220 I/17 (71)=B25 (188). 221 I/17 (70—71)=B25 (187—188). Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии VI—VII. Ср. греч. aaggelow — посланник. 222 II/10,24. 223 Главы о знании II,70. 224 Букв. «Шехины невидимости». Шехина (евр.) — присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия. Термин встречается у ранне–сирийских авторов и в литургических текстах. 225 II/10,24. 226 II/20,8. 227 Исаак использует язык св. Григория Богослова. 228 Главы о знании IV,86. 229 II/12,1. 230 II/8,6. 231 Ис. 14:12 по переводу LXX. 232 Ср. Лк. 10:18. 233 Главы о знании III,87—88. 234 I/17 (69)=B25 (184). 235 I/18 (72—73)=B27 (196). 236 I/31 (139—140)=B53 (386). 237 II/9,6. 238 II/9,12. 239 I/17 (71)=B25 (188). 240 Ср. II/5,6. 241 II/18,18. 242 II/18,18. 243 B4 (45) и др. 244 II/19,1. Ср. II/17,1. 245 См. Brock. Note 2 to II/17,1. 246 I/4 (21)=B3 (26). 247 I/3 (18)=B3 (21). 248 I/4 (21—22)=B3 (25). 249 I/4 (21)=B3 (25). 250 Отметим, что в славянском языке слово «страсть» имеет также двойное значение — страсти и страдания. 251 См. об этом: K. T. Ware. The Meaning of «Pathos» in Abba Isaias and Theodoret of Cyrus. — Studia Patristica XX. Louvain, 1989. P. 315—322. 252 I/57 (292)=B5 (61). 253 Букв. «цель созерцания будущего века видится в бытии святых ангелов». 254 Т. е. между людьми и ангелами. 255 Т. е. состоящими из души и тела (людьми). 256 Т. е. бесплотными (ангелами). 257 Главы о знании I,62. 258 Главы о знании III,70. 259 I/48 (207—208)=B74 (509—510). 260 Ср. Втор. 5:25 и далее. 261 Ср. Исх. 19:15 и далее. 262 Ср. 3 Цар. 19:12. 263 Ср. Пс. 71:6. 264 Ср. Евр. 10:20. 265 I/53 (232—233)=B82 (574—575). Сир. «и среди нас беседовал с нами в одежде, которую Промысл сотворил во чреве Девы». Греческий перевод данной фразы является примером того, как тщательно избегалась терминология «одежды» в среде халкидонитов. 266 I/18 (75). Данный текст существует только в западно–сирийской редакции (и греческом переводе), но отсутствует в восточно–сирийской редакции. 267 I/4 (20)=B3 (24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

2424       Papulidis K. K. The Russian Archaeological Institute of Constantinople (1894–1914): From Its Establishment until Today//S. Redford, N. Ergin (eds.). Perceptions of the Past in the Turkish Republic: Classical and Byzantine Periods. Leuven, 2010. P. 187–194. 2425       Romanuk A.I. Studien zur Geschichte und Archäologie des byzantinischen Cherson/Hrsg. H. Heinen. Brill, 2005 (Colloquia Pontica, 11); Khroushkova L. Krim (Chersonesus Taurica) Reallexikon für Antike und Christentum. 2007. Bd. XII. Sp. 75–125. 2426       Khroushkova L. [=Khrushkova]. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la mer Noire: Abkhazie. IVe-XIVe siècles. Turnhout, 2006 (Bibliothèque de l’Antiquité Tardive, 9); Eadem. The Spread of Christianity in the Eastern Black Sea Littoral (written and archaeological sources)//Ancient West and East. Vol. 6. P. 177–219. 2427       Khrouchkova L.G. De Rossi, fondateur de l’archéologie chrétienne et Kondakov, fondateur de l’histoire de l’art byzantin…//Acta XIII Congressus intemationalis… P. 373–379; Klejn L. Kondakov N.P//Encyclopedia of Archaeology. Vol. 1. Oxf., 1999. P. 165–174. 2428       Kondakov N. Iconographie de la Mère de Dieu. T. 3: Introduction par I. Foletti. Roma, 2011. 2429       Personenlexikon zur Christlichen Archäologie. Bd. I–II/Hrsg. S. Heid, M. Dennert. Regensburg, 2012. B частности, опубликованы следующие леммы о русских и украинских археологах и историках искусства: Khrushkova L. D.I. Ajnalov, A.V. Bank, V.N. Beneševi, A.L. Berthier-Delagarde, V.G. Bock, F.I. Buslaev, I.V. Cvetaev, O.I. Dombrovskij, G.D. Filimonov, A.P Golubcov, E.E. Golubinskij, L.A. Kavelin (Archim. Leonid), N.P. Kondakov, Ju.A. Kulakovskij, V.V. Latyšev, V.N. Lazarev, B.A. Panenko, N.V. Pokrovskij, I.V. Pomjalovskij, V.A. Prochorov, E.K. Redin, F.I. Rejman, PI. Sevast’janov, J.I. Smimov, F.I. Šmit, N.I. Troickij, F.I. Uspenskij, Archim. Porfirij Uspenskij, A.S. Uvarov, V.M. Zubar; см. также: Khrushkova L. Geschichte der Christlichen Archäologie in Russland vom 18. bis ins 20. Jahrhundert (1. Folge)//Römische Quartalschrift. 2011. Bd. 106, 3–4. S. 229–252; (2. Folge)//Ibid. 2012. Bd. 107, 1–2. S. 74–119; (3. Folge)//Ibid. 2012. Bd. 107, 3–4. S. 202–248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

186 Этот год получаем, умножая 75 олимпиад на 4, т. е. на число лет каждой олимпиады, и произведение, с приложением к нему 3-х годов 76-й олимпиады, вычитая из 776, как времени протекшего от начала олимпиад до нашей эры. 187 1-й год 7-й олимпиады есть 1-й год от основания Рима. Следовательно 3-й год 81-й олимпиады есть 299 год от основания Рима. 192 Не о самом Давиде, без сомнения, предрекает Иезекииль в своём пророчестве, а о ком-либо из его потомков: ибо Давид более уже четырёх веков находился в могиле,– между тем у Иудеев был обычай называть знаменитых потомков именами знаменитых предков. 193 Так, например, древнейший парафраст, Ионафан-Бен-Узиел слова пророка Иеремии: и восставлю Давиду восток (отрасль или потомка) праведный,– перевёл: »и восставлю Давида – Мессию праведных«; равным образом и предсказание Иезекииля: и восставлю им пастыри единою, п упасет я, раба моего Давида – перевёл теми же словами, »и восставлю Давида – Мессию праведных». 194 См. De l’harmonie entre l’église et la synagogue – par Drach, tom. II, pag. 66–69, Paris, 1844. Также у Гуеция – Demonstr. Evang. Propos. VII, cap. 25, и у Генгстенберга – Christologie, Th. III, Seit. 302–311. 195 Правда, некоторые из Иудеев относили пророчество Михеево то к Езекии – царю, то к Зоровавелю. Но а) ни к тому, ни к другому не могут идти слова Пророка: исходи же его из начала от дней века, б) ни тот, ни другой не был рождён в Вифлееме: Езекия – царь, конечно, родился в Иерусалиме, где было постоянное местопребывание царей Иудейских до Вавилонского плена, и где рождались дотоле все потомки Давидовы; а Зоровавель родился в плену Вавилонском, куда дед его Иехония отведён на 18 году, когда не родился ещё у него и отец Зоровавеля – Салафиил (4 Царст. 24, 8–15), и где как сам Иехония, так и все дети его должны были умереть, не узривши отечества ( Иер. 22, 26–28 ); в) Езекия родился гораздо прежде, нежели изречено Михеево пророчество: ибо Михей пророчествовал уже в царствование Езекии ( Иер. 26, 18 ); г) ни Езекия, ни Зоровавель никогда не были царями всего Израиля, и вообще не производили тех действий, какие в пророчестве приписываются Владыке Израилеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

198 . Michel A. Die vicr Schriften des Niketas Stethatos über die Azymen//BZ 1935. 35. 308–336. 199 . Rossum J. van. Reflections on Byzantine ecclesiology: Nicetas Stethatos ‘On the Hierarchy’//SVTQ 1981. 25(2). 75–83. 200 . Schweinburg K. Die Textgeschichte des Gesprächs mit den Franken von Niketas Stethatos//BZ 1934. 34. 313–347. 201 . Stiernon D. Nicétas Stéthatos, hiéromoine byzantin, auteur spirituel et controversiste//Catholicisme. 1982. 9. 1217–1219. 202 . Tsamis D. G. τελεωσις το νθρπου κατ Νικταν τν Στεθ τον. Θεσσαλονκη 1971. 161. ( νλεκτα Βλατδων. 11). [Обширная библ.]. Илия Экдик CPG 6080, 7716; DHGE 15. 187–188; DS 4. 576–578; ThEE 6. 30–31 XI в. Возможно, идентичен Илье Критскому (нач. XII в.), автору толк. к Григ. Богослову и Иоанну Леств. (Laurent V.//REB 1958. 16. 121–3; DHGK), но это отожд. отвергает Дидье (см. 6 .207). Сочинения 203 . Capita de ieiunio ( κεφλαια νηπτικ) (CPG 6080)=Capita alia (CPG 7716). Эти главы, включенные под именем Илии в «Добротолюбие» ( Φιλοκαλα. 2. θναι 4 1975. 289–314), в ркп приписываются мн. авторам: Иоанну Карпафийскому, Максиму Исповеднику (PG 90. 1401–1461, ср. 4 .1622. ΝΒ. В PG иногда лучшее чтение, чем в Доброт.), Илье Экдику (PG 127. 1129–1176) и Нилу Синайскому . Рус. пер.: 204 . Частичный://Воскр. Чтение. 1857–1858. 42. Феофана Затворника , полный, за вычетом ок 10 гл., исключенных «по неудобопонятности их» (счет глав по PG90): Цветособрание//Добротолюбие. М. 1 1889. 3. 467–486. полный://Добротолюбие/Пер. и сост. Носов И. М. (см. 9 .802): Илья пресвитер и экдик. Цветослов мысленный (180–198), О внимании (199–204), Главы о практике и понимании (205–225). Англ. пер.: 205 . Illias the Presbyter. A Gnomic Anthology//Philokalia 7 .158). 3. 34–65. Рум. пер. о. Думитру Станилоаэ в рум. Добротолюбии: 13 .70. В ThEE ему приписываются также неизд. соч. «О деятельности ума» и канон к Богородице, изд. св. Никодимом Святогорцем : 206 . Θεοτοκριον. Venetiis 1796. 99. Исследования 207 . Disdier М.-Тн. Élie l’Ecdicos et les τερα κεφλαια attribués à saint Maxime le Confesseur et à Jean de Carpathos//EO 1932. 31(165). 17–43. [Вкл. перечень 40 ркп].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

745 Источник нам обнаружить не удалось. Может быть, речь идет о словах самого Григоры, передаваемых Агафоником. 746 διον υο. Цитата не идентифицируется. Ближайшая по смыслу фраза из Сокровищницы: «Дух Христов, Который воображается в нас, как и Он, и есть, несомненно, принадлежность Его сущности (διον τς οσας ατο)» (Cyrillus, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, в: PG, vol. 75, col. 609A). 758 Клеодим (греч. Κλεδημος) – ученик Григоры, адресат его писем. Упоминается также Акиндином в его переписке с Григорой. Имя, скорее всего, является вымышленным, хотя под ним и может скрываться реальное лицо ( PLP 11785). 759 Протагор (греч. Πρωταγρας) – друг Григоры. Имя является фиктивным, и не известно, псевдоним ли это реального человека, иди за ним стоит целиком вымышденный литературный персонаж, введенный Григорой для удобства повествования ( PLP 23861). 760 Диалог начинается как бы не с начала. Подразумевается предшествующий реплике Клеодима рассказ Протагора. 765 Joannes Chrysostomus, De incomprehensibili dei natura (=Contra Anomoeos, homiliae 1–5), éd. Malingrey, 2.307–308 (TLG 2062 012). 767 [Pseudo-] Joannes Chrysostomus, Encomium in sanctum Joannem evangelistam, в: Hippolytus Monachus (ed.), «ωννου το Χρυσοστμου γκμιον ες ωννην τν εαγγελιστν», Να Σιν 17 (1922), p. 726.21. 768 В целом цитаты из этого параграфа не идентифицируются, хотя отдельные слова и словосочетания встречаются в тех или иных текстах Златоуста или Псевдо-Златоуста. 770 Мы принимаем конъектуру ван Дитена, основанную на одной из рукописей, согласно которой вместо μερν читается μετρων (см.: Dieten, Bd. 6, S. 92, Anm. 229). 771 Архилох (греч. Αρχλοχος, до 680 – ок. 640 до н. э.) – древнегреческий сатирический поэт с острова Парос в Эгейском море. 772 Обезьяна, персонаж басни Архилоха, символизирует выскочку и хвастуна, демонстрирующего лишь собственную глупость (см.: Archilochus, Fragmenta , в: Iambi et elegi Graeci, ed. M. L. West, vol. 1 (Ox­ford, 1971), Fr. 185, 187 (TLG 0232 001)). B схолии κ «Πρς Πλτωνα πρ τν τεττρων» Элия Аристида προ выражение «Архилохова обезьяна» говорится, что оно употребляется применительно к тем, кто «подражает философам, не будучи сам философом» (Scholia in Aelium Aristidem, Treatise Tett, Jebb pagëline-Hypothesis-Epigram 307, 8.3–4, в: Aristides , ed. W. Dindorf, vol. 3 (Leipzig, 1829; repr. Hildesheim, 1964) (TLG 5008 001)).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

721 . Weiss R. The Greek culture of South Italy in the later Middle Age//Proceedings of the British Academy. 1951. 37. 45–47. 122 . Whittaker J. The Pythagorean source of Barlaam the Calabrian//Diotima. Revue de recherche philosophique. Athènes. 1980. 8. 155–158. же://Id. Studies in platonism and patristic thought. L. 1984. (Variorum reprints. 14). [Опровержение достоверности 3-х имен философов-неопифагорейцев в письме В. Epist. III, 474 sq. Schiró]. 723 . Zuntz G. An inquiry into the transmission of the plays of Euripides. Cambridge 1965. 284–287. См. также 11 .123, 303. Феоктист Студит Beck 700; PLP 7498 Первая пол. XIV в. Афонский старец; исихаст, паламит. Сочинения Послание «Како держати правило»; греч. ориг. не издан. Слав. пер.: списки 1) РНБ, Кир.-Бел. XV, л. 95–98 об. 15 век; 2) РНБ, Ν XII. Три произведения о св. патр. Афанасии I, из них Житие изд. дважды: 724 . Delehaye Н.//Mélanges d’archéologie et d’histoire de l’École française de Rome. 1897. 17. 39–75. 725 . Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб. 1905. X, 156. Житие Афанасия: 1–51. (Зап. ист.-фил. фак. СПб. Ун-та. 76). Энкомий и слово не изданы. Стихи (4) о св. Григории Паламе (изд.). Исследования 726 . Барабанов Н. Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в Константинополе в 30-е гг. XIV в.//ВВ 1989. 50. 139–146. 727 . Grolimund V. Theoktistos Studites – ein wenig bekannter byzantinischer Hymnograph und theologischer Gelegenheitsschriftsteller des 14. Jahrhunderts//Festschrift für Fairy von Lilienfeld zum 65. Geburtstag/Hrsg. Rexheuser A., Ruffmann K.-H. Erlangen 1982. 479–510. Алексей Макремволит RF 7. 408–409; PLP 10352 Первая пол. XIV в. КНП писатель и поэт. Сочинения Религ. стихи, слова, похвала монаш. жизни; истор., ритор., эпиграммы. Изд. не все. В 9-м (неизд.) слове развивает учение об энергиях, близкое к паламитскому, но не говорит о нетварных энергиях. 728 . Ševenko I. Alexios Makrcmbolites and his «Dialogue between the Rich and the Poor»//ZRVI 1960. 6. 187–228. же://Id. Society and Intellectual Life in Late Byzantium 6 .535). 7. 203–215 (текст), 216–228 (англ. пер.). пер.: Поляковская М. А. Портреты 6 .485). 248–269. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   Свт. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. Гл. 7, § 2.    Свт. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. Гл. 7, § 3.    Свт. Иоанн Златоуст. О посте и целомудрии. Творения. T. I. С. 508. См.: Преп. авва Исаия//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 445. С. 187.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 341—860; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575.    Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 5//Добротолюбие. Т. II. С. 371. И. Мартенсен. Христианское учение о нравственности. Т. II, § 35.    Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 5//Добротолюбие. Т. II. С. 371.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. T. IV. С. 24.    Еп. Феофан. Толкование 1-го послания к Кор. (6, 9—10) С. 225—226.    Свт. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. Гл. 7, § 4.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 3.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988.    Преп. Иоанн Кассиан. Писание. Кн. VI, гл. 1. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. В 3-х томах. Киев, 1903. Т. I. Слово аскетическое. Гл. 99. С. 517—520. См. также у преп. Нила Синайского.    К. Попов. Блж. Диадох и его творения. С. 518.    Указание на воздержание как на средство против блуда см.: Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 99//К. Попов. Блаженный Диадох и его творения. В 3-х томах. Киев, 1903. T. I. С. 520; Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3, 7—8, 13, 23.    См. у преп. Нила Синайского.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3. С. 74—75.    Он же. Писания. Кн. VI, гл. 23. С. 84. Ср. Гл. 2. С. 74.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 3. С. 74—75.    Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 81. С. 444—445.    Там же. Гл. 92, 81. С. 521, 444; преп. Варсонофий Великий. Отв. 666; см. также у преп. Иоанна Кассиана и Ефрема Сирина.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 7.    Преп. Феон//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 339.    Христианское чтение. 1838. Ч. 1. С. 176.    Блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 56. С. 248.    Преп. Ефрем Сирин. Слово 3. О покаянии; блж. Диадох. Слово аскетическое. Гл. 57. С. 250—263.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

60 «О перепечатании минеи общей, Служебника, Следованной Псалтири, Типикона и Последования молебенных пений». – РГИА, ф. 896, оп. 149, 1136 (1868 г.), л. 4. 62 Приведенные выше сведения заимствованы из соответствующих указов Синода (см. РГИА, ф. 796, оп. 209, 1518, л. 99–101; 1720, л. 588–606). 64 Постановление Синода от 27 ноября 1887/24 февраля 1888 г., 19/24 февраля 1888 г. и 29/2 марта 1888. 65 Историю этих указов можно проследить по делу РГАДА, ф. 1184, оп. 3, 31. См. также Романский 1907. 67 На нервом этапе работы над этой темой нам не удалось обнаружить материалы Комиссии по исправлению богослужебных книг, хранящиеся в РГИА (Плетнева 1994, с. 100). Эти документы были найдены свящ. Николаем Балашовым, подготовившим их к публикации (Балашов в печати). Мы благодарны свящ. Н. Балашову, обратившему наше внимание на дела РГИА: 1. Дело о рукописях протоиерея Дмитрия Мегорского, содержащих замечания по сличению славянского и греческого текстов книги «Триодь Постная». РГИА, ф. 796, он. 187, 6946; 2. Об исправлении текста Триоди Постной, Цветной Триоди, Октоиха членами Комиссии по исправлению богослужебных книг под председательством архиепископа Финляндского Сергия и о печатании ново-исправленных богослужебных книг в Московской Синодальной типографии. РГИА, ф. 814, оп. 1, 49. 75 Николай Никонорович Глубоковский (1863–1937), историк и богослов, профессор СПбДА, Петроградского и ряда европейских университетов. О нем см. Игнатьев 1966. 84 Леонид Дмитриевич Аксенов (1877–1940-е) – государственный служащий, принимавший активное участие в церковной жизни. О нем см. Балашов в печати, Антонов 1994, с. 599. 86 Епископ Ямбургский (1861–1918). До пострижения в монашество (1911) был профессором славянской филологии Казанского университета. Ректор СПбДА, председатель Комиссии по научному изданию Славянской Библии. О нем см. Мануил I, с. 202–210, Славяноведение 1979, с. 49–50. 87 Афанасий Иванович Папандопуло-Керамевс (1855–1912) – византинист, археограф. О нем см. Медведев 1995, с. 430–431.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

176. Т. е. перед 15 (28) августа. 177. Т. е. перед 29 августа (11 сентября). 178. Т. е. после 14 (27) сентября. 179. Т. е. перед 30 ноября (13 декабря). 180. Ср. 2Мак. 2. 181. В 3Цар. 17:8–24 рассказывается о том, как пророк Илья бежал в г. Сарепту, где нашел приют в доме бедной вдовы. Илья воскресил ее сына, и, пока он жил там, у вдовы не убывала пища. 182. Лк. 7:37–38 (Прощение грешницы). 183. Ср. Ис. 9:6. 184. Ср. Иер. 8:7. Щур – птица семейства вьюрковых (Pinicola enucleator). 185. В евангельском рассказе о встрече Иисуса с самаритянкой у колодца Иакова (Ин. 4:5–29) имя ее не названо. 186. Ср. Ин. 20:23. 187. Ср. Мф. 5:22. 188. Ср. Ин. 14:19. 189. Образ «птиц небесных» см. Мф. 6:26; 10:31. 190. См. Ин. 21:15–23 (испытание ап. Петра), также: Мф. 26:69–75. 191. Ср. Ин. 6:13. 192. Навуходоносор – вавилонский царь (604–562/561 гг. до н. э.), разрушивший в 586 г. до н. э. Иерусалим. 193. Ин. 10:23; Кир – древнеперсидский царь (559–530 до н. э.), основатель династии Ахеменидов. Отпустил евреев из вавилонского плена и восстановил Иерусалим. 194. См. Откр. 12:4–6. 195. Мать византийского императора Константина в 325 г. посетила Палестину, где ею был найден Гроб Господень и крест, на котором Он был распят. Это событие послужило основанием для установления христианского праздника Воздвижения Креста. 196. О борьбе Ильи с царицей Иезавель см. 3Цар. 18. 197. См. Быт. 19:24. 198. Неврод, сын Хуса (Быт. 10:6–9). 199. Сигор – название места, куда ангел велел Лоту бежать с женой и детьми из горящего Содома (Быт. 19:22–23). 200. Имеется в виду библейская Эфиопия (с реальной Эфиопией в Африке не связанная) и райская река Фисон. 201. Эфес – город, существовавший до VII в., один из крупнейших городских и культурных центров Средиземноморья. 202. См. Ин. 19:25–27. 203. Здесь, видимо, имеется в виду область в Египте, хотя по другим преданиям, Варфоломей проповедовал в Сирии и Малой Азии. 204. Лк. 1:48–49. 205. Римский император в 14–37 гг. Почему упомянут здесь он – не ясно. По традиции, Богородица умерла в 48 г., т. е. не при Тиберии, а при императоре Клавдии.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

Пергаменное Четвероевангелие НЦРГ. H 496 (XIII в.) (25,5×20 см) написано в 2 столбца, заголовки выполнены золотыми и зелеными чернилами, начала - киноварью. В текст включены миниатюры с изображениями евангелистов: Матфея (Л. 3 об.), Иоанна (Л. 12 об.), Марка (Л. 43 об.), Луки (Л. 76 об.). Упоминаются имена миниатюриста Мате (Матфея) (Л. 4) и исторических лиц Ксанского ущелья (Л. 3) ( Хаханов. 1898. С. 52; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 12; Описание груз. рукописей. 1948. Т. 5. С. 239-241; Мачавариани. 1965. С. 102, 104, 106; Она же. 1973. С. 242; Она же. 1975. С. 17). В тексте пергаменного Параклитика НЦРГ. A 575 (очевидно, XIV в.) (23,5×33,5 см) различаются 4 руки: 1-я - переписчика Авгароза (Авгаря) Бандас-дзе (1348-1365) (Л. 154 об., 155, 186); 2-я и 4-я трудноразличимы; 3-й рукой исполнены листы 174 об.- 186, их переписчиком является Георгий Табаури (XIV в.) (Л. 187). Текст (в нек-рых местах - листы целиком) был поновлен Давидом (Л. 10, 114, 171-181, 182-185 об., 207 об.). Рукопись украшена расписными арками. В завещаниях-приписках упоминаются члены семейства переписчика Авгароза (Л. 155). Также в Параклитике находилась приписка сына Авгароза Григола, содержащая важные исторические сведения ( Brosset. 1851. Vol. 3. Р. 77-78; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 204-205; Джавахишвили. 1949. Ч. 2. С. 52, 53, 59, 115, 307; Памятник эриставов. 1954. С. 317-321; Беридзе. 1967. С. 14-16; Описание груз. рукописей. 2004. Т. 2. С. 175-180). Пергаменное Четвероевангелие НЦРГ. A 2122 и A 2125 (XIV в.) (28,4×19 см), представлявшее вначале единую рукопись, написано нусхури Георгием Табаури (Л. 76) и украшено миниатюрами (Л. 1, 1 об., 2, 2 об., 3, 42 об., 43), выполненными Авгарозом Бандас-дзе (Л. 2 об.). В приписках рукописи также упоминаются исторические лица Ксанского ущелья: эристав Виршел (XIV в.) и его мать Мнатоби (Л. 41 об.), тетка Рипсиме (Л. 78 об., 117 об.), свящ. Георгий (Л. 118) и др. (Л. 43, 43 об.) (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 2. Ч. 2. С. 75-76, 79).

http://pravenc.ru/text/2463127.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010