Кирилла Александрийскаго , равно как о том, чтобы издание рекомендовано было Святейшим Синодом настоятелям монастырей и церквей для приобретения в монастырския и церковныя библиотеки. Благопочтительнейше донося о сем Святейшему Синоду, представляю на благоусмотрение Онаго программу возобновляемаго при Московской Духовной Академии журнала и прошу разрешить печатание в книжках сего журнала творений св. Кирилла Александрийскаго , равно как рекомендовать выписывать издание для монастырских и церковных библиотек. Вашего Святейшества На подлинном подписано: Нижайший послушник Иннокентий М. Московский февраля 7 дня 1879 года 4. ПРАВИЛА 254 о деятельности комитета по изданию творений св. отцев в русском переводе с прибавлениями при Московской Духовной Академии, утвержденные Советом Академии 23 апреля 1879 г. 1 . Журнал «Творений Св. Отцев» с прибавлениями будет издаваться при Московской Духовной Академии с 1880 года по прежней программе по четыре книжки в год, в объеме не менее 15 и не более 20 листов в каждой книжке (10–12 листов творений св. отцев или замечательнейших учителей Церкви и 8–10 листов прибавлений). 2 . Разсмотрение статей переводной части и прибавлений к творениям св. отцев и цензурное одобрение их к напечатанию предоставляется редакторам соответствующих отделов и затем статьи эти, на основании § 86 А, п. 10 и § 180 устава духовных академий, печатаются по определению Совета. 3 . Редакция состоит под председательством ректора Акаде­мии. 4 . Председатель редакционного комитета и один из редакторов занимаются редакцией переводов Творений Св. Отцев Церкви, а другие двое занимаются разсмотрением оригинальных статей. 5 . Редакторы избираются в общем собрании Совета или открытою или закрытою баллотировкою. 6 . Каждый из редакторов, при разсмотрении переводов, или оригинальных статей для журнала, действует самостоятельно. 7 . Статьи для Творений Св. Отцев и прибавлений доставляются председателю Комитета, который передает их редакторам по принадлежности. Состав от каждой книжки определяется в общем собрании редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Несмотря на это, Бержье приводится, как бы насильственно, ясными словами Господа, к мысли, что рай находится на небе. Также он приводится к мысли, хотя и не принимает ее, что ад находится во внутренности земли ( Выписка 9 и 10 ). Обратим теперь внимание на учение Православной, восточной Церкви, сличим учение с учением… О! С какой ясностью она указывает место рая на небе и место ада во внутренности земли, показывая этим величие человека, в которое он возведен Богом, и ужас казни, назначенной за пренебрежение благодеяний Божиих. Оглашается это учение во всеуслышание человечества торжественным песнопением при богослужении церковном; проповедуется и возвещается это учение святыми отцами Православной Церкви. Многочисленные цитаты приведены в «Слове о смерти» из богослужебных книг и из творений отцов Православной Церкви: они со всей удовлетворительностью решают вопрос относительно того, где помещаются рай и ад. Впрочем цитаты могут быть приведены в несравненно большем количестве. Очень затрудняют западного писателя определение отношения рая и ада к духам, тем более, что в том и другом месте будут помещены вместе с бесплотными духами воскресшие человеки в их телах. Очевидно, что затруднение происходит от принятого на Западе учения о совершенной духовности сотворенных духов. В статье о рае он старается выйти из затруднения ссылкой на святого апостола Павла, научающего, что воскресшие и православные тела будут причастны естеству духов. В статье о аде он старается объяснить всемогуществом Божиим мучение невещественных духов вещественным огнем ( выписка 12 ), и усиливается прикрыть западное неправильное признание сотворенных духов совершенно невещественными совершенной невещественностью Бога, признаваемой и исповедуемой единственно Вселенской Церковью ( выписка 12 ). Если возвратимся к статье о духах, соединим высказываемое западным писателем о духах в статьях его о рае и аде с высказываемым в статьях о духах, душе, Ангелах и демонах, то пред нами откроется следующее зрелище. Западный писатель подвергается постоянному колебанию, и постоянно противоречит сам себе: он ссылается на святых отцов восточной Церкви с неверностью ( выписка о духах 4 ), приводит других отцов, которые оказываются противного ему мнения ( выписка о духах 15 ); он то оправдывает отцов ( выписка о духах 16, 18, 20 ), то признает их ошибавшимися ( выписка о духах 22 ); отвергая эфирную, газообразную вещественность духов, свойственную их природе, признает и проповедует, что они имеют нужду облекаться в тонкое тело при действии их на тела ( выписка о духах 22 ); он старается прикрыть учение о совершенной невещественности души и сотворенных духов, принятое Западной Церковью в позднейшие времена, учением о совершенной невещественности Бога ( выписка о духах 8, 9, 12, 13, 14 ), ставит бесконечного, неограниченного Бога в один разряд существ с Его тварями, существами ограниченными, несравненными с Богом ни по существу, ни по свойствам, в чем – явное богохульство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Изложение толкований важных в каком-либо отношении, типических, оригинальных, имевших влияние на позднейшие толкования, или проложивших новые пути в толковании, мы будем сопровождать разбором и оценкой. Мы рассмотрим по порядку–сначала изъяснения древних отцов и учителей Церкви и позднейших православных восточных богословов вплоть до нашего времени. Затем обратимся к средневековым западным толкованиям. В след за ними изложим римско-католические толкования, появившиеся со времени реформации. Наконец приведем толкования протестантские. 1 Творения Святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. XV. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Ч. 4. Москва. 1850 г. стр. 133. О втором Господнем пришествии и о покаянии. 3 Прочие разночтения рассматриваемого библейского отдела менее важны. Желающим получить подробные сведения об этих разночтениях рекомендуем следующие книги: Шотта Epistolae Pauli ad Thessalonicenses et Galatas. Lipsiae. 1834. Тоже под другим заглавием: Commentarii in Novi Testamenti scripserunt Schott et Winser. Vol. 1. Pag. 198–256; Люнемана Kritisch exegetisches Handbuch über die ап die Thessalonicher. 3 Auflage. 1867. dem Kommentar über das Neue Testament von Меуег. Zehnte Abtheilung. S. 193–195; Константина Тишендорфа Novum Testamentnm graece. ol. 2. Editio octava critica major. Pag. 770 –773; Циммера Der Text der Thessalonicher Briete 5 Tischendorf. Novum Testamentum graece. Ed. octava critica major. Lipsiae, 1870. V. 2. Pag. 771. 18 См. Schott et Winzer. Commentarii in Epistolas Novi Testamenti. Vol 1, 1834 an. Epistolae Pauli ad Thessalonicensens et Galatas. D. Henricus Augustus Schott. Pag. 213. 26 Homil. III. in Epist. 2 ad Thessal. § 2. Opera Omnia. Ed. Bernardi de Montfeaucon. Ed. parisina altera. 1838. Tom. XI, pag. 607. 29 Opera Omnia. Т. VII. Commentarii in omnes epistolas S. Pauli Apostoli. Amstelodami 1667 an. Comment, in epist. 2 ad Thessalon. Pag. 427. 30 Curae philologicae et criticae. T. 4. In X posteriores S. Pauli epistolas. Basileae. 1741 an. Pag. 391.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

архиепископ Пимен (Хмелевской) О духе, душе и теле. Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле из стипендиатского отчета архимандрита Пимена " Христианское учение о духе, душе и теле по трудам еп. Феофана и еп. Игнатия Брянчанинова " (1957 г.) Сущность христианского учения о духе, душе и теле или, как принято говорить, учения о трихотомии в составе человеческой природы заключается в признании в естестве человека не только двух основных субстанций - души и тела - но еще и третьего, высокодуховного начала - духа… В Священном Писании мы не находим специальной и достаточно детальной трактовки вопроса о трехчастности человеческой природы. В священных книгах встречаются лишь как бы " случайные " (конечно, не в буквальном значении этого слова) указания на трихотомию потому что в Священном Писании прямое освещение направлено на нравственную сторону того или другого психологического предмета, имеющую в деле спасения безусловно первостепенное значение. Тем не менее те указания Слова Божия на трихотомию, которые все же встречаются, вполне достаточны для того, чтобы видеть, что Священное Писание не только не находится в противоречии с учением о трихотомии, но сообщает последнему известную обоснованность и убедительность (См. например, Прем.15:11; 20:24; 1Сол.5:23; Евр.4:12; 1Кор.15:44; 2:14-15; Иуд.19; Лк.1:46-47 и др.). В творениях святых отцов и учителей Церкви учение о духе, душе и теле получает более широкое освещение, однако большинство церковных авторов ограничиваются лишь более или менее кратким упоминанием, говоря о составе человека из духа, души и тела, как о чем - то само собою разумеющемся. Поскольку трихотомия у святых отцов и учителей Церкви чаще всего не носила характера детально разработанного учения, то это обстоятельство давало возможность некоторым из церковных писателей выступать против трихотомии и настаивать на строгой двойственности в устройстве человеческого существа, в связи с чем соответствующие места Священного Писания они истолковывали в сторону простой терминологической неустойчивости, считая, что в Слове Божием понятия " дух " , " душа " однозначны. Эти споры, в свою очередь, не шли далее простых замечаний или кратких возражений, а потому в таких спорах " не рождалась истина " , не возникало подробное, глубокое исследование по вопросу об антропологии человека с точки зрения трихотомии… Тем не менее надо сказать, что некоторые святые отцы Церкви в некоторых отдельных случаях ярко и убедительно утверждали трехсоставность человека, так что если это учение не получало детальной разработки, то оно не было и отвергнуто, не было забыто, наоборот, оно часто бывало поддерживаемо и широко использовалось в учении о христианском нравственном совершенствовании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Содержание Лекция 1 Введение.    Мы приступаем к изучению патрологии – науки, которая соприкасается с разными другими науками нашего курса. С одной стороны, патрология (систематическое изучение святых отцов) соприкасается с церковной историей и является наукой исторической. С другой стороны, патрология соприкасается с догматикой, потому что святые отцы для нас – это прежде всего учители веры. Мы увидим, что патрология имеет общие границы или даже общие области и с другими науками, другими предметами, которые мы изучаем – например, с гимнографией, литургикой. Это не удивительно, потому что вообще все богословские науки взаимосвязаны. Скажем, для православных изучение Священного Писания немыслимо без постоянного обращения к святоотеческим толкованиям библейских книг. Не будем сейчас останавливаться на тонких различиях между патрологией и патристикой, которые предлагались иногда и даже отражались на официальной номенклатуре учебных предметов. Будем стараться видеть патрологию во всем ее объеме.    Слово «патрология» достаточно новое, впервые оно появилось в названии труда одного немецкого протестантского ученого в середине 17 века. Однако по содержанию эта наука существовала с первых веков христианства. Отцом патрологии можно считать того церковного писателя, которого мы признаем и отцом церковной истории – Евсевия, епископа Кесарии Палестинской. В своей «Церковной истории» он очень много внимания уделяет отцам Церкви, богословам, излагает их учение, цитирует их сочинения. Свидетельства Евсевия представляют для нас тем большую ценность, что многие творения первых веков, которые в своем сочинении, написанном в начале 4 века, цитирует Евсевий, до нашего времени не дошли, а некоторые из них известны нам исключительно благодаря их упоминанию Евсевием Кесарийским в его «Церковной истории» и некоторых других его сочинениях.    В конце 4 века блж. Иероним Стридонский, который писал на латыни, но большую часть своей жизни прожил на Востоке, положил основание изучению святых отцов на Западе, в области распространения латинского языка, своим сочинением «О знаменитых мужах». Блж. Иероним ставил себе целью доказать, что христианство более значительно великими людьми, великими умами, чем язычество, в ответ на упреки язычников, третировавших христиан как варваров и уничтожителей культуры. Блж. Иероним понимает свою задачу достаточно широко. Он говорит в своем сочинении (где дает сведения о 135 писателях) не только о православных богословах, но включает в круг рассмотрения даже таких чисто иудейских авторов, как Филон Александрийский и Иосиф Флавий, и такого языческого автора, как Сенека. И уж конечно, Иероним много говорит о еретиках, потому что историческая картина без рассмотрения различных еретических учений была бы не только неполной, но и непонятной. Впрочем, сочинение Иеронима довольно не самостоятельно, он очень во многом зависит от Евсевия, которого усердно копирует.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Изучение святоотеческого изъяснения мессианских пророчеств и прообразов нужно, прежде всего, для духовной школы. И «программой для преподавания Священного Писания в духовных семинариях» в числе учебных пособий при изучении предмета рекомендуются, прежде всего, «творения святых Отец и Учителей Церкви, особенно прославившихся экзегетическими трудами» (стр. 39). И «Объяснительной запиской» к этой программе, внушается, что «по 19 правилу VI Вселенского собора 2 всё изъяснение Священного Писания должно совершаться под руководством святых Отцов и Учителей Церкви» (стр. 3). Но не только ни один из доселе вышедших так называемых «учебников» не удовлетворяет этому требованию 3 , но даже из числа многих имеющихся специальных «толкований» на отдельные ветхозаветно-библейские книги 4 и учёных «монографий " -исследований о них 5 лишь две книги являются исключением в этом отношении, как составленные исключительно по святоотеческим творениям: «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете» (М. 1852 г.) протоиерея С. К. Смирнова, которое может служить пособием при уяснении мессианского, впрочем, одного лишь прообразовательного, а не и пророческого смысла законоположительных и исторических книг Ветхого Завета; и «Толкование на Псалмы» Палладия, епископа Сарапульского (М. 1872 г.). Все же другие книги в этом роде, при всей кажущейся их близости к нашей цели, или совсем не удовлетворяют ей 6 , или далеко не вполне. То по ограниченности (сравнительно с семинарской программой) исследуемого в них священного текста той или иной библейской книги 7 , то по неполноте приводимых в них святоотеческих толкований на ту или иную книгу 8 . Правда, (может быть потому-то) составители учебных руководств по предмету Священного Писания рекомендуют ученикам семинарий «для вполне благоуспешного и полезного изучения этого предмета самостоятельное домашнее чтение святоотеческих сочинений, как основывающихся не только на учёном исследовании слова Божьего, но и на идущем от апостолов предании, верными органами которого они были» 9 . Но эта сама по себе вполне желательная работа при ежедневной подготовке уроков едва ли под силу даже и преподавателю, а тем более – ученику. А за неимением надлежащего указателя 10 , пользование святоотеческими творениями для последних является затруднительным даже и при составлении сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

I. Священное Писание Ветхого и Нового Завета А. Издания Библии на разных языках. Б. Библиология, история и критика библейского текста. В. Опыты толкования. II. Патрология А. Издания творений св. отцов и учителей Церкви. Б. Общие и монографические исследования по патрологии и церковной литературе. III. Богословие А. Учение о религии и откровении. Б. Языческие религии и народная мифология. В. Ветхозаветное богословие и откровение. Г. Системы христианской апологетики. Д. Системы православной догматики. Е. Системы сравнительного богословия. Ж. История и вероучение римско-католической церкви, лютеранства и протестантства. 3. Системы нравственного богословия и аскетика. IV. Литургика А. Богослужебные книги. Б. Исследования о богослужении. V. Гомилетика А. Проповеди. Б. Теория проповедничества и практические пособия для проповедников. VI. Пасторское богословие А. Системы пастырского богословия. VII. Законоведение А. Церковное право. Б. Гражданское право. В. Богословские сборники и сборники права. VIII. Философия А. Сочинения философов. Б. Системы философии. В. Психология и антропология. Г. Логика и метафизика. Д. История философии. IX. Педагогика А. Системы и монографии педагогики. X. Словесность А. Классические авторы. Б. Русские авторы. В. Иностранные авторы. Г. Теория и история русской и иностранной литературы. XI. Языкознание А. Ученые исследования и учебные словари на разных языках. XII. История А. Библейская история и археология. Б. Общая церковная история. В. Русская церковная история. Г. История русского раскола и сектантства. Д. Гражданская история всеобщая. Е. Гражданская история русская. XIII. География и землеведение XIV. Математические науки XV. Естественные науки XVI. Журналы А. Духовные журналы. Б. Светские журналы. XVII. Библиография. А. Разного рода энциклопедические словари и указатели. Б. Каталоги. В. Атласы, карты, планы и чертежи. XVIII. Отдел рукописей В ученической библиотеке имеется 4210 названий в 6083 томах. Каталог библиотеки включает в себя следующие отделы: 1. Священное писание. 2. Священная и библейская история. 3. Богословие. 4. Гомилетика, литургия и каноника. 5. Церковная история общая. 6. Церковная история русская. 7. Раскол и сектантство. 8. Философия, психология, логика. 9. Педагогика и дидактика. 10. Общая гражданская история. 11. Русская гражданская история. 12. Словесность и литература. 13. Русская беллетристика. 14. Сочинения иностранных авторов. 15. Творения св. отцов Церкви. 16. Жития святых. 17. Естествоведение. 18. Физика и математика. 19. Медицина. 20. Языковедение. 21. Смесь. 22. Духовные журналы. 23. Светские журналы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

402  Творения Святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. XV. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Ч. 4. Москва. 1850 г. стр. 133. О втором Господнем пришествии и о покаянии. 404  Прочие разночтения рассматриваемого библейского отдела менее важны. Желающим получить подробные сведения об этих разночтениях рекомендуем следующие книги: Шотта Epistolae Pauli ad Thessalonicenses et Galatas. Lipsiae. 1834. То же под другим заглавием: Commentarii in Epistolas Novi Testamenti scripserunt Schott et Winzer. Vol. 1. Pag. 198–256; Люнемана Kritisch exegetisches Handbuch über die Briefe an die Thessalonicher. 3 Auflage. 1867. in dem Kommentar über das Neue Testament von Meyer. Zehnte Abtheilung. S. 193–195; Константина Тишендорфа Novum Testamentum graece. Vol. 2. Editio octava critica major. Pag. 770–773; Циммера Der Text der Thessalonicher Briefe. 406  Tischendorf. Novum Testamentum graece. Ed. octava critica major. Lipsiae. 1870. V. 2. Pag. 771. 419  См. Schott et Winzer. Commentarii in Epistolas Novi Testamenti. Vol 1, 1834 an. Epistolae Pauli ad Thessalonicensens et Galatas. D. Henricus Augustus Schott. Pag. 213. 427  Homil. III. in Epist. 2 ad Thessal. § 2. Opera Omnia. Ed. Bernardi de Montfeaucon. Ed. parisiua altera. 1838. Tom. XI, pag. 607. 430  Opera Omnia. Т. VII. Commentarii in omnes epistolas S. Pauli Apostoli. Amstelodami 1667 an. Comment, in epist. 2 ad Thessalon. Pag. 427. 431  Curae philologicae et criticae. T. 4. In X posteriores S. Pauli epistolas. Basileae. 1741 an. Pag. 391. 432  A Paraphrase and Commentary on The New Testament, in two volumes London. 1760 an. Ed. 7. Vol. 2, pag. 408. 433  Apostolisches Licht und Recht, das ist, richtige und erbauliche Erklärung der sämtlichen apostolischen Briefe. Dritte Auflage. 1735. Andere. Theil. S. 57 434  Commentarii in epistolas Novi Testamenti Scripserunt D. Henricus Augustus Schott et D. Julius Fridericus Winzer, Volumen primum. Epistolae Pavli ad Thessalonicenses et Galatas. Textum graecum recognovit et commentario perpetuo illustravit. D. Schott. Lipsiae. 1834. Pag. 213. Здесь же указания на Гейденрейха, Маттеи, Коппе, и Кнаппа. См. также у Ольсгаузена. Biblischer Kommentar über Sämtliche Schiften des Neuen Testaments. B. 4, S. 509.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов. 12, 7-9) Мир управляется бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Я знаю, что надо мною будут смеяться, но я мало забочусь об этом, легче содрать с меня кожу, чем отнять у меня веру в Бога... мне не надо верить в Него - Я вижу Его. Ж.А. Фабр. [ 1 ] Лектор. Вам, наверное, случалось встречаться с таким мнением о Православии: " Православие - это хорошо. Православие преподает людям высокое нравственное учение о любви к ближнему, любви до самопожертвования; православное учение - это великая сокровищница житейской мудрости; православная вера позволяет людям переносить тяжелейшие невзгоды; на Православии построена наша национальная культура; с Православием связаны многие героические страницы русской истории и т.д., но это - сказка. Да, хорошая, мудрая, даже очень полезная, но…все-таки сказка. А почему? Да просто потому, что то, что утверждает Православие, совершенно не соответствует тому, что говорят современные ученые, не соответствует тем фактам, которые предоставляет нам наука " . Слушатели. Конечно, слышали. Вы говорите: " Земля - плоская " , а ученые доказали, что она - круглая. Земля вращается, это всем известно. А как обошлись инквизиторы с Галилеем? Чуть на костре не сожгли, и за что? За то, что утверждал, что Земля вертится. А куда вы отправили Джордано Бруно? Не туда же ли? Лектор. Прежде чем говорить о суждении Церкви по этим вопросам, нам надо точно уяснить, где мы можем слышать ее голос, раскрывающий нам Божественное Откровение, которое содержит в себе всю полноту того, что принадлежит истине " [ 2 ]. Согласно православному Св. Преданию мы слышим этот голос (голос, содержащий чистую истину без лжи [ 3 ]) - в Св. Писании, постановлениях Св. Вселенских Соборов, Правилах Св. Апостолов, Св. Соборов и Святых Отцов, в Церковных Уставах [ 4 ]. Необходимо сказать, что в соответствии с догматом VII Вселенского Собора (кстати, с тем же догматом, которым утверждено иконопочитание), согласное суждение Святых Отцов (прославленных Святою Православною Церковью угодников Божиих) является источником, прибегая к которому, мы также можем познавать истины Божественного Откровения, и этот источник - не замутненный примесью лжеучений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2169...

VII. Монастырская библиотека До 1854 года монастырские книги хранились в ризнице и состояли, преимущественно, из богослужебных книг. В этом году заведена библиотека, причем, настоятель обители, о. архимандрит Моисей , пожертвовал более 1500 книг, составлявших его собственную келейную библиотеку. Описи были составлены по форме, утвержденной Святейшим Правительствующим Синодом для монастырских библиотек вообще. Согласно оной, все книги разделены на шесть отделений: 1) рукописи, 2) книги Священного Писания , 3) книги богослужебные, 4) писания святых отцов, 5) прочие книги духовного содержания, 6) исторические. Книгам, не вошедшим, по содержанию своему, в состав шести упомянутых отделений, а также книгам ветхим и незначительным, составлены особые описи. Описи были окончены в начале 1855 года. Всех книг состояло тогда 3015 номеров. После сего, число их значительно увеличилось. От о. архимандрита Моисея , еще при жизни его, кроме вышеозначенных, поступило до 600 книг; по смерти о. игумена Антония, осталось 60 рукописей и более 2000 томов печатных книг; довольное количество книг поступило после умерших братий; также, и от разных жертвователей. Так, в I860 и 1861 г. Археографическая Комиссия, Императорское Археологическое Общество и Московское Общество любителей истории и древностей Российских, по ходатайству бывшего Обер-Прокурора, графа А. П. Толстого, снабдили Оптинскую библиотеку своими изданиями. В 1864 г. Оптина Пустынь удостоилась получить через о. архимандрита Леонида Кавелина , от Великой Княгини Елены Павловны несколько экземпляров, изданных содействием ее Императорского Высочества и по ее побуждению: требника и молитвенника Православной Церкви, в переводе на немецком и французском языках. В 1868 году супругой тогдашнего попечителя московского учебного округа, Княгиней Марией Александровной Мещерской, пожертвовано известное издание Минье: Patrologiae cursus completus. Scries Graeca. 161 том. Это драгоценное издание, содержащее все сохранившиеся творения св. отцов и учителей Церкви, в греческом подлиннике с латинским переводом, составляет одно из важнейших приобретений Оптинской библиотеки за последние годы. В настоящее время, число книг в библиотеке следующее: 1) Рукописных книг на бумаге – 194. Книг печатных: 2) Священного писания – 201. 3) Богослужебных – 952. 4) Писаний св. отцов – 1174. 5) Прочих книг духовного содержания – 2928. 6) Исторических – 2146. Книг, не вошедших, по содержанию своему, в состав 6-ти отдел., как-то: медицина, хозяйств. и проч. – 950. Всего 8545 номеров. В приложении помещено описание замечательных рукописей, старопечатных (до 1700 г.) и других редких книг, находящихся в церквах и в библиотеке Оптиной Пустыни. Читать далее Источник: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни/[Л. Кавелин]. - 4-е изд. - Москва : Тип. М.Г. Волчанинова, 1885. – 238, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010