И еще: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Благой Бог уже всё совершил для нас, возлюбленный: явился на земле, принял образ раба, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ); и это сделал Господь славы, держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), восстановив нас от тления, перешедшего к нам от первозданного [Адама], и не только это, но и обожив нас чрез святую плоть Свою, так что мы удостоились называться и братьями Его (ср. Евр.2:17 ), и сотелесными Ему ( Еф.3:6 ), и сопричастниками и сонаследниками Его. Поэтому нам должно блюсти себя со всею внимательностью. Среди сетей ходишь ты, обращаясь в городе; смотри, чтобы не попасть в них. В страхе Господнем пусть будет обращение с добрыми мужами; избегай живущих неосмотрительно, избегай юношеских шуток и забав; избегай душепагубных пиршеств и пьянства. Никакое гнилое слово да не исходит из уст твоих, а только доброе для назидания слушающих ( Еф.4:29 ). Не старайся обогатиться, ибо наг пришел ты в этот мир, наг и отыдеши ( Иов.1:21 ). Не люби славы здешнего мира, ибо она проходит, как дым. Одно только люби благо, чтобы иметь сердце, чистое от скверного греха, чтобы получить Царство Небесное и избегнуть вечного осуждения. Соблюдай данные тебе заповеди; преклоняй ухо свое к бедному, когда рука твоя имеет, чем помочь, подавай нуждающемуся. Две лепты бедной вдовы превзошли всё, что бросали в сокровищницу ( Мк.12:43 ). Клятва пусть не бывает в устах твоих, ибо клянущийся не спасется, хотя бы по-видимому он исполнил все заповеди. (655) Посещай человека в темнице ( Мф.25:36 ), чтобы и тебя посетил Господь. Молись непрестанно и пой в сердце, чтобы в тебе обитал Дух Святый. К чему нужно стремиться Вот немногие из многих выражений любви, заповеди благие, которые да сподобимся оба мы соблюсти и спастись во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. 460. К игумении Евфросинии (II, 115) 1362 Как прекрасно письмо твоего почтения, выражающее скорбь о кончине преподобной матери и вместе не забывающее о надежде! Подлинно, как оставаться совершенно без скорби и без слез при разлуке с умершими предосудительно (ибо это знак бесчувственности), так, с другой стороны, чрез меру сокрушаться печалью свойственно не имеющим надежды Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И радость, и печаль христианские должны быть иными, нежели у сынов этого века. Они не должны печалиться о том, что не имеют в этом мире благополучия, не имеют богатства, славы, чести, что мир их ненавидит, гонит и озлобляет. Этой печали они должны противиться, изгонять ее и не давать ей места в сердце своем. Даже должны радоваться этому, ибо так и познается, что они не чада мира сего, но чада Божии, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15, 19 ). Ибо кто печалится о том, что не имеет любви и почитания в этом мире, тот показывает, что любит мир, о земном мудрствует, к земному прилепляется, что противно вере христианской ( 104, 1361 ). Когда лишился богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1362 ). О жажде и искании Бога Только в искании Бога и божественного не знай меры и насыщения. Бог еще больше дарует Себя тем, кто приемлет Его. Он Сам жаждет жаждущих Его, непрестанно и изобильно источая Себя им. А если кто богаче в чем-то другом, будь к этому равнодушен. Святитель Григорий Богослов ( 15, 206 ). Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами, чтобы порок не водворился в сердце и спаслась твоя душа. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 157 ). Великая милость для человека, что он познает Бога и Бог приближается ко всякому, по мере человеческих сил. А между тем известно, что по немощи нашей мы не в состоянии приблизиться знанием своим к святилищу Божества. Благословен Он и за то, что грешники смеют приближаться к Нему и восхвалять Его ( 28, 215 ). Кто ищет Христа, пусть ведет странническую жизнь. Тогда действительно найдет Бога в этой жизни и Бог радостно примет и не оставит его. Преподобный Ефрем Сирин ( 29, 291 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ложное чудо есть внешнее поразительное явление, производимое по попущению Бога диаволом через особую, ему самому доступную, комбинацию естественных сил с целью нанести этим вред человеку, но обращаемое Господом Богом к религиозно-нравственному его испытанию. Что такого рода чудеса могут совершаться диаволом и его бесами, в том нас уверяют многие свидетельства Священного Писания. Так, например, когда фарисеи в целях 1358 уничтожить 1359 впечатление на народ 1360 от чудес Христа Спасителя, обвиняли 1361 Его в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула, князя бесовского, то Господь, не отрицая возможности со стороны диавола производить ложные чудеса, указывает фарисеям, что это по отношению к Нему 1362 неприложимо, ибо, параболически говоря, – всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит 1363 . Далее, Христос Спаситель прямо говорит, что »восстанут лжехристы и лжепророки и дадут 1364 великие знамения и чудеса« 1365 . Помимо этого св.апостол Павел пишет, что пришествие антихриста будет, «по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» 1366 . Из этих слов апостола ясно, что обозначаемые здесь признаки пришествия 1367 антихриста по своему разнообразному 1368 , необычному, сверхчеловеческому 1369 характеру имеют основную причину 1370 в диаволе. Уже поэтому 1371 они – ложные 1372 , исходящие от отца лжи 1373 , направляющиеся к расширению лжи 1374 как средство лжи 1375 и сами по себе ложные 1376 . И, наконец, возможность для диавола производить чудеса вытекает из тех мест посланий св.апостолов, где диавол и бесы представляются существами личными, т.е. имеющими разум и волю 1377 , и притом в более совершенном виде, чем даже человек. Диавол и его бесы, как бывшие ангелы, получили от Бога при сотворении их природу более совершенную, чем человек 1378 , а потому диавол и бесы сами могут комбинировать естественные силы природы в такой степени и форме, в каких не в состоянии сделать это человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Народу Израильскому вспоминается, что он происходит от Иакова, того Иакова, который видел лествицу, соединяющую небо с землею, наверху которой стоял Сам Господь 1362 . Народу вспоминается, что Господь „взял его от концов земли“, или, говоря словами Второзакония, „нашел (обрел) в пустыне, в степи печальной и дикой, и смотрел за ним и хранил его“. (Втор. 32и пр. в Св. Лет.), и за все благодеяния требовал от него только веры и верности. Поэтому Израиль должен был на земле быть представителем веры в Единого Бога, и от него, как от центра света и истинного знания, должен был исходить свет и для освещения тьмы, покрывавшей другие народы. К этому народу обращены милосердные глаголы Всевышнего, связующие с развитием Израиля развитие всех других народов. Народу этому было сказано, что в Аврааме благословятся все народы земли, ( Быт. 22:18 ), что с ним-как народом Божиим,-возвеселятся язычники ( Втор. 32:43 ); а потому во исполнение судеб Божиих Господь повторяет: „Я избрал тебя и не отвергну тебя“. Непослушание Израиля не могло изменить предначертаний Вседержителя; он нес воспитательную кару за грехи, но не уничтожен был Господом, доколе не исполнилась среди его предвозвещаемая великая тайна о даровании всему человечеству „Семени жены, имеющего стереть главу змию“; „Примирителя, ему же покорность народов“, „Еммануила“ 1363 , который называется и Благовестником, рабом Божиим, Отроком, Спасителем и Искупителем 1364 . Стих 10, в котором Господь глаголет: „Я помогу тебе, Я поддержу тебя десницею правды Моей“, представляет не только утешение Израилю с обетованием не смущаться предстоящими бедствиями,-но и раскрывает перед нами начала новозаветной церкви; этот стих составляет как бы переход к пророчеству о церкви, которой глава Христос, воплощенный Бог, ожидаемый Еммануил. 11 . Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12 . Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Неудержимое стремление к невидимому, но возлюбленному Господу, которое порождается от самоотвращения, возжигает молитву, при которой ум уже не обращается к самому себе 1359 . Человеческий дух погружается в молитву ко Христу, которая очищает его от страстей и привязанности к материальным предметам 1360 . Он выходит за пределы тварного и ассимилируется с единым Богом 1361 . Скорбь разрушает узы его земного бытия и вводит человеческий дух в свободное пространство Небес. Дыхание вечности передает человеку опыт бесстрастия и чувство освящения всего его бытия 1362 . Крайнее напряжение покаяния превращается в молитву отчаяния. Страх вечной погибели преобразует всего человека в молитву 1363 . Эта молитва естественным образом приводит к духовной чистоте, при которой молящийся переживает светоносную действительность Святого Духа. В этом состоянии «и для Бога, и для самого себя он предстает в полной обнаженности своего существа» 1364 . Здесь описание опыта Старца совпадает с учением святого Максима Исповедника о первом предельном состоянии чистой молитвы, которого достигают только аскеты-делатели, не пришедшие еще в меру созерцателей. Они из страха и благой надежды освобождают ум от всех вещей мира и вводят его в чувство присутствия Божия. Предстоя перед Ним, они без отвлечения пребывают в молитве 1365 . Сообразуясь с волей Святого Бога, человек достигает чистоты ума, которая характеризует состояние чистой молитвы. В монашеской традиции монах освобождается от тяжелого груза земных попечений и входит в область божественной воли через подвиг послушания и отсечение собственной воли. Благодаря этому он познает неоценимый дар чистоты ума в Боге 1366 . Старец усматривает первое описание чистой молитвы в словах апостола Павла: «Знаю человека во Христе, который... восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» 1367 . Главными элементами этой молитвы являются отсутствие ощущения тела и, следовательно, материального мира, восхищение в бесконечность Небес и неописуемость состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Но воздух не всегда бывает благорастворен и живителен. Часто слышатся громы, от которых сотрясается и трепещет земля, появляются молнии, поражающие людей, поднимаются тлетворные ветры, заражающие своим смертоносным дыханием все живое, растущее и дышащее. И в этих грозных явлениях природы есть Господь, но уже не Господь милующий и услаждающий Свои создания, а Бог Судия праведный. Во всемогущей деснице Божией громы и молнии, ветры и бури служат средствами для смирения и исправления грешников ( Исх. 10, 22–23 ) и для явления Божественного всемогущества ( Исх. 14 ; Мф. 8, 26–27 ). Церковью принята молитва от злорастворений ветров и бури морския (Требник, гл. 87). Эта молитва – творение Константинопольского патриарха Филофея (1362–1365, 1369–1375). В молитве на прещение (прекращение) громов и молний Церковь просит Господа, чтобы не попалил нас огнь ярости Его и не уничтожила нас ярость молний и громов Его. «Покажи нам обычную величия сея пучины тишину, и належащую бурю, и смятение воздуха рассеки, – молится Церковь , – заповеждь ветрам временное и согласное дыхание: да станет дух бурный, и к тишине мятежная да преложатся…». В этой молитве содержатся прошения ко Господу не только о том, чтобы утихли ветры и бури, но и о том, чтобы предотвратить беды от действия молний – «небесного огня». Церковь освящает огонь, используя его в своих храмах во время Богослужения. В Скинии был священный огонь, который Сам Бог заповедал хранить неугасимым: «Прикажи сынам Израилевым, – сказал Господь Моисею, – чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освящения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это – вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ( Лев. 24, 1–4 , Исх. 27, 20 ). От этого неугасимого светила заимствовался огонь для всех жертв, совершаемых с огнем. Новозаветная Церковь , отменив строгий закон о хранении огня, тем не менее освящает огонь постоянным употреблением его при своих священнодействиях, необходимыми принадлежностями которых являются свеча и кандило.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

«Пространный катехизис» определяет воскресение как «действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» (член 11) 1362 . Таким образом, воскресение – это не создание новых тел и не изменение душ, а воссоединение души со своим собственным телом. Учение о воскресении в собственном теле присутствует уже в Ветхом Завете. Праведный Иов восклицает: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов.19:25–27 ). Здесь явно представлена идея тождественности до и после воскресения как самой личности, так и тела воскресшего – то же самое лицо, которое некогда жило на земле, в своем теле будет участником воскресения. По учению Церкви, воскресение не есть реинкарнация, т. е. облечение души в некое новое тело. После воскресения тела «будут существенно те же, какие были соединены с известными душами в продолжение настоящей жизни» 1363 . Эта истина явно выражена Самим Спасителем, сказавшим, что именно находящиеся в гробах, услышав глас Сына Божия, оживут (см.: Ин.5:25–28 ), а также в словах ап. Павла: ...сеется в тлении, восстает в нетлении... тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:42, 53 ). Учение о тождественности тел воскресших телам живущих выражено уже в трудах христианских писателей первых столетий христианской эры 1364 . 2.5.5. Свойства воскресших тел Хотя тела воскресения будут тождественны телам живущих по существу, тем не менее они будут отличаться по своим свойствам, поскольку мертвые воскреснут в преображенных по образу тела воскресшего Христа телах (см.: Флп.3:21 ). О свойствах тел воскресения ап. Павел говорит следующим образом: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор.15:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

15/28 декабря 1927 года. 150-я беседа в Морском соборе: Приготовление людей к принятию искупления. С. 122–128. Р-1362. 22 декабря/4 января 1927/28 года. 151-я беседа в Морском соборе: Приготовление людей к принятию искупления. (Продолжение.) С. 128–134. Р-1362. 12/25 января 1928 года. 152-я беседа в Морском соборе: Почему иудеи не узнали Мессии в лице Иисуса Христа. С. 135–143. 19 января/1 февраля 1928 года. 153-я беседа в Морском соборе: Приготовление языческого мира к принятию искупления. С. 143–152. Р-1362. 26 января/8 февраля 1928 года. 154-я беседа в Морском соборе: Искупление человечества. Необходимость голгофской жертвы. С. 156–160. Р-1362. 2/15 февраля 1928 года. 155-я беседа в Морском соборе: Искупление человечества. Возможность искупления. С. 161–165. Р-1362. 9/22 февраля 1928 года. 156-я беседа в Морском соборе: Искупление человечества. Созидание Царствия Божия в людях. С. 166–169. Р-1362. 23 февраля/7 марта 1928 года. 158-я беседа в Морском соборе: О пути к Царству Божию. (О жизни в мире.) С. 178–183. Р-1362. 1/14 марта 1928 года. 159-я беседа в Морском соборе. С. 184–190. Р-1362. 8/21 марта 1928 года. 160-я беседа в Морском соборе: О последних временах мира и об антихристе. С. 100–107. Р-1362. 22 марта/4 апреля 1928 года. 161-я беседа в Морском соборе: Сошествие Христа во ад. С. 192–199. Р-1362. 25/12 апреля 1928 года. 162-я беседа в Морском соборе: Воскресение Христово и значение его в деле искупления. С. 199–204. Р-1362. 26 апреля/9 мая 1928 года. 163-я беседа в Морском соборе: Иисус Христос – о божественности Его учения и посланничестве. С. 217–224. Р-1363. 3/16 мая 1928 года. 164-я беседа в Морском соборе: Вознесение Господне и его значение в искуплении. С. 205–211. Р-1362. 17/30 мая 1928 года. 165-я беседа в Морском соборе: Значение события сошествия Святого Духа на апостолов в деле искупления. С. 212–217. Р-1362. 24 мая/6 июня 1928 года. 166-я беседа в Морском соборе: Способ действия благодати Духа Святого в людях. С. 217–224. Р-1362. 21 июня/4 июля 1928 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соч.: Acta Innocentii VI, pontificis Romani: 1352-1362/Op. J. F. Novák. Pragae, 1907. (Monumenta Vaticana res gestas Bohemicas illustrantia; 2); Acta Innocentii Papae VI/Ed. A. L. Tutu. R., 1961; Bulas y cartas secretas de Inocencio VI (1352-1362)/Ed. J. Z. Arámburu. R., 1970; Lettres closes, patentes et curiales se rapportant à la France/Éd. E. Déprez. P., 1909; Lettres d " Innocent VI (1352-1362): Textes et analyses/Publ. par G. Despy. Brux., 1953. T. 1: 1352-1355; Lettres secrètes et curiales/Éd. P. Gasnault, M.-H. Laurent. P., 1959-1975. 4 vol. Ист.: LP. Vol. 2. P. 492-493; Vitae paparum Avenionensium/Ed. E. Baluze, G. Mollat. P., 1916. Vol. 1. P. 309-348; 1928. Vol. 2. P. 433-489; Die Ausgaben d. Apostolischen Kammer unter Benedikt XII., Klemens VI. u. Innocenz VI. (1335-1362)/Bearb. K. H. Schäfer. Paderborn, 1914; Die Einnahmen d. apostolischen Kammer unter Innocenz VI./Hrsg. H. Hoberg. Münch., 1955-1972. 2 Bde. Лит.: Cerri D. Innocenzo Papa VI dapprima detto Stefano Aliberti della famiglia degli Alberti di Saluzzo-Piemonte. Torino, 1873; Werunsky E. Italienische Politik Papst Innocenz VI. und König Karl IV. W., 1878; Daumet G. Innocent VI et Blanche de Bourbon. P., 1899; Mollat G. Les papes d " Avignon. P., 1912 2. P. 90-101; idem. Innocent VI//DTC. T. 7. Col. 1997-2001; Scheffler W. Karl IV. und Innocenz VI. B., 1912; Guidi P. La coronazione di Innocenzo VI//Papsttum und Kaisertum: [FS für P. Kehr]/Hrsg. A. Brackmann. Münch., 1926. S. 571-590; P é lissier A. Innocent VI: Le Réformateur. Tulle, 1961; Guillemain B. La cour pontificale d " Avignon, 1309-1386. P., 1966 2; Schimmelpfennig B. Die Funktion d. Papstpalastes und d. kurialen Gesellschaft im päpstlichen Zeremoniell vor oder während des grossen Schismas//Genèse et débuts du Grand Schisme d " Occident. P., 1980. P. 317-328; idem. Das Papsttum. Darmstadt, 1996 4. S. 243-244; Housley N. The Avignon Papacy and the Crusades: 1305-1378. Oxf., 1986; Borgolte M. Petrusnachfolge u. Kaiserimitation: Die Grablegen d. Päpste, ihre Genese u. Traditionsbildung. Gött., 1995 2. S. 245-247; Lohrmann K. Innozenz VI.//BBKL. Bd. 2. Sp. 1290-1291; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI ст.). М., 2008 3. С. 1106-1122.

http://pravenc.ru/text/468783.html

Монахи–бенедиктинцы опубликовали регесты Климента V (1305–1314) (Regestum Clementis PP. V (1305–1314)/Ed. cura et studio monachorum O.S.B. 9 vols., 1 suppl., sed absque indice. Romae, 1885 sq.; Table chronologique et Table des Incipit/Ed. Fautier et Lanhers (BEF). Paris, 1950), затем специалисты Ecole Frangaise подготовили публикацию секретных, куриальных и общих писем, а также регестов Uoahha XXII (1316–1334) и авиньонских пап до Григория XI (1370–1378). См.: Lettres secretes et curiales du Pape Jean XXII (1316–1334) relatives a la France/Ed. M.A. Coulon (BEF), n. t. 5 fasc. Paris; Lettres communes du Pape Jean XXII/Ed. M.G. Mollat. 30 fasc. Paris, 1905–1947 (BEF); Register des Gegenpapstes Nikolaus V (1328–1230)/Ed. Eubel/Arch. Zschr. 1893. S. 123–212; Les Registres et Letters communes de Вёпой XII (1334–1342)/Ed. M. Vidal (BEF). 6 fasc. Paris, 1911; Lettres closes de Benoit XII relatives a la France/Ed. M.G. Daumet (BEF). 3 fasc. Paris; Lettres closes de Benoit XII interessant des pays autres que la France/Ed. M. Vidal (BEF). 6 fasc., Paris, 1913–1950; Lettres closes de Ctement VI (1342–1352) relatives a la France/Ed. M. Vidal (BEF). 5 fasc. Paris, n. t.; Les Registres d’Innocent VI (1352–1362)/Ed. M. Deprez (BEF). 1 fasc. n. t. Paris; Lettres secretes d’Urbain V (1362–1370) relatives a la France/Ed. P. Lecasheux (BEF). 2 fasc. n. t.; Registres d’Urbain V (1362–1370)/Ed. M. Dubrulle (BEF). 1 fasc., n. t. Paris; Les Regismres de Gregoire XI (1370–1378)/Ed. M. Mirot (BEF). 3 fasc., n. t. Paris. См. также: Bullenregister Martin V/MIOG Ergbd. I. 1885. S. 401 ff.; 1894. S. 661 ff.; Acta Pontificum Romanorum inedita (97–1198)/Hrsg. J. von Pflugk–Harttung. 3 Bde. Ttibingen–Stuttgart, 1881–1888; Monumenta dominationis pontificae/Ed. Cenni. Romae, 1760–1761; Codex diplomaticus dominii temporalis S. Sedis/Ed. A. Theiner. 3 vols. Romae, 1861–1862; Pontificum Romanorum qui fuerunt inde ab ex. saecula 9 usque ad finem saeculi 13 vitae/Hrsg. J.M. Watterich. 2 Bde. Leipzig, 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010