Молитву: Κριε, Κριε ο τθημι μν χερα μαρτωλν... священник читает, знаменуя, – по 604 274 –, крестным знамением главу принимающего постриг и возлагая на нее свою руку – по 474, л. 155 об. 275 . В молитве священник просит Бога, чтобы Он принял пришедшего к Нему с покаянием, записал имя кающегося в книге живота, сделал его общником и причастником Небесного Царствия и, облачив его в хитон правды, препоясав чресла его поясом целомудрия, возложив на него благодать креста, вооружил всеми вообще духовными оружиями на брань с грехом. XVI Молитва, при чтении которой священник творить крестное знамение на главе принимающего великий постриг и возлагаешь ему на главу благословляющую свою руку, представляется по памятникам чинопоследования монашескаго пострижения в двух редакциях – распространенной и сокращенной. Первая, распространенная редакция молитвы известна нам по рукописям 474, 604 и по Схиматологию XIII века Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 396, лл. 5906. 60 об. 276 . Вторая, сокращенная редакция молитвы находит себе место в последованиях великой схимы в Евхологии XV в. Иерусалимской патриаршей библ. 73 (274) 277 и Евхологии XVI–XVII в. библ. лавры св. Саввы Освященного 568 278 , а в последованиях малой схимы – в Евхологии XIV – XV вв. Московского Румянцевского Музея 472, л. 116 об. и л. 110 279 , в Евхологии XV в. того же Музея 473, л. 95 об.–96 280 , и в Сборнике чинопоследований XV в. Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 344, л. 14 и об. Молитва во второй редакций начинается словами: π τ νματ σου, Κριε Θε τν δυνμεων πιτθημι τν χερ μου... Распространенная редакция молитвы имела своим источником молитвы Барбериновского Евхология св. Марка: Κριε Θες τς ληθεας 281 и ν Δσποτα Κριε Θες μν, πλσας τν νθρωπον 282 ... Из первой молитвы взяты начальные слова; из второй – значительная доля содержания. Все это видно из следующей параллели текстов 283 . 396. Барбериновский Евхологий св. Марка. Κριε Θες τς ληθεας, π τ ονματ σου πιτθημι τν χερ μου π τν δολν σου τνδε... Из молитвы: ν Δσ ποτα Κριε Θες μν: Δεμεθ Σου κα παραχαλομεν... πρσοεξαι ατν πρς Σ καταφεγοντα... κα νδυσον ατν χιτνα δικαιοσνης, κα περβαλε στολν φθαρσας, κα περζωσον τν σφν ατο δναμιν ληθεας, κα περικεφαλααν λπδα σωτηρου κατακσμησον-ατν, καθρισον τ φρνημα αυτο π μιαρν πιθυμιν... σαι ατν π φαντασ μτων πονηρν κα καθρτων... πλασον π τς διανοας ατο πν ψεδς, πν φαλον, πντα πειρασμν βιοτικν, πσαν πλεονεξαν, πσαν κνησιν σαρκς κα πνεματος, πηλλοτριωμνην τς σς θετητος...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

269 . Westermann 1999: Structure and Intention of the Book of Ruth/Claus Westermann//Word & World. – 1999. – Vol. 19, 3. – p. 285–302. 270 . Whybray 1994: The Composition of the Book of Proverbs/R.N. Whybray. – Sheffield: JSOT Press, 1994. – 173 p. 271 . Wilbanks 1999: Identity Crisis: who is the woman of strength in Proverbs 31, 10–31 . A rethorical and lexical investigation of personified Wisdom in the Book of Proverbs: diss. PhD./Pete F. Wilbanks. – New Orleans Baptis Theological Seminary, 1999. – 274 leaves. 272 . Wolfenson, 1924: Implications of the Place of the Book of Ruth in Editions, Manuscripts, and Canon of the Old Testament/Louis B. Wolfenson//Hebrew Union Colledge Annual. – 1924. – Vol. 1. – p. 151–178. 273 . Wolff 1988: Haggai: a commentary/Hans Walter Wolff; translated by Margaret Kohl. – Minneapolis: Augsburg Pub. House, c 1988. – 128 p. 274 . Wright 1986: The mother – maid at Bethlehem/George R.H. Wright 11ZAW. – 1986. – Bd. 98, 1. – p. 56–72. 275 . Yoder 2003: The Woman of Substance (‘eshet hayil): a socioeconomic reading of Proverbs 31, 10–31 /C.R. Yoder//JBL. – 2003. – Vol. 122, 3. – p. 427–447. 276 . Zakovitch 1999: Das Buch Ruth: ein jüdischer Kommentar/Yair Zakovitch; mit einem Geleitwort von Erich Zenger. – Stuttgart: Verlag Katholisches Bibelwerk, 1999. – 192 p. – (Stuttgarter Bibelstudien; 177). 277 . Zenger 1986: Das Buch Ruth/Erich Zenger. – Zürich: Theologischer Verlag, 1986. – 128 s. – (Züricher Bibelkommentare; 8). 278 . Zevit 2005: Dating Ruth: Legal, Linguistic and Historical Observations/Ziony Zevit//Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft. – 2005. – Vol. 117, 1. – p. 574–600. 279 . Ziegler 2007: «So shall God do...»: variations of an oath formula and its literary meaning/Yael Ziegler//JBL. – 2007. – Vol. 126, 1. – p. 59–81. 280 . AA: Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне/Н.П. Андреев//Гос. Русск. географ, об-во, Отд. Этнографии, Сказочная комиссия. – Л.: Изд. Гос. Русск. географ. Общества, 1929. – 118 с. 281 . Аверинцев 1994: Аверинцев С.С. Многоценная жемчужина: лит. творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н. э./Пер. с сирийс. и греч. яз., [сост., предисл., и коммент.] С. Аверинцева . – М.: Худож. лит.: НИЦ «Ладомир», 1994. – 477 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

273 Шпет, Г.Г. 1922.  Очерк развития русской философии.  Первая часть. Петроград, 8. 274 Предмет рассуждений Шпета – «складывающееся на почве невежества утилитаристическое отношение к знанию»: [К]огда невегласие выступает как характер народа и истории, когда оно навязывается историческому наблюдателю, как существенный признак национальной истории, когда сам утилитаризм — не сменяющаяся реакция, а производный признак этого существен­ного, тогда над соответствующей историей […] нависает какая-то угроза. Нация — пе­ред лицом фатальной беды она кажется обреченной на «бескультурность». Утилитар­ное отношение к знанию обличает некоторую примитивность культуры и духа […] Ее (России. — И. С.) интеллигенция — ее репрезентант и воплощение — не дошла до над-утилитарного понимания творчества. И вот, спрашивается: исторический рок это, или только культурное несовершеннолетие? (стр. 8). 275  С. Булич. Очерк истории языкознания в России, стр. 206. 276  С. Булич. Очерк истории языкознания в России, стр. 291–292. 277 Eriksson, Gunnar. 1994.  The Atlantic Vision. Olaus  Rudbeck and Baroque  Science.  Canton, Maas. 278 А.С. Шишков. «Некоторые выписки из сочинений Графа Мейстера», стр. 273–274. 279 См. уже упоминавшуюся работу Вл. Соловьева о де Местре. 280   В.М. Живов . Язык и культура в России XVIII века. 281  О «трудной герменевтике» Державина и о взаимном влиянии между Державиным и Шишковым, см. Альтшуллер, Марк. 1984.  Предтечи славянофильства в русской литера­туре (Общество «Беседа любителей русского слова»).  Анн Арбор, 69–95. 282 Там же, стр. 48–55. 283 Одним из способов администрирования языка является позитивное научное описание в терминах моделей и структур. О «цензуре и самоцензуре онтологии», о подавлении вы­сказывания Другого не через политическую репрессию, а через «растворение» Другого в формальных категориях собственного анализа при установке на формально-научный, позитивистский подход к языку cм. Schulmz, Emily. 1990.  Dialogue at the Margin: Whorf, Bakhtin, and Linguistic Relativity.  Madison, 139–153.

http://azbyka.ru/kniga-o-rodine

271 В начале в нем преподавались только первоначальные наставления в вере 272 для желавших получить крещение, а вместе с тем приготовлялись и самые огласители. Афинагор 273 и Пантен (189–195 г.) в звании начальников сего училища, первые силой дарований своих соединяли в наставлениях своих ученость богословскую и философскую, но еще не столько, сколько преемник Пантена Климент, одобрявший слушателям своим философию, как руководство к вере. 274 Преемник Климента Ориген распространил круг предметов учения в сем училище. Необычайное стечение желавших слушать у него то оглашения в Христианской вере, то наставления в тайнах слова Божьего, то, наконец, приобретать сведения в философских, словесных и математических науках – заставило Оригена разделить слушателей своих на два разряда: те, которые должны были слушать первоначальные наставления в вере, также предварительные философские науки – науки словесные и Арифметику, поручены были Иероклу; а себе Ориген предоставил преподавание высших наставлений в вере и высших философских познаний. 275 После Оригена были начальниками в сем училище 276 Дионисий (223–264), Пиерий (265–281 г.) 277 , Феогност (282–289 г.) 278 , Серапион (290–295), Петр муч. (295–312), которые все привлекали ревностью своею многих слушателей в Александрийское училище, а особенно Пиерий, которого называли вторым Оригеном и который имел помощником Ахилла. 279 Когда Ориген , оставив Александрию, основал свое пребывание в Кесарии Палестинской: то здесь (в 233 г.) основано их новое училище, в которое со всех сторон стекались слушать знаменитого учителя. Св. Памфил (в 278 г.) возобновил это училище, закрывшееся со времени заключения Оригена в темницу; ученик Пиерия обогатил Библиотеку 280 сего училища множеством книг и прославил знаменитостью своих слушателей. 281 В Иерусалиме известна была по крайней мере Библиотека, основанная Александром – другом Оригена 282 , если только вместе с тем не было и училища, подобного тому, каковым было в начале своем Александрийское училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не знаю, за что подвергаюсь столь великому наказанию, и, как говорят, «если мы возбудили неприязнь какого-нибудь божества, то уже в достаточной мере искупили нашу вину» 269 . Однако эти слова приложимы ничуть не менее к Максимину и Клейнию, которых, мне кажется, жалеют жесточайшие из демонов, исключая, конечно, Фоаса и Андроника – единственных демонов, остающихся неумолимыми. 16 (76). Феофиду [Александрийскому] 270 Ольбиаты, обитающие в деревнях, должны выбрать себе епископа, ибо блаженнейший отец Афамант 271 , окончив свою долгую жизнь, завершил и священнослужение. Позвали и меня принять участие в их рассуждении об этом, порадоваться вместе с ними тому, что они могут выбирать из многих, все из которых достойны; более же всего я был обрадован тем, что выбрали исполненного калокагатии 272 Антония, ибо мне показалось, что он превосходнее этих прекрасных людей: таков был человек, [единодушно] избранный всенародным голосованием 273 . К решению большинства присоединились два богобоязненнейших епископа – соученики Антония в прошлом; руками одного из них Антоний был сделан пресвитером, да и я не совершенно не знал его, но те его слова и поступки, которые мне были известны, я всегда одобрял. Когда к тем достоинствам, о которых я знал, прибавились те, о которых я услышал, я тоже подал голос за этого человека. Я хотел бы сообщить ему священство, равночестное моему 274 . Но для этого должно быть еще одно решающее обстоятельство – священие твоей руки 275 . Это необходимо ольбиатам, мне же – твои молитвы. 17 (90). Феофиду [Александрийскому] 276 Справедливость ушла от людей 277 . Андроник, творивший прежде несправедливость, сегодня сам стал ее жертвой. В том и характер Церкви, чтоб возвышать униженных и низвергать вознесенных 278 . Она ненавидела Андроника за то, что он творил, и потому покинула его, предоставив его нынешней судьбе 279 . Но теперь она жалеет его – за то, что с ним случилось худшее того, за что его проклинали и чего ради я тревожил власть имущих особ 280 . Однако для нас было бы ужасно никогда не быть вместе с людьми процветающими, но только рыдать вместе с проливающими слезы 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Впоследствии в качестве продолжения альбома «Эхо» выходили другие иллюстрированные альбомы с картинами из жизни людей, преданных пьянству: «До чего доводит пьянство» 266 , «Горе-злосчастье» 267 , «Море слез» 268 , «Это ли жизнь?!» 269 . Нужно отметить, что в дореволюционной России среди альбомов «трезвенных картин» первое место принадлежало Булгаковскому. Деятельность отца Дмитрия по изданию антиалкогольной литературы активно продолжалась. В ближайшие годы выходят его книги, брошюры и листки: «Против пьянства» 270 , «Что такое пьянство и как избавиться от него?» 271 , «К пьющим и непьющим» 272 , «Как перестать пить» 273 , «Новая русская хрестоматия с подбором статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность» 274 , «На помощь. Сборник статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность» 275 , «С хмелем спознался – с честью расстался» 276 , «Две доли» 277 , «Вино пить, беде быть» 278 , «Первые учителя винопития» 279 , «Вино на Руси по памятникам народного творчества литературным и художественным» 280 , «Вино в пословицах» 281 . О некоторых из названных изданий следует сказать особо. Книга «Новая русская хрестоматия с подбором статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность» была составлена Булгаковским в качестве пособия для школ, в которых уже начали вводиться уроки противоалкогольной направленности. В России в отличие от Соединенных Штатов Америки и Западной Европы это было ещё достаточно новым явлением. Понимая, однако, что рано или поздно подобные уроки приобретут повсеместный характер, отец Дмитрий и решил составить специальное пособие, «согласно требованиям, предъявляемым к таким книгам за границей». Подбирая статьи, он хотел, чтобы ученики увидели, как люди через пьянство доходят до нищеты, губят семью, делаются тунеядцами, удаляются от Бога, теряют совесть, расстраивают своё здоровье и безвременно сходят в могилу, чтобы через это они пришли к сознанию губительного влияния спиртных напитков и почувствовали навсегда отвращение к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

На другой день мы отправились на запад подле реки и проехали два городка; повсюду были жители; в это время пшеница на полях только что созрела; все поля орошаются водою источников и оттого получают яровое; ибо дожди здесь редки. На запад отсюда прибыли в большой город Бесыма 269 , государь 270 , чиновники, благородные и народ, монахи буддийские и даосские 271 , в числе нескольких сот человек, в процессии, далеко вышли встречать нас. Буддийские монахи были в красном платье; у Даосов платье и шапки совершенно отличны от наших. Мы остановились на запад от города и поместились в высокой палате одного виноградника. Тогда родичи Хойхэсского князя принесли нам виноградного вина, чудесных цветов, разных плодов, редких благовоний и расставили карликов-музыкантов, которые все были Китайцы. Благородные и народ, с каждым днем, оказывали учителю более уважения. В обществе его сидели и Буддисты, и Даосы, и Конфуцианцы 272 . Когда он расспрашивал их об обычаях здешней страны, они говорили: «Здешнее место, во времена династии Тан, было Бэйтинской 273 Дуаньфу 274 . В 3-й год правления Цзин-лун 275 , Ян-гунхэ был здешним Дадуху 276 . Он сделал здешней стране много добра, так что варвары были ему преданы; благотворения его простерлись и на потомство, и мы ныне еще пользуемся ими. В кумирне Лун син си сы есть два каменных памятника, на которых описаны его доблести в полном свете. В кумирне есть полное 277 собрание буддийских книг. В настоящее время еще везде встречаются пограничные города Танской династии. Отсюда на восток, в нескольких сотнях ли, есть ф у 278 , называемое Силян 279 , отсюда на запад, в 300 с лишком ли, есть сянь 280 , называемый Лунь тай» 281 . Учитель спросил: «Сколько еще пути до местопребывания императора?» Все сказали, что отсюда на юго-запад будет более 10.000 ли. В эту ночь был ветер и дождь; за виноградником пало одно большое дерево. По этому случаю учитель сочинил стихи и показал их спутникам: «Ночью мы стояли под горою Инь шань; гора погружена была в ночную тишину и покой; в безграничной пустоте стемнели облака и зашумели листья на большом дереве; за тысячи ли пути, время и в три зимние месяца тепло 282 ; дерево целиком рухнулось наземь и резкий ветер свободно кружил на нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

1 . Непотребство с женщиной. Непотребство с женщиной, как преступление, требует для своего состава некоторых условий. Женщина, с которой совершено преступление, должна быть свободной и незамужней. Непотребство по отношению к рабе рассматривалось, как injuria, и взыскивалось исками – или actio legis Aquiliae или actio de servo corrupto 270 . Непотребство с замужней или конкубиною другого лица было прелюбодеянием. В самом деянии непотребства важно было то, что оно не было ни браком, ни конкубинатом, а внебрачным половым сожитием 271 . Наказанием за stuprum, по крайней мере некоторые виды его, до Lex Iulia de adulteriis служила multae irrogatio 272 ; Lex Iulia назначает для непривиллегированных преступников телесные наказания в relegatio, а для привиллегированных – конфискацию половины имущества 273 . Обольщение же наказывалось смертью 274 . Случаи насильственного непотребства относились или к injuria или к vis 275 и карались aquae et ignis interdictio, в редких случаях смертью 276 . В позднейшем византийском праве непотребство с женщиной имеет следующие виды: непотребство добровольное, растление малолетней, растление чужой невесты, блуд с женщиной, давшей обеты девства, непотребство незамужней госпожи с своим рабом. Добровольное непотребство – это случаи, когда сама, еще непорочная, девушка ( χη παθνος) дала согласие на сожитие, но без ведома родителей. Виновный мог покончить дело или браком, если родители на это были согласны, или же должен был уплатить определенную сумму денег (один литр золота), а если он был беден, то подвергался телесным наказаниям и острижению 277 . Насилие над девушкой, соединенное с растлением ея, наказывалось вырыванием ноздрей 278 . Так же каралось и растление малолетней, не достигшей еще 13 лет 279 . Растление чужой невесты (μνηστ) каралось, как и изнасиливание, вырыванием ноздрей, хотя бы она сама и изъявила согласие на непотребство 280 . Наконец квалифицируется как непотребство: 1) соитие с женщинами, давшими обеты девства: монахинями, аскетессами, 281 . Оба виновные в этом случае наказывались одинаково выреванием ноздрей 282 ; 2) блуде незамужней женщины с своим рабом 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

234. предприниматели. (фр.) 235. Точность – вежливость поваров. (фр.) 236. Слова действующих лиц созвучны названию букв французского алфавита. 237. «Злословец». (фр.) 238. Вальтера Скотта. 239. напыщенностью. (фр.) 240. достоинством. (фр.) 241. То, что мне противно… (фр.) 242. Что нас очаровывает в историческом романе – это то, что историческое в них есть подлинно то, что мы видим. (фр.) 243. Шекспир, Вальтер Скотт… достоинство и благородство. 244. Барнав, Исповедь. Обезглавленная женщина. Евгений Сю. Де Виньи. Гюго. Бальзак. Сцены из частной жизни. Шагреневая кожа. Мрачные рассказы. Озорные (рассказы). Мюссе. Ночной столик. (фр.) 245. Байрон. 246. Послания патриархов и царей не принадлежат к чистой литературе, так как имеют иное назначение. (фр.) 247. «Вудстоке». (англ.) 248. Аббат Шапп. (фр.) 249. Противоядие. (фр.) 250. Трагические повести. (фр.) 251. Авантюристы и т. п. (фр.) 252. Предупреждение читателю. (фр.) 253. Жизнью жертвовать истине. (лат.) 254. высший свет. (Англ. и франц.) 255. Была Троя. (лат.) 256. обозрения. (англ.) 257. Жюль Жанен. 258. по заблуждению или резонно. (фр.) 259. поведения. (фр.) 260. супружеская неверность. (англ.) 261. в их потребности к низости. (фр.) 262. я это восстанавливаю. (фр.) 263. Маро, вскоре затем, вызвал расцвет баллады, слагал триолеты, рифмовал маскарады. (фр.) 264. Кокетка, недотрога. (фр.) 265. «Сельский человек». (фр.) 266. Корова мирно наполняет повисшее вымя. (фр.) 267. «ученых» вместо «небожителей». (лат.) 268. Оправдательные документы. (фр.) 269. Господин Удар, быть может вам поверят, но к несчастию у вас нет хвоста. (фр.) 270. Последний том Карамзина. (фр.) 271. Кузина Любомирской. (фр.) 272. Рассчитываю вернуться к Шуйскому. (фр.) 273. Вот добросовестная книга, читатель. (фр.) 274. В том же положении, как и до войны. (лат.) 275. «Шесть месяцев в России». (фр.) 276. отвращенный. (фр.) 277. шло своим ходом. (фр.) 278. захватывает все. (фр.) 279. Вольтер. 280. Стерн. 281. Раули. (англ.) 282. «Хорек». (фр.) 283. Точность – вежливость королей. (фр.)

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

268 Создаётся ныне с учётом достижений синергетики. 269 McGrath, Alister E. Christianity’s Dangerous Idea. The Protestant Revolution – A History from the Sixteenth Century to the Twenty-First. – P. 219. 270 Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. – С. 180. 271 McGrath, Alister E. Christianity’s Dangerous Idea. The Protestant Revolution – A History from the Sixteenth Century to the Twenty-First. – P. 263. 272 «Можно ли почитать, молиться, целовать и кланяться предметам, просто напоминающим о Боге?» Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию. [Указ. Электронный ресурс], § 2.2. 273 Иванов М.В. О Вероучении ЕХБ. – С. 144. 274 М.В. Иванов. История христианства. – СПб.: Библия для всех, 2000. – С. 18. 275 Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию. [Указ. Электронный ресурс], § 4.3. 276 Силкок Дж. Таинства как средство спасения.//Докл. на Смешанной Богосл. Ком. по Православно-Лютеран. диалогу. Февр., 2002, СПб. 277 Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Одесса: Черноморье, 1992. – С. 71. 278 «Иисус заповедовал крестить всех уверовавших ( Мф.28:19 ). Таким образом, крещение – это не просто ритуальное действие, но почётная обязанность христианина» (Иванов М.В. Основы систематического богословия. – С. 143,). «Этот святой обряд можно считать своего рода присягой на верность Спасителю» (там же. – С. 145). Крещение есть «демонстрация верности Христу» (там же. – С. 146). «Хотя в самом акте крещения не преподаётся какая-то особая спасительная благодать Божия… Бог воздействует на сердце крещаемого, укрепляя его веру. Характер этого воздействия подобен воздействию при молитве и чтении (или слушании) Слова Божия» (там же). Характерны и именования таинств: «два ритуальных действия, которые можно назвать священнодействиями» (Санников С.В. Начатки учения. – С. 55). 279 Тиссен Генри Кларенс. Лекции по систематическому богословию. – С. 351. 280 Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. – С. 96 281 Райри Чарльз. Основы богословия. – С. 500.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010