Закрыть itemscope itemtype="" > Апокалипсис сегодня 29.05.2019 2306 Время на чтение 8 минут Чем актуально для нас Откровение Иоанна Богослова? Апокалипсис - последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл? Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов... Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным - вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение - последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы? Трудности толкования Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор - Иоанн Богослов? Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция. В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/29/apoka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Большое интервью корреспондентам РИА ФАН 18.03.2023 2306 Время на чтение 33 минут Причиной отсутствия поставок боеприпасов ЧВК «Вагнер» стало нежелание чтобы подразделение смогло взять Бахмут и проблемы с бюрократией. Евгений Пригожин в интервью журналистам подробно рассказал о том, почему случился «снарядный голод» и что происходит, когда в СВО вмешивается бюрократия. Встреча с журналистами RT, РИА Новости и Федерального агентства новостей прошла прямо в рабочем кабинете петербургского бизнесмена. Одним из немаловажных вопросов, который интересовал журналистов, был вопрос так называемого «снарядного голода», о котором последние несколько месяцев говорил не только сам Пригожин, но и множество бойцов, а также военных корреспондентов и блогеров. Причем по словам Пригожина, сами снаряды в России есть. Но на фронт они не попадают. « Причина в том, что снаряды делаются, но у нас их почему-то нет. А глобальная причина, я думаю, в следующем. ЧВК " Вагнер " постольку поскольку это самое эффективное подразделение и все военные об этом знают. Заслуга наша не в том, что у нас бойцы сделаны из чего-то другого, они точно из такого же мяса: точно такие же руки, точно такие же ноги и процентов 40-50 из них, это точно такие же бывшие военные служащие, как те, которые нынешние сейчас работают. Отличие ЧВК " Вагнер " от других, так скажем, воинских формирований, ну кроме тех, которые были длительное время ополченцами в Луганске и Донецке, которые с 14-го года ковырялись, у которых выстроена система уважения, система авторитетов, и самое главное, система доведения информации. Когда я приезжаю в подразделения ЧВК «Вагнер», то я общаюсь с бойцом, который меня встречает. В шахте, в поле, там не знаю, где угодно. У этого бойца есть командир взвода. Над этим командиром взвода, есть командир отряда. Все, больше уже нет никого. И поэтому самая длинная цепочка - это раз, два, три», - объяснил Пригожин. При этом что сам глава ЧВК «Вагнер», что командиры в любую минуту могу добраться до бойцов и переговорить с ними, узнать ситуацию на определенном участке боевых действий.

http://ruskline.ru/video/2023/03/18/bols...

     [Проект основных положения Св. Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. «О школьном преподавании Закона Божия», 28 июля (10 августа) 1918 г. (Деяние 142)]//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 10. Деяния 137–151/Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь. – М., 2000. С. 98–102.      [Проект постановления Св. Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. «О внебогослужебном, внешкольном просвещении народа»[в изложении Отдела о преподавании Закона Божия],  рассмотренный на заседании  31 июля (13 августа) 1918 г. (Деяние 143)]// Деяния Священного Собора …[Т. 10. Деяния 137–151] … С. С. 104–107, 109–121.      Протокол 27 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 22 августа (4 сентября) 1918 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 91–93; Протокол 28 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 24 августа (6 сентября) 1918 г.//Там же. Л. 95–96; Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//Там же. Л. 37.      Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 37.      14 декабря 1918 г. Саратовская губкомиссия по отделению Церкви от государства и школы от Церкви направила в Наркомпрос просьбу о даче разъяснения по поводу допустимости преподавания Закона Божия в церквах. Бюро Коллегии Наркомпроса в своём ответе признало такое преподавание в храмах «вполне допустимым» (Отзыв [разъяснение] коллегии Наркомпроса на вопрос Саратовской губкомиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви (от 14 декабря 1918 г.) о допустимости преподавания Закона Божия в церквах, 25 декабря 1918 г.//ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 304.  Л. 16.)      В декларации подотдела социального воспитания Наркомпроса подчёркивалось, что государство намерено заняться воспитанием подрастающего поколения не только в школьных учреждениях, но и вне их: «Россия покрывается сетью культурных учреждений к услугам подрастающего поколения. Но чтобы реформа воспитания была полной, она должна охватить собой всю жизнь ребёнка не только в школе, но и вне школы» (Декларация подотдела социального воспитания [Наркомпроса] (ноябрь 1918 г.)//ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 32. Л. 272).

http://bogoslov.ru/article/1241299

2302 См.: Горбов Н. Из села Глухова. Апрель 1884//МВед. 1884. 15 мая. 133. С. 3. Николай Михайлович Горбов (1859–1921) – педагог, автор учебных пособий по русской истории; библиофил, искусствовед, деятель народного образования, член Новосильского уездного училищного совета, почетный мировой судья, меценат, учредитель школы повышенного типа в с. Петровском Новосильского уезда Тульской губ., народного училища в с. Горки Дмитровского уезда Московской губ., попечитель Московского городского Женского дома трудолюбия им. М. А. и С. Н. Горбовых. М. Н. Катков предпослал публикации корреспонденции Горбова вдохновенную передовую статью, где с большим пиететом рассуждал о педагогической деятельности его и С. А. Рачинского (см. ниже примеч. 3), утверждая: «Безопасным и верным путем в назидании народа пойдет только тот, кто проникнется духом церкви и во всем покорится ей» (Там же. С. 2). Эта обширная корреспонденция полностью перепечатана Гиляровым под назв. «Письмо г. Горбова»: СИ. 1884. 17 мая. 132. С. 1–2. 2303 Михаил Акимович Горбов (1826–1894) – владелец мануфактур, почетный гражданин города Ливны; библиофил, переводчик, общественный деятель. 2304 Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) – педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Вернувшись в 1872 г. в родовое село Татево Бельского уезда Смоленской губ., построил первую в России сельскую школу с общежитием для крестьянских детей и был в ней учителем; в 1880-х гг. идеолог церковно-приходской школы. 2305 Гиляров состоял цензором журнала «Ясная Поляна» с декабря 1861 г. и, по-видимому, по август 1862 г. (в последних номерах журнала, с апреля по декабрь 1862 г., имя цензора не указывалось). Толстой занимался педагогической деятельностью в 1859–1862 гг., в основе ее было принципиальное отсутствие всякого принуждения по отношению к учащимся со стороны учителя (см.: Бурсов Б. И. Лев Толстой: Идейные искания и творческий метод, 1847–1862. М.: Гослитиздат, 1962. С. 305–335). 2306 В харьковской умеренно-консервативной газете «Южном край» с осуждением слов Гилярова о Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

2. Драгоценности, имеющие вместе с тем художественную ценность, как ризы, серебряные вещи, кресты, Евангелия, подсвечники и пр., следует передать в Оружейную палату. 3. Художественные предметы – иконы, шитые хоругви и пр. следует передать в Национальный музейный фонд 737 для производства расчистки и реставрации икон и хранения. 4. Все остальные предметы, хранение коих в теперешнем положении продолжает оставаться ненадежным, следует снести в особое (запертое) помещение, для чего возможно воспользоваться ризницей Чудова монастыря. 5. Желательно сохранить главный алтарь церкви митрополита Алексия Чудова монастыря с Патриаршим Запрестольным местом в неприкосновенном виде, но лишь в том случае, если будут должные меры к охране помещения, в которое легко проникнуть через окно. 6. Необходимо детально выяснить вопрос об организации охраны и караула. Ризница собора Вознесенского монастыря, собор Чуда Михаила Архангела, усыпальница быв. В[еликого] к[нязя] Сергея Александровича 738 остались сотрудниками неосмотренными. Н. Николаев ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 28. Д. 2. Л. 55–55 об. Подлинник. III. 19.42. Письмо секретаря СНК РСФСР Л. Озеревской коменданту Кремля П.Д. Малькову о постановлении СНК РСФСР по вопросу богослужения в Архангельском соборе Кремля 20 ноября 1918 г. Тов. Малькову Постановление Совет народных комиссаров в заседании от 19 ноября с. г., рассмотрев ходатайство церковного старосты Архангельского собора о разрешении совершить богослужение 21 ноября 739 в Архангельском соборе, постановил: разрешить совершить богослужение в Архангельском соборе 21 ноября с. г. в 10 часов утра под ответственностью церковного старосты, с правом выдачи пропусков на 100 человек. Секретарь                                    Л. Озеревская Помета: В У[правле]ние к[омендан]та Кремля. 21/XI. 18 года. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 157. Л. 3. Подлинник; Там же. Д. 22. Л. 364. Копия. III. 19.43. Письмо коменданта Кремля П.Д. Малькова в Управление делами СНК РСФСР о закрытии Архангельского собора 21 ноября 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изложу здесь краткие сведения об иконе Озерянской Божией Матери и об учреждении крестного хода. Икона эта писана на холсте, небольших размеров (а именно, 9½ верш. в вышину и 8 верш. в ширину), и, как полагают некоторые, кистью малороссийского художника. Она чудесным образом явилась в Озерянской Пустыни (ныне село), находившейся в трех верстах от города Мерефы (ныне село) и около 20-ти верст от Харь- —110— 1875 г. кова, на левом берегу речки Озерянки. По преданию, икона сия обретена во время татарских набегов на Украину, еще прежде Озерянской пустыни, а, именно, не позже 1721 и не ранее 1718 года. Озерянская Пустынь в 1787 г. была закрыта, а икона перенесена была сначала в Куряжский Преображенский монастырь, – по закрытии же монастыря в 1788 г. в Харьковский Покровский монастырь, где и находилась до 1797 г., а в этом году, по восстановлении Куряжского монастыря, снова возвращена была туда. В 1843 г., по представлению Преосвященного Иннокентия (Борисова) , вследствие желания жителей г. Харькова видеть благодатную святыню среди своих жилищ, в 16-й день октября, Высочайше утверждено определение Св. Синода переносить ежегодно 30 сентября Чудотворный лик Божией Матери Озерянской из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский на все зимние месяцы, а 22-го апреля из Харькова обратно 2306 . Крестные ходы совершались по особому, утвержденному Св. Синодом, церемониалу 2307 . На следующий день, 23-го ч. по случаю принесения Озерянской иконы Божией Матери в Преображенский Куряжский монастырь, я совершал там литургию соборне с Преосвященным Вениамином, в управлении коего состоит этот монастырь. После литургии была обычная праздничная трапеза, к которой приглашены были некоторые из городских благотворителей обители. Затем я обозрел весь монастырь, так как был здесь в первый раз. Местность Куряжского монастыря довольно живописна; он расположен на значительной возвышенности, окруженной с трех сторон садами и лесами. Начало монастыря относится к XVII столетию. Он основан в 1673 г. полковником Харьковского полка, Григорием Иерофеевичем Донцем 2308 . В 1778 г. Куряжский мо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, влияние души на тело состоит: во-первых, в активном и неестественном ( " с точки зрения " тела) действовании; во-вторых, в научающем и направляющем действовании, ибо без души тело не имеет нужных навыков жизни, все навыки и все умения - от души; в-третьих, душа действует в теле и вопреки телу; в-четвертых, душа, проникая в телесные органы, в том числе и органы чувств, делает их " умными " , формирует чувственность, которая есть мир познаваемый. Душа формирует всю человеческую чувственность. Сказанное здесь дополнено опытом психологического анализа и будет раскрыто в дальнейшем более подробно. Примечания   1. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.150.   2. hom.opif. (Об устроении человека) 29.3 (М. 44.236В).   3. qu.Ant. (Вопросы к Антиоху) 16 (М. 28.608А).   4. f.o. (Точное изложение православной веры) 2.12 (М. 94.921А) (L 1362).   5. Schol. in Leont. et Jo. sacr. (Схолии к " Подбору священных параллелей " ) 2 (М. 86.2306).   6. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.191.   7. Там же. С.324.   8. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С.14.   9. Цит. по: Немезий Емеский, епископ. О природе человека. С.66.   10. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.146.   11. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.210. (1325).   12. panopl. (Учительное всеоружие) 6.1.   13. f.o. (Точное изложение православной веры) 1.13 (М. 94.853А).   14. ep. Diogn. (Послание к Диогнету) 6.2.3.   15. Немезий Емесский, епископ. Указ.соч. С.71.   16. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.324.   17. Немезий Емесский, епископ. Указ.соч. С.71.   18. hom. (Духовные беседы) 40.3 (М.34.764 С).   19. const. (Подвижнические уставы) 2.2 (Gaume 2.54A; М. 31.134.А).   20. incomprehens. (Беседы о непостижимой природе Божьей, или Против аномеев) 5.4 (М. 48.740-741).   21. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Сын человеческий. С.26.   22. Немезий Емесский, епископ. Указ. соч. С.67.   23. Цит. по: Немезий Емесский. Указ. соч. С.67.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

сохраняет надежду доказать истину и дойти до нее собственною силою разума; но силы разума не доходят до истины Божией и бессилие человеческое делается явным в бессилии доказательств. 2305 Здесь кончаются замечания А.В. Горского на «Опыт катехизического изложения учения о Церкви». А.С. Хомякова. 2306 Разумеется грамота от собора четырех патриархов восточных и епископов, изданная в 1848 г. в ответ на послание папы Пия IX «к Восточным» о соединении Церквей». 2310 Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской церкви ко всем православным христианам. Хр. Чт. 1849, 11, 163172. 2311 Обратите внимание на то, принесло ли Вам какую-либо пользу последовавшее затем разделение, вследствие которого вы не только с церквами западными, но и между собою не могли охранить древнего единства как в учении, так и священном управлении (Латин. Слова папы у Пихлера. Gesch. d. kirchl. Trenn. 1 p. 534). Прим. А.В. Горского. 2320 «Все эти права, – говорит Хомяков, – вяжутся с иерархическими должностями и не находятся ни в какой зависимости от внутренней жизни лиц в эти должности облеченных». Там же. 2327 Беловой список этого курса, принадлежавший П. Палимсестову, в настоящее время имеется в библиотеке Московской Дух. Академии. Он состоит из трех больших томов в картонном переплете, из которых в первом на 382 страницах (в размере цельного пол-листа обычной писчей бумаги) излагается история ветхозаветная, во втором на 419 стр. – история новозаветная до 312 года и в третьем на 292 стр. – церковная история от 312 до 1204 года. Прим. ред. 2328 В 1883-м году редакцией академического журнала были изданы лекции А.В. Горского по Евангельской и Апостольской истории на основании собственноручных записок самого их автора. Эти лекции существуют в отдельной продаже. Прим. ред. 2329 Петр Симонович, очевидно, имел в виду, свою статью в I книге Временника Общ. Ист. и Древн. Росс.: Еще вопрос о Несторе. Критику Буткова см. в Современнике 1860 г. 9. 2331 Осипу Максимовичу, проф. Моск. У-та, секретарю О-ва Истории и Древностей Российских, † 6 Сент.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1270 «Народное просвещение» (1917–1937) – двухнедельный журнал, общественно-политический, педагогический и научный орган, издаваемый Наркомпросом РСФСР. В 1946 г. был возобновлен под названием «Народное образование». 1271 Вопрос о работе над постановлением об упразднении должности законоучителя был поставлен и принят на 21-м заседании Государственной комиссии по просвещению 10 (23) января 1918 г. (ГА РФ. А-2306. Оп. 2. Д. 10. Л. 28). 1276 Предварительно проект Постановления о светской школе обсуждался на 21-м заседании Государственной комиссии по просвещению 10 (23) января 1918 г. и был передан во ВЦИК. Его защита была поручена Н.К. Крупской и В.М. Познеру. Для обсуждения были отпечатаны 200 экз. проекта и разосланы для работы фракций. На обсуждении во ВЦИК присутствовал нарком просвещения А. В. Луначарский. До 18 (31) января вопрос во ВЦИК был одобрен и документ был возвращен в Наркомпрос (ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 93. Д. 176. Л. 3; там же. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 10. Л. 28). 1279 Согласно поручению В. И. Ленина, отдел высших учебных заведений Наркомпроса 9 ноября 1918 г. обратился в Комиссариат народного просвещения Северной области (Петроград) с просьбой «сообщить, в каком положении находится в настоящее время Петроградская духовная академия» (ГА РФ. А-2306. Оп. 18. Д. 146. Л. 2). В последовавшем за этим запросе отдела высшей школы Наркомпроса в Петроград от 27 ноября содержалось распоряжение «сообщить по возможности незамедлительно все данные о положении Петроградской духовной академии: передана ли она в Петроградский университет и, в утвердительном случае, какие суммы и из каких средств отпускаются на ее содержание» (ГА РФ. А-2306. Оп. 18. Д. 146. Л. 7). 1282 Летом 1918 г. Российская академия наук обратилась с инициативой объединения Петроградской духовной академии и 1-го Петроградского государственного университета, а также создания при университете факультета по изучению православия. При этом предполагалось, что академия сохранит свои помещения. Осенью этот вопрос возник вновь. В ответ на резолюцию начальника 1-го отделения отдела высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения И.Ф. Коршакова отдел переходящих учебных заведений комиссариата 18 октября 1918 г. сообщил, что «в отделе переходящих учебных заведений дела о духовных академиях нет». В ответ на это отдел высших учебных заведений 24 октября предложил «запросить Комиссариат Севобласти, отдел высших учебных заведений, в каком положении находится Петроградская духовная академия» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 18. Д. 146. Л. 3). 27 ноября заведующий отделом высших учебных заведений Наркомпроса послал запрос в Комиссариат просвещения Северной области, где просил «сообщить по возможности незамедлительно все данные о положении Петроградской духовной академии: передана ли она в Петроградский университет и, в утвердительном случае, какие суммы и из каких средств отпускаются на содержание ее». В результате вопрос об академии разрешился ее закрытием (ГА РФ. А-2306. Оп. 18. Д. 146. Л. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тов. Познер указывает на необходимость принятия соответствующих мер для ограждения учительства на местах от темных фанатичных элементов. Постановили: V. а) признать в принципе желательным издание декрета, ограждающего учительство при проведении в жизнь Декрета о светской школе от преследований фанатических элементов; б) поручить выработку текста декрета (положив в его основу декрет, предложенный отд[елом] единой школы), юридическо-кодификационному бюро. Предоставить последнему недельный срок для внесения декрета на утверждение Коллегии. Покровский ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 48. Л. 34–35 об. Подлинник; Там же. Д. 41 (ч. II). Л. 220–220 об. Копия. Опубл.: Культура, наука и образование... С. 865, 867–868. VII. 62. Запрос отдела народного образования Тверского губернского совета в Народный комиссариат по просвещению РСФСР о праве лиц духовного звания занимать канцелярские должности в учебных заведениях 5 октября 1918 г. 1400 Отдел народного образования при Тверском губернском совдепе просит вашего разъяснения в возможно скорейшем времени, допустимы ли лица в духовном сане к занятию должностей делопроизводителей, помощников их и других канцелярских должностей в учебных заведениях, так как в учреждениях комиссариата финансов, юстиции и др., находящихся в г. Твери, лица духовного сана давно занимают штатные должности в канцеляриях. Заведующий губернским отделом народного просвещения      М. Фирсов Львов ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 304. Л. 9. Подлинник. VII.63. Письмо кодификационно-юридического бюро Народного комиссариата по просвещению РСФСР в Управление делами комиссариата о праве лиц духовного звания занимать канцелярские должности в учебных заведениях 10 октября 1918 г. На запрос отдела народного образования при Тверском губернском совдепе от 5 октября с. г. за 3440 бюро 1401 полагает, что за отсутствием прямого указания в законе ограничение лиц в духовном сане занимать должности делопроизводителей, их помощников и других канцелярских служителей было бы ничем не оправданным распространительным толкованием и явилось бы стеснением гражданских прав вышеуказанных лиц, которых предполагается (по вырабатываемому проекту в законодательном порядке) лишить права обучения и воспитания в школах, но не права всякой службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010