108. Washington to James Anderson, Dec. 24, 1795//The Writings of George Washington. Vol.34./Ed. John C. Fitzpatrick. Washington, D.C., P.407. 109. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.73. 110. Fuller E., Green D. God in the White House: The Faith of American Presidents. N.Y., 1968. P.10-11. 111. Marty M. Legends in Stained Glass//Christian Century 93 (May 5, 1976). P.447. 112. Boller P. Jr. George Washington and Religion. Dallas, 1963. P.10. 113. Нижеследующий материал о Вашингтоне взят из книг: Бурстин Д. Указ. соч. С.427-451 и Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.65-87. 114. Бывшим советским гражданам не нужно ничего пояснять о происхождении и значении таких историй: слишком много подобных рассказов о замечательном детстве вождя мирового пролетариата нам пришлось изучать в свое время. 115. Mead S. The Lively Experiment. N.Y., 1963. P.73. 116. Menendez A. Religion and the U.S. Presidency. N.Y., 1986. P.67. 117. Wolf W. Lincoln " s Religion. Boston, 1970. P.26. 118. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.1/Ed. Roy Basler. New Brunswick, N.J., 1953. P.382. 119. Там же. 120. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.94. 121. Wolf W. Указ. соч. Р.39,131. 122. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vol.4. P.236. 123. Там же. Р.193-194. 124. Там же. Vol.5. P.532-537. 125. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.99-100. 126. Там же. Р.102. 127. Basler R. Abraham Lincoln, His Speeches and Writings. Cleveland, 1946. P.42. 128. Pierard R., Linder R. Указ. соч. Р.105. 129. Там же. 130. Там же. Р.107. 131. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998. С.12. 132. Заметим, что данная тенденция - уподобление " лидера " Иисусу Христу и стремление находить буквальные параллели в жизни святых и земной жизни Спасителя - присуща не только и даже не столько американской гражданской религии, сколько протестантской культуре в целом. В свою очередь, протестанты унаследовали эту традицию от средневекового католичества (к примеру, отправляющегося в Рим к папе за благословением Франциска Ассизского сопровождают двенадцать его учеников и т.д.). Полагаем, что в русле именно этой тенденции находится и возникший тогда же, в эпоху средневековья, феномен стигматов (ран, открывавшихся у католических святых в тех местах, где были раны у Распятого Христа). Кстати сказать, феномен стигматов наблюдается и у современных протестантов, что подтверждает мысль о внедрении средневековой католической традиции в протестантизм (см. Harrison T. Stigmata. A Medieval Phenomenon in a Modern Age. N.Y., 1994).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

20. К Леонтию, софисту (20) 21. К нему же (21) 31. К нему же (31) Отдел II. Письма, писанные святым Василием в продолжение епископства его (370–378 ГГ.) 52. К монахиням (48) 53. К хорепископам (49) 54. К хорепископам (50) 55. К Паригорию, пресвитеру (51) 56. К Пергамию (52) 57. К Мелетию, архиепископу Антиохийскому (53) 58. К Григорию, брату (54) 59. К Григорию, дяде (55) 60. К Григорию, дяде (56) 61. К Афанасию, архиепископу Александрийскому (57) 62. К церкви Парнасской (58) 63. К неокесарийскому градоначальнику (59) 64. К UcuXIIO (60) 65. К Атарвию (61) 66. К Афанасию, архиепископу Александрийскому (62) 67. К Афанасию, архиепископу Александрийскому (63) 68. К Мелетию, архиепископу Антиохийскому (64) 69. К Афанасию, архиепископу Александрийскому (65) 70. Ненадписанное, касательно Собора (66) 71. К Григорию (67) 72. К UcuXIIO (68) 73. К Каллисфену (69) 74. К Мартиниану (70) 75. К Авургию (71) 76. К Софронию, магистру (72) 77. Без haдIШcu (73) 78. Без haдIШcu (74) 79. К Евстафию, епископу Севастийскому (75) 80. К Афанасию, архиепископу Александрийскому (76) 81. К Иннокентию, епископу (77) 82. К Афанасию, архиепископу Александрийскому (78) 83. К чшювнику, облагающему податями (79) 84. К правителю области (80) 85. О том, что не ДОЛЖНО клясться (81) 88. Без надписи (84) 91. К Валериану, епископу UJUiupuйckoмy (87) 92. К италийским и галльским епископам (88) 106. К воину (102) 116. К Фирмину (112) 120. К Мелетию, архиепископу Антиохийскому (115) 124. К Феодору (119) 125. Список исповедания веры, произнесенного святейшим Василием, и к которому подписался Евстафий, епископ Севастийский (120) 630 126. К Атарвию (121) 128. К Евсевию, епископу Самосатскому (123) 130. К Феодоту, епископу Никопольскому (125) 131. К Олимпию (126) 146. К Антиоху (141) 147. К Авургию (142) 148. К Траяну (143) 149. К Траяну (144) 155. К Сорану (150) 156. К Евагрию, пресвитеру (151) 157. К Евсевию, епископу Самосатскому (152) 158. К Антиоху (153) 159. К Евпатерию и к его дочери (154) 160. К Диодору (155)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

329 . Esbroeck M. van. Maxime le Confesseur. Vie de la Vièrge. (CSCO 478=Scr. iber. 21, текст; CSCO 479=Scr. iber. 22, пер.). Lovanii 1986. [Груз. версия «Жития Богоматери», приписываемого преп. Максиму Исповеднику . (Vita Virginis (georgice). CPGS 7712). Крит. изд., франц. пер.] 330 . Esbroeck М. van. La question 66 du «Ad Thalassium» géorgien//Philohistor. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. Schoors A., Deun, van P. Leuven 1994. 329–337. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60). 331 . Garitte G. Les Lettres de saint Antoine en géorgien//Muséon. 64. 1951. 267–278. 332 . Garitte G. Les Lettres de saint Antoine. Version géorgiennne et fragments coptes. Louvain 1955. (CSCO 148–149. Scriptores Iberici. 5–6). Gribomont J.//RHE 1956. 51. 333 . Garitte G. Vies géorgiennes de S. Symeon Stylite l’ancien et S. Ephrem. Louvain 1957. (CSCO 171–172. Scriptores Iberici. 7). 334 . Garitte G. La version géorgienne de l’Entretien VI d’Aphraate//Muséon. 77. 1964. 301–366. же: Id. L’Entretien VI d’Aphraate en géorgien//BK 1964. 17–18, n. 45–46. 81–87. 335 . Garitte G. Version géorgienne de la vie de Sainte Marthe. Louvain 1968. (CSCO 285–286. Scriptores Iberici. 17). 336 . Garitte G. Le « Discours ascétique» d’Étienne le Thebain en géorgien//Muséon. 1970. 83. 73–93. [ " Слово подвижническое» преп. Стефана Фивейского на груз. яз. Со списком разночтений между груз., греч. и арабским текстами]. 337 . Garitte G., Halleux A de. Le sermon géorgien du moine Martyrius et son modèle syriaque//Muséon. 1956. 69. 243–312. [Дошедшие фрагм. гл. 7–12 сир. «Книги совершенства» Мартирия Сахдоны (см. Разд. 5 ): изд. и пер. груз. текста и пер. парал. мест с сирийского]. 338 . Kauchcicvili С. Georgii Monachi chronicon//Monumenta Hagiographica Georgica. Publ. Universitatis Tiphlisiensis. 1–2. Tiflis 1920, 1926. 339 . Ninua G. Die georgische Version der Pseudo-Makarios Schriften. Résumé//BK 1984. 42. 80–87. 340 . Outtier B. Les enseignements des Pères. Un récueil géorgien traduit de l’arabe//BK 1973. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Этой молитвой преп. Нил предохраняет Агапита от зависти, проистекавшей от сильного желания дара слёз; но были случаи, когда нужно было предостерегать от гордости и превозношения сим даром. По свидетельству Нила Синайского , многие, получившие этот дар, стали считать себя выше других и дошли до падения (Περ προσευχς с. 7 и 8. Μ. 1. с. р. 1169). Для таких подвижников назначалось Марком Подвижником наставление: «Не превозносись, изливая слезу в молитве твоей; ибо Христос коснулся очей сердца твоего, и ты умственно прозрел» (Περ νμου πνευματικο с. 12. Μ. LXV, 908. Подобное наставление у Нила в сочинении О молитве; с. 7. Μ. 1. с. р. 1169). Изложенное учение о слезах слегка, как сказано, затронуто бл. Диадохом и представлено в выражениях, могущих считаться изысканными даже в древней аскетике. Сознание греховности, происшедшей по вине подвижника, по божественному попущению или отвращению (гл. 27, 60, 87), приводит к сердечному сокрушению и исповеданию грехов, сопровождающемуся слезами. К этим состояниям относятся слёзы: δκρυον νελλιπς (гл. 87), δκρυον ξομολογσεως (ibid.), νεργς δκρυον (гл. 60) и δκρυον γπης (гл. 100), служащие для совести удостоверением, что исповедание грехов завершилось отпущением их. Необходимость непрестанных слёз бл. Диадох, подобно Григорию Назианзину , утверждает на слабости природы человеческой, не могущей, подобно Богу, не погрешать (гл. 100). Все перечисленные слёзы относятся, по-видимому, к разряду видимых или чувственных слёз; сюда же следует отнести и слезу безболезненную (νλγητον δκρυον), проистекающую из великого смиренномудрия (гл. 37). Духовная слеза (гл. 73: πνευματικν δκρυον) есть результат духовного умиления и радости. Под духовной слезой бл. Диадох разумеет, подобно Нилу Синайскому , плач ума, производящего слезовидные мысли, и считает её вместе с молитвой семенем будущей радости. Бл. Диадох говорит преимущественно о слезах подвижника, плачущего о своих собственных проступках, но иногда намекает на слёзы по любви к Богу (гл. 60) и ближнему (гл. 71). К сноске Нечувствительность души, о которой говорит бл. Диадох, хорошо описывается в сочинении Περ διαφρων πονην λογισμν (с. 11): «...она освобождается от страха Божия и благоговения, и грех не вменяет в грех , и беззаконие не считает беззаконием, о наказании же и суде вечном помнит, как о голом речении, насмехается над подлинно огненным трясением, и хотя действительно исповедует Бога, но не ведает, что повелел Он; ударяешь в перси, когда она движется ко греху, и она не чувствует. От Писаний говоришь, и она вся окаменела и не слышит; приводишь ей поношение со стороны людей, а она не признаёт стыда перед людьми». ( Нил Синайский , М. LXXIX, р. 1212–1213, с. 11). Глава 28. Κεφλ. κη´

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

87 Dionys. Areop. De Eccles. hierarch. c. VII, 4. P. G. t. 3. c. 560. (idem allegatur a Joanne Damasc. P. G. t. 95. col. 252a). 88 Epiphan. Adversus hæreses. lib. III, hær. 75 n. 8. P. G. t. 42 c. 513. Mgr. L Petit при сем делает следующее примечание: «Епифаний учит, что в Жертве совершается двойной род поминовения усопших – праведных и грешных: вторых, чтобы вымолить им Божественную милость, а праведных и святых, дабы выделить особое положение Господа Христа, Который по Своему положению (conditione) отделяется от прочих смертных». 93 Место сие не совсем ясно; мы привели согласно греческому тексту: «что достоит разуметь в отношении смерти в аду»; латинский же текст имеет – «что достоит разуметь в отношении вечной жизни». 94 In Apophthegmatis Patrum in “Macario” η. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitiis Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 99 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 161 August. Expositio. ad. Galat. P. L. t. 35 c. 2105 sq. Однако, этой фразы в этом сочинении не находится. 198 Кириллово произведение о чудесах Бл. Иеронима является подложным сочинением, ибо св. Кирилл умер раньше Бл. Иеронима. 270 Mgr. L. Petit дает такое толкование последним словам св. Марка, которые мы частично пояснили, внесши наш пример с А и В в скобках: «Боюсь, что это не совсем ясно. Приведем на примере: А и В являются противуположными. Если А относится к В, как причина к причиненному, то, в свою очередь, В относится к А, как причина к причиненному. В этом же смысле в геометрии говорится, что последующее относится к предшествующему, как предшествующее к последующему, когда то и другое могут приниматься меняя места. У Аристотеля слово » ναντον« более употреблено в значении «противуположное» или «противуречивое», нежели – «противное по смыслу». Vidi: Patr. Orient. t. XV p. 144 nota b. 276 E. Renaudot. “Genadii natriachæ Constantinopolitani homiliæ de sacremento Eucharistiæ”. Parisiis 1709 p. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Band IV/2. Neuzeit. 2. Teil. 1870–1975. Neukirchen-Vluyn, 1989. S. 151. 85 Gürthler P., а.а. О. S. 87, 168–180; Meier К. Der evangelischen Kirchenkampf. Guttingen, 1984. S. 114–133. 87 Krumwiede H.-W. Geschichte des Christentums. Band 8. Neuzeit. 17bis 20 Jahrhundert. Stuttgart – Berlin – Köln – Mainz, 1987. S. 238–239; Landesbichof D. Wurm und der nationalsozialistische Staat 1940–1945. Eine Dokumentation. Stuttgart, 1968. S.21. 91 Ватикан и Вторая мировая война/Наука и религия 2000. X. 5. С. 12; Откровения бывшего штурмбаннфюрера СС, доктора теологии и философии Карла Нейгауза/Публ. М.И. Одинцова/Наука и религия. 1995. 8. С. 12–13. 92 ВА R6/178. Bl. 26, R901/69301. Bl. 166; Ватикан и Вторая мировая война. С. 14; Stehle Н. Die Ostpolitik des Vatikans. 1917–1975. München – Zürich. 1975. S. 241–244. 99 Факенхайм Е.Л. О христианстве после Голокауста/Русская идея и евреи – роковой спор. М., 1994. С. 167–169. 100 Откровения бывшего штурмбаннфюрера СС, доктора теологии и философии Карла Нейгауза. С. 13; Беда или вина? С. 20; Энциклопедия Третьего Рейха. С. 374; Norden G. V. Widerstand in den Kirchen in: Widerstand und Verweigerung in Deutschland 1933 bis 1945. Bonn, 1984. S. 57, 125. 102 ВА, R43II/181. Bl. 36; РГВА, ф. 1470, оп. 1, д. 10, л. 227, 247; Gaede К., a.a. О. S. 11, 73. 104 ВА, R4311/179. Bl. 250–251; Richter R. Aus dem Leben der Russischen Orthodoxen Kirche in Berlin. Berlin, 1998. Manuskript. S. 23, 25. 105 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6343, оп.1, д. 228, л. 4; Никитин А.К. Указ. соч. С. 10. 86 109 Эта информация содержится в воспоминаниях 1951 г. бывшего чиновника РКМ д-ра Эриха Руппеля и в статье: Wenschkewitz L Zur Geschichte des Reichskirchenministeriums und seiner Ministers. Tutzing, 1969. Manuskript; BA, R79/36. 114 Russische Orthodoxe Gemeinde Dresden (Gemeindearchiv Dresden – GAD) Dokumente; РГВА, ф. 1470, оп. 1, д. 10, л. 230–232, 320–322. 115 ВА, R5101/23 173. Bl. 160: ГАРФ, ф. 6343. оп. 1, д. 12. л. 13–14; РГВА.Ф. 1470, оп. 1, д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Срав. псалом 10 (нумерация псалмов везде – по славянскому тексту Библии) – «В конец, псалом Давиду», и наряду с этим псалом 59–«В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: всегда сожже средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратись Иоав и порази Едома в дебри солей двенадцать тысящ». 5 Текст русской Библии переведен с еврейского, но под сильным влиянием инославных переводов Библии (главным образом немецкого). 11 В 1887 году здесь был найден большой архив правительственной переписки, состоявший из двух тысяч глиняных табличек. 13 Так, субботняя полунощница в нынешней редакции вся состоит из таких псалмов (псалмы 64 – 69), вседневная (псалом 50), часы (псалмы 50, 53, 54, 83), утреня (псалмы 19 и 87), великое повечерие (псалмы 4, 6, 12, 69), малое повечерие (псалом 69). 14 Это богослужение организовывалось как торжественное, воскрешавшее в народе представления о древних богослужениях. 15 Такое изменение было вполне естественным и объясняется более поздним характером начертаний в языке книги Неемии. Можно было бы привести много примеров подобного изменения. 16 Срав. псалмы 31, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 51, 52, 53, 54, 73, 77, 83, 84. 86, 87, 88, 141. 22 Еврейское «маскил» и греческое σνεσια имеют основное значение «соединять логические посылки» в процессе мышления, от чего рождается «ум», «разум», – понятия, введенные в семантику слова (см. словарь). 26 К категории таких же надписей надо отнести так называемую Силоамскую надпись, найденную в конце прошлого века в подземном туннеле, соединявшем пруд Силоамский с источником, в Иерусалиме. 27 «Внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри солей, двенадцать тысящ». 28 Псалом 56 «...Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова, в пещеру». Псалом 58 «...Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его». Читать далее Источник: Архимандрит Феогност. Некоторые замечания о надписаниях псалмов//Журнал Московской Патриархии. 1954. 12. С. 56-62.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nekotor...

199 . Рыбинский В. Религия самарян//ТКДА. 1912, 5, отд. 7. С. 150–179; 7–8, отд. 4. С. 337–374; 9, отд. 6. С. 124–180. 200 . Сафронов В., Николаева Н. История Древнего Востока в Ветхом Завете. М., 2001. 201 . Сванидзе А. Названия древневосточных богов в грузинских песнях//ВДИ. 1937, 1. С. 87–93. 202 . Семенов Д. Русское Палестинское общество и его деятельность до войны 1914 г.//НВ. 1925, 8–9. С. 210–214. 203 . Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М., 2002. 204 . Синило Г. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998. 205 . Слуцкий С. Обзор десятилетней деятельности ВК//Древности восточные: Труды ВК ИМАО. 1901. Т. 2. Вып. 2, отд. «Протоколы заседаний ВК ИМАО за 1895–1900 гг.». С. 185–198. 206 . Смирнов П. Библейская археология. Харбин, 1936. 207 . Смирнов П. Первый год Археологического института в Смоленске//Памятка смольньская лета 7419-го, месяца октомврия, дьню 1-го. Смоленск, 1911. С. 51–55. 208 . Сорокалетие научной и общественно-педагогической деятельности акад. Н. М. Никольского//ВДИ. 1940, 3–4. С. 258–259. 209 . Спицын А. Археологическая Императорская комиссия//Новый энциклопедический словарь/Изд.: Ф. Брокгауз, И. Ефрон. СПб., 1911. Т. 3. Стб. 847–848. 210 . [Спицын А.] Археологические общества в России//Новый энциклопедический словарь/Изд.: Ф. Брокгауз, И. Ефрон. СПб., 1911. Т. 3. Стб. 858–871. 211 . [Спицын А.] Археология в России//Новый энциклопедический словарь/Изд.: Ф. Брокгауз, И. Ефрон. СПб., 1911. Т. 3. Стб. 883–884. 212 . Срезневский И. Несколько припоминаний о современном состоянии русской археологии//Труды Второго археологического съезда в Санкт-Петербурге. СПб., 1876. Вып. 1, отд. 4. Б. С. 1–15. 213 . Старкова К. Рукописи из окрестностей Мертвого моря//ВДИ. 1956, 1. С. 87–102. 214 . Старкова К. «Странствие Авраама»//ПС. 1986. Вып. 28 (91). С. 69–73. 215 . Струве В. Значение B.C. Голенищева для египтологии//Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. Сб. 3. С. 3–69. 216 . Струве В. Израиль в Египте. Пг., 1920.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

167-я беседа в Морском соборе: Объяснение притчи Спасителя о неверном домоуправителе. ( Лк.16:1–13 ). С. 226–233. Р-1363. Беседа 168: О любви к Богу и миру. С. 235–243. Р-1363. 23 августа/5 сентября 1928 года. 169-я беседа в Морском соборе: Учение Церкви о Лице Господа нашего Иисуса Христа. Его необходимость, важность и сущность. С. 10–16. Р-1363. 11/24 октября 1928 года. 171-я беседа в Морском соборе: Тайна Боговоплощения по Божественному Откровению. Разбор возражений. С. 29–38. Р-1363. Беседа в Морском соборе 12/30 сентября 1928 года (повтор 13/26 августа 1924 года); в Казанском соборе 12/25 июня 1921 года. Беседа; Евангельское изображение Христа, как Богочеловека. С. 17–26. Р-1363. 172-я беседа: Свидетельство Христа о Самом Себе, как о Богочеловеке. С. 38–43. Р-1363. 173 беседа: Свидетельство о Божественности Иисуса Христа в делах Его. С. 43–49. Р-1363. 1/14 ноября 1928 года. 174 беседа в Морском соборе: Распространение христианства в мире, как свидетельство о Божественности Христа. С. 49–56. Р-1363. 8/21 ноября 1928 года. 175-я беседа в Морском соборе: Влияние христианства на жизнь человечества, как доказательство Божественности Христа. С. 56–62. Р-1363. 15/28 ноября 1928 года. 176-я беседа в Морском соборе: Изображение личности Иисуса Христа в Евангелии, как доказательство Его Божественности. С. 62–68. Р-1363. 22 ноября/5 декабря 1928 года. 177-я беседа в Морском соборе: Подлинность Евангелий. С. 68–73. Р-1363. 6/19 декабря 1928 года. 178-я беседа в Морском соборе: Подлинность Евангелий. (Продолжение.) С. 74–80. Р-1363. 13/26 декабря 1928 года. 179-я беседа в Морском соборе: Подлинность Евангелий. (Продолжение.) С. 81–87. Р-1363. 20 декабря 1928/2 января 1929 года. 180-я беседа в Морском соборе: Достоверность Евангелий. С. 87–95. Р-1363. 27 декабря/9 января 1929 года. 181-я беседа в Морском соборе: Разбор возражений против исторического свидетельства о Христе в Евангелиях. С. 95–101. Р-1363. 3/16 января 1929 года. 182-я беседа в Морском соборе: Достоверность свидетельств дел Христа о Его Божественности. С. 101–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

412 Theophanes . Р. 475.15; Theodorus Studit. Ер. 1,6//PG 99. Col. 929 ел. Ср.: Вигу . Eastern Roman Empire. P. 3, 212. 414 В 798 г. мирный договор и обязательство Империи выплачивать дань были возобновлены: Dölger . Reg. 352. 415 Несмотря на мнение Рансимана ( Runciman . Bulgarian Empire. P. 49), из текста Феофана (А.М. 6288 795/796) однозначно следует, что Константин VI выплачивал булгарам дань. Правильно у Бери ( Bury . Eastern Roman Empire. P. 339). По всей видимости, обязательство выплачивать дань восходит ко времени после поражения 792 г. 416 О различиях между оригинальным текстом письма Адриана (Mansi. Т. XII. Col. 1055–1075) и зачитанным на Никейском Соборе греческим переводом см. мою работу: Ostrogorsky G. Rom und Byzanz im Kampfe um die Bilderverehrung//SK 6 (1933). S. 73–87. 417 Попытка В. фон ден Штайненса ( Von den Steinens W. Entstehungsgeschichte der Libri Carolini//Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibl. 21 (1929–1930). S. 83 f.) выставить постановления Фракфуртского Собора в качестве компромиссного решения не может считаться удачной. В остальном же это важное исследование заслуживает особого внимания. Ср. тж.: Idem . Karl der GroBe und die Libri Carolini//Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde 49 (1932). S. 207 f. 418 Коронация была проведена по образцу византийской церемонии венчания на царство; ср.: Eichmann Е. Die Kaiserkronung im Abendland. Wurzburg, 1942. Bd. I. S. 23 f. Как показано в работе: Sackur E. Ein römischer Majestätsprozeß und die Kaiserkrönung Karls des Großen//Historische Zeitschrift 87 (1901). S. 385 f. – и как это неоднократно с настойчивостью подчеркивалось впоследствии (ср., к примеру: Haller J. Das P&psttum. Bd. И, 1. Stuttgart, 1939. S. 18 f.), при избрании Карла Великого императором большую роль сыграли местные римские события. Впрочем, выставлять эти события в качестве причины коронации Карла и объяснять исторический акт 25 декабря 800 г. только исходя из ситуации момента значит слишком упрощать проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010