К часам в Великий четверг «при часе же 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, и поем часы вкупе 3-й, 6-й и 9-й…» (1-й час совершается в составе утрени). К литургии в соединении с вечерней «во 8-й час дне ударяет параекклисиарх, и собравшеся в церковь, благословившу иерею начинаем вечерню». В настоящее время часы, вечерня и литургия совершаются вместе, и звон целесообразно произвести только перед часами в виде благовеста в полиелейный колокол. В тот же день вечером в храмах служится утреня с чтением 12-ти Евангелий. Она именуется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». В Типиконе указывается: «Во 2-й час нощи клеплет параекклисиарх». По примеру Кремлевского и Новгородского уставов в этот день перед началом службы совершается благовест в праздничный колокол. Кроме того, в праздничный колокол ударяют перед началом каждого чтения Евангелия столько раз, каким по счету является читаемое Евангелие: перед первым чтением – один удар, перед вторым – два удара и так далее до двенадцатого. «По прочтении 12-го Евангелия после 12-ти ударов тотчас звон», – указано в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского. В конце службы звонов не положено, однако во многих храмах совершают трезвон, поскольку молящиеся разносят по домам так называемый «четверговый огонь». Совершать или не совершать трезвон в этом месте – следует уточнить у настоятеля храма. В Великий пяток к царским часам в Типиконе предписано: «Звон в двои един долгий». В Московском Кремле к этой службе звонили в «Реут», в Оптиной пустыни – в полиелейный колокол, в новгородском Софийском соборе – «по молебенному». В московском храме Христа Спасителя, как в старом, так и в современном, совершается редкий благовест в воскресный колокол. Звонарям в данном случае также целесообразно обсудить вид звона к часам с настоятелем храма. В Великую пятницу к вечерне, на которой совершается вынос Плащаницы, благовестят редким ударением в праздничный колокол. В момент выноса Плащаницы из алтаря – перезвон по единому удару в каждый колокол от большого до малого. По поставлении Плащаницы посередине храма – краткий трезвон.

http://pravoslavie.ru/45909.html

Вечером 20 апреля, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области и принял участие в вечернем богослужении в соборе обители. По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил игуменский жезл настоятельнице обители игумении Екатерине (Чайниковой). 21 апреля, в Великий четверг, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног. Вечером 21 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. По традиции после пятого евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением распятия. 22 апреля, в Великую пятницу, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя. Вечером 22 апреля, в канун Великой субботы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. 23 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Кирилл возглавил вечерню с чтением 15 паремий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После отпуста Литургии Предстоятель совершил благословение пяти хлебов и вина, а затем обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом о смысле евангельского повествования, читаемого в Великую субботу. «Господь Своим пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его радость о Воскресшем, то он вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: Идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века (ср.: Мф. 28, 19–20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

" Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими " - мы уподобляемся Апостолам, которых Господь причастил в Горнице, когда установил Таинство Причащения. Далее: " не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " - я никогда не был твоим врагом и не предам, как Иуда лобзанием, но сподоби причаститься, Господи. В этих словах молитвы воспоминаются страсти Христовы: и распятие, и разбойник на кресте: " Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " . " Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела " - человек перед причащением должен особенно благоговеть, подготовить себя к этому событию, потому что он принимает Самого Спасителя. И если мы к этому подходим легкомысленно, только как к ритуалу, то это будет нам не полезно, а будет " в суд и во осуждение " . Недавно причащал молодого мужчину, ему сорок с небольшим, он уже почти приговорен к смерти, причастил его, а дня через три встретил его родных, и мне говорят: " Знаете, батюшка, ему стало легче, поесть попросил, ободрился и просит еще его причастить " . А ведь давно уже есть не мог, но человек получил облегчение духовное, значит, какая - то благодать коснулась его в принятии Святых Христовых Тайн, раз пошло немного на поправку. Слава Богу, значит, Господь его посетил. К великому сожалению, бывает, заставляют причаститься, а человек понятия не имеет, что это такое, какое это великое Таинство. Молитва перед причащением - одна из очень сильных молитв, сакральная. Здесь собрана вся душа верующего человека, обращенная к Богу в этой молитве. Это очень нужная и умная молитва Иоанна Златоустого, все в ней продумано. Но это Господь дает. Мы так не умеем, не можем так, как составляли молитву великие Святители Божии. Какой путь далее был у Христа? Потом Господь пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Получается, фактическое начало Страстной седмицы с четверга. Мы были в Гефсимании, видели эти деревья, где спали Апостолы, камень, на котором Он молился один. Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда. Господь избрал такой знак предательства - лобзание. Значит, лобзание не всегда бывает любвеобильным, а может быть и предательским, и деньги, жадность к деньгам победила любовь Иуды, и он предал Учителя из-за 30 сребреников. Вечером Великого Четверга опять самая длинная служба в году: утреня с чтением 12 - ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

б) В великий пяток воспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Утреня до тропаря « Егда славнии ученицы », поемого после шестопсалмия, совершается так же, как в четверг 5-й недели поста. Рядовых кафизм не бывает, а прямо после пения тропаря и малой ектеньи начинается чтение 12-ти евангелий, в которых подробно описывается история страданий, смерти и погребение Господа в саду Иосифа. Во время чтения евангелий предстоящие стоять с возженными свечами, и чтение каждого евангелия возвещается благовестом. Общий порядок утрени удерживается; чтение евангелий частью заменяет молитвословия и песнопения утрени, частью полагается между ними. Так, вместо рядовых кафизм и седальнов, после них, полагается чтение шести евангелий о страстях Христовых. Пред чтением каждого из сих евангелий бывает малая ектенья, пение 3-х антифонов и седальна, на них же, замечено в уставе, не седим, но стояще поем; 7-е евангелие читается после блажени с тропарями, полагаемых вместо полиелея, 8-е после псалма 50-го, 9-е евангелие после канона трипеснца, малой ектении и светильна; 10-епосле стихир на хвалите; 11-е читается после чтения славословия «Слава в вышних. Богу> и ектении «исполним утреннюю; 12-е последнее евангелие читается после стиховных стихир. Далее – после чтения «Благо есть» утреня совершается обычно – по будничному: трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, тропарь, ектенья: помилуй нас, Боже... и отпуст. Часа 1-го не прилагается, а читается он днем вместе с другими часами. Литургия, как торжественная служба, в сей день не совершается ради сокрушения и плача церкви и по той благоговейной мысли, что Голгофская жертва, принесенная в сей день, сама по себе заменяет жертвы всех алтарей. Совершаются тогда часы 112 , сходные с царскими часами на Р. Христово и Крещение, вместе – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, составленные из псалмов, относящихся к страданиям Господа нашего Иисуса Христа. На часах полагаются паримии, Апостол и Евантелие. На вечерни в молитвах и обрядах изображается распятие и погребение Господа Иисуса Христа. Вначале вечерни полагается на престол плащаница. После входа с Евангелием читаются три паримии, в которых пророчески изображается Искупитель мира, – Апостол – о силе и мудрости, явленных в кресте Господнем, и Евангелие, повествующее о страданиях Господа до смерти Его. Затем, на стиховных стихирах после пения стихиры « Тебе одеющегося », при пении тропаря » Благообразный Иосиф », выносится из алтаря плащаница на средину храма и полагается на приготовленный заранее стол; верующие покланяются пред нею и лобызают ее. Священнодействие сие изображает снятие со креста тела Господа Иисуса Иосифом Аримафейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В Великий Четверг после литургии отец Гурий в Ильинском храме объявил, что открывается Лавра, и просил всех, кто может, прийти помочь прибрать храм, приготовить его к службе. Лавру закрыли в 1920 году. Можно себе представить, сколько пыли, грязи накопилось в закрытом соборе за 26 лет. Мы вошли в собор. Стекла в барабанах выбиты, на полу снег, лед. И конечно, неимоверный холод. Собор не отапливался, да и Пасха тогда была ранняя. В соборе стояла карета Елизаветы Петровны, на паперти – чучело медведя... Впрочем, работники музея вскоре все лишнее убрали. Благодаря тому что отца Гурия знали и уважали многие прихожане Ильинского храма, на его призыв откликнулись. Пришли в собор с ведрами, тряпками, стали протирать, чистить иконостас, паникадила, мыть полы. Престол в соборе из кирпича сложен, он был разоблачен. Надо срочно шить одежды на престол и жертвенник. Ольга Павловна (дочь отца Павла Флоренского 7 ) взялась пошить облачение, верхнее и нижнее, на престол и жертвенник. Патриарх дал парчу, а остальной материал пожертвовали верующие. Из ризницы музея выдали Плащаницу, сосуды, облачения, кадила, напрестольное Евангелие, кресты. Кое-что дал Патриарх, часть необходимой утвари – Ильинский храм. Патриарх назначил временно для служения в помощь отцу Гурию архимандрита Илариона 8 (он был на Афоне, и во время имяславской смуты в 1913 году его вернули в Россию. Он поселился в Москве, был назначен настоятелем Страстного монастыря. Позже он служил в селе Виноградово, на станции Долгопрудной, в храме Владимирской иконы Божией Матери вместе со своим братом, целебатным священником). Вторым священником был игумен Даниил, диаконом – иеродиакон Иннокентий 9 , обладавший громким и красивым голосом. В Великий Четверг вечером уже служили утреню с чтением 12-ти Евангелий, а в Великую Пятницу днем был вынос Плащаницы и вечером – Чин погребения и все последующие службы. И вот некоторые чудесные детали (для несведущего человека многое ускользает от внимания): нужен хор, нужны люди, которых можно поставить за ящик, нужны свечи, просфоры, нужны люди, которые бы пекли просфоры, убирали храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

– Вы были избраны патриархом в 1971 году, в разгар атеистического режима. Вам не было дискомфортно на этом посту? – Мое избрание патриархом БПЦ вызвало у меня большое волнение. Потому что в то время было легко умереть, но сложнее было понять и оценить, как жить и как выполнять свои обязанности главы Святой нашей Церкви. Эти волнения я пережил. Я, конечно, имел в виду и положительное отношение Святого Синода, духовенства, церковной общественности, к моему возможному избранию патриархом. Высокое свидетельство в этом отношении выразила городская церковная общественность в лице акад. Михаила Арнаудова, что очень помогло моему решению принять это ответственное перед Церковью, народом и Родиной служение. Я был знаком с академиком Арнаудовым еще с того времени, когда я был гражданским чиновником в Русенской митрополии. С течением лет мы стали близки. Накануне выборов в патриархи я случайно встретился с ним в саду перед Военным клубом в Софии. Арнаудов до этого как-то узнал, что я воздерживаюсь от выдвижения своей кандидатуры, но он со всем свом авторитетом мне посоветовал и убедил не отказываться от участия на выборах. – И все-таки Вы приняли пост патриарха во время коммунистического режима... – Такая была обстановка. Атеистический режим делал всё, чтобы ослабить значение Болгарской Православной Церкви, веру в нее и в Бога, которую она исповедует и проповедует. Я был на службе в Великий Четверг в столичной церкви «Св. Седьмочисленников», когда ко мне пришли соответствующие люди и сказали, что правительство требует, чтобы я дал священникам распоряжение не обходить принятым каноническим способом церкви с литиями и не бить в колокола. Я категорически отказал, несмотря на то, откуда происходило это требование. А оно происходило от одного из самых высоких мест тогдашней власти. Я остался в церкви и продолжил службу чтением 12-ти Евангелий. Меня очень терзали всеобщие ограничения посещения богослужений и особенно ограничения ученикам, молодым людям и детям. Я делал все возможное, чтобы преодолеть все это в основном через Комитет по вероисповеданиям и его председателя Михаила Кючукова – моего одноклассника. Мы учились в семинарии с первого до шестого класса, он сидел за партой передо мной. Атеистический период нанес большой урон жизни Святой Болгарской Православной Церкви. Начальные годы атеистического режима были очень суровыми. Потом это ожесточенное отношение немного затихло, но не остановилось, потому что атеистическая идеология выполнялась разными людьми с разной степенью ожесточения и озлобления к Церкви. Но никогда не отвергалось значение Церкви как институции. Было очевидно, что никто не может отвергнуть ее значение для болгарского народа, несмотря на отношение к Вере. Отвержение Церкви равносильно отвержению болгарской истории.

http://pravoslavie.ru/4592.html

И надо сказать, что жизнь тогдашней православной Москвы была удивительно открытой при всей своей запрещенности. Я вспоминаю храмы моего детства и юности. В этих храмах была удивительная атмосфера доброты и радости, которую создавали тогдашние чудесные, ласковые и солнечные старушки. Сейчас девушка, которая зайдет в храм без платка, рискует навлечь на себя брань злых и суровых старушек и даже быть изгнанной. Тогда эти сегодняшние блюстительницы церковного " порядка " были вполне советскими людьми, работали в своих парткомах и профкомах и в церкви никогда не бывали. И тогда каждого и каждую – и без платочка, и в брюках, и в спортивном костюме – встречали с радостью. И бывало так: человек приходил в церковь безбожником, а уходил оттуда верующим. Я помню пасхальную Москву того времени – совершенно особый, чистый, белоснежный и радостный город. Конечно, Пасха моего детства – праздник домашний. Но, с другой стороны, Пасха всегда была праздником, который выплескивался совершенно удивительным образом на улицы. Каждый раз возникала какая-то особая атмосфера Чистого четверга с чтением 12-ти Евангелий. И Страстная суббота – день, когда освящались куличи и пасхи, когда на улицах появлялись такие древние старушки, которых в течение года никогда не видел. Они появлялись с белоснежными узелочками, в которых были куличи. Кто ехал на метро, кто на трамвае, кто шел пешком до ближайшего храма. Москва светилась от их чудных лиц. Я вспоминаю о пасхальной атмосфере в Москве 50-70-х годов, о той удивительной радости, которая охватывала всех. Сегодня же меня огорчает не только агрессивность веры многих из нас, но и то, как подчас нелепо мы пытаемся выразить свою пасхальную радость. Грустно смотреть на протянутые через улицы плакаты: " Христос воскрес! " Грустно слышать во время обедни громыхание " пасхальных " концертов и гуляний. Все это превращает радостную тайну нашего сердца в какой-то православный вариант Первомая и низводит праздник, бесконечно нужный и дорогой, до официального общегородского мероприятия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В соборе Воскресения Словущего Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Вечером 29 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского, а затем утреню Великого вторника в соборе Усекновения главы Иоанны Предтечи. Утром 30 марта, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный близ города Сергиева Посада. Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский храм, осмотрел здания и территорию монастыря и расположенный в одном из корпусов монастыря приют-пансион для девочек, оставшихся без попечения родителей. 30 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Всех святых бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря, где совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского и утреню Великой среды. 31 марта, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Вечером 31 марта, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь. В Спасском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского и утреню Великого четверга. По окончании богослужения в дирекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с сотрудниками музея. 1 апреля, в Великий четверг, в день Воспоминания Тайной вечери, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин умовения ног. 1 апреля в резиденции председателя Правительства РФ в Ново-Огарево состоялась встреча В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вечером 1 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Богослужения Великого вторника продолжают погружать нас в самые главные смыслы Страстной недели. Во время прямой трансляции богослужения Великого Вторника мы можем услышать пениее  тропаря Се Жених грядет , в основе которого лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). Это именно те слова, которые Христос произнес в  тот самый  Вторник, накануне Своих Страстей. 10.04, 17:55, вечернее и утреннее богослужение. Соловецкий монастырь Вечернее богослужение. 10.04, 17:45, Свято-Елисаветинский монастырь Утреннее богослужение. 11.04, 6:00, Свято-Елисаветинский монастырь Прямая трансляция богослужения Великой Среды Великая Среда – день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И в этот же день вспоминается, как некая женщина-«грешница» возлила драгоценное миро на голову Спасителя и таким образом приготовила Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок. Следя за прямой трансляцией богослужения Великой Среды мы можем услышать песнопения, посвященные в том числе именно этим двум событиям. 12.04, 8:30. Великая Среда. Часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров Прямая трансляция богослужения Великого Четверга Великий четверг –  день установления Таинства Евхаристии. В храмах совершается два богослужения. Утром – Вечерня с Литургией Василия Великого. Вечером – Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Прямая трансляция богослужения Великого Четверга, конечно, не заменит нашего присутствия на литургии в день, когда обычно причащаются все верующие православные христиане. Но зато может помочь организовать домашнюю молитву с чтением 12 Евангелий о страданиях Христа. Лучше всего заранее приготовить текст утрени и 12 Евангелий . 13.04, 10:00 Литургия. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери 13.04, 8:00. 12 Евангелий. Последование Святых спасительных Страстей Господа Иисуса Христа Прямая трансляция богослужения Великой Пятницы В Великую пятницу мы вспоминаем Страдания и Смерть Господа нашего Иисуса Христа. В это день совершается аж три богослужения: у тром – Царские Часы, Изобразительные; днем – Вечерня и Малое Повечерие, Вынос Плащаницы; вечером – Утреня, Чин погребения. Мы прихожим в храмы утром – чтобы услышать евангельские чтения о суде над Христом, днем – для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование, вечером – чтобы совершить Чин погребения. Не имея возможности из-за чрезвычайных обстоятельств присутствовать в храме, мы можем зажечь дома лампаду, приготовить тексты богослужений и включить прямую трансляцию богослужения Великой Пятницы – чтобы хотя бы так соприсутствовать тому, что происходит в это время, так пережить эти страшные евангельские события. Тексты служб Великой пятницы – самые сильные и впечатляющие богослужебные тексты. Важно не пройти мимо них.

http://foma.ru/transljacija-bogosluzheni...

В сегодняшней Москве принято демонстративно читать святых отцов, Добротолюбие и богословскую литературу, говорить о вере. В Москве моих студенческих лет это было запрещено, и, тем не менее, мы читали эти книги благодаря бесстрашным иностранцам, дипломатам и туристам, которые привозили книги, изданные во Франции, в Бельгии, в Америке. Они переходили из рук в руки. Через месяц после своего появления в Москве они распухали, как распухает старый словарь, которым пользуешься ежедневно. И надо сказать, что жизнь тогдашней православной Москвы была удивительно открытой при всей своей запрещенности. Я вспоминаю храмы моего детства и юности. В этих храмах была удивительная атмосфера доброты и радости, которую создавали тогдашние чудесные, ласковые и солнечные старушки. Сейчас девушка, которая зайдет в храм без платка, рискует навлечь на себя брань злых и суровых старушек и даже быть изгнанной. Тогда эти сегодняшние блюстительницы церковного " порядка " были вполне советскими людьми, работали в своих парткомах и профкомах и в церкви никогда не бывали. И тогда каждого и каждую – и без платочка, и в брюках, и в спортивном костюме – встречали с радостью. И бывало так: человек приходил в церковь безбожником, а уходил оттуда верующим. Я помню пасхальную Москву того времени – совершенно особый, чистый, белоснежный и радостный город. Конечно, Пасха моего детства – праздник домашний. Но, с другой стороны, Пасха всегда была праздником, который выплескивался совершенно удивительным образом на улицы. Каждый раз возникала какая-то особая атмосфера Чистого четверга с чтением 12-ти Евангелий. И Страстная суббота – день, когда освящались кулики и пасхи, когда на улицах появлялись такие древние старушки, которых в течение года никогда не видел. Они появлялись с белоснежными узелочками, в которых были куличи. Кто ехал на метро, кто на трамвае, кто шел пешком до ближайшего храма. Москва светилась от их чудных лиц. Я вспоминаю о пасхальной атмосфере в Москве 50-70-х годов, о той удивительной радости, которая охватывала всех. Сегодня же меня огорчает не только агрессивность веры многих из нас, но и то, как подчас нелепо мы пытаемся выразить свою пасхальную радость. Грустно смотреть на протянутые через улицы плакаты: " Христос воскрес! " Грустно слышать во время обедни громыхание " пасхальных " концертов и гуляний. Все это превращает радостную тайну нашего сердца в какой-то православный вариант Первомая и низводит праздник, бесконечно нужный и дорогой, до официального общегородского мероприятия.

http://religare.ru/2_40541_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010