" Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими " - мы уподобляемся Апостолам, которых Господь причастил в Горнице, когда установил Таинство Причащения. Далее: " не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " - я никогда не был твоим врагом и не предам, как Иуда лобзанием, но сподоби причаститься, Господи. В этих словах молитвы воспоминаются страсти Христовы: и распятие, и разбойник на кресте: " Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем " . " Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела " - человек перед причащением должен особенно благоговеть, подготовить себя к этому событию, потому что он принимает Самого Спасителя. И если мы к этому подходим легкомысленно, только как к ритуалу, то это будет нам не полезно, а будет " в суд и во осуждение " . Недавно причащал молодого мужчину, ему сорок с небольшим, он уже почти приговорен к смерти, причастил его, а дня через три встретил его родных, и мне говорят: " Знаете, батюшка, ему стало легче, поесть попросил, ободрился и просит еще его причастить " . А ведь давно уже есть не мог, но человек получил облегчение духовное, значит, какая - то благодать коснулась его в принятии Святых Христовых Тайн, раз пошло немного на поправку. Слава Богу, значит, Господь его посетил. К великому сожалению, бывает, заставляют причаститься, а человек понятия не имеет, что это такое, какое это великое Таинство. Молитва перед причащением - одна из очень сильных молитв, сакральная. Здесь собрана вся душа верующего человека, обращенная к Богу в этой молитве. Это очень нужная и умная молитва Иоанна Златоустого, все в ней продумано. Но это Господь дает. Мы так не умеем, не можем так, как составляли молитву великие Святители Божии. Какой путь далее был у Христа? Потом Господь пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Получается, фактическое начало Страстной седмицы с четверга. Мы были в Гефсимании, видели эти деревья, где спали Апостолы, камень, на котором Он молился один. Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда. Господь избрал такой знак предательства - лобзание. Значит, лобзание не всегда бывает любвеобильным, а может быть и предательским, и деньги, жадность к деньгам победила любовь Иуды, и он предал Учителя из-за 30 сребреников. Вечером Великого Четверга опять самая длинная служба в году: утреня с чтением 12 - ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Вечером: великое повечерие Великая Среда Утром: часы, изобразительны и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, которая совершается в последний раз в этот Великий пост. Также по завершении литургии в последний раз произносится великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами. С этого момента земные поклоны на службах отменяются, кроме поклонов перед Плащаницей Спасителя. Вечером: великое повечерие Великий Четверг Утром: вечерня с литургией Василия Великого. Вечером: утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. На литургии утром вспоминаются события Тайной Вечери. По традиции в этот день все православные верующие причащаются в воспоминание об установлении таинства Евхаристии. Ещё в четверг утром на архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патрирх) омывает ноги священнослужителям. Этот чин символизирует одно из событий Тайной Вечери, когда Христос в пример истинного смирения омывал ноги своим ученикам. Вечером совершается служба 12 Евангелий, во время которой читаются отрывки, в которых описываются страдания и крестная смерть нашего Спасителя. С того момента, когда Иисус молился в Гефсиманском саду, до предания Его на смерть. Великая Пятница Утром: царские часы, изобразительны. Днем: вечерня и малое повечерие. Вынос Плащаницы Вечером: утреня. Чин погребения. Великая Пятница — тоже особый день. Мы вспоминаем смерть и погребение Христа, Его положение во Гроб. Начинаются богослужения Великого Пятка в четверг вечером, когда совершается чтение 12-ти Евангелий. Утром же Великого Пятка читаются часы, которые принято называть царскими, или ввеликими. Литургии в этот день не положено. Как правило, днем в храмах совершается вынос Плащаницы, а вечером — ее погребение. Плащаница — это льняная ткань, которой, по преданию, обвили Тело Христа. В богослужебной практике термин «плащаница» означает большой Это фрагмент ткани с образом положенного во Гроб Спасителя В третьем часу дня на вечерне Великой Субботы Плащаницу выносят из алтаря и полагают на возвышение в центре храма, по обычаю украсив цветами.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa-2016....

" Господь на Кресте " апреля 2018 Митрополит Варсонофий совершил в Казанском соборе утреню Великой пятницы Вечером Великого четверга, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил утреню Великой пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Казанском кафедральном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители. Богослужение включает чтение 12-ти отрывков из Евангелий о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками на Тайной вечере и заканчивая Его погребением. Перед 7-м Евангелием прокимен " Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий " пропели протодиакон Симеон Белецкий и хор собора. Перед 9-м Евангелием ексапостиларий " Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи " исполнили протодиакон Андрей Левин и хор собора. Священнослужители и народ стояли в это время с зажженными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху. После богослужения, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой. По окончании утрени духовенство и верующие поклонились Кресту Господню. Митрополит обратился к верующим с проповедью. " Во время сегодняшнего богослужения мы прошли от Сионской горницы в Гефсиманию, где после борений и молитв Господь сказал: " Да будет воля Твоя, Отец, чашу, которую Ты мне предназначил, Я выпью " , - сказал владыка. - Господь просил учеников побыть с Ним, пободрствовать, но они спали. Когда Иуда привел в Гефсиманский сад солдат, чтобы Его арестовали, ученики проснулись и увидели, что их окружает толпа с факелами. Воины вышли, как на разбойника, хотя Господь постоянно проповедовал в храме в те дни, и никто Его не трогал. Господь вышел навстречу Иуде, который указал властям, кто есть Христос. В темноте трудно было разглядеть из двенадцати человек апостолов, поэтому Иуда поцеловал Его. Господь спросил пришедших, кого они ищут. Его слова, как молния, осветили их сердца, они упали на землю, но быстро опомнились и ответили, что ищут Иисуса из Назарета. Он ответил: " Это Я " . И дважды повторил, попросив: " Оставьте Моих учеников " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Песнопение «Тебе одеющагося светом, яко ризою» звучит в православных храмах перед выносом Плащаницы — вышитой иконы с изображением умершего Христа. Плащаница выносится из алтаря священником, затем совершается крестный ход. Молитвословие «Тебе одеющагося светом, яко ризою» призывает людей, пришедших на богослужение, стать похожими на учеников Христа — проявить к Нему милосердие и любовь. «Разделиша ризы моя себе…» Прокимен , глас 4 Аудио: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Перевод: Разделили ризы Мои между собой и за Мою одежду бросали жребий. «Разделиши ризы моя себе» — песнопение службы «12 Евангелий» (утреня Великой пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается вечером в Великий четверг). Основу этого богослужения составляют двенадцать отрывков Нового Завета, раскрывающих всю последовательность событий Тайной Вечери, Крестного Пути и смерти Спасителя. Между этими текстами звучат различные песнопения — они передают духовное значение происходящего, направляют мысли и чувства в молитвенное русло. Таков и прокимен «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида. «Одеяйся светом, яко ризою…» Антифон 10, глас 6 Аудио: Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда, беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы, тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая. Тому поклонимся. Ученик отвержеся, разбойник возопи: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Слава, Богородичен: Умири мир, от Девы изволивый, Господи, плоть носити за рабы, да согласно Тебе славословим, Человеколюбче. И ныне, тойже. Перевод: Одевающийся светом, как одеждою, предстоял на суде обнаженным и принял удар по щеке от рук, которые создал, а беззаконный народ пригвоздил ко Кресту Господа славы. Тогда завеса храма разорвалась; солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога, пред Которым трепещет весь мир. Ему поклонимся!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pesnopeniya...

1) Иерей на службах часов, повечерия, полунощницы возглашает так: «Молитвами святого владыки нашего, Господи Иисусе Христе, помилуй нас» (вместо: «Молитвами святых отец наших» и т. д.). 2) Иерей по произнесении возгласа делает поклон архиерею. 3) Пред началом всенощного бдения иерей подносит кадило к архиерею и просит его благословения для каждения, но затем диакон пред каждением испрашивает благословение не от архиерея, а от священника, который и молитву кадила произносит. 4) Диакон пред выходом из алтаря для произнесения ектении и по окончании ее, по входе в алтарь, делает поклон архиерею. 5) Иерей не мирствует, т. е. не произносит: «Мир всем» и не благословляет народ. Это произносит и совершает архиерей. И архимандрит, которому дано право благословлять свечами, при архиерее не благословляет свещами, ниже без свещ (Деян. Моск. Соборов 1666–1667 г., стр. 12) 1370 . 6) Диакон кадит сперва архиерею, а потом служащему иерею. В начале каждения кадит архиерею трижды по трижды, а по совершении только трижды. 7) На литургии пред чтением Евангелия диакон не берет благословения от иерея, но взяв святое Евангелие от святой трапезы, идет к епископу, стоящему в церкви, и испрашивает от него благословения. Епископ сам молитву глаголет и благословляет главу его. Иерей, стоя созади святой трапезы, зря к людям, возглашает: «Премудрость прости» (Служебник Петра Могилы) 1371 . 8) На литургии, по прочтении Евангелия, диакон идет к епископу с Евангелием, епископ лобызает Евангелие. Диакон, поклонившись ему, отходит к Царским дверям. Иерей же, приидя от его места к Царским дверям, приемлет святое Евангелие, тихо глаголя ему: «Мир ти благовествующему» (там же). 9) По входе иерея в алтарь с дарами при пении Херувимской песни, иерей, обратясь к архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне, и присно, и во веки веков». 10) Во время пения причастна диакон или неслужащий иерей подает архиерею антидор и теплоту. 268 События, воспоминаемыя в известный день седмицы, воспоминаются не на одной которой-либо службе, например, на вечерне, а на всех, или почти на всех службах известного дня седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Великий Четверг совершается также Мироварение и освящение мира (его совершает патриарх после Великого входа). Прежде в России миро варилось в Патриаршей ризнице, а освящалось в Московском Успенском соборе и в Киеве в Киево-Печерской Лавре 42 (2, с. 169). 5.3. Великая Пятница В Великую пятницу совершаются три основные службы: утреня, Царские часы и великая вечерня с повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокой скорби и сугубого поста в воспоминание о распятии и смерти Господа и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день Единственное исключение – это когда на Великую Пятницу выпадает праздник Благовещения. В этом случае будет служиться литургия свт. Иоанна Златоуста. (7, с. 258, 2, с. 170). Ночь на Великую Пятницу положено проводить в слушании Евангелий о страстях Христовых, потому что именно в эту ночь Господь был арестован, судим, подвергался истязаниям и надругательствам. Повествование о страстях Господних излагается в хронологическом порядке в 12-ти чтениях, избранных из всех 4х Евангелистов. Эти чтения звучат на протяжении всей утрени Великой Пятницы. Она совершается в Великий Четверг вечером (по Уставу она должна начаться во 2м часу ночи, то есть в 7 часов вечера). Эта утреня носит особое название: Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Евангелие выносится на середину храма после шестопсалмия, великой ектении и «Аллилуиа», при пении тропаря: «Егда славнии ученицы…». При каждом чтении Евангелия ударяют в колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По прочтении 12-го Евангелия ударяют 12 раз, и затем бывает краткий звон во все колокола. Чтение Евангелий все слушают с зажженными свечами. Перед каждым чтением поется «Слава Страстем Твоим, Господи, Слава Тебе». После каждого чтения – «Слава долготерпению Твоему, Господи» (2, с. 169). Евангельские чтения располагаются между песнопениями утрени. Первые 6 чтений как бы заменяют кафизмы. Между ними поется по три антифона, произносится малая ектенья и седальны. Это единственные седальны, во время которых не полагается сидеть. «Стояще поем я [их]» – говорит Устав. Последний, 15й антифон «Днесь висит на древе», самый торжественный и значительный. Это «гимн Божественному истощанию». Он напоминает нам о Величии Божием, «о том, Кто, страдает» (3, 262).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию. После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти». После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с  Первосвятительским словом . Сегодня вечером, в канун Великого Пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12-ти Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

http://patriarchia.ru/db/text/2944749.ht...

3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».    В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном». 4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа...» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.   Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, — трезвон.    Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.    При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа — трезвон.    Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», — самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.    У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения», сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу...» Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль», Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.    На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

И надо сказать, что жизнь тогдашней православной Москвы была удивительно открытой при всей своей запрещенности. Я вспоминаю храмы моего детства и юности. В этих храмах была удивительная атмосфера доброты и радости, которую создавали тогдашние чудесные, ласковые и солнечные старушки. Сейчас девушка, которая зайдет в храм без платка, рискует навлечь на себя брань злых и суровых старушек и даже быть изгнанной. Тогда эти сегодняшние блюстительницы церковного " порядка " были вполне советскими людьми, работали в своих парткомах и профкомах и в церкви никогда не бывали. И тогда каждого и каждую – и без платочка, и в брюках, и в спортивном костюме – встречали с радостью. И бывало так: человек приходил в церковь безбожником, а уходил оттуда верующим. Я помню пасхальную Москву того времени – совершенно особый, чистый, белоснежный и радостный город. Конечно, Пасха моего детства – праздник домашний. Но, с другой стороны, Пасха всегда была праздником, который выплескивался совершенно удивительным образом на улицы. Каждый раз возникала какая-то особая атмосфера Чистого четверга с чтением 12-ти Евангелий. И Страстная суббота – день, когда освящались куличи и пасхи, когда на улицах появлялись такие древние старушки, которых в течение года никогда не видел. Они появлялись с белоснежными узелочками, в которых были куличи. Кто ехал на метро, кто на трамвае, кто шел пешком до ближайшего храма. Москва светилась от их чудных лиц. Я вспоминаю о пасхальной атмосфере в Москве 50-70-х годов, о той удивительной радости, которая охватывала всех. Сегодня же меня огорчает не только агрессивность веры многих из нас, но и то, как подчас нелепо мы пытаемся выразить свою пасхальную радость. Грустно смотреть на протянутые через улицы плакаты: " Христос воскрес! " Грустно слышать во время обедни громыхание " пасхальных " концертов и гуляний. Все это превращает радостную тайну нашего сердца в какой-то православный вариант Первомая и низводит праздник, бесконечно нужный и дорогой, до официального общегородского мероприятия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

При богослужении во дни, посвященные памяти св. Алексия митрополита, в обители, где почивают чудотворные его мощи, на малом входе во время литургии выносят Евангелие, рукописанное самим святителем, в знак благоговения к его св. трудам 1574 , и читается над болящими для их исцеления 1575 . Благоговение к мощам св. Алексия митрополита русские летописи представляют особенно в лицах царского дома 1576 . Дни св. Ионы митрополита Его преставление 15 (28) июня Первосвятитель Иона, Всероссийский митрополит (1449–1461), родился в пределах Костромы, в селении близ Солигалича, от благочестивых родителей. С юности своей Иона имел расположение к уединению и трудам монашеского жития. Подобно св. Петру митрополиту, он 12-ти лет принял пострижение иноческое и смиренно нес подвиги послушания сначала в галичском, потом в московском Симоновом монастыре, укрепляя себя молитвою и чтением Божественных книг. Митрополит Фотий, посетив однажды Симоновскую обитель и увидев там юного инока Иону, мирно спящего и персты десной руки имеющего согбены как бы для благословения, с удивлением смотрел на его кроткое и величественное лице, расспрашивал о нем архимандрита и предрек, что этот юноша будет первым святителем земли Русской 1577 . Действятельно, за благочестивую и добродетельную жизнь преподобный Иона по благословению Божию, избранию Собора и желанию великого князя Василия Васильевича Темного, в 1433 году возведен был на степень архиепископа Рязанского и Муромского. Здесь святитель Иона утверждал и распространял прав. веру между косневшими еще в язычестве финскими племенами, жившими в пределах древней Рязани. Между заслугами Ионы, епископа Рязанского, особенно замечательно то постоянное предстательство его пред мятежным и жестоким князем Дмитрием Шемякою за детей ослепленного им великого князя Василия Васильевича. Шемяка убедил Иону принять на свою ответственность детей Темного и привезти из Мурома, где их укрывали, в Москву, дав обещание помириться с великим князем и осчастливить его детей. Но Шемяка не сдержал своего слова и отослал их в Углич в заточение. Тогда св. Иона был неусыпным обличителем неправд Шемяки и вынудил его освободить слепца с детьми из заточения 1578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010