После Февральской революции в крае сформировались комитеты общественной безопасности, был отменен ясак. К марту 1918 г. установилась советская власть, в том же году были созданы Гижигинский, Тауйский, Ямской, Ольский советы. Вскоре после выступления Чехословацкого корпуса и свержения советской власти в Петропавловском порту (ныне Петропавловск-Камчатский) советы прекратили существование, власть перешла к антибольшевистским силам. В 1920 г., после падения правительства А. В. Колчака, на территории М. о. образовались военно-революционные комитеты. 6 апр. 1920 г. по решению ЦК РКП(б) была создана просоветская, но формально независимая от Советской России Дальневосточная республика (ДВР), включавшая Камчатскую обл. Согласно договору о границах, утвержденному правительством ДВР в янв. 1921 г., Камчатская обл. была передана РСФСР. В кон. мая 1921 г. во Владивостоке к власти пришло антибольшевистское Временное Приамурское правительство С. Д. Меркулова, направившее в сент. того же года на север Дальн. Востока военную экспедицию во главе с есаулом В. И. Бочкарёвым. Итогом действий отряда стал переход территории М. о. под контроль белых сил. Окончательно советская власть в регионе была установлена в 1923 г. в результате военного похода Г. И. Чубарова. Со 2-й пол. 20-х гг. XX в. для обозначения проживавших в регионе тунгусов власти вводили термин «эвены». В 1922-1926 гг. территория М. о. входила в Дальневосточную обл., в 1926-1938 гг.- в Дальневосточный край, в 1938-1953 гг.- в Хабаровский край. В период коллективизации в крае организовывались интегральные кооперативы, занимавшиеся в основном рыбным, зверобойным и пушным промыслами. Представителей коренного населения объединяли преимущественно в оленеводческие, транспортные, охотничьи и рыболовецкие артели. В результате сплошной коллективизации поголовье оленей резко сократилось. Геологоразведочными Колымскими экспедициями Ю. А. Билибина и В. А. Цареградского (1928-1931) были открыты обширные золотоносные районы в верховьях р. Колымы. Для обеспечения промышленной разработки новых месторождений были необходимы развитие хозяйства и транспортной инфраструктуры региона, обеспечение приисков и строек рабочей силой. В 1929-1930 гг. велись изыскания для строительства дороги от бухты Нагаева на север, к районам добычи полезных ископаемых. В 1929 г. на берегу этой бухты была построена Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза, вокруг к-рой образовался пос. Нагаево. В 1930 г. рядом с ним был основан пос. Магадан, в 1932 г. началось их слияние в пос. Нагаево-Магадан (впосл. распространилось название пос. Магадан; с 1935 даже в офиц. документах часто именовался городом).

http://pravenc.ru/text/2561168.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. собирание исторических источников производилось Археографическими комиссиями (Петербургской, Киевской, Виленской, Кавказской), Историко-филологическим об-вом при Харьковском ун-те, др. научными учреждениями и частными лицами (часто одновременно с фольклорными и этнографическими исследованиями). В нач. XX в. большими успехами в деле собрания рукописной и старопечатной книги среди старообрядцев (см. Старообрядчество ) отмечены А. э. Б-ки АН, осуществлявшиеся под рук. В. И. Срезневского в 1901-1904 гг. в Архангельскую, Вологодскую, Олонецкую и Пермскую губернии. В 1917-1918 гг. Археографическая комиссия организовала поездку Б. Д. Грекова для изучения архива Соловецкого мон-ря . В 1937-1940 гг. А. э. Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) и ЛГУ выявили рукописи в Карелии, городах и селениях Коми АССР, в Архангельске, Кирове, Вел. Устюге, Сольвычегодске. С кон. 40-х гг. XX в. А. э. из Пушкинского Дома и ЛГУ во главе с В. И. Малышевым приняли регулярный характер, привезенные из экспедиций рукописи составили основу Древлехранилища Пушкинского Дома . В нач. 50-х гг. стали постоянными А. э. Б-ки АН. В эти же годы сотрудники ОР ГБЛ начали осуществлять археографические поездки для инспекции провинциальных б-к и музеев с целью выявления и передачи в Москву не используемых на местах рукописных материалов, со 2-й пол. 50-х гг. эти поездки превратились в регулярные А. э. в старообрядческие районы Ср. России и Поволжья. Отдельные поездки для выявления и сбора рукописей осуществляли в кон. 50-х гг. сотрудники Археографической комиссии АН. С 60-х гг. поездки за древними рукописями стали постоянно проводить новые археографические центры в Москве, Новосибирске, Свердловске (совр. Екатеринбург), Ярославле, Н. Новгороде, Сыктывкаре и др. Сложилось понятие полевой археографии как комплексной дисциплины, изучающей не только книжность (запасы к-рой к 80-м гг. XX в. сильно оскудели), гл. обр. старообрядческую, но и региональную традиц. народную культуру в целом. Всего в 30-90-х гг. XX в. экспедициями было собрано свыше 20 тыс. рукописных книг XIV - нач. XX в. и неск. тыс. экз. печатных изданий кон. XV-XIX в. Сведения о результатах А. э. публикуются в «Археографическом ежегоднике».

http://pravenc.ru/text/76464.html

Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Каменце-Подольском. 1681 г. Фотография. 2011 г. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Каменце-Подольском. 1681 г. Фотография. 2011 г. Без территориальных изменений Подольская губ. просуществовала до 1921 г., когда Балтский у. отошел Одесской губ. В 1923 г. уезды были ликвидированы и вместо них введены районы и округа. Подольская губ. делилась на Винницкий, Гайсинский, Каменец-Подольский, Могилёв-Подольский, Проскуровский, Тульчинский, Шепетовский округа. В 1920-1925 гг. центром Подольской губ. была Винница. В Молдавскую АССР, образованную в составе Украинской ССР постановлением Всеукраинского ЦИК от 12 окт. 1924 г., вошли части бывш. Балтского и Ольгопольского уездов, в кон. 20-х гг. XX в. административно оформленные как Балтский, Каменский, Окнянский и Рыбницкий районы. В кон. 20-х гг. XX в. восток бывш. Подольской губ. отошел др. регионам Украинской ССР и соответственно др. епархиям: бывш. местечки Севастьяновка, Ивангород, Голосково - Киевской обл. (ныне в Черкасской обл.), образованной в 1939 г. Кировоградской обл. отошли местечки Юзефполь (ныне Осиповка), Голованевск, Николаевской обл. перешли местечки Богополь, Кривое Озеро и Конецполь. После образования в 1932 г. в пределах бывш. Подольской губ. Винницкой обл., куда вошла территория совр. Хмельницкой обл., границы Подольской епархии соответствовали границам Винницкой обл. В 1933 г. центр Подольской епархии переместился в Винницу. 22 сент. 1937 г. от Винницкой обл. была отделена Каменец-Подольская обл., адм. центром к-рой сначала являлся Каменец-Подольский, с мая 1941 г.- Проскуров, в 1954 г., после переименования обл. центра, область получила совр. название - Хмельницкая. В 1945-1946 гг. в границах Каменец-Подольской обл. была создана правосл. епархия, отдельная от Винницкой. Совр. епархиальное деление исторической области Подолье сформировалось на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. К.-П. и Г. е. была учреждена решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. в результате разделения Хмельницкой и Каменец-Подольской епархии.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 1918 г. произошло изменение в административно-территориальном делении края. В 1918 г. Кинешемский и Юрьевецкий уезды из Костромской губ. были переданы в новообразованную Иваново-Вознесенскую губ. (с 1929 Ивановская промышленная обл., с 1936 Ивановская обл.). В церковном отношении оба уезда (с кон. 20-х гг. XX в. районы) до 1936 г. оставались в составе Костромской епархии и управлялись епископами Кинешемскими, викариями Костромской епархии (см. Кинешемское викариатство ). Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в Палехе. 1774 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в Палехе. 1774 г. Фотография. 2012 г. В 20-х гг. XX в. на территории совр. К. и П. е. были упразднены все мон-ри. На рубеже 20-х и 30-х гг. прошло массовое закрытие храмов в Кинешме: в 1927 г. были закрыты Воскресенская и Крестовоздвиженская церкви, в 1929 г.- Благовещенская ц., в 1930 г.- Вознесенская ц., в 1940 г. прекратилось богослужение в Успенском соборе. К 1941 г. ни один из 12 храмов в Кинешме не был действующим. В 1929 г. был закрыт Успенский собор в Юрьевце, в 1931 г.- Входоиерусалимский собор. В 1931 г. закрылись Успенский собор в Лухе и Преображенский собор в Пучеже, в 1933 г.- Крестовоздвиженский храм в Палехе. В кон. 30-х гг. началось массовое упразднение сельских храмов в крае. К 1941 г. из 13 храмов Юрьевца действовал только кладбищенский Свято-Духовский храм, ни одной действующей церкви не оставалось в Лухе, Родниках, Пучеже, Палехе. В 20-30-х гг. XX в. жертвами террора на территории совр. К. и П. е. стали десятки священнослужителей, в т. ч. священномученики Кинешемские: епископы Василий (Преображенский) и Борис (Воскобойников) , протоиереи Константин Разумов, Петр Лебедев, Иоанн Доброхотов и Николай Бухарин, священники Иоанн Рождественский, Иоанн Румянцев, Иоанн Успенский, Леонид Виноградов и др. В 1947-1950 гг. настоятелем Троицкой ц. в с. Воронцове (Пучежский р-н) служил архим. преподобноисп. Леонтий (Стасевич), здесь 2 мая 1950 г. он был арестован. Тихонов Лухский мон-рь. Фотография. 2012 г.

http://pravenc.ru/text/1684650.html

В 1925-1928 гг. степень самостоятельности М. в. по отношению к Енисейской епархии была определена не полностью. Только 18 дек. 1928 г. Минусинский еп. Димитрий направил запрос уволенному на покой и проживавшему в с. Анчул Таштыпского р-на Хакасского окр. Сибирского края (ныне в Хакасии) еп. сщмч. Амфилохию (Скворцову) о том, «в какое положение была поставлена Минусинская кафедра по отношению к Красноярской» при назначении на последнюю сщмч. Амфилохия. В ответе от 25 дек. того же года сщмч. Амфилохий сообщал: «…покойный патриарх ввиду того, что в Минусинске был епископ старейший меня по рукоположению и около уже двух лет управлявший своей епархией, тогда как в Красноярске совсем в это время не было епископа, благоволил считать нас обоих самостоятельными» (Минусинский краевед. музей. Внутр. ф. 8440/86). К ответу прилагалась копия соответствующего патриаршего указа. Определением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия ( Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. «в соответствии гражданскому делению на области» были образованы церковные области, состоявшие из нескольких епархий и вик-ств. М. в. повторно получило самостоятельность (Там же). Димитрий (Вологодский), еп. Минусинский, с духовенством и прихожанами. Фотография. 1-я пол. 30-х гг. ХХ в. Димитрий (Вологодский), еп. Минусинский, с духовенством и прихожанами. Фотография. 1-я пол. 30-х гг. ХХ в. В результате адм. давления и репрессий 2-й пол. 20-х гг. XX в. к кон. десятилетия властям удалось ослабить правосл. общины Минусинской епископии. В отчете о работе Минусинского окружного административного отдела от 13 авг. 1929 г. отмечалось, что церковные исполнительные органы пополнились бедняками и женщинами (ГА Красноярского края. Ф. П-60. Оп. 1. Д. 824. Л. 112). К 1 июля 1929 г. в Минусинском окр. действовали 96 приходов канонической Церкви; обновленческих приходов тогда же насчитывалось 26. К тому времени в округе были закрыты 3 церкви: Вознесенская в Минусинске, Екатерининская в с. Берёзовском Курагинского р-на и в с. М. Хабык (ныне деревня) Идринского р-на. После упразднения Минусинского окр. в 1930 г. территория Минусинской епископии продолжала включать районы, ранее входившие в округ.

http://pravenc.ru/text/2563298.html

В том же году принято решение об учреждении Липецкого викариатства , однако замещено оно не было. Фактически это вик-ство существовало в Тамбовской (с 1929 в Воронежской) епархии с 1926 г. на территории Липецкого у.; 1-м архиереем назначен еп. сщмч. Уар (Шмарин) . В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. началось массовое закрытие храмов и ликвидация мон-рей. Кафедральный собор в честь Рождества Христова закрыт в 1931 г., в Липецке разрушены Троицкий (в 1931) и Покровский (в сер. 30-х гг. XX в.) храмы. По данным на 8 июня 1936 г., в Липецке действовали 3 храма, в Трубетчинском р-не - 15, в Боринском - 11, в Лебедянском - 26. 8 июня 1935 г. арестован еп. Уар, а в 1937 г. вместе с группой священнослужителей и мирян - Липецкий еп. Александр (Торопов) , после чего управление приходами осуществлял митр. Сергий ( Страгородский ; с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В ХХ в. на территории Л. о. существовали также следующие вик-ства: Задонское (в нач. 20-х гг. в составе Воронежской и Задонской, в 1993-2003 - Воронежской и Липецкой, в течение 2003 - Липецкой и Елецкой епархии); Елецкое (в 1906-1937 в составе Орловской епархии; в 20-х гг. действовало как самостоятельная Елецкая епархия); Раненбургское (в 1924-1931 в составе Рязанской епархии). Христорождественская ц. в Студёнках, Липецк. 1859–1869 гг. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Христорождественская ц. в Студёнках, Липецк. 1859–1869 гг. Фотография. 50-е гг. ХХ в. К нач. Великой Отечественной войны в Липецке были закрыты все храмы, на территории Л. о. репрессировано более 1 тыс. священнослужителей. В крае не действовал ни один мон-рь. В 1943 г. в Липецке была открыта 1-я в городе и районе Христорождественская ц. в Студёнках. Тогда же управление приходами на территории бывш. Липецкого вик-ства перешло от митр. Сергия к временно управляющему Воронежской епархией Курскому еп. Питириму ( Свиридову ; впосл. митрополит), а затем к Воронежским архиереям. Остальные районы Л. о. по-прежнему входили в Орловскую, Тамбовскую, Рязанскую и Тульскую епархии.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Во время Смуты, поздней осенью 1612 г. или в нач. 1613 г., на севере Костромского у. староста вотчины Романовых крестьянин Иван Сусанин совершил свой знаменитый подвиг. Согласно царской грамоте от 30 нояб. 1619 г., «польские и литовские люди», искавшие Михаила Феодоровича, «изымали» Сусанина и пытали его «великими, немерными пытками». Однако Сусанин не выдал им местонахождение буд. государя, и враги «замучили его до смерти» (Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1822. Ч. 3. С. 214-215). С Костромским краем были связаны нек-рые деятели раннего старообрядчества: протопоп Аввакум , боярыня Ф. П. Морозова , протопоп Даниил Костромской. В 20-30-х гг. XVII в. в Костромском у. начинал свою деятельность старец Капитон , являвшийся «инициатором изуверски-аскетического и пессимистически-эсхатологического движения, из которого позже вышли проповедники самосжигания и беспоповщины» ( Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 1975. С. 21). Основными территориями, где с XVII в. проживали старообрядцы, были район Костромского Заречья (к западу от Костромы), север Костромского у. (совр. Буйский и Сусанинский районы), Поунженский край и Поветлужье. В сер.- 2-й пол. XVII в. в Костроме был выстроен ряд каменных храмов, являющихся выдающимися памятниками русского церковного зодчества: ц. Воскресения на Дебре, ц. Вознесения на Дебре, Троицкая ц. К кон. XVII в. ряд монастырей края (Ипатиевский и Богоявленский в Костроме, Макариево-Унженский) представляли собой ансамбли каменных строений XVI-XVII вв. К сер. XVII в. относится формирование костромской школы настенной живописи. Помимо Костромы во 2-й пол. XVII в. костромские мастера расписывали храмы Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Переславля-Залесского, Калязина и др. В числе наиболее выдающихся представителей школы - Любим Агеев, В. И. Запокровский и Гурий Никитин . В 1-й трети XVIII в. в Костромском крае жил и работал выдающийся иконописец рубежа XVII и XVIII вв., бывш. царский изограф Кирилл Уланов (см. Улановы ). Ок. 1708 г. он поселился в Кривоезерской Троицкой пуст., где в янв. 1709 г. принял монашество с именем Корнилий (с 1720 в схиме с именем Карион), а в 1714-1720 гг. был настоятелем пустыни. Два образа, написанные им, почитались как чудотворные: Иерусалимская Кривоезерская икона Божией Матери, вплоть до нач. XX в. пребывавшая в Кривоезерской пуст., и Тихвинская икона Божией Матери , до нач. XX в. находившаяся в Христорождественском соборе в Макарьеве. 1744-1914 гг.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В К. зарегистрированы 5 приходов Украинской греко-католической Церкви (наиболее крупные в Караганде, Павлодаре и Шахтинске). Протестантские церкви, деноминации и секты в К. крайне разнородны. В стране функционируют свыше 1 тыс. протестант. объединений и общин, представляющих почти 20 конфессий. Распространение протестантизма было связано с появлением нем. колонистов после присоединения К. к Российской империи. В кон. XIX - нач. XX в. в К. появились нем. села, созданные переселенцами из Поволжья; в 1906-1912 гг. в Акмолинской и Семипалатинской областях насчитывалось более 100 нем. поселений, имевших в основном моноконфессиональный характер (из 123 нем. поселений в К. 52 были лютеранскими, 19 - меннонитскими (Немцы России: Населенные пункты и места поселения. М., 2006)). В Акмолинском и Павлодарском уездах большинство немцев были лютеранами, а в Петропавловском и Павлодарском уездах - меннонитами . С нач. XX в. в К. с Украины, Кубани, из Самарской губ. переселялись рус. молокане и баптисты , образовывая здесь свои села и общины. После Октябрьской революции 1917 г., несмотря на гос. антирелиг. политику, моноконфессиональные нем. села в К. продолжали сохранять свой религ. уклад. В сер.- кон. 20-х гг. XX в. нек-рые меннонитские семьи эмигрировали в др. районы СССР и в США, но моноконфессиональные села и хутора в К. сохранялись. В результате массовой депортации немцев из Поволжья в К., Сибирь и Ср. Азию в 1941 г. появились мультиконфессиональные нем. поселения. Религ. жизнь не прекращалась, но проходила тайно в небольших (часто внутрисемейных) молитвенных группах, без пасторов и проповедников. В годы репрессий из почти 2 тыс. пасторов и служителей Евангелическо-лютеранской церкви в живых осталось 3 чел. В 1955 г. освободившийся из лагеря лютеран. пастор Е. И. Бахман провел в Акмоле (ныне Астана) богослужение. В 1957 г. была официально зарегистрирована 1-я лютеран. община в К., в Акмоле. В 1974 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР принял постановление «О состоянии и мерах улучшения контроля за соблюдением законодательства о культах в Казахской ССР».

http://pravenc.ru/text/1319864.html

XIII в., видимо, почти соответствовала восточной и сев. границам Л. позднеантичной эпохи. Крайним на востоке городом под властью никейских Ласкаридов в этом регионе был Триполис, находившийся на границе Л. и Фригии. В кон. XIII - нач. XIV в., в правление визант. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), тюрки захватили почти всю территорию Л., Сарды окончательно перешли под их контроль ок. 1315 г. Под управлением византийцев еще долгое время оставалась лишь крепость Филадельфия, полностью окруженная владениями сельджукских султанатов Айдын (юж. часть Л.) и Сарухан (Сев. Л., столица в Магнесии). В 1390 г. Филадельфия, остававшаяся к тому времени последним визант. владением в Анатолии, была передана мусульманам по договору между визант. имп. Мануилом II и султаном Баязидом I. В 1403 г., после разгрома османов в Анкирской битве, Сарды, Филадельфия и Смирна были разграблены воинами Тимура, мн. жители погибли. В османскую эпоху греч. население частично сохранялось, но в XIX - нач. XX в. уже составляло меньшинство. К 1914 г. христиане (греки и армяне) составляли 20% от общего числа населения вилайета Айдын, в который входила территория бывш. Л. Греческие общины сохранялись преимущественно в западной части Л., прилегающей к морскому побережью, вокруг Смирны (Измира), а также в нижнем течении Меандра, в Траллах (Айдыне) и Нисе (Султанхисаре). Во время греко-турецкой войны 1919-1922 гг. регион Л. стал ареной ожесточенных боев. Л. была занята греч. войсками в июне 1920 г. Согласно Севрскому договору (10 авг. 1920), область Смирны, в т. ч. некоторые зап. районы Л., следовало передать Греции. Однако соглашение не вступило в силу, а в сент. 1921 г. турки начали контрнаступление, к-рое в нач. сент. 1922 г. привело к т. н. малоазийской катастрофе греческой армии. Военные действия с обеих сторон сопровождались крайне жестокими акциями по уничтожению мирного населения. После соглашения об обмене населением между Грецией и Турцией в 1923 г. греч. население полностью покинуло Л. Лит.: Pauly, Wissowa.

http://pravenc.ru/text/2110487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Калужской митрополии Русской Православной Церкви. Учреждена 16 окт. 1799 г., отделена от Московской епархии. Кафедральный город - Калуга, кафедральные соборы: во имя Св. Троицы (Калуга), в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Боровск). Правящий архиерей - митр. Климент (Капалин ; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). К. и Б. е. расположена на территории городских округов Калуга и Обнинск, а также Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Тарусского, Дзержинского, Медынского, Перемышльского, Бабынинского, Мещовского районов Калужской области . Епархия разделена на 10 благочиннических округов: 1-й (Боровский р-н), 2-й (Жуковский р-н), 3-й (г. Обнинск ), 4-й (Малоярославецкий р-н), 5-й (Калуга), 6-й (Ферзиковский и Тарусский районы), 7-й (Дзержинский р-н), 8-й (Медынский р-н), 9-й (Перемышльский р-н), 10-й (Мещовский и Бабынинский р-ны). К 2017 г. в К. и Б. е. имелось 252 храмовых здания, действовали 6 мон-рей (3 мужских, 3 женских), в клире епархии состояли 211 священников и 20 диаконов. Территория Со времени создания К. и Б. е. до окт. 2013 г. ее территория существенно не менялась. Границы епархии совпадали с границами Калужской губ., учрежденной 12 дек. 1796 г. преобразованием Калужского наместничества (учреждено 24 авг. 1776). В этих границах епархия сохранялась до кон. 30-х гг. XX в., несмотря на изменение территории Калужской губ. в 1920 (Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ.) и в 1922 гг. (Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ.), а также на упразднение Калужской губ. в 1929 г. Образованная 5 июля 1944 г. Калужская обл. территориально отличалась от существовавшей до 1920 г. Калужской губ.: в Калужскую обл. вошел Юхновский р-н, территория бывш. Лихвинского у. отошла Тульской обл. История

http://pravenc.ru/text/1320155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010