Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан;1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи ( Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари. 20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Выражаясь его собственными словами, Эко — человек, отмеченный беспокойным неверием, но не узколобым скептицизмом. Карло Мария Мартини стремится обличать неверующих не более, чем Эко — посрамлять христиан. Он также без устали ищет общую почву. Однажды я слышал, как он сказал перед большой аудиторией, что, говоря о «верующих» и «неверующих», не имеет в виду две разные группы людей. Скорее, продолжал он, в каждом из нас есть что-то от верующего и что-то от неверующего. «Это справедливо, — добавил он, — и для епископа, стоящего сейчас перед вами». Редко можно встретить интеллектуала-агностика, подобного Эко, — столь открытого для глубочайших вопросов веры. Но так же необычен и князь Церкви, столь открытый для серьезного разговора с мыслящим агностиком. Мартини родился в Турине в 1927 году и, как и его собеседник, изучал философию и богословие. Но далее он двинулся в ином направлении. В 1952 году Мартини был посвящен в сан и вступил в Общество Иисуса. С 1978 года занимает должность Rettore Magnifico, ректора Римского Григорианского университета, самого престижного католического университета в мире. Последние двадцать лет является архиепископом Миланским. В декабре 1979 года папа Иоанн Павел I сделал его кардиналом. Ученый с обширными и глубокими познаниями в области гуманитарных наук, Мартини пользуется известностью как исследователь Нового Завета. Его имя значится в списке редакторов одного из наиболее широко распространенных критических изданий Нового Завета на греческом языке. Помимо научной деятельности, Мартини пишет духовные книги для мирян. Кроме того, он — один из ведущих деятелей европейского экуменизма. Особенно интересует его проблема христианско-иудейских отношений. Хотя сам он не признает такой возможности, в последнее время о Мартини много говорят как о вероятном следующем папе. Несколько лет назад я лично убедился в том, как велик интерес Мартини к откровенному, ничем не стесненному диалогу. Милан, кафедральный город Мартини, наполнен воспоминаниями о святом Амвросии (который был здесь епископом) и святом Августине (здесь крестившемся).

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

Библеист Дионисио Кандидо пишет о научном методе кардинала Мартини: « Мартини исходит из «вещи» (содержания – П.К.) текста, из отдельного слова Ватиканского Кодекса: первый шаг – это следование букве, шедевру, в котором содержится Слово Божие. Это углубление и последовательное глубокое понимание кодекса B, самого по себе и в связи с папирусом Бодмера. В качестве второго шага он затем выясняет термины, основываясь на предыдущих исследованиях, но отсеивая инновационные разработки. Затем он берется за оценку собранных данных: если результаты соответствовали ожиданиям, это должно было поддержать традиционную концепцию. Но если проверка выявила отличающиеся результаты, можно делать новые выводы» .  Итак, для Мартини слово Священного Писания – это святыня, которую следует соблюдать, подчиняться ей, чтобы понять её содержание. Новые выводы, о которых упоминает Кандидо, это не какое-либо новое вероучительное суждение, а вполне научная оценка имеющегося памятника, манускрипта, создание гипотезы о его соотношении с другими имеющимися артефактами. В данном случае, судя по всему, речь о том, что Мартини сделал вывод: Ватиканский кодекс – не попытка реконструировать оригинальный текст, а всего лишь один из списков. «Для Мартини кодекс «B» не может больше рассматриваться как рецензия, как предполагалось до нынешнего момента. Отсюда возникает одно возможное новое решение: понимание текстовых традиций не в смысле зависимости (одного текста от другого – П.К.), но сопоставления» . И это положение никак не влияет на благоговейное отношение этого библеиста к тексту как к носителю Слова Божия. Возможно, можно назвать Мартини умеренным модернистом, а лучше сказать, представителем течения «Нового богословия» в католицизме. Сутью этого направления была установка сделать Евангельское благовестие более доступным для народа, а Церковь более открытой, в том числе для диалога с наукой. Яркие представители «нового богословия» Конгар, Шеню и Любак были консультантами II Ватиканского Собора, решения которого определяют жизнь Католической Церкви сейчас. Как было показано выше, Мартини был вполне открыт для науки, занимался серьезными научными изысканиями и при этом хранил в сердце и на устах преданность церковной традиции.

http://bogoslov.ru/article/4795261

Известен он также как диоцез кардинала Джованни Монтини, впоследствии ставшего папой под именем Павла VI. В этом-то историческом месте, в огромном лекционном зале, расположенном в центре города, Мартини каждый год проводит серию открытых бесед. Называются они Cattedra dei Non Credenti — чтения для неверующих. Мартини приглашает туда как верующих, так и неверующих, призывая их обмениваться мнениями по актуальным вопросам современности. «Чтения» приобрели необычайную популярность: в иные вечера в лекционном зале, покинув застекленные небоскребы и сверкающие неоновыми огнями ночные клубы, собирается несколько десятков тысяч человек! Вход бесплатный, однако билеты следует заказывать заранее, — и на них всегда большой спрос. В год, когда я был в Милане, священники и миряне, монахини и фотомодели, ученые, банкиры, политики, — в том числе мэры четырех крупнейших итальянских городов, — собрались, чтобы обсудить тему: «Город — благословение или проклятие?». Сам Мартини в кардинальском одеянии председательствовал на собраниях и комментировал происходящее. Милан — шумный и многолюдный город, столица итальянского бизнеса и моды. Энергичный миланец много работает и любит развлечься. Однако, несмотря на все кинопремьеры, театральные представления, концерты, многочисленные выставки, проходившие в то же время, ясно было, что именно собрания Мартини привлекают всеобщее внимание. Более двух тысяч человек собирались в огромной аудитории, чтобы услышать дискуссию. Это была «открытая церковь» в лучшем своем проявлении, демонстрация не только того, какой должна быть Церковь, но и того, какой она уже и сейчас иногда бывает. Единственный недостаток этих собраний — они проходят лишь в одном-единственном городе и в одной-единственной стране. Но, быть может, миланский опыт стоит перенять? Возможно, «чтения» кардинала Мартини — прообраз будущего пути Церкви? Сработает ли тот же прием, например, в Америке? Такие вопросы я часто задавал себе после возвращения из Милана. Однако так и не нашел на них ответа.

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

В XX в. большая часть построек скита была разрушена, на его территории предполагается провести полномасштабные археологические раскопки. На месте разоренного кладбища установлен деревянный поклонный крест. 8 мая 2008 г. решением Синода УПЦ учреждено празднование Собора преподобных отцов Глинских, в к-рый включено и имя Л. Торжественное прославление Собора состоялось 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) . К 2016 г. мощи Л. не обретены. Прижизненных портретов Л. не сохранилось; в жизнеописании сказано, что «лицом отец Лука был схож» с киевским иеросхим. прп. Парфением (Краснопевцевым) ( Игнатенко. 1907. С. 42). Летом 2013 г. в Глинской пуст. мон. Ирина написала поясную икону преподобного. Лит.: Глинская пуст.: Очерк современного состояния обители: С видом мон-ря и портретами замечательных Глинских подвижников. Од., 1901. C. 53; Жизнеописание Глинского подвижника схим. Архиппа. Од., 1902; Игнатенко А. Очерк жизни схим. Луки, подвижника Глинской пустыни. Од., 1907; Глинский подвижник схим. Архипп//ЖПодв. Сент. С. 343-344; Схим. Лука, подвижник Глинской пуст.//ЖПодв. Май. С. 3-17; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Курск, 19123. Ч. 1. С. 46; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст. М., 1992; он же. Глинский патерик. М., 1997. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/2110792.html

Можно ли объективно отнести кардинала Мартини к представителям католического модернизма? На этот вопрос невозможно было ответить, не исследовав предварительно католический модернизм, что было сделано выше. Однозначно можно сказать, что нельзя этого почтенного прелата назвать радикальным модернистом, крайним обновленцем. В чем мог бы проявляться такой модернизм? В пропаганде женского священства, например. Если мы прочтем главу «Церковь не исполняет ожиданий – она воплощает таинства» книги «Диалог о вере и неверии» между Умберто Эко и кардиналом Мартини, мы убедимся, что последний отстаивает общецерковную традицию, согласно которой только мужчины допускаются в клир. Если Эко абсолютно в духе постмодерна пытается поставить под сомнение Традицию в данном вопросе, то Мартини как добрый христианин её защищает. И не схоластически, не с позиций разума. Он даже критикует Фому Аквината за попытку рационального объяснения неприятия женщин в церковную иерархию. Кардинал Карло Мария обращает внимание читателя на то, что в Традиции есть Тайна, дарованная Богом. И нарушение этой Традиции будет утерей Тайны. «Церковная практика, глубоко укорененная в традиции и не отклонявшаяся от нее на протяжении всего своего двухтысячелетнего пути, связана не только с абстракциями и априорными рассуждениями, но и с тем, что заключает в себе тайну. То, что причины, которыми на протяжении веков объяснялся запрет на женское священство, давно утратили силу, но сама практика стоит нерушимо (вспомните нынешний кризис Англиканской церкви, вызванный нарушением этой практики), говорит нам: здесь нами руководит не обычный человеческий рассудок, но стремление Церкви не предавать искупительные события, положившие ей начало; здесь мы имеем дело не с рассуждением человеческим, но с волей Божьей» . Получается, что хоть Эко и выражает свою неудовлетворенность логическими доводами Фомы Аквинского, но он сам использует именно его метод и язык, пытаясь все объяснить исходя из разума. А католик кардинал Мартини, который почитал Фому как святого, тем не менее отходит от его методологии и отстаивает общехристианское наследие, суть которого, разумеется, не в том, что женщина не должна быть священником (конечно же не должна!), а в том, что христианское учение не может быть изменено человеком, как Откровение Божие.

http://bogoslov.ru/article/4795261

Авторитет схим. Митрофана после кончины св. Паисия был очень велик. В частности, он помогает скиту Пояна Мерулуи, духовно близкому паисиевской общине. Это видно из адресации рукописей, записи из которых представлены ниже. Последняя датированная рукопись 1818 г. написана уже 81-летним старцем. Таким образом, схим. Митрофан представляется нам верным последователем и сотрудником прп. Паисия, пострадавшим за следование заветам своего старца и распространение его переводов. Он прожил долгую жизнь и был наставником и укрепителем традиций паисиевского братства. В результате работы в архивах России, Греции и балканских стран выявлено 28 написанных Митрофаном рукописей. Замечательно, что книги, написанные им, попали и в БАНР Румынии, имеются в России, Болгарии и Святой Горе Афон. Все рукописи написаны Митрофаном очень качественно, ровным понятным почерком. Иногда, по паисиевской традиции, он переписывает вместе с другим писцом, например со схим. Афанасием, схим. Платоном, схим. Климентом, а также с монахами Кириаком и Назарием. Рассмотрим кратко содержание и любопытные записи писца . Анализ последних позволяет лучше прояснить некоторые детали биографии схим. Митрофана за почти пятидесятилетний период деятельности.   БМН, 18. 1771 г. Прп. Максима Исповедника слово постническое . БАНР, slav. 373. 1773-74 гг. Беседы прп. Макария Великого и слово постническое свт. Василия Великого . БАНР, slav. 379. 1774 г. Слова постнические прп. Исаака Сирина (1-й перевод св. Паисия) . БМН, 15. 1774 г. Прп. Григория Синаита поучения . БМН, 211. 1775 г. Прп. Петра Дамаскина книга первая . БАНР, slav. 395. 1775 г. Прп. Петра Дамаскина книга 1-я . БМН, 199. 1778 г. Прп. Каллиста Ангеликуда поучения . БМН, 101. 1781 г. Никифор Феотоки. Ответ православного о насилии католиков. БАНР, slav. 384. 1781 г. Сборник аскетический . НАРМ 2119.2.16. 1781 г. Сборник аскетический . NMH, slav 23, 1781 г. Прп. Григория Синаита поучения . БМН, 122. 1782 г. Свт. Григория Паламы поучения . БАНР, slav. 375. 1784 г. Сборник аскетический .

http://bogoslov.ru/article/6194467

Осенью 1741 г. в результате гонений греко-католиков монастырский храм был закрыт, братия постепенно уходила из Медведовской обители. К дек. П. вместе с монахами Мартирием и Крискентом отправился в Киево-Печерскую лавру . В г. Василькове, на границе, его задержали польск. власти почти на 6 недель. Только в янв. 1742 г. он поселился в лавре, получил послушание в гравировальной мастерской у иеросхим. Макария при начальнике типографии иером. Вениамине, также пел на клиросе. Зимой 1742/43 г. некий монах, помощник кузнеца, предсказал П. скорый уход из лавры. В кон. янв.- нач. февр. 1743 г. П. посетил его друг, Алексей Филевич, напомнивший ему об их давнем обете не жить в больших благополучных обителях. После этой беседы П. вместе с Алексеем и 2 учениками из уч-щ (один из них - Михей) ушел из лавры. В февр. 1743 г. П. посетил Матронинский (Мотронинский) во имя Святой Троицы монастырь , познакомился с иеросхим. Михаилом, учеником и спостником схим. прп. Василия Поляномерульского . Иеросхим. Михаил посоветовал ему идти в Мунтянскую землю, в Никольский скит Трэистени (Трейстены), известный достойной монашеской жизнью. В апр., после Пасхи, П. вместе с монахами Антонием, Феодулом и Иерофеем отправился в Молдавию, посетил скит Кондрица (см. Кондрицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ), затем скит Дэлхэуци (Долгоуцы), к-рый возглавлял иером. Дорофей, ученик схим. Василия; в нач. лета прибыл в скит Трэистени, познакомился с начальником иером. Дометием, учеником старца Михаила, со схим. Протерием, с переписчиком книг мон. Рафаилом и др. подвижниками, жизнь к-рых позже описал в «Автобиографии», а также с нек-рыми переписчиками святоотеческих книг (Ibid. Fol. 60-62v). В Трэистени П. сообщили о намерении схим. Василия Поляномерульского рукоположить его во священника. Считая себя недостойным иерейского сана, П. отказался поселиться в обители схим. Василия. Однако духовные беседы старца оказали значительное влияние на П., мн. авторы, изучавшие творчество преподобного, считают его учеником и последователем схим. Василия, о чем писал и сам П. (Б-ка Рильского мон-ря. 5/25. Л. 44-44 об.).

http://pravenc.ru/text/2578651.html

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об участии делегации Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном в торжествах по случаю 1600-летия блаженной кончины св.Амвросия Медиоланского, состоявшихся 5-7 декабря 1997 года в Милане (Италия). Справка: 5-7 декабря 1997 года в Милане (Италия) проходили торжества по случаю 1600-летия блаженной кончины Святителя Амвросия, епископа Медиоланского. По приглашению Архиепископа Миланского Карло Мария кардинала Мартини в празднестве приняла участие делегация Русской Православной Церкви в составе: Преосвященный архиепископ Берлинский и Германский Феофан и сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским связям В.А.Кучумов. На торжественном богослужении было оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю завершения юбилейного года. С ответной речью выступил кардинал Мартини, в которой он подчеркнул значение св.Амвросия как святого неразделенной Церкви. В тот же день делегация Русской Православной Церкви совершила молебен у мощей Святителя Амвросия. 6 декабря состоялась встреча кардинала Мартини с делегацией Русской Православной Церкви, во время которой имел место обмен мнениями о состоянии и перспективах двусторонних отношений. 7 декабря делегация глава делегации архиепископ Берлинский и Германский Феофан возглавил Божественную Литургию в миланском православном храме, находящемся в юрисдикции Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение участием делегации Русской Православной Церкви в торжествах по случаю 1600-летия блаженной кончины св. Амвросия Медиоланского. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о Подворье Русской Православной Церкви в Софии, Болгария. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Протоиерея Сергия Трухачева, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии, Болгария, освободить от занимаемой должности в связи с истечением срока зарубежной командировки и направить в распоряжение Святейшего Патриарха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971849...

С одной стороны, социологи утверждают, что в плане религиозности, — если измерять ее стандартными критериями, — Соединенные Штаты гораздо более благочестивы, чем какая-либо из европейских стран (за исключением, может быть, Ирландии и Польши). Наблюдения показывают, что американцы чаще посещают церковь, а при опросах больше людей дают на вопросы типа «верите ли вы в Бога?» и «должна ли религия играть в жизни важную роль?» положительные ответы. Но что, если религиозность американцев подобна известному озеру в тысячу миль шириной и в дюйм глубиной? Готовы ли жители американских городов вместо похода в театр (или даже сидения перед голубым экраном) идти слушать, как верующие и неверующие, ученые и писатели обмениваются мнениями по поводу различных актуальных тем? Найдутся ли в Америке слушатели для таких бесед? Возможно, мы сумеем хотя бы отчасти ответить на этот вопрос — с помощью книги, которую читатель держит в руках. Диалог между Мартини и Эко высокоинтеллектуален, он требует большого напряжения мысли, но щедро вознаграждает вдумчивого читателя. При первом чтении он порой напоминал мне фильм Луи Малля «Ужин с Андре», вышедший на экраны в конце 80-х гг. Сюжет этого необычного фильма — беседа двух старых друзей за прекрасным ужином. Почти два часа двое на экране говорят на самые разнообразные темы. Вот и все. Ни перестрелок, ни погонь, ни сексуальных сцен. Говорят, продюсеры сомневались, что у фильма найдется хоть один зритель. Однако люди шли в кинотеатры, и «Ужин с Андре» имел значительный успех. Он увлекал, завораживал, будил мысль. Зрители расходились по домам, вновь уверовав в мощь человеческой мысли и человеческого слова. Подобное впечатление производит и переписка Эко с Мартини. Она предполагает — и, в сущности, требует — читателя, не способного удовлетвориться плоским и поверхностным словесным фехтованием «говорящих голов» в телепередачах, что преподносятся нам как «интеллектуальные дискуссии». Но те, кто сумеет увлечься этой книгой, будут награждены вдвойне — не только испытают истинное интеллектуальное наслаждение, но и удостоверятся: даже при несогласии по самым основным вопросам еще возможно уважать друг друга.

http://pravmir.ru/umberto-eko-i-kardinal...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010