Скачать epub pdf Бобрик М. А. Икона Тайной вечери над царскими вратами. К истории ранних слоев семантики В иконостасе русской православной церкви икона Тайной вечери занимает совершенно особое место. Она помещается при входе в алтарь – над Царскими вратами, именуемыми также Святыми или Райскими Церковь видит в этой иконе образ последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками, во время которой Спаситель установил таинство Евхаристии и тем самым как первосвященник совершил первую литургию. Находясь непосредственно над солеёй, с которой верующие принимают Св. Причастие, эта икона призвана не только напоминать об установительном прототипе, но и свидетельствовать о непрерывности апостольской традиции, о том, что «те же самые Тайны со времени их установления непрерывно даруются наследниками апостолов членам Церкви, объединяя их между собою и вознося ко Христу» 1083 . Центральное положение иконы Тайной вечери в иконостасе соответствует роли Евхаристии в системе христианских таинств. Поэтому в этой иконе видится не только образ установления основополагающего таинства Церкви, но образ Евхаристии как таковой, хотя в определенные периоды установительное значение могло приобретать особый акцент. В этом смысле история иконы Тайной вечери может служить одним из важнейших свидетельств того сложного движения, в котором идея Евхаристии пребывает на всем протяжении жизни христианства В то же время, принадлежа иконографическому центру иконостаса, сосредоточенному на Царских вратах, эта икона способна принимать на себя роль своего рода формулы, которая несет в себе как существенные смыслы иконостаса в целом (pare pro tolo), так и актуальное для данной традиции понимание Евхаристии В зависимости от акцентуации той или иной компоненты евхаристической идеи икона Тайной вечери могла менять свое положение в пространстве храма, принимать различные иконографические формы, наконец, намечаться над входом в алтарь другими иконами в рамках определенного репертуара (Спас Нерукотворный. Троица Ветхозаветная). «Большая» история иконы Тайной вечери может, по-видимому, опираться на описание этих альтернаций и их истолкование в культурном контексте, Задача данной статьи много скромнее, а именно: проследить истоки двух из мотивов, релевантных для смысловой структуры иконы Тайной вечери мотивов райской трапезы и трапезы-завещания.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Тайная вечеря, будучи одним из важнейших событий священной истории Нового Завета и моментом установления главного христианского таинства – Евхаристии – находилась, и находится в центре внимания библеистов и литургистов. Не умолкают споры относительно того, была ли она пасхальной трапезой или нет; как исторический день ее совершения соотносится с днем Пасхи того года и т. д. Настоящий доклад посвящен отнюдь не богословскому осмыслению Тайной вечери как таковой и не обычному для исследователей евангельской хронологии вопросу о времени ее совершения, но лишь краткому анализу представлений литургистов конца XIX–XX веков о возможном чине Тайной вечери и о соотношении этого предполагаемого чина с чином Евхаристии ранних христиан. Наиболее раннее из сохранившихся описаний Тайной вечери содержится в 1 Послании св. ап. Павла к Коринфянам, где, помимо прочего, сообщается о том, как во время этой вечери Господь Иисус Христос установил совершение Евхаристии ( 1Кор 11:23–29 ). Кроме ап. Павла, о Евхаристии, совершенной на Тайной вечере, говорят евангелисты Матфей, Марк и Лука ( Мф. 26:6–30 ; Мк. 14:22–26 ; Лк. 22:14–20, 39 ). В повествовали о Тайной вечере в Евангелии от Иоанна установление Евхаристии не упоминается (по крайней мере, прямо; тем не менее, ряд экзегетов усматривают те или иные литургические мотивы в рассказе об умовении ног ученикам), поэтому мы не рассматриваем соответствующие главы Евангелия от Иоанна – также как и не имеющую очевидной связи с чином Тайной вечери и чином раннехристианской Евхаристии, но крайне важную для богословия Евхаристии беседу Христа в Капернаумской синагоге о Хлебе небесном ( Ин. 6:24–66 ). Названные четыре повествования трех синоптиков и ап. Павла, будучи бесценным свидетельством о первой Евхаристии в истории, являются и важнейшими источниками по истории христианского евхаристического богослужения; в той или иной форме рассказ о Тайной вечере входит в состав подавляющего большинства анафор – евхаристических молитв Церкви, т. е. именно того материала, который в наибольшей степени привлекает внимание литургистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими… Песнь великого входа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в Великий Четверг, во время великого входа на Божественной Литургии вместо Херувимской песни мы слышали проникновенные слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Этими словами мы каждый раз молимся перед принятием Священных Христовых Таин. Но сегодня, в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил учеников Своих, Святая Церковь делает на этом песнопении особый акцент, подчеркивая важность совершаемого за Богослужением события. Сегодня у всех христиан Святая Трапеза и пир духовный! Мы готовились к этому благословенному дню, говели, очищались на поприще Великого поста. И вот Всещедрый Владыка для укрепления и ободрения всех верных Сам уготовляет благословенные Пищу и Питие, от которых вовек не будет голода и жажды. «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» , – просим мы Спасителя нашего Иисуса Христа. С трепетом и страхом Божиим будем нынче входить на сию вечерю. Господь с нами! Незримо Он присутствует в храме Божием, пребывает в душах любящих и преданных Ему учеников. А мы? Мы, исповедующие святую православную веру, достойны ли называться последователями Христа, по праву ли носим это высокое имя?! Святое Евангелие преподает нам описание Тайной вечери. Трапеза совершалась по закону Моисея. В день Пасхи все иудеи должны были вкушать пасхального агнца в память исшествия народа Израиля из египетского плена.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Георгий Городенцев: «Мы основываемся не на науке, а на Предании» Член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП прокомментировал информацию СМИ о том, что «британские ученые уточнили время Тайной вечери» 19.04.2011 648 «Подобных сообщений из научных кругов по разным поводам было и будет еще очень и очень много. Но мы основываемся не на науке, а на Предании, и у нас не научная система воззрений, а Православие как вероучение и религия со своими священными традициями, фактами и датами. А то, что в этом сомневаются ученые, – это не удивительно, потому что они сомневаются во всем. Притом, если в каких-то областях ученые и опираются на какие-то факты, то в исследовании Библии, по моим наблюдениям, они нередко берут за основу невесть что взбрело им в голову», - сказал в интервью «Русской народной линии» член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподаватель Одесской Духовной семинарии, кандидат богословия, протоиерей Георгий Городенцев , комментируя сообщения СМИ о том, что «британские ученые уточнили время Тайной вечери». Описываемый в Евангелии " последний ужин Иисуса Христа со своими учениками " - Тайная вечеря - состоялся не в четверг как принято считать, а в среду, утверждают британские ученые. К такому выводу пришел профессор Кембриджского университета Колин Хэмфри, пишет Lenta.ru со ссылкой на Agence France-Presse. В Библии содержатся два разных указания на время Тайной вечери - в первый день Песаха, как указано в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, или накануне этого иудейского праздника, как говорится в Евангелии от Иоанна. В первом случае, как принято считать, речь идет о пятнице, а во втором - о четверге. Противоречивая датировка этого события за последние две тысячи лет неоднократно становилась предметом изучения исследователей Библии, отмечает издание. Например, в Библиологическом словаре священника Александра Меня приводится пять возможных объяснений разночтений в датировке Тайной вечери.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/pr...

Разделы портала «Азбука веры» Знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Об истории и символизме литургических предметов — архимандрит Алипий (Светличный). Причащание из кувшина. Сербия. Грачаница. Фреска. XIII век Иногда бывает досадно, что в Евангелии так мало описаний и уточнений, которые могли бы помочь воссоздать историческую обстановку времени пребывания Христа с людьми на земле. Праздный читатель хотел, чтобы все упоминаемые в Писании деяния точно совпадали с хронологической документацией и археологическими находками. Но Библия остается совершенно «закрытой» книгой для таких людей. И потому легче, махнув рукой на свою неспособность разобраться, объявить эту Книгу несостоятельной. Меня же радует эта тихая и неумышленная загадочность о суетном, которая сохраняет Священное Писание, помогая узнавать со страниц Божественные глаголы, а не развлекаться излишними подробностями неполезных вещей. Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая? С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы. Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери». Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура. Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца. Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого. Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира. Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?

http://azbyka.ru/liturgicheskie-predmety...

Великий Четверг - день Тайной вечери. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - ДЕНЬ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ Филипп Тараторкин, Страна.Ру [ См. также: Великий пост Страстная седмица Пасха ] В Великий Четверг (правильнее этот день называется Четверток, а Страстная Пятница - Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает " благодарение " ), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Об установлении таинства Евхаристии на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (23,20-30). " Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

http://zavet.ru/velchetv.htm

Глава 5. Тайная вечеря Нам предстоит в настоящей главе рассмотреть евангельские повествования о событии, имевшем уникальное значение для становления и развития христианской Церкви. Рассказы синоптиков о Тайной Вечере, отличаясь один от другого в деталях, имеют сходную структуру и в целом близки по содержанию. Рассказ Иоанна, напротив, существенно отличается от свидетельств синоптиков, пересекаясь с ними лишь в некоторых деталях. Наиболее разительное расхождение между свидетельством синоптиков и свидетельством Иоанна касается времени происходивших событий. Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была пасхальной трапезой и все последующие события совпадали по времени с праздником еврейской Пасхи. Согласно Иоанну, все основные события истории Страстей – Тайная Вечеря, арест Иисуса, суд у Каиафы, суд у Пилата, распятие и смерть Иисуса – предшествовали Пасхе. На этом расхождении мы специально остановимся в начале настоящей главы. Далее мы рассмотрим рассказ синоптиков о приготовлении к Пасхе. Затем перейдем к рассказу Иоанна об омовении ног. Вслед за этим будут рассмотрены свидетельства всех четырех евангелистов о том, как на Тайной Вечере Иисус указал, кто предаст Его. Наконец мы обратимся к повествованиям синоптиков о том событии, которое легло в основу христианской Евхаристии: преломлении Иисусом хлеба и благословении вина на Тайной Вечере. Прощальная беседа Иисуса с учениками, которой в Евангелии от Иоанна посвящено четыре с половиной главы ( Ин.13:31–17:26 ), была рассмотрена нами в книге «Агнец Божий». 166 Поэтому в настоящей главе мы ее рассматривать не будем. Повествования синоптиков и четвертого Евангелия о Тайной Вечере расходятся не только в хронологии описываемых событий. У Иоанна отсутствует рассказ о приготовлении к вечере, который мы находим у синоптиков. Отсутствует также какое-либо упоминание о преломлении хлеба и благословении вина – важнейшей части Тайной Вечери. При этом только Иоанн рассказывает об омовении ног учеников и только он приводит прощальную беседу Иисуса с учениками, завершающуюся Его молитвой к Отцу. Столь разительное несовпадение синоптической и Иоанновой традиций в повествовании о Тайной Вечере на протяжении многих веков будоражит умы ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2019 Духовенство собора исповедовало желающих причаститься Святых Христовых Тайн в Великий четверг. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Олег Янковский) и трио священнослужителей - протоиерей Андрей Герасимов , иерей Игорь Марчук , протодиакон Симеон Белецкий . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря правящий архиерей прочитал зачало из Евангелия от Луки о Тайной вечери. В отличие от будних дней Великого поста и предшествовавших страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и тем не менее простерший руку к евхаристическому Хлебу. После чтения канона ексапостиларий " Чертог Твой " исполнили духовенство в алтаре, хор Казанского кафедрального собора и трио клириков. Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии, которая содержит жалобу Иеремии на сограждан - жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Разделы портала «Азбука веры» Евхаристия – это… Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни Таинство, в котором верующий умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную Участие в Евхаристии… Необходимо для спасения Может быть заменено чем-то другим Евхаристия была установлена… Во время беседы Иисуса с народом Во время Пятидесятницы Во время совершения Тайной вечери После преложения хлеба и вина в Святой Чаше находятся: Хлеб и вино, пронизанные Божественными энергиями Истинные Тело и Кровь Христовы Символы, напоминающие верующим об искуплении от греха и смерти Может ли Причащение отразиться на человеке плачевно? Не может, так как Таинство Евхаристии установлено для спасения, а не погибели Может, при некоторых условиях Безусловным препятствием к Причащению является… Отсутствие на вечернем богослужении Прочитывание не всех подготовительных молитв Наличие тяжёлых неисповеданных грехов и непрощенных обид Осквернение во сне В какой момент хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Христовыми? После проскомидии После призывания Святого Духа После произнесения «установительных слов» Христа После слов «Святая святым» Поклонение перед Святыми Тайнами … Является почитательным Осмысливается как поклонение Богу В Евхаристии мы причащаемся… Плоти Христа, Которую Он имел до воскресения Мёртвой Плоти Христа Воскресшей и вознёсшейся Плоти Христа Чем является Таинство Евхаристии? Воспоминанием Тайной вечери Повторением Тайной вечери Самой Тайной вечерей Во время совершения Божественной литургии… Христос разделяется, чтобы частично пребывать в каждом храме на престоле Тело Господа, находящееся на небесах, целиком сходит на престол в каждом храме Христос не разделяется, просто святой хлеб в каждом храме, становится одно и то же с Телом, которое на небесах Евхаристия… Повторяет Голгофскую Жертву Христа Воспроизводит Голгофскую Жертву Не имеет прямой связи с Голгофской Жертвой Прощаются ли в причастии Тела и Крови Христовых грехи?

http://azbyka.ru/quiz/evharistija/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010