В Синаксаре К-польской церкви (архетип кон. X в.) Н. поминается под 30 июня в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786). В некоторых визант. стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена вместе с памятью апостолов от 70 Стахия, Амплия, Урвана под 31 окт. (Paris. gr. 1582. Fol. 108v - 109 - SynCP. Col.179-180; Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 183-184). Впосл. поминовение этих апостолов было внесено под 31 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и под 30 окт. вместе с ап. Аристовулом в Минею, изданную в Риме (1888-1902 гг.- SynCP. Col. 183-184). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 31 окт. Н. вместе с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом посвящено двустишие, в краткой заметке говорится, что Н. «был поставлен епископом Афин, научал истине Евангелия, претерпел различные страдания и таким образом через мученичество завершил путь своего служения» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 460-461). При переводе визант. синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи под 31 окт. вошла только память апостолов Стахия, Амплия, Урвана, но без Н. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 282), т. о. воспроизводятся сведения из Василия II Минология 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 134-135). В стишные Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с теми же апостолами, но в сказании о его мученичестве, вероятно, пропущено сообщение о его проповеди ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Месец Октомври. С. 97). В синаксарных заметках все апостолы, кроме Н., представлены как ученики и спутники ап. Андрея, это привело к тому, что рус. исследователи кон. XIX - нач. XX в. ошибочно причислили и Н. к спутникам апостола ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 91). Под этими датами установилась память Н. и в рус. богослужебной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 4, 339; Т. 3. С. 9). В ВМЧ под 31 окт. представлено сказание о Н. вместе с апостолами Стахием, Урваном и Амплием, но ничего не сказано о его епископстве, при этом приведены сведения из слав. стишных прологов о его мучении (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 2060). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с памятью апостолов от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом отмечена под 31 окт. и сказано, что он «в Афинах... Христово проповедовал Евангелие» и что Н. и др. апостолы «после многих трудов и подвигов блаженныя своя души в руки Господа предали» (Жития святых. М., 1764. Кн. 1. Л. 285). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, о Н. сказано, что его упоминает ап. Павел в своем Послании (Там же. Кн. 2. Л. 265). Эта информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 57; Окт. С. 637).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

А. Тон. В этом Никольском храме не раз молился Император Александр II, когда приезжал на лечение в Германию. В нем венчались: вел. кн. Вера Константиновна, герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский с герцогиней Терезией Ольденбургской. Здесь окормлялись русские питомцы местных пансионатов и школ, а также немногочисленные русские, проживавшие в Штутгарте или лечившиеся в его окрестностях. В 1893 Королева Ольга Николаевна, обогатившая город несколькими благотворительными учреждениями, скончалась, и три месяца спустя придворную церковь перенесли на загородную виллу Берг, расположенную далеко от центра города. Там ее поместили на верхнем этаже в двух небольших комнатах. Инициативу по постройке новой отдельной церкви взяла на себя племянница усопшей — вел. кн. Вера Константиновна (1854–1912), которая была замужем за герцогом Евгением Вюртембергским (1846–1877), но к этому времени уже овдовела. В апреле 1894 был, после долгих хлопот, куплен участок, в мае утверждены проект (его автор не установлен) и смета. 6 мая 1895 состоялась закладка церкви настоятелем Арсением Вольским. Император Александр III отпустил 75 тыс. руб/на строительство, которым руководил местный зодчий Эйзенлор. Всего через полгода — 6 декабря того же года, Никольский храм, выстроенный в русском стиле, был освящен тем же о. Арсением, уже десять лет служившим в Штутгарте. В освящении участвовало русское зарубежное духовенство, на нем присутствовала вел. кн. Вера Константиновна и члены русской миссии. Храм, вмещающий 250 человек, возведен в нижней части из светлого песчаника, в верхней — из красного кирпича. На высокой шатровой колокольне висел для благовеста всего один колокол. Иконостас, иконы и утварь были перевезены с виллы Берг. Стены первоначально покрывала орнаментальная роспись. Три золоченых паникадила подарила храму его основательница. В подвале размещалась богатая библиотека, завещанная Королевою Ольгою. Отец Арсений Вольский служил в церкви до самой своей смерти в 1912 его место занял прот. Иоанн Федорович Говядовский, специалист по Болгарии, который покинул Штутгарт с началом Первой мировой войны.

http://sobory.ru/article/?object=19273

36 . Исторические чтения из книг Ветхого Завета. СПб, 1822. 37 . Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанные (впервые) в Лавре его на всенощном бдении июля 4 в 1822 г. М., 1822. 38 . Христианский катихизис православныя кафолическия восточныя греко-российския церкви. СПб, 1823 и доп. изд. 1828, 1839. 39 . Краткий катихизис правосл. кафолич. греко-рос. церкви. СПб, 1824. 40 . Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению (стих., напис. в ответ на стихи Пушкина «Дар напрасный...» в журнале «Звездочка», 1848, 10). 41 . Дух премудрости (Христ. чтен., 1830, ч. 39). 42 . Изъяснение 53 главы пророчества Исаии об Иисусе Христе (Христ. чтен., 1832, ч. 46). 43 . Сказание об обретении мощей св. Митрофана, еп. Воронежского. СПб, 1832. 44 . Молебное пение по случаю совершеннолетия наследника престола. СПб, 1834. 45 . Великий канон Андрея Критского (в рус. переводе) Христ. чтен., 1836, ч. 1. 46 . Мудрые советы святителя Филарета, митр. Московского (из его писем наместнику Сергиевой Лавры архим. Антонию). Троицкий цветок, 10. 47 . Собрание мыслей и изречений. М., 1897. 48 . Беседы к глаголемому старообрадцу. 1840 г. (Христ. чтен., 1834–1840 гг. – выходили отдельными частями). 49 . Воззвание митр. Филарета к Московской пастве по поводу бедствия, постигшего г. Симбирск (8 сентября 1864 г.) (Моск. церк. вед., 1907, 48, с. 1480). 50 . Воззвание митр. Филарета к московскому духовенству по случаю пожара в С.-Петербурге (13 июня 1862 г.) (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 65–66). 51 . Грамота митр. Филарета Весьечонскому градскому главе и всему обществу (29 августа 1862 г.), там же, кн. V, с. 171–172. 52 . Донесение Московского митр. Филарета Св. Синоду (Душеп. чтен., 1887, ч. II, с. 239–241). 53 . Донесение Св. Синоду Московского митр. Филарета (Душеп. чтен., 1893, ч. III, сентябрь, с. 172–176). 54 . Замечания митр. Филарета на руководство к Герменевтике (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, с. 150–167). 55 . Записка митр. Филарета о выборе благочинных (10 января 1866 г.). Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1863, кн. V, с. 168–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

KDKW. Т. 1. N 292. Характерно, что в письме говорилось о том, что бернардины не могут удалить «схизматиков» из своих храмов «без скандала»,— так можно было говорить о людях, на быстрое обращение которых в новую веру не было надежды. Существование таких контактов позволяет предполагать и сообщение памятной записи из сборника Э. Чиолека, что Александр Солтан перед смертью приказал пригласить к нему братьев миноритов «de observancia», т. е. бернардинов (Kutrzeba S., J. Kopiarz rzymski...//Archiwum KH. Ser. 2. T. 1. S. 75). Бучиньский Б. Cmyдii. III. Micaiлib лист//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 90. С. 16. Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. 7. С. 209. DPR. Т. 1. N 99. S. 166. Архив ЮЗР. Ч. 1. т. 7. С. 212. Там же. С. 231. Большая работа по сбору биографических данных о лицах, подписавших послание, была проделана Бучиньским (Бучиньский Б. «Грамота Micaiлa» и «грамота Нифонта»//Записки Наукового товариства у 1914. Кн. 13). Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 48–49. Архимандрит Печерского монастыря Иоанн упоминается в надписи об обновлении «великой» церкви Киево-Печерской лавры киевским князем Семеном Олельковичем (Орлов А. С. Библиография русских надписей XI–XV вв. М.; Л., 1952. С. 140–141). О возвышении И. Ходкевича см.: Halecki О. Dzieje Unii Krakyw, 1919. Т. 1. S. 407–413, а также его биографию, написанную Я. Ясновским (Polski biograficzny. Krakyw, 1937. Т. 3. S. 361). К указанным здесь фактам следует добавить свидетельство о пребывании И. Ходкевича вместе с королем в Бресте Куявском в 1463 г. (Полоцкие грамоты. 1977. Т. 1. 109). Wolff J. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Xiksmwa Litewskiego. Krakyw, 1885. S. 184, 254. Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 50. Сборник имп. Русского исторического общества. СПб., 1892. Т. 35. S. 9, 48 (далее: Сб. РИО). Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильна, 1867. Т. 1. 2; Перетц В. Н. Челобитная о благословении на Киевскую и всея Руси митрополию Ионы Глезны//Киевские университетские известия. 1904. Вып. 10. С. 1–6.

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

В Д. с. «доска гробная» стала храмовым образом. Икона была помещена либо у юго-вост. столпа, либо в юж. части алтарной преграды. После 1380 г. (вероятно, в 1390-1400) по повелению кн. Димитрия Донского ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля (ныне там же, под записью 1701 г. Кирилла Уланова). Др., находящейся в Д. с. святыней, была «сорочка» - часть одежды или ткани покрова с тела мученика, возможно с его шитым образом. Если эта частица была достаточно мала, то оправой для нее мог служить ковчежец в виде храма, находящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. Возможно, в храме были и др. изображения вмч. Димитрия. В 1218 г. Полоцкий еп. Владимир «принесе» вел. кн. Константину Всеволодовичу «етеру часть от Страстии от Господень... и мощи святаго Логина мученика, сотника святей его руце обе, и мощи святыя Марья Магдалыни» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 441). Торжественным крестным ходом реликвии были перенесены в Д. с. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. В 1194-1196 гг. Д. с. (вместе с дворцом князя и Успенским собором с двором епископа) был окружен стеной детинца, занимавшего значительную территорию в юго-зап. части Печернего (Среднего) города. С утратой Владимиром политической самостоятельности, а собором - княжеского статуса место княжеского двора занял воеводский двор, затем - провинциальная канцелярия. В 1238 г. Д. с. пережил татар. разорение, однако еще в нач. XVI в. числился великокняжеским. Сохранилась жалованная грамота 1515 г. (ГВСМЗ), данная Василием III Иоанновичем соборному причту: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми своих попов, что служат у моей у соборной церкви у Дмитрия святого в Володимере, внутри города, на моем дворе…» Во время пожара 1536 г. сгорела вся кровля Д. с. Ремонт был проведен после поездки (1552) в Казань Иоанна Грозного, по дороге посетившего Владимир. По данным писцовой книги 1625/26 г. храм находился просто «в городе» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 1). В грамоте сер. XVI в. царя Иоанна IV Васильевича о порядке поминания «владимирских» князей и владык попам и диаконам Д. с. предписывалось служить вместе со всем городским духовенством: «...петь вечерня, да всенощное, да обедням служить соборне» 23 нояб., на память св. блгв. кн. Александра Невского, «18 панихид по князех и по владыках правити» в Успенском соборе и особо «пети панихида» во владимирском Георгиевском монастыре «по князе Федоре Ярославиче» ( Шилов. 1910. С. 65, 68).

http://pravenc.ru/text/178253.html

В актовых материалах сведений о деятельности О. в Тихвинском посаде почти не сохранилось; в некоторых актах, письмах Делагарди и книге Ю. Видекинда говорится о тихвинском игумене, при этом его имя не называется. В то же время О. стал одним из главных героев известных лит. памятников, таких как «Сказание об осаде и о сидении в пречестной обители честного и славного ее Одигитрии чудотворного образа обретения Тихвинская» (далее: «Повесть об осаде монастыря»), помещенного в Новгородской III летописи (ПСРЛ. 1841. Т. 3. С. 267-273), и «Сказание о милости пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, како преславна избави обитель свою на Тихвине, идеже святой ее чудотворный образ Одигитрии, от нашествия зловерных и поганых Варяг, иже Свияне наричутся» (далее: «Сказание о Тихвинской иконе»), опубликованного в приложении к Новгородской III летописи (Там же. С. 283-305). «Повесть об осаде монастыря» была написана вскоре после событий 1613 г. в жанре воинской повести, вероятно, одним из защитников обители; «Сказание о Тихвинской иконе», по мнению К. Н. Сербиной, написано в 1658 г. иконником мон-ря Иродионом Сергеевым в жанре агиографического повествования о чудесах и явлениях Божией Матери, число к-рых увеличилось по сравнению с описанными в «Повести об осаде монастыря» ( Платонов. 1913. С. 427; Лихачёв. 1948. С. 75-76; Сербина. 1951. С. 28; Енин. 1998. С. 425). Исследователи расходятся в оценке роли О. в событиях 1613 г. в Тихвинском посаде. В дореволюционной историографии все исследователи считали О. руководителем восстания 1613 г., в советской и российской историографии роль О. высоко оценивали Сербина ( Сербина. 1951. С. 31), И. П. Шаскольский ( Файнштейн, Шаскольский. 1961. С. 19), О. А. Курбатов ( Курбатов. 2006. С. 26-27). Иной т. зр. придерживались В. А. Фигаровский ( Фигаровский. 1939. С. 42) и Г. А. Замятин ( Замятин. 2012. С. 94). Источники свидетельствуют, что О. сыграл важнейшую роль в событиях 1613 г. в Тихвинском посаде. Весной 1613 г. он вступил в переписку с московским воеводой, кн. С. В. Прозоровским. В письмах О. призывал московских воевод идти к Тихвинскому посаду, обещая оказать содействие в освобождении мон-ря. Мнение ряда исследователей о том, что О. вел переписку с кн. Д. М. Пожарским, следует считать ошибочным. Причиной появления этого недоразумения стала ошибка Г. В. Форстена, неверно прочитавшего фамилию князя в источниках из-за сходства в написании фамилий Прозоровский и Пожарский (knes Posoroskij, knes Posarskoi) ( Форстен. 1889. С. 197-198), что доказал Замятин в одном из поздних трудов ( Замятин. 2012. С. 59-60). Ошибочную версию Форстена в свое время поддержали сам Замятин (с определенным сомнением) в одной из ранних работ ( Он же. 1913. С. 111) и И. П. Мордвинов ( Мордвинов. 1913. С. 16; Он же. 1925. С. 19-20).

http://pravenc.ru/text/2578461.html

Ок. 1505 г. в К. м. принял постриг прп. Нил Столобенский , основатель Ниловой Столобенской в честь Богоявления пустыни , в сер. XVI в. в обители подвизались прп. Никандр Псковский , в будущем пустынножитель, основатель Никандровой Благовещенской пуст., и агиограф иером. Варлаам. После присоединения Пскова к Российскому гос-ву К. м., как и Елеазаров Трехсвятительский монастырь, находился в Торошинской губе Бельской засады Псковского у. ( Французова. 2006. С. 114). В 1511 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал пергаменную жалованную тарханную несудимую грамоту игум. Серапиону на двор в Запсковье и на деревни в Псковском, Изборском и Кобыльском уездах (подтверждена вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1538, царями Феодором Иоанновичем в 1584, Борисом Феодоровичем Годуновым в 1599, Михаилом Феодоровичем в 1614 и 1623). Вторая грамота была пожалована в 1520 г. по указу Василия III дьяком М. Г. Мунехиным (Мисюрем) (адресатом инока Елеазарова мон-ря Филофея ) на ряд деревень, данных К. м. в обмен на взятые в казну монастырские деревни ( Евгений (Болховитинов). 2006. С. 207-208). В 1542 г. игум. Феоктист получил от псковичей вклады, а также купил пожни, нивы, сады, огороды и дворы в Запсковье и за Великими воротами Пскова, кроме того, мельницу на р. Пскове и неск. мест для рыбной ловли на Чудском оз. (Там же. С. 208). 17 дек. 1555 г. царь Иоанн IV Васильевич выдал К. м. («Успения Пречистые Богородицы и святого апостола и еваггилиста Иванна Богослова»), игумену Феоктисту с братией, оброчную грамоту на огород, пожню и двор в Запсковье (ДАИ. Т. 1. С. 137-139. 84). В честь Успения Пресв. Богородицы была освящена церковь при монастырской трапезной. В 1556/57 г., согласно Строевскому списку Псковской 3-й летописи, при игум. Феоктисте было закончено строительство каменной ц. св. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 235). При церкви был построен придел во имя свт. Саввы Сербского, в к-ром был погребен прп. Савва Крыпецкий (по мнению В. В. Седова, строительство собора завершилось до 1555, когда псковские мастера были массово привлечены для каменного строительства в Казани).

http://pravenc.ru/text/2462089.html

Свт. Евфимием, патриархом Тырновским, вероятно в первые годы его архипастырства, было написано пространное Похвальное слово И. Ч., задуманное как часть программы прославления группы святых, чьи мощи покоились в болгарской столице. В сочинении автор в полном соответствии с исторической истиной прославляет святого как защитника иконопочитания, делая акцент на идее непогрешимости и превосходства церковной власти перед светской ( Евтимий, патр. 1990. С. 280). Источниками сочинения послужили проложное Житие И. Ч., «Повесть о святых и честных иконах» (о восстановлении иконопочитания), читающаяся в Неделю торжества Православия ( Иванова. 1982. С. 37-45), и Слово прп. Иоанна Дамаскина, «повествующее о святых и честных иконах ко всякому христианину и к императору Константину Каваллину» (т. е. к Константину V - Там же. С. 38, 45-46). В стилистическом отношении Похвальное слово И. Ч. представляет характерный образец риторического творчества тырновской школы 2-й пол. XIV в. (см.: Там же. С. 47-52). Текст написанного патриархом Евфимием Похвального слова И. Ч. сохранился в 3 списках (восходящих к одному оригиналу) в составе минейных Торжественников славянско-молдав. происхождения под 4 дек.: 1) Б-ка мон-ря Драгомирна. 1795/706, 1-я треть XV в., Л. 162 об.- 176 об.; 2) Бухарест. БАН Румынии. Слав. 164, 1439 г. Л. 137 об.- 150 об.; 3) Б-ка Синода Румынской ПЦ. III 26. Л. 116-131, 1-я пол. XVI в. (список с предыдущего) (см.: Томова Е. Сборник BSS.III. 26 от Библиотеката на Светия Синод в Букурещ//Старобълг. лит-ра. София, 1994. Кн. 28-29. С. 119-124; Mircea I. R. Repertoire des manuscrits slaves en Roumanie: Auteurs byzantins et slaves. Sofia, 2005. P. 63, N 256; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 54-55, 68-69, 117-118, 336; III 1). После взятия Тырнова турками в 1393 г. почитание И. Ч. в Болгарии прекратилось. Об особом почитании И. Ч. в Сербии, Молдавии (кроме факта переписки здесь Похвального слова в составе Торжественников), Валахии и на Руси неизвестно.

http://pravenc.ru/text/471555.html

2 февр. 1478 г. «на своем дворе» (в Москве?) вел. кнг. Мария Ярославна была пострижена Н. в монашество с именем Марфа (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Казакова. 1961. С. 200). В 1478/79 г. постриженником Н. в Кирилловом Белозерском мон-ре стал ученик прп. Нила Сорского, книгописец и буд. игумен обители Гурий (Тушин) , о чем последний оставил запись в своем кратком летописце (РНБ. Соф. 1468. Л. 177 об.; Казакова. 1961. С. 200; там же указаны др. постриженики Н. того года: некие Дорофей и Лука Соловаров). В игуменство Н., в авг.-сент. 1480 г., в Кирилловом Белозерском мон-ре скончался ослепленный по приказу Иоанна III опальный воевода Ф. В. Басёнок, живший в обители 7 лет и 2 месяца ( Казакова. 1961. С. 200). В 1480/81 г., во время нашествия хана Большой Орды Ахмата, в обители, возглавляемой Н., нашла убежище супруга Иоанна III вел. кнг. София (Зоя) Палеолог со своей свитой ( Казакова. 1961. С. 200; ПСРЛ. Т. 25. С. 328). В 1482 г. Н. стал архимандритом московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, находившегося под великокняжеским патронатом. Пожалований в обитель за недолгий период игуменства в ней Н. в источниках не отмечается. Вскоре после его перевода в Москву, в 1483/84 г. в стенах Кирилловой обители произошел конфликт (по-видимому, по причине неприятия нового игумена Серапиона), следствием к-рого стал временный уход из мон-ря мн. монахов: «...в лето 6991... ходили старци болшии 15 из Кирилова, а пошли по Ильине дни, а пришли (обратно.- М. П.) в великой пост в третью неделю в свои келии по грамоте князя Михаила Ондреевича» ( Казакова. 1961. С. 200); после этого игуменом на 9 месяцев стал постриженник Н. Гурий (Тушин). Эти события могут свидетельствовать об авторитете Н. среди белозерских иноков. В 1484 г. (как и ранее, в 1481) во время конфликта с вел. кн. Иоанном III, в Симонов мон-рь под предлогом болезни ушел патриарх Геронтий, взяв с собой ризницу и посох; это показывает, что Н. пользовался особым доверием главы Русской Церкви. Митрополит оставался в этой обители до нояб., причем вел. князь не давал ему возможности вернуться на митрополичий двор, планируя поставить митрополитом Паисия (Ярославова). В том же году в Симонове мон-ре при Н. была возведена «трапеза каменаа... иже у врат» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319-320; см. также: ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 351; Т. 23. С. 184; Т. 24. С. 203; Т. 28. С. 152, 317).

http://pravenc.ru/text/2577723.html

Зимой 1206/7 г. епископ Альберт объехал большую часть Нижней Саксонии с проповедью необходимости нового крестового похода. В апреле 1207 г. он отправился ко двору короля Филиппа с известием о завоевании Ливонии и тут же получил ее от короля в дар в виде лена. Таким образом, епископ Альберт стал имперским князем. Когда Альберт вернулся в Ригу, то по требованию Ордена уступил ему третью часть всей земли. Как сам епископ получил Ливонию от германского короля со всеми правами и полной властью, так он и передал западную часть ее Ордену. В 1209 г. один из рыцарей из мести убил магистра Венно. Новым магистром был избран Фольквин. Он вел себя энергичнее и решительнее предшественника и стремился выйти из-под власти епископа, получив равные с ним права. Вместе с епископом он отправился в Рим, но папа Иннокентий III не изменил устав, хотя несколько уменьшил власть епископа Ордена. В отношении Ливонии Иннокентий III имел большие планы. Он хотел, чтобы как «земля Пресвятой Девы» она оставалась в прямой зависимости от престола святого Петра и не поддержал Бременского архиепископа в его притязаниях на Ливонию. Как ревностный проповедник латинской веры папа Иннокентий III в 1205 г. прислал своих послов к князю Роману Мстиславичу в Галич с целью отвратить его от Восточной Церкви, доказав превосходство «закона латинского», но его посольство не увенчалось успехом .   История Эстонии. Т. 1. С. 132.   Бунге считал, что Орден учрежден в 1202—1204 rr.(BungeF.G. Der Orden der Schwertbruder. Leipzig, 1875. S. 8). Наиболее полно история Ордена представлена в кн.: Benninghoven Fr. Der Orden der Schwertbruder (Fratres (Milicie Christi de Livonia). Koln; Graz, 1965.   Hil deb rand H. Die Chronik Heinrich von Lettland. Berlin, 1865. S. 59.   Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch nebst Regesten. Bd 1. Nr 14.   Ibid. Nr. 16, 17.   Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. XVIII. 5.   Там же. XIV 10.   Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 3. С. 49. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/430091/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010