Впрочем, хотя Господь Иисус Христос воспринял единосущное нам естество человеческое, а именно: истинное наше тело и истинную нашу душу, с силами и свойствами их, но а) Он родился на земле не так, как рождаются все люди, а сверхъестественным образом: верую, говорится в никео-цареградском Символе – в Сына Божия, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы. Св. церковь , на основании слова Божия, верует, что Пречистая Матерь Его пребыла и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя (Простр. катих. правосл. церкви, изд. 59. М. 1866 г., стр. 33), и потому называет Ее Приснодевою. Архангел Гавриил, благовествуя Богоматери о рождении Спасителя, сказал: Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя, темже и рождаемое свято наречется Сын Божий ( Лк. 1:35 ). Исповедую Пречистую Матерь Господа в собственном и истинном смысле Богородицею (Точн. излож. прав. веры, стр. 167). Св. отцы, для объяснения приснодевства Богоматери, указывали на всемогущество Божие, сохранившее девство Ее невредимым (Там же. стр. 260), – на горевшую и несгоравшую купину (св. Феодот Анкирский – Христ., 1825г., ч. 20, стр. 272, св. Григорий Нисский – Хр. чт. 1837 г. ч. 4, стр. 259), – на происхождение человеческой мысли (св. Феодот Анкирский – Хр. чт. 1827 г., ч. 20, стр. 284) и именовали Ее «единою и по уму, и по душе, и по телу приснодевственною» (Выражение св. Иоанна Дамаскина – Хр. чт. 1828 г,, ч. 31, стр. 235). Она послужила «сверхъестественным рождением» («Точн. изл. прав. веры», стр. 259) к тому, чтобы нашего ради спасения «Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ). б) Но Господь Иисус Христос отличается от нас по человечеству не одним сверхъестественным рождением от Девы, а также и тем, что по человечеству. Он совершенно непричастен никакому греху – ни первородному, ни личному. Первородный грех наследуется всеми потомками Адама, происходящими от него по образу обыкновенного человеческого рождения. Но рождение Христа Спасителя было иное – от Приснодевы, в Которой, по выражению св. Григория Богослова , «душа и тело были предочищены Духом 129 ». «По согласии Девы – говорит св. Иоанн Дамаскин – Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей Ангелом, сошел на Нее, очистил Ее и даровал Ей способность, как принять в Себя Божество Слова, так и родить. Тогда приосенил Ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, единосущный Отцу, ипостасная Премудрость и Сила вышнего Бога и из пречистых и девственных Ея кровей образовал Себе начаток нашего состава, плоть, оживленную душою словесною и разумною, но образовал не из семени, а творчески, Святым Духом» («Точн. излож. прав. веры», стр. 138, 139).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«В последний день никто не поможет нам: ни друг, ни сродник; поможет одно только покаяние, истинная любовь, смиренномудрие, кротость, воздержание, если сии добродетели будут сопровождать нас при исходе из сей жизни» (См. там же, ч. IV, стр. 164). «Смотри, никто не будь беспечен, потому что пришествие Христово, на подобие страшной молнии, будет внезапное. Разве для нас не страшно, что в тот час каждый получить по своим делам; каждый понесет свое бремя; каждый пожнет то, что посеял? Все наги предстанем судилищу Христову и всякий за себя даст отчет Судии. Никто никому не может помочь в тот час: ни брат брату, ни родители детям, ни дети родителям, ни друзья друзьям, ни муж жене» (См. там же 1836 г. ч. II стр. 134). «Страшный будет там суд; потому что на нем все и без свидетелей сделается явным – дела и слова, мысли и желания. Там предстанут тысячи тысяч и тьмы тем Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, праведных и святых, пророков и апостолов. Тогда каждый, кто будет во свете, взирая на самого себя, станет говорить с удивлением: я ли это? И как я, недостойный, обрелся здесь! Ангелы с великою радостию приступят прославлять святых и будут беседовать с ними об их жизни, благочестии, воздержании, бдении, молитве, добродетельной нищете, совершенном нестяжании, терпении во время жажды, перенесении алчбы, пребывании в молитвах, радости в наготе – о всем, что претерпели ради совершенной во Христе любви». (См. там же Ч. 14, стр. 128, 130, 138). «В день суда всякого обымет страх, потому что в день этот будут сокрушаться все, кроме единого только великого сонма совершенных. Всякого, кто ниже их и не достиг меры совершенных, упрекать будет совесть, – почему и он не таков же, как те; потому что всякого чина люди, недостигшие степени совершенных, будут скорбеть о том, почему не сравнялись они с достигшими высоты» («Твор. св. Ефрема Сир.» ч. VI, стр. 238. Москва, 1851 г.). «Что будем чувствовать в тот час, если обретем у Бога милость? Какая радость обымет нас, отдельно поставляемых одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобызают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид, и святые пророки и апостолы, и мученики, и все святые и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами приходят там к тебе, и объемля лобызают тебя, радуясь о твоем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Равенство со Отцом и Сыном. Это видно из заповеди о крещении: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), где Дух Святой поставляется совершенно наравне со Отцом и Сыном. в) Единосущие со Отцом и Сыном. «Самым важнейшим доказательством что Дух соединен со Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он такое же имеет отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем. Ибо сказано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор. 2:11 ). И сего довольно» (« Василий Великий о Св. Духе», гл. XVI, в «Твор. св. отц.» VII, стр. 294, снес. стр. 138). 3) Божеские свойства, например: а) Всеведение: «егда... приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину... и грядущая возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). б) Вездеприсутствие. Мысль об этом свойстве Св. Духа ясно выражается там, где говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах всех верующих христиан, рассеянных по лицу земли: «Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть егов» ( Рим. 8:9, 11, 14, 16, 26, 27 ), «о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» ( Еф. 2:22 ; снес. 1Кор. 3:16, 6:19, 12:11, 13 ). в) Всемогущество. Оно открывается преимущественно из самостоятельного, полновластного раздаяния Духом Святым чудесных или чрезвычайных дарований верующим: «Комуждо... дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера, тем же Духом: иному же дарования исцелений, о том же Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Всяже сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор. 12:7–11 ). 4) Божеские действия, как то: а) Творение и преимущественно в царстве благодати, или возрождение душ: «аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия... аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» ( Ин. 3:3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Св. Алексий Митрополит Киев. и всея Русии. М. 1848, в 8. Снегирева Памятники Московской Древности. Степенная книга, I, 456. Житие иже во святых отца нашего Алексия, новаго чудотворца Святейшия Митрополии Киевския и всея Руси, составленное Ермонахом Пахомьем. Рукоп. устава на тряпичн. бумаге, в 4, начала XVII века. Там же. Житие св. Алексия, Митрополита Всероссийскаго, соч. Иеромонахом Пахомием и переделанное при Митрополите Макарие, с позднейшими прибавлениями, рукоп. устав, начала XVII века, в лист. Из библиотеки Профессора Погодина. Духовное завещание Преп. Иосифа Волокол. гл. X. См Житие Св. А. М. Пахомиево. Карамз. И. Г. P. VI, 13, 138, 363. VII, 175. VIII. 199. Софийский временник, II, 244. Карамз. И. Г. P. VI, 79, пр. 171. Софийский временник, II. Древняя Росс. Вивлиофика, VI. Дела III Архива вотчиннаго,1684 г. Архиепископ Московский и Калужский Платон Левшин пожалован в Митрополиты 1783 г., в Москве Императрицею Екатериною II. См. Начертание жития М.М. Платона, соч. И. Снегирева. М. 1831. На каждом из них изображена вязью следующая надпись: «Лета 7171, Февраля в 12 день дал вкладу сие паникадила в монастырь чуда Архистратига Михаила в дом Чудотворца Алексия Митрополита Окольничей Родион Матвеевич Стрешнев по жене своей Марфе Семеновне». Софийский временник, I, 403. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским (сост. г. Максимович ем), ч. I. М. 1792. в 12. М. Евгения. Словарь духовных писателей, 1 и 2 ч. Примечание на историю древния и нынешния России Г. Леклерка, соч. Генерал-Маиором И. Болтиным, т. II, стр. 467. Выходы Царей Михаила, Алексия и Феодора. М. 1844 г. в 4. Дом графа Орлова-Денисова Дворы в Земляном и Белом городах, рукоп. скороп. в 4, полов. XVII века, в Арх. Оруж. Палаты. Указатель Москвы, показывающей по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы, 2 ч. М. 1793, в 8. Словарь достопамятных людей Русской земли, сост. Д. Н. Бантыш-Каменским, ч. III. Спб, 1847, в 8. Москвитянин за 1842 г. 2. Русский Инвалид 1846 г. 270. Служивший при Графе Ростопчине Н.И. Рунич сообщил мне речь, сочиненную первым и прочтенную от его имени тем французам, которые высылались из Москвы в Нижний. Вот она:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Только небольшая часть самых ранних его работ относится к другим областям научного знания. Таковы, его статьи: «Происхождение раскольнического учения об антихристе» (Прав. Соб. 1858 г., т. II. стр. 138 и 262, – первый печатный труд А. С-ча), «Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет» (там же, 1860 г., т. III, стр. 331), «Страстная неделя» и «Праздник пятидесятницы (Дух. Беседа, 1860 г., 14), «Земское (народное общественное) направление русской духовной письменности в XVI в.» (Правосл. Собес., 1863 г., т. I, стр. 295; т. II, стр. 364) и несколько изданных им древне-русских церковно-исторических памятников (в Правосл. Собес. 1861–1864 г.) и раскольнических духовных стихов (в сборнике Варенцова, и в Летоп. русск. литер, и древн. Н. Тихонравова, 1863 г., т. V, стр. 80–84 и др.). Сюда же нужно присоединить из более позднего времени: «Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемике против латинян» (СПБ. 1878 г., стр. 4+Н210), – обширный отзыв о книге А. Попова , составленный по поручению Академии Наук и разросшийся в целое самостоятельное исследование по названному предмету, исторический очерк «О начале Галицкой и Литовской митрополии» (Русск. Обозр. 1894 г., май) и еще две-три мелких статьи. Все остальное, вышедшее из-под пера А. С. Павлова , принадлежит к области каноники и представляет или самостоятельные, высокого достоинства, ученые труды, преимущественно по разработке памятников русского церковного права, или же критические работы, вызванные чужими исследованиями, и вносящие драгоценные дополнения или поправки в их научные результаты. К числу произведений первого рода, кроме вышеназванных исследований о первоначальном славяно-русском номоканоне (напечат. в Учен. Зап. Каз. Унив. за 1869 г., прилож., стр. 1–100) и по истории секуляризации церковных земель (в Зап. Новорос. Унив., т. VII и отдельно, – Одесса 1871 г.) и кроме уже известных нам изданий Номоканона при Б. Требнике (там же, т. VIII и отдельно, – Одесса 1872 г.) и памятников древне-русского церковного права (VI т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

К сентябрю уже 1806 г. было собрано и дазке совсем к печати приготовлено материалов на «добрых три тома», как писал Евгений гр. Д. И. Хвостову (стр. 135) 107 . Первый том, впрочем, даже печатался уже: «17 марта 1806 г., замечает Амвросий, прислан из типографии 1-й лист корректуры 108 , a в сентябре преосвященный историк с своей стороны сообщал Хвостову: «теперь озабочиваете меня издание Иерархии, которой корректура ко мне присылается и напечатано уже 6 листов». Осуществление этой заботы заставило Евгения покинуть до поры до времени даже начатый им словарь писателей, остановиться на букве, I и, как сам он открывался тому же графу, «положить перо», (там же). Перо это, впрочем наш автор в скором времени снова поднимаете и продолжает словарным работы на литтеру К (письмо к Хвостову от 31 октября 1805 г., стр. 138–139). Но в тоже время, хлопочет и о продолжении издания «Истории российской иерархии», 9 отпечатанных листов которой 30 декабря 1806 г. отсылает уже в С.-Петербург митрополиту Амвросию, причем последний в своем ответном письме, замечает Евгению, что «мешкотно Иерархия печатается» 109 . 24 января 1807 г. Амвросий получил от старорусского епископа план 1-й части истории или какого-то ее отдела, на что вскоре, и ответил: «Расположение о главе для Иерархии я одобряю. Помози Бог». 3 февраля Евгений отсылает своему высокому начальнику 10-й лист Иерархии, а в марте «тетради об отличиях иерархических», относительно которых митрополит Амвросий писал Новгородскому викарию, что они «отданы Гавриле Игнатьевичу для отсылки в типографию. Статью о Боровском захерили. Преосвященный Калужский 110 своею рукою подписал, что, кроме обыкновенных, особенных привиллегий не имеет. Архимандрит служит просто». В марте же, 15 числа, замечает о. префект Орнатский, «прислан из типографии лист корректуры Истории 111 . В апреле, вместе с письмом к Евгению, митрополит возвращает «тетрадь о святых»; в мае извещает его, что «получил лист Иерархии; 2-го июня Евгений посылает в С.-Петербург новый печатный лист иерархии, по поводу которого Амвросия писал ему: «на 233 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

I. Златоуста IX–X в.; 10) Творения Кирилла Александрийского 1466 г. и многие другие рукописи. В своих учёных занятиях на Синае епископ Порфирий пользовался сотрудничеством своих сослуживцев: епископа Феофана (стр. 2, 79, 94, 109, 123, 130, 131, 171, 176, 182), Петра Соловьева (стр. 88) и П. Крылова (стр. 229). О рукописи 2, X–XI в., содержащей в себе Ветхий Завет , еп. Порфирий замечает: «эту рукопись рассматривал помощник мой, иеромонах иерусалимской миссии нашей Феофан. Сам я не заглянул в нее по недостатку времени. Теперь жалею об этом» (стр. 2). О рукописи 3, содержащей в себе Ветхий Завет , такая же заметка: «и эту рукопись отметил оный же Феофан, а я не рассматривал ее» (там же). «Вся эта рукопись, пишет еп. Порфирий о рукописной Псалтири с Новым Заветом 1242 г. 71 (2123), написана так мелко и так сокращенно под титлами, что читать ее весьма трудно. Несколько живописных изображений, помещённых в ней, отподоблены спутником моим Петром Соловьёвым чрез прозрачную бумагу, но по недостатку времени не раскрашены, кроме портретов Михаила и Иоанна Палеолога и кроме глобуса и скипетра византийского орла и руки со скипетром, кои разрисованы красками точь-в-точь» (стр. 88). Рукописи творений пр. Феодора Студита «видел и отметил не я, а состоявший при мне студент Крылов Николай» (стр. 229). На долю епископа Феофана, сопутствовавшего пр. Порфирию Успенскому в его ученой экскурсии на Синай в качестве иеромонаха и члена Духовной Миссии в Иерусалим, выпала обязанность описать кратко или, как выражается епископ Порфирий, отметить следующие рукописи: 3 Ветхий Завет (стр. 2), грузинскую рукопись 66 (стр. 94), четвероевангелие 1067 г. 74 (стр. 94), 95 (стр. 109), семь литургий Златоустого в 4° 138–139 (стр. 123), 5 миней на пергамине и 45 миней, но «на пергамине или бумаге этого не отметил», 165–214 (стр. 130), две триоди на пергамине 221–222 (стр. 131), Параклитик в семи экземплярах (стр. 133), Стихирарь на пергамине «с нотными песнопениями по дням с рисунками святых» М 316 (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

20 Capita physica, etc. (92, 94). P.G., т. 150, стлб. 1185D; 1188CD. 21 Theophanes. P.G., т. 150, стлб. 949 AB. 22 De fide orthodoxa, кн. I, гл. 14. P.G., т. 94, стлб. 860 В. 23 Capita physica, etc. P.G., т. 150, стлб. 1184 A; 1192 В (103). 24 Там же, стлб. 1172 С: «Итак, Един Бог от века, действующий и всесильный, как и превечные имеющий силы и энергии». 25 Второе письмо к Акиндину, неизданное, рукопись находится в фондах Coislin 99 и описана Монфоконом. См. цитату у Жюжи в статье Palamas в «Dict. de theol. cath.», 11, стлб. 1755. 26 De divin. nom. («Об именах Божиих») IX, I. P.G., т. 3, стлб. 909 В. 27 Если бы мы могли становиться причастниками Самой сущности, Бог был бы уже не Троицей, а множеством лиц (см. Theophanes. P.G., т. 150, стлб. 941 А, 944 АС). 28 Собор 1351 года. P.G., т. 151, стлб. 725 В; Манси, Coll. concil., т. 26, стлб. 138. 29 Там же. См. также Theophanes, стлб. 941 CD. 30 «Против Акиндина». P.G., т. 150, стлб. 823. 31 «Слова св. Григория Паламы» (22), изд. Софоклиса (Афины, 1861); Слово 171 (цитируется о.Василием Кривошеиным, цит. соч. стр. 114—115). 32 P.G., т. 150, стлб. 1933 D. 33 Гл. 69 и 93, P.G., т. 150, стлб. 1169 и 1188. 34 Гл. 69, там же. См. такие же формулировки у св. Марка Ефесского, Capitula Syllogistica («Главы силлогистические»), у Гасса в Mystik des Nicolaus Cabasilas («Мистика Николая Кавасилы»), прилож. 2. 35 «Томос агиоритикос», P.G., т. 150, стлб. 1229 D. 36 Интересно отметить, что «мистическая ночь» чужда духовности Православной Церкви. Состояния, подобные тем, которые получают это наименование на Западе, называются у восточных духоносных руководителей «унынием» («asedia») и рассматриваются как грех или искушение, против которого надо бороться, всегда трезвенно хранить свет, который светит во тьме. Аседия — уныние, печаль, переходящие в отчаяние, – самый большой грех (начало вечной смерти). 37 Слово на Преображение. P.G., т. 151, стлб. 448 В. 38 Ch. Diehl. Byzance. Grandeur et decadence. (Ш.Диль. «Византия, ее величие и упадок), Париж, 1920, стр. 1905.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4114...

Хлеба не вкушала, также и масла. Совершая такую жизнь, творила много чудес“. 302 Память её в Греческой и в западной Церкви апр. 24. Usuardi martyrol. avctum ad 24 april. Patrol. Lat. t. 123 p. 270. 303 Путешествия их, по изданию Сахарова (СПб. 1849 г.), стр. 53. 62. Русские паломники объясняют и дополняют во многом показания Дю-Канжа о монастырях Цареградских. По их показаниям, женские монастыри в Цареграде: 1) монастырь Богородицы близь Одигитрии, где глава св. Златоуста (Dn-Cangii Const. p. 33); 2) монастырь Панахран (Παναχαντος) с главой св. Василия (Du-Cangii р. 93); 3) близ Софии монастырь зовомый Панданассы (Παντανασσης); – царицы всех, р. 94); 4) там же, близ храма св. Ирины, мон. с мощами св. Евдокии; 5) близ Софии, мон. Христа милостивого (Φιλανωπου р. 81); 6) мон. с мощами св. Андрея (р. 112); 7) мон. Козмы и Дамиана (р. 121. 122); 8) монастырь св. Евфимии (р. 145); 9) мон. с мощами св. Климента Анкирского (р. 181); 10) близ Предтечева мон. обитель св. Николая с мощами св. Михаила (р. 130); 11) мон. Богоматери благодатной с мощами Иоанна Дамаскина (р. 87); 12) мон. Евергетис с мощами Феодосии (р. 87); 13) мон. Липеси с мощами св. Стефана (р. 138); 14) Омонейсский с мощами св. Пантелеймона (р. 137). Путешествия, по изданию Сахарова, стр. 52–55. 61–63. 73. У Дю-Канжа женские монастыри, построенные до X в.: а) Прокопиин, построенный тёткой имп. Юстиниана; б) Гастрийский; в) Деспоты; г) Икасии; д) Кирианов; е) св. Домнины или пр. Захарии; ж) св. Мавры; з) Матроны; и) Мирилевский; и) Маврикиев, новый монастырь; к) Покаянный; л) Покаянный Новый; м) Богородицы всеблаженной – Constant, chr. p. 93. 153. 154.157–160.185.186.0 других не показано, были ли они мужские или женские. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Апрель. – 316, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Радуюся и уповаю к Тебе Чистая: Тя бо заступницу имам и очищение. К Тебе прибегаю Мати Божиа! Нищь и убог есмь аз: сохрани мя множеством щедрот Си. Гордаго сътвори 29 врага, хотящаго присно пожрети мя; просвети ми разумнии очи, со всем умом, пети Тебе согласно. Радуйся, зову Ти гласом Гаврииловым. Радость Твою обнови на мне: пою и воспою Тя помощницу Богородицю и стену неразрушиму, яко исходатаицю благоприятну Богу: молитвы приими и Тому донеси. Емуже лепо есть поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне и присно и в векы веком. Аминь. Примечания: При издании молитв св. Кирилла, были использованы: Три рукописи Соловецкой библиотеки а) сборник под 802, состоящий из статей разнаго содержания, написанных в XV и XVI в., в 4-ю долю, на 202 стр; здесь помещены 21 молитва св. Кирилла на л. 171–201: все молитвы названы именем Кирилла Туровскаго , или Кирилла преподобнаго, Кирилла священноинока; б) Большой Требник дачи Новгор. Митроп. Макария под 1085, написаный в 1505 г., в лист, на 712 листах: молитвы св. Кирилла, в числе 21, занимают здесь 684–712 стр; в) Следованная Псалтырь, принадлежавшая св. Филиппу Митрополиту, написанная в XVI в. в 4 долю на 547 стр: здесь помещены четыре молитвы св. Кирилла: по одной молитве после каждаго молебнаго канона Святой Троице, св. Крестителю, св. Апостолам и всем Святым; Две рукописи Волоколамскаго Монастыря г) Сборник под 109, состоящий из разных молитв и написанный в конце XV или начале XVI в., в 4 долю, на 258 стр: здесь, на стр. 46–138, находится 50 молитв, которыя названы именем Кирилла грешнаго, мниха недостойнаго, кроме 8 молитв, не означенных ни чьим именем; д) Сборник под 413, написанный в XVI в, в 4-ю долю, на 788 стр: здесь помещено 12 молитв с именем преподобнаго Кирилла или Кирилла священноинока, на стр. 648–686. За основание текста молитв мы принимаем список их в сборн. Солов. 802, как более исправный сравнительно с другими списками и будем указывать на замечательныя разности, заключающияся как в этих списках, так и в печатном издании (см. статью «От издателя»). Молитвы же, не находящияся в этом списке, будут напечатаны по рукописи Волокол. 109. 22 Следующих слов: земля ни начем же держится… звезды хитростию текут , в печатном издании нет. В рукописи Соловецкой 1085 это место распространено еще более. После слов: звезды хитростию текут , там следует прибавление: облаци маниемь носятся, тучи дождь проливают, ветри шюм творят, буря древа съкрушает, мгла землю повивает, роса в число (?) падаеть, горы и пустыни прозябают, възделания растят, животная плодятся . 27 В печатном издании и рукописи Волок. 109 начиная с этого места и до конца молитвы совершенно другой текст; во всех же других рукописях так, как здесь напечатано. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010