Одигитрии (ок. 1730?) в с. Извекове (Бабынинский р-н) и во Владимирской ц. (1730) в с. Зубове (Юхновский р-н): их нижние объемы - 2-светные четверики, несущие восьмерики, обработаны массивным ленточным «французским» рустом. Во 2-й пол. XVIII в. в К. и Б. е. было построено большое количество каменных церковных зданий разнообразных художественных типов: в 50-60-х гг. XVIII в. возведено ок. 50 храмов, в 70-80-х гг.- ок. 60, в 90-х гг.- более 20. К сер. XVIII в. разнообразие стилистических направлений и типов композиций храмов было весьма велико - от архаичного нарышкинского до столичного барокко. Среди сельских храмов, создававшихся, вероятно, местными строительными артелями, преобладали здания типа «восьмерик на четверике» с типичным для 1-й пол. XVIII в. декором - перспективными порталами, наличниками с колонками и фигурными завершениями: церкви Нерукотворного образа Спасителя в с. Пятницком Бабынинского р-на (с ложными 8-гранными окнами на фасадах), Петра и Павла (1755) в с. Маслихове Мещовского р-на - с четвериком, несущим 2 стройных восьмерика, с завершениями наличников в виде оторванных от колонок ступенчатых дугообразных сандриков на боковых кронштейнах. В уездных городах распространенным оставался тип храма с 2- или 3-светным четвериком и пятиглавием, напр. Никольский «старый» собор (60-е гг. XVIII в., позднее Пятницкая ц.; руинирован) на городище Мосальска со старомодными формами наличников - треугольными фронтонами с вогнутыми внутрь боковыми скатами; вверху боковых фасадов четверика - 6-угольные окна с «волнистыми» краями. Архаична архитектура Успенского собора (50-60-е гг. XVIII в.) бывш. Успенского Боровенского монастыря (с. Боровенск Мосальского р-на). Он был возведен в традициях монастырских храмов сер. XVII в.- вытянутый «кораблем», 2-этажный, с повышенным одноглавым четвериком летнего храма. Шатровая колокольня с запада от трапезной имеет 2 боковых всхода по сев. и юж. сторонам. В рисунке оконных обрамлений с крупными квадратными «выпусками» на углах очевидно влияние смоленской архитектуры.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Соборный Николаевский храм, как говорят, построен по одному плану с церковью московского девичьего Зачатейского монастыря. Он стоит на втором из уступов монастырской горы вышиною с крестом 22 сажени, длиной (внутри) в 13 сажень, шириной 6 сажень. Северная и южная стороны полукруглые; а восточная и западная плоские, украшены во втором этаже небольшими выступами с фронтонами, из коих каждый поддерживается двумя колоннами и 4 пилястрами с капителями Коринфского ордена. Нижний этаж, предназначенный также для церкви, служит пока лишь усыпальницей, в которой погребены два незабвенные для обители Малоярославецкой мужа: восстановитель обители московский купец Терентий Елизарович Целибеев († 1814) и Строитель сего храма о. Архимандрит Макарий († 1839). Освещается 6-ю окнами, по три с каждой стороны; среднее большое полуциркульное. Второй этаж в два света, нижний ряд окон (по 7-ми с каждой стороны) с дуговыми перемычками, в верхнем среднее окно большое полуциркульное, по сторонам по 4 с каждой с прямыми перемычками. Над квадратом храма обширный и высокий цилиндрический трибун, освященный 8-ю большими окнами с дугообразными перемычками; между ними пилястры и над каждым окном рустики по сторонам среднего трибуна; на каждом из четырёх углов квадрата церкви возвышаются четыре боковых главы на высоких цилиндрических же трибунах с куполами, яблоками и крестами; вершина их находится лишь наравне с слуховыми окнами, выходящими из карниза большого купола. Церковь покрыта железом и окрашена медянкой, а все пять глав обиты белой английской жестью, кресты на них и яблоки медные, позолоченные накладным червонным золотом Над средним трибуном купол обит листовым железом. Карниз его окрашен 8-ю слуховыми окнами с фронтоном и суппортами. Над карнизом еще трибун с 8-ю же продолговатыми окнами, которые разделены колонками; над ним купол в виде опрокинутой чаши, над ней круглая глава, увенчанная осьмиконечным крестом. Купол малого верхнего трибуна, глава и крест позлащены, а также главки и кресты боковых башен. К южному полукружию пристроена каменная продолговатая паперть (в длину 18-ть, в ширину 4 ½ аршина), освящается боковыми окнами; а как второй этаж храма находится наравне с средней площадкой, то паперть эта служит как бы мостом, соединяющим этот храм с зданиями, находящимися на средней площадке; паперть эта освещена с обеих сторон 7-ю большими окнами, и вымощена по средине чугунными плитами, а по сторонам белым камнем; с левой стороны сделан каменный же полукруглый сход из мячковского камня с железной между каменными столбиками решеткой и под железным зонтом; сход этот ведет вниз на площадку, служащую основанием Соборного храма, на которой кроме того построены два жилых корпуса: старый Настоятельский и трапезный. Паперть эта расписана изнутри в простенках между окнами священными изображениями, а лицевая сторона её украшена фронтоном на 4-х массивных столбах, расписана под мрамор с полукруглым входом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Купол, возведенный в середине композиции с прямоугольной планировкой, опирается на 2 алтарных выступа и на 2 подкупольных столба квадратной формы. По сторонам алтаря расположены диаконник и жертвенник, над ними находятся тайники; непосредственно с алтарем связан только жертвенник. Все 3 помещения имеют полукруглые апсиды, по узкому окну в каждой. Алтарь приподнят от пола на 2 ступени. В апсиде алтаря есть одноступенчатое сиденье, в центре к-рого в виде глубокой ниши обустроен престол настоятеля. Подкупольные арки полукруглой формы состоят из 2 ступеней. Переход от квадрата на круг купола выполнен парусами. Приделы храма перекрыты полукруглыми сводами. Продольные стены зап. придела возведены на низких арках неправильной формы. С одной стороны арки опираются на подкупольные устои, с другой - на 2-частные пилястры. Церковь обильно украшена декором (поврежден). Камни облицовки и орнаментальные элементы во мн. местах заменены или вовсе отсутствуют. Убранство объединяла декоративная аркада, от которой сохранилась лишь малая часть. Такая же аркада располагалась и по боковым стенам фасадов. Сохранились нижние валы. В центральных частях фасадов церкви повторяется один и тот же декоративный мотив: большой крест между парными окнами, обрамление окон и медальоны, завершающие концы креста. Этим рельефным композициям посвящена только верхняя часть фасадных плоскостей. На вост. фасаде крест занимает практически весь центр, на концах креста круглые медальоны, на месте их пересечения помещено рельефное изображение шишки. Валы креста неразрывно переходят вниз: сначала в обрамление медальонов, затем в обрамление центрального окна алтаря; они опускаются вертикально и прерываются в средней части фасада. Остальные окна фасада очерчены гладкими валами. От декора обильно украшенных треугольных ниш остались лишь верхние арочные части. На остальных фасадах нижний конец декоративных крестов проходит между парными окнами. Подзор на зап. фасаде гладкий, на поперечных фасадах он заполнен орнаментальным плетением. Обрамление окон на зап. и сев. фасадах гладкое.

http://pravenc.ru/text/2563072.html

Колпино. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1557. Адрес: Псковская область, Печорский район, Колпина Координаты: 58.038459, 27.61996 Проезд:С дороги Неёлово - Печки - Печоры свернуть по указателю на Крупп и следовать по главной дороге до Кулья, затем паром. Нужен пропуск в погранзону Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшой храм Спаса-Преображения в погосте Колпино, находящемся на западном берегу острова Колпино в Псковском оз. (Печорский р-н Псковской обл.) принадлежит к слабо исследованным памятникам. Впервые, он упоминается в 1463 г., когда немцы " зажгли " ( " сожгли " ) церковь и стоящие поблизости рыбачьи поселки (исады). Храм в это время был, видимо, деревянный. Храм " Преображения Спасова на Колпине " упоминается в писцовой книге 1585-1587 гг. Колпино было центром Колпинской губы Завелицкой засады Псковского уезда. В настоящее время храм представляет собой довольно крупный четверик (8,4 х 8,4 м), завершенный четырехскатной кровлей и крупным деревянным барабаном с шлемовидной главкой. Четверик сложен из плитняка на известковом растворе кремового цвета. С востока к четверику примыкает пониженная полукруглая абсида, с запада - невысокий притвор, по ширине равный четверику. Перед притвором поставлена невысокая двухъярусная колокольня. Из архивных источников (сведения заимствованы из паспорта, составленного Б. С. и Е. И. Скобельцыными) известно, что в 1847 г. был сломан старый каменный свод четверика и заменен плоским перекрытием. Тогда же вместо каменного барабана был водружен ныне существующий деревянный. В 1857 г. старый притвор был заменен ныне стоящим. В 1871 г. построена колокольня. Стены притвора и колокольни сложены из плиты, но с использованием кирпича. Судя по смятой форме абсиды и использований в ней кирпича, эта часть храма также сооружена в середине XIX в. Декорация фасадов четверика характерна для псковской архитектурной школы XV-XVI вв. На восточном фасаде сохранились только крайние лопатки, что связано с перестройкой апсиды. На других - фасадах стены расчленены довольно широкими лопатками на три прясла. На северном и южном фасадах сохранились двухуступчатые лопастные арки в боковых пряслах и основания лопастных арок - в средник. На западном фасаде в среднем прясле ясно видны очертания трехлопастной кривой. Крайние прясла на боковых фасадах равны по ширине, что характерно для бесстолпных храмов. На северо-западном и юго-западном углах имеются закрестья, разделяющее лопатки смежных фасадов, с востока закрестья не сохранились. Можно предположить, что дверь на северном, фасаде и низко расположенное окно на южном фасаде соответствуют боковым дверям первоначального храма, то же можно сказать об окне второго света на северном фасаде. Положение дверей и окна на боковых фасадах, видимо, древнее, но формы их изменены.

http://sobory.ru/article/?object=47243

На рубеже XIX-XX веков старый «лещадный» пол сменился плиточным. В 1890 году усадьба Акулово принадлежала А. Н. Говоровой, а в начале XX века — С. И. Карзинкиной, в гостях у которой бывал И. И. Левитан. Усадебные строения нач. XX века, расположенные далеко от храма, сохранились. Сохранившаяся до наших дней, храм Покрова Пресвятой Богородицы прекрасно сохранил первоначальный внешний об­лик и убранство интерьера кон. XIX в. К южному фасаду пристро­ено небольшое помещение крещальни. В 1980 году был отремон­тирован подвал. Тогда же поновлена, а местами и написана вновь живопись в интерьере и на фасадах. Описание памятника: Покровская церковь расположена на северной окраине села Акулова. Северный фасад храма обращен к сельской улице и к стоящему через дорогу дому причта. Небольшая церковная терри­тория обнесена новейшей оградой с металлическими решетками на кирпичных столбах и парапете. Ворота расположены напротив главного входа в храм. На территории немного деревьев, поэ­тому памятник хорошо просматривается издали. Лучший вид на церковь открывается с востока, при подходе от пл. «Отрадное». Кирпичный оштукатуренный храм выстроен в стиле класси­цизма. Памятник принадлежит к центрическим в основе, двухколоколенным культовым сооружениям с идентичной обработкой фасадов. Невысокий односветный кубический объем увенчан круг­лым световым барабаном. Главный западный фасад акцентирован двумя цилиндрическими башенками колоколен. Над центральным куполом возвышается шпиль, несущий шаровидную главку с четырехконёчным крестом. Колокольни завершены аналогичными главками на конусах. В основании куполов колоколен помещены лучковые фронтончики с ложными люкарнами. Углы основного объема обработаны широкими штукатурными лопатками, частично рустованными. Центры фасадов подчёркнуты раскрепованными белокаменными пилястровыми портиками с фронтонами и спаренными крайними пилястрами. В центре портиков расположены входы в храм. На боковых фасадах они фланкированы окнами, на за­падном — аналогичными входными проемами, ведущими на колокольни, восточная алтарная стена прорезана только окнами. Композиции на боковых участках фасадов напоминают трехчастное окно в арочной нише, в котором световой проём лишь центральный. Па западе вме­сто центральных окон помещены киоты. Узкие окна, освещающие лестничные помещения, расположены между спаренными пилястрами западного портика.

http://sobory.ru/article/?object=00616

Прихожан муж. пола 434, жен. пола 481, приход сельскохозяйственный, с кустарным производством (торговля полотном). Приходских селений 5, дальняя деревня в 4 верстах. Школа в приходе одна – земская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Сельская приходская церковь в запоздалых для рубежа 18–19 вв. формах раннего классицизма характерна по своему типу и декору для Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Село было центром одноименной волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 г. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова, по-видимому, около сер. 19 в., возможно, в два периода – сначала с юга, затем с севера. При этом были заложены нижние западные проемы храма, которые оказались выходящими в придельные алтари. В советское время обрушилась главка на колокольне, утрачена значительная часть настенной живописи в интерьере. Главный иконостас перевезен во Владимирскую церковь в городе Нерехте. Кирпичные стены побелены. Симметричная относительно продольной оси композиция церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера приделами и трехъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырехгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырехгранный глухой барабан. Четверик храма со скругленными углами, фланкированными пилястрами, завершен профилированным карнизом с сухариками. Южный и северный фасады в три оси окон разделены на прясла пилястрами. Прямоугольные проемы заключены в рамочные наличники и акцентированы сандриками, треугольными над окнами первого света и прямыми над окнами второго. Подоконники нижних проемов соединены с накладными досками. В средней части фасадов по осям проемов помещены квадратные накладные доски с круглыми филенками. В апсиде выложен венчающий карниз, как у храма, а окна оформлены аналогично верхним проемам четверика, но с такими же накладными досками, как у его нижних проемов. Такой же декор повторяется на фасадах трапезной, прорезанных тремя окнами с каждой стороны. Ярусы колокольни со всех сторон имеют крупные арочные проемы (на южном и северном фасадах первого яруса они ложные), фланкированные тосканскими пилястрами. Проемы заключены в рамочные наличники с клинчатыми замками. В первом ярусе над ними выложена накладная доска с вырезом по нижнему краю, а в верхних ярусах – два круглых медальона.

http://sobory.ru/article/?object=03119

В этот период летописи упоминают постройку трёх церквей, в 1262 году " постави чернец Василий церковь святаго Василия " , а в 1271 году " постави церковь святаго Савы Федор Хотович; поставиша же и другую церковь Козмы и Демьяна на Холопьи улици " , но какими они были неизвестно, до нашего времени эти храмы не сохранились. Первым каменным храмом, построенным в Новгороде после ордынского нашествия на Русь, считается церковь Николы на Липне . В 1292 г. новгородский архиепископ Климент заложил монастырскую церковь Николы на острове Липно, в устье Мсты. Это квадратный в плане, четырехстолпный, одноапсидный, одноглавый храм. Стены четверика не разделены лопатками на прясла, они есть только на углах здания. Фасады имеют трехлопастное завершение, на стенах нет никаких украшений, кроме простой аркатуры, повторяющей форму трехлопастной арки и такого же аркатурного пояса в верхней части светового барабана. Трехлопастная кривая акцентирует центральную ось, которая на фасадах церкви подчеркивается узкими окнами в закомарах и парными окнами на уровне хор. По бокам от парных окон сделаны ниши таких же размеров. Центральную ось на восточном фасаде поддерживает одна небольшая полукруглая апсида в половину высоты четверика. Световой барабан декорирован " бровками " над окнами и круглыми нишками между ними. В результате получился уравновешенный центричный храм с ясной композицией и скромным декором. Церкви Николы на Липне и Рождества Богородицы в Перынском скиту сформировали новый тип четырёхстолпного новгородского храма с одной апсидой, пониженными углами четверика и трёхлопастным завершением фасадов. Этот тип храма получил дальнейшее развитие в новгородском зодчестве XIV века. Любопытно, что в отличие от смоленской и черниговской архитектурных школ, в которых форма трёхлопастной кривой соответствовала конструкции прилегающего свода, новгородские зодчие использовали её как декоративную форму завершения фасада храма при любых применявшихся ими типах сводов. Так же легко они относились к размещению лопаток на фасадах, используя их как средство художественной выразительности, а не отражения конструкции.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

Цельность интерьера от этого только выиграла. Основное пространство свободно обтекает круглые колонки. Стены, так же как и в церкви Богородицы, изрезаны тройными окнами с мраморными столбиками-колонками посередине. Причем между нижним, основным ярусом и люнетом вырастает дополнительное членение, в его уровне стены в рукавах креста прорезаны трехчастными окнами, варьирующими тему нижнего тройного окна, а стены в угловых частях имеют необычные круглые проемы. Три горизонтальных резных мраморных карниза также обходят весь храм, но в сто вторую зону включено двойное членение. Как уже сказано выше, впервые в церкви Романа применен особенный, реберчатый (зонтичный) купол с сильно вогнутыми гранями. Этот купол византийцы сравнивали с панцирем бегущей черепахи или щитом танцующего воина. Нижняя церковь (по структуре она идентична верхней) была окружена галереей-аркадой, которая создавала постамент для подиума вокруг верхней церкви. Мощные лопатки (но сути, контрфорсы) окружают нижний этаж и завершаются консолями, соединяющимися арками. На арки и положен подиум. Этот прием обязан происхождением античной основе здания – так же некогда устраивались балконы в зданиях римских Помпей и Остии. Особенно замечателен внешний облик погребальной церкви императора Романа. Несмотря на незначительные размеры, храм выглядит поистине монументально. Сильно выступающие полуколонны (далее не трехчетвертные, а практически круглые), расчленяющие фасады, кажутся переполненными полновесной материей. Круглые люнеты в центральных пряслах эффектно возвышаются над боковыми. Три горизонтальных карниза, проходящие по всем фасадам и пересекающие все вертикальные членения, усиливают структурность, пластичность, крупность в организации материи на фасадах. Во всем подчеркнута энергия форм: выступающие элементы, грани, углы зрительно утяжелены, а стены между ними прорезаны крупными окнами. Этот прием выявления костяка на фасадах кажется новым и прямого продолжения в последующем архитектурном развитии экстерьеров не найдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варвары на Варварке. Новый храм на месте древней 4-лепестковой в плане церкви (1514, архит. Алевиз Новый ) был выстроен в 1796-1804 гг. на средства артиллерии майора И. И. Барышникова и купца Н. А. Самгина, чьи жены исцелились от мощей вмц. Варвары. Компактная постройка, поставленная на высоком белокаменном цоколе, обладает одновременно изяществом и монументальной выразительностью. Крестообразный план почти центричен и лишь слегка вытянут с востока на запад. Прямоугольный алтарь внешне не выделен. С севера и юга устроены 4-колонные коринфские портики под треугольными фронтонами. По центру над 2-светным объемом возвышается широкий барабан с пологим куполом, увенчанным главкой-фонариком. С запада примыкает небольшая 2-ярусная колокольня (верхний ярус перестроен в 20-х гг. XIX в., позднее сломан и воссоздан в 60-х гг. XX в.). На торцевых фасадах сев. и юж. ветвей креста, скрытых за колонными портиками, прямоугольные окна расположены по 3 осям. Между окнами - пилястры, соответствующие колоннам. На боковых фасадах алтаря и зап. притвора окна заглублены в арочные ниши. Причем нижние окна фланкированы ионическими пилястрами малого ордера. В нижнем ярусе колокольни применены круглые окна, а в барабане - окна-серлианы, чередующиеся с арочными. Нек-рые характерные детали позволяют говорить, что прототипом для храма на Варварке была Никольская ц. в усадьбе кн. И. А. Прозоровского Николо-Прозорово (ныне Мытищинского р-на Московской обл.; 1792). Крестообразный план, 4-колонные портики с фронтонами и полуциркульные окна верхнего света на боковых фасадах перекликаются с московской постройкой. Интересно, что Никольский храм в свою очередь скорее всего повторял крестообразную композицию ц. ап. Иоанна Богослова в усадьбе Прозоровских Кузьмищево (ныне Калужской обл.; 1789). При этом необычный по форме венчающий купол Никольского храма, прорезанный 8 арочными люкарнами под треугольными сандриками, во многом схож с завершениями московских церквей свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе (1777-1788) и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казённой слободе (1794-1801), построенных М.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Ярким примером нового городского посадского храма является построенная в 1361 году церковь Федора Стратилата на Ручью . Её заказчиками были новгородский посадник Семеон Ондреевич и его мать Наталья. Позднее у южного фасада церкви была устроена их фамильная усыпальница. Храм имеет традиционную для новгородского зодчества композицию, он одноглавый, четырёхстолпный, с одной апсидой. Внутренние подкупольные столбы сдвинуты к стенам, делая просторным центральное пространство. В западной части устроены большие хоры (полати). На них располагались приделы и помещения хранилищ. Вдоль южной стены сделан деревянный переход, который ведёт с полатей в придел над дьяконником, посвященный Симеону Дивногорцу, патрону заказчика. В северо-западном углу храма устроена каменная лестница на полати, в стене под ней находится несколько потайных ящиков и камер для хранения ценностей. Церковь Федора Стратилата имеет классическое трехлопастное завершение. Фасады разделяются плоскими лопатками на три части. Высокий барабан, с восемью чередующимися окнами и нишами, по верху оформлен аркатурой с полукруглыми уступчатыми нишками. Под ней идёт пояс из треугольных ниш (бегунец), окна украшают валики-бровки с зубчиками и круглые ниши между ними. Декор апсиды состоит из вертикальных тяг в виде валиков, которые связанны между собой полуциркульными арками. В верхней части апсиды, между сдвоенными арками, расположен сплошной пояс уступчатых ниш с полукруглым завершением, в некоторых из них расположены окна. Ещё один ряд окон и ниш проходит по центру апсиды. Окна на фасадах расположены в два яруса, их проемы имеют стрельчатые и полукруглые завершения. Так же стрельчатые завершения имеют уступчатые входные порталы. Верх четверика украшают многолопастные ползучие арки, которые связывают лопатки между собой. На западном, южном и северном фасадах, под центральным окном, выложены голгофские кресты. Некоторые ниши на фасадах имели фресковые изображения. Храм получил богатый декоративный убор не свойственный предшествующей новгородской архитектуре. Используя ставшие классическими для новгородского зодчества пространственные решения, строители церкви Федора Стратилата на Ручью дополнили их богатым декоративным оформлением, при этом сохранив ощущение единого монументального объёма. Это образец парадного храма, который относится к новому направлению, возникшему в новгородском архитектурном стиле.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010