Проповедь протоиерея Александра Ильяшенко в неделю Крестопоклонную в храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Проповедь можно прослушать на сайте или скачать на компьютер. Воскресенье третьей недели Великого поста  в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на всенощном бдении  в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан. Песнопения: Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила. Тропарь Кресту [ 1.92MB ]  Кондак Кресту [ 1.07MB ] Кресту Твоему [ 2.24MB ] Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА: Радуйся Живоносный Кресте [ 1.75MB ]. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 декабря, 2018 30 сентября, 2018 13 апреля, 2023 18 марта, 2023 19 августа, 2020 11 апреля, 2020 1 апреля, 2020 30 июня, 2019 26 мая, 2019 16 декабря, 2018 30 сентября, 2018 13 апреля, 2023 18 марта, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/cena-nashego-spaseniya...

11. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (с этого дня). Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 10 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 9 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 7 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-24/

19. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Хрисанфа и Дарии (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» мчч. Хрисанфа и Дарии (см. в Минее 19 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 18 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 17 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 15 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу. Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-01/

1. Вторник 3-й седмицы. Прмц. Евдокии. Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября) . Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . На великом повечерии в понедельник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (с 31 марта). Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 15 февраля. На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я. Если в среду 3-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ) : На вечерне (во вторник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 3-й и глас 2-й – 3, и стихиры Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная») – 3. «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 3-й: «Велий Господь, и хвален зело...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 2-й: «Уста моя возглаголют премудрость...», со стихом) и чтение трех паримий Богородицы (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси...» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы (службы в честь иконы Божией Матери «Державная»). «Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе певцы поют – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-14/

30. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Иоанна Лествичника (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Иоанна Лествичника (см. в Минее 30 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 26 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-12/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Высказывания католиков об Афоне Усыпальница и Алеша Горшок     Высказывания католиков об Афоне   Усыпальница и Алеша Горшок Такая особенность, однако, не является привилегией лишь только Руссика; болгарский Зографский монастырь, сербский Хиландарский, Симоно-Петра в «тибетском стиле» кажутся тоже принадлежащими другим мирам. Характеризует их не только архитектурные отличия, но и разнообразие литургического языка, музыки, живописи, иными словами, окружающей их среды.   Именно эти составные части, практикуемые в традициях разных национальностей, присутствующих на Афонской Горе, делают превосходным местом всеправославного монашества; они составляют также одну из причин обаяния, какое Афонская гора продолжает оказывать на посетителей.   Посещение Россикона, казалось, уже подходит к концу, когда подмигивающий взгляд Григория дает мне понять, что хочет показать еще что-то. Приближение к кладбищу не оставляет никакого сомнения в том, куда мы идем: склеп с костями или Усыпальница.   Я уже видел другие на Афонской горе, но в Пантелеймонове он действительно впечатляющий. Огромное помещение, чистое, со сводчатым потолком и белыми стенами, на первый взгляд, кажется винодельным погребом, но на полках из темного дерева в безупречном порядке расположены не бутылки, а черепа монахов, перешедших в лучшую жизнь, чьи имена, вместе с годом смерти, написаны черными чернилами на лобной кости. «Как они умерли?», - бормочу тихим голосом. Григорий, услышав меня, отвечает, думая о чем-то более глубоком, чем этиология:   «Скончались, как умирают все, на Афоне: в спокойствии. Смерть Преподобного Сильвана тоже была отрадной». «Хотя он и не был полностью удовлетворенным...», - добавляет после короткого молчанья. «То есть?», - спрашиваю удивленно. «За несколько дней до смерти один из монахов пошел навестить его в келью и с болью спросил: «Старец, вы умираете?» «Я не достиг еще смирения», - ответил. Я недооценил этого молодого человека; показав себя прекрасным гидом, он спросил меня, нужно ли мне еще что-нибудь и при этом сделал что-то вроде поклона. Его мягкость, непосредственное и вежливое обращение, невероятная услужливость напомнили мне один из рассказов Толстого, Алеша Горшок.

http://isihazm.ru/?id=2012

Правила для прислужников — свт. Иоанна Шанхайского Чтобы прислуживать в алтаре, нужно взять благословение от священника, а при архиерейском служении — у Архиерея. 12 февраля, 2008 Чтобы прислуживать в алтаре, нужно взять благословение от священника, а при архиерейском служении — у Архиерея. 1.   Чтобы прислуживать в алтаре, нужно взять благословение от священника, а при архиерейском служении — у Архиерея. 2. Приходить в церковь до начала службы. 3.        Войдя в алтарь нужно перекреститься лицом к святому Престолу и сделать три земных поклона — в будние дни, а в вос­кресные дни и Господские праздники — поясные. 4.   Не прислуживающим лицам вход в алтарь запрещен. 5. Входить в алтарь могут лишь те, кто собирается прислуживать. 6.  При облачении в стихарь  галстуки снимаются. 7.  По снятию стихари должны быть аккуратно сложены или повешены на свои места. 8.  В алтаре не заниматься разговорами, не смеяться и не бегать по церкви, а тем более ничего не есть во время богослужения. 9.  Все чтецы и прислужники должны быть в стихарях. Что­бы снять стихарь надо получить благословение священника, а при архиерейском богослужении у Архиерея. 10.При причащении св. Таинств прислужники снимают сти­хари, кроме чтецов. 11. К св. Престолу и жертвеннику не прикасаться. 12. Не ходить по церкви во время чтения Евангелия, Апосто­ла и между возгласов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» до возгласа «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». 13. Перед тем как одеть стихарь, руки должны быть чисты. В алтаре и пономарке не должно быть вещей, не относя­щихся к богослужению. 14.    Сидеть в стихарях не разрешается. 15.    Перед выходом со свечой и рипидой, прислужник должен перекреститься перед запрестольным образом и поклониться Архиерею или священнику, который стоит перед св. Престолом. По возвращении в алтарь прислужник делает так, как перед выходом. 16.    Надо помнить, что алтарь есть самое святое место и нуж­но в нем стоять особенно благоговейно, а проходя Горнее место в алтаре, нужно перекреститься и со вниманием следить за служ­бой.

http://pravmir.ru/pravla-dlya-prisluzhni...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 12 апреля 2024 года 30. Пятница 4й седмицы, Крестопоклонной. Прп. Иоанна Лествичника . Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Иоанна Лествичника (с этого дня). Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» прп. Иоанна Лествичника (см. в Минее 30 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта). На утрене – кафизмы 13я, 14я и 15я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии. На 1м часе кафизмы нет; на 3м часе – кафизма 19я; на 6м часе – кафизма 20я; на 9м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7й: «Не ктому пламенное оружие…». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 26 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные и поясные поклоны. При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина :  Господи и Владыко живота моего  полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы —  Господи и Владыко живота моего , — полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы —  Дух же целумудрия  — и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы —  Ей, Господи Царю  — полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами:  Боже, очисти мя  (меня)  грешнаго . Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина , но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений. На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений  Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли. На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры , при пении  Пресвятая Владычице Богородице , моли о нас грешных   и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования — поясной. О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев:  Помилуя мя, Боже, помилуй мя ». На  Господи сил, с нами буди  и прочих стихах полагается по одному поясному поклону. При произнесении священником великого отпуста — молитвы  Владыко, Многомилостиве  необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений. После тропарей часов с их стихами (1го часа:  Заутра услыши глас мой;  3го часа:  Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа;  6го часа:  Иже в шестый день же и час;  9го часа: Иже в девятый час) полагается по три земных поклона; на тропаре  Пречистому образу Твоему  — один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1м часе:  Что Тя наречем, о Благодатная;  на 3м часе:  Богородице, Ты еси лоза истинная;  на 6м часе:  Яко не имамы дерзновения;  на 9м часе:  Иже нас ради рождейся ) совершается три малых поклона.

http://azbyka.ru/o-poklonah-vo-dni-velik...

Разделы портала «Азбука веры» Мне 16. Родители неверующие, мама строго против поста и в целом телесных подвигов. Не будет ли грехом против 5й заповеди, если перед Причастием я буду поститься? Похожие вопросы 6 Ответов Согласуйте этот вопрос со священником, у которого планируете причащаться. С уважением, Нет, грехом не будет. Вопрос веры и свободы совести принадлежит Вам лично от рождения. Никто не имеет прав указывать Вам об их применении. Поститесь и Причащайтесь на свое усмотрение Почитайте первую главу книги Даниила. Четыре юных пророка желали поститься вопреки приказанию языческого царя. С постом они совместили усердную молитву, и Господь укрепил их. Думаю, если Ваши родители увидят, что от поста у Вас нет никакого телесного и душевного вреда, то волей-неволей они согласятся, что Вы уже не ребенок и вправе самостоятельно решать, что Вам кушать. Единственное, чтобы не создавать неудобства родителям, потрудитесь сами готовить себе постную пищу (каши и т.д.). А так, три дня попоститься — в чем проблема? Не заболеете ведь за это время. Главное, не гордитесь телесными трудами. Что касается прочих “телесных подвигов”. Без конкретики трудно судить, о чем идет речь. Но если Вы о ночных молитвах и/или земных поклонах, то всегда можно это устраивать незаметно для окружающих. Утреннее и вечернее правило можно читать и не тайно, хотя и не назойливо. Вы имеете право, например, побыть в одиночестве; почему бы Вам в одиночестве не помолиться? Наконец, если все это будет вызывать конфликты, то можно спросить родителей: неужели им хотелось бы, чтобы Вы, подобно миллионам Ваших сверстников, по полночи пили бы и гуляли, потом под утро приходили бы с перегаром, а дома дерзко вели бы себя с родителями? Или, наоборот, лучше Вам ходить в церковь и молиться Богу, Который учит Вас любить своих родителей и заботиться о них? Что до послушания, то оно охватывает вопросы бытовые и не касается предметов веры (питание — как раз пограничный случай). Впрочем, иногда родители могут дать разумный совет со стороны, умерив неумеренную и несвоевременную горячность неофита.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-postit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010