Пс. 57 , [ст.4]. С самого рождения [церк.-слав.: от ложесн] отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Вот каковы люди от самого чрева матернего. Они отчуждаются от Бога, от веры и добродетели от ложесн матерних: как рано! 8 ст. Да исчезнут (грешницы), как вода протекающая. Вот суд на грешников! Они пройдут, пролетят, как текущая вода, которая уходит и скрывается в водах или в земле неизвестно куда. [Ст.] 9. Яко воск растаяв отимутся. Как тает воск от огня, так грешники исчезнут от лица Божия. Пс. 58 , [ст.17–18]. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя. Пой же это чаще с упованием, дерзновением и миром Давида: и тебе каждый день, каждое утро являет Бог милость Свою и помощь Свою. 59 Пс., ст.13. Даждь нам помощь от скорби: ибо суетно спасение человеческо. Никто из людей не в состоянии уничтожить скорбь мою: дай мне Ты, Боже, помощь от скорби моей, скорби по грехах моим. Тебе единому, а не людям согрешил [ Пс. 50:6 ] – они сами все грешны; Ты и оставь грехи мои – и радость моя исполнится. Пс. 60, 5 ст. Да живу я вечно в жилище Твоем (во храме) и покоюсь под кровом крыл Твоих. Дай Бог мне постоянно, неосужденно пребывать во храме Божием и там укрываться в день бедствий, под крылом Бога моего, а в дни счастия – весело и мирно покоиться на лоне любви Его. Пс. 61 , [ст.] 2–3. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое [церк.-слав.: Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой]. От Бога и душа моя, и телесный состав мой. Кому же и повиноваться мне, как не Ему? Он Творец мой и Бог, потому Он Спас и заступник мой. Он любит дело рук Своих и не оставляет его на произвол ветров. 11 ст. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. Весь мир и всех нас Господь содержит в руке Своей; характер богоуправления есть милость Божия; но при всей милости Он справедлив в высшей степени и воздаст непременно каждому человеку по его делам. Поэтому горе тем, кои уповают на неправду, кои неправдою живут и хищением устрояют свое благоденствие, кои прилагают свое сердце к богатству. По суду правды Божией они получат свою награду здесь, а туда перейдут для мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

(Ст. 5). А кто огорчил, взяв жену отца своего, то не он один только меня огорчил, ибо он отчасти, (то есть только) по мере своей опечалил меня. Может быть, указывает этим на прежнее их согрешение, дабы как он простил их, так и они пусть простили бы того грешника. Да не отягчу всех вас: или чтобы не сказать против всех вас, или я не отяготил всех вас прошением от всех вас. (Ст. 6–7). Довольно для такового того наказания, которое от многих он принял, подобает вам иметь снисхождение к нему, поскольку он отлучен от вас всех. Напротив? утешайте его от печали и скорби, которой он поражен, после того как мы оставили его первого, дабы чрезмерной скорбью, явившейся у него, не был поглощен таковый, или кто подобен ему по мучению совести. (Ст. 8). Потому и я умоляю вас утвердить (обратить твердую) к нему любовь вашу, которую вы отвратили от него на долгое время. (Ст. 9). Особенно потому, что я написал к вам за него, дабы узнать верность [слав.: искусство, русск.: на опыте, то есть испытанность, достоинство] вашу, во всем ли вы послушны мне (есте), то есть послушались ли вы меня по Первому Посланию и подвергли ли того (грешника) отлучению от себя, — но так и теперь послушайтесь и приобщите его к себе. (Ст. 10). Ведь если кому что даруете вы, тем паче и я; ибо и я, если прощение даровал кому чрез обращенную к вам просьбу, то для вас от лица Христова даровал, именно ради любви Христовой. (Ст. 11). Надо опасаться, чтобы он не подпал жестоковластию сатаны [греч.: «дабы мы не были порабощены от сатаны»], ибо нам не безызвестны умыслы его, поелику он одинаково может губить души как великой скорбью, так и радостью. (Ст. 12–13). Когда же пришел я в Троаду ради Евангелия Христова, и дверь мне открыта была в Господе (Господом) для приобретения слушателей, тогда не имел я совершенного покоя духу моему, потому что не нашел я (там) Тита брата моего, но простившись с теми, кого приобрел себе в ученики, отошел в Македонию. (Ст. 14). Богу же благодарение, Который всегда дает торжествовать нам во Христе не откровением только одним, но ежедневными деяниями Своими в нас, ибо ежечасно некоторым образом Он является нам и открывает чрез нас во всяком месте благоухание познания о Себе; так что пока еще мы в Азии терпели преследования, Он ради нас распространил благоухание познания в Македонии и во всяком месте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Убив брата и получив обличение и грозный приговор от Бога, «пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (ст. 16). «...И построил он город – ( " ир); и назвал город по имени сына своего: Енох» (ст. 17). «У Еноха родился Ирад... Ирад родил Мехиаеля... Мехиаель родил Мафусаила; Мафусаил родил Ламеха» (ст. 18). «И взял себе Ламех две (шеттей), – жены: имя одной: Ада – , и имя второй: Цилла – » (ст. 19). «Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами» (ст. 20). «Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели (кипнор 5 веугав)» (ст. 21) 6 «Цилла также родила Тувалкаина... который был ковачом – (лотэш), – всех орудий из меди и железа (не хошет уваре зель) 7 И сестра Тувалкаина Ноема – » (ст. 22). «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (ст. 23–24). Заключается глава сообщением, что у Адама родился после смерти Авеля – этого первого мученика – еще сын, Сиф, от которого, в свою очередь, произошел Енос. «Тогда начали призывать имя (ликерб бешели) Господа – (Иеговы)» 8 – этими словами заканчивает бытописатель главу ( Быт. 4, 26 ). Из приведенных простых, сжатых, носящих печать седой древности слов Библии хорошо видно, как страсти, это губительное следствие падения Адамова, в судьбе первого же его сына проявили всю свою страшную, разрушительную силу и передались потомству (бытописатель сообщает родословие Каина до шестого поколения), в духовном смысле представляющему теперь худшую и большую часть рода человеческого. Каиниты знают одну только цель – устройство плотской, материальной, обеспеченной жизни, чего бы это ни стоило. Они понимали, конечно, что Семя Жены, Грядущий в веках обетованный Избавитель от зол ( Быт. 3, 15 ), никогда уже не явится в их потомстве, и вот, вместо того чтобы смириться и покаяться, каиниты в богохульном отчаянии и ненависти к Богу, наоборот, предались окончательно скотским страстям и устроению на земле своего царства, постоянно находящегося в борьбе против Царства Божьего 9 . В противоположность сифитам, обществу сынов Божиих, впервые установившим определенные формы общественного богослужения, жившим в подвиге, покаянии, целями духовного будущего, каиниты все более и более удаляются от истины, любви, нравственной чистоты, но зато, с другой стороны, достигают поразительных технических успехов и знаний (забираясь в недра земли, выкапывая и разрабатывая скрытые там минералы) и изобретают новые искусства и ремесла. Библия говорит об этом хотя сжато, но точно и даже, как мы видели, научно, в теперешнем смысле. С появлением изобилия материального появились и гнусные пороки. Но перейду к более подробному, постишному, толкованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Во второй главе своего послания ап. Иаков научает своих читателей относиться к ближним своим без всякого лицеприятия. 1 ст . Братья мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица . Будь то богатые или бедные, мы ко всем должны относиться одинаково, в Церкви христовой все равны, все братья и все дети одного Отца небесного. 2 ст. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 ст. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: „тебе хорошо сесть здесь“, а бедному скажете: „ты стань       там, или садись здесь у ног моих“. У вас же, говорит апостол, не так. Когда в ваше молитвенное собрание войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, то вы сейчас же ему говорите:       „тебе хорошо здесь сесть“, сажаете его впереди других, оказываете ему особенное внимание. Случится, что войдет в ваше собрание бедный в ветхой одежде, вы ему сейчас же говорите: „ты стань там, или садись здесь, у ног моих не ходи вперед. Так делая, вы поступаете не хорошо, не но христиански. Таким своим не одинаковым отношением к богатому и бедному вы показываете, что не понимаете духа учения Христова, плохо понимаете веру христианскую; вы не понимаете того, что внешние преимущества людей не имеют цены в очах Божиих. 4. ст. То не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Судя о людях с этой точки зрения (с точки зрения богатства и бедности), вы являетесь судьями с худыми мыслями, т. е. судите о достоинстве или недостоинстве людей неправильно. 5 ст. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? 6 ст. а вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли вас в суды? 7 ст.      не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Бог судит о достоинстве людей иначе: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою, не их ли сделал наследниками своего царствия, которое обещал любящим Его, а вы отдаете предпочтение тем, которые притесняют бедных, ради корысти привлекают их к суду; вы отдаете предпочтение тем, которые своими поступками и действиями только бесславят самое имя христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Пророк приходит в царский дворец и говорит царю и всем жителям Иерусалима: «если вы не исправитесь нравственно, то погибнете (ст. 1–9). Напрасно вы плачете об умершем (царе Иосии), плачьте об отведенном в плен в Египет (Иоахазе), ибо он более не воротится в землю свою, но умрет там (ст. 10–12). Горе Иоакиму, настроившему себя насилием много прекрасных дворцов: разве ты можешь царствовать, если не подражаешь своему отцу, который хотя ел и пил (не постился формально), но творил суд и правду, а сердце свое направляешь к сребролюбию, к пролитию неповинной крови, к обидам? Ибо так говорит Господь: не оплачут его и не будут рыдать о нем и не удостоится он почетного погребения, но погребением ослиным погребется, брошен будет за воротами Иерусалима за то, что не внимал голосу Божию из уст пророческих» (ст. 13–23). Действительно Иоаким, умерший во время осады Иерусалима, не удостоился царского погребения, а погребен был спешно, зарыт, подобно умершему ослу, вне города. «И Иехония царь будет отвержен и, отведенный в плен Вавилонский, там умрет, и никто из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом» (ст. 24–30). Глава 23-я Изрекши суд Божий на царей, как главных виновников развращения и погибели народа, пророк в 23 главе излагает суд Божий на других виновников этого развращения и погибели Евреев – пастырей нечестивых и ложных пророков. «Горе пастырям, расточившим овец Моих», – говорит Господь устами пророка, – «Я накажу вас за злые деяния ваши, а остаток овец Моих соберу и поставлю над ними истинных пастырей» (ст. 1–4). В параллельном месте у пророка Иезекиля под этими пастырями разумеется Единый Истинный Пастырь – Мессия ( Иез. 34, 12–17 ). И у Иеремии далее говорится о Нем же: «Я восставлю Давиду Отрасль Праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро и справедливо во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно и будет имя Его: Господь, оправдание наше» (ст. 5–6). Это избавление будет гораздо славнее избавления из рабства Египетского, которое поэтому потеряет силу и значение (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Глава 14 1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг. Притч.14:1 .  Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притч.14:2 .  Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. Притч.14:3 .  В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Притч.14:4 .  Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Притч.14:5 .  Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Притч.14:6 .  Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Притч.14:7 .  Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств. Притч.14:8 .  Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 17. …Потом возвращался в Раму... и построил там (Самуил ) жертвенник Господу... Имел ли право Самуил построить жертвенник на своей родине, когда жертвы должны были приноситься только при скинии? Самуил, как назорей, на всю жизнь посвящен был на всегдашнее служение при скинии 302 ; между тем, обязанности судии не позволяли ему на долгое время оставаться при скинии. Посему, Самуил мог иметь особенное повеление или позволение Божие построить в Раме жертвенник для поклонения и богопочитания. Глава 8. Перемена правления в народе Божием а) Корыстолюбие сыновей престарелого Самуила, и желание Израильтян иметь постоянного царя – по примеру соседних народов (ст. 1–5) б) Неудовольствие Самуила и повеление ему от Господа объявить народу суровые и самовластные права царей (ст. 6–18). в) Непреклонное намерение народа – иметь царя, и соизволение на это от Господа (ст. 19–22). Ст. 1. ...Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем... Конечно, не настоящими судьями, а только помощниками при отправлении своих многосложных обязанностей, иногда призывавших его в разные города Израильские 303 . Ст. 3. …Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно… По поводу недостойных детей Самуила – приходят на память не малочисленные примеры, как в священной, так и в светской истории, – что дети великих людей весьма часто не соответствуют достоинству своих отцов 304 . Не от того ли это зависит, что отцы, слишком занятые общественными и другими делами, мало обращают внимания па воспитание своих детей, и, что эти последние, слишком уверенные в прочности своего благополучия, не стараются сделать себя достойными его? Ст. 5–6. …И сказали Самуилу Израильтяне: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя... И не понравилось слово это Самуилу... Не потому, конечно, не понравилась Самуилу просьба Израильтян, что она лишала его власти над народом, а потому, что эта просьба не угодна была самому Господу. Не Самуил, а сам Господь через него управлял Израилем. Кроме этого, горько слово Израильтян показалось Самуилу от того, что они, желая иметь царя, имели ввиду пример чужеземных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез.40:10 .  Боковых комнат у восточных ворот три – с одной стороны и три – с другой; одна мера во всех трех и одна мера в столбах с той и другой стороны. Указывается число и расположение измеренных в ст. 7 (см. об.) «боковых комнат», фее (В, В…), и разделяющих их пилястр, простенков, αιλαμов LXX (С, С…). Комнаты расположены одна против другой и составляют два параллельные, ряда по три в каждом. В нач. ст. вместо евр. «у восточных ворот» LXX читают: «фее дверныя прямо фее»; действительно, комнаты были во всех, а не в восточных лишь воротах. Иез.40:11 .  Ширины в отверстии ворот он намерил десять локтей, а длины ворот тринадцать локтей. «Ширины в отверстии ворот», т. е. а-н. – «А длины ворот тринадцать локтей». Под длиною ворот не может здесь разуметься длина всего сооружения ворот (с порогами, пролетом и портиком), потому что она была не 13, а 50 локтей по ст. 15. Следовательно, надо читать это место по LXX: «широту же вратную тринадесяти лактей». С шириною отверстия ворот очень естественно сопоставляется общая широта пролета или коридора (С-С), которая таким образом была более ширины входного отверстия на 3 локтя. Верность чтения LXX (вместо орек, длина, читали дерек, путь) подтверждается тем, что и по другим данным главы ширина этого пролета должна быть именно такая: ширина всего сооружения ворот (с пролетом и обеими комнатами по сторонам) по ст. 13 (у LXX там яснее) 25 локтей; исключая отсюда 2 комнаты по 6 локтей каждая, получаем 13 локтей; правда за комнатами была еще стена, неизвестная толщина которой должна была уменьшать эту цифру (может быть, и на 2 локтя); но пролет мог измеряться не между передними стенами комнат, а между простенками – пилястрами («столбами» ст. 10), отделяющими комнаты; ширина же здесь пролета была более ширины его между комнатами, потому что последние имели выступы. Об этих выступах говорит след. ст. 12, ограничивая таким образом данные второй половины 11 ст. Иез.40:12 .  А перед­ комнатами выступ в один локоть, и в один же локоть с другой стороны выступ; эти комнаты с одной стороны имели шесть локтей и шесть же локтей с другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И взял книгу завета, и прочитал вслух народу… И взял Моисей крови, и окропил народ... (Ст. 7–8). Какое было таинственное знаменование сего кровавого окропления? Как Моисей запечатлел ветхий завет жертвенной кровью, так впоследствии Спаситель рода человеческого, Агнец, заколенный от сложения мира, запечатлел учреждённый им новый завет своей собственной кровью 597 . Главы XXXIII, 11–23; XXXIV, 1–35. Божии явления Моисею на Синае, и прославление его, как богоизбранного вождя Израильтян Глава XXXIII а) Покаянный плач и траур народа Израильского (ст. 1–6). б) Удаление кущи Божией и столба облачного от среды стана Израильского (ст. 7–10). в)      Ходатайство Моисея за народ, чтобы сам Господь был его руководителем (ст. 11–17). г) Желание Моисея видеть славу Божию и ответ Господен (ст. 18–23) Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания.... ....Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. (Ст. 7–9). Скиния, о которой здесь говорятся, была конечно не то, что впоследствии стало называться Скиниею Свидения. – сия последняя еще не была устроена; но это был особый шатер, находившийся до сих пор среди стана израильского, в котором, как Царь среди своего народа, присутствовал Иегова в виде столба облачного. Поскольку же Господь, раздраженный преступлением Евреев, не восхотел отныне быть вождем их 598 ; то Моисей, конечно по распоряжению Господню, и поставляет особый шатер вне става, дабы там уже, а не среди народа – как было прежде – получать от Бога разные повеления и откровения насчет народных дел 599 . Сия мера сильно и благодетельно подействовала на народ; ибо когда Моисею приходилось идти чрез шатры израильские за чем-нибудь к скинии Божией, то народ смиренно вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел в след Моисею, и с благоговением покланялся каждый у входа в шатер свой 600 . И говорил Господ с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан. (Ст. 11). Лицом к лицу, – это выражение переносное, весьма трогательно изображающее, до какой степени близости с Господом могут достигать Его верные рабы. Лицом к лицу, т. е. не в символах и снах, а непосредственно. Можно представлять сие так, что всякий раз, когда Моисей входил в кущу Божию, он имел пред собою видимое изображение присутствия Господня, например, лице ангела, слышал человеческий голос и проч. Но конечно существо Божие сокрыто было от Моисея 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(Ст. 17). Ибо Господь Дух есть Святый, то есть не находится и не заключен в одном месте, а где Дух Господень, там есть свобода , то есть Его (Духа) свободе свойственно, чтобы Он находился во всяком месте, где будет и Господь. (Ст. 18). Мы же все открытым лицем, которое не покрыто, как лицо Моисея, славу Бога сокровенную, как в зеркале созерцая, в том же образе преобразуемся, то есть с надеждой ожидаем восприять от славы в славу, — а именно от славы, утраченной в раю, в славу, которую мы имеем получить в Царстве Небесном, — так, как от Господа (Господня) Духа, Который действиями Своими уже свидетельствует о том, о чем мы говорим.   Глава 4 (Ст. 1). Посему, имея сие служение, мы ежедневно мучимся ради него, ибо мы помилованы для того, чтобы возвратиться, в конце концов, в то место, которое потеряли. (Ст. 2). Но отрекаемся от гнусных обманов, которые закон не побеждал, не прибегая к лукавству и не искажая слово Божие, как лжеапостолы, но откровением и истиной, которая совершена надо мной на пути в Дамаск (Деян. 9:1), представляем себя самих, то есть нашу истинность, на все совести людей разные. (Ст. 3–4). Не закрыто ни от кого наше Евангелие. Если же и закрыто, то у тех закрыто, коим бог сего века, то есть маммона сего времени, ослепил умы, чтобы не сиял им свет Евангелия, в котором проповедуется слава Христа, именно страдание Христа, Который есть образ Бога. (Ст. 5–6). Ибо не себя самих проповедуем в мире, но Иисуса Христа, Господа ; страданиями нашими и знамениями нашими мы как бы проповедуем о себе, что мы — слуги Его; поелику Бог, изрекший в первый день творения: из тьмы, покрывающей дела, свет да возсияет, восходя и прогоняя тьму, — Он был Тот, Кто возсиял в сердцах наших, дабы познанием просветиться нам, лишенным всяких познаний, к просвещению, говорит, познания славы не лица Моисеева, но лица Христова. (Ст. 7). Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез Тело Христово, — дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010