Глава 5. Тайная вечеря Нам предстоит в настоящей главе рассмотреть евангельские повествования о событии, имевшем уникальное значение для становления и развития христианской Церкви. Рассказы синоптиков о Тайной Вечере, отличаясь один от другого в деталях, имеют сходную структуру и в целом близки по содержанию. Рассказ Иоанна, напротив, существенно отличается от свидетельств синоптиков, пересекаясь с ними лишь в некоторых деталях. Наиболее разительное расхождение между свидетельством синоптиков и свидетельством Иоанна касается времени происходивших событий. Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была пасхальной трапезой и все последующие события совпадали по времени с праздником еврейской Пасхи. Согласно Иоанну, все основные события истории Страстей – Тайная Вечеря, арест Иисуса, суд у Каиафы, суд у Пилата, распятие и смерть Иисуса – предшествовали Пасхе. На этом расхождении мы специально остановимся в начале настоящей главы. Далее мы рассмотрим рассказ синоптиков о приготовлении к Пасхе. Затем перейдем к рассказу Иоанна об омовении ног. Вслед за этим будут рассмотрены свидетельства всех четырех евангелистов о том, как на Тайной Вечере Иисус указал, кто предаст Его. Наконец мы обратимся к повествованиям синоптиков о том событии, которое легло в основу христианской Евхаристии: преломлении Иисусом хлеба и благословении вина на Тайной Вечере. Прощальная беседа Иисуса с учениками, которой в Евангелии от Иоанна посвящено четыре с половиной главы ( Ин.13:31–17:26 ), была рассмотрена нами в книге «Агнец Божий». 166 Поэтому в настоящей главе мы ее рассматривать не будем. Повествования синоптиков и четвертого Евангелия о Тайной Вечере расходятся не только в хронологии описываемых событий. У Иоанна отсутствует рассказ о приготовлении к вечере, который мы находим у синоптиков. Отсутствует также какое-либо упоминание о преломлении хлеба и благословении вина – важнейшей части Тайной Вечери. При этом только Иоанн рассказывает об омовении ног учеников и только он приводит прощальную беседу Иисуса с учениками, завершающуюся Его молитвой к Отцу. Столь разительное несовпадение синоптической и Иоанновой традиций в повествовании о Тайной Вечере на протяжении многих веков будоражит умы ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иконография Страстной Седмицы ФОТОГАЛЕРЕЯ На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска vk fb tw ok @ g+ lj Великий Вторник. Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г. vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Тайная Вечеря. Мозаика собора св. Марка, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва

http://pravoslavie.ru/52807.html

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом. Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг ( 15.04.93 ) Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам); хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна . Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

http://pravmir.ru/tajnaya-vecherya/

Это шестая встреча с протоиереем Геннадием Фастом в рамках курсов о пастырстве, проводимых Псковской епархией, и третья по счету беседа об Апостольской Церкви. Она посвящена «непрестанному пребыванию в преломлении хлеба (см.: Деян. 2: 42), то есть самому главному таинству Православной Церкви – Евхаристии. Как совершалось причастие в древней Церкви и как сложилась литургия в том виде, в каком мы имеем ее сейчас? Всегда ли подготовка к причастию включала в себя пост? Стоит ли причащаться, если ты считаешь себя «недостойным»? Почему литургия – это общее дело? Как современному священнику вовлечь народ в совершение богослужения? Что делать, если причастников за литургией нет? Протоиерей Геннадий дает ответы на эти и другие животрепещущие вопросы, а также делится небольшим списком книг о Евхаристии, обязательных к прочтению для каждого священника. Вечеря Господня – ужин Господень Добрый день, всечестные отцы и братья! Всех приветствую. Мы продолжаем наши размышления об Апостольской Церкви, о которой сказано в Деяниях: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Мы с вами уже беседовали о первых двух позициях: «о пребывании в учении апостолов» и «общении». Сегодня переходим к третьей: «И они постоянно пребывали… в преломлении хлеба». Таким образом, наша сегодняшняя тема – Церковь как евхаристическая община. «Непрестанное пребывании в преломлении хлеба» – это специфическая особенность нашей христианской Церкви. Такого не было в Ветхом Завете, такого нет и в других верованиях, близких к христианскому. Но так оно есть в христианской Церкви. Построим наши размышления, отталкиваясь от наименований этого священнодействия. Наименования различны. Первое – Тайная вечеря. «Вечеря» переводится на русский язык как «ужин» или даже «обед». В Евангелии от Луки сказано: «после вечери», то есть после ужина. Греческий язык нам дает «μσση» («месса») – то есть «вечеря». Само слово «δεπνο» означает обед, ужин или трапезу под вечер. В послегомеровские времена оно стало «ужином», «к вечеру», а при Гомере это слово употреблялось еще в значении «трапезы полуденной». И это соответствует нашему русскому наименованию «обедня». Мы называем это таинство обедней. Собственно, так оно было в гомеровские времена в греческом языке.

http://pravoslavie.ru/145579.html

Благовещение Пресвятой Богородицы в 2024 году — 7 апреля Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью. Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение. 6 апреля, 2006 Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью. Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение. Благовещение Пресвятой Богородицы в 2024 году православные христиане отмечают 7 апреля. О традициях и истории этого праздника Вы можете узнать из статьи. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля в 2024 году Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля в 2025 году Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля в 2026 году   “Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. 7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился  архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-presvya...

диакон Андрей Скачать epub pdf Была ли Тайная Вечеря последней? Основной, сложнейший вопрос богословия – это вопрос о том, как именно человек может усвоить себе дары Христовой победы. Достаточно ли для этого верить в то, что Бог нас «амнистировал» за заслуги Христа, или нужно что-то еще? Православный ответ сложнее протестантского: нужно, чтобы Христос жил в самом человеке, чтобы кровь Христова омывала сердце каждого человека: мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым» ( Евр. 10, 19 ). И на этом новом пути мы соучаствуем в неслыханном Богослужении – в Литургии, на которой Христос Эти слова из литургической молитвы св. Иоанна Златоуста означают, что Христос есть Тот, Кто приносит единственную Жертву, то есть жрец («приносяй»); и Он же – Тот, Кого приносит в жертву, то есть жертвенный агнец («приносимый»); Он и приемлет эту Жертву, то есть Господь («приемляй»), и Он же раздается в снедь причастникам («раздаваемый»). Человеческая воля Христа совершает жертву Богу («приносяй»). И в эту жертву она приносит саму себя: «воля не Моя, но Твоя да будет» («приносимый»). Божественная же воля Христа приемлет эту жертву («приемляй»); и по согласию обеих воль обоженная плоть Христа раздается причастникам («раздаваемый»). Вот вопрос, который так важен для православно-протестантского диалога: кто является, если использовать терминологию богословских учебников прошлого века, «субъектом таинства»? Кто совершает Таинство? Протестантское богословие акцентирует исключительно действие Бога в деле нашего спасения. Католическая традиция полагает, что людям (прежде всего священникам) дана власть совершать таинства и чудеса. С точки зрения протестантов это магизм, кощунство и вообще язычество… Правы они или нет в своей критике католичества – вопрос отдельный. Важно лишь заметить, что православие не есть католичество. Если католическая традиция (равно как и обыденное мнение наших прихожан) полагает, что совершителем таинства является священник, через рукоположение получивший на то особые полномочия от законных церковных властей, то православное предание допускает совершенно иной ответ на этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад 11.04.2012 374 Великий Четверг - день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Как родители и дети, в которых течет их кровь, не чужие друг другу, так и мы, причащаясь одних Тела и Крови Христовых, становимся своими Богу. В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Особое значение имеет литургия Великого Четверга, поскольку именно на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27). На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды и отречение Петра. На утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся...» В связи с этим тропарем следует вспомнить, что Церковь и вся святоотеческая традиция не видит в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества, о которых говорят писатели Нового времени. Богослужение называет Иуду рабом и льстецом, то есть обманщиком, называет причину его поступка - сребролюбие. Страсть настолько овладела им, что изменила его видение мира, и ради удовлетворения страсти в малом человек стал способен на страшный поступок. Он предал Господа, с Которым ходил три с половиной года Его общественного служения, свидетелем чудес Которого был. Это напоминание всем христианам: в злодействе нет красоты, есть только гнусная порабощенность, привязанность к страсти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тайная вечеря в Ватикане Митрополит Кирилл встретился с Папой Римским 19.05.2006 817 Время на чтение 3 минуты Вчера поздно вечером председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил в Ватикане главу Римско-Католической церкви Папу Бенедикта XVI и передал ему послание Алексия II. Встреча являлась самой высокой по уровню представителей Римско-Католической и Русской православной церквей, отношения между которыми долгие годы осложняли серьезные противоречия. Причин для разногласий было несколько: конфликт между греко-католиками и православными на западе еще советской Украины , миссионерская деятельность Католической церкви в России, которую Русская православная церковь рассматривает как прозелитизм (обращение в иную веру людей, принадлежащих к другой церкви или связанных с ней в силу культурной традиции) и другие. С избранием на Святой престол в апреле прошлого года Папы Бенедикта XVI появились признаки постепенного потепления отношений. Вскоре после избрания Папы Бенедикта XVI митрополит Кирилл, возглавлявший делегацию на похоронах Папы Иоанна Павла II и на инаугурации Бенедикта XVI, заявил о том, что Русская православная церковь открыта к диалогу с Ватиканом. Патриарх Алексий II в недавнем интервью итальянскому информагентству отметил: " Одной из характерных черт понтифика Папы Бенедикта XVI, без сомнения, можно назвать неоднократно выражавшееся им стремление к нормализации отношений с православными церквями и Русской православной церковью в частности " . Сам Папа в недавней беседе с журналистами на вопрос о возможности его визита в Россию, ответил: " Мы работаем для этого " . На момент подписания номера в печать не было известно никаких подробностей этой встречи. Но сам факт неординарного события в телефонном разговоре нашему специальному корреспонденту подтвердил официальный представитель Московской Патриархии Всеволод Чаплин. Встреча на таком уровне иерархов Православной и Католической церквей стала и сенсацией и тайной Ватикана.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

И.Ц. Миронович Лекция 10. Тайная вечеря. Прощальная беседа Христа Всех приветствую и всем кланяюсь.  и не можете насмотреться друг на друга (смех в аудитории). Рассматривайте друг друга внимательно . Вот две женщины были осуждены судом, и просидели в камере 40 лет, и все эти сорок лет разговаривали. Затем их освободили; они пошли через тюремную территорию и всё разговаривали; дошли до дверей, выходят и о чём-то всё говорят. Сколько же можно говорить? Надо поменьше говорить, слова твои да будут немноги (см. Эккл. 5:1). Это первое. Второе – через слова мы выхолащиваем себя и растрачиваем всю ту благодатную энергию – сказать кратко, благодать, – которую так трудно стяжать через молитву и молчание, а вот потерять – в одно мгновение можно. И тем не менее, поскольку мы существа более эмоциональные, чем духовные, нам хочется пообщаться и поговорить друг с другом. Если этого нет дома, и если семья – не Церковь , и все живут под одной крышей, являясь по существу практически чужими друг другу, то только в Церкви мы можем восполнить , потому что у нас предмет для беседы необъятный, невыразимый, его невозможно исчерпать, на религиозные темы не может быть предела, и можно говорить и говорить. Вот если эти разговоры такие, то это очень прекрасно. Да и само по себе общение людей прекрасно, и очень хорошо, что вы три года общаетесь, и было бы неплохо, чтобы это общение не прекращалось и после окончания, но, как показывает опыт, всё начинает постепенно утрачиваться и наконец всё забывается. Такого не должно бы быть. Общение, молитвенное общение, оно никогда не прекратится, и вы это будете ощущать сами на себе. Вот, теперь что нужно сказать – мы смотрим Евангелиста Иоанна Богослова. У нас за всю историю Церкви Христианской всего три богослова, еологоса: Иоанн Богослов, Григорий Богослов , Симеон Новый Богослов . Василий Великий также богослов, но Великий. А вот Григорию Церковь усвоила название Богослова. Он как бы соткан был из одного этого богословия. А тот – это носитель сознания епископского сана, власти епископской; и он бы, я думаю, не уступил так, как поступил Григорий Богослов – когда избранный на кафедру Александрийскую, он услышал, что часть епископов против его кандидатуры, – как только он услышал, так он говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Одной из неточностей и неясностей евхаристического богословия является недостаточное установление соотношения между Таинством Причащения и евхаристической жертвой. Одни (протестанты) просто отрицают наличие последней и знают только причащение (sacramentum altaris), другие же – и здесь православное учение не отличается от католического – поставляют Таинство Причащения как бы наряду с евхаристической жертвой как некое ее восполнение 1 Неточность здесь состоит в том, что Евхаристия и жертва мыслятся в раздельности, так что одно может быть как бы обособлено от другого, представляя собой друг другу как бы некое восполнение, «сверх того», между тем как здесь существует полное тожество: Евхаристия именно и есть жертва, или наоборот, евхаристическая жертва благодарения в свой состав включает, как одну из возможностей, и причащение. Благочестивая же практика выделила, как преимущественный, именно этот последний момент в качестве Таинства Причащения. Хотя в религиозной практике это смещение, которое мы здесь имеем, является и безобидным, однако богословски оно ведет к неверности и односторонности. Подобную же односторонность представляет, впрочем, и римская практика месс в тех своих злоупотреблениях, которые именно и вызвали протестантское противоборство и привели их к евхаристической ереси. Установительные слова Господни содержат не только благодарение (εχαριστσας) и благословение (ελογσας), свойственные жертвоприношению, но и прямое свидетельство о совершаемой жертве: при преломлении хлеба слова: «за вы ломимое – τ πρ μν» ( 1Кор. 11: 24 ), и о чаше: «Кровь Моя за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ; Лк. 22:20 ), «Кровь Моя Нового Завета» ( Мк. 14:24 ; 1Кор. 11:25 ). Тайная Вечеря есть, прежде всего, жертвоприношение, а в силу того также и причащение, оно и должно быть понятно именно в этой связи. В этом смысле причащение Тела и Крови, – «Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:51 ), изъясняется в евхаристическом богословии Евангелия от Иоанна, 6-я глава. В частности то, что Тайная Вечеря приурочена к празднованию пасхи с ее символикой заклания пасхального агнца, как бы мы ни понимали ближайшим образом связь этих обоих свершений, – еще раз подтверждает характер жертвоприношения в соединении с причащением, как установленный Господом: «...Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Такова руководящая идея богословия апостола Павла в учении об искуплении Кровию Христовой ( Рим. 5:9; 3:25 ; Еф. 1:7 ; Кол. 1:14, 20 , не говоря уже об учении Послания к Евреям, см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010