П. Цамаликос суммирует употребление Оригеном термина «Иерусалим» следующим образом: «Понятие “вечность” Оригеном не используется… Вместо этого Ориген использует термин Иерусалим… “Иерусалимом” называется всякая реальность, где устанавливается “близость с Богом” (sel Ps, 147, PG.12.1677.3 & 7). Иерусалимом называется и Церковь ( de Or, XV, 3; in. Joan, 6, XLII). Термин Писания “Небесный Иерусалим” (Гал. 7:26) используется для обозначения настоящего состояния вечной жизни ( Cels, VI, 25; sel Ps, 115, PG.12.1577.46). … Этот Небесный Иерусалим – та область, откуда произошло падение (Cels, VII, 28 & 29). Поэтому это “отечество” (Cels, VIII, 75) и Мать (ср. Гал. 4:26, неоднократно обсуждаемое у Оригена). Все, что сейчас существует, зачато в ее утробе и пришло в бытие из небытия (Cant, 3, PG.17.269.36). Эта метафора прилагается либо к душе, возлюбленной Богом, либо к Церкви, либо к владычественному (=уму) Христа (Cant, 1, PG.17.253.44). … Экзистенциальное состояние, соответствующее вечной жизни, тоже определяется термином “Иерусалим” (Cels, VI, 25; in. Joan, 13, XIII). Также и изначальное состояние божественной жизни снова и снова характеризуется термином “Иерусалим”, а его жители именуются “священными камнями” или “камнями живыми”, и именно поэтому Иерусалим именуется “матерью” (in. 1Cor, 16; Sel Deut, PG.12.809.26)… Иерусалим – символ знания, святой Церкви и добродетели (sel Ez, 17, PG.13.813.19.)» (Tzamalikos. Origen .   Philosophy of history  and eschatology. 2007. Р. 186–187). Поскольку в Ин. 4:21, сказано, что наступает время, когда в Иерусалиме не будут поклоняться Отцу, то Ориген в толковании этого места говорит о том, что будет иметь место поклонение в Духе и истине в Небесном Иерусалиме (см. in. Joan, 13, XIII). В еще более точном философско-богословском смысле «Иерусалим» у Оригена означает логосы (принципы, начала) всего творения, которые есть «логосы» единого Логоса, и составляют само бытие всего творения – основу существования всего существующего, к которой это сущее в конечном счете вернется или которым станет (см. Tzamalikos. Ibid. P. 330-332 и у Оригена: Cant, 3, PG.17.268.40–269.39).

http://bogoslov.ru/article/4507567

Упоминаемые в памятниках чудеса евхаристии, а также чудесная помощь христианам на поле боя при обращении к знамению креста и иконе Пресвятой Богородицы, помимо собственно исторического значения, являются «агиографическими» ответами на мусульманскую полемику против почитания христианами креста и икон, а также против евхаристии. Это яркая иллюстрация, демонстрирующая разрешение интеллектуального спора на ином, практическом уровне. Житийная литература имела гораздо больший круг читателей, чем специальные полемические сочинения, поэтому выраженные в ней представления об исламе, оказывали более широкое влияние на отношение византийцев к мусульманам и их вере. См.: Kurtz E. Des Klerikers Gregorios Bericht über Leben, Wundertaten und Translation der heiligen Theodora von Thessalonich. St. Petersburg, 1902. Пападопуло-Керамевс А . Сборник греческих и латинских памятников, касающихся Фотия патриарха. СПБ., 1901. С. 1–14. См.: Cozza-Luzi I. Historia et laudes ss. Sabae et Macarii. Rome, 1893. Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1907. Т. 1. С. 93. Acta Sanctorum. Nov. 4: 224–233. Лопарев Х.М . Греческие жития святых VIII–IX вв. Петроград, 1914. С. 473. Васильев А . Житие Филарета Милостивого//Известия Русского археологического института в Константинополе. 1900. 5. С. 64–86. Oikonomides N . βος το γου Θεοδρου Κυθρων//Πρακτικ Tρτου Πανιονου Συνεδρου. Athens, 1967. С. 264–291. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 75. Там же. С. 187. Там же. С. 243. Там же. С. 337. Grégoire H . Saint Démétrianos, évêque de Chytri//BZ 16, 1907. P. 204–240. Gouillard J . La vie d’Euthyme de Sardes//TM10, 1987. P. 1–101. Halkin F . Saint Antoine le Jeune et Pétronas le vainqueur des Arabes en 863//AB62, 1944. P. 210–223. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 288. Никитский А . Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии//Записки Одесского общества истории и древностей. 1883. 13. С. 25–34. SynaxCP 279f. Лопарев Х.М . Греческие жития святых. С. 312.

http://pravoslavie.ru/4484.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Евхаристия в экуменической перспективе 2195. Уайбру Х. Западная Евхаристия и православная литургия/Пер. с фр.: А. Дорман//Страницы. 1999. Т. 4. 4. С. 570–579. См. также 1887, 1960, 1961, 1963, 1964, 1984. Таинства и обряды См. также: Учение о Таинствах (сакраментология) 1474–1480). 2196. Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, священноисповедник. Молитва об усопших и послушание Святой Церкви/Еп. Афанасий//ВРЗЕПЭ. 1969. 66. С. 103– 129; 1970. 69. С. 38–63; 70/71. С. 182–214; 1971. 73/74. С. 91– 111; 75/76. С. 227–239; 1972. С. 76–94; 78/79. С. 178–188; 1974. 85/88. С. 201–274; 1975. 89/90. С. 117–129; С. 203–214; 1976. 93/96. С. 159–181. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. 2197. Герд Л. А. Неизданные главы о крещении из Номоканона Мануила Малаксы//УЗ РПУ. 1998. 5. С. 129–158. 2198. Князев А. , прот. Смерть священника, как она представлена в славянском Требнике/Пер. с фр.: Т. А. Миллер//АиО. 2000. 4(26). С. 163–179; 2001. 1(27). С. 167–181. 2199. Польсков К. О., свящ. Постриг как таинство Церкви/К. О. Польсков//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 17–29. 2200. Успенский Б. А. Литургический статус царя в Русской Церкви: приобщение Св. Тайнам: (Историко-литургический этюд)//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 130–170. 2201. Успенский Н. Д. Чин исповеди и исправление русских богослужебных книг//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 187–199. 2202. Фельми К. К. Поставление в степени священства в православном богословии/Пер. с нем.: Е. М. Верещагин//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 524–537. См. также 409, 2003, 2407. Всенощное бдение 2203. Буйе Л. Святое Бдение/Пер.: М. С. Желтов; Ред.: П. Г. Малков//БСб. 1999. 2. С. 63–68. 2204. Клименко М. М. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон//БТ. 1997. Сб. 33. С. 110–137. 2205. Успенский Н. Д. Православная вечерня: (Историко-литургический очерк)//БТ. 1960. Сб. 1. С. 7–52. 2206. Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения (Η ΑΓΡΥΠΝΙΑ) на Православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5–117; Сб. 19. С. 3–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1626. Непомнящий В. С. Служение Церкви в современном мире и судьба светской культуры: (Тез. докл. 29 апр. 1993 г. в Российской академии управления на конф. «Культура и религия: линия сопряжения»)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 70–75. 1627. Никитин В. А. «Новое религиозное сознание» и проблема конвергенции культуры и религии//ППр. 1994. 3. С. 187–193. 1628. Никитин В. А. Церковь и культура//РЧ, 4-е. 1996. С. 373–385. 1629. Никитин В. А. От диалога конфессий к диалогу культур?//РЧ, 8-е. 2000. С. 204–213. 1630. Платтен С. Речи о культуре к богословам, ее презирающим/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1999. Т. 4. 4. С. 523–532. 1631. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 29–36. 1632. Шимик Е. Христофорическая литература: Спор о богословских предпосылках и выводах/Пер. с польского: А. Доброер//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 411–421. Место искусства и литературы с «положительным отношением ко Христу» в глобальном пространстве культуры. 1633. Щелкачев А. В. Возможности возрождения национальной культуры по теории Р. Дж. Коллингвуда [ 1943] и особенности современной религиозной ситуации в России//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 139–142. 1634. Языкова И. К. Богословие и культура: Точки соприкосновения и полюса отчуждения//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 105–109. Богосл. осмысление культуры от эпохи Древней Церкви до наших дней. См. также 383, 425, 1166, 2428, 2429,2604,2791,2982, 3044, 3119. Проблема свободы и ответственности 1635. Дворкин А. Л. Свобода христианства и сектантский тоталитаризм//РЧ, 5-е. 1997. С. 321–333. 1636. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Церковь большинства в условиях религиозной свободы: Выступление перед делегацией фонда «Де Бюрхт» янв. 1998 г.]//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 85–100. 1637. Осипов А. И. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода в православном понимании//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 101–112. 1638. Попов В., прот. Православие и свобода//АиО. 1999. 1(19). С. 202–215.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1964. Рордорф В. Τ για τοις γοις [«Святая святым»]: [Докл. на конф. «Евхаристия и общение церквей» в Крестовоздвиженском мон-ре. Шеветонь (Бельгия), 1999 г.]/Пер. с фр.: Т. Стамова//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 244–256. См. также 1402, 1451, 1818, 1888, 2195. Православие и экуменизм См. также: Апологетическое (Основное) богословие: Миссионерство. Миссиология 1656–1672). 1965. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корр. журн. « Церковь и время» (Лондон, 14 июля 1998 г.)//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 44–62. 1966. Афанасий (Евтич) , еп. Захумско-Герцеговинский. Православный экуменизм/Пер. с серб.: иером. Тимофей (Подобедов)//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 63–74. 1967. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский. Православное понимание экуменизма: Беседа с корр. журн. «ЦиВр» (Лондон, 14 июля 1998 г.)/Пер. с англ.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 3(6). С. 78–86. 1968. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Православие и экуменизм: новые вызовы: Выступление на заседании Синодальной Богословской комиссии 2 февр. 1998 г. (МДА)//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 63–69. 1969. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение: Докл. на IV Ассамблее ВСЦ 5 июля 1968 г.//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 39–54. 1970. Осипов А. И. О некоторых принципах православного понимания экуменизма//БТ. 1978. Сб. 18. С. 180–187. 1971. Отчет о консультации по вопросам православного богословского образования и экуменического движения. Мон-рь Пендели, Афины, Греция, 2–9 февр. 2000 г./Пер. с англ.: Ю. Маслов//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 147–150. См. также 573, 579,600,601,603,607,1546,1669,1736, 2496. Международные экуменические организации и встречи 1972. В поисках путей к церковному единству: [О съезде протестантов в Бьевре «Иисус Христос – упование мира». 1953 г. – резолюции]//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 181–182. 1973. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Третья сессия межправославной комиссии по подготовке богословского диалога с англиканами (Хельсинки, 7–11 июля 1971 г.): [Обзор докладов, прений, протоколов]//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 63–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если ты возьмешь воды из моря, то незаметно будет ее отсутствие. И если возьмешь песка с берега, то не уменьшится его количество. И если будешь считать звезды небесные, то не достигнешь конца. И если зажжешь огонь от огня, то тот ничуть не уменьшится. И если ты возьмешь от Духа Христова, то Христос не претерпит ущерба. И если Христос будет обитать в тебе, то не всецело Он будет в тебе. И если солнце войдет в окна твоего дома, то не все солнце пришло к тебе. (237) Все это, перечисленное мною, сотворено Словом Божиим. Итак, знай, что никто не достигает, и не достиг [всей] глубины слова Божьего. Посему не возражай на это, но говори: «Так сие есть, и довольно». И, выслушав от меня [все] это, также братьям нашим единоверным 198 растолкуй о том. Если же кто, насмехаясь над словами своего брата, скажет: «Я умней», – не слушай слов его. А то, что я написал тебе о войске, поднимающемся на войну, не является откровением, данным мне, чтобы я поведал тебе. Впрочем, уразумей слова, что [стоят] в начале письма: Всякий, кто возвыгшается, тот унижен будет 199 . Но даже если выйдет войско и победит, то знай, что это наказание Божие. Если они победят, то на суде праведном будут осуждены. Сие же да будет известно тебе: зверь будет убит в свое время. Ты же, брат мой, будь ныне усерден, испрашивая милость, дабы мир был на всем народе Божием. Перевод с сирийского прот. Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя 1 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 2 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 3 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 4 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 6 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

2462. Пуцко В. Г. Новгородский выносной басменный крест//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 258–266. 2463. Серебрякова О. Э . Памяти Веры Евгеньевны Яковлевой [f 2 июня 1996 г.]: [Некролог]//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 148–149. В. Е. Яковлева – заведующая кафедрой церковного шитья ПСТБИ. 2464. Федорова М. М. Мастера ростовской финифти XVIII в.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 295–302. Скульптура 2465. Казарян А. Ю. Древнейшие рельефы собора Эчмиадзин//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 130–152; 2000. Вып. 1(5). С. 183–198. 2466. Рындина А. В. Деревянная скульптура в новгородском храме: Людогощенский крест 1359–1360 гг.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 225–245. Живопись См. также: Библейские мотивы в изобразительном искусстве 260–265). 2467. Артемьев А. В. Реставрация живописи XIX в.: Тез. докл.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 187–188. 2468. Кызласова И. Л. Предварительные наблюдения над портретом Великого князя Василия III второй половины XVI в.//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 75–87. 2469. Маслов К. И. К характеристике взглядов ранних славянофилов на церковную живопись//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 125–130. Анализ статей А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, Ф. В. Чижова и А. Н. Попова . 2470. Языкова И. К. «Черный квадрат» К. Малевича как антиикона: [Докл. на конф., посвящ. дню ап. Андрея в ББИ, 13 дек. 1996 г.]//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 273–277. Фрески 2471. Егоров Ю. М., Чернышев Н., свящ., Жолондзь А. Г. Роспись галерей церкви св. Иоанна Богослова митрополичьего двора Ростова Великого//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 86–92. 2472. Колпакова Г. С. Фрески церкви Святителя Николая на Липне в Новгороде и некоторые общие проблемы искусства XIII в.//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 307–317. 2473. Колпакова Г. С. Роспись церкви Успения на Волотовом поле и византийская живопись третьей четверти XIV столетия: Проблемы стиля и духовной ориентации//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 52–70. 2474. Колпакова Г. С. Роспись Софии Киевской в свете мировой культурной традиции//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 587–604. 2475. Максимов Е. Н. Об истории создания росписей Казанского собора Свято-Введенской Оптиной пустыни//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 184–191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Антония Сийского. Текст и словоуказатель/Под редакцией А. С. Герда. Изд. СПбГУ, 2003. См. также Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского. Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. 39 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2. С. 187–188. 884; Коноплев Н. Святые Вологодского края… С. 85–101. 45 В истории почитания святого всегда имеется трогательный момент – это написание первого его образа. См. об этом: Архимандрит Макарий. Русская святость в истории и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 73–96. 47 Житие Филиппа Ирапского. СПб., 1879. С. XXXV-XXVI; Зверинский В. В. Указ. соч. T. 1. С. 282. 557. 51 Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря. СПб., 1859. С. 15; Григорьев Л. И. Тихвин и его святыня. Описание города, Тихвинского Большого монастыря и пребывающей в нем святыни. СПб., 1888. С. 15. 52 Писцовые книги Обонежской пятины XVI в./Сост. К. В. Баранов. СПб., 1999. С. 109. См. также: ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 159; Петров Д. А. Строительство Сырковых//Архив архитектуры. Вып. 5: Заказчик в истории русской архитектуры. М., 1994. С. 74–75. 55 Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 368, 370. В последующее время память архиепископа Пимена чтилась в Тихвинском монастыре. В кормовой книге 1590 года записано: “Корм по Пимене архиепископе Великаго Новграда: колачи, шти…” (Протоиерей П. Тихомиров . Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода московской державе в 1478 году до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Т. 2. Вып. 1. Новгород, 1895. С. 179). 57 Священник И. Верюжский. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 614. 58 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 545. Протоиерей П. Тихомиров . Указ. соч. С. 106; Никитский А. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879. С. 192; Он же. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ф. Бовон первоначально отождествлял М. с равноап. Марией Магдалиной , но в последних работах он был более осторожен в выводах. Слав. перевод «Деяний ап. Филиппа» включен в ВМЧ под 14 нояб., днем памяти апостола (ВМЧ. Нояб. Дни 13-15. Стб. 1196-2002), а также встречается в ряде четьих сборников (СККДР. 1987. Вып. 1. С. 56). Краткие Жития М. из визант. Синаксарей вошли под 17 февр. в нестишной и стишной Прологи (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 768-769; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 41-42), а впосл. были включены под этой датой в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 484-485 (1-я паг.)). Ист.: SynCP. Col. 469, 471-472; Acta Philippi et Acta Thomae accedunt Acta Barnabae. Lpz., 1903. S. 36-90. (ActaAA; 2 (2)); Acta Philippi: Textis/Ed. F. Bovon, B. Bouvier, E. Amsler. Turnhout, 1999. (CCSA; 11); Amsler F. Acta Philippi: Commentarius. Turnhout, 1999. (CCSA; 12); Νικδημος. Συναξαριστς. 2002. Τ. 3. Σ. 276-277; Concordantia Actorum Philippi/Ed. F. Amsler, A. Frey. Turnhout, 2002; Bovon F., Matthews C. R. The Acts of Philip: A New Transl. Waco (Tex.), 2012. Лит.: ActaSS. Fevr. T. 2. P. 4-5; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 45-46; Sauget J.-M. Mariamne//BiblSS. Vol. 8. P. 1145-1146; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 296; Bovon F. Mary Magdalene in the Acts of Philip//Which Mary?/Ed. F. Stanley Jones. Leiden, 2003. P. 75-89; idem. Women Priestesses in the Apocryphal Acts of Philip//Walk in the Ways of Wisdom: Essays in Honor of Elisabeth Schussler Fiorenza/Ed. S. Matthews, C. Briggs Kittredge, M. Johnson-Debaufre. Harrisburg, 2003. P. 109-121; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουριος. Σ. 194. О. В. Л. Иконография Иконописные подлинники сводной редакции XVIII в. указывают, что святая похожа на Анну («аки Анна»), не уточняя, имеется ли в виду пророчица или прав. мать Пресв. Богородицы (см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 74). Более развернуты предписания акад. В. Д. Фартусова (1910): «…типом еврейка, старица более 85 лет; одежды: нижняя - хитон, верхняя - полуфелонь с куколем или покрывалом» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 187). Образ М. входит в состав святых, представленных на миниатюрах из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 408, 1-я четв. XI в.). Она изображена в позе оранты, стоящей под мраморной аркой, образующей благодаря откинутым пурпурным занавесам своего рода нишу для фигуры святой. М. облачена в желтое платье, зеленый мафорий, зеленоватого цвета чепец, лик изборожден морщинами.

http://pravenc.ru/text/2562000.html

176 «Что такое намоленная икона? Икону можно сравнить с человеком. При рождении христианин принимает таинство крещения. Но одни после крещения забывают дорогу в храм, а другие становятся действительно церковными людьми, исполняя заповедь Христову: “Будьте совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть” ( Мф. 5, 48 ). И Господь дает таким людям благодать. Так и икона. Если ей из поколения в поколение в семье возносятся молитвы, перед ней изливают скорби, то и Господь подает через нее Свою богатую милость. Икона – это окно в иной, небесный мир. Так вот, намоленная икона – это окно, омытое благоговейными слезами и горячими молитвами, через которое ярко светит благодать Божия» (Макарий, архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник. 1998, С. 96–97). 179 Таким образом апостол Фома строил в небесных обителях хоромы для правителя в Индии, доверившего ему финансовые средства (Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 112–115). 181 Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 512–515; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 35–36, 138–139. 183 Борисов Н. С. Политика московских князей: Конец XIII – первая половина XIV века. М., 1999. С. 39. 185 Макарий, архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Вышенский паломник. 1998, 2 (7). С. 97. 187 Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России: Очерки. СПб., 2007. Ч. 1. С. 449; Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Октябрь, дни 4–18. СПб., 1874. Стб. 1044; Филарет, архиепископ Черниговский//Жития святых, чтимых Православною Церковию. СПб., 1892. Октябрь. С. 153. 194 Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. Изд. 7-е. М., 1897. Ч. 2. С. 75. См. также житие преподобного Евдокима Ватопедского (XVII век; память 5 октября) (там же. С. 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010