В кон. XIX - нач. XX в. в значительной степени удалось укрепить свое положение католич. миссиям: в нояб. 1883 г. миссии на территории совр. К. повысили в статусе до уровня апостольского вик-ства Зангебара (с 1906 - апостольское вик-ство Занзибара); викарием был назначен Жан Мари Рауль Ле Ба де Курмон, титулярный епископ Бодоны. Он расширил работу конгрегации Св. Духа, основал миссию в Коси, на р. Тана. Эта миссия просуществовала менее года, и в 1890 г. ее перенесли в Момбасу. В 1891 г. была основана миссия в Бура, неподалеку от Вои. Значительный вклад в продвижение католич. миссий вглубь страны внес апостольский викарий Эмиль Огюст Альжейер, титулярный епископ Тицелии. В 1899 г. миссия монашеской конгрегации Св. Духа переехала в Найроби, сразу после того как туда была проведена железная дорога. Там же была основана католич. миссия св. Августина. Миссия св. Августина стала центром производственного обучения, и у нее появились филиалы Кабаа в Укамбани, Гатанга в Муранга и Риоки в Киамбу. Конгрегация Св. Духа принимала помощь от Миссионерского ин-та Консолаты. Первые итал. проповедники прибыли в К. в июне 1902 г. и расположились в Киамбу. Там проходили обучение молодые католич. миссионеры, направляемые в дальнейшем в различные районы страны. Из Киамбу их деятельность распространилась на Лимуру (1903), Мангу в районе Тика (1906). В дек. 1906 г. апостольское вик-ство Занзибара было разделено между миссиями конгрегации Св. Духа и Миссионерского ин-та Консолаты. Последнему передали всю область вокруг г. Кения. До 1931 г. между 2 миссиями возникали разногласия из-за нечетко обозначенных границ. Миссионерский ин-т действовал на территории до Муранга, сделав своей базой Туто. В июле 1909 г. было образовано апостольское вик-ство К. (с 1926 - апостольское вик-ство Ньери); апостольским викарием стал Филиппо Перло. С 1911 по 1913 г. миссия Консолаты создала 4 отд-ния в Меру, в 1922 г. были открыты отд-ния в Баричо и Кьяньяга. Меру стала апостольской префектурой в 1926 г. под рук. Джузеппе Бальбо. Миссионеры Консолаты безуспешно пытались проникнуть в Эмбу, брит. колониальные власти дали на это разрешение лишь в 1930 г. В нач. 20-х гг. XX в. Миссионерский ин-т Консолаты развернул ряд миссий на юж. высокогорье К., а также в Дар-эс-Салам (Танганьика).

http://pravenc.ru/text/1684185.html

системы земледелия. Колониальные власти оставляли местным жителям мало возможностей для участия в религ. жизни, они оказывались изолированными, бесправными среди правящей европ. верхушки. В первую очередь это было характерно для кальвинистских орг-ций, в к-рых наиболее ярко выражалось стремление к численному преимуществу европейцев в общинах, что отчасти сохраняется и в наст. время. Противоположным примером является успешная проповедь англикан. свящ. Леонарда Камунгу из Британской Центр. Африки (Ньясаленда, ныне Малави), основавшего ряд миссий, развитие к-рых показало способность африканцев к самостоятельной церковной жизни и организации собственных общин независимо от брит. структур. К кон. XIX в. относится возобновление деятельности католиков в З. С 80-х гг. иезуиты проповедовали на севере страны, а с 1891 по 1895 г. миссионеры конгрегации Белых отцов, к-рыми руководил Ж. Дюпон,- на севере и востоке З., среди племени бемба. Хотя миссионерская деятельность среди бемба была затруднена из-за воинственного характера племени, враждебно настроенного как к европ. колонизаторам, так и к проживающим по соседству этническим группам, в 1895 г. удалось учредить миссию, к-рая в 1897 г. получила статус Апостольского викариатства, а через 2 года стала Апостольской префектурой Ньяса. В нач. XX в. в юж. части страны действовали католич. миссии иезуитов и францисканцев. В 20-30-х гг. шел процесс создания Апостольских префектур. В период колониального правления в З. христианские миссии пытались заниматься окормлением местного населения, не вступая в открытое противостояние с властями. Протестант. и католич. миссии стали занимать ведущие позиции в образовании и здравоохранении. Предоставление доступных услуг здравоохранения было жизненно важно для населения. Помимо нравственных мотивов важным фактором стало то, что только доступная медицинская помощь могла заставить местное население перестать прибегать к услугам традиц. знахарей и шаманов, обладавших значительной властью. Основной упор в распространении образования делался на сельскохозяйственные районы, где проживало беднейшее население.

http://pravenc.ru/text/182545.html

XIII в., видимо, почти соответствовала восточной и сев. границам Л. позднеантичной эпохи. Крайним на востоке городом под властью никейских Ласкаридов в этом регионе был Триполис, находившийся на границе Л. и Фригии. В кон. XIII - нач. XIV в., в правление визант. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), тюрки захватили почти всю территорию Л., Сарды окончательно перешли под их контроль ок. 1315 г. Под управлением византийцев еще долгое время оставалась лишь крепость Филадельфия, полностью окруженная владениями сельджукских султанатов Айдын (юж. часть Л.) и Сарухан (Сев. Л., столица в Магнесии). В 1390 г. Филадельфия, остававшаяся к тому времени последним визант. владением в Анатолии, была передана мусульманам по договору между визант. имп. Мануилом II и султаном Баязидом I. В 1403 г., после разгрома османов в Анкирской битве, Сарды, Филадельфия и Смирна были разграблены воинами Тимура, мн. жители погибли. В османскую эпоху греч. население частично сохранялось, но в XIX - нач. XX в. уже составляло меньшинство. К 1914 г. христиане (греки и армяне) составляли 20% от общего числа населения вилайета Айдын, в который входила территория бывш. Л. Греческие общины сохранялись преимущественно в западной части Л., прилегающей к морскому побережью, вокруг Смирны (Измира), а также в нижнем течении Меандра, в Траллах (Айдыне) и Нисе (Султанхисаре). Во время греко-турецкой войны 1919-1922 гг. регион Л. стал ареной ожесточенных боев. Л. была занята греч. войсками в июне 1920 г. Согласно Севрскому договору (10 авг. 1920), область Смирны, в т. ч. некоторые зап. районы Л., следовало передать Греции. Однако соглашение не вступило в силу, а в сент. 1921 г. турки начали контрнаступление, к-рое в нач. сент. 1922 г. привело к т. н. малоазийской катастрофе греческой армии. Военные действия с обеих сторон сопровождались крайне жестокими акциями по уничтожению мирного населения. После соглашения об обмене населением между Грецией и Турцией в 1923 г. греч. население полностью покинуло Л. Лит.: Pauly, Wissowa.

http://pravenc.ru/text/2110487.html

Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Каменце-Подольском. 1681 г. Фотография. 2011 г. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Каменце-Подольском. 1681 г. Фотография. 2011 г. Без территориальных изменений Подольская губ. просуществовала до 1921 г., когда Балтский у. отошел Одесской губ. В 1923 г. уезды были ликвидированы и вместо них введены районы и округа. Подольская губ. делилась на Винницкий, Гайсинский, Каменец-Подольский, Могилёв-Подольский, Проскуровский, Тульчинский, Шепетовский округа. В 1920-1925 гг. центром Подольской губ. была Винница. В Молдавскую АССР, образованную в составе Украинской ССР постановлением Всеукраинского ЦИК от 12 окт. 1924 г., вошли части бывш. Балтского и Ольгопольского уездов, в кон. 20-х гг. XX в. административно оформленные как Балтский, Каменский, Окнянский и Рыбницкий районы. В кон. 20-х гг. XX в. восток бывш. Подольской губ. отошел др. регионам Украинской ССР и соответственно др. епархиям: бывш. местечки Севастьяновка, Ивангород, Голосково - Киевской обл. (ныне в Черкасской обл.), образованной в 1939 г. Кировоградской обл. отошли местечки Юзефполь (ныне Осиповка), Голованевск, Николаевской обл. перешли местечки Богополь, Кривое Озеро и Конецполь. После образования в 1932 г. в пределах бывш. Подольской губ. Винницкой обл., куда вошла территория совр. Хмельницкой обл., границы Подольской епархии соответствовали границам Винницкой обл. В 1933 г. центр Подольской епархии переместился в Винницу. 22 сент. 1937 г. от Винницкой обл. была отделена Каменец-Подольская обл., адм. центром к-рой сначала являлся Каменец-Подольский, с мая 1941 г.- Проскуров, в 1954 г., после переименования обл. центра, область получила совр. название - Хмельницкая. В 1945-1946 гг. в границах Каменец-Подольской обл. была создана правосл. епархия, отдельная от Винницкой. Совр. епархиальное деление исторической области Подолье сформировалось на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. К.-П. и Г. е. была учреждена решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. в результате разделения Хмельницкой и Каменец-Подольской епархии.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 1918 г. произошло изменение в административно-территориальном делении края. В 1918 г. Кинешемский и Юрьевецкий уезды из Костромской губ. были переданы в новообразованную Иваново-Вознесенскую губ. (с 1929 Ивановская промышленная обл., с 1936 Ивановская обл.). В церковном отношении оба уезда (с кон. 20-х гг. XX в. районы) до 1936 г. оставались в составе Костромской епархии и управлялись епископами Кинешемскими, викариями Костромской епархии (см. Кинешемское викариатство ). Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в Палехе. 1774 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в Палехе. 1774 г. Фотография. 2012 г. В 20-х гг. XX в. на территории совр. К. и П. е. были упразднены все мон-ри. На рубеже 20-х и 30-х гг. прошло массовое закрытие храмов в Кинешме: в 1927 г. были закрыты Воскресенская и Крестовоздвиженская церкви, в 1929 г.- Благовещенская ц., в 1930 г.- Вознесенская ц., в 1940 г. прекратилось богослужение в Успенском соборе. К 1941 г. ни один из 12 храмов в Кинешме не был действующим. В 1929 г. был закрыт Успенский собор в Юрьевце, в 1931 г.- Входоиерусалимский собор. В 1931 г. закрылись Успенский собор в Лухе и Преображенский собор в Пучеже, в 1933 г.- Крестовоздвиженский храм в Палехе. В кон. 30-х гг. началось массовое упразднение сельских храмов в крае. К 1941 г. из 13 храмов Юрьевца действовал только кладбищенский Свято-Духовский храм, ни одной действующей церкви не оставалось в Лухе, Родниках, Пучеже, Палехе. В 20-30-х гг. XX в. жертвами террора на территории совр. К. и П. е. стали десятки священнослужителей, в т. ч. священномученики Кинешемские: епископы Василий (Преображенский) и Борис (Воскобойников) , протоиереи Константин Разумов, Петр Лебедев, Иоанн Доброхотов и Николай Бухарин, священники Иоанн Рождественский, Иоанн Румянцев, Иоанн Успенский, Леонид Виноградов и др. В 1947-1950 гг. настоятелем Троицкой ц. в с. Воронцове (Пучежский р-н) служил архим. преподобноисп. Леонтий (Стасевич), здесь 2 мая 1950 г. он был арестован. Тихонов Лухский мон-рь. Фотография. 2012 г.

http://pravenc.ru/text/1684650.html

В 1870 г. было организовано правление евр. общины, в 1874 г. создано евр. Преображенское кладбище. В 1880-1893 гг. была построена Хоральная синагога в арабо-мавританском стиле на Б. Мастерской ул. (ныне Лермонтовский проспект) на 1,2 тыс. мест; к этому времени община выросла до 16,5 тыс. чел. К нач. XX в. в губернии появилось 6 синагог: в Шлиссельбурге (1870), Нов. Ладоге (1881), Колпине (1897), Ораниенбауме (1898), Кронштадте (1899), Царском Селе (1901), в С.-Петербурге - 5. Имелось евр. уч-ще (Талмуд-Тора) и 2 иудейских кладбища - Преображенское и Караимское. В 1917 - 20-х гг. XX в. количество синагог и молелен значительно выросло. Все они, кроме Хоральной синагоги в Ленинграде, были закрыты к 1941 г. (должность раввина Хоральной синагоги оставалась вакантной с нояб. 1936 по 1943). Весь период ленинградской блокады Хоральная синагога действовала и была важным центром жизни иудеев города. В послевоенное время в Ленинграде и Л. о. иудеи проводили молитвенные собрания в 8 нелегальных домашних синагогах, за что подвергались репрессиям; в 60-х гг. XX в. существовали 1 зарегистрированная (при Хоральной синагоге) и 3 незарегистрированные религ. группы иудеев, объединявшие 6 тыс. чел. В кон. 80-х гг. XX в. начался значительный рост числа общин и их членов. В наст. время зарегистрированы 11 общин в С.-Петербурге и 3 общины в Л. о. (Выборгский и Приозёрский районы). Все 3 общины в Л. о. (Выборг, Приозёрск и пос. Советский) относятся к Федерации еврейских общин России, централизованной орг-ции ортодоксального иудаизма. М. В. Шкаровский Новые религиозные движения С 1991 г. в пос. Усть-Ижора Колпинского р-на С.-Петербурга существует кришнаитская община. В нач. 90-х гг. XX в. активную деятельность в регионе развернул Богородичный центр . Под названием «Православная церковь Божией Матери Державная» в 1999 г. были зарегистрированы первые общины данной секты в Выборге и в дер. Кисельня Волховского р-на, где был создан «богородичный монастырь», к-рый возглавил «епископ Санкт-Петербургский» данной секты Мартин Калистратов.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

В том же году принято решение об учреждении Липецкого викариатства , однако замещено оно не было. Фактически это вик-ство существовало в Тамбовской (с 1929 в Воронежской) епархии с 1926 г. на территории Липецкого у.; 1-м архиереем назначен еп. сщмч. Уар (Шмарин) . В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. началось массовое закрытие храмов и ликвидация мон-рей. Кафедральный собор в честь Рождества Христова закрыт в 1931 г., в Липецке разрушены Троицкий (в 1931) и Покровский (в сер. 30-х гг. XX в.) храмы. По данным на 8 июня 1936 г., в Липецке действовали 3 храма, в Трубетчинском р-не - 15, в Боринском - 11, в Лебедянском - 26. 8 июня 1935 г. арестован еп. Уар, а в 1937 г. вместе с группой священнослужителей и мирян - Липецкий еп. Александр (Торопов) , после чего управление приходами осуществлял митр. Сергий ( Страгородский ; с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В ХХ в. на территории Л. о. существовали также следующие вик-ства: Задонское (в нач. 20-х гг. в составе Воронежской и Задонской, в 1993-2003 - Воронежской и Липецкой, в течение 2003 - Липецкой и Елецкой епархии); Елецкое (в 1906-1937 в составе Орловской епархии; в 20-х гг. действовало как самостоятельная Елецкая епархия); Раненбургское (в 1924-1931 в составе Рязанской епархии). Христорождественская ц. в Студёнках, Липецк. 1859–1869 гг. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Христорождественская ц. в Студёнках, Липецк. 1859–1869 гг. Фотография. 50-е гг. ХХ в. К нач. Великой Отечественной войны в Липецке были закрыты все храмы, на территории Л. о. репрессировано более 1 тыс. священнослужителей. В крае не действовал ни один мон-рь. В 1943 г. в Липецке была открыта 1-я в городе и районе Христорождественская ц. в Студёнках. Тогда же управление приходами на территории бывш. Липецкого вик-ства перешло от митр. Сергия к временно управляющему Воронежской епархией Курскому еп. Питириму ( Свиридову ; впосл. митрополит), а затем к Воронежским архиереям. Остальные районы Л. о. по-прежнему входили в Орловскую, Тамбовскую, Рязанскую и Тульскую епархии.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

В К. также имеется 3 прихода русских старообрядцев общей численностью до 3,5 тыс. чел. Отдельной группой являются духоборцы , при содействии Л. Н. Толстого в 1898-1899 гг. эмигрировавшие в К., в неосвоенные районы пров. Саскачеван, позднее Брит. Колумбии. В настоящее время приверженцами учения духоборов остаются ок. 5 тыс. чел. Нехалкидонские восточные церкви. Коптская Церковь , окормляющая коптов-монофизитов, приезжавших в К. начиная с 50-х гг. XX в., насчитывает до 50 тыс. членов, проживающих преимущественно в провинциях Онтарио, Квебек, Ньюфаундленд и Лабрадор, Альберта, Брит. Колумбия и др. 46 общин К. входят в архидиоцез Сев. Америки Коптской Церкви. В течение последних лет ввиду сложной политической обстановки в Египте большое количество коптов переселилось в Сев. Америку: согласно данным ООН, с весны 2011 г. более 20 тыс. коптов прибыли в К. Армянская Апостольская Церковь представлена в К. общинами Канадской епархии ААЦ с центром в Монреале, находящимися в юрисдикции Эчмиадзинского католикосата. Местная арм. диаспора состоит из крупных общин, гл. обр. в Монреале и Торонто. Новоприбывшие в значительной степени превосходят по численности тех армян, к-рые эмигрировали в К. в кон. XIX - нач. XX в. С 50-х гг. XX в. армяне переезжали на постоянное жительство в США и К. в основном из стран Ближ. Востока и Турции. Армянская Церковь объединяет 100 тыс. верующих в 17 общинах. Сирийская яковитская Церковь в К. окормляет приходы христиан-яковитов -эмигрантов из Сирии, Ливана, Ирака и др. стран Передней Азии. На территории страны действует Патриаршее викариатство Канадского архидиоцеза Сирийской яковитской Церкви, насчитывающей ок. 5 тыс. чел. в 7 общинах. Православная сирийская церковь Востока (см. в ст. Индия , разд. «Нехалкидонские восточные церкви») во многом следует западносир. традиции и объединяет малабарских христиан из Юж. Индии, приезжавших в К. на заработки с сер. XX в. На территории провинций Онтарио и Квебек существуют 3 общины, которые входят в состав епархии Сев.-Вост. Америки с центром в Нью-Йорке. Богослужение совершается как на сир. языке, так и на языке малаялам. Общая численность верующих Православной сирийской церкви Востока в К. составляет ок. 5 тыс.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Калужской митрополии Русской Православной Церкви. Учреждена 16 окт. 1799 г., отделена от Московской епархии. Кафедральный город - Калуга, кафедральные соборы: во имя Св. Троицы (Калуга), в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Боровск). Правящий архиерей - митр. Климент (Капалин ; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). К. и Б. е. расположена на территории городских округов Калуга и Обнинск, а также Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Тарусского, Дзержинского, Медынского, Перемышльского, Бабынинского, Мещовского районов Калужской области . Епархия разделена на 10 благочиннических округов: 1-й (Боровский р-н), 2-й (Жуковский р-н), 3-й (г. Обнинск ), 4-й (Малоярославецкий р-н), 5-й (Калуга), 6-й (Ферзиковский и Тарусский районы), 7-й (Дзержинский р-н), 8-й (Медынский р-н), 9-й (Перемышльский р-н), 10-й (Мещовский и Бабынинский р-ны). К 2017 г. в К. и Б. е. имелось 252 храмовых здания, действовали 6 мон-рей (3 мужских, 3 женских), в клире епархии состояли 211 священников и 20 диаконов. Территория Со времени создания К. и Б. е. до окт. 2013 г. ее территория существенно не менялась. Границы епархии совпадали с границами Калужской губ., учрежденной 12 дек. 1796 г. преобразованием Калужского наместничества (учреждено 24 авг. 1776). В этих границах епархия сохранялась до кон. 30-х гг. XX в., несмотря на изменение территории Калужской губ. в 1920 (Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ.) и в 1922 гг. (Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ.), а также на упразднение Калужской губ. в 1929 г. Образованная 5 июля 1944 г. Калужская обл. территориально отличалась от существовавшей до 1920 г. Калужской губ.: в Калужскую обл. вошел Юхновский р-н, территория бывш. Лихвинского у. отошла Тульской обл. История

http://pravenc.ru/text/1320155.html

сб. в память 200-летия основания г. Петропавловска-на-Камчатке. Шанхай, 1940. С. 56). После установления советской власти (1922-1931) на полуострове не осталось ни одной действующей церкви и церковноприходской школы, все духовенство было репрессировано. Кон. XX - нач. XXI в. Троицкий собор Петропавловска-Камчатского. 2001–2010 гг. Троицкий собор Петропавловска-Камчатского. 2001–2010 гг. В 80-90-х гг. ХХ в., в период возрождения духовной жизни на полуострове, Камчатское благочиние (прот. Ярослав Левко) и Петропавловская и Камчатская епархия (еп. Нестор (Сапсай) ) занимались в основном «внутренней» миссией: крестили слав. население полуострова, устраивали церкви, создавали общины и приходы, учили основам канонической церковной жизни. В нач. XXI в. архиеп. Игнатий (Пологрудов) организовал ежегодный выезд миссионерских экспедиций приходского духовенства на север Камчатки, в национальные районы Корякского АО и на Командорские о-ва. Участники экспедиций сочетали функции миссионеров с обязанностями приходских священников, а также с благотворительной деятельностью. Архиеп. Игнатий поддержал проект создания Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке, учреждение епархиального изд-ва. Еженедельно он выступал на телевидении, по его благословению были опубликованы 3 тома истории Петропавловской и Камчатской епархии. Лит.: Сгибнев А. С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке//Морской сборник. СПб., 1869. Т. 102. 5. Неофиц. отд. С. 53-84; Маргаритов В. П. Камчатка и ее обитатели. Хабаровск, 1899; Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 гг. СПб., 1901. Ч. 1; 1-й Камчатский миссионерский съезд//Владивостокские ЕВ. 1914. 19. С. 273-280; 20. С. 295-302; 21. С. 328-336; 22. С. 352-360; 23. С. 376-385. 24. С. 418-424; Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. СПб.; Петропавловск-Камчатский, 1994. Т. 2; Нестор (Анисимов), митр. Мои воспоминания: Мат-лы к биографии, письма/Публ.: М. И. Одинцов. М., 1995; он же. Моя Камчатка: Записки правосл. миссионера/Публ., фотографии, предисл.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010