Наше чинопоследование содержит 10 евангельских чтений. В чинопоследовании П. Могилы их – 12, т. е. почти столько же, особенно в части, соответствующей содержанию нашего чина, где их собственно – 11. He отрицаем, в Могилинском чине почти все – совершенно другие евангельские чтения, более отвечающие назначению чина. Но и это различие, также обязанное более серьезной обработке чина в Требнике Могилы, не имеет существенного значения; более существенно и в данном случае собственно количество евангельских чтений. Вместе же с тем, это различие и здесь не безусловное, и при всей его очевидности, между рассматриваемыми чинами на сей раз наблюдается и некоторая доля сходства. Так, и в нашем чине составитель не ограничивается только одним евангельским чтением, действительно относящимся к молению церкви о беснующемся, но приводит их два. В параллель этому и Могила пользуется евангельскими чтениями, не только отвечающими по их содержанию идее врачевания бесноватых, но и не относящимися к этой дели (напр., последние – два). Затем при многочисленности в том и другом последовании внесенных евангельских чтений, в обоих них, собственно говоря, игнорируются, – не прилагаются к делу (кроме одного случая в каждом) чтения, положенные на случай церковного врачевания одержимых демоном в общем указателе их при Н. Завете. Наконец, что особенно замечательно, – рассматриваемые чины совпадают здесь в отношении употребления в них Евангелия от Иоанна – Ин.1:1–17 . Если обратить внимание, что это евангельское чтение, имея выдающееся и вместе с тем единичное употребление при общественном богослужении, в тоже время по содержанию совершенно не относится к церковному молению о бесноватом, то одинаковое приложение его к последнему и в нашем и Могилинском чинопоследованиях, – не может находить свое объяснение в простой случайности. Такое совпадение может объясняться только единством исторической основы для того и другого чина. Совпадают, наконец, обозреваемые чинопоследования и со стороны входящих в них заклинаний и молитв. Правда, в нашем чине тех и других особенное изобилие. Но и в Требнике Могилы их не малое же число, – более 12-ти. Это одно. Другое – при таком общем числе, в Могилинском чине только два заклинания не имеют соответствия в нашем чине, а из соответствующих одно – другое относится к категории исключительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В Великий Четверг вечером уже служили утреню с чтением 12-ти Евангелий, а в Великую Пятницу днем был вынос Плащаницы и вечером — Чин погребения и все последующие службы. И вот некоторые чудесные детали (для несведущего человека многое ускользает от внимания): нужен хор, нужны люди, которых можно поставить за ящик, нужны свечи, просфоры, нужны люди, которые бы пекли просфоры, убирали храм. Поистине чудо, что за один день все смогли организовать! В Ильинской церкви был любительский хор, которым руководил Сергей Михайлович Боскин [ 7 ]. Сам он в юные годы был послушником в Зосимовой пустыни. Он хорошо знал традиции и напевы Сергиевой Лавры. Его хор из любителей и стал первым лаврским хором. Незадолго до открытия к отцу Гурию пришла женщина и принесла канцелярскую папку. Она сказала, что у нее после закрытия Лавры жил последний наместник архимандрит Кронид [ 8 ]. Он дал ей эту папку на хранение, сказав: " Передай ее следующему наместнику " . Отец Гурий открыл ее. Там был антиминс Успенского собора [ 9 ]. Во время войны ураганом снесло главный крест с Успенского собора. Еще до открытия Лавры музей отреставрировал крест. И вот накануне подъема креста пришел к отцу Гурию старший рабочий Баринов и сказал: " Я человек старый, помню, с каким торжеством в прежнее время ставили крест наверху храма, совершали молебствие. Вы освятите мне иконочку и дайте, я вделаю ее в крест " . Отец Гурий совершил чин поставления креста перед малой иконкой преподобного Сергия, освятил ее и отдал Баринову, который вделал ее в середину креста, и таким образом Успенский собор был увенчан освященным крестом. В другое время пришел к отцу Гурию некий Константин Иванович [ 10 ] и сказал: " Я — последний в Лавре звонил перед ее закрытием, разрешите мне и начать звон " . Так и звонарь нашелся. Жила тогда в Загорске схиигумения Мария [ 11 ]. Ее послушницы взялись печь просфоры, артосы, хлебцы. Отец Гурий жил тогда у церковного старосты Ильинской церкви Ильи Васильевича. Он очень помог Лавре на первых порах свечами, гарным [ 12 ] маслом, кадильным углем, ладаном, обеспечил необходимыми рабочими и материалом. В то время все очень трудно было достать. За свечным ящиком поставили Ивана Сергеевича Булычева, верующего человека, сопровождавшего схиархимандрита Илариона. В алтаре прислуживать стали Игорь и я. Храм убирали верующие загорчане " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Песнь девятая: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Сл ова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем. Более почитаемую чем Херувимы и несравненно более славную чем Серафимы, безболезненно родившую Бога Слова, истинную Богородицу, Тебя величаем. После канона хор поет трогательный эксапостиларий , в котором вспоминается покаяние разбойника. Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя. Благоразумного разбойника Ты тотчас рая удостоил, Господи! И меня крестным древом просвети и спаси меня. На Всякое дыхание стихира: Кийждо уд пречистыя Его плоти безчестие нас ради претерпе; глава — терние, лице — оплевание, челюсти — заушения, уста — в отце растворенную желчь с уксусом, ушеса — хуления злочестивая, плещи — биения, и рука — трость, всего телесе протяжение на кресте, членов — гвоздия и ребра — копие. Каждый член Его пречистого тела подвергся бессчестию: глава — терновому [венцу], лицо — оплеванию, челюсти — ударам, уста — желчи, растворенной в уксусе, уши — безобразным хулам, спина — бичеванию, руки — трости, все тело — растягиванию на кресте, руки и ноги — гвоздям, ребра — копью. Пред концом службы (отпустом ) хор поет тропарь: Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию на кресте пригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе. Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами. Служба с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа Проповеди Святитель Иннокентий Херсонский: Как приступить к сей трапезе? — Как вкусить Тело? Как пить Кровь? — Это — не по природе нашей. Ведал сие все Учитель, и позаботился о нашей слабости. Вкушаемое есть Тело, но вид у него тот же, хлеба; пиемое — Кровь, но образ и вкус его тот же, — вина. Таким образом снисходится к нашей природе, что вместо единого чуда каждый раз делается два: и хлеб и вино обращаются в Тело и Кровь и, обращенные, удерживают свой прежний вид, дабы таким образом было с нашей стороны место и вере.

http://pravmir.ru/velikiy-chetverg-tolko...

   б) Перед чтением Евангелия поются степенны 4-го гласа, 1-й антифон «От юности моея» (за исключением воскресных дней, в которые случится двунадесятый Богородичный праздник, когда поются антифоны рядового гласа).    в) В Господские праздники Вознесения Господня и Воздвижения Креста (с каким бы днем он ни совпал) поем «Воскресение Христово видевше». В Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, после Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» один раз.1    г) Каноны праздника, по Уставу, должны петься с ирмосами на 14 или на 16 (например, тропари читаются на 12, ирмосы по дважды, а на катавасии — те же ирмосы каждой песни или же ирмосы, особо указанные в службе праздника).    д) На утрени по 8-й песни канона во все двунадесятые праздники вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни (или только один ирмос), за исключением Богородичных праздников, случившихся в воскресенье.     4. Во все двунадесятые Господские праздники (а также на Пасху и в Пасхальную седмицу) на литургии вместо изобразительных поются праздничные антифоны (Типикон, гл. 21). Они поются только в самый день праздника. В попразднство же и отдание поются изобразительны («Благослови, душе...» и «Хвали, душе моя, Господа» и «Блаженны»).    В те праздники, когда поются праздничные антифоны, на малом входе на литургии всегда произносится «входный стих» праздника. (Исключением являются праздники Сретения Господня и День Святого Духа, когда на литургии произносится «входный стих», но праздничные антифоны не поются).     Примечание. При архиерейском служении литургии в день Господского праздника на малом входе после входного стиха хор поет: «Приидите, поклонимся», причем припев берется из второго литургийного антифона, например, на Рождество Христово:    «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти. Аллилуиа».    При иерейском служении «Приидите, поклонимся» не поется, а сразу поются тропарь и кондак праздника.     5. В двунадесятые Господские праздники произносится особый праздничный отпуст (указанный в Служебнике), причем седмичные святые (например, Небесных Сил, или святого Предтечи, или Честнаго Креста) на нем не упоминаются. Малый отпуст (например, в конце 1-го часа) – обычный, без праздничного начала.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / / Кирил звершив утреню п " з читанням дванадцяти Страсних для друку 21 2011 р. 22:46 Вечером 21 апреля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили епископы  Бронницкий Игнатий  и  Звенигородский Николай ; ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии  игумен Савва (Тутунов) ; сотрудник Московской Патриархии протоиерей Андрей Милкин; клирики Храма Христа Спасителя; священнослужители г. Москвы. Перед началом богослужения епископы Игнатий и Николай возложили на аналой в центре храма ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздь Креста Господня. По традиции после пятого Евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением Распятия. Затем были прочитаны семь Евангелий, посвященных Крестным мукам Спасителя. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми Утреня п " з читанням дванадцяти Страсних у Христа Спасителя за темою Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Субботу после Литургии в Храме Христа Спасителя : Суботи у Христа Спасителя В канун Суботи Предстоятель Церкви звершив утреню з чином поховання у Христа Спасителя у У п " ятницю Кирил звершив з виносом Спасителя у Христа Спасителя у з ключовими словами страсна седмиця   Кирил звершив освячення Володимирського храму в У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1458086...

б) В великий пяток воспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Утреня до тропаря « Егда славнии ученицы », поемого после шестопсалмия, совершается так же, как в четверг 5-й недели поста. Рядовых кафизм не бывает, а прямо после пения тропаря и малой ектеньи начинается чтение 12-ти евангелий, в которых подробно описывается история страданий, смерти и погребение Господа в саду Иосифа. Во время чтения евангелий предстоящие стоять с возженными свечами, и чтение каждого евангелия возвещается благовестом. Общий порядок утрени удерживается; чтение евангелий частью заменяет молитвословия и песнопения утрени, частью полагается между ними. Так, вместо рядовых кафизм и седальнов, после них, полагается чтение шести евангелий о страстях Христовых. Пред чтением каждого из сих евангелий бывает малая ектенья, пение 3-х антифонов и седальна, на них же, замечено в уставе, не седим, но стояще поем; 7-е евангелие читается после блажени с тропарями, полагаемых вместо полиелея, 8-е после псалма 50-го, 9-е евангелие после канона трипеснца, малой ектении и светильна; 10-епосле стихир на хвалите; 11-е читается после чтения славословия «Слава в вышних. Богу> и ектении «исполним утреннюю; 12-е последнее евангелие читается после стиховных стихир. Далее – после чтения «Благо есть» утреня совершается обычно – по будничному: трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, тропарь, ектенья: помилуй нас, Боже... и отпуст. Часа 1-го не прилагается, а читается он днем вместе с другими часами. Литургия, как торжественная служба, в сей день не совершается ради сокрушения и плача церкви и по той благоговейной мысли, что Голгофская жертва, принесенная в сей день, сама по себе заменяет жертвы всех алтарей. Совершаются тогда часы 112 , сходные с царскими часами на Р. Христово и Крещение, вместе – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, составленные из псалмов, относящихся к страданиям Господа нашего Иисуса Христа. На часах полагаются паримии, Апостол и Евантелие. На вечерни в молитвах и обрядах изображается распятие и погребение Господа Иисуса Христа. Вначале вечерни полагается на престол плащаница. После входа с Евангелием читаются три паримии, в которых пророчески изображается Искупитель мира, – Апостол – о силе и мудрости, явленных в кресте Господнем, и Евангелие, повествующее о страданиях Господа до смерти Его. Затем, на стиховных стихирах после пения стихиры « Тебе одеющегося », при пении тропаря » Благообразный Иосиф », выносится из алтаря плащаница на средину храма и полагается на приготовленный заранее стол; верующие покланяются пред нею и лобызают ее. Священнодействие сие изображает снятие со креста тела Господа Иисуса Иосифом Аримафейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Примечание. После крещения и миропомазания младенца в 40-й день от рождения его, приносится он матерью во храм. Пред дверьми храма в притворе священнослужитель молится, чтобы Господь очистил мать младенца от всякой скверны душевной и телесной, а самого младенца благословил на всякое дело благое, и знамением креста отгнал от него всякую сопротивную силу и сопричислил его святому своему стаду словесных овец. По совершении молитв иерей взявши младенца на руки, и совершив им крестное знамение пред вратами храма, вносит его во храм с произнесением слов: воцерковляется раб Божий N или раба Божия во имя Отца, и Сына и св. Духа... Те же слова произносит среди храма и пред Царскими вратами, пред которыми полагает младенца в знак того, что он принадлежит Церкви, как член ее. § 225. Освящение мира Священнослужитель, совершающий миропомазание, только передает крещаемому благодатную силу таинства, которая сообщена миру освящающим его Архиереем 693 . Освящение мира совершается на Страстной седмице следующим образом: в первые Великие три дня: понедельник, вторник и среду производится мироварение. Состав мира приготовляется по особому чиноположению 694 из воды, елея, вина, благовонных трав и других ароматных веществ в знак многоразличных даров Св. Духа. Весь состав мира окропляется св. водой, освященной самым Архиереем. Приготовленное вещество влагается в мироваренные сосуды под которыми сам Архиерей возгнетает огонь, поддерживаемый потом священнослужащими иереями и диаконами. Во все время мироварения священнослужители читают непрерывно святое Евангелие. Приготовленное таким образом миро в Великую Среду, разливается потом в 12-ть сосудов, по числу 12-ти апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Св. Духа чрез возложение рук, и которое вскоре потом заменено миропомазанием. В Великий Четверток пред чтением часов, 12-ть сосудов священнослужителями вносятся во храм, поставляются на жертвеннике, и при великом входе предносятся сослужащими Архиерею пресвитерами пред Святыми Дарами. По перенесении, сии сосуды поставляются на престоле со Св. Дарами, и после освящения Св. Даров, святитель освящает миро крестным благословением каждого сосуда и особой молитвой, в которой испрашивается от Господа наитие Св. Духа на миро, к освящению душ и телес помазующихся им. В следующей за тем молитве святитель приносит благодарение Богу за освящение мира. Освященное таким образом миро после Литургии приносится в особое хранилище с пением 44-го псалма, воспевающего славу Соломона, после помазания его на царство. По требованию и распоряжению епархиального начальства освященное миро передается приходским священникам для запечатления им новокрещаемых. § 226. Начало установления сего таинства и образ совершения его в древности

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«С раннего детства я рос сиротой, – вспоминал епископ Феофан впоследствии, – на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины, много рассказывавшей мне о жизни преподобного Сергия, имя которого я носил, и на попечении заменившего мне отца дяди-воспитателя, кроткого и смиренного сельского пастыря, пятьдесят лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе. С ним-то я и научился делить с народом и радость и горе, встречать церковные праздники Рождества Христова и Святой Пасхи, обходя со славою дома прихожан. Навсегда останутся памятны для меня чтения святого Евангелия моим воспитателем, старцем, особенно чтения 12-ти Евангелий в Великий Четверг, и восторженное служение его в светозарную пасхальную ночь с неподражаемо проникновенным чтением дивного слова Иоанна Златоустого». «Целые поколения прошли перед ним в крестинах, свадьбах, похоронах!!! Но и любит же народ его! Не только прихожане, но и окрестные села. Овдовев очень рано и оставшись с сыном, да с нами сиротами, он как-то замкнулся в себе, затих, оробел, да таким и остался на всю жизнь. Мужички очень любили своего „папашу“ отца-духовника. А как стяжалась эта любовь? Он просто был евангельски добр и кроток, никогда никого не притеснял, просившему не отказывал и делал всё это так же естественно, как светит солнце и благоухает цветок!» «На нем, как и на других пастырях доброго старого времени, был какой-то особенный отпечаток церковности, духовного обаяния. Никогда не могу забыть его особенной, благоговейной настроенности при совершении богослужений, его проникновенности при чтении молитв, Евангелия и т.д. В самой внешности его было что-то особенно привлекательное. Как приятно было, например, видеть его непременно с тростью-посохом, шествующим в храм Божий или в дом прихожан с какой-либо требой. При встрече пастыря с жезлом в руках все невольно останавливались и с благоговением принимали благословение. Две выдающихся черты в нравственном характере покойного. Первая – это его покорность воле Божией. Несчастья одно за другим обрушивались на его многострадальную жизнь: раннее вдовство его личное, потом – его сестры, оставшейся на его попечении с нами – сиротами, пожар дома, смерть его единственного сына при окончании им курса в семинарии, в котором он, естественно, желал видеть опору для себя в старости, – все эти удары один за другим, видимо, только укрепляли в нем дух кротости и терпения. Вторая выдающаяся черта его нравственного характера – это кротость и миролюбие в отношении к причту и прихожанам. За 52 года его епархиальной службы у него не было ни одного судного дела ни с прихожанами, ни с членами причта».

http://fond.ru/kalendar/1494/feofan/

Глава шестая. Царские и пасхальные часы Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерие», т. е. накануне Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 302 , вероятно, потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в Великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу» 303 . Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и евангелия, строго приуроченное к времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тожественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и к другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому их следует рассматривать отдельно. I. Часы Рождества Христова и Богоявления 1. Составитель службы Во всех известных нам древних памятниках, часы Рождества Христова и Богоявления обычно надписываются именем св. Софрония, патриарха иерусалимского († 641). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – почти полное отсутствие различия в составе тропарей и чтений, указываемых древними рукописями, заставляет предполагать в данном случае, наличность одной редакции, и именно – редакции, принадлежащей патр. Софронию. Конечно, служба рождественских и богоявленских часов в том или ином виде, могла существовать и раньше времени патр. Софрония. Но патр. Софроний дал ей окончательную обработку и сообщил тот вид, в каком она и доселе остается в богослужебном употреблении, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям. По-видимому, особенно близкое участие св. песнописец проявил в составлении тропарей, которые обычно и называются в рукописях его «творением» (ποημα). А так как «последование тропарей» составляет самую основу царских часов, то патр. Софроний справедливо считается творцом всей службы царских часов Рождества Христова и Богоявления, в той именно редакции ее, которая одна только и сохранилась до настоящего времени как в древних памятниках, так и в церковно-богослужебной практике. 2. Последование 12-ти тропарей

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По этому изданию, напечатанному якобы с Московского потребника 7159 т. е. 1651 г. устав причащения «вборзе» излагается в нижеследующей конструкции. – Вместо обыкновенного возгласа, последование начинается здесь: «За молитв св. отец наших». Затем, по обычном начале читать положено: «Молитвы св. Иоанна Златоустог о ко св. причащению» – [#а#] «Верую, Господи, и исповедую» и [#в#]». Владыко Господи человеколюбче, да не в осуждено будет ми...» и конд. «Вечери твоей тайней». Далее больной произноси краткое прощение (которое не приводится), а совершитель читает известные стихи «Боготворящую кровь ужаснися, человече, зря..» и [##] человече, ужаснися, егда еси недостоин...» и затем причащает «боля». По причащении положено: «Ныне отпущаеши...», тропари: «Спаси, Господи, люди твоя», «Днесь, благовернии людие, светло празднуем осеняемы Твоим, Богомати...», «Вовсю землю изыде вещание», конд. «Вечери Твоей тайней...» «Господи помилуй» 12 раз, обычный заключительный молитвословия и, наконец, отпуст в таком пространном виде: «Господи И. Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистые ти Матере и иже во сжатых отец наших Василия В., Григория Богослова , и Иоанна Златоустог о, и Кирилла Александрийского , и Софрония патр. Иерусалимского, и Германа патр. Царяграда и прпд. и богоносных отец наших: Иоаина Дамаскина и Симеона Нового Богослова и прп. матере нашея Марш Египтяными и прп. отца нашего Онуфрия Великого и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Аминь». (Чин исповеди, изд. с Потребника 7159 г., л. 14 об.–18). – Чин этот, несомненно, составлен при руководстве исключительно старинным последованием ко св. причащению. Оттуда внесены сюда две молитвы, с которыми мы встречаемся здесь в первый раз, и которые там находились рядом и, действительно, обе надписывались именем И. Златоуста (См. Служебн., ркп. Соф. библ. л. 100; мол. 8 и 9-я). Оттуда же взяты стихи, читаемые здесь больным пред самым причащением и уже имевшие место в рукописных чинах причащения «вборзе». Там же, наконец, вероятно, имелись и встречаемые нами здесь в первый раз по-причастные тропари, – имелись, как предварительные пред чтением Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010