Далее, изображая высоту и несомненность спасительной веры, и Божественный предмет её, Богослов говорит: 6 . Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 7 . Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 8 . И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Братия! внимайте словам великого Богослова: он предлагает высокое, Божественное учение, раскрывающее основания единой святой православной веры. Повторю слова Божественного Апостола. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом; не водою только, но водою и кровью: и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и кровь; и сии три об одном. Сей есть Иисус Христос. Святой Богослов раскрывает, что Иисус есть Сын Божий, Богочеловек, обетованный чрез Пророков Помазанник – Христос, Спаситель мира. Пришедший водою и кровью и Духом. Обетованный Искупитель пришел в мир, и явил Себя миру великими знамениями воды, крови и Духа. Что значат вода, кровь и Дух? Это величайшие действия, ознаменовавшие пришествие в мир обетованного Спасителя рода человеческого. Вода означает таинство крещения, кровь -искупительную смерть Господа Иисуса Христа, Дух – Святой Дух Божий, являющий Себя в благодатных спасительных действиях. Вода указывает на таинство крещения. Вода и в ветхом и в новом завете употребляется как образ очищения ( Лев.14:5 ; сл. Ин.3:5.25; 13:5.10 ; Тит.3:5 ; Евр.10:22.23 ). В словах Богослова вода изображает установленное Иисусом Христом великое таинство крещения, в котором верующие во Христа возрождаются в жизнь духовную. Иисус Христос Своим примером освятил это таинство, приняв крещение от Иоанна ( Мф3:13–16 ), и все верующие в Него принимали крещение ( Ин.3.22–26 ); крещение служило условием вступления в Церковь Христову, или в общество верующих в Него ( Мф.3:7 ; Лук.3:16 ; Ин,1:15), и, пред вознесением Своим на небо, Господь заповедал Своим Апостолам, а чрез них всей вселенской Церкви, – крестить всех верующих в Него: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам;» ( Мф.28:19.20 ; сл. Мк.16:15 ). Таинство крещения есть дверь, вводящая в Церковь Христову; оно есть условие к получению всех других благодатных даров, сообщаемых в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

21 ст. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 ст.       Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы. Его же воображение ныне и нас спасет крещение, т. е. то, прообразом чего некогда была вода потопа, таинство крещение ныне нас спасает и приводит нас в новый лучший мир к Богу. И как некогда воды потопа погребли грешный, непокорный Богу и неверующий мир, так и воды крещения служат для верующих христиан символом погребения их грешной, плотской жизни. И как там воды потопа спасли и принесли Ноя в обновленный прекрасный Божий мир, так и чрез воды крещения мы возрождаемся к жизни живой, святой, непорочной, приводимся к Богу в новый, лучший мир. Отсюда, говорит апостол, вода крещения есть не плотские отложение скверны, т. е. не плотской только нечистоты омовение, другими словами говоря, крещение очищает не только от телесной нечистоты, но оно есть совести благи вопрошение у Бога, т. е. не только есть очищение телесной нечистоты, но есть в тоже время испрашивание у Бога чистой совести, или как в русском переводе, обещание Богу доброй совести, т. е. обещание Богу стать иным, новым человеком, быть чистым в своей совести, т. е, проводить жизнь святую, непорочную. Крещение спасает нас воскресением Иисуса Христа. Свою спасительную силу таинство крещения стало иметь только после воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Который, воскресши, вознесся на небо, сидит одесную Бога и Отца и Которому покорились Ангелы и власти и силы. Вознесшись на небо и седши одесную Бога Отца и тем прославившись и по человеческой своей природе, Господь наш Иисус Христос открыл доступ туда и всем верующим в Него и служит основанием нашей надежды, что и мы, перенося здесь на земле невинно разного рода страдания, получим награду от Бога на небесах. Глава 4-я В 4-й главе апостол говорит своим читателям о том, что мы – христиане, должны так воспитать себя, чтобы всегда быть готовыми переносить страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Как глубоко сознавались в первое время великие обязанности, возлагаемые на христиан через крещение, об этом свидетельствует один обычай того времени, не принятый, впрочем, Церковью. Первый христианский царь Константин Великий принял христианство около 312 года. Но крещение было совершено над ним только незадолго перед смертью его – в 337 году. Значит, 25 лет он оставался некрещенным. Причину этого объяснял он сам в следующих словах: «крестившийся должен хранить себя от всякого греха; поскольку же я не могу не грешить, то нахожу полезным креститься только пред своею смертью, ибо тогда чрез крещение мне отпустятся все грехи, и я перейду в вечность чистым от греха». Но обычай откладывать крещение до смерти, говорим, не был принят в Церкви. Для согрешивших после крещения Господь даровал другое средство получить прощение грехов, это именно покаяние. Учение о нем мы предложим далее; а теперь окончим изложение учения о таинстве крещения. Всякий раз, как мы вспоминаем об этом таинстве, мы должны также вспоминать и о великой благодати, излитой через него на нас. Будем хранить эту благодать во все дни жизни своей, будем ревностно исполнять обязанности, возлагаемые ею на нас. Облекшись в заслуги Христовы, будем беречь сию одежду, как бесценное сокровище, всегда соблюдая заповеди Божии по примеру Иисуса Христа. Следует ли крестить младенцев? Как крестят младенцев? Для чего бывают при крещении восприемники? Какую имеют силу и что знаменуют собою священнодействия, предшествующие погружению крещаемого в воду и последующие за ним? Как понимать то, что в символе веры повелевается признавать едино крещение? Что должно думать о тех, которые грешат после крещения? Но и для согрешивших после крещения нет ли средства получить прощение грехов? 15. Миропомазание В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Понятие о таинстве крещения и его необходимости для всех людей . Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Таинство крещения необходимо каждому человеку для его духовного возрождения и спасения. В Церкви Христовой это таинство совершается не только над взрослыми, но и над младенцами, так как младенцы тоже заражены первородным грехом и потому также нуждаются в очищении от него и возрождении. Сам Господь Спаситель в беседе с Никодимом сказал: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Если кто не родится от воды и Духа (то есть не возродится через таинство крещения), не может войти в царствие Божие. Божественное установление таинства крещения . Начало крещения было положено Иоанном Крестителем: Иоанн крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа ( Деян.19:4 ). Иисуса 109 . Но крещение Иоанново не было таинством, оно имело лишь прообразовательное значение и было приготовительным обрядом к крещению христианскому. Крещение Иоанна Предтечи существенно отличалось от крещения, установленного Иисусом Христом, во-первых, тем, что оно было крещением в грядущего Мессию; во-вторых, тем, что крещение Иоанново было только крещением покаянием и не возраждало благодатью Святого Духа. Что касается христианского таинства крещения, то оно установлено Самим Господом Иисусом Христом. Своим примером Спаситель освятил крещение, приняв его от Иоанна; потом, после Своего воскресения, посылая апостолов на проповедь по всей вселенной, Он торжественно заповедал им: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Последователи Лютера отвергают, поэтому, в важнейшем из христианских таинств,таинстве евхаристии, – присуществление хлеба и вина в истинное тело и кровь Христовы. Хлеб остается хлебом, вино – вином; но «в хлебе, с хлебом и под хлебом невидимо присутствует Христос», и приступающий к таинству с верою – через причащение хлеба и вина, действительно, принимает в себя тело и кровь Христовы, тогда как не имеющий соответственной настроенности вкушает обыкновенные хлеб и вино. Из других таинств, протестанты принимают одно лишь крещение. Все остальные таинства они отвергают или приравнивают к простым обрядам – на том основании, что в Св. Писании нет, будто бы, ясных свидетельств касательно Божественного установления их. Таинство крещения.Таинство миропомазания. – Таинство покаяния Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду, с призыванием имени Бога Отца, Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской и греховной и возрождается в новую духовную жизнь. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. По воскресении Своем Он сказал апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). Своим примером Он освятил крещение, приняв его от Иоанна. Крещение необходимо для всех, желающих быть членами благодатного царства Христова: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). От крещающихся требуется покаяние и вера ( Деян. 2:38 ; Мк. 16:16 ). Младенцы допускаются ко крещению по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст; они так же, как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. В подтверждение правила крестить детей можно указать: 1) па то, что крещение В Новом Завете заступило место обрезания, а обрезание ветхозаветное совершалось над младенцами; 2) на то, что апостолы крестили целые семейства, в которых, несомненно, были и младенцы ( Деян. 16:14–15; 30–39 ; 1Кор. 1:16 ); притом, Сам Господь слазал: «не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное» ( Мф. 19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Еще вопрос: как быть в случае маловерия? Два ответа. Маловерие бывает разное. Ин. 6:30 – “Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?” Это одно маловерие (вы помните, в связи с чем). Второе маловерие: “Верую, Господи, помози моему неверию” ( Мк. 9:24 ). Такое маловерие – то спасительное, которое благоприятствует действенности таинства. 2. Желание. Откр. 3:20 – “Се, стою у двери (имеются в виду двери сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною”. Конечно, речь идет о том, что надо пожелать, чтобы Господь вошел, только в этом случае Он войдет. Обычно Господь спрашивает: веруешь ли, что Я могу это сделать? Но вот один пример, когда Он об этом не спрашивал. Это исцеление расслабленного у купели, когда Господь спрашивает, хочешь ли выздороветь? То есть желание выздороветь поставлено на первое место. Я тебя исцелю, если ты хочешь этого. Таинство Крещения Понятие таинства Крещения «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую” (Православный катехизис). “Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие” ( Ин. 3:5 ). Вопрос 102 Православного исповедания: что такое Крещение? “Крещение есть омытие и истребление первородного греха посредством троекратного погружения в воде с произнесением от священника сих слов: “Во имя Отца (аминь) и Сына (аминь) и Святаго Духа (аминь)” (“аминь” должен произносить восприемник). После сего от рождения водою и Духом бывает примирение человека с Богом, и человеку отверзается вход в Царство Небесное, по словам Спасителя нашего: “Аще кто не родится водою и Духом, не может в нити в Царствие Божие”. Из Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (член 16-й): “Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: “Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие” ( Ин. 3:5 ). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху, и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякаго исключения, просто: “кто не родится”; то есть по пришествии Спасителя Христа, все имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся, и посему не получившие отпущения в прародительском грехе, необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и, следовательно, не спасаются. И так младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно младенцы необходимо должны креститься”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Как может быть непосвященным тот, о котором сказано: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Апок. 2,17 ). Напоминанием об этом новом имени, которое может быть сказано только на Евхаристическом собрании, заканчивает Ипполит Римский свое изложение чина вступления в Церковь 54 . «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон: и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое... Побеждающему дам сесть со Мною на престоле моем, как и Я победил и сел со Отцема Моим на престоле его» Апок. 3,12,21 ). Новое имя есть имя Церкви и имя члена Церкви. 28 В доникейский период крещение водою и Духом составляло единое целое. Разделение этого единого таинства на крещение и миропомазание произошло в никейскуюа эпоху. (См. Gregory Dix, “TheTheology of Confirmation in relation to Baptism» ”, Westminster, 1946). Следует отметить, что и в настоящее время в православной церкви таинства крещения и миропомазания литургически составляют единое целое, в котором трудно определить, где кончается крещение и где начинается миропомазание. Положение католического Богословия относительно конфирмации гораздо труднее православного, так как в католической церкви крещение и миропомазание (конфирмация) не только догматически, но и литургически представляют из себя два разных таинства. См. превосходную статью P. Th. Camelot, «Sur la théologie de la Confirmation» в Revue des Sciences philosophiques et théologiques, t. XXXVIII (1954) p. 637–657. Настаивая на первоначальном единстве крещения и миропомазания, он считает, что «la séparation des deux sacrements n " а pas été un accident, ni une «désintégration», mais la mise en lumière des valeurs propres de chacun» (р. 657). 29 См. S. Boulgakoff, «L " Orthodoxie», Paris, 1932, р. 156. Любопытно отметить, что в современной католической литературе мы находим попытки представить таинство конфирмации, как «sacrement de 1 " Action Catholique».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Новозаветное Крещение . Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28; 19, 20 ). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше ( Ин. 3; 5–7 ). Историческое развитие чинопоследования Таинства Способ крещения в древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I – начало II в.): «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Крещению в апостольские времена предшествовало научение основам Православной веры и покаяние крещаемого в своих грехах. Тогда еще не существовало определенного последования совершения Таинства. Из Нового Завета известно несколько случаев Крещения разных лиц апостолами, причем в первых двух нижеприведенных случаях по прямому указанию Христа. Это Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Кандакии в реке (См.: Деян. 8; 38 ). А также Крещение апостолом Петром сотника Корнилия со всей его семьей (См.: Деян. 10; 47, 48 ) и Крещение, совершенное апостолом Павлом над темничным стражем, который обратился, увидев чудесное освобождение пленников от уз (См.: Деян. 16; 33 ). В последних двух случаях апостолы крестили целые семейства, в которых были и дети. Характер Крещения в апостольские времена был исключительный и не мог оставаться таким и дальше, ввиду того, что христианство стало активно распространяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ответ на возражение 1 . Этот декрет папы Льва относительно двух времен празднования крещения должно, как мы уже показали, понимать так: «При отсутствии смертельной опасности» (каковая всегда угрожает младенцам). Ответ на возражение 2. Это постановление о евреях было обусловлено желанием обезопасить Церковь , чтобы они, не будучи еще до конца обращенными, не извратили веру простых людей. Однако далее в том же постановлении сказано: «Если в течение установленного срока их настигнет тяжкий недуг, их надлежит немедля крестить». Ответ на возражение 3. Крещение посредством сообщаемой им благодати не только устраняет прошлые грехи, но и препятствует совершению будущих. При этом не следует забывать, во-первых, что люди не могут не грешить и, во-вторых, что их грехи могут быть менее тяжкими или же могут быть очищены, согласно сказанному [в Писании]: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом – Иисуса, Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин. 2, 1, 2 ). Раздел 4. ДОЛЖНЫ ЛИ КРЕСТИТЬСЯ ГРЕШНИКИ? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что грешники должны креститься. Ведь сказано же [в Писании]: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» ( Зах. 13, 1 ), где под источником подразумевается крещение. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать и грешникам. Возражение 2. Далее, Господь сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф. 9, 12 ). Но больные – это грешники. Следовательно, коль скоро крещение является лекарством врачевателя наших душ, Христа, то дело представляется так, что это таинство необходимо сообщать грешникам. Возражение 3. Далее, грешники не должны быть лишены никакого вспоможения. Но крещеные грешники получают духовную помощь от самой печати крещения, которая является расположением к благодати. Следовательно, похоже, что таинство крещения нужно сообщать грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Само русское наименование ТаинстваКрещение подразумевает крестную смерть Спасителя. Ритуал троекратного погружения в воды во имя Отца, и Сына, и Святого Духа знаменует, по учению апостолов, «три дня гроба Господня». Апостол Павел так говорит об этом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» ( Рим. 6:3–4 ), и ещё: «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол. 2:12 ). Господь, крестившись в Иордане, дал нам пример крещения водою, но, по словам святого Иоанна Дамаскина , существует и другое крещение«крещение кровью и мученичеством, которым ради нас крестился и сам Христос» (Точное изложение православной веры, кн. 4. гл. 9). Поэтому церковное Таинство Крещения, которое мы принимаем, содержит в себе упоминание о двух священных событиях. Оно своими внешними формами повторяет крещение Господа в Иордане, а сокровенная суть Таинства, согласно апостольскому учению, – в распятии со Христом нашего «ветхого человека», смерть для греха и жизнь для Бога во Христе. Поэтому объединение двух иконографических сюжетов Богоявления и Распятия на нагрудном кресте, дающемся нам при совершении Крещения, наглядно позволяет понять глубинную суть самого Таинства Крещения «во оставление грехов и в жизнь вечную». Крест «Санкт-Петербургский» Серебряный с позолотой нагрудный крест посвящён Санкт-Петербургу и сделан в ознаменование его 300-летия. Этой работой мы хотели напомнить, что Санкт-Петербург, несмотря на всё своеобразие, является русским, православным городом. Он был основан как столица православной державы и имеет духовную преемственность со всей предшествующей культурой и сакральной историей России и её крестной матери Византии. Главным качеством строящейся столицы считалось не её внешнее великолепие, а её святость. В гимнографии этого периода Петербург сравнивается с кораблём апостола Петра, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010