16 . Триодь Постная. Московская Патриархия, М., 1974 г. III. Святоотеческая литература (Творения святых отцов указаны в алфавитном порядке) 17 . Августин блаженный , епископ Иппонийский. Творения. «О граде Божием», чч. 3,4,5,6, изд. второе, Киевская Духовная академия, 1905–1907, 1910 гг. 18 . Амвросий, св., епископ Медиоланский. Творения, по вопросу о девстве и браке. Перев. с лат. А. Вознесенский, под ред. проф. Л. Писарева , Изд. Казанской Духовной Академии, Казань, Типо-литография Императорского Университета, 1901 г. 19 . Андрей, св., архиепископ Кесарии Каппадокийской. «Толкование на Апокалипсис». Издание четвертое, М., Типо-литография И. Ефимова, 1901 г. 20 . Афанасий Александрийский , св. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета/Синопсис/. Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии на 1841 г., ч. 4, СПб, стр. 370–380. 21 . Василий Великий , св., архиепископ Кесарии Капподокийския. Творения, ч. 1, М., 1845 г. 22 . Григорий Нисский , св. Творения, ч. 3. «Точное изъяснение Песни Песней Соломона». М., Типография В. Готье, 1862 г. 23 . Дионисий Александрийский , св. Творения, в русском переводе свящ. А. Дружинина. Толкование на книгу Песнь Песней 1:4–5 и 8:5. Издание Казанской Духовной Академии, под ред. проф. Л. Писарева , Казань, 1900 г., стр. 177–178. 24 . Дионисий Ареопагит , св. «Послание к Тимофею». «Письмо Гаю монаху». «Письмо Дорофею диакону». «Божественные имена». – В книге «Мистическое богословие». Изд. христианской благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к истине», Киев, 1991 г. 25 . Добротолюбие, тт. 1–5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992 г. 26 . Димитрий Ростовский , св. Жития святых, тт. 1–12. М., Синодальная типография, 1904 г. 27 . Епифаний Кипрский , св. Творения, ч. 6. Изд. при МДА, М., 1884 г. 28 . Ерм , свт. «Пастырь». «Антология. Ранние отцы церкви». Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1988 г. 29 . Игнатий Богоносец , св. «Послания», «Ранние отцы церкви». Брюссель. Изд. «Жизнь с Богом», 1988 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Василий Великий Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum//PG 31, 329–354. Русский перевод: Василий Великий , свт. Беседа 9: О том, что Бог не виновник зла//Творения. 1993. Ч. 4. – (Творения святых отцов в русском переводе. Т. 8. Кн. 2). С. 142–163. Беседа 10, На гневливых: Homilia 10, adversus eos qui irascuntur//PG 31, 353–372. Русский перевод: Василий Великий , свт. Творения. Т. 4. М., 1846. – (Творения святых отцов в русском переводе. Т. 8. Кн. 3). С. 163–178. Правила, кратко изложенные=Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах: Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae)//PG 31, 1051–1306. Русский перевод: Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Творения. 1991. Ч. 5. – (Творения святых отцов в русском переводе. Т. 9. Кн. 2). С. 211–375. Григорий Богослов Слово 2: Oratio 2, Apologetica, de sacerdotio//PG 35, 500–518. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Слово 3//Творения. Т. 1. М., 2007. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1). С. 27–60 [Слово 3]; (нумерация в PG и русского перевода различается). Слово 4, против Юлиана: Oratio 4, Contra Julianum imperatorem prior invectiva//PG 35, 531–663. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 61–106. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое: Oratio 27, Contra Eunomianos, theologica. 1. PG 36, 11–26. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 327–332. Стихотворения богословские 25, На гневливость: Carmina moralia. 25, Adversus iram//PG 37, 813–851. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 2. М., 2007. С. 132–143. Григорий Нисский О Блаженствах: De beatitudinibus, orationes 1–8//PG 44, 1193–1302. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1861. Ч. 2. С. 359–478. – (Творения святых отцов в русском переводе. Т. 38. Кн. 4.) О жизни Моисея-законодателя: De vita Moysis//PG 44, 297–430. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея Законодателя. М., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Докладчик также рассказал об особенностях протестантской и католической патрологии. Так, в протестантской патрологии прослеживается идея о том, что святые отцы изменили первоначальное христианство, к которому необходимо вернуться. Католические исследователи внесли большой вклад в перевод и издание трудов святых отцов – как греческих, так и латинских. В отличие от Православной Церкви, в католичестве " патрологическая " эпоха ограничена на Востоке преподобным Иоанном Дамаскиным, на Западе – Исидором Севильским. В Православии святоотеческая эпоха не имеет ограничения во времени, и святые отцы появлялись и в последующие эпохи. П.К. Доброцветов отметил некоторые проблемы современной патрологии. Так, порой чрезмерное внимание уделяется спорным авторам, даже еретическим, в ущерб изучению наследия святых отцов. Также часто святых отцов изучают как своеобразных философов и исторических деятелей, а не выразителей Божественного Откровения. В современных исследованиях зачастую отсутствует понимание преемственности святоотеческого наследия, делается акцент на внешних (нецерковных) факторах, влиявших на святых отцов. Подвергается оспариванию принцип согласия отцов (consensus patrum). Значимой проблемой является недофинансирование патрологических исследований в России, разобщенность исследовательского сообщества. Докладчик также отметил, что негативно сказывается влияние западной патрологии на российских исследователей, являющееся в том числе следствием обучения клириков Русской Православной Церкви в западных вузах, где они усваивают соответствующие подходы к изучению святых отцов, в духе релятивизма и экуменической открытости. Более детально П.К. Доброцветов остановился на вопросах, связанных с авторством Ареопагитского корпуса, творениями преподобного Макария Египетского, преподобного Исака Сирина, святителя Григория Паламы. Выступление П.К. Доброцветова продемонстрировало, что, несмотря на указанные проблемы, отечественная патрология продолжает развиваться. Научный лекторий " Крапивенский 4 " социально-гуманитарного факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова открыт в январе 2021 года. Студенты, преподаватели и друзья РПУ приглашаются на встречи с известными российскими и зарубежными экспертами в области богословия, общественных наук, политики, культуры, социальных процессов. Лекторий носит научно-просветительский характер. Задача лектория привлечь внимание к проблемам защиты каноничности и кафоличности Православия и традиционных российских ценностей в контексте современных культурных, социальных и политических процессов.

http://religare.ru/2_120457.html

Как говорилось выше, произведения отцов Церкви являются неотъемлемым достоянием Священного Предания, которое неразрывно соединено со Священным Писанием и, по словам сербского отца Церкви, «как Священное Писание , так и Священное Предание во всех отношениях равно необходимы, равно важны, равно незаменимы» 2 . Или, как говорит один из учеников этого отца, «они составляют одну нераздельную двуединую целостность» 3 . В рамках подобной целостности и следует, на наш взгляд, искать главную цель изучения святоотеческих творений. Прежде всего, эту цель немыслимо обрести вне Православной Церкви, которая «несомненно, есть “ Церковь апостольская”. Но еще она в самом глубоком смысле есть Церковь отцов. Эти два определения неотделимы друг от друга. Без святых отцов Церковь не будет подлинно апостольской» 4 . Если частные цели исследования сочинений церковных писателей достижимы в некоторой степени и помимо Православия, то высший смысл такого исследования раскрывается только в Православии. В свое время священномученик Иларион четко и недвусмысленно высказался относительно Священного Писания : «Книги Священного Писания – одно из средств, через которые в Церкви действует на людей благодатная сила Божия. Дух Божий оживляет только Тело Церкви, а потому и Священное Писание может иметь смысл и значение только в Церкви». Другими словами, «Священное Писание – одно из проявлений благодатной жизни Церкви. Оно – имущество церковное, драгоценное и бесценное, но имущество именно церковное. Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной. Только Церковь дает смысл существованию Писания» 5 . Единство Священного Писания и Священного Предания в свете этого несомненного тезиса предполагает и не менее несомненный вывод из него: вне Православной Церкви нет святоотеческих творений. Эти творения, как отмечалось, можно рассматривать в качестве литературных памятников, исторических источников, философских произведений и т. д., но такое рассмотрение будет лишь рассмотрением «по букве». Естественно, подобный подход имеет свой определенный смысл и значение, но польза от этого будет только в том случае, если данный подход неразрывно связан с пониманием сочинений Отцов «по духу», то есть по Духу Божиему, который дышит только в Церкви Божией. Вне этого Духа всякие научные изыскания имеют тенденцию превращаться в мертвящую букву, ибо, как известно, буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3:6 ). Поэтому «Предание есть непрерывное присутствие в Церкви Духа Святого, непрерывное Божие водительство и просвещение. Церковь не связана буквой. Она движется вперед, ведомая Духом» 6 . Постоянное причастие Духу, то есть непрестанное стояние в Православии, и открывает для нас высший смысл изучения святоотеческих творений или путь постижения Отцов, в свете которого и частные научные методы исследования их обретают свое истинное значение и звучание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Великую силу имеет святоотеческое слово. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что все писания святых отцов составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа и что руководствующийся ими, без сомнения, имеет руководителем Святаго Духа. " Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний... Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься " - писал он. " ...Чтение отеческих писаний окружает дух стеною, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помысл возвышенным, не допускает погружаться в неожиданные обстоятельства, ставит выше диавольских стрел, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, дает легкие крылья и все хорошее, что кто бы ни назвал, поселяет в душе слушателей " - утверждает святитель Иоанн Златоуст. Жизнь по учению святых отцов открывает для нас путь к смирению, которое вместе со страхом Господним есть " начало премудрости " (Пс.110:10). Это смирение, в том числе - и смирение ума, не только просвещает нашу душу и тело, но и созидает постепенно в нас тот " верующий разум " . Он был присущ всем отцам Церкви, которые и должны здесь быть нашими ориентирами. А поэтому, " проникнувшись искренне и глубоко духом церковным, воспринявши его в благодатных дарах, живущих в Церкви: в молитве, в богослужении, в таинствах, в вероучении и в жизневоплощении всей этой совокупности церковного сознания и ощущения, станем вполне способными к правильному восприятию и усвоению и той глубокой мудрости, которой полны святоотеческие творения " Предисловие к тому сборника " Сокровищница духовной мудрости " Примечания: 1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.1. М., 1991. С.335-336. 2. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. М., 1996. С.4. 3. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.4. СПб., 1886. С.507. 4. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С.143.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/376/...

47. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Ч. I. 48. То же, 1858. Ч. 2. 49. То же, 1859, Ч. 3. 50. Творения святого Исидора Пелусиота . М., 1859. Ч. 1. 51. То же, 1860. Ч. 2. 52. То же, 1860. Ч. 3. 53. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина . 2-е изд. М., 1892. 54. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. М., 1892. 55. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископа христолюбивого града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 56. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина . СПб., 1874. 57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. 58. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные поучения и послания. 10-е изд. М., 1913. 59. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917. 60. Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. 61. То же, 1892. Вып. 2. 62. Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина . М., 1874, Кн. I. 63. То же, 1874. Кн. 2. 64. Невидимая брань. Творения преподобного Никодима Святогорца . М., 1904. 65. Св. Григорий Палама . Гомилии. Монреаль. 1865. 66. Добротолюбие. М., 1883 или 3-е изд. М., 1895. Т. I. 67. То же, 1885. Т. 2. 68. То же, 1889. Т. 3. 69. То же, 1889. Т. 4. 70. Тоже, 1890. Т. 5. 71. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791. 72. Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1874. 73. Древний Патерик. Избранные сказания. М., 1914. 74. Палладия, епископа Еленопольского Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1850. 75. Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад, 1915. 76. Собеседования о жизни италийских отцов. Римский Патерик, Казань, 1859. 77. Жизнь пустынных отцов. Сергиев Посад, 1898. 78. История боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853. 79. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Исследованию учения святых отцов о материи в богословии как Востока, так и Запада традиционно уделялось весьма незначительное внимание. Само понятие «богословие материи» может показаться даже неправомочным, так как богословие – это прежде всего и по преимуществу «слово о Боге». Учение о материи многие склонны отнести к области чистой философии, забывая, что большинство положений догматического богословия прямо или косвенно связано с проблемой материи. Материя, которая в самом широком смысле этого слова может обозначать тварную субстанцию вообще, а в более узком – вещество видимого мира, не должна выпадать из сферы внимания сколь угодно возвышенного богословия. Единственным систематическим научным исследованием учения святых отцов о материи на русском языке является на настоящий момент неопубликованная диссертация прот. Константина Ружицкого «Учение свв. Отцов и церковных писателей о материи» . В ней рассмотрена терминология и учение о материи и материальном мире церковных писателей и святых отцов первых 4-х веков от Р. Х. (за исключением свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Амвросия Медиоланского). До настоящего дня положение дел в этой области русскоязычного богословия практически не изменилось . В западном богословском мире дело обстоит, несомненно, лучше. Начиная с середины ХХ века здесь появляется ряд исследований по анализу трудов отдельных отцов Церкви и церковных писателей в аспекте их учения о материи. Однако «богословие материи» в том виде, как оно представлено у свт. Кирилла Иерусалимского, не было проанализировано и западными богословами. В классическом издании Патрологии Квастена в списке исследований, проведенных к 1960 году в сфере богословского наследия свт. Кирилла Иерусалимского, нет ни одного посвященного выбранной нами теме . Такое исследование не было проведено и до сих пор. Прот. Г. Флоровский, наряду с другими исследователями, отмечал «строгий библеизм» святителя в учении о трех Лицах Святой Троицы. Нашей задачей при анализе творений свт. Кирилла было подтвердить интуицию такого же последовательного библеизма в его учении о материальном мире , исследовать терминологию и общие черты умозрения свт. Кирилла в этом аспекте его богословия.

http://bogoslov.ru/article/2415754

Все названные методы суть средства подхода к памятникам церковной письменности, и каждый метод имеет в виду определенную частную цель (издание творений отцов, их перевод на различные языки, их анализ с филологической, исторической и философской точки зрения), достижение которой способствует удовлетворению нашей научной пытливости и прояснению ряда аспектов внешней стороны святоотеческого наследия. Напрашивается аналогия с нашей обычной человеческой жизнью, на протяжении которой мы постоянно ставим себе частные цели, порой достигая их, а порой и терпя неудачи на пути этого достижения. Однако всякий человек подспудно ощущает или же ясно осознает, что данные частные цели нисколько не подменяют основной цели его человеческой жизни, связанной с поиском и (в идеале) обретением смысла нашего земного бытия. Лишь осознание этого смысла может упорядочить хаотичную массу наших конкретных и частных целей, выстраивая их строгую архитектонику. Если обратиться от данной аналогии к святоотеческим творениям, то можно, сказать, что изучение их, помимо частных целей и связанных с ними конкретных методов исследования, должно иметь главную цель и непреходящее смысловое содержание. Тогда возникает очевидная необходимость определения, насколько это возможно для нас. Как говорилось выше, произведения отцов Церкви являются неотъемлемым достоянием Священного Предания, которое неразрывно соединено со Священным Писанием и, по словам сербского отца Церкви, «как Священное Писание, так и Священное Предание во всех отношениях равно необходимы, равно важны, равно незаменимы» 2 . Или, как говорит один из учеников этого отца, «они составляют одну нераздельную двуединую целостность» 3 . В рамках подобной целостности и следует, на наш взгляд, искать главную цель изучения святоотеческих творений. Прежде всего, эту цель немыслимо обрести вне Православной Церкви, которая «несомненно, есть « Церковь апостольская». Но еще Она в самом глубоком смысле есть Церковь отцов. Эти два определения неотделимы друг от друга. Без святых отцов Церковь не будет подлинно апостольской» 4 . Если частные цели исследования сочинений церковных писателей достижимы в некоторой степени и помимо Православия, то высший смысл такого исследования раскрывается только в Православии. В свое время священномученик Иларион (Троицкий) четко и недвусмысленно высказался относительно Священного Писания: «Книги Священного Писания – это одно из средств, через которые в Церкви действует на людей благодатная сила Божия. Дух Божий оживляет только Тело Церкви, а потому и Священное Писание может иметь смысл и значение только в Церкви» 5 . Другими словами, «Священное Писание – одно из проявлений благодатной жизни Церкви. Оно – имущество церковное, драгоценное и бесценное, но имущество именно церковное. Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной. Только Церковь дает смысл существованию Писания» 6 .

http://azbyka.ru/patrologiya

Там, наконец, когда я вышел из карантина с одним лишь червонцем, первая моя встреча была с родственником, который довез меня до Тульчина и дал средства доехать до Москвы. (Накануне Ильина дня, ступил я в Одессе на родную землю, и с радостью услышал всенощную службу на родном языке; от того чувствую всегда день сей первого моего возвращения из Иерусалима, равно как и день Благовещения, когда впервые поклонился я гробу Господню, к этому же великому празднику возвратился я из вторичного моего странствия). Друзья мои и товарищи двух-летнего похода, отпускавшие меня как бы на смерть из Адрианополя, и которым я завидовал по малодушию, потому что они возвращались на родину, когда мне предстоял дальний путь, в то время опасный, зимою без пароходов и в чумных местах, еще не возвратились; они только переходили через Молдавскую границу, после трудного зимнего похода, а я уже был в Одессе, совершив утешительное странствие, и прежде их достиг родины. Таким образом Господь благословил входы мои и исходы, и видимо меня осенила рука Господня. О, если-бы всегда я был достоин Его милости! Никто не ожидал меня в Москве, потому что слух пронесся о моей смерти. Помню, что, когда пришел я навестить духовника моего на Покровке (при церкви Воскресения в Барашах), услышал я из сеней разговор его с одним приезжим из Иркутска, от старшего брата моего 3 , который желал обо мне иметь известие. Добрый старец говорил: «Богу одному известно, где теперь находится А... Н,,,, а у нас пронеслись неприятные слухи, будто его нет в живых». В эту минуту я отворил дверь; оба они вспрыгнули с своих мест и едва опомнились, думая, что перед ними привидение. Батюшка 4 был огорчен тою же вестью, и обрадовался мне, как воскресшему. – В деревне 5 застал я брата Николая 6 , недавно приехавшего из Грузии, после десятилетней разлуки, в ту минуту, как он отправлялся в Петербург и радостно было наше свидание. Так мне все удавалось. В деревне я воспользовался свободным временем, чтобы заняться описанием моего путешествия. Главные черты его, особенно поэтические, впечатления духовные и живописная местность, были записаны на самых местах, но сведения исторические заимствовал я из богатой библиотеки батюшки. Тут почувствовал я впервые необходимость изучить церковную историю, потому что мне до этого была известна только священная и святых, и я решился прочесть всю пространную историю аббата Флери; многочисленные выписки его из святых отцов заставили меня обратиться к их творениям: я приобрел в последствии так-называемую Библиотеку святых отцов, или лучшия из них извлечения, на французском, в 36 частях, и еще житья пустынных отцов Востока. Это совершенно ознакомило меня с духом и деяниями святителей его и отшельников. Таким образом, Иерусалиму я был обязан первыми моими сведениями о истории Вселенской Церкви и учении св. отцов, и это был первый мой шаг на поприще духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Источниками педагогической мысли русских отцов Церкви являются: 1) Священное Писание; 2) творения святых отцов (особенно часто встречаются ссылки на святителя Иоанна Златоуста ); 3) личный духовный, молитвенный, пастырский опыт; 4) собственный ученический и педагогический опыт; 5) критически осмысленные труды по педагогике. Следует отметить, что наибольшим одобрением пользовались педагогические теории Сергея Александровича Рачинского, Николая Ивановича Ильминского , с оговорками принимались педагогические теории Константина Дмитриевича Ушинского и Николая Ивановича Пирогова; 6) размышления над жизнью. Какие же педагогические темы рассматриваются русскими святыми отцами? Качества воспитателя, педагога. Воспитание в семье. Формирование человеческой личности. Духовное совершенствование человеческой личности. Это главная тема. Образование в учебных заведениях. Образование в духовных учебных заведениях. В творениях многих русских святых отцов часто встречаются одни и те же мысли, которые можно считать достаточно характерными для русской патристики: Совет родителю и педагогу: обратить внимание прежде всего на себя. Обращение воспитателя, педагога за помощью к Богу. Спокойствие, сдержанность – качества родителя и педагога. Дети не должны быть свидетелями ссор и конфликтов. Звание учителя – высокое достоинство. В учебных заведениях следует обучать не только знаниям, но и нравственности. Следует заботиться о физическом здоровье детей. Русские святые отцы нередко со скорбью обращали внимание на дух века сего. Вместе с тем они отмечали, что дух века сего не является неодолимой преградой на пути воспитателя. Полемика с модными нехристианскими педагогическими теориями (Руссо, Лев Толстой). Следует отметить, что педагогическая мысль русских святых отцов тесно связана с догматическим богословием, с такими вопросами, как грехопадение прародителей и его следствия, действие греха в человеке, сущность и следствия спасительных страданий Господа Иисуса Христа, спасительность церковных таинств, действие благодати Божией в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010