В фильме снимались: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Георгий Жжёнов, Евгений Евстигнеев, Донатас Банионис, Любовь Соколова. «Братья Карамазовы» Фильм «Братья Карамазовы» снят в 1968 году. Картина стала для режиссера Ивана Пырьева последней, он даже не успел ее закончить. Режиссерами заключительной серии выступили исполнители ролей Ивана Карамазова Кирилл Лавров и Дмитрия Карамазова Михаил Ульянов. В фильме также снимались Лионелла Пырьева, Андрей Мягков, Марк Прудкин, Светлана Коркошко, Валентин Никулин, Павел Павленко, Андрей Абрикосов и другие… «Гамлет» Фильм «Гамлет» был снят режиссером Григорием Козинцевым в 1964 году на киностудии «Ленфильм» по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский» (в переводе Бориса Пастернака). Режиссер долго не мог найти актера на главную роль. Потом – познакомился с Иннокентием Смоктуновским и понял, что тот – настоящий Гамлет, «его» Гамлет – проникновенный, ранимый, думающий... В других ролях: Анастасия Вертинская, Эльза Радзиня, Михаил Названов, Юрий Толубеев, Владимир Эренберг, Степан Олексеенко, Вадим Медведев, Игорь Дмитриев и другие… «Уроки французского» Режиссеру удалось передать главную ноту романа: искренние отношения людей, настоящая человеческая правда на фоне тяжелого послевоенного быта. Фильм «Уроки французского» снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. В ролях: Михаил Егоров, Валентина Талызина, Татьяна Ташкова, Галина Яцкина, Ирина Фураева, Олег Голубицкий, Олег Казеннов, Клавдия Козленкова, Елена Кутырева, Елена Кузьмина. «Тени забытых предков» Художественный фильм «Тени забытых предков» Сергей Параджанов снял в 1964 году по мотивам одноименной повести Михаила Коцюбинского на киностудии им. А.Довженко. Почти через полвека другой режиссер, Эмир Кустурица, назовет «Тени забытых предков» лучшей картиной в мире… В ролях: Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева, Спартак Багашвили, Николай Гринько, Леонид Енгибаров, Нина Алисова, Александр Гай и другие. 

http://foma.ru/shkola-100-glavnyix-filmo...

В 1947 г. архиеп. Димитрий (Вознесенский) был репатриирован в СССР, где и скончался. В 1962 г. митр. Филарет переехал из коммунистического Китая в Гон-Конг, а затем в Австралию, в город Брисбен. В 1963 г. он стал епископом Брисбенским, викарием Австралийской епархии. На Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1964 г. еп. Филарет был избран новым первоиерархом и поставлен в митрополиты. Время первосвятительства митр. Филарета отмечено пятью прославлениями Русской Зарубежной Церкви: св. прав. Иоанна Кронштадтского (1964 г.), преп. Германа Аляскинского (1970 г.), св. блаженной Ксении Петербургской (1978 г.), Собора Новомучеников и Исповедников Российских (1981 г.) и преп. Паисия Величковского (1982 г.). Также в первосвятительство митр. Филарета произошли следующие важные события: состоялся Третий Всезарубежный Собор 1974 года, на котором, кроме прочего, были сняты клятвы на «старые обряды»; в 1982 г. совершилось чудо обретения Монреальской Мироточивой Иверской иконы Иосифом Муньосом (убит в 1997 г.); в 1983 г. Архиерейский Собор анафематствовал экуменизм. Митр. Филарет скончался 8/21 ноября 1985 г., в день св. Архистратига Михаила. Отпевание состоялось в синодальном храме сонмом архиереев, погребение – в крипте кладбищенского Успенского храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. В 1998 г. останки митр. Филарета были перенесены в новоустроенную крипту под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Архиеп. Лавр Сиракузский и Троицкий (ныне митрополит, первоиерарх РПЦЗ) с братией засвидетельствовали нетление честных останков митр. Филарета. §2. Сочинения Сочинения митр. Филарета носят нравственно-аскетический и экклезиологический характер. Самым ранним и в то же время достаточно концептуальным сочинением митр. Филарета является «Конспект по Закону Божию», при написании коего он опирался на сочинение своего отца, прот. Николая «Христианская жизнь». Впервые «Конспект по Закону Божию» был издан в Харбине в 1936 г. По своему содержанию – это скорее не катехизис, а серьезный учебник по нравственному богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Это был ответ на отправленное 10 февр. письмо патриарха Афинагора с фотографией и теплыми воспоминаниями о детстве, о рус. шитой золотом плащанице в сельской приходской церкви, о рус. языке, к-рый патриарх знал еще со школьных лет, о чтении рус. книг в духовной школе на о-ве Халки; как бы прощаясь с новым Московским патриархом, Афинагор писал о желании мирных отношений между Церквами. Еще летом 1968 г. О. Клеман записал следующие слова патриарха Афинагора о РПЦ: «В течение всего оттоманского периода русские с неиссякаемой щедростью помогали нашему Патриархату… Русские христиане уже победили коммунизм в своей стране… Они победили его своим страданием, своим умением страдать. Внешне этого пока не видно. Но атеистическая идеология смертельно ранена… В этой труднейшей переходной ситуации некоторым людям на вершине Русской Церкви приходится приносить себя в жертву. Поверьте мне, мучеников в России предостаточно» ( Клеман. 1993. С. 630-631). Межхристианские связи С избранием на Папский престол Иоанна XXIII, исполнявшего в 1934-1944 гг. обязанности апостольского делегата в Турции и Греции, произошло оживление связей Фанара и Ватикана. 18 марта 1959 г. направленный Афинагором в Ватикан архиеп. Сев. и Юж. Америки Иаков встретился с папой, а затем с кард. Эженом Тиссераном. Коренной сдвиг в отношениях КПЦ и Римско-католической Церкви произошел при папе Павле VI (1963-1978), проявившем интерес к экуменическим инициативам Афинагора. Одной из задач К-польского патриарха стала выработка общей позиции правосл. Церквей по отношению к Римско-католической Церкви. В связи с этим на II Всеправославном совещании, проходившем при участии делегации РПЦ на Родосе 26-29 сент. 1963 г., был поставлен вопрос о начале богословского диалога с Римско-католической Церковью «на равных условиях» и о посылке наблюдателей на 2-ю сессию Ватиканского II Собора (на 1-ю сессию патриарх Афинагор не смог направить наблюдателей из-за противодействия значительной части иерархов КПЦ). Вопрос о наблюдателях вызвал разногласия, большинство Церквей было против их делегирования. Компромисс был найден во многом благодаря стараниям митр. Никодима (Ротова): за каждой Поместной Православной Церковью признавалось право посылать или не посылать наблюдателей. Митр. Никодим также настоял на том, чтобы в их числе не было епископов, т. к. положение наблюдателя не совместимо с епископским саном. В соответствии с этим решением представители КПЦ присутствовали на 3-й и 4-й сессиях Ватиканского II Собора. Было принято совместное решение о дальнейшем диалоге с Римом, к-рый должен был осуществляться правосл. Церквами на равных началах и на одинаковом уровне представительства. Темы межхрист. диалога, в частности выработка согласованной позиции правосл. Церквей по отношению к Ватиканскому II Собору, занимали центральное место в программе III Всеправославного совещания (Родос, 1-15 нояб. 1964). Встреча патриарха К-польского Афинагора с папой Римским Павлом VI 8 янв. 1964 г. в Иерусалиме

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Феодосий, архиепископ (Бильченко Павел Захарович) Дата рождения: 24 декабря 1943 г. Дата хиротонии: 10 августа 1997 г. Дата пострига: 4 апреля 1977 г. День ангела: 16 мая Страна: Белоруссия Биография: Родился 24 декабря 1943 г. в г. Батуми, Грузия, в семье военнослужащего. В 1964 г. окончил Харьковский электромеханический техникум и работал в Институте низких температур Академии наук УССР. В 1965-1970 гг. учился на вечернем отделении Харьковского педагогического института, одновременно работал инженером в Институте радиофизики и электроники Академии наук УССР, в 1967-1970 гг. — в Киевском отделении института «Энергосеть». В 1970 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1973 г. — в Московскую духовную академию , по окончании которой в 1978 г. назначен помощником инспектора МДАиС и преподавателем гомилетики. 4 апреля 1977 г. пострижен в монашество, 19 мая рукоположен в сан иеродиакона, 6 ноября — в сан иеромонаха. В 1980 г. возведен в сан игумена. В 1983 г. переведен на должность старшего помощника инспектора Московских духовных школ. В 1986-1997 гг. исполнял должности помощника инспектора по заочному сектору, помощника ректора по представительской работе, начальника продовольственной службы. В 1993 г. возведен в сан архимандрита. Постановлением Священного Синода от 17 июля 1997 г. избран епископом Полоцким и Глубокским. 10 августа 1997 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Полоцка хиротонисан во епископа Полоцкого и Глубокского. Богослужение возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет . В ноябре 2002 г. защитил диссертацию и стал магистром богословия. 24 февраля 2006 г. возведен в сан архиепископа. Определением  Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 г. избран членом  Общецерковного суда  Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 92 )  освобожден  от должности члена Общецерковного суда Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. ( журнал 98 ) почислен на покой. Местом пребывания определен г. Полоцк с материальным содержанием от Полоцкого епархиального управления. Образование: 1973 г. — Московская духовная семинария. 1978 г. — Московская духовная академия. Награды: Церковные: Светские: Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/76214.html

П.- автор, переводчик и редактор мн. книг духовного содержания, выходивших в ФПЦ. Наиболее известны его сочинения «Как мы веруем» (в 1955 краткий вариант, в 1978 - расширенный; издание на рус. языке: К., 2003) и «Пир веры» (1986), которые были переведены более чем на 10 языков, включая корейский и китайский. Также П. принадлежат учебник «Православное преподавание Закона Божьего» (1943), сочинения «О призвании Православной Церкви и ее членов» (1945), «Да будет одно стадо и один пастырь» (1951), «Молитва перед иконой» (1982). Им были переведены на фин. язык Акафист Пресв. Богородице (1937), Валаамский трехканонник (1938), сочинения духовного содержания: свт. Феофана Затворника «Преуспеваешь ли ты в молитвенной жизни: Четыре поучения о молитве» (1938), а также «Плодородные сады пустыни» (Древний патерик) (1954, 1978), «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» (1977, 1983), «Письма валаамского старца» (19782). Также П. был редактором первых 5 выпусков издаваемого Валаамским мон-рем ж. «Kilvoittelija» (Подвижник) (1937-1938), неск. выпусков «Православной книги пения» (1944, 1948, 1951). В 1988 г. при участии П. были выпущены 3 кассеты духовного содержания «Молись с нами», часть текстов П. зачитал сам. П. аранжировал и издал мн. духовные певч. произведения, среди них «Литургия в духе древних напевов» А. А. Архангельского (1941). Составил нотный сб. «Muoviliturgia» (Пластмассовая литургия, 1964), названный так по его пластиковой обложке. Мн. напевы песнопений были упрощены, что должно было дать возможность прихожанам активнее участвовать в богослужениях, особое значение придавалось Евхаристии. Такой вариант служения стали называть в ФПЦ «Литургией Павла». В 1970 г. П. составил сборник песнопений литургии «Евхаристия», в котором ряд произведений был создан на основе знаменных северороссийских и визант. распевов, бóльшая часть - на основе обихода Валаамского мон-ря. Помимо литургической П. писал и духовную музыку: гимн правосл. фин. молодежи «Nouse, nuori ortodoksi» (Поднимайся, православная молодежь), «Siirtoväen rukous» (Молитва переселенцев), «Korkeuksiin katsahda» (Посмотри в высоты) и др. П. является автором мн. статей, касающихся в основном Валаамского и Нововалаамского мон-рей и посвященных церковной музыке.

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Перевод профессора Ивана Чароты + + + Его Преосвященство епископ Артемий (Радосавлевич) родился 15 января 1935 года в селе Лелич возле города Валево - там же, где и святитель Николай Жичский и Охридский (Велимирович). С раннего возраста знал преподобного Иустина (Поповича), который тогда подвизался в монастыре Челие вблизи Валева. И здесь, в монастыре Челие, 20 ноября 1960 года архимандрит Иустин постриг в монахи будущего владыку Артемия, когда тот окончил Белградскую Духовную семинарию. 1960-1964 гг. - учеба на Теологическом факультете в Белграде, по завершении которого, в 1968-1976 гг. - последипломный курс в Афинах, где успешно защищена докторская диссертация «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику». В 1977-1978 гг. иеромонах Артемий преподавал в Призренской духовной семинарии. С 1978 по 1991 гг. он - игумен Свято-Троицкого монастыря (Црна Река). В мае 1991 года хиротонисан во епископа, а 23 июня того же года избран епископом Рашско-Призренским. Эту епархию (которая теперь именуется Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской) окормляет по настоящее время. Автор ряда книг, в том числе: «С Христом по жизни» (Избранное, 2005), «С Косовом в сердце» (2008); на русском языке - «Практический «Закон Божий» (2009). Иван Чарота «Косово» в данном случае – прежде всего Косовская битва 15/28 июня 1389 года, судьбоносное сражение между христианами и магометанами: 30-тысячной армии турецких захватчиков, возглавляемой султаном Мурадом I с двумя сыновьями, и насчитывавших около 15 тысяч воинов объединенных сил сербов и боснийцев под предводительством князя Лазаря Хребеляновича. В войске князя Лазаря были его тесть Юг Богдан с девятью сыновьями – Юговичами, а также два его зятя – Милош Обилич и Вук Бранкович. В ходе битвы сербский воевода Милош Обилич пробрался в шатер султана Мурада и убил его, что внесло смятение в ряды турок. Но командование принял на себя сын султана Баязид, использовавший численное преимущество. Мужественно сражались Юг Богдан и девять его сыновей, все вместе положившие там свои головы. Стоял твердо, но силы были неравны, и Юг погиб вместе со своими. Князь Лазарь был тяжело ранен, захвачен в плен и казнен. А вот Вук Бранкович, согласно эпосу, накануне битвы обвинявший Милоша в готовности к измене, сам стал изменником, отступив со своим отрядом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/18/...

Афанасия, игумения (Грошева Раиса Петровна) Дата рождения: 28 июля 1939 г. Дата пострига: 24 февраля 1988 г. День ангела: 25 апреля Страна: Россия Биография: Родилась 28 июля 1939 г. в г. Щербинке Московской обл. Крещена в детстве. В 1947-1954 гг. училась в средней школе, в 1954-1957 гг. — на курсах кройки и шитья. В 1957-1964 гг. работала в ряде учреждений Подольска и Москвы. В 1964-1968 гг. училась на вечернем отделении медицинского училища при больнице 65 г. Москвы. С 1965 по 1975 гг. работала лаборантом в отделе патологической анатомии Академии медицинских наук СССР в Москве. По благословению архимандрита Феофана (Молявко), насельника Успенского Псково-Печерского монастыря , 29 декабря 1975 г. поступила в Успенский Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии. 25 августа 1978 г. митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием пострижена в иночество с наречением имени в честь мученицы Анатолии. 24 февраля 1988 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобной Афанасии, игумении Эгинской. Все годы жизни в Пюхтицкой обители духовно окормлялась у старца архимандрита Феофана (Молявко; 1913-2001 гг.). Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 29 декабря 1998 г. назначена благочинной Пюхтицкой обители. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 26 декабря 2001 г. назначена и.о. настоятельницы Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Вверенная ее управлению обитель была открыта решением Священного Синода 11 августа 2000 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 30 декабря 2002 г. утверждена в должности настоятельницы Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы с возложением наперсного креста по должности. 11 сентября 2007 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведена в сан игумении. 18 апреля 2011 г., во исполнение решения Архиерейского Собора 2011 г. и определения Священного Синода от 22 марта 2011 г. ( журнал 29 ), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил игумении Афанасии игуменский посох. Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. ( журнал 105 ) освобождена от должности настоятельницы Иоанно-Предтеченского монастыря с выражением благодарности за понесенные игуменские труды. Награды: Церковные: Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/262273.htm...

Русская Православная Церковь ХХ век 12 июля 1919 год — В Софийском соборе Киева сторонники автокефалии совершили богослужение на украинском языке, несмотря на то, что управлявший епархией епископ Назарий (Блинов) запретил это. 1922 год — 6-е отделение Секретного отдела ОГПУ провело в Москве серию обысков у духовенства. Был арестован епископ Фаддей (Успенский) и другие священнослужители. 1923 год — Святейший Патриарх Тихон служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. 1965 год — Скончался Гурий (Егоров), митрополит Симферопольский и Крымский. 1994 год — Скончался архимандрит Иннокентий (Просвирнин), священнослужитель, историк, археограф, филолог, редактор, педагог. Архимандрит Иннокентий (в миру Анатолий Иванович Просвирнин) родился 5 мая 1940 г. в Омске в православной семье. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе; был алтарником, а затем иподиаконом: сначала — у епископа Венедикта (Пляскина), позже — у епископа Вениамина (Новицкого). В 1958 г. поступил во 2-й класс Московской Духовной семинарии. Через год после поступления был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После службы в армии вернулся в семинарию и окончил ее в 1964 г. В 1963 г. председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим пригласил А. Просвирнина на работу в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Этой работе будущий священноинок отдал 30 лет. Научные интересы его окончательно сложились во время учебы в МДА в 1964—1968 гг. Это — монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу он посвятил Свято-Введенской Оптиной пустыни и был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании академии он был оставлен в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. 4 февраля 1970 г. рукоположен во диакона, а 22 февраля того же года, в день обретения мощей святителя Иркутского Иннокентия, — во пресвитера. 22 декабря 1977 г. пострижен в Троице-Сергиевой лавре в монашество с именем в честь святителя Московского Иннокентия. В 1978 г. монах Иннокентий был возведен в сан игумена, в 1981-м удостоен сана архимандрита.

http://pravoslavie.ru/5510.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Издательство Минской духовной семинарии опубликовало собрание проповедей митрополита Антония (Мельникова) 17.07.2023 В издательстве Минской духовной семинарии вышло собрание проповедей митрополита Антония (Мельникова) , которые он произносил на разных этапах церковного служения в 1958-1982 годах. Публикация гомилетического наследия приснопамятного иерарха может иметь назидательное значение для современников и служить сохранению духовного наследия почившего архипастыря. Тексты публикуемых проповедей, представленные машинописными копиями, длительное время хранились в личном собрании насельника Жировичского монастыря игумена Петра (Бирюкова) (1953-2009). После его трагической кончины тексты были переданы в монастырскую библиотеку, где и находятся в настоящее время. Предисловие к изданию подготовил ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич. Подготовку текста проповедей к публикации осуществил проректор по научной работе доцент Александр Слесарев. Выход книги приурочен к 230-летию основания Минской епархии. Издание адресовано православным священнослужителям, студентам духовных учебных заведений, православным верующим и всем, интересующимся вопросами духовной жизни. На протяжении 1956-1963 годов архимандрит Антоний (Мельников) являлся ректором Минской духовной семинарии и наместником Жировичского Успенского монастыря. В 1964 году успешно защитил в Московской духовной академии диссертацию на соискание ученой степени магистра (ныне — доктора) церковной истории на тему «Жировицкий монастырь в истории западно-русских епархий». В 1965-1978 годы архиепископ (с 1975 года — митрополит) Минский и Белорусский. В 1978-1986 годы митрополит Ленинградский и Новгородский. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.07.2023 17:59:03

http://drevo-info.ru/news/29193.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010