Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: «Господи! Уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус же Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон!» Умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано платком. Многие из иудеев, видевших это чудо, уверовали в Иисуса Христа. Вход Господень в Иерусалим Приближался праздник Пасхи. Много народу собралось отовсюду в Иерусалим. Господь Иисус Христос со своими учениками тоже шел в Иерусалим. Когда пришли к горе Елеонской Он послал двух учеников Своих, сказав: «Идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете ослицу и молодого осла привязанных; отвяжите их и приведите; а если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу Ему из Иерусалима. Одни снимали с себя одежды и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках, или бросали по дороге, и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» В Иерусалиме Иисус Христос пришел в храм и выгнал из него всех продающих и покупающих, сказав им: «Дом Мой домом молитвы назовется, а вы сделали его вертепом разбойников». В храме приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их. Народ, видя чудеса, еще больше стал прославлять Иисуса Христа, и даже малые дети, бывшие в храме, кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Тропарь праздника: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя ( удостоверяя) , из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения ( знаки победы) носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Предательство Иуды Первосвященники и книжники иудейские не веровали в Иисуса Христа и ненавидели Его за то, что Он часто обличал их пороки. После же воскрешения Лазаря, когда многие из народа уверовали в Иисуса Христа, они решили предать Его смерти и только искали случая схватить Его тайно от народа. На четвертый день после входа Господня в Иерусалим к ним пришел один из ближайших учеников Господа Иуда Искариотский и сказал: «Что вы мне дадите? И я придам вам Его». Они обещали ему тридцать сребреников, и с этого времени он стал искать удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа. Тайная вечеря

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Во-вторых, Тайная вечеря была частью иудейского пасхального установления. Это установление иудеи практиковали на протяжении многих сотен лет. Маца во время иудейского Песаха напоминала об опресноках, которые иудеи ели в неделю исхода. Ибо они вышли так спешно, что у них не было времени даже заквасить тесто. Употребление же вина не было предписано вовсе. Это было лишь частью простого праздничного ужина, застолья. Однако со временем у иудеев сложилась традиция. Она возникла еще до времен Иисуса Христа. Так вот, Христос объяснил смысл этих пасхальных символов. Раньше хлеб и вино пасхального ужина указывали на будущую смерть Христа. Я хочу отметить, не пресуществляясь при этом. И выполняли свою функцию напоминания. Теперь они стали указывать на прошлую смерть Христа. И этим выполнять свою функцию напоминания. Опять же, не пресуществляясь. В-третьих, первые ученики едва ли могли понять слова Христа в смысле пресуществления, когда Христос произносил это. Они видели в Его руках хлеб и смотрели на Его тело. Они прекрасно понимали, что хлеб, который Он держал в руках, не есть Его тело, поскольку тело было целостным и существовало отдельно от хлеба. Могло ли в этот момент быть два тела у Христа? Одно обычное, а другое в хлебе? Вопрос риторический. Четвертый важный аргумент против теории пресуществления находим в 1 Коринфянам 10 глава с 16 по 20 стихи. Я хочу, чтобы внимательно к этому тексту отнеслись: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение (на греческом, «кайнания») Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение («кайнания») Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли (кайноной) жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении (кайнонус) с бесами». Посмотрите, одно и то же слово, «приобщение» или «причастие» (кайнония) Павел относит к трем вещам. Первое – приобщение крови и телу Христовым через вкушение чаши и хлеба. Второе – приобщение жертвеннику через вкушение ветхозаветных жертв. Третье – приобщение бесам через вкушение идоложертвенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Во дворике этом Господа бичевали, привязав к колонне, часть ее мы видели на Гол-гофе. В доме на месте Претории нам показали две темницы, в одной из них сидел Господь. Над входом в них написаны сцены Крестных мучений. В тот же день посетили Сионскую горницу, где состоялась Тайная вече-ря где Господь омыл ноги своим ученикам и, разделив с ними трапезу, оставил нам Таинство Евхаристии. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите, сие есть тело Мое> . И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все, и сказал им: сия есть Кровь Моя Нового завета,за многих изливаемая> (Еванге-лие от Марка, 14, 22-24). Чей дом был- неизвестно. Дом 2-х-этажный. Вечеря была на 2-ом этаже. Отсюда ушел предатель Иуда Искариот к первосвященникам, чтобы предать Господа. Здесь Господь преподал Своим ученикам пример смирения, омыв ноги их и сказав: Истинно, истинно говорю вам, раб не больше господи-на своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, бла-женны вы, когда исполняете. (Евангелие от Иоанна, 13, 16-17). Отсюда Господь ушел в Гефсиманский сад, к тем древним оливам, которые мы ви-дели, и молился в саду о чаше, которую предстояло испить. Отче! Все возможно Тебе: пронеси чашу сию мимо Меня, не чего Я хочу, но чего Ты. Какая покорность и смирение воле Отца! После Воскресения Христова в Сионской горнице состоялось сошествие Святого Духа на Апостолов. Неподалеку от Сионской горницы находится гробница царя Давида Псал-мопевца, мы посетили ее. Помяни, Господи, кротость царя Давида и все дела его. В тот же день посетили место, где стоял дом Иоанна Богослова, в нем нашла успение Божия Матерь. Над ним теперь воздвигнут католический храм Успения Божией Матери. Внизу его ротонда со скульптурным изобра-жением Успения. Несмотря на жару, прошлись пешком по Иерусалиму. Посе-тили греческую семинарию. Как нам сказали, в ней готовят священников для службы у Гроба Господня. С одним семинаристом, молодым и приветли-вым, по имен Евангел, мы познакомились в Греческой Миссии на приеме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Тайная Вечеря. Христос Спаситель установил великое таинство святой Евхаристии. Установил это великое таинство для того, чтобы люди имели тесное общение со Христом Господом нашим. Иуда-предатель тоже принял св. Тело и Кровь Христа Спасителя, но, как не имевший внутри своего сердца единства со Спасителем мира, удалился с Вечери к тем, кто собирался взять Христа и предать Его смерти. В это время Богочеловеку ясно раскрылась вся печальная история удаления человека от Бога, от жизни, принесшего горькие плоды. В общество людей вошло разделение. Это разделение коснулось и общества учеников Христовых, в котором было всего лишь двенадцать учеников — от них удалился Иуда. И, естественно, пред оставшимися учениками встал вопрос: каковы же должны быть условия для духовного совершенства, для созидания в самих себе Царства Небесного? Этот вопрос сокровенно зрел в сердцах св. апостолов, и он должен был получить полное разрешение от Христа Спасителя мира. Этот вопрос, волнующий каждого человека, разрешил Спаситель в Своем учении о виноградной лозе. Когда совершилось установление Евхаристии и Иуда удалился из среды св. апостолов, Христос вместе со Своими учениками вышел из Сионской горницы и направился в Гефсиманский сад. И вот здесь, на пути, Он и ответил на тайный вопрос Своих учеников в беседе о виноградной лозе. Он сказал так: «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви. И если пребудете во Мне, то много принесете плодов. Вы будете во Мне и Я в вас. Отец Мой виноградарь есть, и всякую ветвь, которая приносит плод, Отец небесный очищает ее, дабы еще больше принесла плодов. А та ветвь, которая не приносит плодов, отсекается от лозы и бросается вон на сожжение». Вот так ясно ответил Богочеловек Своим ученикам, каково должно быть главное условие для духовного совершенства. Этим условием Спаситель поставил единение с Ним — непосредственное, тесное единение, какое существует между лозой и ветвью винограда. Ведь всем известно, что ветвь, получая соки от лозы, оживотворяется, цветет, а затем плодоносит. Вот такое общение, возлюбленные братья и сестры, должно быть между верующими и Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

«Возблагодарим Господа нашего Бога» — приглашает предстоятель. «Будь благословенно имя Господа ныне и присно» — отвечают участники. «С вашего согласия мы возблагодарим Того, кто делает нас участниками Его благ». «Будь благословен Тот, кто делает нас участниками Его благ, ибо от Его милосердия мы живем…». Священнодействующее лицо на трапезах оставалось одним и тем же, а не менялось от трапезы к трапезе. Его власть священнодействия вытекала не из его священнического достоинства, которого он обычно не имел, а из его предстоятельствования. Христос всегда возглавлял те трапезы, которые Он совершал со своими учениками во время своей земной жизни, как Он возглавил и свою последнюю трапезу. Когда же Он был приглашаем на трапезы, то Он был только их участником, а предстоятельство принадлежало хозяину дома, который устраивал трапезу. «Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба…» (Лука, XIV, 1). «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он вошед в дом фарисеев, возлег… Ты целования Мне не дал… Ты головы Мне маслом не помазал…» (Лука, VII, 36—46). Обычно предстоятелю содружества или главе дома в трапезах помогал самый молодой их участник, если не было специального служителя. Таким «служащим» на трапезах Христа должен был_ быть Иоанн, но на Тайной вечери служащим был сам Христос: «Ибо кто больше, возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лука, XXII, 27; стр. Мр. X:45). 3. Последование Евхаристии возникло не из храмового богослужения и не из синагогального. Последнее оказало влияние на «си-наксис», который впоследствии составил первую часть нашей литургии. Последование Евхаристии возникло из последования трапез, точнее из последования Тайной вечери. Когда ученики после Пятидесятницы стали собираться на Евхаристическое собрание, то оно включало в себе трапезу, какой была и Тайная вечеря. Они преломляли хлеб после «благодарения» над ним и благословляли чашу. И благодарение, и благословение не отличались от тех, которые были сказаны Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Возвышенная мысль светится нам из этой первой христианской действительности. Как Иисус Христос , живя с Своими учениками, составлял с ними св. братство: так это и должно было оставаться и после Его вознесения на небо. Тайная вечеря, совершенная Им со Своими учениками и установленная как завещание Его Церкви, сохраняет Его неотлучно в среде верующих и собирает их вокруг Него, как Божие семейство – точно так же как и в вечер разлуки. Таким образом, первые христиане и продолжали жить во взаимной любви и лично со Христом, помня Его последние слова последней минуты на земле: «Се, Я с вами во все дни». Вот где ключ к тайне силы их мужества, и трезвости, и смирения, какие они сохраняли среди обилия Духа. Вот наконец корень того прекрасного плода, который мы знаем в духе взаимной любви и тесного общения первой церкви иерусалимской. – Сравните эту чудную жизнь тесной любви, возникшую в первом обществе христиан с распадавшейся жизнью древнего мира. Тысячи людей самых разнообразных характеров и жизненных отношений объединяются союзом семейного общения, какого более не видал мир ни прежде, ни после. «Они каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца. У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». – То, что возбуждает ныне страсти толпы, среди крушения веры, как мрачная, безнадежная мечта коммунизма, представляя неосуществимый образ идеального состояния, то в истине осуществлено было в христианской Церкви идеальностью расположений, братским во Христе духом, сглаживающим все различия, – при чем никто не приводил здесь в движение рычага искусственного возбуждения умов. Трезвость духа не исчезала и на этой высоте общинной жизни. Никого не принуждали делать то, что учила всех делать свободная любовь. В деле Анании апостолы явно оберегают свободу всякой отдельной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Возникший в связи с появлением ересей вопрос действительности или недействительности совершаемой Евхаристии тогда еще не существовал. Не было понятия «пресуществления» Святых Даров, тем более не возникало вопроса о сущности и времени этого пресуществления, как не существовало понятия совершительной для таинства сакраментальной формулы. Даже слова Господа, которым позднее западные богословы стали приписывать значение такой формулы, евангелистами переданы различно: у евангелиста Матфея – «приимите, ядйте: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ), «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ); у св. Марка – «приимите, ядите; сие есть Тело Мое» ( Мк.14:22 ), «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк.14:24 ); у св. Луки – «сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ), «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:20 ). Апостол Павел, сообщение которого о Тайной вечере является самым ранним, приводит слова Господа так: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:24 ), «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:25 ). Нетрудно заметить, что при различной передаче евангелистами одних и тех же слов Иисуса Христа, имеется некоторая близость в сообщениях евангелистов Матфея и Марка, равным образом между сообщениями евангелиста Луки и его наставника апостола Павла. Это можно объяснить только тем, что подлинные слова Господа передавались разными лицами с различными богословскими нюансами. Это сохраняло их сущность и не превращало в формулу. В этом случае личный духовный опыт участников вечери Господней и объективные явления благодати Божией в чудесах и знамениях были лучшими свидетельствами действительности вечери Христовой. Если в последнее тысячелетие под влиянием коллизии схоластического богословия с наукой и философией, а также вследствие потери евхаристического общения между восточной и западной половинами Церкви возникли проблемы времени и образа пресуществления Святых Даров, то у христиан апостольского времени подобных проблем не было, потому что слова Христа Спасителя «сие творите в Мое воспоминание» они принимали как заповедь делать то, что сделал Он Сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Вопросы: Как молился Иисус Христос в Гефсиманском саду? В какой день вспоминается в церкви Тайная Вечеря? Что такое двенадцать Евангелий? Самостоятельная работа: 1. Склеить фонарик, чтобы можно было принести домой свечу после чтения двенадцати Евангелий или участвовать в крестных ходах вокруг церкви на Страстной неделе. 2. Постараться купить книжку с текстом двенадцати Евангелий и следить по ней во время чтения их в храме. Иисус Христос у Анны и Кайафы Сначала воины повели Иисуса Христа к Анне, который раньше был еврейским первосвященником. Анна спросил Иисуса, о чем Он учил, и кто были Его ученики. Иисус отвечал ему: – Я всегда открыто учил; спроси тех, которые Меня слышали. Тут один из служителей ударил Спасителя по щеке. Анна послал Иисуса связанным к Кайафе, который был первосвященником в тот год. У Кайафы собрались главные еврейские судьи. Они стали искать лжесвидетелей и придумывать какую-либо вину за Иисусом Христом, чтобы осудить Его на смерть. Кайафа спросил Иисуса Христа: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?». «Да, – отвечал Иисус, – и даже говорю тебе, что вы увидите Сына Человеческого, сидящего по правую сторону Бога и идущего на облаках небесных». Тогда Кайафа разорвал одежды свои в знак негодования и сказал: «На что нам еще свидетели? Вы слышали, как он дерзко говорит про Бога? Как вы думаете об этом?». И все сказали в ответ: «Он достоин смерти». Тогда Иисуса Христа окружили слуги первосвященника, вывели во двор и стали насмехаться над Ним, плевать на Него, бить Его по лицу. Отречение апостола Петра Апостол Петр, который вместе с Иоанном издали следовал за Христом после того, как Его взяли, сидел во дворе первосвященника и грелся с другими у огня, который развели слуги. Одна из служанок узнала его и сказала: – И ты тоже был с Иисусом Назаретским. Петр испугался и сказал: – Нет, я не знаю Его; – и запел петух в первый раз. Вскоре после того, подошел другой слуга и сказал, указывая на Петра: – Это один из Его учеников. – Но Петр опять отрекся. Тогда в третий раз стали говорить другие:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вот Жан Жак Руссо в своей Исповеди пишет, что он однажды заметил, что ему приятно, когда его сечёт вот эта служанка. И он старался набедокурить именно, когда она дежурила, чтобы она его секла. И он получал удовлетворение. Мазохизм такой. Так вот любить врагов-то, как их любить? Ведь это не естественно, кажется, а противоестественно. А Силуан Афонский написал молитву: Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов наших и слезно молитися за них. – Духом Твоим Святым. Только по дару Духа это можно получить. Вот поэтому мы и не имеем любви друг к другу, потому что не имеем этого дара Духа Святаго. А чтоб получить такой дар Духа Святаго – любить врагов, почитайте его житие. Как он молился за Как ему жалко было всех, что люди так гибнут. Духом Твоим Святым! Вот он его получил. А так, эти слова нам кажутся чужими. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Стыдно читать нам этот текст. Стыдно. Если будете иметь любовь между собою]. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? [Quo vadis? Камо грядеши? Куда Ты идёшь? – спрашивает. Генрика Сенкевича почитайте роман “Камо грядеши”. Там описывается Рим времени Нерона. Вот там все его вакханалии, пиры и муки, какие он, – обвинив христиан в поджоге Рима, хотя сам поджёг – устроил над ними. Вот у них и ассоциировался Нерон с антихристом. Вот это и есть число зверя. Энгельс так и говорил: 666; если написать имя Нерон буквами еврейскими, оно даёт в сумме 666. Вот один из прототипов антихриста. Роман Леона Фейхтвангера есть “Лженерон”. Куда Ты идёшь?] Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти [а иду-то куда? На Голгофу], а после пойдешь за Мною. [Предсказывая, что и он повторит Его подвиг. И будет распят. Да и как потребует, чтобы его распяли? Вниз головой, чтобы голова-то у ног Иисусовых была]. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот как повествует о сем событии благоглаголивый евангелист Лука: «При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы были единодушно вместе (по преданию, в Сионской горнице, в доме Иоанна Богослова, где совершена была и Тайная Вечеря. Они не отлучались из Иерусалима, ожидая исполнения обетования Вознесшагося Господа о ниспослании им Утешителя). И внезапно, – продолжает священный повествователь, – сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). В это время в Иерусалиме было много иудеев, собравшихся на праздник не только из Палестины, но и из других, даже самых отдаленных стран. И вот, когда сделался этот шум, то сбежалось множество народа, и все пришли в смятение, потому что каждый услыхал свое наречие. Тут были и парфяне, и мидяне, и другие обитатели дальнего Востока, тут были и жители Рима, и других областей запада, были из Малой Азии – с севера, и из Аравии и Египта – с юга. И все они изумлялись и дивились, и с недоумением спрашивали друг друга: «Не все ли, которые говорят здесь – галилеяне? Как же мы слышим, что они проповедуют великие дела Божии не на своем галилейском, а на наших природных наречиях? Что бы это значило?» ( Деян. 2:5–12 ). Действительно, с апостолами произошла чудная перемена: до сего времени робкие рыбари галилейские, не понимавшие многих тайн учения Христова, теперь, исполнившись благодати Святого Духа, они соделались учителями вселенной, получили дерзновение проповедать пред царями и народами достопоклоняемое Имя Христово и с непобедимым мужеством, исполненным несомненного упования, положили за Него души свои. О силе и действии их проповеди на сердца слушателей можно судить уже потому, что в самый день сошествия на них Утешителя Духа, после проповеди апостола Петра, крестилось до 3000, а чрез несколько дней, после исцеления хромого от рождения, еще до 5000 человек! Столь могущественно было действие благодати Всесвятого Духа, излившейся ныне на апостолов, а чрез них и на всю Церковь Христианскую! Сей праздник называется днем Святой Троицы, потому что в празднуемом событии открылась слава всех Трех Лиц Триипостасного Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010