Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 103. О Тайной вечере. В Великий Четверг Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин.6:53 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Накануне иудейской пасхи Спаситель собрал учеников в простой, чисто убранной горнице для совместной трапезы, исполненной величия и печали. Простая пища, простое питье на столе – хлеб и красное виноградное вино. Но этот скромный стол словно бы распространился на всю вселенную, и на нем распростерся закалаемый за грехи человечества Агнец Божий. Тайной вечерей Господней началась непрекращающаяся с той поры таинственная Трапеза рода христианского – Божественная Евхаристия. Ветхозаветные люди насыщали тела свои земной пищей, а души их, лишенные общения с Богом, оставались вечно голодными. На выжженных песках пустыни растет только саксаул да мечется бесприютное перекати-поле – вот на такую же духовную ущербность обрек себя падший род человеческий в безблагодатном мире. Силы и крепость для духовного роста и расцвета даровал обездоленным людям только Христос Искупитель, в Самом Себе заключающий небесную пищу, по слову Его: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин.6:35 ). Первыми таинственного этого Хлеба вкусили апостолы на Тайной вечере. К Божественной Трапезе следовало приступать в чистоте. Кто мог приготовить людей к этому великому таинству, очистить их души? Те, кто снисходителен к себе, обычно брезгливы к чужой нечистоте. Незадолго до Тайной вечери апостолы спорили о том, кому из них достанется лучшее место в будущем Царствии, – и каким потрясающим уроком завершился их спор о первенстве. Сам Божественный Учитель – как слуга, как раб – взялся мыть ноги ученикам. Глубочайший смысл таился в этом деянии смиренного Сына Божия, ибо только Пречистый мог омыть людские души от первородной порчи. Первенство же в Небесном Царствии заключалось не в особых почестях, а в самоотверженном смиренном служении ближним. Соревнование в таком первенстве, в таком служении завещал Спаситель ученикам, сказав: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу ( Ин.13:13–14 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста Воспоминание Тайной вечери И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мф. 26, 26–28 Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон    В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому.

http://pravoslavie.ru/1698.html

Впрочем, иерархичность отношений между мужем и женой не противоречит равенству их в человеческих правах и достоинстве перед Богом. Во Христе Иисусе «нет ни мужеского пола, ни женского» ( Гал.3:28 ) самого по себе, и «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» ( 1Кор.11:11 ). Следовательно, сочетавшись «в Господе», т. е. в таинстве брака, оба супруга и должны вместе приближаться к Богу. Апостол сравнивает покров головы жены с волосами: как волосы у жены есть слава ее, данная от Бога, так она должна приложить и от своего произволения для славы Божией, – держаться хорошего обычая покрывать голову ( 1Кор.10:13–16 ). 6. Обличение беспорядков на «Трапезах Господних» (1Кор.11:17–34) Обличив коринфских христиан за вкушение идоложертвенного и некоторые беспорядки внешнего поведения мужчин и женщин, Апостол переходит теперь к искоренению более важного беспорядка в христианском церковном собрании, а именно: поведению на «вечерях Господних», так называемых вечерях любви, агапах, (от agaph – любовь, братская трапеза), которые совершались после Евхаристии. Это были не простые трапезы, но «Господни», как бы продолжение Тайной вечери, подобно тому, как еврейская пасхальная трапеза продолжалась и после вкушения пасхального Агнца. Все принесенное на эти «вечери любви» принадлежало уже не принесшему, а было «Господним», поэтому христиане не должны были спешить есть каждый свое приношение, так что один упивался, а другой оставался голодным. Такое неблагочестивое поведение на этих трапезах означало пренебрежение к дому Господню, а также к бедным. Непосредственно установление Евхаристии ап. Павел излагает в следующих словах: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие («сие», т. е. подлинно то же самое, что было Господом совершено в ту ночь, а именно: преподание под видом хлеба и вина подлинного Тела и Крови Господней. «Возблагодарив» – eucaristaz от eucaristia – благодарение, Евхаристия) творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Вся евангельская история есть один непрерывный божественный глагол, торжественное откровение божественного смысла земной жизни, она вся неослабное пение небесных ангелов, возглашающих славу Божию на небе и на земле, она вся явление ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому, в её мелодии нет ни одного слабого звука, в её явлениях ни одной бледной тени. И всё-таки исследователь, привыкший к её высокому тону, к её ярким краскам, невольно поражается величием тайной вечери, торжественностью таинства тела и крови. Это было накануне смерти Христа, предопределённой Ему Отцом Небесным. Он шёл навстречу этому часу с полным сознанием, с светлым взором. Он прольёт Свою кровь за духовную жизнь мира, за спасение людей. Но Его смерть будет спасительна для людей в том единственном случае, если Его ученики примут её, как смерть Сына Божия, как начало новой духовной жизни человечества, как новый завет с Отцом Небесным, как образ для себя. Они нужны для дела Христа, Он избрал их для дела Божия; Он долго учил их, жил с ними, переносил их немощи, делал их свидетелями Своей славы и участниками Своих напастей, чтобы сделать из них Своих друзей, детей Отца Небесного. Он собрал их на эту последнюю вечерю открыть им тайну Своей смерти, призвать их быть участниками Его смертных страданий. И они вкусили хлеба и пили из чаши: они приняли новый завет – завет смерти Христа. В конце вечери, Иисус, зная, что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. – Прежде всего достойно примечания, что повествование об этом событии передаётся только у евангелиста Иоанна 453 , тогда как о преломлении хлеба и приобщении чаши повествуется только у синоптиков. Это обстоятельство дает возможность приравнивать по значению умовение ног к таинству хлеба и чаши. Умовение ног ученикам не было со стороны Христа единичным уроком смирения, данным по какому-нибудь случаю, напр., по случаю спора учеников о первенстве, о чём евангелист Иоанн не умолчал бы, но это было Его предсмертное завещание ученикам с характером универсального значения, это был данный Им ученикам образ жизни, оставленный Христом для всех Его последователей пример, в высшем смысле этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Евангелист Лука обстоятельство указания предателя помещает после установления Таинства Причащения, тогда как Матфей и Марк – прежде. Надобно предполагать, что сии последние повествуют о нем хронологически точнее. Различие это конечно неважное, когда самые события рассказаны совершенно согласно (Мих.). Лк.22:14 . И егдá бысть чáс, возлежé, и обанáдесяте апóстола с ним. (И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,) Егда быст (когда настал) час, т. е. определенное законом время совершения ветхозаветной Пасхи, – вкушения пасхального агнца. У Матфея и Марка сказано: когда настал вечер. Возлеже (возлег), т. е. сел. (Чит. о сем объясн. 37 ст. 11 гл.). По Евангелию Иоанна ( Ин.13 ), Иисус Христос предварил самое совершение тайной вечери умовением ног Своим ученикам (Об обычае умовения ног чит. в объясн. 38 ст. 7 гл.) Там так повествуется об этом: Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы, называете Меня Господом, Учителем, и правильно говорите, ибо Я точно то. И так, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Лк.22:15 . И речé к ним: желáнием возжелех сию пáсху ясти с вáми, прéжде дáже не приимý мýк: Лк.22:16 . глагóлю бо вáм, яко отсéле не имам ясти от нея, дóндеже скончáются во цáрствии Бóжии. (и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.) Желанием возжелех (очень желал Я) и пр. Эта Пасха была особенная, потому Господь особенно и желал совершить ее с Своими учениками: она была последняя, которую Господь праздновал с ними во время земной жизни (ст. 16), и при совершении ее Он был намерен, в замен этой ветхозаветной и прообразовательной вечери, установить новозаветную, истинную вечерю Своего Тела и Крови, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Заслуживает внимания, что если у Иоанна в силу особенностей этого Евангелия, подчеркивается с самого начала, что Господь ведает предательство Иуды и отличает его от других, то у всех трех синоптиков на протяжении всего евангельского рассказа Иуда ничем не выделяется из других учеников и только теперь, за Тайной Вечерею, Господь указует в нем Своего предателя. На этой прощальной вечери перед Своим страданием, которое явится непосильным испытанием для учеников, Господь предваряет их об этой их немощи и о духовных поражениях, их ждущих. Ко всем ученикам говорит Он: «все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь» ( Мф. 26:31 , Мк. 14:27 ), а в ответ на прекословие ап. Петра говорит ему, что в эту ночь трижды он отречется от Него ( Мф. 26:34 , Мк. 14:30 , Лк. 22:34 ), причем неведение ап. Петра простерлось так далеко, что и на эти слова Господа он отвечает заверением: «хотя бы надлежало мне умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» ( Мф. 26:35 , ср. Мк. 14:31 ). В ряду этих скорбных слов о человеческой немощи было сказано и о предательстве Иуды, и разве могло быть об этом не сказано, могло быть дано предательству тешить себя еще своей сокровенностью? Своим словом Господь обнажает язву Иуды пред его совестью, подавая тем ему руку помощи в душевной борьбе. Согласно синоптикам, свидетельство Господа о предательстве было единократным, во время вечери. 23 Иоанн к этому прибавляет еще два: в начале вечери и в конце ее. Первый раз, при умовении ног ученикам, Господь говорит Петру: «и вы чисты, но не все» ( Ин. 13:10 ), и тут же евангелист прибавляет: «ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» ( Ин. 13:11 ). В таком виде это указание не было принято учениками, оно залегло лишь в душе Иоанна, для которого позднее раскрылось это предведение, и, конечно, в совести Иуды, на тот час, когда постигнет его раскаяние. Господь называет его нечистым. Это указывает, что Иуда вступил на путь не заблуждения только, но и греха, сатана осквернил его своим приближением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Как в Иуде была греховная немощь, так и в учениках была не меньшая немощь, ведь гордость более страшная страсть, чем сребролюбие. Однако те открывались, были обличаемы, исправлялись, а Иуда оставался скрытным, поэтому страсть в нем развивалась и наконец, сделав его безумным, заставила совершить нелепое, жуткое преступление, осознав которое он уже не мог найти иного выхода, как только лишить себя жизни. Во время Тайной вечери, незадолго перед Своими страданиями, Господь Иисус Христос снова обличал апостолов Петра и Иуду. Однако Иуда и тогда не понял намека. Впоследствии Петр совершил страшное преступление – трижды отрекся от Господа, но в нем была благодатная сила, которая привела его к осознанию своего греха, покаянию, и он, как сказано в Евангелии, и сам обратился, и братьев своих восставил к покаянию. После того как Христа взяли под стражу, все апостолы бежали и тем самым в большей или меньшей степени согрешили. Но поскольку ученики привыкли бороться с собой, открывая помыслы и выслушивая обличения, то и здесь они пусть и пали, однако нашли в себе силу и мужество восстать и исправиться. Они потеряли всякую надежду, даже, может быть, разуверились в Христе как в Господе и Сыне Божием, но всё же они осознали свой грех, по обыкновению собрались вместе и пусть в страхе, но поддерживали друг друга. Благодаря этому они смогли стать свидетелями воскресения Христова и были восстановлены в своем апостольстве. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Иуда, тогда еще апостол, уже окончательно решился совершить предательство, и, конечно, Господь Иисус Христос, как всеведущий Бог , знал об этом. – Схиигум. А.), Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Первым моментом, с которого началась история чина причащения, бесспорно является последняя пасхальная вечеря, совершенная Христом Спасителем в обширной, убранной комнате одного из иерусалимских домов. На этой вечери Им было установлено таинство евхаристии, и апостолы первыми сподобились вкушения Его пречистого тела и крови. Что же повествуют нам об этом первопричащении св. Таин ближайшие по времени свидетели этого события, – св. евангелисты? Они передают нам, что, во время пасхальной трапезы, возлежавший, несомненно, за невысоким столом Спаситель «взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». ( Мф. 26:26–28 срв. Мк. 14:22–24 ; Лк. 22:19–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Из этих кратких, но вполне ясных свидетельств нетрудно составить себе представление о том способе и той форме причащения, которые имели место на Тайной вечери. Несомненно, прежде всего то, что Апостолы приобщались тела и крови Христовой под двумя отдельными видами: сначала они приняли св. тело, a затем приступили и ко вкушению из чаши св. крови. Что касается, в частности, способа принятия ими евхаристического хлеба, то указание евангелистов на его раздаяние – διδωσις – (конечно руками) заставляет думать, что и получение его – ετληψις – было принятием в руки (χειροφηψα), a не прямо в уста (στωμαφηψα). Можно составить себе представление и о способе вкушения Апостолами святейшей Крови. В словах евангелистов Матфея и Марка: «взяв чашу и благодарив, подал им». (δωκεν ατος) речь идет не о преподаянии содержавшейся в чаше св. Крови, a только о вручении самой чаши. Поэтому нужно думать, что Апостолы, принявши из рук Спасителя св. чашу, Его Благословенной Крови приобщились уже самостоятельно, каждый в своих руках поднося чашу к своим устам. Таковы были евхаристическая форма и способ причащения на пасхальной вечери. Они-то и, несомненно, и послужили незыблемою основою для всей последующей практики причащения. За это говорит вся дальнейшая история развития чина причащения: несмотря на ее тридцативековое протяжение, мы ни разу не встречаем в ней коренного изменения или преобразования этих форм; все оттенки и направления, которые принимала она в своем развитии, всегда были только лишь в большей или меньшей степени их комбинированием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Приведем здесь главнейшие из известных нам изречений этого рода: А. Прямо засвидетельствованных (Ап. Павлом) слов Христовых мы находим во внеевангельском каноне, по крайней мере, пять. 1. Во главу этих изречений можно поставить замечательнейший текст из Посланий Ап. Павла, которому, по его значению, бесспорно должно принадлежать первое место. Это – передаваемые Ап. Павлом слова Христа Спасителя, касающиеся одного из важнейших моментов Его земной жизни, а также и благодатной жизни основанной Им Церкви: установление таинства Евхаристии. Как известно, кроме синоптиков, относящиеся сюда слова Христовы на Тайной Вечери приводятся также Ап. Павлом ( 1Кор. 11:24–25 ), и притом с некоторым, сравнительно с Евангелием, дополнением, а именно так, что евангелисты Матфей и Марк держатся одного текста, а еванг. Лука и Ап. Павел другого – несколько более пространного, причем самым полным является как раз текст 1-го Послания к Коринфянам. 30 Для ясности мы сопоставим все 4 текста: Матфей 26:26–28: Приимите, ядите, Приимите, ядите, сие есть Тело Мое сие есть Тело Мое Пейте из нее все: ...(и пили из нее все)… ибо сие есть Кровь Моя нового завета, Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая за многих изливаемая во оставление грехов Следовательно, св. Марк (как и в других случаях) дает более сжатую редакцию; св. Матфей несколько ее дополняет. – Затем: Лука 22:19,20 Кор. 11:24,25 Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое, Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; за вас ломимое сие творите в Мое воспоминание. сие творите в Мое воспоминание. (Также и чашу после вечери, говоря): (Также и чашу после вечери, и сказал): Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, Сия чаша есть новый завет в Моей Крови. которая за вас проливается Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание Из сравнения двух последних текстов с несомненностью следует: 1. что св. Лука, писавший свое Евангелие, по крайней мере, лет на 15–20 позже написания 1-го Послания к Коринфянам, 31 буквально следует Ап. Павлу (а не Матфею и Марку), – что вполне понятно ввиду его близости к «Апостолу язычников», – только немного сокращая редакцию Ап. Павла;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

«…Пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу… возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Это место не только по содержанию, но и по употребляемой здесь лексике очень напоминает третью главу Евангелия от Иоанна. Там Иисус говорит Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (ст. 16). Можно сказать, что в 13-й главе явный повтор: в 3-й главе — Бог возлюбил мир, в 13-й — Иисус возлюбил сущих в мире. С момента, когда наступает час Его перехода к Отцу, существительное «любовь» и особенно глагол «любит» становятся ключевыми в рассказах о прощальной беседе Иисуса с учениками и страстях Христовых в Евангелии от Иоанна. Примечательно, что в четвертом Евангелии гораздо больше глаголов, чем существительных, это отличает язык Иоанна от языка любого другого евангелиста и вообще языка любого другого писателя. Любовь — это не что-то застывшее, она являет себя в динамике, и эту динамику может передать только глагол. И дальше, когда речь будет идти о любви, Иоанн постоянно будет употреблять не существительное «любовь», но именно глагол «любить». «До конца возлюбил их…» Слово «конец» играет очень большую роль в Евангелии. Оно употреблено здесь не в значении «прекращение чего-либо», а в смысле «доведение до конца, завершение». «До конца» — это значит «до полноты»: конец наступает тогда, когда сосуд наполняется чем-либо до краев. Иисус возлюбил до максимума, до такой степени, что больше уже невозможно. И затем, во время описанной синоптиками вечери, той самой, когда, по Иоанну, «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и… препоясался». Момент, когда Иуда уже испытывает желание предать Учителя, передан и в Евангелии от Луки, и в Евангелии от Марка. Иуда принимает решение не в конце вечери, когда уходит, а до начала её, до того момента, когда ученики приступают к ее подготовке. У синоптиков мы читаем, что он идет к старцам договариваться, Иоанн же просто говорит, что диавол уже вложил в сердце Иуды решение предать Иисуса. И опять ситуация, описанная в Евангелии от Иоанна, четко соответствует сказанному синоптиками. И синоптики и Иоанн рассказывают об одном и том же. Если бы на месте рассказа об умовении ног в Иоанновом Евангелии стоял рассказ о Тайной Вечере, то было бы совершенно ясно, что Иоанн в точности повторяет других евангелистов. Но совпадает все, кроме одного — рассказа об умовении ног. Впрочем, в более широком смысле и тут можно говорить о повторе: в литургической практике Тайная Вечеря повторяется в виде таинства Евхаристии, умовение ног — в виде ритуала, когда в Великий четверг епископ совершает чин омовения ног двенадцати священникам, участвующим в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010