Родился свт. Исидор в г. Фессалоника ок. 1300 г. в семье священнослужителя, и был старшим из 10 детей. После окончания учебы свт. Исидор сам стал преподавать детям из знатных семей своего города. Живя в Фессалонике, и еще не будучи монахом, свт. Исидор занимался аскезой под духовным руководством ученика прп. Григория Синаита Герасима. А когда свт. Исидору было немногим больше 20 лет, он отправился на Афон и остался там в скиту Магула у прп. Григория Синаита , но вскоре, в 1325 г. из-за турецких набегов святитель был вынужден вернуться в Фессалонику. В течении ок. 10 лет (ок. 1325–1335 гг.) свт. Исидор свидетельствовал об исихазме в своем отечестве, после чего вернулся на Афон, где был пострижен в монахи и затем посвящен в дьякона свт. Григорием Паламой . Вместе со свт. Григорием они в конце 1330-х гг. активно отстаивали исихазм от нападок Варлаама, а в 1341 г. свт. Исидор сопровождал свт. Григория в столицу для участия в церковных соборах в июне-июле этого года, осудивших впоследствии Варлаама и Акиндина. В это же время Константинопольский Синод избрал свт. Исидора на пустующую кафедру Монемвасии. М. Митреа отмечает в прим. 522 на С. 127, что сначала митрополия Монемвасии была предложена свт. Григорию Паламе , но т.к. тот отказался, кафедру предложили свт. Исидору. Однако его не успели посвятить в епископа, т.к. внезапно началась гражданская война. Поэтому свт. Исидор оставался в Константинополе и являлся кандидатом на патриарший престол, но в ноябре 1344 г. патриархом стал свт. Каллист. Ситуация для свт. Исидора изменилась в конце гражданской войны, когда 17 мая 1347 г. святитель сменил на престоле свт. Каллиста. Среди первых мероприятий, которые предпринял свт. Исидор после своего избрания патриархом, стало назначение свт. Григория Паламы митрополитом Фессалоники, а свт. Филофея (Коккина) митрополитом Ираклеи Фракийской. Последнюю часть своей жизни свт. Исидор болел (скорее всего, раком кишечника), а в феврале 1350 г. составил завещание и осенью этого же года скончался. Сведения о жизни свт. Исидора сохранились в нескольких источниках: упомянутое завещание, Акты Константинопольского патриархата, исторические повествования Никифора Григоры и имп. Иоанна VI Кантакузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Василий Великий , свт. Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. и комм. А. Р. Фокина .//Богословский сборник 5. М., 2000. С. 104–117. Василий Великий , свт. Нравственные правила. Правило 8//Творения. В 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 19–101. Василий Великий , свт. Письмо 252 (260). К Оптиму, епископу//Там же. С. 862–868. Василий Великий , свт. Письмо 253 (261). К жителям Созополя//Там же. С. 868–870. Василий Великий , свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Там же. С. 320–376. Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 223–319. Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 149–222. Василий Великий , свт. О Крещении. М., 2012. Гомер. Илиада/Пер. Н. И. Гнедича//URL: http://www.rvb.ru/homerus/iliada/01text/23.htm (дата обращения 27. 05. 2013). Григорий Богослов , свт. Жалобы на свои страдания//Он же. Творения. В 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 272–274. Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Там же. С. 30–32. Григорий Богослов , свт. О космосе/Пер. Т. Г. Сидаша//Литературно-философский альманах «Александрия»//URL: http://alexandria.ushmanov.ru/bogoslov.htm (дата обращения 17. 03. 2014). Григорий Богослов , свт. Письмо 171. К Палладию//Он же. Творения. Т. 2. С. 519. Григорий Богослов , свт. Плач о страданиях души своей//Там же. С. 295–302. Григорий Богослов , свт. Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория//Там же. Т. 1. С. 24–26. Григорий Богослов , свт. Слово 4, первое обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 61–106. Григорий Богослов , свт. Слово 5, второе обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 107–124. Григорий Богослов , свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 137–149. Григорий Богослов , свт. Слово 14//Там же. С. 175–196. Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Там же. С. 327–332. Григорий Богослов , свт. Слово 28, о богословии второе//Там же. С. 333–350. Григорий Богослов , свт. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 351–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

право издавать свои распоряжения без предварительного согласия с правительством... Почти то же самое из других западных римско-католических государств наблюдается в Бельгии, Испании и Португалии... Довольно хорошо правовое положение римско-католического клира в государствах протестантских, например, в частности и в особенности в Баварии как германском государстве с большим процентом и католического населения. В силу конкордата от 5 июля 1817 г. римско-католическая церковь признается здесь господствующей и потому представители ее сохраняют в Баварии почти все права и привилегии, связанные с их служением по средневековым воззрениям... Из германских государств правовое положение представителей римско-католической церкви поколебалось было на некоторое время только в Пруссии в силу так называемых майских законов 1872-73 гг., потому что по этим законам римско-католическая церковь лишилась автономии во внутренней жизни, ее представители — казенного жалованья, члены многих орденов, особенно иезуитского, изгонялись из Германии и прочая. Однако после выхода в 1894 году в отставку Бисмарка — главного виновника указанных законов — от них осталось очень немногое, стесняющее правовое положение римско-католической церкви в Пруссии, например, ограничение свободы в создании новых орденов и необходимость для членов клира государственного образования. Что же касается остальных привилегий, то они те же самые, что и в других выше указанных государствах... Аналогично правовое положение римско-католического клира в Англии. И здесь в XVII-XVIII веках, как и в начале XIX в. в Германии, представители и вообще члены римско-католической церкви были лишены государственных прав... С восшедствием в 1820 г. на престол Георга IV и особенно со времени премьерства в английском парламенте Гладстона, издавшего 1869 г. церковные законы, правовое положение римско-католического клира в Англии значительно улучшается: члены его не только получают полную автономию в церковной сфере, но и права участия в государственной жизни английского королевства...

http://bogoslov.ru/article/1079223

По предложению моему о сем ещё в декабре минувшего года, консистория вошла в надлежащие отношения по этому предмету; и иеромонах Кошко, высланный из Вильна несколько лет тому назад по распоряжению правительственному за злонамеренные проповеди и приютившийся во дворе г-на Виленского губернского предводителя дворянства Пусловского, сколько мне известно, обращён уже в монастырь соответственно его монашескому званию. Но частная эта мера едва ли достаточна. Означенные выше злоупотребления допускаются не по одним четырём благочиниям, осмотренным преосвященным Михаилом, но и по другим местам Литовской епархии. Об этом я сам получал неоднократно жалобы при осмотре прошлым летом епархии; об этом есть и дела в консистории. По сведениям сим, некоторые Римско-католические священники проживают в дворах помещичьих, по данным противозаконно дозволениям прежде управлявшим Виленскою Римско-католическою епархией, другие по своевольному дозволению монастырских настоятелей. Между тем, Римско-католические приписные и дворовые каплицы, при которых могут проживать особые священники, определены поимённо главным Римско-католическим духовным начальством, то есть Римско-католическою коллегией; и наблюдение, чтобы сверх определённых коллегией каплиц не назначались особые священники, весьма удобоисполнимо. Необходимо однакож обратить внимание на то, что Виленская Римско-католическая епархия совмещается в пяти губерниях; и наблюдение нынешнего начальника епархии, при всей его благонамеренности и деятельности, не может быть вполне успешно тем более, что после вредного направления, данного духовенству при прежнем начальнике епархии, ещё не скоро можно ввести между оным должный порядок. Посему долгом поставляю просить покорнейше Ваше Высокопревосходительство: не найдёте ли возможным и полезным вытребовать от управляющего Виленскою Римско-католическою епархией прелата Жилинского именной список приписным и дворовым каплицам, при которых разрешено Римско-католическою духовною коллегией состоять особым священникам, и список сей передать по-уездно земским полициям, с тем, чтобы сверх епархиального начальства и сии полиции наблюдали за точным исполнением распоряжения главного Римско-католического духовного начальства. 63. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода, от 27 января 1848 года за 270, о появившихся между воспитанниками духовно-учебных заведений в Вильне признаках приближавшейся холеры

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Главную силу, которой всегда во славу свою пользовалось и теперь еще удерживало в своих руках римско-католическое монашество, составляли монастырские школы. Правда, в период с 1828–1832 г. г. было закрыто изрядное число монастырских училищ: например, Витебские – пиарское и базилианское, Полоцкое пиарское, Ушачское – доминиканское, Сокольницкое – францисканское и другие 62 . По Высочайшему повелению от 1-го мая 1832 г. на место их были учреждены светские 63 . Но и после этого при многих монастырях средние школы еще продолжади существовать: в Волынецком доминиканском монастыре, например, оставалась средняя школа, в которой училось 160 человек, а учителей было 10 (9 монахов и 1 светский); также оставались училища при Озеранском каноников регулярных монастыре (на 29 человек), Быховском того же ордена 64 , при Освейском – миссионерском 65 и многих других, а также при римско-католических приходских церквах, например, при римско-католической церкви в м.Дубровне Оршанского уезда 66 . Руководители же этих школ продолжали вести, завещанную предками и освященную веками, политику римско-католической пропаганды. Таким образом, римско-католическое монашество и после всех несчастий, какие, в виде разных ограничительных мер правительства, в последнее время стряслись над ним, представляло для Белорусского православия и униатства грозную силу 67 . Ho при воссоединении униатов Белорусской епархии нашим деятелям пришлось считаться не столько с наличной римско-католической силой, в лице ее белого и черного духовенства, сколько с результатами прежней, долгой, хитрой и в высшей степени могучей римско-католической пропаганды. А результаты эти были громадны. Конечной целью в отношении унии, к осуществлению которой римско-католицизм не переставал стремиться во все время существования унии, было обращение всех униатов в католиков. Умудренный многовековым опытом, он подходил к ней не сразу, а постепенно, в два приема. Сначала он старался воспитать в униатах сознание своей близости к римско-католической церкви, единства с ней, а затем уже сделать их полными католиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Только 18 августа 1914 г. вышло предписание Управляющего Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископа Я. Цепляка, в котором он призывал всех римско-католических священников в воскресные и праздничные дни совершать молебны о здравии Его Императорского Величества Государя Императора и всего Царствующего Дома и о даровании победы русской армии над врагами. После каждого праздничного богослужения предлагалось обращаться к прихожанам с просьбами оказывать помощь семьям ушедших на войну солдатов, жертвовать на устройство лазаретов для раненых воинов и т. д. Предписание возымело действие – во всех костелах проводились молебны в честь русской армии и Царствующего Дома, за скорейшую победу России в войне c. 16]. Настоятелями римско-католических приходов также проводился сбор пожертвований в пользу раненых и кружечные сборы в пользу Красного Креста. Так, в местечке Любешов Пинского уезда ксендзом Бречко были собраны пожертвования в сумме 5 рублей, в Борисовском костеле – в сумме 32 рублей, в Слуцком костеле – 100 рублей. Также кружечные сборы проводились в Сверженском, Рубежевинском, Волмянском костелах Минского уезда, в Речицком, Остроглядовичском костелах и в Хойникской каплице Речицкого уезда и других. Все собранные средства отсылались в канцелярию Могилёвского Митрополита c. 14]. Однако, по словам минского губернатора А.Ф. Гирса, «отмеченные положительные явления не дают ещё основание считать римско-католическое духовенство, как вообще весь католический народ, вполне лояльным по отношению к русскому правительству и русской государственности» c. 18]. Что касается руководства РКЦ, то сам управляющий Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископ Я. Цепляк 19 ноября 1914 г. при огромном стечении народа в костеле Святой Екатерины в Санкт-Петербурге совершил заупокойное богослужение по убиенным в боях солдатам и офицерам России и союзных держав c. 25]. После ряда неудач российской армии на западном фронте в 1914 году, в начале 1915 г. началось наступление германских войск на территорию Беларуси. В этой связи актуальным стал вопрос об эвакуации Виленской консистории и канцелярии епископа. Так, 19 июля 1915 г. Управляющий Виленской римско-католической епархией епископ К. Михалькевич написал ходатайство директору Департамента духовных дел иностранного исповедания Е. Менкину об ассигновании Виленской римско-католической духовной консистории в размере 1500 рублей на покупку упаковочного материала для казенного имущества Консистории, семинарии и канцелярии Виленского римско-католического епископа, подлежащего вывозу из города Вильно в г. Могилёв в связи с военными обстоятельствами. Ответственным за перевозку назначался преподаватель Духовной семинарии ксендз П. Крауялис c. 125].

http://bogoslov.ru/article/5338800

В силу конкордата от 5 июля 1817 г. римско-католическая церковь признается здесь господствующей и потому представители ее сохраняют в Баварии почти все права и привилегии, связанные с их служением по средневековым воззрениям... Из германских государств правовое положение представителей римско-католической церкви поколебалось было на некоторое время только в Пруссии в силу так называемых майских законов 1872–73 гг., потому что по этим законам римско-католическая церковь лишилась автономии во внутренней жизни, ее представители – казенного жалованья, члены многих орденов, особенно иезуитского, изгонялись из Германии и прочая. Однако после выхода в 1894 году в отставку Бисмарка – главного виновника указанных законов – от них осталось очень немногое, стесняющее правовое положение римско-католической церкви в Пруссии, например, ограничение свободы в создании новых орденов и необходимость для членов клира государственного образования. Что же касается остальных привилегий, то они те же самые, что и в других выше указанных государствах... Аналогично правовое положение римско-католического клира в Англии. И здесь в XVII-XVIII веках, как и в начале XIX в. в Германии, представители и вообще члены римско-католической церкви были лишены государственных прав... С восшедствием в 1820 г. на престол Георга IV u ocoбehho со времени премьерства в английском парламенте Гладстона, издавшего 1869 г. церковные законы, правовое положение римско-католического клира в Англии значительно улучшается: члены его не только получают полную автономию в церковной сфере, но и права участия в государственной жизни английского королевства... Из некатолических государств очень хорошо правовое положение представителей римско-католической церкви и России. Пользуясь еще в XVI-XVIII вв. на основании законов 1627, 1705 и 1769 гг. внутренним самоуправлением (privilegium fori), римско-католическая церковь в России во второй половине XVIII века приобретает права особо покровительствуемой церкви, проявляющияся в свободе принадлежащих католикам храмов, школ и строений от всяких городских повинностей с правом ходатайства казенных пособий в случае построения храмов в среде бедного населения (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Ни какие заверения отдельных представителей римско-католической церкви, что их церковь ищет «соединения» с Православною Церковью, пока не убедили нас. Уверяющие либо неискренни, либо выражают свое личное мнение, свои pia desideria. Правящая же римско-католическая церковь мыслит это «соединение» не иначе как подчинение, как исторически определившуюся «унию». К этой цели римско-католическая церковь и направляет все свои усилия 147 . И нельзя сказать, чтобы такие усилия оказывались совершенно безуспешными: католики беспрерывно увлекают к себе из Православной, в особенности Русской, Церкви, отдельных лиц, изменяющих родной вере под влиянием чаще жизненных невзгод и лишений, чем блестящих доводов римско-католических ксендзов. Но такие «успехи» римско-католической церкви должны огорчать искренних сторонников честного, на правах равенства, единения великих церквей, ибо подобными «успехами» и приемами римско-католической церкви пропасть между нею и Православной Церковью все больше углубляется, недоверие нарастает и отдаляется тот день, когда может стать «едино стадо и един пастырь». Позиция католической церкви тем резче выделяется, что другие старые церкви и исповедания совсем не выявляют наклонности, в целях прозелитизма, воспользоваться трагически затруднительным положением Православной Церкви, а некоторые, как Англиканская – в Зап. Европе, методистская – в Америке даже спешат к ней на помощь 148 . В частности, Болгария не забыта католиками. Римско-католические аванпосты, в виде римско-католических и униатских церквей, монастырей и школ разбросаны по всему Болгарскому царству, и в них осторожно, но настойчиво и планомерно ведется определенная работа, направленная к распространению римско-католических идей и к привлечению православных болгар в лоно Римской Церкви. Еще более не дремлют в это тяжелое для Православной Церкви время разные сектантские общества. Совратительская политика составляет природу этих обществ. Они и раньше в православных странах росли и ширились, главным образом за счет Православной Церкви. Теперь же они усилили свою пропаганду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Споры и нестроения, вызванные возражениями против текста свт. Льва и опасениями ряда участников, что Собор откажется от кирилловской терминологии, были настолько серьезными, что уполномоченные должны были использовать всю свою власть для того, чтобы закрыть сессию и объявить перерыв на пять дней, порекомендовав всем сомневающимся обратиться за разрешением своих недоумений к свт. Анатолию Константинопольскому — убежденному кирилловцу и бывшему другу Диоскора, но также и искусному дипломату — или к лицам, которых он укажет. Аттик Никопольский из Эпира, один из наиболее последовательных кирилловцев, возражавших против томоса свт. Льва, потребовал даже, чтобы для проверки православия папы римского использовалось также не читавшееся на Соборе третье письмо свт. Кирилла Несторию, содержавшее 12 анафематизмов. Итак, споры, разразившиеся на третьей сессии Собора, привели к решению исследовать православие самого папы Льва, исходя из критериев учения свт. Кирилла. Четвертая сессия началась с провозглашения томоса папы Льва выше всех подозрений в ереси. Легату Пасхалию было позволено выступить с необходимым для спасения чести римской делегации заявлением: “Достопочтенный Лев, епископ всех церквей (!), даровал нам изложение истинной веры Эту веру провозглашает Собор ничего не изменяя, ни буквы не сокращая и ни буквы не добавляя”, после чего все епископы, один за одним, заявляли, что томос Великого Льва был в полном согласии с Никеей, Константинополем, Эфесом и… Кириллом. Епископы палестинские и иллирийские также подписали томос, заявив, что они тщательно изучили вопрос, провели ряд совещаний со свт. Анатолием и римскими легатами, и у них не осталось сомнений, что томос православен и выдерживает экзамен по всем пунктам кирилловской христологии. “Легаты объяснили нам все, что нам казалось спорным в выражениях архиепископа Льва”. Хотя эта сессия формально соответствовала инструкциям, данным свт. Львом своим легатам — томос был принят как изложение православной веры — невольно создавалось впечатление, что Лев был подвергнут суду и оправдан на основании соответствия христологии Кирилла как критерия православия.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

В начале 2000-х гг. напряжение в отношениях Русской Православной Церкви с Ватиканом усилилось в связи с несогласованным с Украинской Православной Церковью визитом Папы Иоанна Павла II на Украину в 2001 г. и созданием в 2002 г. на канонической территории Русской Православной Церкви новых католических епархий и структур. 11 февраля 2002 г. было объявлено о решении Папы Римского «повысить статус административных структур» Римско-Католической Церкви на территории России до уровня епархий, а территорию Россию трактовать как «церковную провинцию» во главе с митрополитом. Летом этого же года епархии Римско-Католической Церкви были созданы на юге и востоке Украины. В заявлении Патриарха Алексия II и Священного Синода были названы причины такого решения Ватикана: действия Римско-Католической Церкви, «не обусловленные реальными пастырскими нуждами, раскрывают миссионерские цели производящихся изменений. Это подтверждается многочисленными фактами миссионерской деятельности католического духовенства среди российского населения. Именно эту деятельность мы называем прозелитической и постоянно указываем на нее как на одно из основных препятствий в деле улучшения отношений между нашими Церквами». Ситуация стала меняться после избрания главой Римско-Католической Церкви Папы Бенедикта XVI. Митрополит Кирилл, который присутствовал как на похоронах Папы Римского Иоанна Павла II (8 апреля 2005 г.), так и на интронизации новоизбранного Папы Римского Бенедикта XVI (24 апреля 2005 г.), провел встречу с ним в первый же день нового понтификата. По словам владыки Кирилла, «в Московском Патриархате со вниманием и надеждой были восприняты заявления Папы Римского Бенедикта XVI, сделанные им буквально сразу после восшествия на престол, о важности диалога с Православием и о необходимости улучшить отношения с Русской Православной Церковью... Мы, безусловно, поддерживаем не раз высказанное Бенедиктом XVI стремление к улучшению отношений между двумя Церквами и сами стремимся к тому же. Однако столь же безусловной является необходимость скорейшего перехода от слов к делу, от обнадеживающих деклараций к практическим шагам по разрешению конкретных конфликтных ситуаций». Во время встречи митрополита Кирилла с Папой Бенедиктом XVI в декабре 2007 г. отмечалась «необходимость использовать инструменты диалога для согласования позиций по тем проблемам, которые стоят на повестке дня».

http://patriarch.patriarchia.ru/rimsko-k...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010