Те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма? Итак, здесь, в этой жизни поведено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 230 ). Царство Небесное наследует та душа, которая имеет на себе печать Небесного Царя ( 104, 2306 ). Верным Христу открыты двери Царствия Небесного, как Божие святое слово уверяет нас и святая Церковь утверждает и исповедует. И напротив, апостол преграждает вход в Царствие Небесное неисправным христианам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» и прочее ( 1Кор. 6, 9 и 10; Гал. 5, 19–21 и в других местах). И Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21 ), Следовательно, и веры не имеют те, которые творят такие дела, которыми затворяется вход в Царство и блаженство вечное ( 104, 2308 ). Надо иметь чистую совесть или очистить ее покаянием и тогда молиться: «Да приидет Царствие Твое». Иначе нельзя желать того и просить, если совесть, оскверненная грехами, грозит Судом Божиим и вечной мукой. Как можно молиться и сказать: «Да приидет Царствие Твое», а в совести смущаться ожиданием вечной муки? Непременно нужно оставить грехи и очиститься покаянием, сожалением и верой тому, кто хочет и просит, чтобы пришло Царствие Божие. Ибо Царствие Божие уготовано праведным и святым, и непременно приидет... Святитель Тихон Задонский ( 104, 2313 ). «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14) Почему называются «широкими» врата и «пространным» путь, ведущие в «погибель» ( Мф. 7, 13 )? Господь, по великому человеколюбию, в учении истины употребляет слова и названия предметов, нам знакомых. Поэтому как уклониться от прямого пути на земле можно на большое расстояние, так, говорит Он, уклоняющийся от пути, который ведет в Царство Небесное, находится на великом просторе заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

1396 В письме от 17 сентября 1918 г. управляющий делами Народного комиссариата просвещения В. В. Покровский писал: «В ответ на Ваше письмо о духовных учебных заведениях управление делами Народного комиссариата по просвещению посылает вам постановление 5-го заседания Государственной комиссии по просвещению от 24 июля 1918 г. и выписку из Инструкции по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства» (ГА РФ. А-2306. Оп. 2. Д. 304. Л. 8). 1398 3 октября 1918 г. в ответ на письмо епископа Анатолия (Грисюка) отдел высших учебных заведений Наркомпроса просил Казанский губисполком «принять меры согласно Декрету Совета народных комиссаров от 2 июля к освобождению помещений Духовной академии» (ГА РФ Ф. А-2306. Оп. 18. Д. 146. Л. 10–10 об.). 1401 Кодификационно-юридическое бюро Наркомпроса было упразднено 15 января 1919 г. (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 41. (Ч. 111). Л. 517). 1403 Проект Декрета о запрете священнослужителям заниматься преподаванием и воспитательной работой в школе разрабатывался и был доложен Н.Н. Кашкаровым на 50-м заседании коллегии отдела школьной политики Наркомпроса 7 октября 1918 г. На заседании докладчику было предложено «придать проекту декрета более категорическую форму, вычеркнув из него всякую мотивировку» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 1. Л. 74). В результате проект декрета получил требуемую Наркомпросом форму, в него была включена фраза: «Виновные в нарушении подлежат суду Революционного трибунала» (Док. VII.66). 1407 24 января 1919 г. VIII отдел НКЮ направил в комиссариат юстиции Саратовского губисполкома письмо, в котором говорилось: «На запрос от 23 декабря 1918 г. за 520 VIII отдел Народного комиссариата юстиции сообщает, что преподавание так называемого Закона Божьего в церквях допустимо» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 369). Читать далее Источник: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917 - 1918 г. [Текст] : сборник документов/Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т [и др.] ; [сост. Л. Б. Милякова и др.]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2016. - 941 с.; 25 см. - (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви/редкол. : протоиер. Владимир Воробьёв (гл. ред.), протоиер. Александр Салтыков, свящ. Александр Щелкачев).; ISBN 978-5-7429-1007-7

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1365 Аналогичное письмо было отослано на запрос Наровчатовского уездного исполкома Пензенской губ. от 8 августа 1918 г. (ГА РФ Ф. А-2306. Оп. 29. Д. 17. Л. 14). 1371 На 142-м заседании Собора от 10 августа 1918 г. были заслушаны два доклада представителя Отдела о преподавании Закона Божия М. Ф. Глаголева: первый – «О школьном преподавании закона Божия», второй – «О внебогослужебном, внешкольном просвещении народа», представленный в настоящем сборнике (см. док. VII. 44). Оба доклада были подвергнуты постатейному рассмотрению. Обсуждение проекта заняло и следующее, 143-е заседание Собора 13 августа 1918 г. Указанные проекты не были доработаны до конца ввиду закрытия Собора и не приобрели силу соборных определений. 1372 Аналогичные письма были посланы 12 августа 1918 г. в Торопецкий уездный отдел народного образования, 13 августа – в Пензенский губернский отдел народного образования (в августе письма посылались также в отделы народного образования Шацкого уезда Тамбовской губ., в Старый Оскол Курской губ.), 15 августа – в отдел по народному образованию Алатырьского уезда Симбирской губ., 16 августа – в Солигалический отдел народного образования, 24 августа – в Тамбовский губернский отдел народного образования, где к стандартному тексту было добавлено: «Указания духовенства не должны приниматься во внимание». Письма также посылались в Калужский губернский отдел по народному образованию, в Воронежский губернский отдел по народному образованию, где было добавлено: «Конфессиональное образование дозволяется с 18-летнего возраста» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 29. Д. 17. Л. 81, 87, 112, 116, 119, 144, 161, 177). 1375 На 37-м заседании коллегии отдела школьной политики Народного комиссариата просвещения РСФСР от 23 августа 1918 г. было решено «указать на недопустимость нарушения Декрета от 2 июля 1918 г., какое было допущено губернским отделом в Воронеже» (ГА РФ. А-2306. Оп. 2. Д 194. Л. 86). 1376 Имеется в виду Декрет СН К РСФСР от 5 июня 1918 г. о передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению РСФСР учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Члены Метнер Н. Босяцкий Резолюция: Сообщить копию сего Тверск[ому] губсовдепу. ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 304. Л. 10–10 об. Подлинник. VII.64. Письмо работника школы Иванова из г. Вязники Владимирской губ. в Коллегию Народного комиссариата по просвещению РСФСР с поправками к проекту декрета о запрете священнослужителям преподавать в школе 15 октября 1918 г. В 222 «Известий ВЦИКС» от 12 октября с. г. помещена заметка о проекте декрета тов. Кашкарова «О работе священников в школе». Как ни хороша проводимая идея, но по моему мнению, она не вполне совершенна (извиняюсь за непрошенную и резкую критику). Я предложил бы следующую редакцию этого проекта: «Недопущение священнослужителей и вообще лиц духовного сословия в качестве преподавателей, воспитателей и занимающих какие-либо административные или хозяйственные должности в школе безусловно воспрещается. Лица духовного сословия, занимающие какие-либо должности в школе, до издания этого декрета, должны быть особо переизбраны, и только при наличности самых сильных мотивированных рекомендаций со стороны местных совдепов, населения и педагогических советов оставлены на своих местах. Виновные в нарушении подлежат и т. д.... 1402 " Предлагая вышеприведенную редакцию проекта, я имел в виду то, что нежелательное влияние на жизнь школы может исходить не только от лиц, носящих рясу, но и от переодетых в иную одежду. Конечно, между лицами духовного сословия встречаются милые во всех отношениях люди, но... Яблоко от яблони обыкновенно недалеко падает, и было бы вполне целесообразно отстранение оптом всего духовного сословия со чадами и домочадцами как от дел строительства новой единой трудовой школы, так и от участия в ее дальнейшей жизни. Школьн[ый] 15 октября 1918 г. Вязники Влад[имирской] губ. ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 1. Л. 75–75об. Подлинник. Рукопись. VII.65. Письмо управления делами Народного комиссариата по просвещению РСФСР в отдел народного образования Тверского губернского совета о запрете лицам духовного звания занимать должности в учебных заведениях

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановили: В принципе признать контроль необходимым без указания, какому органу будет принадлежать контроль. Поручить т. Орлову сделать исчерпывающий доклад по данному вопросу в коллегии отдела школьной политики, а затем передать на окончательное решение в Коллегию Народного комиссариата. Заседание закрыто в 1 час дня. Председатель Секретарь 1356 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 194. Л. 65–66 об. Копия. VII.34. Постановление о финансировании переходящих духовных учебных заведений. – Из протокола заседания коллегии отдела единой школы Народного комиссариата по просвещению РСФСР 9 25 июля 1918 г. Присутствуют: тов. Познер, Лепешинский, Полянский, Столяров, Окуньков, Барышников. [...] Слушали: V. О духовных учебных заведениях. Тов. Барышников оглашает отношение казанского комиссариата народного просвещения относительно кредитов бывшим духовным учебным заведениям. Постановили: обратиться в междуведомственный отдел Комиссариата народного просвещения с просьбой о выяснении кредитов и сумм, отпускавшихся прежним духовным учебным заведениям. Кредиты, прежде отпускавшиеся духовным учебным заведениям на местах, перевести местным комиссариатам народного просвещения. В намечающийся подотдел средней школы переходящих учебных заведений пригласить заведующего. С докладом по этому вопросу войдет в Государственную комиссию тов. Познер. Познер Левикович ГА РФ. А-2306. Оп. 2. Д. 194. Л. 166–167. Копия. VII. 35. Протокол собрания приходского совета московского храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе по поводу реквизиции помещений приходской аудитории и школы 25 июля 1918 г. Было заслушано следующее заявление приходского священника о. В. Цветкова: 11 (24) июля пришли в находящуюся при церкви аудиторию три красноармейца, из которых один был с винтовкой, и потребовали через служителя у священника Цветкова ключи от аудитории и находящейся при ней школы. На заявление священника Цветкова, что аудитория и школа принадлежат приходской общине и без разрешения приходского совета не может отдать ключей, один из пришедших, видимо, старший заявил, что не признает никаких приходских советов и требует немедленной выдачи ключей; причем предъявил разрешение, выданное Советом рабочих и крестьянских депутатов на занятие указанных приходских помещений. На вопрос священника Цветкова, для какой потребности отбираются приходские помещения, тот же красноармеец ответил, что в отбираемых помещениях будет устроен красноармейский клуб. Просьба священника Цветкова отложить занятие помещения до следующего дня, т. е. до 12 (25) июля, так как в этот день должно быть собрание приходского совета, которому и будет доложено о предъявленном требовании, также была категорически отклонена. Вынужденный [подчиниться] беспрекословным требованиям и принимая во внимание сопутств[ующего] красноармейца, вооруженного винтовкой, священник Цветков отдал ключи от всех комнат, находящихся в аудитории и школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Секретарь                                    Н. Скаткин ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. I. Д. 41 (ч. I). Л. 68. Копия. VII.32. Письмо заведующего секцией духовных учебных заведений отдела переходящих учебных заведений Народного комиссариата по просвещению РСФСР А. Орлова в Коллегию комиссариата о кредитах переходящим духовным учебным заведениям 23 июля 1918 г. Ввиду отсутствия кредитов на духовно-учебные заведения православного вероисповедания в государственной росписи доходов и расходов многие местные отделы по народному образованию опасаются принимать их до разрешения вопроса о их кредитах, тогда как в силу Декрета от 5 сего июня 1354 духовно-учебные заведения наравне с другими должны фактически передаваться в ведение Народного к[омиссариа]та по просвещению, почему прошу срочно разрешить вопрос о кредитах переходящих духовно-учебных заведений. Заведующий секц[ией] духов[но-]учебн[ых] зав[едений]            А. Орлов ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1.Д. 44. Л. 33. Заверенная копия. VII.33 – Постановление о контроле над сохранившимися духовными учебными заведениями. – Из протокола заседания коллегии отдела школьной политики Народного комиссариата по просвещению РСФСР 28 25 июля 1918 г. Начало заседания в 11 час. – 1 час. дня Присутствовали: тт. Левин, Темкин, Кашкаров, Фанштейн, Спицын, Орлов, Скаткин. Председательствует т. Левин. [...] Слушали: 2. О духовных учебных заведениях. Тов. Орлов, указывая, что, кроме духовных учебных заведений православного, имеется целый ряд духовных учебных заведений других вероисповеданий, спрашивает, в какой связи находятся эти последние с Народным комиссариатом по просвещению и полагает необходимым по отношению их установить строгий контроль, как в политическом, так и в педагогическом отношении, ибо эти учебные заведения являются явно гнездом контрреволюции. Для осуществления этого контроля необходимо, по его мнению, образовать подотдел при народном комиссариате, при каковом подотделе должны существовать инструктора по национальностям, через которых этот контроль и будет осуществляться. Кроме того, необходимо связаться с национальным комиссариатом для того, чтобы иметь от них все книги и журналы по вероучению национальностей, в которых есть много материала для определения политики этих школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Союза приходских общин г. Воронежа      С. Александров За Резолюции: т. Гану. Просить отд[ел] переход[ящих] учебн[ых] завед[ений] в срочном порядке принять меры к фактической передаче здании и имущ[ества] в вед[ение] Воронежского отд[ела] нар[одного] обр[азования]. Поручить отд[елу] нар[одного] обр[азования] открыть в этих здан[иях] единую труд[овую] шк[олу] согласно декретам и постан[овлениям] Госуд[арственной] ком[иссии]. Поднятый духовенством] вопрос о конфессиональной школе не может приостановить этих действии. Запросить об обстоятельствах дела. В. П[окровский]. Прошу отдел единой школы запросить объяснения по этому поводу перех[одящий] отдел наробраза. Мое мнение, что Комис[сариат] труда ни в коем случае не имеет права на доводы I п. декрета. 22. VIII. Нар[одный] ком[иссар]                              А. Луначарский [P.S.] Запросить [...] об обстоят[ельствах] дела. Прошу отдел единой школы запросить объяснения по этому поводу у Ворон[ежского] отд[ела] нар[одного] образ[ования]. Можете указать, что Комис[сариат] труда ни в каком случае не имеет прав на данные здан[ия]. Нар[одный] ком[иссар]                              А. Луначарский. 22.8. ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 29. Д. 6. Л. 10-II об. Подлинник. VII. 50. Постановление о возбуждении ходатайства по вопросу о зданиях бывших духовных семинарий. – Из протокола заседания коллегии отдела школьной политики Народного комиссариата по просвещению РСФСР 30 16 августа 1918 г. Присутствовали: тт. Покровский, Кашкаров, Левин, Темкин, Ган, Скаткин. Председательствовал: т. Покровский. Слушали: [...] 9. О конфискации и национализации здания быв. духовной семинарии (т. Ган). Постановили: Возбудить ходатайство о перерешении в Совнаркоме вопроса о передаче зданий быв. духовных семинарий Народному комиссариату по просвещению 1378 . Председатель За секретаря 1379 ГА РФ. А-2306. Оп. 2. Д. 194. Л. 82, 83 об. Копия. VII.51. Запрос Воронежского губернского комиссариата юстиции в VIII отдел НКЮ РСФСР о преподавании Закона Божиего в школах

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) Конец значит не прекращение, а достижение совершенства. В этом смысле Христос есть конец Закона, не уничтожение его, а исполнение ( Мф. 5:17 ). Из дальнейших разъяснений видно, что под концом Иларий понимает цель. «Все, – говорит он, – стремится к концу не для того, чтобы не существовать, но чтобы пребывать в том, что является предметом стремления. Все ради конца, но конец не стоит в отношении к чему-нибудь другому И так как конец – все, то Он пребывает в Себе Самом как целое». «Итак, конец есть неподвижное состояние пребывания, к которому все стремится». Употребление этого слова в Писании вполне подтверждает такое понимание его. Господь говорит: «Блажен претерпевший до конца» ( Мф. 10:22 ), не потому, чтобы блаженно было уничтожение и небытие было плодом и наградой за веру, но потому, что предмет нашей надежды есть совершенное блаженство, его непреходящая полнота, И апостол говорит: «Их конец – погибель... а наше чаяние на небесах» ( Фил. 3:19–20 ). Если здесь конец назначается для нечестивых и праведных и понимается как уничтожение, то судьба праведных и нечестивых уравнивается, и тогда причем здесь чаяние на небесах? А если чаяние на небесах для праведных, а конец для нечестивых, то в чем же будет состоять наказание за нечестие, когда уничтожение сделает невозможным ощущение страданий? Таким образом, конец есть длящееся совершенство неизменяемого состояния, сохраняемое для блаженства и уготовленное для нечестия 2305 . б) Передача Царства не есть потеря Царства, иначе нам пришлось бы приписать потерю всего, и в частности власти, Самому Отцу, потому что о Нем сказано: «Все Мне передано Отцом Моим» ( Лук 10:22 ), «Дана Мне вся власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ). Если Отец, передавая, ничего не лишается, то нельзя думать, что и Сын, передавая, теряет то, что передал 2306 . в) Подчинение, о котором говорит здесь апостол, не может быть понимаемо в смысле подчинения Сына Отцу вследствие различия природы, потому что, по его словам, Сын, когда все подчинится Ему, тогда и Сам подчинится Подчинившему Ему все, и этим «тогда» Он указал на домостроительство во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Вы понимаете лучше меня, что я домогаюсь впервые поставить историю культурных основ Европы (и Восточной, и Западной) на истинно научную – историческую почву. Так как я этой задачи сам письменно исполнить не могу, особенно при современных условиях, то я решился прочесть этот курс, в надежде, что найдется кто-либо из слушателей, который пойдет далее. Но увы! Я читаю здесь аудитории, хотя очень внимательной и большой, но в большинстве неподготовленной. И вот почему хочу хотя один эпизод выделить и написать, с тем, чтобы он был издан на русском, в России как II том «Русских кладов», или в Болгарии. Вот почему я очень хотел бы Вас видеть и говорить. Мне бы также нужны были выпуски, какие вышли, Вашего «Христианского Востока» и др. Здесь ничего этого нет. Роль Армении очень крупная, и если я не могу соглашаться вполне с книгами Стриговского, 2303 все же считаю его издания полезными, как своего рода вызов, бросаемый западной науке в том, что она желает забыть и, действительно, забыла. Однако книга «Altai, Iran und Volkersvanderung» Стриговского не занимаются ни Алтаем, ни Ираном, ни переселением, а вздорною сложною за «усиками», «разводя» их без порядка и толку. «Архитектура Армении» когда-нибудь будет написана, но ученым архитектором, а наш брат археолог не может все понять в архитектуре. Живу я пока здесь в хороших условиях: предложили мне у себя в квартире две комнаты Крэны, отец и сын, и я пользуюсь всеми удобствами крова. Но климат Праги, невероятно сырой, мне пагубен, и вряд ли я проживу долго или останусь здесь. Меня, кстати, усиленно зовут в Болгарию, где остались даже ученики. С новым годом, дорогой Никодим Павлович. Очень рад, что живете в работе. Про анийские материалы и сам Ани 2305 ничего, к сожалению, хорошего сообщить не могу. Ани – развалины средних веков – в ХХ-м веке снова разрушены, получили coup de grâce 2306 даже в научно-исследовательских своих частях, дом с оборудованными мастерскими, фотографическим отделением для работников и музей специальный эпиграфический и архитектурный (орнаментальные подробности, в числе их и масса звериного стиля мотивы) разнесены по кусочкам, камня на камне не оставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не могут быть поверенными исключенные из службы. Под это правило не подходят, по смыслу 65 ст. Улож., удаленные от службы по суду (Касс. реш. 1876 г., N 333). Евреи не могут быть поверенными по подрядам и поставкам во всех тех местах, где им самим действия сего рода не дозволяются (Пол. Казен. Подр., ст. 7, прим.). Нет препятствия уполномочивать несколько поверенных по одному и тому же делу (ср. Учр. Суд. Уст. 391). О взаимном отношении их между собой и к доверителю закон не упоминает. Лишь по крестьянским делам у мирового посредника есть в законе правило, что в случае назначения двух поверенных, они должны действовать совокупно. Поверенный, не участвовавший в действиях своего товарища, не вправе впоследствии оспаривать его действия (Пол. Крест. Учр. 37). По совокупной доверенности (2325 ст.), поверенные могут действовать только вместе. На сем основании признана недействительной просьба об отмене решения, подписанная действительно лишь одним из двух поверенных, тогда как другой из подписавших был неграмотный (Касс. реш. 1876 г., N 327). Доверенность может быть дана на срок или бессрочно. Доверенность на получение пенсии и жалованья имеет действие только на один год (2306). Актом доверенности служит верющее письмо. В общем порядке это акт явочный и пишется с соблюдением правил о гербовом сборе; является в присутственном месте или у нотариуса; доверенности, выдаваемые сельскими обществами и товариществами крестьян, могут быть свидетельствуемы в волостных правлениях (2308, прим.). Доверенность представляется к явке лично или с допросом доверителя на дому. При явке должно быть непременно удостоверение в подлинности воли и подписи доверителя или уполномочие стороннему на подпись (2308–2311). Когда доверенность дается на имя нескольких лиц совокупно, так что один без другого не может действовать, то пишется на одном листе; но каждый поверенный, буде уполномочен действовать отдельно, должен иметь и особую доверенность (2325). Во всякой доверенности должно быть объяснено, что доверитель во всем, что будет по сему письму сделано, верит поверенному и спорить и прекословить не будет (2307).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010