В плане собор неск. вытянут за счет расширения зап. части (длина 23 м, ширина 16,5 м, высота до карниза 13 м). С востока он имеет 3 полуциркульные апсиды, с запада - притвор (на месте древнего крыльца с шатровым верхом). Зап. барабаны, поставленные по оси широкого пролета, отстоят от центрального дальше, чем восточные. Главы были «обиты жестию» и имели, видимо, луковичную форму. Сев. и юж. фасады разделены лопатками на неравные по ширине части, не соответствующие системе перекрытий. Килевидные завершения каждого из 3 прясел на боковых фасадах, пропорциональные несохранившемуся 3-щипцовому завершению, отделяет валиковая тяга. Троицкий собор. 1680-1684 гг. Фотография. 2008 г. Троицкий собор. 1680-1684 гг. Фотография. 2008 г. Декор из фигурного кирпича и изразцов выполнен в лучших традициях московского и ярославского узорочья XVII в. (на апсидах и сев. фасаде сохр. наборные наличники неск. типов, частично скрытые под слоями штукатурки). Апсиды украшены орнаментальным фризом из бегунца и поребрика, в центральной добавлен пояс ширинок с частично сохранившимися керамическими вставками. Килевидное обрамление изразцового портала зап. фасада очерчивает валик с полихромными муфтами и выпуклым орнаментом из завитков, далее - пояс темно-лазоревых изразцов с травчатыми разводами и белой храмозданной надписью и валиковые профили с зеленой поливой. Профильные зеленые изразцы включены в композицию наличника сев. фасада. В среднем прясле зап. фасада в стену вставлены квадратные изразцы с полихромным орнаментом. Керамический валиковый профиль с орнаментом из завитков опоясывает все здание собора, отделяя завершающую часть здания. На зап. фасаде он имеет полихромную поливу, на остальных - зеленую. Поясом из гладких муравленых (зеленых) изразцов украшен фриз алтарной апсиды. Такие же изразцы применены в декоре колокольни. Зап. столбы собора, 8-гранные в плане, имеют прямоугольные основания. Иконостас располагается перед вост. столбами, пространство перед ним освещается потоком света из центрального купола.

http://pravenc.ru/text/199709.html

В 1923 году памятник обследовал Н.И. Брунов. Он отметил сходство церкви с храмом Параскевы пятницы в Новгороде. Он также установил, что эти два здания составляют новый, неизвестный ранее, тип культового здания. Примерно в те же годы церковь исследовал М.И. Хозеров. Кроме этого он исследовал другие храмы и установил, что церковь не была уникальным явлением. Брунов определял храм как шестистолпный, но позже отметили, что восточная пара столбов совпадает с восточной стеной. Кроме того, восточные окончания боковых апсид не составляют одной прямой линии и развернуты внутрь, образуя как бы изолированные ячейки, приставленные по обеим сторонам сильно выступающей средней апсиды. Другая особенность церкви - вертикализм пропорций, подчеркнутый на фасадах применением многообломных пучковых пилястр. Пониженные боковые апсиды и притворы сообщают массам здания характер динамического нарастания. Такая же ступенчатость отличает и построение внутреннего пространства церкви. Высоко поднятый барабан заметно сужен по отношению к подкупольному квадрату и подпружным аркам за счет напуска кладки в уровне верха парусов. Своды рукавов креста полулотковые, угловые ячейки перекрыты половинками коробовых сводов, опирающихся своими пятами на южную и северную стены. Западный притвор разделен по высоте на два яруса. У северного и южного притвора в настоящее время второй ярус отсутствует, но существовал. Боковые притворы отделяются от основного объема высокими, расширяющимися кверху арочными проемами, сама конфигурация которых говорит о поздней переделке. По низу стен между внутренними лопатками помещены равные по величине аркосолии. По материалам: www.russiancity.ru  Церковь Михаила Архангела (Свирская) Расположена на высоком холме над Днепром, в западной части города. Возведена князем Давидом Ростиславичем (княжил в Смоленске в 1180-1197 гг.) и входила в комплекс загородного княжеского двора. В начале XVIII в. подверглась значительной перестройке: переложены верхние части стен и своды, частично изменена декорация фасадов. Подпружные арки и барабан при этом были сохранены. В начале XVIII в. были пробиты большие 8-гранные окна в стенах притворов, а в конце XVIII в. или в начале XIX круглые (по осям фасадов основного объема, выше примыкания притворов). В 1775-85 гг. вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду (разобрана в перв. пол. XX в.) с надвратной колокольней в северо-восточном углу. В 1963 г. при устройстве кровель церкви по проекту П.Д.Барановского были удалены наслоения конца XVIII - начала XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=00078

Челябинск. Церковь Василия Великого. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм построен в сквере восточнее Дворца культуры ЧТЗ по проекту архитектора А. И. Кузьмина, главный инженер проекта Л. А. Бушуева. Церковь заложена 11 июня 1996  Храм в плане крестообразный, с развитой западной частью и 3 апсидами. Центральная имеет 5-гранную форму и акцентирована по высоте, 3-гранные боковые апсиды понижены. Основной объем храма имеет 8-скатное покрытие, увенчан большой главой. К западной части храма примыкает звонница в виде высокой стены с 3 проемами для колоколов, увенчанная золоченой главкой. Главы выполнены из нержавеющей стали с напылением нитрида титана. К звоннице примыкает небольшое крыльцо главного входа. В цокольном этаже здания расположен придел нижнего храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (освящен 1 декабря 1996), имеющий 2 отдельных входа на главном фасаде. Особенностью нижнего придела является наличие бассейна-баптистерия для крещения взрослых с полным погружением. Верхний придел освящен 6 января 1997. Паперть сложной конфигурации повторяет форму здания в плане. На фасадах выделяются узкие щелевидные окна и скромный кирпичный декор, выполненный в виде сдержанных обрамлений порталов, проемов звонницы и окон. Вертикальные пропорции окон и декора придают объему храма стройность и устремленность ввысь. Общее стилевое решение здания эклектично. При строительстве использованы современные технологии. Наиболее значимыми в храмовом убранстве являются иконы, написанные русскими иконописцами в Греции: икона Целителя Пантелеймона (1908), “Богоматерь Троеручица” (ок. 1910) и 2 небольшие иконы “Спас в терновом венце” и “Два святителя” (Св. Иоанн и Св. Иаков, нач. 20 века). Исторической реликвией храма является икона “Явление Богоматери на Пюхтицкой горе”, вышитая бисером последней монахиней Челябинского Одигитриевского женского монастыря (60-е гг. 20 в.). Есть в храмовом убранстве элементы, выполненные в нетрадиционной технике: икона “Николай Чудотворец”, наборная из уральских камней (ок. 20 видов); икона, вышитая крестом; резное распятие с подставкой-голгофой из уральских камней и др. Двенадцать икон имеют ковчежцы с мощами святых угодников. Иконы современного письма выполнены в традиционной технике художниками иконописной мастерской (рук. А. А. Акулов). Храм освящен 14 января 1997. В 2-этажном административном здании расположены воскресная школа, мастерские традиционных ремесел (иконопись, резьба по дереву) и крупнейшая в области православная библиотекака, имеющая более 7 тыс. томов. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16549

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1867-1870; освящена 17 сент. 1870 митр. Московским свт. Иннокентием (Вениаминовым) ) построена перед Вознесенским собором и Никольской ц., на месте разобранной каменной колокольни со Знаменской ц. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с притвором. Фасады церкви украшены поясом декоративных кокошников, окна декорированы килевидными наличниками. В 1870 г. в храме был установлен резной 3-ярусный иконостас из ясеневого дерева с позолотой. В 1891 г. церковь была расписана. Собор во имя Всемилостивого Спаса (освящен 7 окт. 1900 митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским) ) является одной из архитектурных доминант Д. п. Это прямоугольное в плане здание, центральная часть к-рого увенчана массивным куполом на световом барабане. К подкупольному пространству, выделенному на юж. и сев. фасадах ризалитами, завершенными по углам декоративными главками, примыкают прямоугольная апсида и трапезная. Стены собора декорированы стилизованными элементами древнерус. зодчества (килевидные арки, кокошники, поребрик). В соборе находился 5-ярусный иконостас. Одноглавый храм во имя Всех святых (освящен 16 июня 1913 митр. Московским свт. Макарием (Невским)) находился в здании трапезной, примыкающей к сев.-вост. башне ограды. В храме был установлен 3-ярусный позолоченный иконостас. Колокольня (1845) сооружена под влиянием русско-визант. стиля. На четверик с въездными воротами поставлен восьмерик, цилиндрический ярус звона и невысокий барабан с главой. Фасады колокольни украшены килевидными наличниками, нишками с филенками, пилястрами. 8-гранный ярус колокольни имитирует ярус звона древних колоколен, хотя оттуда никогда не звонили. Рядом с колокольней - сторожка, арка св. ворот, угловая башня. В 1848 г. построен 2-этажный братский корпус, возведена 3-этажная угловая башня. В 1889 г. сооружена гостиница, в 1890 г.- странноприимный дом. В 1891 г. с юго-запада монастыря появились ограда и флигель для престарелой и немощной братии. Ко 2-й пол. XIX в. относятся настоятельский корпус и надкладезная часовня. Святыни

http://pravenc.ru/text/168568.html

Чернильницы. XVII в. Найдены при раскопках в 1989–1991 гг. (Музей истории г. Москвы) В XVIII в. финансовое положение К. с. ухудшилось: прекратились щедрые дары государей; наравне с др. храмами К. с. вынужден был просить царя сохранить пожалованные его предками колокола (просьба была удовлетворена); средств царского жалованья не хватало, и собор постепенно ветшал (осыпались подзоры, протекали кровли, выпадали кирпичи из сводов, проваливались полы, портились росписи и иконостасы XVII в., подгнил даже престол). Во время ремонта, 29 мая 1737 г., начался пожар, согласно описи повреждений И. Мичурина, сгорели новая тесовая крыша и деревянные окна, двери, кресты. Первоначальный вид К. с. сохранился в подробной описи храма Д. В. Ухтомского (1751), в ходе реконструкции (1755) обветшавший декор заменили, а кокошники закрыли кровлей на 4 ската. При обновлении на пожертвования кнж. М. А. Долгорукой (1767-1768, архит. Яковлев) разобрали юж. придел с остатками галереи, изменили декор. Барабан собора теперь венчал почти прямо по скуфье чуть приподнятый сводик «колокольчиком», по 4 осям к-рого с краю помещались люкарны с круглыми ложными окошками; на скупо профилированной шейке держалась луковичная главка с крестом. Четырехскатное, клинчатое по граням покрытие над 8-гранным постаментом в уровне бывших больших кокошников было покрашено зеленой краской, стены - светлой желтой, лепные слабопрофилированные наличники - белой. На фасадах четверика сохранялись оси 3 первоначальных окон, но их растесали и окружили наличниками нового рисунка; под крышей вытянулся раскрепованный антаблемент. Облик К. с. XVIII - нач. XIX в. сохранился на гравюрах по рисункам М. И. Махаева и де Вильи, на видах Красной пл. (Ф. Гильфердинг) и Воскресенских ворот (Ф. Алексеев). Последние элементы старой композиции исчезли в первые годы XIX в.: сначала разобрали северную трапезную, затем - шатровую колокольню (1802-1803), к-рую заменили новой, 2-ярусной, резко выдвинутой на Воскресенский проезд по зап. оси. В нач. XIX в. К. с. был полностью обновлен и мало напоминал храм XVII в. Собор выглядел как здание в стиле барокко с классическими «ордерными» чертами, отвечавшее новой городской архитектуре европ. форм.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Введения (1702) в с. Уваровском, в усадьбе стольника М. Ф. Философова, скорее всего она была возведена московскими мастерами. Уцелел только стройный основной объем летнего храма с выразительным кирпичным и белокаменным декором. Благодаря снимкам М. Г. Каверзнева 1954 г. (ГНИМА. Фототека. Ф. 5. Д. 33197-33204) можно представить его композицию как произведения, типичного для своего времени: алтарь с 3-лопастным абрисом, асимметричная трапезная с юж. приделом, колокольня с нижним квадратным 2-ярусным объемом, равновысоким четверику летнего храма, и 8-гранный ярус звона, равный по высоте восьмерику храма; парные широкие лопатки на фасадах, 3/4-ные колонки с кубоватыми капителями на ребрах восьмериков; карнизы нижних объемов из 3 рядов «пилы», верхних - с рядом из стилизованных полуовальных кистей с «капелькой»; колонки наличников с перехватами и на белокаменных кронштейнах, разорванные фронтоны с белокаменными «луковицами». Над купольными кровлями храма и колокольни помещались массивные глухие восьмерички, несшие главки. Храм в Уваровском послужил прототипом для строительства каменной ц. Преображения (закончена в 1706?, не сохр.) на посаде в Боровске согласно подряду, заключенному в 1703 г. в Москве с мастерами - ярославцем И. К. Ослоповым и костромичом И. В. Ополихиным ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 256; виды храма см.: Лошкарева. 2009. С. 26-27). Наиболее яркой и неординарной по убранству фасада стала ц. Рождества Пресв. Богородицы (1708) в Роще, слободе Пафнутиева мон-ря. Выстроенная в Боровске ц. святых Бориса и Глеба (1704) имеет традиционную для городского зодчества композицию: 2-светный 5-главый четверик и уникальные по рисунку наличники - с 4-ярусными карнизами в основании «очелий». К типу храмов «восьмерик на четверике» относились и церкви вокруг Малоярославца: Никольская (1700) в с. Савинове, Благовещенская (1712) в с. Детчина (обе не сохр.), Никольская (1701, руинирована) в с. Поливанове (ныне дер. Никольское), Покровская (1703, наружный декор утрачен) в с. Кариж (ныне с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

После 1937 г. были снесены центральная шатровая световая глава и 5 боковых глухих (вероятно, в 1938), растесаны оконные проемы, пробиты окно на зап. фасаде и дверные проемы - на южном. Сбиты почти все элементы наружного декора (в частности, килевидные завершения архивольтов; профили опорных столбов порталов), разобраны лестницы у входов на боковых фасадах. При приспособлении для производственных целей в храме были сделаны 2 междуэтажных перекрытия, лестницы. Своды в подкупольной части пробиты для устройства вентиляционных шахт, при этом частично уничтожена живопись. Были утрачены вся внутренняя отделка, усыпальница в подвальном этаже. Лишенная завершений и зрительно отделенная от берега церковь во многом утратила роль градостроительной доминанты района. Келейные корпуса, фланкирующие храм с севера и юга, расположены по красной линии набережной. Ранее занимавшие в ансамбле подчиненное положение, в наст. время они в большей степени участвуют в формировании панорамы берега Невы. Церковь по-прежнему разделена на 3 этажа, кирпичная, оштукатуренная, на подвалах, 4-столпная. Главную роль в объемно-пространственной композиции играет массивный четверик основного объема. К нему примыкают 2-ярусный ризалит-притвор и 3 полуциркульные в плане апсиды. Фасады симметричны относительно своих центральных осей, имеют 3-частное членение. Цоколь облицован плитами известняка. Фундаменты зданий киновии бутовые, ленточные. Четверик завершен профилированным карнизом, декорированным прямоугольными ширинками, на углах оформлен гранеными выступами. Лопатки разделяют стены сев. и юж. фасадов на 3 прясла. Центральные части решены в виде перспективных порталов с профилированными архивольтами на импостах, опирающихся на лопатки сложного профиля. Центральная часть зап. фасада (притвор) идентична по форме боковым порталам, к главному входу ведет широкая старая лестница с 8 ступенями путиловской плиты. Тройные окна расположены по центральным осям всех фасадов. Храм завершен 8-гранным барабаном на парусах, опирающихся на 4 граненых столба. Барабан в основании декорирован штукатурными «зубцами» и имеет позднее перекрытие. В подвале и на 3-м этаже основного объема в угловых частях своды крестовые, между ними - вспарушенные. Подвал перекрыт вспарушенным сводом в центральной части, притвор - цилиндрическим сводом с распалубками, апсиды - конхами. На гранях барабана (ныне чердачное помещение) сохранились фрагменты росписи в технике масляной живописи на позолоченном фоне, выдержанные в позднеакадемической манере. В профилированных нишах-киотах с килевидными завершениями изображены апостолы.

http://pravenc.ru/text/2462483.html

Кафоликон К. является памятником т. н. переходного периода (сер. VII в.- 2-я пол. X в.). Это - единственная в Грузии 2-главая церковь. Храм (24,5×10 м) представляет собой 3-нефную базилику с 3 парами столбов. В центральном нефе с запада и востока посредством тромпов воздвигнуты 2 главы на низких 8-гранных в плане барабанах. Боковые нефы перекрыты полуциркульным сводом. Интерьер церкви на уровне 2-го этажа с 3 сторон опоясан галереей, с запада открытой, с севера и юга отделенной от основного пространства храма стенами. Церковь имеет 2 входа: в центре и зап. части юж. фасада. С запада пристроен всход на открытую часть галереи. Интерьер кафоликона мон-ря Квелацминда. VIII — нач. IX в. Интерьер кафоликона мон-ря Квелацминда. VIII — нач. IX в. Храм выстроен из булыжного камня (внешние стены, апсида, боковые нефы и обходная галерея), известкового туфа (углы стен и обрамление проемов) и плинфы (центральный неф, свод и главы). Полукруглая в плане апсида не выявлена снаружи, по сторонам к ней примыкают пастофории - жертвенник (в плане квадрат) и диаконник (в плане прямоугольник). В юж. стене жертвенника был проход (перекрыт 8-гранным сомкнутым сводом) в алтарь. В XIX в. в апсиде алтаря сохранялись древние росписи ( Карбелашвили. 1897. С. 7-10). Диаконник перекрыт полуциркульным сводом. Сев. и юж. части галереи с вост. стороны заканчиваются небольшими помещениями с полукруглыми в плане апсидами. В апсиде, жертвеннике и диаконнике, в 2 вост. завершениях галереи, а также на зап. фасаде устроено по маленькому окну. На юж. и сев. фасадах храма по 4 окна, в юж. стене галереи - 3, в северной - 2. По 2 окна (с севера и юга) имеют барабаны. Окно (пробито позже) расположено также справа от центральной двери юж. фасада. В декоративном отношении наиболее выделяются вост. и юж. фасады. Зодчий учел архитектурные особенности внутреннего устройства церкви. Центральная плоскость вост. фасада оформлена нишей в виде сдвоенной арки, ее средняя пилястра опирается на навершие окна; над аркой на фронтоне помещен рельефный крест на подножии. Плоскости боковых нефов 2-частные, что подчеркивается 2 расположенными друг над другом нишами в виде арок. Расширяющиеся книзу окна имеют подковообразные арки. Окна пастофориев оформлены навершиями, на которые опираются кресты. По мнению Г. Чубинашвили, вост. фасад был значительно переделан в XVII в. и первоначально центральная плоскость фасада была обрамлена полуциркульной аркой, внутри к-рой над окном располагался большой рельефный крест на подножии ( Чубинашвили. 1959. Т. 1. С. 276-277).

http://pravenc.ru/text/1684037.html

Необычны 2 прямоугольные апсиды за границами ворот на отдельном подклете и формы внутренних столпов: вост.- 4-гранные, зап.- круглые, в виде колонн. Наряду с нишами-филенками на фасадах (при этом завершенных кокошниками) это следы итал. влияния «второй волны». К В. е. относился и Сольвычегодск (ныне в Архангельской обл.), расцвет к-рого был связан с соляными промыслами, принадлежавшими Строгановым. Аникой (Иоанникием) Строгановым в подражание кремлевским соборам был сооружен 9-престольный Благовещенский собор (1560-1584) 30-метровой высоты. Четверик на высоком подклете увенчан световым пятиглавием и окружен 2-ярусными галереями. Объем храма необычно развит по оси «север-юг», стены почти лишены декора. Это один из первых 2-столпных храмов, такая конструкция позволяла освободить внутреннее пространство. Собор, сохранивший фрагменты росписей и внутреннего убранства, стал одновременно ризницей и родовой усыпальницей Строгановых. К числу 2-столпных церквей относятся также надвратные Вознесенская ц. Спасо-Прилуцкого мон-ря (1590; первоначально во имя вмч. Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича) и Преображенская ц. Кириллова Белозерского мон-ря с приделами свт. Николая и вмч. Ирины - небесной покровительницы царицы Ирины Годуновой (1595; строилась местными мастерами под наблюдением старца Леонида (Ширшова)). Они представляют собой редуцированный вариант ц. прп. Иоанна Лествичника. Ц. вмч. Феодора Стратилата, первая 2-столпная постройка времени Феодора Иоанновича, увенчана одной световой главой. Прямоугольный в плане храм без алтарных апсид стал образцом для надвратных церквей кон. XVI в. 3 высокие апсиды Преображенской ц. перекрыты 2-скатными кровлями, фасады завершены 2 рядами кокошников, благодаря 2-столпной композиции 3 главы (центральная световая) резко смещены к востоку. Объемы притвора и алтаря поставлены на собственных подклетах. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) Церковь в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Главное место занимает шатер над ротондой Гроба Господня (первоначально каменный под шлемовидной главой, обрушился в 1723; заменен в 1756-1761 деревянным с вычурной луковичной золоченой главой; взорван нем. войсками в 1941, воссоздан на рубеже XX и XXI вв., пролет ок. 20 м, общая высота с крестом 60 м). С юж. стороны расположена 7-ярусная колокольня, увенчанная луковичной главой (первоначальная глава была шатровой). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. На территории совр. Украины в сер. XVII в. сложилась специфическая типология купольных храмов. Здесь были популярны центрические композиции с планом в форме квадрифолия и пятиглавием по странам света (храм Спаса на Берестове, основа 1113-1125, воссоздан из руин в новых формах митр. Петром Могилой в 1640-1642; Георгиевский собор Выдубицкого мон-ря, 1696-1701,- оба в Киеве; Никольский собор в Нежине Черниговской обл., 1658, с вычурными грушевидными главами на 8-гранных барабанах; Преображенский собор в Изюме Харьковской обл., 1684, с 2-ярусными 8-гранными барабанами глав). Также для Украины были характерны 3-частные, или «трехбанные», храмы (2-этажный Покровский собор в Харькове, 1689, с пирамидальной композицией из 3-ярусных восьмериков, выстроенных по оси «запад-восток»). Необычен тип 5-главых продольных храмов. Восточная часть здания имела крупный К. над средокрестьем и 2 малые главы над алтарем, на зап. фасаде были еще 2 главы по аналогии с 2 башнями на фасадах католических костелов (собор Братского мон-ря, 1690-1693, и Никольский Военный собор, 1696, оба - в Киеве, архит. Старцев, не сохр.; Троицкий собор Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове, 1679-1695; Преображенский собор Мгарского мон-ря в Полтавской обл., 1684-1692). Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1699-1709) представляет 7-главый вариант того же типа с пятиглавием по странам света в вост. части и 2 главами на западе.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010