23. Четверг. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля) . Прп. Поликарпа Брянского . Служба сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь обретения мощей блж. Матроны Московской (Б) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и священномученика, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Прегрешений пучиною...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Преложение скорбящих...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки:

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-07/

II. ПРООБРАЗОВАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Тя прообразуют пророческая речения, и гадания, и законнии образи. (Служба 25 Марта, кан. п. 5, троп. 2) Тайно во священных писаниях глаголася о Тебе, Мати Вышняго. (Там же, п. 9, троп. 3) Святой Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что всё это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий. Значение предызображений (прообразований) признавал Сам Господь наш Иисус Христос; Он Сам применял ветхозаветные события к новозаветным; например, Он говорил: «как Моисей вознёс змию в пустыни; так должно быть вознесену Сыну человеческому» (Иоанн. 3:14), и ещё: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Ветхозаветные прообразования главным образом имели своим предметом Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира. Но Святая Православная Церковь , в Богослужебных канонах и песнопениях, и святые Отцы, в своих творениях, находят между ветхозаветными предсказаниями и такие, которые относятся к лицу приснодевственной Матери Господа. «Во всём вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду» – замечает святой Андрей Критский ; и святой Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву «Богородицей, по предведению Божьему предопределённой в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованной и предвозвещённой Духом Святым». В самом начале Библии , при повествовании Моисея о творении мира, Святая Церковь и Богомудрые Отцы находят указание на Деву Марию – в первобытной, девственной земле. Эта земля, хотя не была возделана человеческими руками и орошена дождём, тем не менее произрастила удивительное разнообразие трав и деревьев, и из неё создано самое тело человека. «Как первосозданный Адам – говорит святой Ириней – получил телесный состав от чистой, ещё девственной земли и образован рукой Божьей, т. е. Словом Божьим, так и в воплощении Бога-Слова повторилось то же самое; Бог-Слово, возстановляющий Собою Адама, благоволил и родиться по подобию восстановляемого Адама, ибо родился от Марии, которая была Девой». «Эта дева (т. е. девственная земля) была образом – по замечанию святого Иоанна Златоустог о – другой Девы: как эта земля произрастила нам рай, не приняв семени, так и Та безмужно произрастила нам Христа». В акафисте Пресвятая Дева именуется «прозябший божественный клас, яко нива неоранная яве (то есть, невозделанная явно), произращающей садителя жизни нашей, нивой растящей гобзование (многоплодие) щедрот».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Великая Пятница: слезы Матери В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. 18 апреля, 2014 В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. Анна Ахматова в знаменитом своем и трагическом «Реквиеме» написала строки, которые можно считать одними из самых сильных в русской или даже мировой поэзии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Горе матери, видящей казнь сына, безмерно. Ахматова, пережившая арест сына, как будто взяла по слезинке из них, начиная с Той, Которая стояла у Креста с пронзенной, по слову Симеона Богоприимца, душой. Тысячу лет назад скорбь Богородицы смог облечь в поэтические ризы византийский дипломат, агиограф и поэт святой Симеон Метафраст. Плач Пресвятой Богородицы – канон повечерия Великой Пятницы – его творение. Обычно мы обращаемся к Богородице либо с просьбами («моли спастися душам нашим»), либо с приветствием («Радуйся!») – не является исключением и первая Страстная служба – Утреня Великой Пятницы, Двенадцать Евангелий. Бога от Тебе воплощеннаго познахом, Богородице Дево, Едина Чистая, Едина Благословенная: тем непрестанно ТЯ воспевающе величаем!»; «Радуйся, врата Царя Славы, яже Вышний Един пройде, и паки запечатленна остави, во спасение душ наших!; Богородице, рождшая Словом паче слова, Создателя Своего, Того моли спасти души наша Поем мы Деве Марии на антифонах между Евангельскими чтениями. Редко-редко появляются мотивы Ее скорби. Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-sle...

Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви. Часть 2 Преподобный Иосиф Песнописец Помимо чина отречения, упоминания об исламе и мусульманах встречаются и в регулярных богослужениях годичного круга, как правило в минейных службах. Часть упоминаний вызвана тем, что события, которым посвящена служба, напрямую связаны с данной тематикой – например, память мучеников, убитых «агарянами», победы византийцев, повлекшие обретение святыни, или чудесные избавления от арабских нашествий. Но вместе с тем упоминания о мусульманах встречаются и в канонах, тематически напрямую не связанных с исламом. Как правило, это мольбы об избавлении от нашествий и притеснений от «исмаильтян», о победе христиан над ними и об их погибели. Благодаря этому можно видеть, насколько важным и острым был вопрос мусульманской угрозы для византийцев. Многократное включение такого материала в круг общих ежегодных богослужений одновременно и отражало, и формировало общее отношение византийцев к исламу, поскольку эти песнопения слушало гораздо больше людей, чем читательская аудитория специальных полемических трактатов. Творения преподобного Иоанна Дамаскина († 749) Преподобному Иоанну принадлежат, видимо, самые ранние упоминания о мусульманах в богослужебных текстах Православной Церкви. Так, в богородичне девятой песни канона Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 августа), говорится: «Прилагай усилия, управляй (ко процветанию) и царствуй , Сын Богоматери, покоряя исмаильтянский народ, борющийся против нас, даруя православному царю победы над врагами-варварами, молитвами родившей Тебя, Слово Божие». Среди богослужений Октоиха, в службах восьмого гласа на вечерню субботы, в девятой песни канона находится подобный богородичен, совпадающий в первой части с вышеприведенным, но имеющий иное окончание – «укрепи и успевай и царствуй, Сын Богоматери, покоряя любящему благочестие царю борющийся против нас исмаильтянский народ, даруя приходящим к Тебе крест и копие как непобедимое оружие». Для христианина VIII века была вполне естественна молитва о даровании победы царю: молясь о победе православного василевса, он молился о победе Православия. Несколько удивительно видеть такие прошения от лица именно преподобного Иоанна, во время церковного творчества которого правил император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество. Согласно житию, именно его кознями преподобный был подвергнут притеснениям от халифа. Лев считал преподобного Иоанна Дамаскина своим врагом и публично называл «сарациноумным» (то есть думающим по-мусульмански).

http://pravoslavie.ru/3684.html

Кто же род его крестославный исповесть/ Сего ради вземлется от земли токмо небес достойный живот его -/ Агнца Божественна подобия -/ Во веки вселяяся, идеже всяческая и во всех Христос/ И ныне: Празднику Лития муч.Вукашину, гл.7 Прозябения чудныя земли Сербския,/ Крестославнии единовременницы:/ Велий словом кто – кто молчанием,/ Един пастырь изряден – яве агнец ин,/ Исповедник той – сей же мученик,/ Тем любовию первых горя христиан,/ Яко в Дусе един – Тем же Духом зовет/ С Велемирным Вукашин Николаем./ Не моя важна нива пахаря, Но Господь, на труд мой взирающий,/ Да стяжу желаемый мир души во Христе,/ Иже дух укоренит смирением./ Среди слез и горя творений Твоих,/ Утружденнаго мя, сих насыщеннаго,/ Да покрыеши платом, яко вдову,/ О, Господи, краснейший Убрусе мой./ Егда Истина и Живот в душе ми раждаются -/ Се и Путь является во Христе -/ Се предел ми чаяний Иисус Господь -/ Се евангельским обетованием/ Станет Сам Он Путем ми к чертогам Своим, -/ Яко в Дусе един – Тем же Духом зовет/ С Велемирным Вукашин Николаем./ Слава, глас тойже: Благослови враги моя, Господи,/ Се и аз благословляю их,/ Се бо паче другов сии толкают мя/ В плен любве Твоея, во объятия Твои,/ Благослови их, ожесточи на мя,/ Се не властен мучитель горчайший сей/ И над Жизнию моей, Яже Ты еси:/ Се приблизившуся часу исхода ми,-/ Делай, чадо, шепчу тому, дело свое,-/ Николая Владыки слово в Дусе Святем/ Исполняет Вукашин страданием./ И ныне, глас тойже: Егда пастырь бе аз бессловесных овец,/ Имя зрел Твое огнем писанное/ На юдолях земных, Вышний Боже мой,/ И тогда о елицем ангце закланнем/ Слезы теплыя лил Иисусе, памятуя Тя,/ Се сподоби мя убо пожретися Тебе,/ О, Божественный Агнче, о Небесный Огню,/ Купину сохрань Неопальну./ Стихиры на стиховне гл.2, подобен «Доме Евфрафов» Земле Сербская -/ Славное в веках отечество/ Саввы пастыря великаго/ Возхвали Христу подобие// Агнца чистаго Вукашина./ Воззваша праведнии: Церковь Сербская -/ Златословием прославленная/ Николая – чуда велемирнаго -/ Ныне пой молчание//

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Духовное наследие «Духовное наследие» — житие, воспоминания о старце и собрание творений преп. Варсонофия Оптинского: келейные записки, беседы с духовными чадами, стихотворения, духовное завещание. Приведем текст Завещания преп. Варсонофия: «Отлагая, наконец, все попечения мира сего, так угнетавшие и томившие дух мой, кратко скажу мое последнее слово и мой последний завет дорогим моим духовным чадам. Во-первых, смиренно прошу: простите мне все мои вольные и невольные согрешения, которыми согрешил я против вас, и вас взаимно всех прощаю за все скорби и огорчения, которые подъял я через некоторых по наущению исконного врага спасения нашего. Веру мне Имате, святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых — гордыня сатанинская, а конец — огонь неугасимый и мука бесконечная! Может быть, плохо исполнил я это — каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Аминь.» Житие преподобного оптинского старца Варсонофия   ( 1845 — 1913)     Преподобный отец наш Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за " изъян " в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Тема войны в византийской гимнографии Сон Константина. Битва у Мильвийского моста. Обретение Честного Креста царицей Еленой. Творения Григория Назианзина. Национальная библиотека, Париж, gr. 510 Казалось бы, что может быть общего между мирной церковной поэзией и войной? Однако вопрос «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» был актуален не только в ХХ веке. Стоит вспомнить хотя бы тот известный факт, что русские воины, возвращаясь с Куликовской битвы, «весело, ликующе, песни пояху, овии поаху Богородичныи, друзии же – мученичныи, инии же – псалом – то есть христианское пение» , и что русские ратники во время Грюнвальдской битвы пели тропарь «Богородице, Дево, радуйся». И это не случайно, ибо в церковно-поэтическом тексте отражалось как небесное, так и земное, как вечные божественные ценности и истины, так и историческая жизнь Церкви с ее бедами и радостями. Военная тематика широко входит в византийскую гимнографию начиная с VII века. Тем не менее, нельзя сказать, что до этого христианской церковной поэзии она была совершенно чужда. Еще в посланиях апостола Павла, по словам Адальбера Амана, мы слышим лязг доспехов и звон оружия , ибо они не мыслимы без военной символики: образов духовного меча, шлема и брони (см.: Еф. 6: 14–17; 1 Фес. 6: 8); представления об апостоле как о воине Христовом (см.: 2 Тим. 2: 3) и о духовной войне, правда, «не против плоти и крови», но против «миродержцев тьмы века сего» (Еф. 6: 12). В гимнах III века представление о вере соответствует воинской присяге: «Δσι ρμασι μηκτι λλει» – «Двумя словами не говори». И это представление переходит в гимнографию VI века. В ирмосе 9-й песни Богоявленского канона – тексте, который, согласно новейшим изысканиям, относится к VI веку , – мы встречаемся с четкой военной формулой: «Ωμως ως γαθη την πστιν δχου» – «Однако, как благая, верность прими». Слово πστις – «вера» или «верность» – означает в данном контексте присягу, а сама формулировка говорит о принятии присяги на верность. В Иадгари, грузинском сборнике начала IX века, отражающим реалии иерусалимского богослужения V–VIII веков, содержится служба 7 мая на явление Креста Господня императору Константину, в которой говорится о явлении на небе Креста императору Константину перед решающей битвой с узурпатором Максенцием на Мульвийском мосту в 312 году:

http://pravoslavie.ru/35738.html

Я глибоко переконаний у тому, що ми можемо подолати тероризм, от чому — тому що модель цих вже в От якби нам зараз треба було щось винаходити, то можна було б поставити а чи вийде? А чи це можливо? Але ж ми через усе це пройшли, ми цей добрих творення миру. Жили люди разом, дуже шанобливо. Цю до коли старими козаками, — вона у них в А вона не на виникла, — всяке бувало, от сформувався такий стиль шанобливих Тому дай нам Боже, браття, трудитися разом у духовного життя наших у Прес-служба Московського (Скорочено. Повний текст див. на сайту) , молдавська Фотоальбоми до з Кавказу Кирил з що входять до складу федерального округу за темою Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] з питань та Ради при РФ з об " Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому П " ятигорський Церкви у Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] голови мусульман Кавказу у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» [Ihmepb " ю] У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Кирила з дня народження : та звернення] з ключовими словами Церква – – Православ " я та   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження з дня народження учасникам урочистостей, присвячених дня преставлення преподобного Серафима Вирицького Лист подяки Кирила Президенту О.Г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2649691...

Православные и католики обсудят опыт помощи бедным на конференции в Москве 30 ноября, 2012. Новостная служба Участники рассмотрят опыт служения бедным в России и Италии, обсудят вопросы христианских ценностей и милосердия, культуры бескорыстия, а также поговорят о теории и практике милосердия в Священном Писании и творениях святых отцов. 30 ноября. ПРАВМИР. Православные и католики обменяются опытом помощи бедным на Международной конференции, которая пройдет в Москве 5 декабря, сообщает Диакония.ru . Участники рассмотрят опыт служения бедным в России и Италии, обсудят вопросы христианских ценностей и милосердия, культуры бескорыстия, а также поговорят о теории и практике милосердия в Священном Писании и творениях святых отцов, продолжении традиций церковного милосердного служения св. прав. Иоанна Кронштадтского и прмц. Елизаветы Федоровны. В конференции примут участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, президент Общины святого Эгидия, профессор Марко Импальяццо. Также в обсуждении примут участие богословы и ученые из ПСТГУ, Университета Каталонии, Третьего Римского Университета, Папского Урбанианского Университета и Университета Перуджи, представители Общины святого Эгидия, руководители московских и петербургских социальных проектов. На открытии мероприятия будет оглашено приветственное слово Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла. Конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия» начнется в 9.30 5 декабря в Храме Христа Спасителя. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-i-katolik...

10. Понедельник 5-й седмицы по Пасхе. Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского. Прп. Симона Радонежского. Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (службу зри 4 ноября). Перенесение мощей мч. Василия Мангазейского. Служба апостола Симона Зилота полиелейная, совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й – 3, и апостола, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ревности тезоименит…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполовившуся празднику…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 6-й: «Тварь, яко орел…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Празднику преполовившуся…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 2-й: «Уловив языки…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Премудрость Слово Отчее…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце правды…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Премудрость Слово Отчее…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мрежею словес…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Премудрость Слово Отчее…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола…». Стихира апостола, глас 6-й: «Иже Божественнаго Духа…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-23/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010