святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Все нужно претерпевать за братий. – Чем дольше отсрочивается воздаяние, тем больше дар. Том 9, книга 1, беседа 43 1. Нужно было великое утешение после такого возмущения. Это и делает (Павел). Чтобы утешить учеников, он отправляется в Македонию и потом в Элладу. А как много он утешал их, послушай. " Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде " (ст. 2-5).  Опять терпит гонение от иудеев и возвращается в Македонию. Но что это; (писатель) как будто называет Тимофея фессалоникийцем? Он не гово­рит этого. Они, говорит, " пойдя вперед " , прежде него прибыли в Троаду. " А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней " (ст. 6). Мне кажется, что он старался проводить праздники в больших городах. Отплывает из Филипп, где случилось событие в темнице (Деян.16:16-32). Теперь уже в третий раз он был в Македонии; филиппийцы заслу­жили особенное, его внимание; потому он и останавливается там. " В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи " (ст. 7). Посмотри, как они все почитали маловажнее про­поведи. Тогда была пятидесятница и день недельный, а он продолжает поучение до полуночи; он до того заботился о спа­сении учеников, что не умолкал и ночью, но тогда в особен­ности и беседовал, когда было спокойно. И смотри, как долго он беседует и притом после времени вечерней трапезы. Но диавол возмутил, хотя и безуспешно, это празднество, по­грузив в сон одного слушателя и свергнув его вниз.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

д) Прор. Исайя строго обличал и грозил тяжким наказанием иудеям за то, что они сверх «слова Господа» вводили еще свои заповеди и предания ( Ис. 28:9–11, 13 ). Поэтому и нам нельзя вводить никаких преданий, замечают сектанты.–Но, как видно из самого текста, пророк упрекал иудеев не за введение ими своих заповедей и преданий, а за насмешки над ним и его наставлениями. Выведенные из терпения постоянными напоминаниями пророка о заповедях Божиих и указаниями на отступление от закона, Иудеи говорили: «кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять про поведью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосца матери? ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило па правило, правило на правило, тут немного и там номного» (ст.ст. 9 –10), т. е. ведь мать только может учить маленьких детей односложным словам: kav, zav в т. п., а разве мы маленькие дети? К чему же эти постоянные заявления о заповедях и правилах (kav la kav, zav la zav) и указания на отступления от закона («тут немного и там немного»)? Очевидно, повторяя без толку неприятные им слова, иудеи хотели раздражить пророка и посмеяться над ним; поэтому он и угрожает им: «за то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу» (ст. 11), т. е. и с ними заговорят,–конечно, неприятели – на таком яаыке, который покажется им невнятным бормотаньем, однако им придется с трепетом внимать ему и беспрекословно исполнять все приказания, что и исполнилось, когда израильтяне попали в плен к ассириянам, язык которых вследствие малочисленности гласных звуков производил впечатление детского лепетанья. 514 3) Сектанты говорят далее, что будто бы Св. Писание прямо запрещает следовать Преданию, и в доказательство этого ссылаются на след. слова: «зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божью ради предания вашего?.. тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:2–3, 9; Мк. 7, 5, 8, 13 ).– Но, как видно из контекста, в этих словах идет речь о фарисейских преданиях старцев, учениях и заповедях человеческих, в которых говорилось, напр., что омовение рук перед употреблением пищи важнее исполнения всех заповедей ( Мк. 7:3–4 ), что можно не жалеть родителей и лишать их помощи, лишь бы жертвовать на храм( Мф. 15:5–6 ). Между тем в Св. Предании ничего подобного не говорится и само оно не есть учение человеческое, а Божие ( 1Фес. 2:13 ). 515

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

июнь 11). А Павел, избрав себе в спутники Силу (ст. 22, 27, 32, 34), отправился, быв поручен братиями благодати Божией: ср. Деян.14:26 . Кажется, это последнее относится только к Павлу, а не и к Варнаве. Вероятно, сей после огорчения, немедленно оставил вместе с Марком Антиохию; по крайней мере, о его отплытии на Кипр говорится непосредственно после упоминании об этом огорчении, а о Павле уже потом. – Проходил Сирию и Киликию: как Варнава отправился на свою родину – на Кипр, так и Павел – на свою родину в Киликию, и – затем уже тот и другой со своими спутниками предприняли путешествия далее. Дееписатель повествует только о путешествии Павла, с которым он соединился во время сего путешествия ( Деян.16:10 и прим.). – Утверждая церкви: общая черта, которой характеризуется вся деятельность Павла и Силы в этих церквях; в частности, она, может быть, означает деятельность их в отношении к умиротворению, в смысле постановлений апостольского собора, этих церквей, возмущенных иудействующими (ср. ст. 32). Глава 16 Павел в Листре и Дервии (1–3) 1. Дошел он до Дервии о Листры. И вот, был там некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, 2. И о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. 3. Его пожелал Павел взять с собою; и взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. Дошел он (Павел со своим спутником Силой) до Дервии и Листры см. прим. к Деян.14:6 . – Был там: в Листре, а не в Дервии, вероятно, на что указывает и свидетельство о Тимофее листрян. – Некоторый ученик: т.е. христианин. Мать этого ученика (по имени Евника, – 2Тим.1:5 ) была Иудеянка уверовавшая, т.е. христианка из иудеек, отец же был Еллин, т.е. язычник (ср. 11–20), и притом не прозелит иудейский из язычников, чего ни откуда не видно, но именно язычник, остававшийся язычником и по обращении к Христу его жены и сына (ср. конец ст. 3). Таким образом, Тимофей происходил от смешанного брака иудейки (потом обратившейся в христианство) с язычником.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Она повелела ему убить брата, солгать пред Богом, огорчить отца, оказаться бесстыдным, и он сделал все и не ослушался ни в чем. Но удивительно ли, что над одним (человеком) эта госпожа имела такую силу? Она часто погубляла целые народы. Так жены мадиамские едва не пленили и не поработили иудеев, прельщая всех их своей красотой (Числ.25). От такого рабства и предохраняет Павел, когда говорит: " не делайтесь рабами человеков " , т.е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное, и даже самим себе. Таким образом очистив и возвысив ум слушателей, он говорит далее: " относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным " (1Кор.7:25). Продолжая речь, он постепенно доходит наконец и до девства; научив и вразумив их (коринфян) беседой о воздержании, он переходит к высшему предмету и говорит: не имею повеления, но " за лучшее признаю " (ст.26). Почему? По той же причине, какую он привел в беседе о воздержании. " Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены " (ст.27). Эти слова не противоречат прежним, но совершенно согласны. Там он говорил: " разве по согласию " ; и здесь говорит: " соединен ли ты с женой? не ищи развода " . Одно не противоречит другому, потому что совершаемое против воли есть расторжение; а если оба (муж и жена) воздерживаются по согласию, это не расторжение. 6. Чтобы сказанное не было принято как закон, (апостол) присовокупляет: " впрочем, если и женишься, не согрешишь " (ст.28). Далее ссылается на обстоятельства, настоятельную нужду, стеснительное время и скорбь. Брак сопровождается многими затруднениями, на которые он и указывает как здесь, так и в беседе о воздержании. Там он говорил: жена не владеет собою; а здесь говорит: " соединен ты " . " И если девица выйдет замуж, не согрешит " : разумеет не деву, избравшую девство; такая (вступая в брак) грешит. Если осуждаются вдовы, которые, однажды решившись оставаться во вдовстве, вступают во второй брак, то тем более девы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2053...

Совершенно ясно всеобщность проповеди Иисуса Христа во аде утверждается в следующей главе того же послания. Они (язычники, живущие в распутстве) дадут ответ имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом 195 ( 1Пет.4:5–6 ). Отношение этого места к проповеди во аде основывается на выражении «мертвым» (νεκρος) 196 . Понимать νεκρος в смысле мертвых духовно решительно препятствует ст. 5, где выражению: «судить живых и мертвых» не может быть дано никакого другого объяснения, кроме буквального. Но вопрос в том, не может ли νεκρος означать только умерших современников Иисуса Христа, которым при их жизни было проповедано Евангелие? Внимательное рассмотрение связи этих стихов между собою делает невозможным и такое понимание. В предыдущем стихе Апостол говорит, что и язычники дадут ответ имеющему вскоре судить живых и мертвых, признает, таким образом, всеобщность суда для всех людей, живущих и умерших от начала мира. Поэтому упоминание и в 6 ст. мертвых должно было вызывать в читателях послания представление о всех вообще мертвых, без ограничения объема этого понятия одними современниками Иисуса Христа. Ст. 6-й тесно связывается с 5-м. Причинный союзγρ указывает, что здесь Апостол предлагает обоснование сказанного, ες τοτο указывает на отношение: мертвым было благовествуемо к ближайшей мысли: чтобы они, подвергшись суду..., жили... Таким образом в словах: для того и мертвым было благовествуемо мы должны видеть основание нравственной возможности суда над уже умершими, там как в отношении живых она совершенно понятна 197 . Что Господь говорил о Своих современниках, не принимавших Его учения: если бы Я не пришел и не говорил им; то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения во грехе своем ( Ин.15:22 ), то же должно сказать и об умерших прежде явления Христа миру. Их неверие, исключающее всякую возможность вступления в вечную жизнь, зависело не от упорства, а от неведения, почему они и не могли быть судимы за него. Но после того, как Иисус Христос сошел и во ад проповедовать Евангелие, они могут и должны стать на всеобщем суде наряду с слышавшими проповедь о Спасителе мира во время своей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Глава 25 Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на апостола Павла со стороны иудеев (1-6). Апостол Павел на суде перед Фестом (7-12). Царь Агриппа 2-й и Вереника в Кесарии и желание их слушать апостола (13-27). Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на ап. Павла (25:1-6). Вступив в должность, Фест через три дня отправился во Иерусалим, и там первосвященник и знатнейшие из иудеев тотчас же явились к нему с жалобой на Павла, прося его вызвать Павла в Иерусалим, с тем же расчетом убить его по дороге. Первосвященником был тогда Измаил, сын Фаби, которого еще Феликс поставил на место смещенного им Анании. Фест был настолько благоразумен, что не послушался их подущений и отказал в исполнении их просьбы. Он сказал им, что Павел содержится под стражей в Кесарии, и он сам туда скоро вернется, так что нет надобности вызывать узника в Иерусалим, и предложил обвинителям, именно " которые из вас могут, " то есть облеченным соответствующими правами и властью, идти в Кесарию, чтобы там вести суд над узником. Так это и произошло. Апостол Павел на суде перед Фестом (25:7-12). После пребывания в течение 8-ми или 10-ти дней в Иерусалиме, Фест возвратился в свою резиденцию и на другой же день начал суд над св. Апостолом. Конечно, обвинители его, иудеи, были уже здесь и стали возводить на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. Из ответа Апостола в ст. 8 можно видеть, что это были все те же обвинения, какие излагались ими и на суде перед Феликсом, но одно было или совсем новое или более резко подчеркнутое: какое-то преступление против Кесаря. Надо полагать, что это был аргумент того же свойства, что и клевета солунских иудеев, то есть, что Павел признает царем иудейским Иисуса и других учит тому же (17:6 и д.). Павел устраняет эти обвинения решительным заявлением, что он не сделал никакого преступления ни против закона иудейского, ни против храма, ни против Кесаря. Тогда Фест, желая сделать угождение иудеям, спросил его: " хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом? " Этот вопрос мог иметь двоякий смысл: " хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я, как судья, судил тебя там в присутствии синедриона, или - чтобы там судил тебя синедрион в моем присутствии? " В первом смысле суд должен был бы производиться над Павлом, как Римским гражданином, по римским законам, с применением только к национальным еврейским; во втором - суд должен был бы вестись по национальным еврейским законам, с применением только к римским.

http://sedmitza.ru/lib/text/430580/

3Цар.6:16 .  И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго Святых. Святое Святых от передней части храма или Святого отделялось деревянной, кедровой стеной, а не каменной, как иногда полагали на основании ( Иез.41:3–4 ); не было здесь каменной стены и в Иродовом храме (в скинии Моисеевой обе части храма разделяла лишь завеса ( Исх.26:33 ) ). Высота промежуточной стены между Святым Святых и Святым равнялась, конечно, общей высоте храма, т. е, имела 30 локтей. Давир (о значении слова см. выше, замеч. к ст. 5) – редкое название вместо обычного «кодеш кодашим», Святое Святых; кубическая вместимость последнего указана ниже, ст. 20. 3Цар.6:17 .  Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма. Святое, или передняя часть храма (за вычетом 20 локтей для давира), имело 40 локтей длины; 3/4 этой величины – 30 л. составляли его высоту, 1/2 – 20 л. – ширину. Как самая большая часть храма, Святое называется именем целого храма,: гекал, νας, templum. 3Цар.6:18 .  На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было. (Ср. стих 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков κοιλαν γλυφα) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы (ст. 29, 32), пальмы (там же), колокинты – род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (ср. 3Цар.7:19,22,26 ). О херувимах, их идее и символике см. Толков. Библию ., т. I, с. 27 и 163 и подробнее в книге А. Глаголева «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах» (Киев. 1900), с. 417–512. Пальма – символ красоты, величия и нравственного совершенства ( Пс.91:13 ), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея («ludaea capta») изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм (см. А. А. Олесницкого , Ветхозав. храм, с. 298–300).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.8:17 .  У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:18 .  но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 3Цар.8:19 .  однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему». 3Цар.8:20 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:21 .  и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. (ср. 2Пар.6:4–11 ). Если слова стихов 12–13 Соломон произнес, обратясь к Святому храма, то речь, ст. 14–21, произнесена им к народу; «собрание» кагал, εκκλησα, слав.: «собор») благоговейно стояло. Речь воспроизводит сжато, но полно всю историю построения храма с момента возникновения у Давида мысли об этом (ср. 2Цар.7:2 ; 3Цар.5:16 ; 1Пар.22:6–11,28:2–7 ). В выражении «храм для пребывания... имени Иеговы» (стихи 16–19, 29; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ; ср. Втор.12:5,11 ; 2Цар.7:13 ) имя (евр. шем ) есть откровение существа Иеговы ( Исх.3:14 ) со стороны Его святости и освящения Израиля ( Исх.29:43–46 ). 3Цар.8:22 .  И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне ( 2Пар.6:13 ). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, – древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх.9:29,33 ; Ис.1:15 ; Иов.11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговейного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ( Быт.24:26,52 ; Ис.45:23 ; Иов.1:20 и др.), вопреки мнению (Бенцингера и др.), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот, ныне я иду и пр.: от прошедшего апостол обращает взор свой к будущему. – По влечению Духа: по необоримому как бы понуждению Духа, хотя как бы безотчетному для его собственного духа, ибо не знает он, что там случится с ним. Но несмотря на это неведение, Дух необоримо влечет его туда. Это неведение, впрочем, есть только неведение частностей того, что именно встретится там с ним. В общем же, по откровению Духа, он знает, что узы и скорби ждут его там, и что он уже не возвратится более к своим возлюбленным малоазийским чадам, с которыми прощается в лице их предстоятелей навсегда. «Я знаю, что меня ждут искушения, но какие – не знаю» (Злат., ср. Феофил.). – По всем городам свидетельствует: это не внутреннее откровение от Духа Святого самому Павлу, а откровение через других, о чем он слышит по всем городам, через которые он теперь путешествовал на обратном пути в Иерусалим. Дух Святой, вероятно, свидетельствовал по городам через пророков в роде Агава, который уже в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы ( Деян.21:10–11 ). Дееписатель не говорит о подобных пророчествах по другим городам, через которые проходил теперь Павел, но он вообще слишком кратко говорит об этом путешествии (ст. 2–6, 13–16). Дух Святой через пророков свидетельствовал вообще об узах и скорбях, но в частности Павел не знал, что там будет с ним. И как точно исполнились эти пророчества! Чего-чего не претепрел Павел на сей раз в Иерусалиме! – Но (перефразируем слова апостола) пусть будет что Богу угодно, я готов на все; если Богу угодно даже прекратить там жизнь мою, я не дорожу ею для себя самого; только бы сподобил Бог с радостью, а не с огорчением, дойти до конца поприще мое, не останавливаясь по каким-либо препятствиям на полпути, не достигнув вполне до конца, т.е. сподобил бы Господь с радостью до конца совершить мое апостольское служение, на которое призван я Господом и которое состоит в проповедовании Евангелия о благодатном царстве Божьем, или Евангелия о спасении мира, содержание коего составляет открывшаяся в Христе благодать Божия (ср. Деян.14:3 ). – И ныне, вот, я знаю и пр.: не зная, что будет с ним в Иерусалиме, Павел выражает однако же полную свою уверенность, что уже не увидится со всеми своими чадами эфесскими и малоазийскими. Эта уверенность его основывается, без сомнения, на свидетельстве Духа по городам, что узы и скорби ждут его в Иерусалиме. Ждал ли он смерти там, или нет, но уверен был, что он в последний раз здесь. – Все вы и пр.: в глубоком предчувствии Павел расширяет взор свой, объемлет не только присутствующих тут, и не только эфесян, но вообще всех христиан, между которыми он проповедовал; присутствующие были только как бы представителями всех христианских общин, основанных Павлом. – Проповедуя царствие Божие: апостол представляет себя предвозвестником Царя и Его царства (ср. Мф.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Мак.6:47–48 Но, увидев силу царского ополчения и стремительность войск, Иудеи уклонились от них. Царские же войска пошли против них на Иерусалим: царь направил войска на Иудею и на гору Сион. Впервые Иуда отступает от врага, находя, что без крайности не следует рисковать силами, которые на этот раз слишком очевидно уступали врагу, даже при не недостатке отваги. Храня войско и не теряя надежды перехитрить врага, Иуда возвратился, как кажется, в Иерусалим, имея позади наступавшего неприятеля (ст. 48; ср. Ios. Antt. XII, 9, 5; De bell. jud. I, 5). – «Царские же войска…», слав.: «сущий же от полка царева» ( ο κ τν ), т. е. часть войска, главный отряд, – между тем как другая часть вела осаду Вефсуры и, по сдаче ее, должна была оставаться там для охраны. – «Пошли против них на Иерусалим…» – ες συνντησιν ατν – это выражение и вообще текст в данном месте – не дает ясных указаний относительно того, куда направился и где расположился Иуда. По Иос. Antt. XII, 9, 5 – он со своим отрядом заключился в храмовых укреплениях; но в таком случае представляется странным, что в дальнейшем – при заключении мира (58 ст.) – имя Иуды не упоминается, не говоря уже о том, что и 54 ст. едва ли может быть согласован с этим предположением. Скрываться от врагов в крепости вообще было не в характере Иуды, и в данном случае, тем менее, он мог сделать это, что вследствие субботнего года храмовая гора дала бы ощутить сильный недостаток в продовольствии. Возможно поэтому, что Иуда, оставив в Иерусалиме часть отряда, действительно отправился (с другою частью) в Гофну, на горы, как представляет дело в другом месте и Флавий. 1Мак.6:49 И заключил он мир с бывшими в Вефсуре, которые вышли из города, ибо не было у них продовольствия, чтобы держаться в нем в осаде, потому что был субботний год на земле. Ближайшим последствием победоносного наступления сирийцев на Иудею было то, что крепость Вефсура должна была сдаться, вынужденная на то особенно недостатком продовольствия. В упоминании об этом, не столь приятном для иудея событии, заметно желание писателя – насколько возможно – сгладить неприятность впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010