Практически все указанные здесь даты, с одной стороны, хорошо известны, но с другой, за одним исключением, — они обозначают не прямую дату рождения, а лишь ее хронологические рамки, но что хуже того, эти даты несовместимы, так что быть корректными все сразу они не могут. Император Андроник II Палеолог правил с 1282 по 1328 г., а Андроник III с 1328 по 1341 г., Каллист I Святогорец занимал Патриарший престол дважды: с 1350 по 1354 и затем еще с 1355 по 1362 г. Тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи получил из Орды от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское в 1322 г., а в 1325 г. был убит в Орде. Святитель Петр возглавлял Русскую Церковь с 1308 по 1326 г. Наконец, под ратью Ахмыловой подразумевается, очевидно, бедствие, обрушившееся на Русь в 1322 г., когда ордынский посол Ахмыл, цитирую близкий к летописной записи пересказ ее С. М. Соловьева, «наделал много зла низовым городам, Ярославль взял и повел много пленников в Орду» . Как уже было сказано, совместить все эти даты невозможно. Но одна из них выпадает очевидным образом как явно не относящаяся к делу. Это указание агиографа на рождение преподобного Сергия при Патриархе Каллисте. Предположение о рождении святого в 1350 г. или в более позднее время безусловно противоречит всем имеющимся у нас сведениям о времени его жизни. Из двух императоров с именем Андроник временем своего правления с остальными датами согласуется правление Андроника II, продолжавшееся c 1282 по 1328 г. При сопоставлении оставшихся хронологических рамок: 1282–1328, 1322–1325, 1308-1326 выявляется, что, если доверять в этом тексту жития, святой родился в великое княжение Дмитрия Тверского — от 1322 до 1325, а с учетом упоминания «рати Ахмыловой» еще определеннее, в 1322 г. Твердость этого вывода, однако, имеет ограниченный кредит ввиду того, что хотя бы одна ошибка в сообщаемых агиографом сведениях, о Патриархе Каллисте, есть бесспорно, а значит, не исключены и другие ошибки. И все же если бы мы располагали только этими данными о времени рождения преподобного Сергия, нам, безусловно, следовало бы исходить из 1322 г.

http://pravoslavie.ru/49092.html

15 3 Цар. 17:1—21, 29. 4 Цар. 1:3—2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля. 16 См.: Житие Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских († ок. 345), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 6 декабря. 17 Ночва, или ночвы, — сосуд, имеющий форму корыта. 18 См.: Житие прп. Ефрема Сирина († 373—379) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 28 января. 19 См.: Житие прп. Алипия столпника († 640) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 26 ноября. 20 См.: Житие прп. Симеона столпника († 459) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 1 сентября. 21 См.: Житие прп. Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского († 613) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 22 апреля. 22 Имя прп. Евфимия Великого по-гречески означает «благодушный, веселый». 23 См.: Житие свт. Феодора, епископа Едесского (IX в.), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 9 июля. 24 Феодор по-гречески означает «Божий дар». 25 См.: Житие свт. Петра, митрополита Московского († 1326), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 21 декабря. Житие составлено свт. Киприаном, митрополитом Московским. 26 Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.); здесь допущена явная хронологическая ошибка. Димитрий Михайлович Грозные Очи был Великим князем в 1322—1325 гг.; святитель Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г. 27 См.: 1 Цар. 9:1—10. 28 Анафора — одна из частей Богородичной просфоры, которая раздробляется и раздается верующим после трапезы. 29 Часы — церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа). 30 Стихословить — читать или петь Псалтирь и каноны по стихам с припевом, иногда попеременно с другими поющими или читающими. 31 Федорчук, татарский темник, участник похода против Твери в 1327 г., в котором участвовал и московский князь Иван Калита. Согласно Житию Преподобного Сергия, Иван Калита получил великое княжение через год — в 1328 г. Правда, полновластным Великим князем Калита стал позднее, когда в 1331 г. умер его соправитель Александр Суздальский; тогда же, очевидно, он овладел Ростовом, точнее — половиной Ростова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Для лучшего «прочтения» текста библиографии небесполезно вкратце напомнить исторический контекст. Начало мистико-аскетической традиции Православия в Болгарии связано с трудами и подвигами преп. Иоанна Рыльского. В дошедшем до нас его «Завещании» (спорным является вопрос, принадлежит ли оно самому св. Иоанну, либо записано позднее на основе устного предания) начертана своеобразная программа для последующего развития монашества и подвижничества в Болгарии. В числе важнейших наставлений преп. Иоанна – указание следовать «первообразам» монашества, примерам преп. Антония и преп. Феодосия, а также и указание о творении непрестанной Иисусовой молитвы. «Золотой век» болгарской культуры – Х век – тесно связан с быстрым ростом и распространением монашества и аскезы. Пример преп. Иоанна находит последователей в лице преподобных Прохора Пшинского, Гавриила Лесновского, Иоакима Осоговского и др. основателей обителей в юго-западной Болгарии. В царствование императора Льва VI Философа (886–912), по всей вероятности, в 898 г., тремя братьями родом из г. Охрида основывается монастырь Зограф («Живописный») на Афоне. В дальнейшем Зограф становится одним из главнейших центров болгарского монашества и подвижничества. Имея тесные связи с другими обителями на Афоне (надо отметить, что немало болгарских монахов было и в других афонских монастырях – в Великой Лавре, Хиландаре и др.), он также служит необходимым и незаменимым посредствующим звеном между Византией и Болгарией, между греческим Богомыслием и Богоделанием и духовной культурой славянства. В эпоху исихастского Возрождения XIV в. подобным же посредствующим звеном становится обитель преп. Григория Синаита Парория. Как хорошо известно, среди ближайших и любимых учеников св. Григория были преп. Феодосий Тырновский (ок. 1300 – 27.ХI.1362/3), преп. Ромил Видинский (ум. ок. 1385) 70 , Каллист I (ум. 1363), патриарх Константинопольский (1350–1354 и 1355–1363). При посредничестве Феодосия болгарский царь Иван Александр (1331–1371) стал одним из ктиторов монастыря. После блаженной кончины преп. Григория Синаита (1346) монашеское братство пригласило Феодосия стать игуменом, однако тот уклонился. Патриарх Каллист I, сыгравший активную роль на Влахернском Константинопольском соборе (май-июнь 1351), написал жития и Григория Синаита , и Феодосия Тырновского (см. публ. 11 .131–133; 6 .1583–1585), вскоре после написания переведенные по-славянски. Нелишне отметить, что греческий подлинник жития Феодосия не сохранился и оно известно лишь в переводе, причем в единственном списке Владислава Грамматика в его Рильском панегирике 1479 г. (л. 290а-302б) 71 . В конце XVIII – начале XIX в. иеросхимонах Спиридон, будучи в Рильском монастыре, сделал список, опубликованный О. М. Бодянским 72 ; список же Владислава Грамматика впервые опубликован В. Златарским (см. публ. 11 .132).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Да марта же в 18–й де[нь] был я, богомолец ваш, соборной у заутрени и после полунощницы по своему обычаю ексапсалмы сам говорил, а после ексапсалмов втай 1348 себе говорил канон Исусу сладкому на первой кафизме. И после первые статьи на другой кафизме стал я, богомолец ваш, и молитву Исусову творя, на Спасов образ местной, что стоит пред нашим местом, списан с тово образа, которой 1349 взял к Москве блаженные памяти государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии из Великого Новаграда 1350 , и поставлен на Москве в соборной апостольской церкви, котороя 1351 именуетца 1352 Златая Риза, от него же и чюдо было Мануилу, греческому И се внезапу 1353 я, богомолец ваш, стоя на своем месте, увидел венец царский на воздусе злат над Спасовою главою, и помалу тот венец стал приближатися ко мне. И я, богомолец ваш, от великого страху, аки забылся, точию своима очима на тот венец смотрю и свещу пред Спасовым образом, как горит, . И то в разуме помыслил, кем 1354 тот венец движится, и то в памяти есть, что тот венец собою двигся 1355 , и пришед, стал на моей главе, грешной. И аз, от великого того страха пременився, чая чювствено и обоима 1356 рукама 1357 на своей главе осязал. И от того времени тот венец невидим бысть. И пришед из церкви от заутрени, и твоему, государеву, околничему и воеводе князь Федору Андреевичю, и дьяком, и домашным своим такое страшное видение сказывал, и от того времяни 1358 почал ожидать иного себе посещения, и по вся дни литоргию служил и отцу своему духовному исповедался. И марта в 19-й де[нь] во часу дни пришол на Софейской двор Ивашка Жоглова 1359 1360 отлученых, 1361 пристав Гаврилко бутто в своей вине 1362 принося 1363 . И я ево велел поберечь, покамест пойду к обедне, и святых апостол и святых отец хотел ево разрешить и молитвы разрешалные 1364 проговорил. И в том же часу ведом 1365 учинился изменнику твоему,//(л. 125) государеву, Ивашку Жоглову 1366 , и велел бить в набат на Торговой стороне, и собрав многих людей, и послал 1367 ко мне, богомолцу твоему, на Софейской двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1346 Отец св. Алексия митрополита, боярин Феодор Бяконт, перешел в Москву оттого, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от хищных набегов. Под защитой же крепкого и благочестивого князя Даниила Александровича нашел он мирную и покойную жизнь. Святой Алексий родился в 1300 году. 1347 Князь Даниил Александрович, младший сын св. Александра Невского, основатель самостоятельного Московского княжества и родоначальник князей московских (1261–1303 гг.) – Впоследствии он причислен Церковью Русской к лику святых, и мощи его, обретенные нетленными в 1652 г., доныне открыто почивают в храме созданного им на берегу Москвы-реки Данилова монастыря. 1349 Это было в 1320 г. Богоявленский (1-классный) монастырь в Москве основан в 1296 г. при князе московском Данииле Александровиче. 1351 Св. Феогност управлял Русской Церковью с 1328 по 1353 г. Он окончательно утвердил пребывание митрополитов русских, вместо Владимира, в Москве. 1352 Владимир на Клязьме, престол митрополичий, до святителей Петра и Феогноста. Св. Алексий был посвящен в епископа Владимирского в конце 1352 года. Еще за 12 лет перед тем митрополит Феогност повелел Алексию жить в святительском дворе его и заведовать судебными делами Церкви, причем для св. Алексия при постоянных непосредственных сношениях со святителем греком открылись и нужды и средства прекрасно познакомиться с греческим языком. 1354 Патриарх Филофей управлял константинопольской Церковью с 1354 по 1355 г., и потом вторично с 1362 по 1376 г. 1356 Димитрий ВВ Иоаннович, великий князь Донской, родился 12 октября 1350 г.; с 1362 г. получил великое княжение; построил каменный Кремль в Москве; княжил 27 лет, жил 40 лет. Он победил хана Мамая на Дону 8 сентября 1380 г.; скончался 19 мая 1389 г. 1357 Признательный хан дал святителю в знак почести перстень, который доселе хранится в патриаршей ризнице. 1359 Этот монастырь был обетный. Когда святитель Алексий отправлялся в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея России, то на возвратном оттуда пути, подвергся бедствию, так что сама жизнь его была в опасности: на море поднялась страшная буря, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в волнах. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Между тем святитель усердно молился Богу, причем дал обет соорудить храм во имя того святого, которому будут праздновать в день высадки пловцов на берега. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Во исполнение этого обета св. митрополитом Алексием и был основан около 1360 года вышеупомянутый монастырь в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его Образа. В деле созидания монастыря много помогал святителю преп. Андроник, ученик преп. Сергия, почему он и получил наименование Спасо-Андроникова (Андрониева) монастыря; ныне – второклассный монастырь. В монастыре и теперь хранится Нерукотворенный Образ Спасителя, привезенный св. Алексием из Царьграда, украшенный богатой ризой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще с домонгольского периода на Руси известны славянские переводы святоотеческих проповедей. Кроме того, были созданы и отечественные образцы церковного красноречия высокого уровня. К ним относятся прежде всего «Слово и законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, проповеди свт. Кирилла Туровского , слова архиепископа Серапиона Владимирского , беседы прп. Феодосия Печерского и др. В XV в. появился славянский перевод «Учительного Евангелия» Константинопольских патриархов Каллиста (1350–1354, 1355–1362) и Филофея (1354–1355,1362–1376). Эта книга представляла собой сборники образцовых проповедей на все недели церковного года. Прототипом для нее считается труд еп. Константина Преславского (IX в.). Начиная с XVI в. «Учительное Евангелие» неоднократно издавалось типографским способом и получило широкое распространение в пределах Киевской и Московской Руси. Хотя проповедническая практика XVI в. остается малоизученной, все же принято считать, что в то время в пределах Киевской митрополии в храмах звучали в основном чтения из «Учительных Евангелий» либо проповеди, подготовленные по этим образцам. Полностью оригинальные проповеди были редкостью. Новые тенденции в церковной жизни отмечаются начиная с последней четверти XVI в. В эти годы среди православного населения Речи Посполитой активно развивается братское движение. При братствах создаются школы, которые стремятся сформировать образовательную систему, опирающуюся на православную традицию. Необходимость вести эффективную полемику с католиками и протестантами заставляет православных пересмотреть и подходы к церковной проповеди. Именно на рубеже XVI-XVII вв. наряду с традиционной проповедью по «Учительным Евангелиям» в Киевской митрополии начинает звучать и оригинальная проповедь. К этому времени в рамках Католической реформы были сформированы новые подходы к проповеди, которые благодаря иезуитам быстро распространились на территории Речи Посполитой. Это повлияло и на православную церковную проповедь. В 1615 г. в Киеве была создана Братская школа, которую св. Петр Могила в 1632 г. преобразовал в коллегию. Могилянская школа, ставшая впоследствии Академией и стяжавшая славу первого высшего учебного заведения Православного мира, была устроена по образцу иезуитских коллегий. Св. Петр Могила и его единомышленники стремились осуществить синтез западной образованности и православной церковности. В результате «могилянского синтеза» была создана особая богословская традиция, которая характеризуется активным заимствованием западных теологических новаций. Эта открытость к посттридентскому латинскому богословию проявилась и в сфере гомилетики. В XVII в. в Киеве через посредство польской католической проповеди заимствуют практику барочного проповедничества, которая нашла отражение и в трудах по теории проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

1337 г. (1339 ?) Прпп. Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Пресвятой Троицы (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ок. 1337–1427 гг. Прп.Кирилл Белозерский 1339–1340 Построен дубовый деревянный Кремль в Москве Канонизация митр. Петра Константинопольским патр. Иоанном XIV Каликой по представлению митр. Феогноста и вел. кн. Ивана Даниловича Калиты ок. 1340–1396 г. Пресеклась династия великих князей галицко-волынских, после чего Галицкая земля была присоединена сначала к Венгрии, а затем к Польше, а Волынь к великому княжеству Литовскому Свт. Стефан Пермский, просветитель и первый епископ Пермской земли, создатель пермской азбуки 1340–1353 Великое княжение московского кн. Симеона Ивановича Гордого 1345–1377 Вел. кн. литовский Ольгерд. Вхождение в состав великого княжества Литовского Волыни, Киевской, Черниговской и части Смоленской земель Свт. Феогност добился упразднения Константинопольским патр. Исидором Галицкой митрополии, воссозданной незадолго до этого. Выделение Суздальской епархии из Владимирской (митрополичьего диоцеза) Мученическая кончина христиан Антония, Иоанна и Евстафия от рук язычников в Литве ок.1350 г. Учреждение Коломенской епархии 1353–1359 Великое княжение московского князя Ивана II Ивановича Красного Основан суздальский Евфимиев монастырь в честь Преображения Господня Возведение прп. Сергия игуменом обители в честь Пресвятой Троицы близ Радонежа 1354–1378 Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1354 (1355) Возобновление самостоятельной Литовской митрополии при патр. Константинопольском Филофее. Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские (митрополия упразднена в 1361 г. в связи со смертью митр. Романа) ок. 1360 г. Основан московский Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя ок. 1360–1430 г. Прп. Андрей Рублев ок. 1365 г. Основан московский Чудов Алексеевский мужской монастырь 1362–1379 1362–1437 Великое княжение московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского. Присоединение к Москве Медыни, Дмитрова, Стародуба

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не известно, желание ли юго-западных епископов русских иметь у себя особого митрополита, не удовлетворяемое Патриархами Константинопольскими, или другие обстоятельства побудили Патриарха Терновского вмешаться в дела Церкви Русской, ему не подведомственной: во всяком случае, действие его было незаконно. Не трудно было одержать верх над таким совместником, каков был Феодорит. Патриарх Константинопольский сам стоял за свои права. Поэтому, когда св. Алексий явился в Константинополь, его не затруднились утвердить на Митрополии Русской. Но едва возвратился он в Россию (в 1354 г.), как нашёл себе другого совместника в Романе, поставленном также в Константинополе. Для объяснения такого замешательства, не имея никаких указаний в отечественных памятниках, считаем нужным обратиться к делам Греческой Империи. Император Иоанн Палеолог, желая освободиться от соправителя, предложенного ему опекуном его и тестем Иоанном Кантакузином , сына Кантакузинова Матфея, поднял против него оружие; но, потеряв сражение, принуждён был удалиться на остров Тенедос. Между тем Кантакузин потребовал от Патриарха Каллиста (в 1350 г.), чтобы он короновал соправителя Империи. Каллист отказался исполнить это требование и совсем оставил престол свой. На место его поставлен Патриархом Филофей (в нач. 1354 г.); впрочем, на этот раз был он Патриархом не более года 72 . Обстоятельства обратились в пользу Иоанна Палеолога, и с ним возвратился на престол свой Каллист (1355–1362). При таком ходе дел могло статься, что Роман, предупредив св. Алексия в Константинополе, был поставлен в Митрополита Каллистом. А св. Алексий, не вдруг явившись в Константинополь, но имея на своей сторон избрание от Церкви Русской и прежнее согласие константинопольского престола, был утверждён митрополитом от преемника Каллистова 73 . Как бы то ни было, но Церковь Русская очень смущена была неожиданным появлением двух митрополитов, из которых только одного давно знала и желала иметь своим первосвятителем. Роман не смел явиться в Москву, которая по-прежнему удержала за собою достоинство столицы великокняжеской, с утверждением на в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Зизиулас , ссылаясь на ряд святоотеческих текстов, отдает предпочтение в жизни Бога именно личному началу. «В Боге нет никакого движения, которое не было бы инициировано Лицом» 1350 . Однако он идет гораздо дальше, чем просто утверждает некую инициативную «асимметрию» в пользу понятия «ипостась» по отношению к «сущности» в Боге. Митр. И. Зизиулас постулирует, что святоотеческое понимание монархии Отца сводится к тому, что «именно Лицо Отца, а не божественная субстанция, есть источник и причина Троицы» 1351 . В Троице «именно Лицо Отца является определяющим» 1352 . Митр. И. Зизиулас «обеспокоен тем, что понятия сущности и необходимости существования ставят под угрозу свободу Бога» 1353 . У него возникает фактически противопоставление, даже в Самом Боге, свободы личности и необходимости природы: «Скорее свобода, чем необходимость, т. е. – свобода Лица, а не необходимость природы, лежит в основе существования» 1354 . Поэтому И. Зизиулас приписывает Отцу абсолютную «свободу выбора Своего существования и сущности» 1355 . Рождение Сына и исхождение Духа утверждается, таким образом, посредством свободы Отца. Он свободно желает общения рождением Сына и исхождением Духа. «Окончательная и абсолютная свобода в отношении (общении) принадлежит тому, кто проявляет волю, одному лишь Отцу» 1356 . Таким образом, у И. Зизиуласа свобода «закрепляется за “большим” из субъектов в любой паре отношений (за Отцом в общении с Сыном и Духом; за Христом в Его общении с Церковью )» 1357 . Однако подобное видение митр. И. Зизиуласа существенно расходится с мыслью св. отцов. Так, согласно св. Афанасию Великому , рождение Сына относится именно к природе Бога 1358 в противовес творению мира по воле. Причем он подчеркивает, что Богу нечестиво приписывать необходимость в каком-либо виде 1359 . «Безумствует тот, кто между Отцом и Сыном поставляет хотение и совещание (рассуждение)» 1360 , ибо «хотение есть Сам» Бог и оно есть и в Сыне 1361 , т. е. воление есть принадлежность единой сущности. «Ибо, каков Он есть, то и желательно Ему» 1362 . Свт. Афанасий показывает неприменимость к Богу логического противопоставления того, что по воле, тому, что по необходимости. Ариане считали, что нужно выбрать что-то одно: либо Сын рождается по воле Отца, либо рождение Сына происходит не по воле, а против нее, т. е. по необходимости. Св. Афанасий Великий , в противовес, последовательно раскрывает антиномию рождения Сына от Отца не по воле, а по природе 1363 , но, однако, и не против Его воли 1364 , а значит, и не по необходимости. 1365

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   См.: Житие Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских († ок. 345), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 6 декабря.    Ночва, или ночвы, — сосуд, имеющий форму корыта.    См.: Житие прп. Ефрема Сирина († 373—379) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 28 января.    См.: Житие прп. Алипия столпника († 640) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 26 ноября.    См.: Житие прп. Симеона столпника († 459) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 1 сентября.    См.: Житие прп. Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского († 613) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 22 апреля.    Имя прп. Евфимия Великого по-гречески означает «благодушный, веселый».    См.: Житие свт. Феодора, епископа Едесского (IX в.), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 9 июля.    Феодор по-гречески означает «Божий дар».    См.: Житие свт. Петра, митрополита Московского († 1326), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 21 декабря. Житие составлено свт. Киприаном, митрополитом Московским.    Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.); здесь допущена явная хронологическая ошибка. Димитрий Михайлович Грозные Очи был Великим князем в 1322—1325 гг.; святитель Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г. Глава 3. О том, как Варфоломею было даровано познание грамот...    Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель весьма огорчался тщетности усилий своих. Все печалились, не ведая высшего предначертания Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком, что Господь не оставит Своего Преподобного. По смотрению Божию, нужно было, чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось. Расскажем подробнее о том, как, благодаря Божественному явлению, он научился грамоте.    Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле, который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом обрел жребий высший по сравнению с обыденными делами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010