Пс.80:14 .  О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Пс.80:15 .  Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их. «Аще Быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил»: «Ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющия их возложил бых руку Мою». А если бы держался Моих внушений и следовал Моим заповедям, то Я легко сокрушил бы врагов их. Ибо речение: «ни о чесомже» означает удобство, то есть, без усилия и труда, в одно мгновение мог бы Я навести на них гибель. Пс.80:16 .  Ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда. «Врази Господни солгаша Ему». Акила же перевел так: «ненавистные Господа отрекутся». Ибо отречением от Владыки Христа навлекли на себя ненависть, соделали себя врагами Господа, солгав Ему, и преступив заключенные заветы. Ибо сказано, что по законоположении «отвещаша людие: вся, яже глагола Господь Бог, сотворим, и послушаем» ( Исх. 24, 3 ). Таковы обещания, дела же прямо противны, потому что явившагося Владыку своего распяли. Но за нечестие получили они и возмездие – вечную гибель. Сие дало разуметь и пророчество. «И будет время их в век». Яснее же перевел Симмах. Ибо сказав, что ненавистники Господа солгали Ему, присовокупил: «но будет время их в век». Временем же называет Пророк бедствия, ибо так имеют обычай говорить Сирияне и Евреи; так многие и у нас называют бедствия. – Посему сказует, что Иудеи не на какое-либо определенное время подвергнутся сим бедствиям, но на век останутся лишенными Божией попечительности. Сходно же сие с началом седмьдесять третьяго псалма: «всякую, Боже, отринул еси до конца?» – ибо и там предвозвестил Пророк совершенное отвержение Иудеев. Пс.80:17 .  Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы. «И напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их», то есть, болезнуя великою неблагодарностию, не воспомянули сообщенных уже им благ. Ибо в пустыне извел им из камня сладкую воду, которая для них жаждущих казалась уподоблявшеюся в сладости меду, а в земле обетованной в изобилии даровал им земные плоды. Пророк же под частию дал разуметь целое, и пшеницею означил даяние других плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 12 В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». «И сей псалом, – говорит бл. Феодорит, – изрек великий Давид о себе самом, но не Саулом гонимый, а преследуемый Авессаломом. Гонение Саулово было прежде Авессаломова, а потому Давид говорил тогда со всяким дерзновением; а восстание Авессаломово было после греха, а потому слова Давидовы срастворены плачем и воздыханием». «Сей псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевает Давид, принося покаяние во грехе и вместе благовествуя о нашем спасении» 79 . 2 . Доколе Господи забудеши мя до конца? «Замедление в помощи, – гов. бл. Феод., – пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, т.е. не лишать совершенно Божия промышления». Но, справедливо замечает здесь св. Златоуст, что самое оставление Богом грешника самому себе, дабы он, искушенный опытом, лучше познал свою слабость, и, омытый слезами покаяния, достойнее сделался милости Божией, – самое такое оставление есть действие великого попечения Божия о нас с целию сильнее привлечь нас к Себе, есть доказательство благосердого промышления Божия о грешнике. А потому и Давид в словах: доколе Господи забудеши мя до конца? выражает не отчаяние, а надежду, ибо говорит: доколе, а не навсегда, выражая свою веру, что Господь рано или поздно прекратит его страдания – что и выражает в 7 стихе. Доколе отвращаеши лице Твое от Мене? Образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное. Т.е. доколе, Господи, будешь негодовать на меня, лишать меня Своей милости? С Евр.: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня»? 3 . Доколе положу советы 80 в души моей, болезни в сердце моем день и нощь 81 ? Т.е. доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? (Злат.). «Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть в грехе, и это всего более причиняет болезни сердцу моему день и ночь» (Св. Афанасий). Доколе вознесется враг мой на мя? Враг мой, т.е. диавол. «Унижение человеков, – говорит св. Афанасий, – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так – о диаволе, что превозносится он нашею погибелию». Некоторые под врагом разумеют Саула, другие – Авессалома. С Евр.: «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день (и ночь)? Доколе врагу моему возноситься надо мною»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Если в силу приведенных оснований слова Нав.5:4–5 , служащие передачей древнейшего греческого перевода и поставленные в скобках, оставить в стороне, то при этом библейский текст этих стихов имеет такой смысл: все вышедшие из Египта израильтяне, способные к войне, т.е. взрослые, имевшие больше 20 лет ( Чис. 1:3 ), умерли в пустыне на пути из Египта; весь народ, вышедший из последнего, был обрезан, а все родившиеся в пустыне во время путешествия из Египта не были обрезаны. Следовательно, из всех имевших обрезание при выходе из Египта оставались в живых только те, которые в то время были моложе 20 лет, а после перехода через Иордан имели от 40 лет и выше; а все прочие израильтяне моложе 40 лет были необрезанными. Если средняя продолжительность жизни в то время была значительно выше, чем в настоящее (Моисей скончался в 120 лет, Иисус Навин – в 110 лет) и достигала 80 лет ( Пс.89:10 ), то число необрезанных составляло большую половину израильского народа, так как пожилых людей (за 40 лет) всегда меньше, чем молодых. Число обрезанных израильтян, перешедших Иордан, некоторые из комментаторов считают от 250–300 тыс. 60 Продолжение объяснения Нав.5:6 . Дальнейшие слова Нав.5:6 «[потому многие и не были обрезаны], доколе не перемер весь народ...» представляют также соединение двух переводов – греко-славянского и другого – по нынешнему еврейскому тексту. Первому принадлежат слова, выделенные скобками, второму – дальнейшие слова до конца стиха. Из греко-славянского перевода внесены только начальные слова, а следующие за ними до конца Нав.5:6 заменены переводом с еврейского. В полном своем составе греческий перевод данного места состоит из следующих слов, как они переведены по-славянски: «сего ради не обрезани быша мнози от тех воинов, изшедших из земли Египетские, не послушавшии заповедей Господних, имже и определи Господь не видети земли, еюже 61 клятся Господь отцем их 62 дати нам землю кипящую медом и млеком». С еврейского это место, без каких-либо дополнений и пропусков, переводится: «доколе не (буквально: «пока») перемер весь народ, мужи войны (по дословному переводу), вышедшие из Египта, которые не слушали гласа Господня, которым Господь клялся, что они не увидят (буквально: «не даст им увидеть») земли, которую Господь с клятвою обещал (буквально: «клялся») отцам их дать нам землю, где течет молоко и мед». Сравнение обоих переводов показывает значительное различие их по выражаемой тем и другим мысли. По греко-славянскому переводу здесь указывается причина того, что многие из воинов, вышедших из Египта, не были обрезаны, а затем оказались нарушителями Божиих заповедей. Объяснение это имеет, очевидно, ближайшую связь со словами Нав.5:4 : «и елицы тогда не обрезани быша от изшедших из Египта». По переводу с еврейского, объясняется здесь то, почему перемерли все вышедшие из Египта взрослые (мужи войны) и указывается на непослушание гласу Господню как на причину осуждения их на вымирание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Их лжехристос, известный Василий Семенов Лубков, несравненно выше почитается последователями этой секты Христа Спасителя. Заповеди Лубкова для них несравненно ценнее Слова Божия, их только они и держатся и на них зиждется все вероучение, нравоучение, а равно и весь внешний строй ново-израильской секты. Признавая Иисуса Христа простым человеком, в Котором только временно обитало Божество, – ново-израильтяне, подобно хлыстам, проповедуют о всегдашним существовании Христа во плоти, каковым в настоящее время является Василий Лубков 79 . Вот как пишет об этом один из апостолов «Нового Израиля», крестьянин Смоленской губернии, деревни Угрицы, Ельнинского прихода, Никита Иванов в письме с Кавказа к своим угрицким собратьям: «Во имя Света, Папаши, Мамаши (разумеется Лубков и его сожительница некая Наташа), дорогие и возлюбленные сердцу братья и сладенькие сестрицы, все мы вам желаем телесного здравия и душевного спасения и начатую вами жизнь святую довести до конца жизни вашей неотступно. Горе отступникам от Христа. Они подвергнутся вечному проклятию и вечному мучению и станут на левой стороне козами за то, кто они на имеют живого Бога на земле, у тех умер Бог (т. е. у православных). Бог не имеет начала и не будет Ему конца. Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний ( Откр.22:13 ). Вот вы помните, кто у вас был первый, и через кого вы познали путь Христов, «то устроил у вас Соборную и Апостольскую церковь и далее. Все это через Папашу. У теперешнего Папаши Василия, он есть первоверховный апостол Петр и Павел, и все дела Божьи ему открыты. Этот «живой Бог» Василий есть «Бог богов и царь царей» 80 . Тот же Никита Иванов в письме 31-м к тем же лицам развивает учение о лжехристе – Лубкове, как о всемогущем Боге, Творце неба и земли, в таком виде: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа и Владыки жизни нашей, Света нашего, Папаши и Мамаши да почиет мир Божий. Он есть Творец неба и земли, мы им живем и движемся. Нет Бога, кроме Света нашего Папаши Василия, и нет ни в ком другом спасения, кроме Его, Он есть Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, не имеет Он начала и не будет иметь конца; Он есть Бог богов и Царь царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. 5 января, 2012 Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей. Подготовка к причастию Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, братья и сестры! если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54) Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству. Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

http://pravmir.ru/podgotovka-k-prichasti...

Почему говорится «звезд»? Писание всегда связывает Ангелов Божиих и звезды: например, воинством небесным называются и звезды, и Ангелы; звезды находятся под охраной Ангелов. Это их вотчина. Небо и все небесное отдано Господу, а земное Он дал сынам человеческим. «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» ( Откр. 12:4 ). В греческом подлиннике сказано не «стал», а «стоит перед женой». Диавол продолжает и сейчас стоять перед Церковью, рядом с Ней, у церковного порога, и ждет, когда она родит младенца, чтобы его съесть. Как говорит Бог в Книге Иова, левиафан лежит в реках и мечтает, когда весь Иордан попадет в рот его: «Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» ( Иов. 40:18 ). Это предсказание стало для нас очевидным. Левиафан мечтает пожрать всех, кто родится от воды Святого Крещения. Ему нужны крещеные, потому что они принадлежат Богу. Он мечтает пожрать детей Божиих, родившихся в воде Крещения, чтобы никто Богу не достался. Так что его страшная злоба и ненависть обрушатся, в первую очередь, на христиан. Поэтому тому, кто хочет спокойной, безмятежной жизни, в Церкви делать нечего. Церковь Божия – это отряд контрреволюционеров, сражающихся на стороне Бога, восстающих против диавола. Безмятежной жизни никто такому человеку гарантировать не может, и именно по этой причине Церковь на протяжении всех тысячелетий своего существования подвергалась и будет подвергаться гонениям, как об этом прямо говорит Писание. «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр. 12:5 ). Вопреки воле диавола рождение состоялось, и апостол Иоанн видел, что Церковь родила Христа в душах людей. Почему младенец мужского пола? Потому что христиане мужественны. Младенца же – потому что им предлежит еще время великого роста после конца мира, когда для нас начнется настоящая жизнь. Церковь надеется и ждет конца вселенной, она рождает младенца мужского пола, «которому надлежит пасти все народы жезлом железным». Здесь – отсылка ко второму псалму: «Ты поразишь их (народы – авт.) жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» ( Пс. 2:9 ), то есть палкой сокрушишь все восстающие против Церкви народы. Святитель Андрей Кесарийский поясняет, что «Христос Бог чрез них (верных чад Церкви) пасет народ крепкими, как железо, руками сильных римлян». Когда христианским народам Бог отдал весь мир, то это было первым проявлением власти Христа. Христиане верили Богу, поэтому им принадлежал весь мир, вся планета была в их власти. А когда люди отказались от Христа, отреклись от Бога (атеизм, дарвинизм и др. 80 ), то все рухнуло. И это неизбежно, это прямой результат отречения от Бога. Однако это только начало: святой Андрей Кесарийский говорил, что во всей полноте народы будут пастись жезлом железным в день Суда, когда христиане будут судить ангелов и выступят свидетелями против убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скорбящий. Пусть Сам Господь Бог воздаст тебе, отец, за то, что ты потрудился прийти утешить меня. Но все-таки я никак не могу примириться с тем, что я переношу такие обиды совершенно неповинно. Утешающий. Подумай, друг, о Господе нашем, пострадавшем за нас и оставившем нам пример, которому мы должны следовать. Он не только не сделал никакого зла иудеям, а напротив, делал одно добро: слепых делал зрячими, прокаженных очищал, хромых и расслабленных исцелял. И за все это услышал от неблагодарных: «Распни, распни Его!» Перенес бесчисленные мучения, распят был и умер. Этот-то образ Христа, до конца претерпевшего все, мы всегда должны помнить и с ним сообразовать жизнь свою. Терпение есть долг истинного христианина. Христианин среди скорбей и искушений должен стоять как наковальня невредимо и непоколебимо, говорит св. Ефрем. Вспомним также и страдания святых угодников – их гонения, обиды, мучения, и подумаем о том, насколько наши страдания незначительны и малы в сравнении с их страданиями. Скорбящий. Но святые терпели ради Христа; я же не за Христа терплю гонение, а по злобе людей, позавидовавших моему благополучию. Утешающий. Если и не за Христа гонение терпишь, но терпишь невинно, то это вменится тебе в заслугу. Вспомни мучеников Бориса и Глеба; за Христа ли они пострадали? Нет, но так как они замучены неповинно, то им вменено это, как будто они пострадали за Христа, за что и удостоились лика святых. Вот почему не говори, что не за Христа терпишь; только терпи до конца и не отчаивайся в милости Божьей. Вспоминай при этом о тех наградах, которые ждут нас на небесах; как учит св. Василий Великий : «Обесчестит ли кто-нибудь тебя, ты подумай о славе, сияющей на небесах; отнимут ли у тебя богатство, ты вспомни о небесных богатствах и сокровищах, несравнимых с земными; изгонят ли из отечества, знай, что у тебя есть отечество – Небесный Иерусалим»; таким образом легче переносятся наши скорби. Не напрасно же говорит апостол: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает»... 80

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Те же самые чудеса, какие сотворены Ею некогда там, являет Она ныне и у нас, и на будущее время явит, если и мы всею душею будем на деле исполнять спасительные заповеди Единородного Сына ее, Иисуса Христа, Господа и Бога нашего, то есть, будем сохранять преданную нам отцами правую «веру» в Него, и будем неизменно до конца держаться любви нелицемерной от всего сердца, от всей души, от всей крепости и от всего помышления, и будем любить «суд», чтобы не смотреть на лице и на мзду, и «милость» ко всем, вообще, нуждающимся и находящимся в бедах. Если эти три заповеди до конца сохраним со страхом Божиим, то будем, воистину, блаженны и достославны, и для всех враждующих против нас и ненавидящих нас будем страшны, так как Бог будет покрывать нас всесильною Своею десницею. Ибо неложен говорящий: «Моисей и Аарон во иереях Его и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их, в столпе облачне глаголаше к ним». Почему так, о Пророче? «Зане, — говорит, храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им». Потом прибавляет: «Господи Боже наш, Ты послушал еси их, Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их» (Пс. 98, 6—8), то есть, против каких бы окрестных врагов своих они не шли бранью, Ты помогал им и давал на тех победу. И в другом месте говорит подобное сему, «аще быша людие Мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил», то есть, в заповедях Моих, «ни о чесом же убо враги его смирил бых», то есть, окончательно истребил бы их, «и на оскорбляющия их возложил бых руку Мою» (Пс.80,14. 15). И в другом месте: «яко не оставить Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнш в беззакония рук своих» (Пс. 124, 3). Но мы тогда оказываемся и признаемся самим Господом—праведными, бываем покрываемы Им и крепко сохраняемы во всяком мире, когда святые Его заповеди и повеления со страхом и любовью соблюдаем в сердцах своих и исполняем их делом, как написано: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Если же для любящих закон, то есть, для исполняющих делом заповеди Владыки Христа— «мир мног», то ясно, что для нелюбящих Его—не один только «соблазн», но и всякая скорбь, и теснота, и гнев, как говорит божественный Павел: «открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков» и прочее (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Петр. 3, 8 ). «Тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний» ( Пс. 89, 5 ). «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2, 5 – 6). «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2, 12 ). «Это – первое воскресение» ( Откр. 20, 5 ). Во всех общинах пятидесятников в нашей стране и за рубежом обязательно присутствует догмат о тысячелетнем царстве Христа со Своими избранниками. Он вошел в их « символ веры » ввиду того, что при возникновении этого протестантского толка в США в прошлом веке участники «Движения святых» ждали скорого конца света. Все знамения, казалось, были налицо. Недавно закончилась война между Севером и Югом. Повсеместно царили жестокость и разврат, сопровождавшие бурный рост американского капитализма. Газеты и журналы того времени (70 – 80-е годы XIX века) пестрили статьями и предсказаниями о Втором Пришествии Христа. Многих тревожило предсказание архиепископа Джеймса Ушера (1585 – 1656), указавшего дату светопреставления – с 1896 по 1901 год. «Неизбежность скорого Второго Пришествия для многих была очевидна, ибо кругом свирепствовали болезни, войны, преступления, эпидемии» 158 . Надо заметить, что сектантская среда является благодатной почвой для спекуляций множества «вдохновенных» прорицателей, постоянно держащих своих единоверцев в непреходящем эсхатологическом возбуждении. Сам отец адвентизма Вильям Миллер дважды предрекал Второе Пришествие Христово. Первый раз в 1843-м, затем в 1844 году. Еще раньше, в 1832 году, таврические сектанты (п-ов Крым), ожидая явление Христа, распродали свое имущество и целыми семьями двинулись в Закавказье – встречать на горе Христа. В 1864 году кавказские молокане села Карабулах объявили о Втором Пришествии. Закавказские духоборы ожидали конца мира 29 июня 1895 года, когда, по их мнению, с неба должен был явиться их вождь Петр Колмыков, причем весь Кавказ должен был бы сгореть, а на его месте должно было бы устроиться духоборческое (тысячелетнее) царство 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010