Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ? Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник, стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно. И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит. Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, — совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего крещения. Крещение и покаяние Приходящим креститься Иоанн говорил: «Покайтесь…» В чем выражалось для приходящих это покаяние? Современный человек часто думает, что покаяться означает то же, что раскаяться. То есть, признаться на исповеди в совершенных грехах, искренне сожалея о них и обещая постараться больше их не повторять. Все это верно, и те, кто приходили на Иордан, исповедовали грехи свои, как повествует Евангелие. И все же настоящее покаяние подразумевает большее. Осознать свои падения, признаться в них и постараться больше не падать — конечно необходимо, но это только начало подлинного покаяния. Люди это чувствовали и спрашивали Иоанна: «Что же нам делать?» ( Лк.3:10 ) В ответ они слышали: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». ( Лк.3:11 ). Наверно, Иоанн говорил что-то и кроме этого, но евангелист называет главное. Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что называем мы деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас все так же. Без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на Апостолов в День Пятидесятницы сошел Дух Святой и они вышли на первую свою проповедь, говоря о воскресении Христовом, люди, слушавшие их, «умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:37-38 ). Разумеется, эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими Апостолами, но к каждому, кто услышал благую весть о жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

Четвёртое правило герменевтики гласит: Писание толкует Писание; случайное и неясное в Библии толкуется в свете более полного и ясного. Какие же места в Библии мы можем найти для лучшего понимания того, что есть «рождение от воды» или «рождение свыше» ( Ин.3:3 )? Где ещё в Библии говорится о втором рождении, то есть о возрождении? Выше мы приводили цитату из Тит.3:5 , где говорится о бане возрождения . Здесь явно возрождение связывается с крещением, с водой. Другое место, где упоминается о возрождении – 1Пет.1:3 : «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому». На первый взгляд, данное место никак не помогает решить вопрос о том, благодаря чему христианин возрождается: Крещению или Слову Божию? Кажется, что данный стих ещё более запутывает вопрос о возрождении, вводя третий вариант способа возрождения – посредством воскресения Христа. Но на самом деле, данный стих говорит в пользу возрождения через Крещение, ибо в других местах мы находим ему объяснение: « быв погребены с Ним в крещении , в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых», а также: «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Кол.2:12 ; Рим.6:4 ). Кроме того, в 1Пет.3:21 крещение также связывается с воскресением: «крещение... спасает воскресением Иисуса Христа». То есть в Крещении, погружаясь в воду, человек умирает и погребается со Христом, а восставая из воды, он воскресает с Ним. В таком смысле человек возрождается воскресением Христа (совоскресает с Ним). Именно в Крещении человек умирает и воскресает со Христом, то есть возрождается. Поэтому Крещение и считается Таинством, ибо при видимом погружении в воду человек невидимо (таинственно) погружается во Христа, в Его смерть и воскресение. Итак, опять мы видим, что Библия подтверждает то, что рождение от воды есть крещение. Наконец, мы находим и такие слова о возрождении: «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия , живаго и пребывающею вовек» ( 1Пет.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Что же есть Крещение? Крещение есть такое таинство, в котором верующий, – при троектратном погружении тела в воду, – во имя Отца и Сына и Святого Духа, – умирает для жизни плотской, духовной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, – святую. Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, во-1-х, собственным примером Своим, когда крестился от Иоанна в реке Иордане, – во- 2-х, торжественной заповедью, данной Им Св. Апостолам по воскресении: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Иже веру иметъ и крестится, – спасён будет: а иже не иметъ веры, осужден будет ( Мф.28:19 )». Самое важное священнодействие в Крещении есть троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением установленных слов: крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во время этого именно священнодействия благодать Божия действует на всё существо крещаемого, – во-1-ых возраждает его или воссозидает, – как засвидетельствовал об этом Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом: «аще кто не родится водой и Духом, не может внити в Царствие Божие. Рождённое от плоти плоть есть, – и рождённое от Духа, дух есть ( Ин.3:4–6 )». И так, до крещения мы бываем плотью, будучи рождены от плоти, т. е. имеем от своих родителей наследственную греховную нечистоту, препятствующую нам войти в Царствие Божие, – в Таинстве же крещения, – рождаясь от Духа, – мы становимся духом, т. е. чистыми от прародительского греха или плотской нечистоты, – вследствие чего и можем войти в Царствие Божие. Почему и Св. Апостол Павел называет крещение «баней паки бытия» (Тим.3:5). Во-2-ых, крещение очищает от всякого греха, т. е. не только первородного, но и произвольного, оправдывает и освящает. Это видно из слов Св. Апостола Петра: покайтеся и да крестится кииждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов ( Деян.2:28 )», – и из свидетельства Св. Апостола Павла: «и сими (грешниками) нецыи бысте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 )». И в-3-х, наконец – спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни. «Иже веру иметъ, сказал Спаситель, – и крестится спасён будет; а иже не иметъ веры, осужден будет ( Мк.16:16 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Таинство – это действие Бога, поэтому оно не зависит от греховности или безгрешности их совершающих. «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин. 1, 33 ). Духом Святым крестит Христос. Господь Сам совершает все Таинства. Зачем нужно материальное посредство в таинствах? Мы знаем случаи, когда Господь принимает Крещение без воды, но это исключение, так как Господь сказал: «…кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Человек нуждается как в освящении духа, так и в освящении тела. Именно поэтому таинство дается нам через вещественное посредство. Если мы обратимся к Библии, то увидим, что Бог всегда использовал вещественное посредство. Неужели Бог не мог спасти Ноя без ковчега? Мог бы конечно, но Ему угодно было, чтобы Ной построил ковчег, и в нем спаслись бы люди. Неужели Бог не мог разделить Красное море без удара жезла Моисея? Конечно же, мог, но Бог использовал жезл Моисея. И в Новом Завете Господь исцелял через прикосновения или плевок, или грязь. В чем смысл? Когда Бог использует вещество, оно не одушевлено, не способно Ему сопротивляться. Если бы Бог использовал для наших Таинств только волю человека, у нас никаких гарантий спасения не было бы. У нас воля меняется постоянно – то хорошая, то плохая. А вода, например, всегда покорна воле Бога. Именно поэтому Бог всегда использовал неодушетворенные вещества для передачи чистой Божией силы. Количество таинств. Главных таинств – семь. Надо помнить, что седмеричное число таинств возникло в Православной Церкви только в XV веке. В древней Церкви словами «таинство» или «священнодействие» описывали не только известные сейчас таинства, но и другие. При этом брак как таинство до VII века на Востоке не описывался, хотя вмешательство Бога здесь бесспорно (это хорошо видно по ветхозаветному периоду). У Феодора Студита (IX век) в список таинств входили: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, монашество, освящение Престола, погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Буквально – нет, но по сути именно о крещении там и говорится. Ведь это только в славянских языках «крещение» созвучно со словом «крест», а в греческом (опять же, оригинальном языке Евангелия) крещение – βπτισμα – значит «погружение в воду». В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос излагает самый смысл крещения: это рождение свыше. Когда Никодим не понимает и переспрашивает: Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – Христос отвечает теми словами, которые мы уже привели: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 3-7). Но, чтобы родиться заново, нужно сначала умереть… Разве нет? Крещение, согласно апостолу Павлу, – это и есть переживание смерти и рождения, по подобию смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – пишет он в Послании к Римлянам.– Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения … Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим 6: 3-5, 8). Конечно, в крещальной купели человек не умирает и не воскресает телесно – речь идет не о биологической смерти и не о физической реанимации. Но речь не идет и о каких-то условных, символических вещах или художественных метафорах. Все, что происходит в таинстве, происходит реально, но касается в первую очередь духовной стороны личности. Из крещальных вод человек выходит возрожденным духовно: он готов заново начать свой духовный жизненный путь, происходит что-то вроде духовной «перезагрузки». Крещение Руси. В.И. Навозов В любом таинстве – и в крещении первом из них – человек встречается с действием Бога, которое христиане называют благодатью, благим даром. В крещении это благодатное действие Божие заключается в том, что человек освобождается от рабства греховным наклонностям, от «дурной наследственности», полученной от Адама. Теперь он в силах сопротивляться греховным привычкам и влечениям, ведь отныне у него новое родство – уже не с ветхим Адамом, а с новым, с Богочеловеком Иисусом Христом. Крещеный человек становится членом Церкви – сообщества верующих во Христа, которое апостол Павел называет телом Христовым. Таким образом он соединяется со Христом – Сыном Человеческим, а поскольку Христос одновременно Сын Божий, то и крестившийся человек усыновляется Богу Отцу и становится способным жить единой с Ним жизнью – той самой, вечной и радостной жизнью Царствия Небесного. Отныне он уже не просто творение Божие, а Его родной сын или родная дочь – и потому все, что есть у Отца, принадлежит и ему, и ей.

http://foma.ru/kak-hristiane-objasnjajut...

В «Повести о Варлааме и Иоасафе» св. Иоанна Дамаскина в переводе св. Феофана Затворника святой Варлаам говорит: «А без Крещения никто не может надеяться на спасение, хотя бы он был благочестивейшим из благочестивых» 200 . «Неведение Бога – смерть для души,– говорит св. Василий Великий ,– но некрестившийся не просвещен, а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога». 201 Опять же блаженный Феофилакт, толкуя Евангелие от Иоанна (конец 10 главы), говорит: «Приходят к Нему многие, переходя чрез Крещение. Ибо за Иордан означает переход через Крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как прошедши через Крещение, которое обозначается «Иорданом " ». «Православное Исповедание», разъясняя понятие первородного греха, говорит, что этот грех не может быть заглажен никаким покаянием: он изглаждается только благода- тию Божиею чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа и пролитие честной Крови Его. Действие сие совершается в Таинстве Святого Крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни, по слову: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». 202 То же находим у св. Григория Нисского : «Когда слышу, что неложный голос говорит: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ),-то ничего не могу ожидать доброго для не омытых водою Крещения» 203 . Итак, сказанное здесь уже однозначно подводит к утверждению о том, что никаких исключений или путей, ведущих в Царствие Божие в обход св. Таинства Крещения, быть не может. Однако часто пытаются вывести некоторое сомнение в необходимости Крещения водой, указывая на спасение некрещеных мучеников, на так называемое «Крещение кровью». Чтобы разъяснить этот вопрос и уяснить саму силу, значимость и величие этого Таинства, главную суть его, которая и делает его столь необходимым и живоносным, – рассмотрим, как говорит об этом само Святое Писание и Святые Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

К сожалению, в богословских статьях православных экуменистов решительно проводится идея, что пора отрешиться от учения о «спасении души за гробом» и повернуться к заботам о строении царства Христова на земле. Православный догмат о Церкви. Однако самым опасным для нас в настоящее время является то, что вхождение православных церквей в экуменическое движение обозначает принятие ими протестантского-экуменического представления о Церкви. Такое представление действительно проводится в устных выступлениях и в печати православными экуменистами. Между тем, с разрушением подлинно православного понятия о Церкви подрывается значение вселенских соборов, а это значит – подрывается твердость установленных ими христианских догматов, и таким образом, подрывается и разрушается Православие в его основах. С большой осмотрительностью закладывали апостолы здание Церкви Христовой на земле и ясно определяли, кто к ней принадлежит и кто не принадлежит. Они уподобляли Церковь обычному строению. «Мы строители, вы – Божие строение», поучает апостол. Основание строения – Христос. «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится» ( 1Кор. 3, 9–13 ). Очевидно, строений может быть и не одно: но истинная Церковь  – одна. Придет некогда последний день, и истинность этой Церкви «день покажет, – как учит апостол, – потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть», устоит ли оно или сгорит ( 1Кор. 3, 13–14 ). Поэтому должно твердо верить в единое апостольское строение, в единую апостольскую Церковь . Уверовавший человек входит в Церковь через крещение водою. Однако правильность и действительность крещения необходимо признать, подтвердить. Ведь, может случиться, что крестивший, совершавший крещение, был еретиком или раскольником и сам не находился в Церкви. Так было и при апостолах. Когда ап. Павел впервые прибыл в Ефес, там оказалось около 12 лиц, считавших себя учениками христианской веры и крещеными. Но при распросе оказалось, что они крещены были только во Иоанново крещение. Ап. Павел объяснил им недостаточность этого крещения и, крестивши их, возложил на них руки для низведения на них Духа Святого ( Деян. 19, 1–7 ). Возложение рук для низведения Духа Святого, будучи таинством, являлось в то же время подтверждением правильно совершенного крещения и присоединения к Церкви; будучи таинством, оно имело и формальное значение печати принятия в Церковь . Так оно и называется у апостолов: «печатью» или «запечатлением». Таинство руковозложения, принявшее вскоре форму миропомазания, совершалось всегда самими апостолами: подавая дары Духа Святого, апостолы одновременно подтверждали принятие данного лица в Церковь. В книге Деяний разсказывается, что апостолам Петру и Иоанну пришлось предпринять путешествие из Иерусалима в Самарию, чтобы лично совершить таинство руковозложения на людей, принявших уже там крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Когда сектанты утверждают, что в крещении человек обещает Богу быть в доброй совести, с этим нельзя не согласиться. Взрослый человек, принимающий таинство Крещения, обязуется свято хранить «скрижали» своего сердца, причем свое обещание человек ощущает как «дыхание совести». Но это лишь то, к чему он призывается. Харизматики не приемлют главное: что в этот момент Бог подает благодать, прощающую грехи. Так изъяснял смысл и значение Крещения апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ). Апостол Петр в Первом Послании пишет: «Во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу Крещение, не плотской нечистоты омытие, а обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (Петр. 3, 20 – 21). Потопом был истреблен греховный мир, и Ной вступил на безгрешную землю. Так и крещаемый, очищаясь благодатью, возрождается для новой жизни. Вот почему вышеприведенное изречение Апостола отнюдь не свидетельствует о правоте сектантов, а указывает всем нам, что водное Крещение – это не простое омытие плотской нечистоты, а есть великое Таинство 236 . И, как уже отмечалось, не обещание доброй совести спасает человека, а самое Крещение, иначе, если бы спасало обещание, то Крещение оказалось бы бессмысленным ритуалом. В Крещении подается благодать, отпускающая грехи, о чем свидетельствуют и слова апостола Анании к ослепленному Савлу: «Крестись и омой грехи твои» ( Деян. 22, 16 ). Сектанты на это возражают, что для спасения необходима вера и покаяние. Но православные этого и не отрицают, ибо «без веры невозможно угодить Богу». И Господь, послав на проповедь Апостолов, заповедал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мр. 16, 15 – 16 ). Если для спасения достаточно веры, зачем тогда Спаситель указывает на необходимость Крещения? В послании к Евреям сказано: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омывши тело водою чистою» ( Евр. 10, 21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

О таинствах говорится в десятом члене символа веры . Правда, там названо только одно основное, первое таинствокрещение , но под ним разумеются и прочие таинства, так как через таинство крещения для христианина открывается возможность принимать и другие таинства. Первое таинство, которое совершается над человеком, вступающим в Церковь Христову, есть таинство крещения . В таинстве крещения человек умирает для греховной жизни и духовно возрождается, входит в Божию семью, становится членом Церкви. Без крещения нельзя быть христианином: «Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие», – говорит Господь Иисус Христос ( Ин. 3:5 ), предуказывая на таинство крещения. А в словах: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ) Он прямо устанавливает это таинство. Слово крестить значит «очистить, омыть». В таинстве крещения человек очищается, омывается, избавляется от грехов, становится новым, чистым душой человеком. Для того, чтобы принять это таинство, надо иметь веру и раскаяться во всех своих грехах, надо отречься от сатаны и всех дел его и захотеть соединиться со Христом. С момента крещения человек получает ангела хранителя и становится воином Христовым. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет – говорит Господь, – а кто не будет веровать, осужден будет». Таинство крещения совершается только однажды; оно, как духовное рождение, не повторяется. «Один Господь, одна вера, одно крещение», – говорит апостол ( Еф. 4:5 ). Так и в Символе Веры сказано: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Крещение необходимо для всех людей с самого начала их жизни, поэтому человека крестят еще в младенческом возрасте. Господь Иисус Христос говорил: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мф. 19:14 ). Так и поступали святые апостолы и принимали детей в Христову Церковь . Вспомним для примера апостола Петра, который в Яффе крестил первого из язычников, римского сотника Корнилия, со всем его домом от мала до велика. Вера крещающего священника, родителей и восприемников (крестных родителей) восполняет недостаток сознания в младенце; благодать Божия действует при этом вне зависимости от возраста. Однако, восприемники (крестные) принимают на себя обязательство научить истинам веры своего крестника или крестницу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Обновившись и освятившись, человек в К. усыновляется Богу, присоединяется к Телу Христову - Церкви. Как говорит ап. Павел, «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись... все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3. 26-28); «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор 12. 13; ср.: Деян 2. 41; Рим 6. 3-5). Наконец, крещеные, как чада Божии, становятся наследниками вечной жизни («наследниками Божиими, сонаследниками же Христу» - Рим 8. 17). Неповторяемость По слову апостола, у уверовавших во Христа «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4. 5). Исходя из представления о К. как о новом, духовном рождении, Церковь в Никео-Константинопольском Символе веры учит исповедовать «едино Крещение» в том смысле, что оно преподается каждому человеку только один раз и при правильном совершении ни для кого не повторяется. «Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды» ( Филарет Московский, свт. Катехизис. С. 80); «Ибо невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры. Желающий обратиться ко Господу воспринимает потерянное сыноположение посредством таинства покаяния» (Посл. Вост. Патриархов. 16; ср.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 333; Малиновский. Очерк. С. 155). Кроме того, К. есть участие в смерти и погребении Господа Иисуса Христа: «...все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6. 3-4). Поэтому, «как однажды умер Господь, так однажды должно и креститься». Те, которые «быв крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа... снова перекрещиваются» - «снова распинают Христа» ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 9). Все, в т. ч. крещеные еретики, если они были правильно крещены во имя Пресв. Троицы, не перекрещиваются вновь при вступлении в правосл. Церковь (последние присоединяются к ней или через возложение рук, или через таинство Миропомазания). Вновь К. преподается только тем, к-рые прежде были крещены неправильно, не во имя Пресв. Троицы, и, следов., не получили благодати таинства («Всем, которые крещены не во Святую Троицу, должно снова креститься» - Ioan. Damasc. De fide orth. IV 9).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010