборе, встретившись с болдинским игуменом Феоктистом, он вручил ему свои «списки» о жизни и чудесах Нила с просьбой поручить Филофею составление жития. Рассказы странствующих иноков о Ниле уже давно пробудили в Филофее «желание несытно» писать о нем, и, когда Феоктист принес ему записки Германа, он составил по ним житие, стихиры и канон Нилу, дополнив известия Германа рассказами странствующих иноков, бывавших на Столобном острове 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Второй момент – недоумение и осторожность Божией Матери, которые особенно подчеркивает служба праздника, сопоставляя Благовещение, начало нашего спасения, с началом падения человека. Из-за падения праматери Евы Дева Мария осторожна и не сразу принимает необычную весть из потустороннего мира, ссылаясь на закон природы: Како будет сие, идеже мужа не знаю? ( Лк.1:34 ). На иконе это передается жестом Ее руки, которую Она держит перед грудью ладонью вперед – знак недоумения, неприятия. Наконец, другие иконы передают заключительный момент события – согласие Божией Матери. Здесь Она, наклонив голову, прикладывает правую руку ладонью к груди – жест приятия, покорности, решившей судьбу мира: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему ( Лк.1:38 ). Митрополит Филарет Московский о значении этих слов говорит: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир твари: но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось – слово твари низводит в мир Творца» 308 . Благовещение. Новгородская школа. Вторая половина XVII в. Палаццо Лиони Монтанари. Виченца (Италия) Но подчеркивание одного из указанных моментов не есть общее правило, и на многих иконах они соединяются: показывается как бы синтез психологического состояния Богоматери. Она держит руку в направлении ангела, спрашивая ответа на возникшие в Ней сомнения, и в то же время наклоном головы изъявляет Свою покорность. На нашей иконе взгляды Богоматери и Архангела направлены не друг на друга, а кверху, где мы видим традиционную часть сферы – символ горнего неба и исходящие из нее лучи – действие Духа Святого. Взгляды Богоматери и Архангела направлены на эти нисходящие лучи. В этой детали глубочайше прочувствован и передан основной смысл происходящего, а именно – единство воли и действия Бога и твари, о котором говорит служба праздника: «Ангел служит чудеси, Девича утроба Сына приемлет, Дух Святый низпосылается (лучи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Предтече и т.д.; б) затем упоминается святой храмовый, т.е. в память коего построен храм, и, в) наконец, святые, которых память празднуется в тот самый день, в который совершается служба. На литургии, кроме того, воспоминается святитель, литургия которого совершалась, т.е. св. Василий Великий , или св. Иоанн Златоуст , или св. Григорий Двоеслов . На малом отпусте не бывает таких воспоминаний. Только в неделю на полунощнице и часах в начале отпуста присоединяются слова, имеющие отношение к воспоминанию дня седмицы: «Воскресый из мертвых» (Служебник). Во Владычные праздники положены особые отпусты, кои и печатаются отдельно в Служебнике. Когда совершаются сряду две службы, например, утреня и первый час, из коих первую Устав полагает совершать в самом храме, а вторую – в притворе, и после каждой службы назначается отпуст, то отпуст последней службы, на выход из церкви, называется совершенным отпустом, конечным отпустом. «Пак нет». «Между кафизмами паки» – такие в прежних богослужебных книгах были указания на малую ектенню «Паки и паки миром Господу помолимся». Параклисис Богородице. Слово «параклисис» присоединяется к канону молебному Пресвятой Богородице, который поется во всякой скорби душевной и обстоянии (творение Феостирикта монаха), в богослужебных книгах он обозначается так: «Канон Богородичный, параклисис, ему же ирмос: «Воду прошед», тропарь же: «Многими содержим напастьми». Слово «параклисис» (παρακλητικς – «утешительный, ходатайствующий») указывает на утешительное моление, которое в каноне содержится. Указанием же на ирмос («Воду прошед») и на первый тропарь («Многими содержим напастьми») этот канон- параклисис отличается от другого канона – параклисиса (сочинение Луки Ласкаря), у которого первый ирмос начинается словами: «Колесница гонителя фараона», а первый тропарь: «Скорбных наведения». Первый из указанных канонов находится в Следованной Псалтири, в Каноннике, Акафистнике, Святцах и т.п. Второй канон – в Октоихе в конце, в Святцах. Парастас. Парастас (παρστασις от στσις – «стояние») есть служба за умерших. В Киево-Печерской лавре издано особой книжкой: «Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим отцем и братием нашим и по всем православным христианам преставившимся». Паремия (Παροιμα значит «притча», «иносказание»; proverbium 2Пет. 2:22 ; parabola Ин. 10:6 ). Так называются чтения из Св. Писания, главным образом Ветхого Завета, в них часто пророчески или прообразовательно, прикровенно указываются значения праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах, иногда на молебнах. Паремии святым одного лика или чина всегда одни и те же. Поэтому в Типиконе иногда указываются книги Священного Писания и главы их, откуда взяты паремии, а иногда только пишется: «чтения три преподобническия», «чтения три святительския», «паремии празднику» или «святому». Сами паремии печатаются в Минеях и Триодях. Первый Богородичен (см. Богородичен первый).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Душеполезные поучения. М.: Правило веры, 2007. С. 49-50. Антоний Великий прп. Различные наставления детям своим, монахам//Поучения. С. 79-80. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о келейном молитвенном правиле//Полн. собр. творений. Т. 2. С. 160-161. Емилиан (Вафидис), архим. Толкование на подвижнические слова аввы Исаии. С. 43. Феодор Студит, прп. К Николаю, ученику//Послания. Кн. 1. С. 35-38. Серафим Саровский, прп. Духовные наставления мирянам и инокам//Радость моя. С. 623-624. Емилиан (Вафидис), архим. Слова и наставления. С. 110-111. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полн. собр. творений. Т. 5: Приношение современному монашеству. С. 106. Амвросий Оптинский, прп. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. С. 525. см. в кн.: Дионисий (Тацис), свящ. Духовный урожай святой Эллады. С. 89-90. Иоанн Лествичник, прп. Слово к пастырю//Лествица. С. 471-509. Афанасий Афонский, прп. Завещание. С. 445-446. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы//Творения. Т. 2. С. 351-354. Феодор Студит, прп. Огласительные поучения и завещание. С. 34-35. Паисий (Величковский), прп. [Письмо к иерею Димитрию]//Четвериков Сергий, прот. Правда христианства. С. 93. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5962558.ht...

Сама Пасхальная Литургия тоже начинается с пения праздничного тропаря со стихирами 68-го псалма. Антифоны состоят из соответствующих отрывков из псалмов, которые восхваляют и прославляют спасение Божье: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его!.. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, и да поет же имени Твоему, Вышний!.. Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое!.. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие еси!.. Тропарь повторяется снова и снова. Крещальный гимн из послания к Галатам заменяет «Трисвятое». Апостольское чтение – первые девять стихов Деяний Св. Апостолов, а евангельское – первые семнадцать стихов из Евангелия от Иоанна, которое опять приводит верующих к началу начал и открывает творение Божье и восстановление мира через Живое Слово Божье, Его Сына Иисуса Христа. Само слово «Пасха» означает – «Исход», «Переход». И если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха – это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанный древними пророками. Это – вечный Исход, переход от смерти к жизни, от земли к небу. Это – День Господень, чаемый святыми пророками, «сей день егоже сотвори Господь» для Своего суда над всей тварью, День Его окончательной и непреложной победы. Это – День Царства Божия, в котором «не будет ночи» , ибо «светильник его – Агнец» ( Откр.21:22–25 ). Пасхальная служба вовсе не приурочена к восходу солнца, – Пасхальная Заутреня и Божественная Литургия служатся вместе в начальные тёмные часы первого дня недели, чтобы дать нам возможность ощутить «новое сотворение» мира и мистически войти в «новый Иерусалим», вечно сияющий славным светом Христовым, который побеждает непрерывную ночь зла и уничтожает тьму нашего смертного греховного мира. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия, ликуй ныне, и весе-лися Сионе! Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя). Это – одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновлённое пророчеством Исайи и последними главами Книги Откровения, ибо «Новое Творение», «Новый Иерусалим», «Небесный Град», «Царство Божье», «День Господень» и «Брачный пир Агнца с Невестой Его» – всё это празднуется и осуществляется в Святом Духе в пасхальную ночь. Воскресенья после Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Видя Твое беззаконное заклание, тварь в унынии зарыдала, земля смутилась, и солнце облеклось во мрак, как бы в черную одежду, мы же непрестанно воспеваем и превозносим Тебя, Христе, во веки. ( Мф. 27:51, 45 ) Сшедый ко мне даже до ада, и всем путесотворивый воскресение, паки возшел еси, взем мя на раму Твоею, и Отцу привел еси. Темже зову Ти: Господа пойте дела, и превозносите во вся веки. Ты, нисшед ко мне даже до ада и открыв всем путь к воскресению, снова восшел, взял меня на Свои рамена и принес к Отцу. Посему восклицаю Тебе: творения, воспевайте Господа и превозносите Его во все веки. Ума Перваго и виновнаго всех, Отца Единаго Безвиновнаго славим, Слова же Безначальнаго, и Духа Утешителя, Единаго Бога всех, Троицесрасленней покланяющеся, и превозносяще во вся веки. Прославляем первый Ум и виновника всего – единого безвиновного Отца, безначальное Слово и Духа Утешителя, – единого Бога всего, единосущную Троицу, поклоняясь и превознося во все веки. Третьяго канона. От ребра Адамова создавый Тя, от Твоего девства воплотися, Иже всех Господь, Егоже поюще, вопием: вся дела благословите, пойте Господа, и превозносите Его во веки. Создавший Тебя из ребра Адама Господь всех воплотился от Твоего девства. Его мы прославляем, восклицая: все творения, благословляйте и прославляйте Господа и превозносите Его во веки. В сени Авраам узре, еже в Тебе, Богородице, таинство, Сына бо Твоего Безплотнаго прият, поя: вся дела благословите, пойте Господа, и превозносите Его во веки. В шатре Авраам увидел совершившееся в Тебе, Богородица, таинство; ибо он принял к себе бесплотного Сына Твоего, воспевая: все творения, благословляйте и прославляйте Господа и превозносите Его во веки. Равночисленныя Троицы спасло есть Твоего Девства проображение: в девственных бо телесех попираху пламень Отроковице, вопиюще: благословите, пойте Господа, и превозносите Его во веки. Прообраз Твоего девства, Отроковица, спас равночисленных Троице (отроков); ибо они своими девственными телами попрали пламень, восклицая: благословляйте, воспевайте Господа и превозносите Его во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010