6. Различия между духовным и таинственным (иерархическим) священством 285 По учению православной церкви священство бывает двоякое: духовное (всеобщее) и таинственное (иерархическое). Символическое учение о духовном священстве содержится в «Православном исповедании» Петра Могилы , в ответе на вопрос 108-й. Там сказано: священство духовное имеют все православные христиане, как учит ап. Петр: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» ( 1Пет. 2:9 )... Таковому священству сообразные бывают и приношения, именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, предание себя на мученичество за Христа, и другие сим подобные. Увещевая к сему, ап. Петр говорит: «и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» ( 1Пет. 2:5 . Стр. 97). Духовное священство отнюдь не есть, таким образом, ни какая-нибудь церковно-общественная обязанность, принадлежащая только некоторым членам церкви, ни какое-нибудь чрезвычайное служение, воспринимаемое верующими для пользы и спасения своих ближних, – оно есть такое истинно-христианское настроение, присущее душе каждого верующего, когда он, в чувстве глубокой покорности воле Божией, способен бывает во имя Божие на всякого рода самопожертвования и самоотречения, ибо сказано: «Таковому священству сообразные бывают и приношения, именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, предание себя на мученичество за Христа и иные, сим подобные». Оно есть тоже своего рода служение, но не столько церковно-общественное, сколько личное, в душе каждого христианина совершаемое, и не столько имеет в виду общую пользу членов церкви, сколько служит к живому обнаружению личной христианской настроенности каждого верующего, когда он, отрекаясь от всего греховного и распиная плоть свою со страстьми и похотьми, как бы приносит ее тем самым в жертву Богу, исполняя слова апостола: «Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» ( Рим. 12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Петропавловское. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Петропавловское – Хрущевка тож. С. Петропавловское лежит на р. Шате. в 30 в. от Тулы, 45 в. от Богородицка, и 5-ти в. от линии Сызрано-Вяземской ж. д. Названия села произошли – первое от приходского храма, – второе по деревне Хрущевка, которая в свою очередь получила свое название от генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хрущева, бывшего владельца как этой деревни, так и соседнего села Сергиевского. Время возникновения прихода неизвестно, но в половине прошлого столетия он уже существовал. В настоящее время он состоит из села и деревень: Петрова, Макшуновки - Кукуй тож, Махового и Ново-Петрова - Марьиной тож и упраздненного прихода с. Ляхова. Всех прихожан числится 409 душ м. п. и 429 ж. п. Приходский храм, во имя св. апостолов Петра и Павла, построен в 1767 г. иждивением местного помещика, полковника Димитрия Ив. Иевлева. Тем же храмоздателем устроен и придельный алтарь в храме во имя 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи. В 1866 г. в ограде церкви устроена каменная часовня на средства помещика Димитрия Философова, обращенная в 1868 г. в придельный храм во имя вмчц. Екатерины. Приписная же церковь, во имя Преображения Господня с. Ляхова в 1878 г. была продана за 250 р. в с. Бельково на постройку там нового храма. На содержание храма получаются % с 500 руб. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с 626 р. и пособие от казны 83 р. 99 к. Церковной земли имеется: усадебн. 135 с., полевой и сенокосной 33 д. в Петропавловском приходе и 26 д. в упраздненном приходе с. Ляхова. Почва частью черноземная, частью суглинок. В приходе с 1886 г. существует частная школа, основанная помещиком Муханиным, состоящая в ведении Дирекции народн. училищ. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Богородицкий уезд, стр. 108 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42256

100–102. 108. 110. 236–268). Патриарх есть духовный отец и владыка царя по церковным делам (стр. 24. 28). Однако же царь занимает высокое положение в отношении церкви и церковного управления. Он есть поборник благочестия и церковного порядка (48. 54), охранитель прав и преимуществ церкви (стр. 82), поборник и защитник церкви (268. 276), блюститель божественных законов и правил (268). В виду этого патриарх делает свои распоряжения по отношении в русской церкви после предварительного соглашения с царем (стр. 48. 54. 68. 82. 266–268. 280). В некоторых делах, именно в определении иерархической градации епископий и в определении границе митрополий и епископий преимущественное влияние принадлежало византийскому царю. Поэтому и русские князья по такого рода делам обращались к Константинопольскому царю, а он отвечал грамотами. Но и царь в таких делах делал свои распоряжения по соглашению с патриархом и его Синодом (стр. 16–20. 22–24. 26–40. 272). 39. Источники церковного права местно-русского происхождения Соборных постановлений из древнего периода русской церкви сохранилось очень немного. Почти единственный пример этого мы видим в постановлениях Владимирского собора 1274 года. Собор этот был созван для постановления Владимирского епископа Серапиона. Председатель собора митрополит Кирилл II воспользовался этим удобным случаем, чтобы обратить внимание собравшихся епископов на разные неустройства в русской церкви, происшедшие от разных причин – от нерадения священников, невнимания епископов, от нашествия варваров на русскую землю и наконец от малоизвестности церковных правил. Чтобы уничтожить последнее неблагоприятное обстоятельство, митрополит Кирилл II еще за несколько лет до собора обратился к Болгарскому владетелю Святиславу с просьбой выслать экземпляр употреблявшейся там Кормчей и получил список ее, содержащий правила по краткому тексту и с толкованиями Аристина. Предъявивши этот экземпляр Кормчей собору епископов, митрополит Кирилл II рекомендовал епископам списать копии с него и руководствоваться церковными правилами на практике, выставлял на вид, что после этого уже нельзя будет епископам и священникам ссылаться на неизвестность церковных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

мест., ч. III, 279). «Там нет ни горестей сиротства, – говорит св. Григорий Нисский , – ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, которые терпят наши тела. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных. Там царствует совершенная справедливость» (Воскр. чт., VIII, 91). «Там житие без труда, – говорит святитель Тихон, – радость без печали, удовольствие без оскудения; нет там стара, слепа, хрома, расслабленного, безобразного, но все в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна, в мере возраста исполнения Христова» (Соч. Т. IX, 108). «Вообще, – говорит св. Иоанн Златоуст , – к надлежащему изображению блаженной жизни не достанет никакого слова; только из того, что слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление о ней. Там иное какое-то состояние, такое, которое узнают одни достойные» (В сл. к Феод. пад. «Хр. чт.» 1844 г, 1, 370). 5. Блаженная жизнь праведников, хотя будет различная для каждого праведника, но тем не менее всегда и для всех будет блаженная. «Людям, Бога любящим, – говорит св. Димитрий Ростовский , – уготовится место между Серафимами, богомудрым – между Херувимами, богоносным – между богоносными Престолами, добрым господам – между Господствиями, добрым и мужественным воинам, подвизающимся за веру и отечество – между Силами, разным властям – между Властями, великим начальникам, уповающим на начальство свое по Бозе – между началами; тем, кои утешают другов своих, сущих в бедах и напастях, милуют нищих и помогают им – тем место со Архангелами, ангельски на земле по плоти живущим – тем место со Ангелами» (Поуч., ч. II, стр. 144). «Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы, – говорит св. Ефрем Сирин , – так в будущем веке каждый в своей мере озарится единым мысленным солнцем и по степени достоинства будет черпать радость и веселье. И никто там не увидит меры высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не имеет в этом для себя причины к скорби и беспокойству.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

83 Цит. изд., 124. 84 Chronicon Paschale, Venetiis 1729, p. 313—316. 85 Дмитриевский, Описание, 1,101. 86 Delehaye, SynaXarium ecclesiae C-politanae, 1902, p. 870. 87 У Феофана под 4 и 5 гг. Константина Погоната (изд. Боора, I. 1883, стр. 353), у Г. Кедрина тоже под 5-м годом Погоната и повторение Феофана (PG. 121, col. 836); Г. Амартол — PG. 110, col. 893. 88 Цит. изд., col. 836. 89 Delehaye, SynaXarium, 772. 90 Цит. изд., 353—354. 91 Delehaye, цит. изд., 904. 92 Акафист Божией Матери, — Визант. Временник, X, 1903, стр. 357. 93 Там же, 379. 94 А. Дмитриевский. Описание, 1,83. 95 Цит. соч., 391. 96 Цит. соч., 391. 97 Там же, 397. 98 Прибавл. к творен, св. отцов, 1880, II, стр. 497. (реценз. на изд. архим. Амфилохия, Кондакарий XII-XIII в., 1879). 99 PG. 110, col. 893. 100 P. De-Meester, L " lnno Acatisto, Bessarione, fasc. 81 (1904), p. 213. 101 Byzantinische Zeitschrift, XIV, 3—4 (1905), S. 645: рецензия П. Мааса на вышеуказанную статью об акафисте De-Meester " a. 102 Pitra, Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata, I, 1876, p.68 103 Цит. изд., 395 104 Цит. статья Мааса, 645. 105 См. примеч. 52 106 Byz. Zeitschr. XIV. 644. 107 Там же, 645 108 Pitra, цит. изд., 251 109 Цит. статья, 645 — PG 77, col. 991. 110 Цит. изд., 124. 111 Цит. статья, 647. 112 Цит. изд.,316 113 P.G.92, col.1297 114 См. Г.Недетовский, Варлаамитская ересь, — Труды Киевск. Д.А. 1872, I, стр. 354 115 A. I. Maclean, цит. соч., 268. 116 W. Wright, Catalogue of syriac manuscripts in the British Museum, I, 1870, pp. 178,183. 117 Там же, 180. 118 Maclean, 268. 119 Первый датированный у Райта памятник — лекционарий 824 г., 146. 120 Там же, 261,258,264. 121 Там же, 248,260,264—5. 122 А. Дмитриевский, описание, 1,112. 123 Wright, 1,248,260,264 — 5,274. 124 И. Помяловсий, Житие св. Саввы, 1890, стр. 102. 125 В житии св. Стефана Савваита об одном из удалений его в пустыню сообщается, что оно произошло, когда наступил пост, предвозвещающий спасительный праздник Пасхи». — Палестинскиий патерик, вып. 11,1900, стр. 140.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

89 I, 4 90 II, 10 (а) (2, 4); Переф. 456. 91 Taannith II, 10 (2, 7). Переф. 456. 92 I. 1, с. 21; edited by Bidez and Parmentier, London 1898. 93 Taanimh IV, 7. 94 Упомянутое выше место в V, 18. 95 Бес. 4 „о статуях». 96 К Непот. о жизни клирик. 97 На Пс. 118 бес. 8. 98 Бес. 1 о посте. 99 На Быт. бес. 4 и 6. 100 Слово 56 „о врем». 101 Слово 8 „о посте и милостыне». 102 Типикон главы 8 и 35. 103 Типикон, 24 дек. и 5 янв. 104 Минея месячная, января 5. 105 Типикон, там же 106 Типикон, глава 35. 107 De Elia et jejunio. 108 Слово 1 „о посте». 109 На кн. Быт. бес. 11. 110 Апост. прав. 64: „аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой субботы), да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». Ср. Трул. соб. пр. 55. 111 Оглас. сл. 4. 112 Кн. 5, гл. 22. 113 Такие основания указывает D ü rand в coч.Ramionale divinorum officiorum, цитуемом у Неи n . А lt , Das Kirchenjahr, Berlun 1860, S. 20. 114 Правило 56. 115 См. выше цитату из Кирилла Иерусалимского. 116 Некоторые из этих памятников изданы проф. А. А. Дмитриевским в „Описании литургических рукописей, т. I, Киев, 1895 г». Из остальных главы о посте приведены почти полностью в брошюре его же „Триодь постная-училище благочестия. (О посте). Киев 1904». 117 , горох. 118 Иначе понимает эти два места Типикона и Триоди проф. А. А. Дмитриевский в указ. брошюре-„Триодь Постная-учил. благоч.», стр. 11. 119 А. А. Дмитриевский, там же. 120 Дмитриевский А. А. Триодь постная… Стр. 24 и 32. 121 Рук. М. СИНОД. библ. 389 (337), л. 496 об. Дмитриевский А. А. указ. соч. 32. 122 , — должно быть греческая транскрипция латинского ипсиа-1 12 асса или римского фунта. 123 unkiewicza Piara ks. Wyklad obrzdów I religijnych zwyczajów rzymsko-katolickiego kosciola Wydannie 2. Wilno 1854, 1. 32—34. 124 Серединский Т. свящ. О богослужении западной церкви. 2 Спб. 1849, стр. 77 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

6, стр. 121)... «А он, Лазарь поп, часто пряся со мною, вопит, глаголя: Троица рядком седит, – Сын одесную, а Дух Святый ошуюю Отца на небеси на разных престолах, – яко царь с детьми седит Бог Отец, а Христос на четвертом престоле особном седит пред Отцем Небесным! И Аввакум от него приял той злый толк, еже четверити Троицу трисвятую» (там же, стр. 107–108)... «И на крестное Христово сущее знамение в сложении перстов велию хулу сами наносите тем неразумным и новоложным толкованием своим. А но вашему нынешнему новому мудрованию и в правду тако два Сына будут, по Несторию зловерному... и сие ваше зловерие и дурак узнает, яко два сына исповедуете, – великаго да малаго, и тако четверицу славите, а не Троицу святую. И сего ради паки и паки молю вы: покиньте то злое и душепагубное мудрование, его же несть, несть во всех наших древних православных книгах церковных» (там же стр. 135–136). Что касается клятвы собора 1667 г. (л. 7), то она ясно говорит о противниках церкви, каковыми православные двуперстники и единоверцы быть не могут, потому что молятся двуперстно но благословению церкви (см. предисловие к часослову и Изъяснение Св. Синода стр. 13–14). Что клятва собора 1667 г. простиралась именно на хулителей, это видно из 1 л. и об.: «Собрася освященный собор... понеже грех ради наших, Божиим попущением, сопостата же нашего христианскаго православнаго рода, и ненавистника диавола ратованием: мнози невежди, не точию от простых, но и от священных и монахов, ови от многаго неведения божественных писаний и разума растленна... ови же мнящеся и от ревности: и таковии имуще ревность, но не по разуму, возмутиша бо многих души неутвержденных: ови убо устно, ови же и письменно, глаголюще и пишуще, якоже возшепта им сатана, нарицаху бо книги печатныя новоисправленныя и новопреведенныя при Никоне бывшем патриархе, быти еретическия, и растленны, и чины церковныя яже исправишася со греческих и древних российских книг злословиша, имены хульными нарицаша ложно: и весь архиерейский чин, и сан уничижиша и возмутиша народ буйством своим: и глаголаша церкви быти не церкви, архиереи не архиереи, священники не священники».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

В этот же период, 2/15 февраля 1927 года, собравшийся в Барнауле окружной съезд обратился к архп. Димитрию с вопросом, кого он считает заместителем Патриаршего Местоблюстителя – митрополита Сергия или архп. Григория. На этот вопрос архиепископ Димитрий ответил, сам не знает, какая у нас власть. В результате такого ответа общины склонились к признанию ВВЦС, как легальной организации, и оставались в григорианстве до прибытия в Барнаул православного епископа. За свой отказ подчиниться законной власти архиепископ Димитрий, временным Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, архиепископом Угличским Серафимом был запрещён в священнослужении и отстранён от управления епархией. Архп. Димитрий не подчинился ни этому распоряжению, ни возвратившемуся вскоре митр. Сергию и продолжал управлять епархией самостоятельно. Всё это создало благоприятную почву для его соединения с григорианцами. В 1928 году к нему явились делегаты григорианского митрополита Виссариона (Зорина) с предложением войти в состав ВВЦС. Архиепископ Димитрий быстро согласился, оставив у знавших его православных архиереев чувство горького сожаления о падении старца. Григориане возвели его в сан митрополита, а православным Заместителем Патр. Местоблюстителя, он, как уже сказано, был запрещён в священнослужении, «до полного раскаяния и суда над ним православных архиереев». Вскоре он расстался со своей кафедрой и проживал где-то в Сибири, там же, а по другим сведениям, в Омске, он умер в глубокой старости, не принеся покаяния. Место погребения и дата смерти неизвестны, но не позднее 1931 года. Был духовный писатель. Труды «Чудо, как принадлежность откровения» «Христианство у готов» «Прав. Собес.» 1886, январь, стр. 1–36. «Прав. Собес.» 1886, октябрь, стр. 77–108 «Старинные монастыри Томского края» Томск, 1898 «Старинный томский раскол» Исторический очерк 1834–1880 гг. Томск, 1901 «Томские старинные духовные начальники» (Заказчики). Исторический очерк Томск, 1906 «Старинный раскол в пределах Томского края» Томск, 1905

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стр. 162 (101). Ежедневно имейте смерть пред очами. Да объемлет вас непрестанно попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом возможете пройти чрез область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как предстать вам пред Бога благополучно. Предуготовляйтесь к страшному дню ответа на суде Божием, как бы уже видя его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас: вся бо нага и объявлена пред очима Того, Кому должны мы представить отчет в земной жизни нашей. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (102). В трапезе и в собрании церковном ничего не говорите иначе, как по требованию совершенной необходимости. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (103). Без такой же необходимости не входите в келлию друг друга и не дозволяйте себе безвременных свиданий. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (104) Не любопытствуй о келейных занятиях твоего брата и не желай знать, кто более трудится, он или ты. ( Авва Исаия ). Стр. 162(105). Выходя на общие послушания, не празднословьте и не допускайте себе свободного общения между собою: каждый в страхе Божием да внимает себе, делу своему и поучению в тайне души. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (106). Когда окончится церковное Богослужение или трапеза, не остановитесь посидеть вместе и поговорить, ниже о предметах Божественных: каждый да спешит в келлию свою и там да оплакивает грехи свои. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (107). Когда потребует нужда говорить одному с другим, поговорите со смирением и благоговением, как подобает в присутствии Бога, непрестанно соприсутствующего нам; поговорите, сокращая беседу насколько то можно. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (108). Да не будет одно на устах ваших, а другое в сердце. Бог поругаем не бывает: одинаково видит Он и тайное и явное. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (113). Умоляю вас, братия: изучайте ту цель, с которое вы оставили мир, и заботьтесь о спасении вашем, чтоб отречение ваше не осталось бесплодным, чтоб вам не посрамиться пред Богом и пред святыми Его, отрекшимися ради Его от мира и подвизавшимися истинно. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

К сентябрю уже 1806 г. было собрано и дазке совсем к печати приготовлено материалов на «добрых три тома», как писал Евгений гр. Д. И. Хвостову (стр. 135) 107 . Первый том, впрочем, даже печатался уже: «17 марта 1806 г., замечает Амвросий, прислан из типографии 1-й лист корректуры 108 , a в сентябре преосвященный историк с своей стороны сообщал Хвостову: «теперь озабочиваете меня издание Иерархии, которой корректура ко мне присылается и напечатано уже 6 листов». Осуществление этой заботы заставило Евгения покинуть до поры до времени даже начатый им словарь писателей, остановиться на букве, I и, как сам он открывался тому же графу, «положить перо», (там же). Перо это, впрочем наш автор в скором времени снова поднимаете и продолжает словарным работы на литтеру К (письмо к Хвостову от 31 октября 1805 г., стр. 138–139). Но в тоже время, хлопочет и о продолжении издания «Истории российской иерархии», 9 отпечатанных листов которой 30 декабря 1806 г. отсылает уже в С.-Петербург митрополиту Амвросию, причем последний в своем ответном письме, замечает Евгению, что «мешкотно Иерархия печатается» 109 . 24 января 1807 г. Амвросий получил от старорусского епископа план 1-й части истории или какого-то ее отдела, на что вскоре, и ответил: «Расположение о главе для Иерархии я одобряю. Помози Бог». 3 февраля Евгений отсылает своему высокому начальнику 10-й лист Иерархии, а в марте «тетради об отличиях иерархических», относительно которых митрополит Амвросий писал Новгородскому викарию, что они «отданы Гавриле Игнатьевичу для отсылки в типографию. Статью о Боровском захерили. Преосвященный Калужский 110 своею рукою подписал, что, кроме обыкновенных, особенных привиллегий не имеет. Архимандрит служит просто». В марте же, 15 числа, замечает о. префект Орнатский, «прислан из типографии лист корректуры Истории 111 . В апреле, вместе с письмом к Евгению, митрополит возвращает «тетрадь о святых»; в мае извещает его, что «получил лист Иерархии; 2-го июня Евгений посылает в С.-Петербург новый печатный лист иерархии, по поводу которого Амвросия писал ему: «на 233 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010