Нравственное учение Папы Льва также заслуживает особенного внимания. Святой Лев часто убеждал паству свою творить дела милосердия. Долг милосердия, говорил он, определяется не по мере благ, а расположением сердца. Богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему. Бог для того и дает богатство, чтобы оно текло к бедному. Говоря о молитве, святой Лев убеждал обращаться за помощью к ходатайству святых и заповедал чтить святые мощи. Память свт. Льва Великого празднуется 18 февраля/3 марта, почитается он как святитель и пастырь Церкви Божией, предстоящий и молящийся о нас пред престолом Христа Бога нашего, славимого и покланяемого со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь. Кондак святителю Льву Великому, глас 3. На престоле славне священства сед, и львов уста словесных заградив, догматы богодухновенными честныя Троицы озарил ecu свет богоразумия твоему стаду: сего ради прославился ecu, яко божественный таинник Божия благодати. Примечания 1. Внешней философией в то время назывались произведения языческих философов - Платона, Аристотеля, Пифагора и других, т.е. тех писателей, которые, по вере, находились вне Церкви Христовой. 2. Архидиакон - старший или первый диакон. При каждой епископской кафедре было по одному архидиакону. В древней Церкви должность архидиакона почиталась очень почетной, и архидиакон был одним из самых приближенных лиц к епископу. Часто в епископы избирались архидиаконы, как это можно видеть на примере святого Афанасия Великого, Льва, Папы Римского, и многих других. Ныне архидиаконами называются первенствующие иеродиаконы, т.е. диаконы монашествующие в больших монастырях, особенно ставропигиальных, и кафедральных соборах. Звание это дает только первенство чести, а не власти, потому что архидиакон не есть начальник диаконов, а только первый из них по месту в служении и собраниях. 3. Папа Сикст III занимал римскую кафедру с 432 по 440 годы. 4. Гунны - азиатский народ, вторгшийся в конце IV века в Европу и произведший в ней значительные опустошения, разрушая города и целые царства. В Европе свое местопребывание гунны утвердили в долине реки Тиссы, притока Дуная (территория современной Венгрии). Время правления Аттилы (433-454) представляет собой период гуннского могущества. Аттила держал в постоянном страхе византийского императора, заставил его выплачивать огромную дань и предоставить гуннам все земли к югу от Дуная. В 440 году Аттила во главе 500000-ной рати двинулся на Запад. Предавая все огню и мечу, он прошел всю Германию до Рейна, потом переправился через эту реку и разрушил целый ряд городов. На юге Франции он получил однако отпор и принужден был возвратиться в Германию. В 452 году он предпринял новый набег - в этом раз на Италию. Риму и всей Италии грозила опасность стать жертвой врагов, но Аттила остановил свое победное шествие и после переговоров с папой Львом Великим возвратился назад. Вскоре после этого похода Аттила умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

18. Суббота. Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского. Служба святителя не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Щитом веры...», 3-й – тот же, 4-й: «О земных всех...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Радуйся, двере Господня...». На малом повечерии – поется служба ап. от 70-ти Архиппа, с 19 февраля (ср.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), святителя на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-02/

39. Державин А., прош. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть вторая//Богословские труды. 1976. 16. 40. Brückner A. Ein Weissrussischer Codex miscellaneus in Gräflich-Raczynski’schen Bibliothek in Posen/Archiv für Slavische Philologie (Berlin). 1886. Bd. 9. 41. Rkopisy cerkiewnosowiaskie w Polsce. Katalog. Krakow, 2004. 42. Веселовский A.H. Из истории романа и повести. Славяно-романский отдел. Т. 2//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1888. Т. XLIV. 43. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. 44. Бодянский О. Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского. М., 1848. 45. Полонский Д.Г. Историческая эрудиция составителя «Слова о Халкидонском соборе»//«Slovne=Словне». International Journal of Slavic Studies. 2014. Vol. 3. 2. 46. Мошин B.A. Сербская редакция синодика в неделю православия. Тексты//Византийский временник. 1960. 17. 47. Божилов И., Тошоманова А., Билярски И. Борилов Синодик. Издание и превод. София, 2010. 48. Полонский Д.Г. Почему киевский монах Феодосий Грек перевел послание римского папы Льва Великого ? (К проблемам мотивации книжника и датировки восточнославянского памятника XII в.)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. Вып. 3(53). Полонский Дмитрий Георгиевич – старший научный сотрудник Архива РАН. Автор глубоко признателен А.А. Гиппиусу, А.А. Турилову и Ф.Б. Успенскому за обсуждение соображений, ставших основой настоящей работы 2 Таковы, например, болгарские и сербские рукописи из собраний Одесской национальной библиотеки Л. 26об.–28об.] и Национальной библиотеки им. свв. Кирилла и Мефодия в Софии 141. Л. 75–78об., 895. Л. 86об.–88, 902. Л. 58–69об., 904. Л. 70–73, 913. Л. 96–100об.]. 3 Изредка, впрочем, память о папе Льве сопровождалась путаницей в месяцесловах. Так, в одной среднеболгарской рукописи Апостола (нач. XIV в.) под 18 февраля явно ошибочно отмечена память сщмч. (!) «Лесонта, кп(и)с(ко)па Ц(а)ръгр(а)да» 802. Л. 120об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

Идея папства, раскрытая и приведенная в систему Львом Великим, овладевая постепенно умами верующих, могла иметь, уже в силу своей целостности, более оснований к живучести, нежели дело его предшественников, даже помимо его содействия чисто практическому ее осуществлению. Она могла быть богата последствиями, как руководство для преемников Льва Великого в деле дальнейшего развития и осуществления идеи папства. Имела ли деятельность папы Льва Великого в развитии идеи папства значение для последующего времени и как далеко сказалось его влияние, об этом может говорить также «Догматическая конституция...», изданная на Ватиканском соборе. Развивая свои мысли о приматстве римского епископа, отцы этого собора дважды ссылаются в подтверждение своих мыслей на учение об этом предмете Льва Великого . Так, во введении, сказавши о создании Господом Церкви, в которой все верующие должны быть связаны единой верой и любовью, отцы собора говорят, что постоянное начало и видимое основание обоих единств установлено в ап.Петре, и приводят слова Льва: «на твердыне коего должен был создаться вечный храм, и в этой непоколебимости веры высота Церкви (должна) достигнуть небес» (S.Leo M., Sermo W., 2). Во второй главе, говоря о непрерывности первенства ап.Петра в римских епископах, тоже приводят слова Льва: «И так пребывает устроение истины, и св.Петр, удерживаясь вечно в полученной им твердости камня, не оставил принятого им кормила Церкви» (Sermo III, 3). Одинаковость учения «Догматической конституции…» о приматстве ап.Петра и непрерывности его в лице пап с учением об этом Льва утверждается, таким образом, самим Ватиканским собором. Очевидно, идеал папства понят Львом Великим настолько глубоко и широко, что мог удовлетворить даже отцов Ватиканского собора. Действительно, если сравнить содержание пунктов «Догматической конституции…» с главными положениями Льва, то окажется если не тожество, то очень значительное сходство. Объем власти папы, именно: судебная, административная, законодательная и учение о непогрешимости, высказывается в определении Ватиканского собора, правда, решительней и отчетливей, нежели у Льва, а главное, папская система получает догматическую санкцию и ограждается анафемой. Между тем учение св. Льва о привилегиях ап.Петра было (по замечанию Певницкого) не догматического свойства, а, скорей, личным мнением, догматический же характер придали ему позднейшие защитники кафедры Петра. Но при всем том точка зрения, на которой стоит Лев Великий по отношению к папству, можно сказать, одинакова с той, на которой стоит папство и теперь, с тем только различием, что у Льва Великого идея Церкви не поглощается еще окончательно идеей папства и папа не является воплощением самой Церкви, наместником не ап.Петра, а Самого Христа и Бога, как видим теперь. Относительно папы Льва Великого можно сказать, что он в своем слове и учении указал дорогу, которой заметно пользовались его преемники в деле дальнейшего развития и осуществления папской идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В Византии память папы Льва I отмечалась 18 февраля 982. Р. 54], как считается, потому, что в этот день в Константинополе римскому понтифику был посвящен храм С. 76]. Вслед за Греческой церковью традицию поминовения в этот день первоиерарха Рима восприняли и митрополии в славянских землях: под 18 февраля память папы Льва отмечена в десятках южно- и восточнославянских месяцесловов XI-XIV вв. С. 272; 14. С. 533]. В древнейших восточно- славянских служебных Минеях на февраль S. 536–580] помещена служба на тот же день, где понтифик воспевается и превозносится как «глава правоверия церкви христовой», «уставитель истине», «Моисей вторый» и «утро от Запада» в связи с сформулированной им христологической доктриной, занесенной в «свиток веры правыя» – так гимнографом назван Томос папы Льва I. Также в соответствии с формулировкой участников собора Томос назван в тексте службы и «столпом правоверия» S. 549] 1 . В южнославянских землях память папы Льва I в соответствии с византийской традицией также отмечалась 18 февраля, что зафиксировано в ряде рукописей служебных Миней XIII–XVII вв. 2 . Таким образом, традиция прославления папы в гимнографии православных славян насчитывала несколько столетий. Древнейшая славянская рукопись, сохранившая упоминание о понтифике, происходит из Болгарии – это Енинский Апостол (XI в.), где месяцесловная память «Лъвоу папежоу римъскоу» помещена на неделю сыропустную Л. 4об.; 18. С. 23]. Поэтому можно полагать, что по крайней мере за десятилетия до образования Второго Болгарского царства римский папа Лев I Великий поминался как святой в храмах южнославянских провинций. День почитания понтифика в славянских памятниках агиографии соответствует гимнографической традиции 3 , однако в южно- и восточнославянских минейных сборниках вплоть до конца XVII в. отсутствовало сколько-нибудь пространное и целостное житие папы Льва I 4 . В древнейшем славянском нестишном Прологе конца XII – начала XIII в. 1324. Л. 152в-152г.] под 18 февраля помещено лаконичное житие Льва Великого , которое, хотя и укладывается в характерную для проложных статей трехчастную агиографическую композицию С. 51], близко по содержанию к похвальному слову, поскольку в основном сводится к прославлению папы как «дивного отца» за «многую го добродтель и цломудри и чьсть» в связи с ролью римского первоиерарха в ниспровержении вероучения монофиситов на IV Вселенском соборе С. LXVIII, 774]. Замечателен пример текста одного из сербских кодексов Минеи (декабрь – февраль, XIII/XIV в.), где служба понтифику продолжена похвалой из нестишного пролога, образовав цельную композицию своеобразного компилятивного памятника гимнографии 895. Л. 86об. –88].

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

Ниже мы предлагаем наш перевод 13 Послания 165 свт. Льва, отправленного 17 авг. 457 г. и адресованного имп. Льву I Макелле. Это письмо, иногда называемое «вторым Томосом» св. Льва, «представляет собой христологическое завещание папы, посредством которого он поставил точку в своей борьбе за Халкидонский Собор» 14 ; именно этот текст представляет собой наиболее зрелое описание христологических воззрений святителя, созданное в качестве ответа на критику его Томоса и Халкидонского определения со стороны монофизитов. Исходный вариант данного текста можно найти в 124 послании св. Льва (датируется, вероятно, летом 453 г. 15 ), адресованном Палестинским монахам, которые отвергали Халкидонский Собор. Монахи были, вне всякого сомнения, «кирилловцами», и потому, чтобы вернуть их в общение с Церковью , папе Льву было необходимо продемонстрировать, что его христологические воззрения находятся в гармонии с учением свт. Кирилла. Пересылая спустя несколько лет доработанный вариант послания Палестинским монахам имп. Льву, свт. Лев придавал ему совершенно особое значение: Послание 165 должно было стать универсальным и исчерпывающим ответам всем критикам Халкидонского Собора. Замечательно подробный анализ содержания «второго Томоса» предлагает А. Грильмайер 16 , однако мы бы хотели дополнить его рядом небольших замечаний, призванных показать, как свт. Лев близок богословию свт. Кирилла. Тем самым мы надеемся показать, что т. н. «неохалкидонизм» в действительности не является «новым», но отражает действительный ход мысли ведущего богослова IV Вселенского Собора – свт. Льва Великого . Богословие «второго Томоса» свт. Льва Никейский Символ. Нельзя не обратить внимания на то, что свт. Лев полностью включает в свое послание Никейский Символ веры – именно Никейский, а не Никео-Константинопольский, который был зачитан и утвержден в качестве нормы православной веры на Халкидонском Соборе 17 . Связано это было не только с подчеркнутым вниманием самого свт. Льва к Никейским канонам и определениям, но и с тем значением, которое усваивали Никейскому Символу антихалкидониты сер. V в. Константинопольский Символ они не признавали 18 . Тем самым свт. Лев, утверждая, что «проповедует и защищает ту самую веру, которую утвердил святой Никейский Собор» защищался от характерного для радикальных «кирилловцев» обвинения в уклонении от Никейского Символа 19 и сближал свой «второй Томос» с догматическими посланиями свт. Кирилла, в которых также в качестве правила веры выступал Символ I Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/hr...

Авторитетные исторические памятники, описывающие времена свт. Льва Великого сообщают о его огромном авторитете, пасторской энергии, ревностном служении своей пастве и всей Церкви. Известны два случая из истории Рима, которые не являются лишь легендой, а повествованием о реальных событиях. Они наглядно свидетельствуют о подлинном служении свт. Льва как истинного пастыря Церкви, защитнике народа Божия от ее врагов. В 452г. в пределы северной Италии вторгся известный предводитель гуннов Атилла, который разрушил ряд городов и реально угрожал Равенне, тогда резиденции императоров западной части империи, и самому Риму. По просьбе императора Валентиниана III свт. Лев отправляется в лагерь Атиллы в сопровождении двух патрициев: консула Авиенуса и префекта Тригетиуса. Свт. Лев поехал во всем епископском облачении. В местечке Минцио близ Мантуи состоялась встреча свт. Льва и Атиллы. 12 Свт. Лев, назвав Атиллу «бичом Божиим», велел оставить Италию и вернуться обратно. Анонимный автор жизнеописания свт. Льва даже сохранил слова, с которыми Римский первосвященник обратился к Атилле: «О Атилла, тебе покорились целые области, которые были дарованы римлянам благодаря победам над народами, чтобы они были им завоеваны. Теперь мы молимся о том, кто завоевал других, покорить самого себя. Люди ощутили твой бич. Теперь же они хотели бы ощутить твое милосердие». 13 Некоторые источники сообщают о видении Атиллой двух ангелов с горящими мечами и грозившими его поразить в случае отказа повиноваться слову Римского первосвященника. 14 А в 455г. ему пришлось упросить предводителя вандалов Гейнзериха не уничтожать и не сжигать Рим. Однако город подвергся четырехдневному разграблению пожару. Уцелели всего лишь три церкви. После погрома свт. Лев занялся восстановлением разрушенного города и храмов. Среди них был и новый храм апостола Петра на Ватиканском холме и св. муч. Севастьяна на Аппиевой дороге. Это еще больше подняло авторитет свт. Льва у римлян. 15 Нас преимущественно будет интересовать участие свт. Льва в борьбе с новоявленной ересью Евтихия, одного из архимандритов и игуменов монастыря Константинопольской церкви. Почему мы останавливаемся именно на этой деятельности свт. Льва, а не на другой? Чтобы это понять необходимо, прежде всего, себе ясно представлять, что для Святых Отцов любая ересь – это не просто какое-то личное высказывание о Боге, некая система философии, а хула на Бога. Святые Отцы были своего рода индикаторами Православия, и потому с небывалой ревностью реагировали на всякое нововведение в вере, которое, как правило, оказывалось несогласным с учением Церкви. Учение Евтихия, как это обнаружил свт. Флавиан, архиепископ Константинопольский, было совершенно несогласно с учением Церкви, поскольку этот малообразованный архимандрит, якобы являясь строгим последователем свт. Кирилла Алексндрийского, учил:

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

В Деяниях Собора в Халкидоне, сохранивших ход и последовательность его заседаний, имеется важное свидетельство того, что свт. Лев разделял учение свт. Кирилла. 41 После прочтения двух важных посланий святителя Александрийского епископы собора единодушно заявили: «Все так веруем! Папа Лев так верует! Анафема тому, кто разделяет, и тому, кто сливает! Эта вера архиепископа Льва; Лев так верует; Лев и Анатолий так веруют; все так веруем; как Кирилл, так веруем. Вечная память Кириллу ». 42 И после прочтения Томоса свт. Льва епископы, как об этом свидетельствуют церковные историки и Mansi восклицали, что «устами Льва вещает сам апостол Петр», «анафема тому, кто не так верует; это через Льва изрек Петр; этому учили Апостолы...Лев и Кирилл учат согласно; это вера истинная; православные так думают; это вера отеческая». 43 То, что свт. Лев мыслил о Боговоплощении, как и свт. Кирилл Александрийский , доказывается им же самим в письме к епископу Юлиану Косскому. Но не только это. Как доказывает профессор И. Романидис, на соборе все епископы были сторонниками учения свт. Кирилла и поэтому в течение пяти дней тщательно сверяли текст Томоса свт. Льва Великого с Третьим посланием свт. Кирилла к Несторию и 12-ю анафематизмами. 44 И именно это и дало право всем епископам утверждать о верности, православности и точности Томоса свт. Льва Великого . Церковная память также хранит повествование о написании свт. Львом этого послания к свт. Флавиану против ереси Евтихия. Свт. Софроний патриарх Иерусалимский в своем знаменитом «Луге духовном» помещает достойный самого пристального внимания рассказ о том, как свт. Лев после написания текста послания положил его на гроб апостола Петра. В течение сорока дней Римский святитель постился и молитвенно просил Апостола исправить все вкравшиеся в текст неточности. После чего ему явился сам апостол Петр и возвестил о том, что им исправлены все ошибки его собственной рукой. 45 Церковный историк Евагрий Схоластик Томос свт. Льва характеризует такими словами: «Ибо это послание согласно с исповеданием великого Петра, и есть как бы столп против людей зломыслящих». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

году во Франкфурте соборе бывшей Западной империи папа обеспечил представительство своими послами. На этом соборе председательствовал король; на нём были осуждены решения восточного собора, с чем выразили согласие и папские легаты. Папе был преподан урок: дела христианского сообщества вершат уже не папа и Византия, а Карл при содействии папы. Папа Адриан скончался в то время, когда рушились его мечты о папском суверенитете. Об избрании его преемника Льва III (795–816) Карл был извещён посольством. Начиная с Павла I , таким образом в качестве простого акта вежливости патриция ставили в известность о результатах выборов. В своё время Византия, а также экзарх требовали, чтобы к ним обращались с просьбой об утверждении ещё до посвящения. Однако Лев не только вместе с римскими избирателями дал клятву верности франкскому королю, но и одновременно признавал Карла своим сюзереном. Лев прекратил датировать свои грамоты только годом своего понтификата и стал проставлять также год правления Карла. . Следует учитывать, что папы в Италии для противостояния вновь появившимся арабским (сарацинским) завоевателям и всё заметнее наглеющей феодальной аристократии нуждались ещё более, чем прежде, в вооружённой защите со стороны франков. Но это можно было обеспечить лишь за счёт полного политического подчинения франкскому королю. В 799 году, во времена понтификата папы Льва, мы встречаемся с новым явлением: под руководством племянника папы Адриана (скончавшегося предшественника Льва) против папы, избранного в соответствии с канонами, подняла мятеж византийская партия. Против папы Льва, как выяснилось, не без основания, был выдвинут целый ряд обвинений (клятвопреступление, предательство, нарушение брака и т. д.). Во время церковного шествия на Льва III было совершено нападение, с него было сорвано одеяние иерарха, его стащили с осла и заключили в монастырь. Льву удалось, обманув бдительность стражей, спуститься по верёвочной лестнице и бежать сначала в Сполето, а оттуда к своему господину – Карлу. Эти события интересны во многих отношениях: прежде всего мятеж был поднят против избранного на законном основании и уже правящего папы, таким образом, была нарушена неприкосновенность папы. Достойно внимания и то, что здесь открыто проявилась и позднее отчётливо просматриваемая неустойчивость, нашедшая выражение в чередовании пап, противостоящих друг другу в силу своих политических ориентаций. За понтификатом про византийского Адриана последовала откровенно профранкская позиция Льва. И наконец, на сцене появляется папский племянник, представляющий сторонников предшествующего папы и проводящий политику,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Между тем, говоря о «Томосе папы Льва», надо отметить, что при всех тенденциях к т. н. симметричной христологии, в этом сочинении явно прослеживается и акцент на нераздельности связи Божества и человечества, как и Божественного и человеческого действия во Христе. Даже в приведенной выше фразе ясно сказано: «Каждое из двух естеств в соединении с другим действует»; т. е. единство Божества и человечества остается неизменным. Впоследствии именно этот аспект учения св. Льва будет развиваться в спорах с моноэнергистами прп. Максима Исповедника , который, впрочем, будет говорить о диоэнергизме, по крайней мере, в первый период споров о нем, в большей степени опираясь на Ареопагита (на его понятие о «новом богомужнем действии» из 4 письма, к Гайю), чем на «Томос папы Льва», хотя и последний будет привлекать в качестве вероучительного документа. Говоря же о богословии папы Льва в целом, следует отметить, что у него встречается не только учение о двух действиях во Христе, но и намечается учение о двух волях в Нем. В частности, в одном из трактатов папа Лев пишет, толкуя вольное принятие Креста в Гефсимании: Superiori igitur voluntati voluntas cessit inferior – «Итак, воля более низкая уступает воле более высокой» 1738 . Что касается истории написания «Томоса папы Льва к Флавиану», то, как теперь признано в науке, он с высокой степенью вероятности был составлен на основе более ранних проповедей папы Льва по его поручению Проспером Аквитанским, который был близок с блаж. Авгу стином. Это, в свою очередь, наложило печать на «Томос папы Льва», поскольку в нем чувствуются элементы христологии Августина и других латинских авторов, в первую очередь, Тертуллиана 1739 . Структура «Томоса папы Льва к Флавиану» следующая. После введения, в котором он соглашается с Флавианом, Лев, повторяя его, подчеркивает ошибки Евтихия, ссылаясь на Писание и задавая риторические вопросы. Далее он показывает отношение Христа к Отцу с помощью таких слов, как «совечный» (cosempiternus), «не последующий во времени» (non posterior tempore) или «неразделенный по сущности» (non divisus essentia). Затем, говорится о природах Христа, что важно для нашего искупления или для «восстановления человека» (reperando homini). Чтобы одолеть грех и смерть, было необходимо, чтобы Христос воспринял «нашу природу» (naturam nostram). В противовес точке зрения, согласно которой Христос имел лишь «форму человека» (forma hominis), Лев подчеркивает «реальность тела» (veritatem corporis) Христа с «духом и разумной жизнью» (spiritus vitae rationalis). Он говорит о том, что «свойства рода» (proprietas generis) человеческого в Нем нику да не исчезают. Будучи рожден от Девы и Святого Дулха, Он соединяет две разные природы в «одном Лице» (una persona), т. е. в одной Личности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010