Протоиерея Сергия Четверикова († 1947) нам посчастливилось знать лично; от него мы слышали много рассказов об оптинских старцах, с которыми он был знаком, начиная с отца Амвросия. Его книгой «Оптина пустынь» (1927) мы пользуемся в настоящей работе. Tschetwerikoff. Das russische Starzentum. S. 67–69. До 1799 г. Калужская губерния относилась к Московской епархии; Калужская епархия учреждена в 1799 г. Архимандрит Макарий Брюшков по поручению митрополита Московского Платона привел в порядок несколько монастырей в своей епархии, введя там общежительный устав: Песношский, Борисоглебский в Дмитрове, Старый Голутвин под Коломной. Пимен. Ук. соч. С. 242, 253; Исторический очерк Берлюковой пустыни, в: Чтения. 1875. 2. С. 35; Попов. Ук. соч. С. 75. Но настоящий общежительный устав соблюдался недолго. Пимен. Там же. Леонид, архим. Упраздненные монастыри Калужской епархии, в: Чтения. 1862. 2; Tschetwerikoff. Op. cit. S. 30; Пимен. Ук. соч. С. 53. Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев) (1917). С. 1–15, 53–72, 123–189, 242–275, 306–321; его письма: там же. С. 329–401. Ср. мою книгу (S. 143–156). Karsavin. Das Starzentum in der russischen Kirche, в: Zeitwende. 3 (1927). Mai, Juni; см. также: Hilprich St., O. S. B. Die Torheit um Christi Willen, в: Z. f. Askese und Mystik. 6 (1931); а также: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество (1913). Можно назвать следующих лиц, которые более или менее связаны были с Оптиной пустынью: С. О. Бурачек, В. И. Аскоченский, И. М. Снегирев, М. П. Погодин. С. П. Шевырев, М. А. Максимович, А. К. Толстой, В. А. Голубинский, А. Н. Толстой, Т. И. Филиппов, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. А. Булгаков, Л. А. Арнольди, А. Н. Муравьев, Д. А. Оболенский, Е. Н. Норов, Н. В. Гоголь, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский, П. А. Юркевич, Владимир Соловьев, К. Леонтьев, великий князь Константин Константинович (К. Р.) и, наконец, Лев Толстой. В 1912 г. в Московской Духовной Академии защищалась диссертация В. Троицкого «Влияние Оптиной пустыни на русскую интеллигенцию и литературу» (ср.: Журналы Академии, в: БВ. 1913. 4. Приложение. С. 415), в которой рассматривается духовное влияние пустыни и ее старцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

1. Болгарские - в составе т. н. «Ряпова сборника» (3-я четв. XIV в.; София, Б-ка АН Болгарии. 80 - см.: Кодов X. Опис на славяиските ръкописи в Библиотеката на Българската Академия на науките. София, 1969. С. 174-181); в составе Патерика 2-й пол. XIV в. (НБКМ. 1036 - см.: Стоянов М. , Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската народна библиотека. София, 1964. Т. 3. С. 231-239); Ath. Zogr. 214 (аскетический сборник кон. XIV в.). 2. Сербские - в афонском сборнике мон-ря Ксенофонт (Кишинёв. ЦГА Респ. Молдова. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря. Оп. 2. 2 - Овчинникова-Пелин В. С. Сводный каталог молдавских рукописей, хранящихся в СССР: Коллекция Ново-Нямецкого мон-ря (XIV-XIX вв.). Кишинёв, 1989. С. 72-74), принадлежавшем прп. Паисию (Величковскому) ; в рукописях Ath. Chil. 456 (посл. четв. XIV в.) и 640 ( Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 175, 221); Ath. Pantel. 28 (1364) ( Tachiaos A. -E. The Slavonic Manuscripts of S. Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Los Ang., 1981. P. 77-78); Дечанского мон-ря (Сербия), 75 (ок. 1370); ркп. мон-ря Печка Патриаршия (Сербия). 90 (2-я четв. XIV в.; Мошин В. Рукописи nampujapшuje//Старине Косова и Memoxuje. Приштина, 1968-1971. Кн. 4-5. С. 116-117). Переводы аскетических творений Г. С. помещались обычно в монашеских сборниках в следующем составе: «Главы с краегранесием, зело полезны» (кроме различий в неск. важных местах по сравнению с греч. текстом, содержат 142 главы: помимо 137 глав главы 1-5 «Иных глав»; по редакции, числу и расположению глав большинство списков XIV-XV вв. идентичны), «Ведение известно о безмолвии и молитве», в 12 главах (из к-рых в греч. традиции известны 10); по списку ГИМ. Син. 923 (172) С. Г. Вилинским издана 2-я глава: «О том, како подобает действовати молитву»// Вилинский С. Г. Послания Старца Артемия (XVI в.). Од., 1906. С. 415-416 [Прил.] (по этой же ркп. им приведены отрывки из «Глав с краегранесием» и «Главизн о безмолвии» - Там же. С. 200-201, 250, 335-337)), «О четырех священноначяльствих» (в нек-рых списках присутствует неполный перевод; см. также: Rigo. 2005. P. XXI) «Толк о еже яко несть наша брань к крови и плоти, и что есть брань, и кто воин, и всеоружество Божие» (толкование на Еф 6. 12; греч. оригинал неизвестен), «Главизны о безмолвии» (10 глав), «Сказание малое о безмолвии в главизнах 15», «Иные главы» (только главы 6-7: «О сонныих искушениих» и «О еже како подобает възимати милостыню безмолъвнику»).

http://pravenc.ru/text/168073.html

Творения. Т. 1. С. 614. 475 Maximi Confessoris. Ambigua ad Thomam. 1//PG. T. 91. Col. 1036C. Рус. пер.: Максим Исповедник. О различных недоумениях. С. 17. 476 Gregorii Theologi. Oratio XXIX. 2//PG. Т. 36. Col. 76BC. Рус. пер. В. Н. Лосского см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 38. 477 См.: Григорий Богослов, свят. Слово 22, о мире//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 332. 478 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 216—217. 479 Григорий Нисский, свят. К Авлавию, о том, что не «три бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 66. 480 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219. 481 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219. 482 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 193—194. Кн. II. Гл. 28, 6. 483 Gregorii Theologi. Oratio 31. 8//PG. Т. 36 Col. 141ВС. Рус. пер. В. Н. Лосского см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 45. 484 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 169. Кн. 1. Гл. 8. 485 Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. I. С. 255. Например, см.: Григорий Богослов, свят. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 415. 486 Иоанн Дамаскин. ТИПВ. С. 169, 171. Кн. 1. Гл. 8. 487 См.: Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 572. 488 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219. 489 Например, см.: Dionysii Areopagitae. De divinis nominibus. II. 7//PG. T. 3. Col. 645B. Рус. пер. см.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. С. 65. Гл. II, 7. 490 Athanasii Alexandrini. Orationes adversus Arianos. 4. 1//PG. T. 26. Col. 468В. Рус. пер.: Афанасий Великий, свят. На ариан, слово четвертое. 1//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. II. С. 455. 491 Он же. Послание к Серапиону, епископу Тмуисскому. 3. 6//Там же. Т. III. С. 66. 492 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Гл. II. 5.//Дионисий Ареопагит. О Божественных именах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

По нек-рым данным, в 1927 г. Н. вернулся в юрисдикцию митр. Сергия и был назначен в сент. того же года епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии, при этом ранее занимавший Мелекесскую кафедру еп. Павел (Введенский) , живший в ссылке в Уфе, был переведен на Златоустовскую кафедру. Однако сведений, подтверждающих служение Н. в Мелекесе (ныне Дмитровград Ульяновской обл.), нет. По другим сведениям, Н. не покидал Златоуст, продолжая управлять 4 «автокефальными» общинами, тогда как в ведении пребывавшего там же еп. Павла находились 2 прихода в юрисдикции митр. Сергия. В опубликованной в обновленческом издании статье, посвященной открытию в апр. 1928 г. в Златоусте обновленческого викариального церковного управления, говорилось: «В г. Златоусте имеет кафедру еп. Николай, известный сподвижник Андрея Ухтомского, помогавший ему в 1922 г. во всех его выступлениях и в разное время аттестовавший себя, по тактическим соображениям, то автокефалистом, то тихоновцем. Теперь он не то сергиевец, не то не сергиевец, а по определению некоторых «истинно-православных» даже «обновленец», хотя и не причастен и обновленцам. В г. Златоусте живет и др. епископ - Павел, сергиевской ориентации» (К открытию Златоустовского ВикЦУ//Уральские церк. вед. 1928. 9/10. С. 4-5). Лит.: Наречение и хиротония зав. Уфимской епарх. миссией архим. Николая во еп. Златоустовского, вик. Уфимской епархии//Изв. по Каз. епархии. 1917. 21/22. С. 322-334; Матвеев С. Открытие в г. Уфе кафедры викарного епископа//Заволжский летописец. Уфа, 1917. 15. С. 415-416; По ту сторону Урала: (В царстве Колчака): [Сб. мат-лов]. Уфа, 1919. С. 14-15; Дело беглых архиереев//РиЦ. 1920. 9/12. С. 55-56; К ликвидации инцидента с еп. Николаем Златоустовским//Церк. рассвет. Уфа, 1923. 3/4. С. 23; Уфимский епарх. съезд//Правосл. церк. вестн. Каз., 1926. 3. С. 8-10; Уральский П. (псевд., Косвинцев Е. Н.). По дебрям уральской тихоновщины//Уральские церк. вед. Свердловск, 1927. 6. С. 6-10; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 138-144; Зеленогорский М.

http://pravenc.ru/text/2565982.html

369 Перевод книги Еноха: Смирнов А. В. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической книги Еноха. Казань, 1888. 370 Еврейская Книга Еноха, 44//Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Москва-Иерусалим, 2000, сс. 228–229. 371 Заветы Двенадцати Патриархов, сыновей Иакова//Книга Еноха. Апокрифы. Спб., 2000, с. 238. 372 Там же, с. 279. 373 Там же, с. 247. 374 Там же, с. 217. 375 Книга Юбилеев//Книга Еноха. Апокрифы. Спб., 2000, с. 181 376 Там же, с. 153. 377 см. J. Eisenberg, A. Abecassis. A Bible ouverte. – Paris, Albin-Michel, 1978, р. 101–102. 378 Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. – М., 1993, с. 13. 379 Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения. с. 116. 380 Льюис К. С Пока мы лиц не обрели//Сочинения, т.2. Минск-Москва, 1998, с. 219. 381 см.: Матье М. Э. Древнеегипетский обряд отверзения уст и очей.//Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1996. 382 См. де Андия И. Воскресение плоти согласно валентинианам и Иринею Лионскому//Символ. Париж, 1998, 39. 383 Перро Ш. Павел и воскресение Иисуса//Символ. Париж, 1998, 39, с. 37. 384 преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. – М., 1990. с. 110. 385 Цветаева М. Неизданные письма. – Париж, 1972, С. 415. 386 Преп. Феодор Студит .//Добротолюбие. – Jordanville, 1965, т. 4. с. 64. 387 Цит. по: Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов . – Брюссель, 1980, с. 88. 388 Профет Э. К. и Профет Э.Л. Реинкарнация. Утерянное звено в христианстве. М., 1999, с. 131. 389 Письма Елены Рерих 1929–1938. т. 1, с. 363. 390 См. Профет Э. К. и Профет Э.Л. Реинкарнация. Утерянное звено в христианстве. М., 1999, с. 123. 391 Баркли У. Толкование на Евангелие от Иоанна. т.2. Scottdate, USA, 1985, с. 42. 392 Genesis Rabbah 63,6,3.//Neusner J. Genesis Rabbah». The Judaic Commentary to the Book of Genesis. Atlanta, 1985. Vol.2.p.353 (Цит. по: Профет Э. К. и Профет Э.Л. Реинкарнация. Утерянное звено в христианстве. М., 1999, С. 193).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

По предложению Синода, указом от 6 декабря 1829 г. было предписано с 1830 г. отпускать из казны по 500 000 руб. ассигнациями ежегодно для помощи самым бедным причтам. Идея оказалась весьма привлекательной: путем постепенного наращивания казенной помощи в размерах, не обременительных для государства, мало-помалу установить каждому причту гарантированный денежный вспомогательный оклад. В условиях России, при массовой бедности прихожан и нестабильности доходов приходских церквей, затея правительства очень обнадежила белое духовенство, хотя и грозила некоторым сокращением мест. Несколько позже эту же идею использовали для решения материальных проблем православного приходского духовенства Западного края, но руководствовались уже несколько иными соображениями, о которых мы скажем ниже. По штатам западных епархий, утвержденным 4 апреля 1842 г., казна стала прибавлять к ежегодным отпускам крупные суммы: в 1842 г. – 415 тыс. руб., в 1843 г. – 1 млн. руб., 1844–1 845 гг. – по 250 тыс. руб., 1846–1 860 гг. по – 100 тыс. руб. Опробовав замысел в Западном крае, с 1846 г. штаты церквей, введенные там, стали распространять и на другие епархии. В итоге к началу александровских реформ ежегодно на жалованье причтам казна отпускала 3 315 000 руб. В целом же за 20 лет дотации выглядят следующим образом 310 : 1841 г. – на 1498 причтов – 142 855 руб. серебром. 1851 г. – на 13 214 причтов – 2 725 682 руб. серебром. 1861 г. – на 17 063 причта – 3 591 228 руб. серебром. Из этих денег большая часть шла на пособие сельскому духовенству. По статистическим данным Синода, 13 843 сельских храма в 1858 г. получили 2 784 276 руб., причем 2 656 010 руб. отпустила казна и только 128 266 руб. – Церковь 311 . Заметим, что в 1861 г. в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь и 12 186 часовен и молитвенных домов. Следовательно, жалованье получало менее половины белого духовенства. Кроме того, оно оставалось мизерным: всего около 210 руб. серебром в год на полный причт (священник, диакон, два причетника). Эти данные наглядно демонстрируют, насколько далекой, почти недостижимой, оказалась поставленная цель. Тем более, что после Крымской войны заметно росла дороговизна, а курс рубля снижался. В 1863 г. на 17 739 городских и сельских церквей израсходовали уже 3 636 333 руб. 312 Вскоре Александр II заморозил ассигнования на достигнутой цифре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

389 О правилах пощения в первую седмицу Четыредесятницы см. выше. 390 О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше 391 Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы. 392 Феодорит. История, кн. 3, гл. 15. 393 Никифор, История, кн. 10, гл. 12. 394 Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы. 395 См. Рождество Христово. 396 29 sermo catecheticus Theodori Studitae. 397 Последователи Манеса. 398 Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста. 399 Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7. 400 О монофизитах см. выше, Рожд. Хр. 401 Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16. 402 Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7, 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами. 403 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6. 404 Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9—10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового. 405 Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18. 406 См. празд. Нерук. Образа. 407 Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13. 408 Bibliothec. orient, pag. 311. 409 Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13. 410 См. праздник в день св. равноапостольного Константина. 411 Чет. Мин. 28 ноября. Житие Стефана Нового. 412 Чет. Мин. 29 мая и 9 августа. 413 Anastas. Bibliotec. 90. s. Gregorius 2. Чет. Мин. 14 июня. Житие св. Мефодия. Павел диакон, кн. 6, гл. 3. 414 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Usaur. 10. С этого времени папы обратили взоры свои на королей франкских, которых успели сделать послушными себе. Таким образом иконоборство отчуждало Запад от Востока и пролагало дорогу к будущему отпадению Запада от единения со вселенскою Церковью. Беккер. Истор., т. 3 с. 158. 415 Theophan. Chronograph, ad ann. Barron, annal. 12, p. 339—342, 359. 416 Акефалитами (безглавыми) называются последователи Евтихия, лжеучителя, быв. в 5 веке, потому, что потеряли главу, или начальника, своего в Петре Могге (Евагрий. История, кн. 3, гл. 15 и 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

6. S. 5-37; Nordberg H. Athanasiana: 5 Homilies; Expositio fidei; Sermo major. Helsinki, 1962. S. 57-71. (Comment. humanarum litterarum; 30, 2); рус. пер.: Слово пространнейшее о вере//Творения. Т. 4. С. 455-475; Expositio fidei//PG. 25. Col. 199 - 208; рус пер.: Изложение веры//Творения. Т. 1. С. 264-267; Dialogi de sancta Trinitate I-V//PG. 28. Col. 1116-1285; Bizer C. Studien zu pseudathanasianischen Dialogen der Orthodoxos und Aetios. Bonn, 1970. S. 80-126; Costa I. Opere di Atanasio in una traduzione latina inedita//Atti della Accademia Pontaniana. 1993. N. S. Vol. 42. P. 258-265 (lib. IV, лат. версия); Cavalcanti E. Pseudo-Atanasio: Dialoghi contro i Macedoniani. Torino, 1983; Turner C. H. A Critical Text of the Quicunque vult//JThSt. 1910. Vol. 11. P. 401-411; рус пер.: Символ Quicunque//Творения. Т. 4. С. 477-479; Simonetti M. Pseudo-Athanasii De Trinitate, libri X-XII. Bologna, 1956; гомилетические: Budge E. A. W. Coptic Homilies in the Dialect of Upper Egypt. L., 1910. P. 58-65, 80-89, 115-132 [копт. тексты], 204-211, 226-234, 158-274 [англ. пер.]; 407-415 [сир. версия гомилии «О душе и теле»], 417-424 [англ. пер.]; рус. пер.: О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа//ХЧ. 1841. Ч. 2. С. 84-97; О терпении//Там же. 1837. Ч. 2. С. 120-139; О крестной смерти Иисуса Христа//Там же. 1838. Ч. 2. С. 132-158; На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа//ЖМП. 1980. 5. С. 35-36; О душе и теле и страстях Господних/Пер. с копт. и послесл. Д. Бумажного//Церковь и время. М., 2000. 1 (10). С. 133-153; Жизнь прп. Синклитикии//ХЧ. 1824. Ч. 16. С. 3-96; Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской/Пер. Т. Недоспасовой в свободном перелож. М., 2000. Версии: лат.: Altaner B. Altlateinische Übersetzungen von Schriften des Athanasius von Alexandrien//BZ. 1941. Bd. 41. S. 45-59; Bardy G. Sur les anciennes traductions latines de saint Athanase//RechSR. 1947. T. 41. P. 239-242; Siegmund A. Die Überlieferung der griechischen christlichen Literatur in der lateinischen Kirche.

http://pravenc.ru/text/76946.html

– Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход//Творения: в 3 кн. – М.: Паломник, 2001. – Кн. 2. – С. 241–338. – (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 9). De odoratione et cultu in spiritu et veritate//PG 68, 133–1126. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. О поклонении и служении в Духе и истине//Творения: в 3 кн. – М.: Паломник, 2000. – Кн. 1. – (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 8). Epistolae//PG 77, 9–390. – Pyc. пер. частично опубликован в: Деяния Вселенских соборов: в 4 т. – Т. 1. – С. 142–143, 144–147, 150–155, 157– 160, 181–184, 186–187, 191–201, 211–212, 266–269, 273–275, 514–517, 540–565, 581–583; Т. 2. – С. 97–99, 100–103, 231; Т. 3. – С. 353–355, 485–486. Explicatio duodecim capitum//PG 76, 293–312. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе Кириллом, архиепископом Александрийским, когда святой Собор потребовал яснейшего изложения их//Там же. – Т. 1. – С. 406–414. Commentarium in Isaiam prophetam//PG 70, 9–1450. – Рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Толкование на пророка Исаию//Творения: в 10 ч. – Ч. 6. – Сергиев Посад, 1888. – Ч. 7. – Сергиев Посад, 1889. – Ч. 8. – Сергиев Посад, 1890. Commentarium in Mathaeum//PG 72, 365–470. – Пер. заглавия: Кирилл Александрийский , свт. Толкование на евангелиста Матфея. Apologeticus pro duodecim capitibus adversus orientales episcopos//PG 76, 315–386. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Защищение двенадцати глав против восточных епископов//Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. – Т. 1. – С. 415–445. Apologeticus contra Theodoretum pro duodecim capitibus//PG 76, 386452. – Pyc. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Евтропию, против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом//Там же. – Т. 1. – С. 445–473. Cyr. Hieros. Catech. Mystag. Cyrillus Hierosolymitanus episcopus Catecheses//PG 33, 331–1060. – Pyc. пер.: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные// Кирилл Иерусалимский , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

787 Беллармин. там же, стр. 366, чл. 9. Вечным наказанием одного осуждения мучатся дети, умершие некрещенными; временное наказание одного осуждения было долею ветхозаветных праведников; вечное наказание осуждения и чувства есть наказание для находящихся в аде; временное же наказание осуждения и чувства предназначено для находящихся в чистилище. Беллармин. там же. 788 Фома Аквинат. Сущност. христ. Вер. кн. 4, разд. 30, вопр. 1, чл. 2; а по мнению Бонавертуры, наказания сии не тягчае всякого наказания, но величайшее наказание чистилища тягчае величайшего наказания настоящей жизни, хотя иное наказание его легче какого-нибудь наказания, бывающего в сей жизни. 793 Истину сего невольно сознают латины. Посему, чтобы сообщить означенному рассуждению благовидность, утверждают, что павшим на брани воинам отпущена была вина, а не наказание. Но утверждать это значит искажать событие; ибо Иуда послал принести жертву за грех и притом умерших: след. он уверен был именно в том, что им не была отпущена вина, а где в священном Писании грех означает одно временное наказание, которое должны понести люди для удовлетворения правде Божией, мы не знаем. 795 Тертуллиан. Прот. Маркиона, гл. 6: твор. стр. 320. Венеция, 1701 г. Ориген. Бесед. 6 на кн. Исход. на. 14: твор. т. 2, стр. 148. Париж, 1733 г. Св. Иак. низиб. Письм. о вере: христ. чтен. 1839 г. ч. 4, стр. 291–293. Св. Васил. велик. Толков. на пр. Исаию: твор. ч. 2, стр. 29. 203. Москва, 1845 г. Св. Григор. богосл. Слов. 2: твор. ч. 1, стр. 14. Москва, 1851 г. Св. Амврос. медиол. Толков. на 1 посл. к коринфянам: твор. ч. 2, л. 196, изд. 1516 г. Св. Златоуст. (Слов. увещат. к Феодор. падшему: христ. чтен. 1844 г. ч. 1, стр. 414–415. Бесед. 9 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 156–160. Спб. 1858 г. Бл. Иероним. Прот. Иовиниана: твор. т. 4, ч. 2, стр. 214–216. Париж, 1706 г. Бл. Феодорит. Изъясн. псалм. 7: твор. 2, стр. 43–44. Москва, 1856 г. Толков. на 1 посл. к коринфянам: твор. т. 3, стр. 133. Париж, 1642 г. Св. Кирилл, александр. Слов. на исход. души: христ. чтен. 1841 г. ч. 1, стр. 213–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010