Младший сын благоверного князя Александра Невского, преподобный Даниил (†1303; память 4 марта), основатель древ­нейшего монастыря в Москве, почтен несколькими службами. “Ина” служба князю Даниилу есть творение духовного писателя конца XVII–XVIII века иеромонаха Кариона (Исто­мина) 54 . Она содержит следы акростиха. Первая песнь может быть прочитана следующим образом: [К]арион. Третья песнь читается, очевидно, [н]ищии. Четвертая песнь — монах. Тропари 5–8-й песней начинаются на то же слово, что и ирмос. Тропари 9-й песни дают чтение иереи. В целом акростих может быть прочитан так: Карион нищий иерей. Данная служба была написана “в 1711 году по просьбе игумена Макария Даниловского монастыря” 55 . В службе преподобного Феоктиста (XIV в.; память 12 марта), бывшего Драгутина короля Сербского, имеется акростих, о котором говорится в надписании: Канон, егоже краегранесие: Преподобнаго пою Феоктиста. В богородичнах же и в седальне: прота Мирко 56 . В службе святителю Новгородскому Серапиону (†1516; память 16 марта) имеется азбучный акростих. Он заканчивается буквой “щ” богородична 8-й песни. Тропари 9-й песни канона с богородичном, возможно, дают авторскую подпись — рфли 57 . В агиографической справке об авторе говорится: “Текст службы святителю Серапиону был составлен иноком Трифилием, о котором упоминается в одном из списков его Жития” 58 . В службе преподобному Макарию Калязинскому (†1483; память 17 марта) акростих не читается, но в 9-й песни первого канона есть авторская подпись: начальные буквы тропарей дают имя Роман 59 . Служба святителю Иннокентию Московскому (†1879; память 31 марта) имеет акростих От Господа стопы человеку исправляются 60 (Пс 36:23). Службу составил тогдашний епископ Омский и Тюменский Максим 61 . “Ина” служба святителю Ипатию Гангрскому (†326; память 31 марта) имеет надписание Творение иеромонаха Кариона Истомина. Тропари канона дают следующий акростих: Бога Царя пети, Чудоподателя, несе Ареон 62 . В службе святому младенцу Гавриилу Белостокскому (†1690; память 20 апр.) гимнограф просит: Младенца молитвами спаси мя 63 . Данный акростих дают начальные буквы тропарей канона без богородичнов.

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

На сии дни также составлена была издавна особая служба, в состав коей вошли некоторые стихиры и один канон, заимствованный из общей службы святителям Гурию и Варсонофию 4 октября, а некоторые вновь написаны, в том числе канон, составленный по благословению митрополита Лаврентия (бывшего от 1657 по 1675 гг.), как то видно из заглавных букв тропарей сего канона (краегранесия). Эта служба сохранилась в старинной рукописи, хранящейся в ризнице Казанского кафедрального собора, писанной в то время, когда новоисправленные при патриархе Никоне церковные книги еще не были повсюду распространены, отчего некоторые песнопения (например, богородичный тропарь 4-го гласа) и паремии удержали еще старинную редакцию. По сей рукописи и отправляема была, по всей вероятности, служба святителю Гурию в день его преставления и пренесения мощей до времени митрополита Казанского Тихона III (Воинова) (бывшего с 1699 по 1724 г.) 58 . При нем она была вновь пересмотрена, дополнена и изложена особо для 5 декабря и 20 июня современником Тихона святителем Димитрием Ростовским , который составил и житие святителей Гурия и Варсонофия, известное как Гермогеново и помещенное в Минее четьей под 4 октября, а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений 59 Служба сия содержится в другой старинной рукописи Казанского кафедрального собора, принесенной в сей собор в 1710 г. митрополитом Тихоном со следующей надписью собственной его руки: «в год 1710 августа 15, аз, смиренный Тихон, милостию Божиею митрополит Казанский и Свияжский, приложил книгу, службу и житие во святых отца нашего Гурия, архиепископа Казанского чудотворца в царственный град Казань, в соборную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы по себе и по своим родителям в вечное поминовение. Подписах моею рукою. На той и другой службе значится, что они суть творения святителя Димитрия. Вслед за службами в рукописи помещено повествование Гермогеново о житии святителей Гурия и Варсонофия, обретение мощей их, сказание о чудесах, бывших от сих мощей, и два похвальных слова святителю Гурию, одно – вышеупомянутое слово святителя Димитрия Ростовского , а другое – собственно на пренесение мощей – иного автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба. Будем заботиться о уходящих в иной мир прежде нас дабы для них сделать все, что можем, помня, что “Блажени милостивии, яко тии помиловани будут”. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово На литургии в день Светлого Воскресения читается начало Евангелия от Иоанна о Божественном Слове. Когда все исполняется Светом Воскресения Христова и небеса соединяются с землей в прославлении Победителя смерти, Евангелием возвещается Кто Он: “В начале (по древнему переводу – искони) было Слово”. О Слове говорилось еще в Ветхом Завете: “Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их” ( Пс. 32, 6 ), “Посла Слово Свое, и исцели я” ( Пс. 106, 20 ). Особенно ярко и выразительно о могущественном действии Слова Божиего сказано в книге Премудрости Соломона. Однако ветхозаветные люди под Словом Божиим подразумевали лишь проявление воли и действия Божьего. Ныне же благовествует Иоанн, что Слово Божие есть Сам Сын Божий Единородный, Второе Лицо Святой Троицы. Почему Сын Божий именуется также Словом? Потому что через него Отец выражает Свою волю. Слово Божие не таково, как слово человеческое. Человек выражает словом свои мысли и желания. Но слово, сказанное человеком, умолкает и исчезает. Выраженное им желание иногда исполняется, а часто остается невыполненным. Слово Божие вечно и всемогуще. Оно всегда у Бога. Слово человеческое есть его служебная сила. Слово Божие есть Второе Лицо Святой Троицы. Оно Само Бог. Бог Слово есть Сын Божий и любит Отца, и все добровольно творит по Его воле. Точнее – у них одна воля. Бог Отец любит Своего Сына и все творит через Него. Ничего не создано Отцем помимо Сына. “Имже вся быша”. Все через Него начало быть и без Него ничего не начало существовать, что существует: “Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть” ( Иоан. 1, 3 ) (Как об этом говорит 2-й член Символа Веры ). Когда в книге Бытия говорится, что при творении мира Бог “рече да будет Свет, рече да будет твердь”, то это значит, что Бог Отец захотел сотворить свет, твердь и прочее и что Слово, Сын Его, привело это в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

л. 22 об. В службе на 1-е сентября, по 6 песни, положено Слово в начале Индикту св. Иоанна Златоустаг о, патр. Константинаграда. Там же л. 2. л. 66. – на 6-е число, на утрени Повесть откровениа препод. отца нашего Архиппа, пустынножителя и поломонаря всеславнаго и честнаго храма архангела Михаила иже в Хонех. Там же л. 59 об. л. 95 об. – на 8-е, по 2-м стихологии, Слово иже в святых отца нашего Андреа, архиеп. критскаго, иерусалимленина, на Рожество пресл. Владычица нашеа Богородица и Приснодевица Мариа. Там же л. 120. л. 163 об. – на 11-е, по 2-м стихологии, Слово св. Иоанна Златоустаг о, архиеп. Константинаграда, на Вздвижение честнаго и животворящаго Креста. Там же л. 216. л. 219. Сент. 20, служба св: Князю Михаилу черниговскому и болярину его Феодору с двумя канонами, первый творение таха ермонаха Святыа горы Пахомиа; по окончании службы Страсть св. новоявленных и великомученик и исповедник В. Князя Михаила черниговскаго и болярина его Феодора, вкупе пострадавших от царя Батыя. Там же л. 319 об. С обор. л. 251 по 258 над и под строками написано красными и черными чернилами построчно Слово септ. 23. на зачатие св. Иоанна Крестителя. Вслед за сим словом также вверху и внизу строк одною киноварью написано житие препод. Ефросинии, (сентяб. 25), нарицаемыя Измарагд. Там же л. 396. л. 270. Сент: 25, служба препод. Сергию чудотворцу радонежскому, по 2-м стихологии положено чтение, начин. Приидете честное и святое постник ссловие, приидете отци и братиа, приидете празднолюбци. В выноске против сего киноварью: Пахомие иеромонах. л. 303 об. – на 26-е, по 2-м стихологии, Иоанна, архиен. Констянтинаграда, Златоустаго, Похвала св. Иоанну апостолу и евангелисту и Богослову. Там же л. 607 об. В конце ркп. приложены особо: л. 355. Сент. 19, служба св. Князю Феодору и чадам его Давиду и Константину, а после оной Преставление благовернаго и христолюбиваго Князя Феодора смоленьскаго и ярославскаго, в граде Ярославли новаго чюдотворца. Нач. Сй благоверный князь Феодор смоленскый и ярославскы сын В. Князя Ростислава. Вверху и внизу сей статьи помещена другая О проявлении мощей св. чюдотворцев благов. князей ярославских Феодора и Давида и Константнна. Нач. В лето 6971 в граде Ярославли, в монастыри св. Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 273 об. Служба к Господу нашему Ис. Христу. л. 279 об. Последование к божественному причащению, без канона. В след. с каноном, какой под 267. л. 293. Последование о причящении св. воды, иже великаго освящения на Богоявление. Внегда случится искуситися иноку в сне. Степенна осмимь гласовом, творение кир Феодора студийскаго. Блажена вскресна и наконец по вся дни. Вместо сих статей в след. списке 311 помещен канон Одигитрии. 311. (879.) Псалтирь с возследованием, полууст., XV века, в осьмую долю, 411 листов, без начала и конца, почти сходна с предыд. 310. 312. (839.) Псалтирь с возследованием, полууст., XV века, в четверть, 393 листа, заглавная заставка фигурная писана красками и золотом, заглавие книги золотом. л. 1 об. В начале Псалмов то же, что в нынешних печат. изданиях. После Псалмов и Песней: л. 165. Избранные Псалмы, для надписи их оставлено порожнее место. л. 198. Часословець, имея нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалим лауры препод. и богон. отца нашего Савы. л. 245 об. Последование церковнаго пения и собрания всслетнаго от мес. сентевриа до мес. августа. Праздники и Святые записаны те же, какие под л. 178. Внизу под 28 окт. прибавлено после: В лето 7014 (1505) октября 28 преставися Князь, (имя, означенное в другой строке при переплете отрезано, вероятно, Иоанн III). л. 304. Последование тропарем и кондаком от мытаря и фарисея до всех Святых. л. 322. Тропари вскресны с богородичны, ипакои на 8 гласов. Далее: Тропари и кондаки и светилны дневныя поются не в пост. Богородичны и крестобогородичны, иже поются на слава и ныне. Троична на 8 гласов. л. 333. Служба Господу нашему Ис. Христу. л. 337. Служба Благовещению пресв. Богородицы. л. 346. Последование акафиста Божией Матери. л. 365 об. Канон молебень ко пресв. Богородици, творение кир Феофана. л. 366. Канон ангелу хранителю души и телу. л. 373. Канон св. Сергию радонежскому. л. 382. Слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о учително на св. Пасху, иже трезвящимся к подвигу постному. Известное.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

308 Присвоенное возлюбленному ученику имя Богослова указывает главным образом «на основной и существенный пункт его учения», каковым является у Иоанна «последнее слово Откровения относительно Бога Слова» (Богословская энциклопедия. Т. VI. Столб. 821). Григорий же Богослов, называемый в церковных песнопениях «другим сыном громовым», «вторым богословом и наперсником» (см.: Служба на 25 января, 1-я стихира на стиховне; 1-й тропарь 1-й песни 1-го канона и славу стихир на хвалитех), почтен этим титулом потому, что после Богослова-Апостола он «первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете Откровения» (Филарет, архиеп. Историческое учение… С. 190; ср.: Фаррар. Жизнь и труды… С. 554). Что же касается до преп. Симеона, который, как говорит его жизнеописатель, богословствовал, не зная наук, как возлюбленный ученик, то, по словам того же Филарета, он назван так потому, что преподавал такие глубокие тайны, о каких давно не слышали (Историческое учение… С. 402, 404). По замечанию же Курца, титул Богослова уравнивает Симеона с Григорием Назианзиным (Kurtz. Handbuch… S. 132). Вслед за немецким историком то же повторяет и наш церковный историк А. П. Лебедев ( Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX–XI веках. Изд. 2. М., 1902. С. 212). 309 Об Иоанне Богослове см.: Свт. Василий Великий . Творения. Т. 1. С. 228; Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 12. С. 380. Августин выразительно замечает о новозаветном Тайнозрителе, что «он от персей Господа» как бы «вкусил таинство Божества». В цитированном сочинении епископа Евдокима читаем об Апостоле любви: «Его писание глубоко, как необъятное море, и возвышенно, как высокое звездное небо» (с. 141); «Он проникает в сокровеннейший дух учения своего великого тела…» (с. 160). О Григории Богослове Церковь поет: «До дна испытав глубины Божия…» (служба на 25 января, 1-й тропарь 6-й песни второго канона); или: «Благодати Божественныя глубине, высотонебесных разумений» (та же служба, 3-я стихира на «Господи, воззвах» на малой вечерне). О нем же см. цитированное сочинение архиеп. Филарета (с. 190). Преп. Симеону панегирики приписывают ведение тайных догматов и называют его посвященным в таинства Божественного Духа (см. PG. Т. 120. Col. 308С, 309А). Аникеев в вышеупомянутой брошюре говорит, что все исследователи отмечают у Нового Богослова «глубину духовного постижения, дар счерпывающе рассматривать самые сокровенные вопросы богословия…» (Аникеев. Мистика преп. Симеона Нового Богослова . С. 126, 127, 132; см. также: Roll. Enthusiasmus… S. 36 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

л. 135 об. Иже во святых отца нашего Афонасия Великаго, патр. алексанрьскаго, Слово оглавлено к заповедем Божиим всем отвергшимся мира и хотящим спастися. См. 766 л. 264. 803. (1212.) Сборник, скороп., XVII века, в четверть, 248 листов. л. 1. Оглавление. л. 2. Служба, июня 24, на рождество Иоанна Предтечи. л. 18. Канон св. великомученице Екатерине. л. 27. Служба, августа 30, препод. Александру свирскому . л. 55. Мес. августа 30, житие и подвизи и еже отчасти чюдес исповедание препод. отца нашего Александра сверскаго, новаго чюдотворца, иже бысть во области Великаго Новаграда. Списано Иродионом, игуменом тояже честныя обители, учеником Святаго. См. 692 л. 214. л. 163. Таблица пасхальная. л. 164. Мес. ноямврия в 16 день, мучение св. и всехвалнаго апостола и евангелиста Матфия. Нач. Во время оно беша Апостоли вкупе и меташа жребия и паде жребий на Матфия ити в страну человекоядець. Срав. 782 л. 433. л. 170 об. Мес. ноямврия в 23 день, житие и жизнь иже во святых отца нашего Амфилогия епископа иконийскаго. См. 783 л. 106. л. 178. От Патерика (киево) печерскаго о Пимине мнисе. Потом начато слово о Прохоре мнисе, не дописано. л. 186. Молитва ко Господу нашему Ис. Христу, и ко св. Богородице, и к небесным Силам, и ко всем Святым, глаголема о покаянии по вся дни и исполнена умиления. См. 789 л. 104. л. 201. Разные молитвы: На сон грядущим 797 л. 287). Всем Святым, творение Кирила, архиеп. туровьскаго 316 л. 459). Препод. Сергию чюдотворцу 663 л. 597); в конце мелкие отрывки. 804. (1643.) Сборник, скороп. разных почерков, XVII века, в четверть, 381 лист. л. 1. Слово Иоанна Златоустаг о на св. Воскресение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Встав в третий день Господь нашь Ис. Христос, жизнь миру даруя. л. 8 об. В тойже день, Слово о добродетели, ихже стяжав человек, спасется. Нач. Четыре суть добродетели предлежаща к спасению человечьску. л. 9 об. В тойже день, о некоем старцы слово душеполезно. Нач. Старец некий в пустыни многими леты быв, моляшеся Богу, глаголя: Господи яви ми, с ким есмь достоин?

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Из слов святого Афанасия Александрийского о явленной в мире Премудрости следует, что не только Богоматерь, но и Церковь , святые, иконы, душа человека, в той мере, в какой они проникнуты духом Божественной Премудрости, также достойны Ее имени. В творении все причастно Творцу, все несет на себе отпечаток его Созидания и Промысла. Автор Ареопагитик пишет, что «Премудрость создала себе дом, приготовила в нем твердую пищу, поставила сосуды и чашу: отсюда каждый, богоприлично рассматривающий Божественные вещи, легко может видеть, всесовершенный Промысл есть причина бытия и благоденствия всего существующего» (Послание к Титу). Все сущее, имеющее своей Первопричиной Святую Софию – Премудрость Божественную, причастно Ей, софийно по имени. По словам святого Афанасия Александрийского , «Бог благоволит, чтобы Премудрость его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие его образа и чтобы приведенное в бытие оказалось и премудрым и достойным Бога делом» (Святой Афанасий Александрийский . Слово второе на ариан). Служба новгородской иконе Софии, Премудрости Божией, содержит тексты, которые прославляют Ипостасную Премудрость Господа нашего Иисуса Христа, Премудрость Божию, явленную в Пресвятой Богородице, как причастной Божественной славе Своего Сына, а также премудрость Божию, открывающуюся в творении мира и в Домостроительстве спасения человека через искупительную жертву Господа Иисуса Христа. Служба, помещенная 16 августа, в день празднования Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, посвящена сугубому прославлению Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Господу Иисусу Христу (зри день 16-й). Служба эта, а также акафист и молитва , были составлены кафедральным протоиереем Василием Нордовым к празднованию 300-летнего юбилея вологодского кафедрального Софийского собора 15–17 августа 1868 года (см. Прибавление к «Вологодским епархиальным ведомостям», 1868, сентября 1 и 15, 17 и 18, с. 460–488). Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

409 Под этим словом не надо понимать обязательно большой обители. Монастырем в то время называлась также и простая келья с двориком, обнесенная забором. 411 Древний Патерик. С. 396–397. Гл.20, 12. Это был преп. Тимофей-пустынник. Рассказ его в более подробной редакции см. в житии преп. Онуфрия Великого: Четьи-Минеи, 12 июня. 415 Подобный же случай с некоторыми видоизменениями (из которых мы узнаем, что видевшие ангелов-хранителей сами были великие святые; да иначе, конечно, и быть не может) передается в сборнике: Достопамятные сказания. СПб., 1871. С. 153–154. Об авве Иоанне Колове, 31. Последний был учеником того же Паисия Великого. 417 Св. Григорий Нисский в трактате «О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве добродетели» говорит, что это учение об ангелах-хранителях и особых бесах, находящихся всегда при человеке, «заимствует достоверность из отеческого предания», и далее излагает подробно, как обстоит дело и когда оно началось (с грехопадения) (Творения. Ч. 1. М» 1861. С. 272–273). Об этом же см: св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 11. Кн. 1. С. 383. Толкование на Послание к Колоссяиам. Беседа III, 4; преп. Иоанн Лествичник . Слово 26, 133. 418 Ангел покаяния, которому был поручен Ерм и который сообщал ему откровения Божии. Сам назвал однажды себя Пастырем. К тому же он и являлся в виде пастыря. Отсюда и сама эта таинственная книга видений и откровений (а написана она в начале II века) носит название «Пастырь». См.: Кн. II, предисловие. 426 Иерейский Молитвослов. Служба ангелам (канон, песнь 9, тропарь 3) и канон молебный Ангелу-Хранителю (песнь 8, тропарь 3). 428 Творения. Ч. 3. М., 1889. С. 169. Слово 36; также С. 198–199. Слово 38 на Богоявление или Рождество Христово. 429 Творения. Ч. 4. М., 1889. С. 195. Слово 6. Об умных сущностях. Ср. еще: С. 257. Плач о страданиях души своей. 431 Что именно эти две страсти лежали в основе падения Люцифера. См. также мнение преп. аввы Серена, египетского подвижника: там же. Собеседование VIII, 10. 432 Цит. по: Голубинский Ф., прот., Левитский Д. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. О конечных причинах. СПб., 1894. С. 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

л. 553 об. Канон св. Сергию (радонежскому). л. 557. Мес. июля 17, память собор свершаем всех св. Отець, преподобных руских новых Чюдотворцев, и св. мученик, и препод. жен, и всех праведных подвизавшихся. – Канон творение Григория инока смиренаго. л. 571 об. Мес. Июля 17, Слово похвално на память всех Святых руских новых Чюдотворец. Списано Григорьем чернцем в обители великаго Еуфимия. Служба и Похвала всем Чюдотворцам российским напеч. в Супрасле, 1786 года. См. Оп. старопеч. кн. Царск. 264. л. 593. Служба, окт. 15, св. Иоанну еписк. суздальскому. Канон, творенье Григорья инока лавры великаго Еуфимиа тогоже града Суждаля, прерывается, за утратой конечных листов, на 5-й песне. 338. (861.) Псалтирь с возследованем, полууст., нач. XVII века, в четверть, 440 листов, заглавная заставка узловатая. Непосредственно после Псалмов и Песней следует 12 канонов, в том числе русским Святым: л. 205. Канон Петру. л. 210. Канон Ионе, (святителям московским). л. 216. Канон Сергию чюдотворцу. л. 222 об. Канон Никону (радонежскому). л. 243 об. Служба, август. 2, блаж. Василию московскому. 339. (846.) Псалтирь с возследованием, полууст. нач. XVII века, в четверть, 968 листов. Статьи особенные: В Часослове на Утреници положен: л. 325 об. Канон Господу нашему Ис. Христу по вся дни петь со благодарением и со слезами о гресех своих. Сотворен Кирилом философом. См. 17 л. 58. л. 543 об., 558 об. Две службы, мая 8 и дек. 6 святителю Николаю. л. 597. Службы: сент. 25, препод. Сергию, л. 623. ноября 17, препод. Никону, радонежским чюдотворцам. л. 847. Тропари и кондаки русским Святым, из позднейших окт. 19: память св. новаго мученика Димитрия царевича. Прежде Церковь совершала память его окт. 19, как видно и по службам ркп. 443 и печат. 1645 года. л. 925. Пасхалия, начин. 7121 (1613) года. л. 942. Исповедание иноку на всяк день к Господу Богу Исусу Христу за утра и вечер со слезами, и зело полезно есть всякому глаголющему. Нач. Предано же бысть св. и премудрым ап. Павлом великому Дионисию Ареопагиту и глубиномудростному философу сущу его ученику, у него же мнози Святии суще сия прияша, паче же в римских странах; оттоле дойде до св. Иоанна Дамаскина , и от того же и до нас. За сим предисловием следует самое

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010