вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих», Иез. 36, 26–7 , ср. 37. 5,14; сюда же относится и Ис. 63,10–11 : «они... огорчили Святого Духа Его... где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего»; 258 «и не буду уже скрывать от них лица Моего, п. ч. изолью дух Мой на дом Израилев», Иез. 39,29 ; Дан. 4, 5 ; «Дух Мой пребывает среди вас, не бойтеся», Агг. 2, 5 . Особое место в этом ряду текстов занимает Иоиль, 2, 28–32: «и будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть... и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (и далее). Сам по себе этот текст стоит в ряду предыдущих текстов с общим значением вдохновения Божия. Однако этот текст, помимо своего прямого, исторического значения, получил нарочитое истолкование в применении к сошествию Св. Духа в Пятидесятницу ( Деян. 2, 16–21 ), и, стало быть, пророчество это получает более конкретный смысл в отношении к определенному событию. Даже и здесь, в этом исключительном и в своем роде единственном тексте, мы имеем указание на откровение Св. Духа и, однако, не на явление Его ипостаси. Здесь сказано, что «исполнились все Духа Святого» ( Деян. 2, 4 ), но не сказано, что видели Лик Его, с которым, конечно, не тожественно видение огненных языков. Кроме этих текстом общего значения, мы имеем в Ветхом Завете целый ряд свидетельств о сообщении разных даров Св. Духа, определенного свойства, и эти свидетельства имеют, конечно, первостепенное догматическое значение, как некая ветхозаветная пятидесятница, и предварение Пятидесятницы новозаветной. О разных дарах Духа говорится в Ветхом Завете: что суть дары художества или вообще творчества, управления, воинствования, царствования, священства и, наконец, пророчества. Дар творчества – как различного художества: «и сказал Бог Моисею говоря: смотри, я назначаю Веселиила... Я исполню его Духом Божиим , мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и мели, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим (Пс. 105:4-5). Глава 2. О святом Крещении   Кто будет веровать и креститься, спасен будет. (Мк. 16:16)   Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит. 3:4-7)   § 295. Святое Крещение – это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего, – как ключ, которым открывает эта спасительная дверь. Ибо желающему креститься должно прежде веровать во Христа как единого Избавителя и Спасителя мира, и, кроме Него, иного средства к получению вечной жизни не знать, так как никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин. 14:6), – и так с этой верой креститься во имя Триипостасного Бога – Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Так евнух, упоминаемый в Деяниях апостольских, сначала исповедует веру во Христа, Сына Божия: Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий, – и потом крестится (Деян. 8:37-38). И Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. § 296. При святом Крещении бывает: 1) Отрицание сатаны, и всех дел его, ангелов его и прочего, как изображено в уставе о Крещении. Это отрицание взрослые сами произносят, а вместо младенцев – их восприемники. Сатана есть дух лукавый, созданный Богом добрым, но своей волей отступивший от своего Создателя и сделавшийся злым и начальником всякой злобы и греха. Ангелы его – также духи, созданные Богом добрыми, но с ним отступившие от Творца своего, они – такие же злые духи, роду человеческому, как и начальник их, весьма враждебные (см. 2 Петр. 2:4; Иуд. 6; Ин. 8:44). Дела их – дела темные, грехи и беззакония. Сатана – начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас, лукавством своим низвергнул, отвел от Бога (см. Быт 3:1-7), и привлек в свою темную область (Деян. 26:18). Служит сатане тот, кто, исполняя его злую волю, творит грех, ибо кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил, – по свидетельству апостола (1 Ин. 3:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). Если в первый раз Господь приходил на землю в состоянии уничижения, то Второе пришествие Его будет со славой и величием: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» ( Мф. 16:27 ) и «сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25:31 ). Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). 2. Образ и содержание будущего суда Христова Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо «Отец весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ), «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10:42 ). В осуществлении суда будут участвовать также а) Ангелы, которые «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф. 13:41 ) и «отделят злых от среды праведных» ( Мф. 13:49 ); б) апостолы, которым Господь сказал: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Лк. 22:30 ); в) вообще святые – «разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» ( 1Кор. 6:2 ). В качестве подсудимых будут выступать: а) все люди, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» ( 2Кор. 5:10 ); б) падшие ангелы, которых Господь «соблюдает в вечных узах на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами ( 1Кор. 6:3 ) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ); б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12:36–37 ); в) «намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ), которые Господь обнаружит, осветив «скрытое во мраке» ( 1Кор. 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Говоря об Иисусе, Петр использует применительно к Нему термин «Назорей». Данный термин в Ветхом Завете употреблялся для обозначения людей, дававших (как правило, на какой-то срок) обет вести аскетический образ жизни, в частности, не пить вина, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу ( Чис. 6:1–7 ). В греческом тексте Евангелия от Матфея название галилейского города Назарет (Ναζαρτ) становится созвучным слову «назорей» (ναζωραος), несмотря на то что соответствующие еврейские слова ( nasrat «Назарет» и nzîr «назорей») не совпадают по смыслу 180 . В Евангелиях словосочетание ’Ιησος Ναζωραος («Иисус Назорей») встречается в разных контекстах ( Мф. 26:71 ; Лк. 18:37 ; Ин. 18:5, 7 ). Согласно Евангелию от Иоанна, надпись, сделанная на кресте Иисуса, гласила: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ). В дальнейшем повествовании книги Деяний это наименование также встречается неоднократно ( Деян. 3:6; 4:10; 6:14 ). В одном из трех рассказов об обращении Павла Иисус на вопрос Павла: «кто Ты, Господи?» отвечает: «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян. 22:8 ). При жизни Иисуса именно Его чудеса привлекали к Нему наибольшее внимание. Евангелия содержат подробное описание около тридцати пяти различных чудес, включая шестнадцать исцелений, шесть изгнаний бесов, три воскрешения из мертвых, три события, иллюстрирующие власть Иисуса над природой, пять других сверхъестественных событий. При этом общее количество совершенных Иисусом чудес могло исчисляться трехзначной или четырехзначной цифрой, о чем свидетельствуют многократные упоминания в Евангелиях о массовых исцелениях 181 . В свете этих цифр неудивительно, что Петр, говоря об Иисусе, ссылается на совершенные Им «силы, чудеса и знамения». В аресте, распятии и смерти Иисуса Петр видит, с одной стороны, следствие Промысла Божия, а с другой – действие злой воли человеческой. Это соответствует тому, что Сам Иисус говорил об Иуде-предателе: «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 26:24 ; Мк. 14:21 ). Тот факт, что Иисус был предан «по определенному совету и предведению Божию», не освобождает Его предателей и убийц от ответственности за соделанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается как paЭw – «ребенок», «мальчик». Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, ребенка, и последний получает по его вере исцеление. Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, когда, «видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимания на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его. Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:37–38 ). Обратим внимание на то, что, когда апостол Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в той части, где он говорит о крещении: «и да крестится каждый из вас». Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (то есть взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь, как мы установили, и дети и взрослые находятся под грехом. И он (Петр) именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении «…во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Далее он говорит еще более определенно: «и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:38–39 ). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал, сказав: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:14 ). И далее мы читаем: Мф.19:15 . «И, возложив на них руки, пошел оттуда». Родители имеют право благословлять детей, подобно пророкам и священникам. Причем благословение, полученное от отца, может в корне поменять жизнь ребенка – достаточно вспомнить благословение Исааком Иакова, которого сначала он не хотел благословлять. Равно как и проклятие родителя может полностью изменить жизнь не только ребенка, но и всего его потомства – случай с Ноем и Ханааном, сыном Хама ( Быт.9:25 ). Благословение Израилем (Иаковом) Манассии и Ефрема даже поменяло степень их родства (48, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Павел ( 1Кор. 14:26–31 ), но которых в православной Церкви нет. Действительно, прор. Иоиль геворил: «и будешь после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоил. 2:28–29 ; Деян. 2:17–19 ). Но в этом пророчестве говорится об особом, чрезвычайном и обильном излиянии даров Св. Духа в первое время существования Церкви Христовой, почему ап. Петр и отнес его к сошествию Св. Духа на апостолов в день 50-цы; но в нем нет ни слова о том, что пророческий дар будет продолжаться в Церкви Христовой непрерывно во все время ее существования и в той самой мере, как это было в начале. Напротив, история Церкви свидетельствует, что такого изобильного излияния благодатных даров Св. Духа, как в день 50-цы, больше никогда не было. Со дня 50-цы благодатные дары Св. Духа изливаются невидимо во время рукоположения на епископов и пресвнтеров, а чрез них невидимо же, в таинствах, на всякую плоть, т. е. на верующих во Христа всех племен и народов и всякого пола и возраста. Таким образом в пророчестве Иоиля говорится вообще о благодатных дарах, из которых проявился в день 5-цы особенно дар языков ( Деян. 2:4 ), a пророческий дар даже совсем не проявлялся. 254 Напрасно ссылаются хлысты и на слова ап. Павла: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучения, есть язык, есть откровение, есть истолкование – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор. 14:26 ). Апостол говорит в них лишь о том, что в коринфской церкви, как части истинной Церкви Христовой, были разные духовные дары: псалом, т. е. импровизованная песнь, поучение, язык, т. е. речь на разных языках, откровение или пророчество и истолкование, причем требует, чтобы коринфяне употребляли эти дары обязательно к назиданию присутствующих, и сообразно этой цели преподает правила пользования указанными дарами, в частности, даром языков и пророчества (ст.ст. 2 7–31, 37–40), которые были особенно необходимы в первенствующей Церкви, так как в то время без них нельзя было достигнуть того, что теперь достигается естественными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Так, например, святые апостолы, свидетельствуя публично о Христе, избегали открыто и ясно говорить о Его, Христа, Божестве, подходя к этому вопросу прикровенно. Читаем свидетельство о Христе апостола Петра: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» ( Деян.3:22,23 ). Теперь прочитаем свидетельство о Христе архидиакона Стефана: «Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» ( Деян.7:37 ). В обоих случаях Христос прямо не называется ни Сыном Божиим, ни Богом, но дается ссылка на Пятикнижие Моисея, где Моисей, пророчествуя о Христе, подчеркивает пророческий аспект Его, Христа, служения в Его истинном Человечестве. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор.18:15 ). «[Пророка] как меня, видимого во плоти, но более страшного, чем я, по Своему величию; чтобы не говорили, что учение Христа новое и приходящее извне, сам Моисей, которому не хотели повиноваться ваши отцы, предвещает, что Он (то есть Христос – О.С.) будет иметь вид человека и даст слова жизни всем людям» 4 ; «Также о Нем было сказано Моисею: «Воздвигну им пророка из братьев их, подобного тебе» ( Втор.18:15 ). То есть подобного по плоти, а не по достоинству. Итак, мы видим, что Господь Иисус назван пророком. Поэтому та женщина (то есть самарянка у колодца – О.С.) не сильно заблуждается. Вижу, – сказала она, – что Ты пророк ( Ин.4:19 )… И она начинает спрашивать то, что постоянно беспокоит ее» 5 . То есть, совершенно необходимо свидетельствовать об истинах Евангелия, исходя и из того, в какой мере люди только и могут на определенном этапе принять эту веру. И необязательно сразу излагать им все аспекты нашего исповедания, которые не в полной мере открыты и нам самим. Впрочем, необходимо будет и это сделать! «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству…» ( Евр.6:1 ). При этом само наше противостояние заблуждениям должно всецело исключать противостояние самим заблудшим. В противном случае мы можем оказаться и противниками Божьего дела. «Видишь ли, как он (то есть ап. Павел – О.С.) повелевает ненавидеть худое дело, а не человека? Дело дьявола – отторгать нас друг от друга; он сильно старается истребить любовь, чтобы пресечь путь к исправлению и удержать его [ближнего] в заблуждении, а тебя во вражде и таким образом заградить ему путь ко спасению. Если врач будет ненавидеть и убегать от больного, а больной отвращаться от врача, то может ли больной выздороветь, когда он не будет призывать врача и врач не будет приходить к нему?» 6 И требование разговаривать с заблудшими так же, как мы разговариваем с самими православными, более чем наивно, и даже глупо, и лишено практического миссионерского смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Эпизоду, в к-ром рассказывается о грехе Анании и Сапфиры, предшествует упоминание о левите, примкнувшем к христ. общине и подавшем пример бескорыстного отказа от собственного имущества в ее пользу (ср.: Деян 4. 36-37). История Анании и Сапфиры позволяет ответить на вопрос о том, был ли отказ от имущества непременным условием вступления в общину: судя по всему, не был. В то же время сокрытие части вырученных от продажи имущества средств воспринималось как преступление против Бога. Это иллюстрируется рассказом о семейной паре, Анании и Сапфире, утаившей часть прибыли от продажи своего имущества. Узнав об этом, П. сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили». То же происходит и с Сапфирой (Деян 5. 1-11). Вопрос, к-рый П. задает Анании, свидетельствует о том, что ни отказ от имущества, ни внесение в общую копилку полной суммы не были обязательными требованиями. Продав имущество, Анания получил деньги, к-рые также были его собственностью: он не был обязан приносить их к ногам апостолов. Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они решили пожертвовать не полную сумму вырученных денег, а в том, что они по взаимному сговору пытались обмануть апостолов. История Анании и Сапфиры свидетельствует о бескомпромиссности П. в вопросах, касающихся основ христ. жизни. Эта бескомпромиссность отражает общее мироощущение раннехрист. общины. Весь мир воспринимался как поле битвы между правдой Божией и сатанинской ложью (ср.: Ин 8. 44). Сознательная ложь однозначно воспринималась как предательство по отношению к правде Божией. Этим обусловлена строгость наказания, примененного по отношению к Анании и Сапфире.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин.5:22, 27-29 ; Мф.16:27, 7:21-13, 11:22, 24, 35, 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46 . Деян.17:31 . Иуд. 14-15 . 2Кор.5:10 . Рим.2:5-7, 14:10 . 1Кор.4:5 . Еф.6:8 . Кол.3:24-25 . 2Сол.1:6-10 . 2Тим.4:1 . Откр.20:11-15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Мф.25:31-46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и “день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт.25:41-46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется “геенной” (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43-46 , также 45–49). Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф.8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр.19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: “грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу” (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог, и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2й, 44й и 109й, Ис.9:6 , Иер.23:5 , Мих.5:2 , Мал.3:1 . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве, например: Быт.49:10, 2 Цар.7:13, Пс. 2 , Пс.131:11 , Иез.7:37 , Дан.7:13 . – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя. Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии, занимающее всю 53ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами: “ Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Через познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу .” Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: “ Всегда Я видел пред Собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) Меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой. Даже и плоть Моя упокоится в уповании (надежде). Ибо Ты не оставишь души Моей в аду и не дашь Святому Твоему видеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни; полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек ” ( Пс.15:9-11 , см. также Деян.2:25 и.13:35). Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа.

http://azbyka.ru/propovedi/pasxalnye-pos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010