В храм вошла красивая, сдержанная, богато и со вкусом одетая женщина. Я ее узнал. Пошел навстречу. Она же, пройдя мимо, подошла к аналою в центре храма, как принято перекрестилась, поцеловала икону, а уж потом с улыбкой повернулась ко мне и сложив руки «лодочкой» сказала: — Благословите, батюшка. Странно, но мне, уверенному, что вера изменяет человека, и знающему, что для Бога все возможно, данное преображение показалось невозможным чудом. Мы долго беседовали, и перед тем, как она уехала, я все же не удержался и спросил, что дало ей силы пережить горе и прийти к вере? — Вы знаете, батюшка, я ведь просила многих воскресить моего сына, к кому только не ездила, а потом прочитала все Евангелие до конца и поняла, что ведь мы все воскреснем и наша встреча обязательно будет. Смерть-то Христос победил. И это меня успокоило. Вот такое жизненное богословие, где чудо воскрешения Лазаря становится реальной уверенностью во власти Христовой над жизнью и смертью не только для тех, кто был в те давние года в Вифании, но и для нас, живущим здесь и сейчас.  Можно ли исповедоваться через Интернет?  И другие вопросы про виртуальное общение со священником Сейчас все больше людей используют Интернет, чтобы задать свои вопросы священнику. Существует множество площадок, где пользователи спрашивают открыто или анонимно.  На сайте «Фомы» также есть рубрика «Вопросы священнику» (адрес для вопросов vopros@foma.ru). Работая с ней, мы столкнулись с некоторыми трудностями. За советом обратились к наместнику Киевского Троицкого Ионинского мужского монастыря, председателю Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, главному редактору православного молодежного журнала «Отрок.иа» архиепископу Обуховскому Ионе, викарию Киевской митрополии. — Владыка, есть ли такие вопросы к священнику, которые точно не стоит обсуждать в интернет-переписке? — Я думаю, нужно разделить личную интернет-переписку и публичный формат «Вопросы и ответы священника». Потому что зачастую в личных сообщениях люди спрашивают о самом сокровенном, о том, что никогда бы не озвучили в иной ситуации. К тому же в Интернете пользователи более откровенны, чем при живом общении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

— Ваше Святейшество, благословите. Насонов Михаил, руководитель пресс-службы Архангельской епархии. Некоторое время назад Вы сказали, что в виртуальном пространстве никто не отменял принципов христианского братолюбия, смирения, уважения к собеседнику, но, к сожалению, современные интернет-дискуссии скорее являют обратный пример. Действительно, читаешь порой комментарии, как правило, анонимные, на острые темы, в том числе связанные с церковно-общественными отношениями, и видишь, что речь не то что о братолюбии, а даже об элементарной воспитанности не идет. В связи с этим, Ваше Святейшество, у меня вопросы. Первый: откуда вообще в Интернете столько агрессии, можно сказать, анархии мысли, безответственности, ведь это такое же пространство общения? И второй вопрос: как православному христианину, который сталкивается в Интернете с подобными анонимными нападками, агрессией в адрес веры, Церкви и Православия, себя вести? Прекращать общение или все-таки пытаться искать аргументы, переубеждать, пытаться достучаться до сердца собеседника? Спасибо. — Что касается первой части Вашего вопроса — откуда столько агрессии. Это отображение внутреннего состояния людей. Интернет — это зеркало; смотришь в него и видишь, что лик не слишком благообразный. Мы говорим о прогрессе, мы говорим о развитии науки, мы говорим о технологиях, мы говорим об образовании. Посмотрите, какие красивые картинки на телевидении, в рекламе, — везде фантастический мир процветания и благоденствия красивых, умных людей. Телепередачи собирают умников и умниц, выдающихся людей, прекрасные голоса. Тишь, гладь и Божия благодать! А потом войдите в Интернет и увидите реальную картину того, что творится в душах человеческих. Несомненно, общество имеет много ран на своем теле, а наносят их люди. Наносят, потому что в душе человека беспорядок. Собственно говоря, вся миссия Церкви и направлена на то, чтобы изменить внутренний мир человека. Это тяжелейшая работа. Когда к нуждам Церкви относятся по остаточному принципу — сперва закончим все дела, а уж потом поможем Церкви, — то это большая ошибка, потому что Церковь занимается самым главным: она занимается человеком, она пытается облагородить человеческую душу. Кто-то может сказать: «А меня не устраивает ваша аргументация, вы на Бога ссылаетесь, а я неверующий». Таким людям следует ответить: «Подумай, что окажется на выходе, — целостная личность или личность разрушенная, подверженная порокам?» — «Нет, вы призываете к добру». — «Раз мы призываем к добру, смирись с нашими аргументами. А ты со своей стороны включайся в ту же работу, используя свои аргументы». К сожалению, такого практически не бывает. Но Церковь действительно занимается исцелением человеческих душ. Церковь есть община исцеления. Господь учил и исцелял, как вы знаете, вот и миссия Церкви — учить и исцелять.

http://patriarchia.ru/db/text/4650924.ht...

Тут уж телевизионщикам впору задуматься: а почему вдруг они стали предметом народной ненависти? Действительно ли они демократы, действительно ли отражают чаяния, интересы народа? Или познеры — это такое агрессивное меньшинство, которое навязывает свою систему ценностей народу — народу, который до сих пор, несмотря на пятнадцать лет промывки мозгов, сопротивляется этой системе их ценностей? А что касается присутствия Церкви в Интернете, то история наша — и церковная, и гражданская — учит, что наиболее эффективная методика это «не мешать». Не создавать какие-то суперпрограммы, суперфинансирование, а просто не мешать тем, кто желает и умеет работать. — В своей книге «О нашем поражении» Вы говорите достаточно мрачные вещи о том, что Россия сегодня является скорее языческой страной, нежели православной. Может быть, с этой точки зрения, компьютер для кого-то выступает как объект некоего языческого культа? Не впрямую, конечно, — компьютеру никто не поклоняется, но религиозные чувства замещаются: общение в Интернете и тому подобное. — Компьютер ничем не отличается от любого другого «творения рук человеческих» (артефакта). Здесь можно сказать так: «Чистому все чисто, а свинья везде грязь найдет». Да что говорить об искушении компьютером! Вот православная икона. Казалось бы, что может быть для православного человека святее, чем икона, — и тем не менее в восприятии некоторых людей икона становится тем, что мешает идти к Богу, а не помогает. Например, когда в VII–VIII веках в Византии возникли иконоборческие споры, многие люди стали отвергать иконы, потому что они видели, что в сознании некоторых их единоверцев почитание икон доходило до неприличных степеней. К примеру, считалось, что для того, чтобы Причастие стало «святее», необходимо соскоблить в чашу с Причастием немного краски с иконы. Или брали икону и при Крещении объявляли: «Вот эта икона будет твоим крестным отцом» К сожалению, все что угодно человек может извратить. Человек может гадать на Библии — но это не повод для того, чтобы сжигать Библию. Человек может использовать компьютер для гадости, да, — но это не повод для того, чтобы объявлять войну всем компьютерам. Это повод для того, чтобы осознать: человеком надо оставаться везде, в том числе и в Интернете.

http://pravmir.ru/chelovek-i-ego-kompyut...

А почему Церковь считает своим долгом рассказывать людям о себе? Потому что большинство людей в нашей стране, как я уже сказал, крещены и хотя бы формально принадлежат к Церкви, и их просвещение является нашей прямой обязанностью. Бывает, что человек ходит мимо храма год, два, десять лет, а потом заходит и остается. Таких людей очень много. Но для того, чтобы человек однажды вошел в Церковь, ему нужно что-то о ней услышать. Христианство очень глубоко, оно дает пищу и сердцу, и интеллекту человека, поэтому его необходимо изучать. Кто не хочет чего-то видеть, слышать, всегда может «переключить канал или нажать на кнопку» есть такое выражение, очень любимое нашими либералами. Согласитесь, не так уж настойчива сегодня Церковь, не так уж ее «много». Почему, на Ваш взгляд, среди людей, позволяющих себе негативные высказывания о Церкви, много людей думающих, неравнодушных? Порой они просто остаются в плену стереотипов, приобретенных много лет назад. В ком-то чувства, схожие с подростковыми. В четырнадцать лет человеку, что ни скажи, он на все отвечает: «Отстань, сам знаю!». Многие люди, которые считают себя образованными, не хотят никого слушать, им нужно до всего дойти своим умом. И когда Церковь говорит, что она обладает истиной, всем этим людям сразу хочется с этим поспорить. Причин много и личностных, и исторических. Но если некоторые люди сегодня высказывают критику в адрес Церкви, это не значит, что они никогда не станут церковными людьми. Очень многие когда-то отвергали для себя возможность христианской жизни, и если бы им сказали, что лет через пять они будут стоять в храме и петь акафист, скорее всего, в ответ они покрутили бы пальцем у виска. Есть сейчас и такое явление: общение на интернет-форумах. Основная масса тех, кто там негативно высказывается о Церкви, язычники и сектанты. Когда в 1990-х годах зарубежные секты начинали бурную деятельность в России, мы предупреждали, что это обязательно разделит наш народ. Так и произошло. Когда в те же 1990-е годы люди хлынули в храмы, а храмов было очень мало действующих, не разоренных и не разрушенных в советский период, мы оказались к этому неготовыми. Я никогда не забуду глаза измученного священника, который в одном из московских храмов в начале девяностых годов одновременно крестил человек двести. А сектанты приходили с Запада, вооруженные деньгами и гуманитарной помощью, раздавали Библии, другую литературу, собирали дворцы культуры, стадионы. Они предлагали явный суррогат. Но люди с радостью покупают товары в яркой упаковке, если до этого они ничего другого не видели. Потом уже становится ясно, что внутри только синтетика и красители, вредные для здоровья.

http://pravoslavie.ru/37062.html

Когда решался вопрос о покупке дома так далеко от Питера (машины у нас не было), было много сомнений, терзаний, «за» и «против». Перевесили «за»! Мы решили: максимум, что мы потеряем, это деньги на покупку. Важно было и то, что в двух километрах ходьбы в соседней деревне была действующая церковь, прихожанами которой мы и стали сразу после первого приезда. – Недавно беседовал с филологами о том, что у каждого народа есть какое-то знаковое слово, определяющее характер, стремление народа. Ну, у немцев, понятно, – «порядок», «орднунг» этот их знаменитый; у французов – «красота», кажется. С удивлением и радостью узнал, что у русских такое «кодовое слово» – «свой». – Так и есть. Никогда не забуду ни с чем не сравнимое чувство хозяина, которое у меня до того отсутствовало или было в зачаточном состоянии. Теперь у нас был СВОЙ дом. Свой храм. Свой огород. Свой сад. Своя земля. Свой пруд. Своя речка с форелью (мы брали из нее воду для питья, колодца поначалу не было). Своя деревня. Свой лес. Свои соседи. После городского муравейника все это было просто фантастикой, ставшей желанной реальностью! Не стесняйся спросить Без УАЗика - как без рук! – Так уж и фантастика? – Вы, наверное, уже поняли, что, несмотря на всю любовь к закатам и восходам, к запаху картошки из русской печки, мы вживались в эту хоть и желанную, но новую, неведомую для нас реальность очень постепенно, осторожно, и это оградило нас от разочарований. Перед глазами немало примеров, когда человек хочет сразу много (заводит корову, лошадь, коз, кур, кроликов и т.д., распахивает гектары…) и – терпит фиаско. Я – за постепенность. В деревне было и есть и пьянство, и матерщина, но нас это не пугало, мы к тому времени были уже «тертые калачи». Еще один момент. Городскому человеку свойственна пусть хоть и подсознательная, но надменность по отношению к деревенскому. Чему вы тут можете нас научить, «сельские лапти»? Сами, мол, всё знаем, справимся, в интернете прочитаем. Общение с коренными жителями (назовем их «местными»), особенно с пожилыми людьми, использование их опыта – незаменимо. Так сложилось, что мне всегда шли навстречу. Никогда не стеснялся спросить, признать свое невежество, «фильтровал» информацию, что-то прибавлял своего и получал результат. Действуя вслепую, можно столько шишек набить, что вся романтика померкнет.

http://pravoslavie.ru/104003.html

Думаю, что если мы будем стремиться высказывать отзывы по каждому посту в соцсетях, на каждую страницу раскольника или находящегося в прелести человека каждый раз отвечать своими новыми контрстраницами, мы просто потеряемся в этом. Да, надо уделять больше внимания созданию нормальных страниц и сайтов с доброкачественным контентом, с нормальными текстами. Вспомним Честертона, который в одной из своих книг сказал, что в некоторые времена Церковь только и может, что упрямо твердить Символ веры . И вот, по-моему, сейчас такое время, когда нам нужно упрямо твердить Символ веры . То есть нужно как можно больше говорить об истинах веры, о положительных, бесспорных вещах, которые помогут людям не потеряться в буйном океане сегодняшнего Интернета, в котором, как сказал Псалмопевец, «гади, ихже несть числа». - В чем секрет популярности «медийных старцев»? Связано ли это, на Ваш взгляд, с какими-то недостатками церковной жизни? Например, с тем, что подлинных пастырей не хватает, тем более тех, кто умеет говорить с людьми? - Конечно, подлинных пастырей не хватает. Вообще, священников не хватает! А уж тех, кто много говорит с людьми, может выслушать, помочь, облегчить душевную тяжесть человека, утешить его... Их всегда было немного, но сейчас их меньше, чем когда бы то ни было. Но не надо забывать еще и то, о чем говорил святитель Игнатий Брянчанинов: мир жаждет актеров, подлинное ему чуждо и непонятно. К актерам он стремится, к актерам бежит и актерство воспринимает как нечто самое настоящее, подлинное. Поэтому есть хорошее правило духовной жизни: к тому, что пользуется слишком большой популярностью, надо относиться с осторожностью. - Когда все-таки общение со священником приносит человеку вред? - Когда священник явно несостоятелен. Когда формирует у своих чад ложное понимание духовной жизни и дает неправильные духовные советы. Не вводит их в правильную жизнь Церкви, а приучает к суррогатам (например, к практике, которую изобрел он сам, как в случае с В. Головиным). Не выполняет своей обязанности учить основам вероучения (особенно если он и сам с ними не знаком, и такое бывает, к сожалению). Если прививает прихожанам мысль о собственной исключительности и недоверие при этом к другим батюшкам и священноначалию... Здесь много критериев.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/25/prish...

Путилин Юрий 2 июля 2012, 12:38 Отец Тихон,о митрополите Антоние Сурожском знаю давно. Его лекции, беседы, внешность- сердцу приятны. Недавно прочитал замечательную Вашу книгу: Несвятые святые и, она произвела на меня неимоверное впечатление лёгкостью текста изложения и о всём том что в ней описывается, хотя новичком в православии я себя не считаю. Храни Вас Господь. С уважением и поклоном-Р.Б. Юрий.Воцерковлён; P.S: У нашего храма есть страничка в Интернете: http://doroga-k-hramu.ru/Нужна Ваша помощь (обрщ.общее) в подготовке материалов для публикации на сайте. Статьи, рассказы, проповеди, фотографии, ссылки можно высылать на адрес:master-koder@ya.ru, оставить в свечной лавке с меткой: " Для сайта " . Спаси Господи. Наш храм представлен группой в социальной сети ВКОНТАКТЕ.РУ Адрес группы: нттр:[Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни г. Всеволожск] Название группы: Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни ( г.Всеволожск) Ирина 29 июня 2012, 10:31 Светлана, Вы напрасно извиняетесь, - Вы не только не отняли у меня время, а я искренне благодарна Вам за общение, за понимание и за тактичность. Может быть, на меня обидятся многие, но у меня складывается такое впечатление, что в православной среде эти качества как-то размываются (надеюсь, не исчезнут совсем). И уж очень редко приходится слышать, чтобы кто-нибудь признавался в том, что он чего-то не знает. Сейчас все очень много читают, все знают, постоянно сыпят цитатами из Святых отцов, из Священного Писания. Все очень грамотны и сведущи сейчас, но почему же так неуловимо тонок Дух любви? Позволю себе высказать свое грешное мнение - мне кажется, потому, что мы отвыкли слушать и понимать друг друга, хотя бы пытаться понять. С ужасом ловлю себя иногда на мысли, что люди, обсуждая одну и ту же проблему, говорят каждый о своем, совершенно не вслушиваясь и не вдумываясь в слова собеседника (поверьте, я не исключение, этот упрек обращаю прежде всего к себе самой). Поэтому главной своей задачей на данный момент вижу - научиться слушать и слышать других людей. Благодарю Вас за внимание и понимание. Божией Вам помощи!

http://pravoslavie.ru/54286.html

Прощение в Интернете — «виртуальное прощение»? Одно из проявлений легкомысленного отношения к жизни – предпочтение «виртуального» общения «живому». 13 марта, 2016 Одно из проявлений легкомысленного отношения к жизни – предпочтение «виртуального» общения «живому». Мы привыкли легкомысленно относиться к жизни. И это касается не только ее «прожигателей» и всевозможных «ветреных особ». Как раз наиболее легкомысленно к жизни относятся те, кого в чем, в чем, а в легкомыслии никак не заподозришь: «крепко стоящие обеими ногами на земле». В самом деле, что может быть более легкомысленно, чем утверждаться на том, что изменчиво и преходяще? И тем легкомысленней это, что делается с такой напускной солидностью и серьезностью… Как тут не вспомнить «легкомысленного» Мюнхгаузена: «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!» Одно из проявлений легкомысленного отношения к жизни – предпочтение «виртуального» общения «живому». Весьма условное и относительное деление, надо сказать. О деградации человеческих отношений, о понижении культуры общения и о взаимном дистанцировании людей как раз благодаря развитию коммуникационных средств – обо всем этом говорится уже десятки лет. С детства слышу тревожные разговоры о том, что раньше друзьям, живущим на разных концах города, чтобы пообщаться надо было преодолевать расстояния и тратить много времени, но они, если уж встречались, так встречались, а теперь им достаточно созвониться и общение по телефону (когда-то поминутная плата была только для междугородных переговоров) заменяет общение непосредственное, когда смотришь в глаза собеседнику, дышишь с ним одним воздухом… Тогда еще не было в ходу слова «виртуальное», но явление, со всей сопутствующей проблематикой, уже постепенно формировалось. По мере развития инфотехнологий, когда общение по электронной почте стало сравнительно широко доступно, неизбежно стал отмирать эпистолярный жанр.

http://pravmir.ru/proshhenie-v-internete...

Священнику можно и нужно участвовать в интернет-дискуссиях для того, чтобы нести людям слово Божие, но делать это необходимо с чувством повышенной ответственности — Ваше Святейшество, хотел задать вопрос об интернете. Вы не один раз высказывались о том, что надо строить общение в интернете, но интернет во многом предполагает некоторую анонимность. Возможно ли священнослужителю или просто мирянину прятать свое христианское имя под «никами»? — Допустима ли анонимность в отношении мирян, мне трудно сказать: иногда человек, который занимает какое-то положение, хочет поучаствовать в дискуссии, но понимает, что если он подпишется «директор научно-исследовательского института» или «депутат», или какой-нибудь «министр», то это, может быть, не очень хорошо. Поэтому нельзя ограничивать людей, которые хотят участвовать в такого рода дискуссиях, требованиями, чтобы они непременно открывали свои имена. Что же касается священников, ситуация другая. А для чего они тогда в интернете, от скуки что ли? Так придите к архиерею, он вас работой нагрузит. Если ты выходишь в интернет, то у тебя должна быть только одна цель — проповедь слова Божия, ты должен помогать людям. Нужно включаться в дискуссии, чтобы корректировать их ход, но для этого нужно обладать знаниями, правильно излагать свои мысли, быть человеком образованным, добрым, чтобы через эти тексты все поняли — здесь правда: человек не дает вовлечь себя в стихию этого мира, он не дает себя вовлечь в ругань, он над схваткой, он правильно говорит… Если через эти слова хоть один человек обретет внутренний мир и покой, я уж не говорю о вере, уже оправдано будет участие священника в дискуссии. Но требуется, конечно, большая ответственность. Поэтому нет однозначного рецепта. Но я бы категорически не рекомендовал священникам анонимно участвовать в этих интернет-дискуссиях, потому что не вижу в этом смысла. Получается, у человека слишком много времени и действительно делать нечего. А вот писать в интернете для того, чтобы нести людям слово Божие, можно и нужно, но делать это необходимо с чувством повышенной ответственности.

http://patriarchia.ru/db/text/1227718.ht...

– В 12 лет я прочитала «Отверженных» точно с таким же чувством… – Чтение «Отверженных», «Красного и черного», «Зависти» – это всегда было личное приключение, которое жило в тебе какой-то параллельной жизнью, не мешая смотреть кино, мутузить друг друга с мальчишками, влюбляться в девчонок на даче, что-то сочинять самому… Мне кажется, мы немного преувеличиваем, предполагая, что современные подростки не могут испытывать то же самое. Я смотрю на ровесников моего сына, которым тоже сейчас по 12 лет, и вижу, что эти дети читают. Пусть не очень много, но читают, и идея «зачем детей в школе грузить классикой, всё равно ничего не поймут» мне не близка. Конечно, не всё поймут и не все поймут, и даже не все прочитают. И даже из того, что прочитают и поймут, ко многому отнесутся с гримасой скуки. Но это оставит след, впечатление. Я совершенно не жалею о том, что даже в детстве, в совершенно раннем возрасте, чего-то совершенно не понимая, брался это читать. – Мне сейчас видится то, что режим чтения информации посредством соцсетей не только детей, но и взрослых приводит к потере способности планомерного и длительного серьезного чтения… – Знаете, у меня тоже большое количество времени тратится на чтение в интернете. Это во многом связано с работой – где-то половину из этого я не стал бы читать, если бы у меня не было нужды как-то на это реагировать, отвечать. Но вместе с тем, я считаю, не так уж и страшно, что все мы какое-то время «висим» в соцсетях – это ведь тоже интересное погружение в общение. Пусть это эрзац-общение, но там есть очень важные моменты, которых раньше не существовало. Когда были только газеты, телевидение, всё воспринималось по нынешним временам упрощенно, воспринималось более полярно, в том числе в интеллектуальной среде. А скоростное общение дает большое количество интересных поворотов мысли, усложнение многих идей. Конечно, и стайность, и агрессивность порой присутствуют, но тем не менее всегда есть много интересных ракурсов, интепретаций любых событий, аллюзий, отсылок к мировоззренческим проблемам.

http://pravmir.ru/sergey-shargunov-budes...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010