Аквила 75, 76 Акростих 460, 486, 487, 534, 535, 623, 627 Алеппо (кодекс) 48 Аллегория/аллегореза 116, 506, 512, 513, 516 Апокалиптика/Апокалипсис 58, 347, 491, 502, 517, 522, 538, 637, 663, 664, 665, 670, 707, 737, 760, 761 Апокриф 36 Ареталогия 527 Аристея письмо 35 Артаксеркса эдикт 363 Ахикар 370, 374, 375, 380, 390, 492, 669 Библейская герменевтика 24–26 Библия 24 Благодарственный псалом 534, 722 Богословие закона 204 Богословие Земли (Обетованной) 279 Богословие истории 236, 250, 251, 252 Богословие Сиона 730 Богословие творения 220, 493, 494, 707 Божий гнев 268, 269 Ваал 287, 328, 330, 543, 615 Вавилонская теодицея 445 Вавилонское текстовое семейство 66 Ветхий Завет 18, 19, 20 Возобновление завета 182, 235 Второзаконие 119, 136 Вульгата 77, 351, 369, 383, 388, 397, 673 Гексаплы 62, 75, 383 Генеалогия 101, 133, 224, 334, 365, 633, 634 Гимн 377, 459 Гипотеза дополнения 120 Гипотеза источников/документов (модель наслоения) 114, 115, 127, 132 Гипотеза основного текста 114 Гипотеза повествовательных кругов 115 Гипотеза фрагментов 101, 184 Государственная авторизация 158, 168 Гражданско–храмовая община 361 Давид 136, 240, 256, 261, 268, 296, 299, 300, 302, 309, 310, 312, 313, 314, 315, 318, 320, 327, 329, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 340, 341, 345, 346, 347, 374, 389, 406, 419, 420, 456, 458, 461, 462, 463, 464, 466, 481, 482, 486, 538, 575, 582 Дамасский документ 62 Девтероисаия 557 Девтероканонический 33, 34, 36, 39, 59, 338, 354, 400, 528, 530, 539 Девтерономический закон 196 Девтерономистское собрание законов 109 Девятикнижие 81, 139 Декалог (культовый) 107, 108, 109, 186, 187 Декалог (этический) 85, 94, 97, 107, 108, 109, 172, 187, 193 День примирения (Йом Киппур) 723 День Яхве 679, 693, 694, 697, 714, 743, 748 Диалогическая/дискурсивная герменевтика 24 Диатриба 500, 501, 517 Диахронический анализ 10 Договор 69, 84, 85, 86, 95, 112, 136, 163, 181, 182, 192, 193, 194, 195, 196, 239, 240, 242, 327, 373 Додекапрофетон 61, 676, 680 Древнейшая история 83, 224 Еврейская Библия 64

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

377 У Мартиньи и Крауса под словом: Bibliotheques, Bibliotheken. Bingham, Ant. III, 270. Augusti, Handbuch, I, 391. Petit-Radel, Recherches sur bibliothèques anciennes, p. 26. 378 Ziegler, Versuch einer pragmatischen Geschichte der Kirchlichen Verfassungsformen in den ersten sechs Jahrhunderten der Kirche. Leipzig, 1798. 61–93. В первое время епископы со властью митрополита назывались προτοι=протами, примасами (primus, primas). Ап. прам. 34. Ср. Kraus, Real-Encyclop. sub voce: Metropolit, II, 392, статья Funk’a. 380 Альяр, Гонение на христиан при Диоклетиане и торжество Церкви. Странник, 1891, стр. 193. Гиббон (История упадка и разрушения римск. империи, II стр.) считает христиан в 1 / 20 населения, но он говорит о времени Декия и берет за основание своих вычислений Рим, где христиан было меньше, чем на Востоке. Рихтер (Das westrom. Reich. Berlin. 1865. S. 85) берет приблизительно то же отношение. Ля-Басти (La Bastie, Quatrième mémoire sur le souverain pontificat des empereurs rom. – Mémoires de l’Acad. des Inscriptions, XV, 77) и Буркхарт (Zeit Constantinus, 157) принимают численность христиан в 1 / 12 . Цоклер (Handbuch de theol. Wissenchaften, II, 53) на Востоке в 1 / 12 , на Западе в 1 / 15 ; Шатель (Chaetel, Histoire de la destruction du paganisme de l’empire d’orient, 36) – в 1 / 10 на Востоке, в 1 / 15 на Западе; Кейм (Rom und das Christenthum. 419), и Шюльтце (Geschichte des Untergangs des griechisch-romischan Heidenthums, Iena, 1887, 23) в 1 / 6 ; Маттерс (Histoire de l’Église chrétienne, I, 120) в 1 / 5 , Штейдлин (у Масона в the Persecution of Diocletian, 36) даже в 1 / 2 всего населения. Там же. стр. 193–94. Порфирий в своих книгах против христиан, упоминает об одном городе, «в который на эскудан, никакой другой бог не имеют доступа. С тех пор как почитают Иисуса, государство не получало милости от богов». (У Феодорита, Graecor, affict. curatio XIII Минь. LXXXII, col. 1150). «Зараза этого суеверия распространялась не только по городам, но и местечкам и селам» писал, еще в начале II в. Плиний Младший (Ер. X, 97). «Мы составляем большую часть империи, писал Тертуллиан к Скапуле (II, в конце) в 211 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Бытие (36). «Родословию Исава» предшествует описание окончательного расставания Исава и Иакова. История началась с того, что Иаков в 28-й главе убегал от Исава. А здесь уже Исав покидает Иакова. Очень похоже на бывшее прежде расставание Авраама и Лота (13:5 и последующие). Исав и Иаков попрощались друг с другом и мирно пошли каждый своим путем. Библиография Albright, W. F. «From the Patriarchs to Moses». BA 36 (1973): 19–26. Anderson, B. W. «An Exposition of Genesis XXXII ». ABR 17 (1969): 21–26. Clarke, Е. «Jacob " s Dream at Bethel as Interpreted in the Targums and the New Testament». SR 4 (1974/75): 367–377. Coote, R. «The Meaning of the Name Israel». HTR 65 (1972): 137–142. Fensham, F. C. « Gen XXXIV and Mari». JNWSL 4 (1975): 15–38. Fishbane, M. «Composition and Structure in the Jacob Cycle ( Gen 25, 19–35:22 (1975): 15–38. Fisher, L. R. «Literary Genres in the Ugaritic Texts». In Ras Shamra Parallels. Vol 2. Под ред. L. R. Fisher. Rome: Pontifical Biblical Institute, 1975. Fokkelman, J. P. Narrative Art in Genesis. Amsterdam: Van Gorcum, 1975. Frankena, R. «Some Remarks on the Semitic Background of Chapters XXIX–XXXI of the Book of Genesis». OTS 17 (1970): 53–64. Fretheim, T. E. «The Jacob Traditions, Theology and Hermeneutic». Intr 26 (1972): 419–436. Greenberg, M. «Another Look at Rachel " s Theft of the Teraphim». JBL 81 (1962): 239–248. Houtman, C. «Jacob at Mahanaim. Some remarks on Genesis XXXII 2–3». КГ28 (1978): 37–44. . «What did Jacob see in his dream at Bethel? Some remarks on Genesis XXVIII 10–22». КГ27(1977): 337–351. Kessler, M. « Genesis 34 – An Interpretation». RefR 19 (1965): 3–8. Lewis, J. « Gen 32:23–33 , Seeing a Hidden God». SBL Seminar Papers, 1972, 1, 449–457. McKenzie, J. L. «Jacob at Peniel: Gn 32, 24–32». CBQ 25 (1963): 71–76. Miscall, P. D. «The Jacob and Joseph Stories as Analogies». JSOT6 (1978): 28:10. Rast, W. E. Tradition History and the Old Testament. Philadelphia: Fortress, 1972, c. 33–56. Roth, M. W. «Structural Interpretations of» Jacob at the Jabbok» ( Genesis 32:22–32 )». BRes 22 (1977): 51–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

25-я гомилия (CPG, N 5714; Nestoriana. 1905. S. 385 [сир. версия], 335-336 [нем. пер. сир. версии]). 26-я гомилия, на Ин 12. 49 (CPG, N 5715; Nestoriana. 1905. S. 386 [сир. версия], 336 [нем. пер. сир. версии]). 27-я гомилия, «В честь Пресвятой Девы Марии» (In commemoratione S. Mariae; CPG, N 5716; лат. пер. Мария Меркатора: Nestoriana. 1905. S. 336-341; ACO. T. 1. Vol. 5(1). P. 37-39). Гомилии 28-я (CPG, N 5717; греч. текст: PG. 61. Col. 683-688; Nestoriana. 1905. S. 341-344; лат. пер.: ACO. T. 1. Vol. 5. P. 62-63), 29-я (CPG, N 5718; PG. 61. Col. 685-686) и 30-я (CPG, N 5719; греч. текст: PG. 61. Col. 686; лат. пер.: ACO. T. 1. Vol. 5. P. 63-64) посвящены толкованию искушений Господа в пустыне. Основные темы 31-й гомилии, «Об Адаме»,- первозданное состояние природы Адама, его грехопадение, и Искупление, совершенное Христом (CPG, N 5720; лат. пер.: ACO. T. 1. Vol. 5. P. 64-65). На греч., лат. и сир. языках сохранились также 20 фрагментов из произведений Н., к-рые не могут с уверенностью быть связаны с гомилиями, имеющими нумерацию (CPG, N 5730; Nestoriana. 1905. S. 351-361, 387-388; ACO. T. 4. Vol. 3(1). P. 377-381, 384). Фрагменты из нек-рых гомилий Н. сохранились лишь в цитатах у Севира Антиохийского: Гомилия «О фарисее» (De Phariseo; CPG, N 5731; Sever. Antioch. Contr. gramm. III 35//CSCO. Vol. 101. P. 218). Гомилия «На Богоявление» (De Epiphania; CPG, N 5732; Sever. Antioch. Contr. gramm. III 36//CSCO. Vol. 101. P. 222). Гомилия «На Вознесение» (De Ascensione; CPG, N 5733; Sever. Antioch. Contr. gramm. III 36//CSCO. Vol. 101. P. 228-229). Вторая гомилия «О божественном Вочеловечении» (De divina inhumanatione II; CPG, N 5734; Sever. Antioch. Contr. gramm. I 37//CSCO. Vol. 111. P. 290; Idem. Philal.//CSCO. Vol. 133. P. 141, 145-156, 173-174). Гомилия «На память святой Феклы» (In honorem S. Theclae; CPG, N 5735; Sever. Antioch. Philal.//CSCO. Vol. 133. P. 141). Севир приводит также 7 др. фрагментов, не указывая названия произведений Н., из к-рых они взяты (Fragmenta anepigrapha; CPG, N 5738; Sever. Antioch. Philal.//CSCO. Vol. 133. P. 144-146, 152-153, 173, 186-187, 333; Idem. Apologia Philalethis//CSCO. Vol. 318. P. 17). Фрагмент, не имеющий надписания, цитирует Дадишо Катрая (2-я пол. VII в.) в «Комментарии на Аскетикон аввы Исаии» (Fragmentum anepigraphum; CPG, N 5740; Commentaire du livre d " Abba Isaie par Dadi š o Qatraya (VIIe siècle)/Éd. R. Draguet. Louvain, 1972. P. 269. (CSCO; 326. Syr.; 144)).

http://pravenc.ru/text/2565154.html

32 . Ф. Титов . „Секта духоборцев”. Миссионерское Обозрение. 1897 г., стр. 245–255, 377–388; 497–514. 33 . В. Скворцов. „Разочарования духоборов в Америке и фарисейское послание Л. Н. Толстого”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 11. 34 . Его же. „Духоборы в Америке”. Миссионерское Обозрение. 1899 г. 1. 35 . Его же. „Ещё о духоборах в Канаде”. Миссионерское Обозрение. 1901 г. 1. 36 . Его же. „Ещё о нынешнем положении духоборов в Канаде”. Миссионерское Обозрение. 1901 г., стр. 891. 37 . М. Каменев. „Празднество поминок на духоборском кладбище”. Миссионерское Обозрение. 1905 г. 9. 38 . Его же. „Беседы духоборов в собрании по окончании молитвы”. Миссионерское Обозрение. 1905 г. 10. 39 . Его же. „Последние известия о духоборах в Америке”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 1. 40 . М. Тебеньков. „Духоборцы, их учение, организация и настоящее положение”. Русская Старина. 1896 г., кн. 8 и 9. е) Молоканство. Книги и брошюры. 1 . Е. Кесарев. „Обличение лжеучения молокан по их вероучительным руководствам”. Самара, 1905. 2 . Е. Остромысленский. „Молоканская секта”. В. I. 1888 г. 3 . Д. Орлов. „Пред судом слова Божия”. Выпуск 13. 1872–1878 г. 4 . А. Высотский. „Записки по обличению молоканства”. Симферополь. 1892 г. 5 . Иер. Арсений „Беседы православного христианина с молоканами”. М. 1886 г. 6 . Арх. Павел. „Краткие беседы с молоканами”. М. 1884 г. 7 . П. Бобров. „Беседа священника с наставниками молоканскими”. СПб. 1896 г. 8 . Проф. Т. Буткевич . „Молоканство”. Харьков. 1909 г. 9 . В. Орлов. „Православному христианину для беседы с молоканами”. М. 1901 г. (брошюрка). 10 . г. Носков. „Молокане ведут своё начало не от Христа, а от Тамбовского швеца, т. е. портного”, (по данным самих же сектантов). Балашов. 1911 г. 11 . В. Гринякин. „Молоканин, возвратись ко Христу!” СПб. 1904 г. 12 . Священник Попов. „Вожаки сектантов”. СПб. 1904 г. Статьи. 13 . Д. Грацианский. „Беседа с молоканами о духовном и плотском”. Миссионерское Обозрение. 1905 г. 7–8. 14 . Высотский. „Какой юбилей праздновали молокане?” Миссионерское Обозрение. 1905 г., стр. 658.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

287 Атавин А. Г. Влияние природных факторов на жизнь Таманского полуострова (на примере Фанагории)//Методы естественных наук в археологии. – М., 1987. – С. 32. 288 Николаева Э. Я. Раскопки Ильичевского городища//Проблемы античной истории и культуры (Эйрене XIV). – Ереван, 1979. – Т. 2. – С. 376–377. 289 Мокроусов С. В. Крымское Приазовье в ранневизантийское время//Пантикапей – Боспор – Керчь. 26 веков древней столицы. – Керчь, 2000. – С. 100–102. 290 Сазанов А. В., Мокроусов С. В. Некоторые предварительные данные о хронологии поселения Зеленый мыс (Восточный Крым)//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 1999. – – С. 167–224; Мокроусов С. В. Раскопки на поселении Зеленый мыс (Крымское Приазовье) в 2004 г.//Apxeoлoriчhi дocлiджehhя в Ykpaihi 2003–2004 pp. – Зanopiжжя, 2005. – С. 230–232. 291 Слудский А. Ф. Исторический очерк землетрясений в Крыму//Крым. – М.; Л., 1928. – 1 (5). – Вып.1. – С. 17–24; ср.: Николаева Э. Я. Поселение у дер. Ильич//КСИА АН СССР. – 1981. – – С. 88–92; Сазанов А. В. О хронологии Боспора ранневизантийского времени//СА. – 1989. – – С. 5–8. 292 В. В. Латышев, учитывая индиктион, полагал, что в надписи мог подразумеваться 533, 548 или 563 г. (Латышев В. В. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1892–1894 гг. – С. 60; с р Диатроптов П. Д., Емец И. А. Корпус христианских надписей Боспора//Эпиграфический вестник. – М., 1995. – Вып.2. – С. 10). 293 Латышев В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – С. 105–109, 99. 294 См.: Зинько Е. А. Раннехристианский Боспор (III–VI вв.): Дисс.... канд. ист. наук/Институт востоковедения НАНУ. – Симферополь, 2003 (рукопись). – С. 115–130, 168–169. 295 Романчук А. И. Раннесредневековые комплексы Портового района Херсонеса//Проблемы исследования античного и средневекового Херсонеса. 1888–1988 гг. Тезисы докладов. – Севастополь, 1988. – С. 91; Романчук А. И. Очерки... – С. 75–76. 296 Романчук А. И. Средневековый Херсон (отражение в источниках основных функций города)//X. сб. – 1996. – вып.7. – С. 138; Завадская И. Проблемы датировки памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса//Межд. конф. «Византия и Крым», Севастополь, 6–11 июня 1997 г. Тезисы докладов. – Симферополь, 1997. – С. 36–37.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

122 В защиту этого предположения J. Daniélou, относящего трактат к годам изгнания 377–378 (см. J. Daniélou, рецензия на GNO V в изд. Gnomon, 36, 1964, с. 40–43), высказывается, в частности, R. Е. Heine, обращающий внимание на незавершенность этого сочинения (см. R. Е. Heine, введение к Gregory of Nyssas Treatise on the Inscriptions of the Psalms, Introduction, Translation, and Notes, Oxford 1995, c. 10 и ниже). 123 См. J. Daniélou, Chronologie des oeuvres, c. 159–162. G. May (Die Chronologie, c. 56) предлагает отнести написание всех этих сочинений к периоду изгнания Григория. 127 Так считал W. Jaeger, см. издание In Eccles. v GNO V, 382, 15 и ниже, apparatus fontium; а также G. May, Die Chronologie, c. 56 и ниже. 128 Трактат Об отличии между οσα и πστασις (Ер. 38 Василия Кесарийского ), также посвященный Петру, некоторые исследователи приписывают Григорию (см. R. Hübner, «Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius. Zum unterschiedlichen Verständnis der οσα bei den kappadozischen Brüdern»//J. Fontaine – Ch. Kannengiesser, Epektasis, c. 463–490). Однако формальный анализ и анализ содержания не подтверждают эту атрибуцию. Речь идет о некоей удачной сумме богословия Василия, принадлежащей, скорее всего, его собственному перу (см. V. Н. Drecoll, Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner, Göttingen 1996, c. 297–331). 129 Так считает G. May, Die Chronologie, c. 57 и ниже. («Пневматомахи» – «духоборы» или «полуариане», последователи Македония, отрицавшего божественную природу и нетварность Святого Духа. – Прим, ред.) 130 См. W. Jaeger, Gregor von Nyssas Lehre vom Heiligen Geist, из наследия изд. H. Dörries, Leiden 1966, с. 51–77. 131 См. J. Daniélou, «La chronologie des sermons de Grégoire de Nysse»//Revue des sciences religieuses, 29,1955, c. 346–372, c. 357 и ниже. 132 См. R. Staats, «Die Basilianische Verherrlichung des Heiligen Geistes auf dem Konzil zu Konstantinopel 381. Ein Beitrag zum Ursprung der Formel „Kerygma und Dogma“»//Kerygma und Dogma, 25, 1979, c. 232–253, особенно 242 и ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

235). Я-же не что иное разумею, как (вообще) наказание»... (Comm. in quatuor Evv. col. 1760–1761). Но не о наказаниях вообще идёт в данном случае речь. 382 Migne t. col. 348–349. Подобное сему говорит и бл. Феофилакт: «кто имеет только голословное исповедание веры, а не приносит плода чрез соблюдение заповедей, тот делается ветвью мёртвою, ибо вера без дел мертва ( Иак. 2:26 )». Благов. Стр. 373. Пр. Феофан: «мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере». Мысли на каждый день года, стр. 149. Тоже Аммоний – vid. Catenae Cramer’s S. 377. 385 Maldonat (Comm. in quatuor Evv. col. 1761) утверждает, что «очищением» от Отца Господь в данном случае – «назвал приращение Божественной благодати», но в соответствие образу естественнее всего в данном случае видеть указание именно на различного рода испытания, посылаемые Отцом и причиняющие человеку страдания, подобные тем, какие испытывает дерево, обсекаемое ножом садовника. 388 Правда Hilgenfeld (см. Meyer) и Olshausen-Ebrard предполагают, что здесь разумеется изречение Ин. 13:10 , чрез которое Ученики объявлены были чистыми. Но объявить чистыми не значит сделать чистыми. Если Ученики объявлены были чистыми, то, значит, они вперёд уже приобрели известную нравственную чистоту, а иначе – какой-же смысл имело-бы самое объявление это? Оно указывает на факт, совершившийся и притом совершившийся помимо его. – Cornelius a Lapide (Comment. in quatuor Evv. col. 476) разумеет под «словом» в настоящем случае всю предшествующую часть прощальной Беседы (глл. XIII, XIV), где обличались разные недостатки Учеников: самонадеянность ( Ин. 13:38 ), внешняя привязанность к Учителю (14:28), их неведение (13:36) етс. Rupertus (см. Maldonat: Comm. in quatuor Evv. col. 1761) видит здесь указание на страдания, о которых была речь, – «ибо силою грядущего страдания Он соделал Учеников Своих чистыми»; – на благовестие Господа о посольстве Своём в мир для спасения уверовавших и т.д. Преимущественно в настоящем отделе беседы Христовой раскрывается идея взаимопребывания Его и Учеников Его; это отразилось в десятикратном употреблении самого слова: пребывать – μνειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

763 См. об этом, напр., Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie, bd.16: W.Heinze. Religion, s.626 – об интеллектуалистическом понимании религии (она – modus Deum cognoscendi et colendi). 765 См. H.Ulrici. Gott und der Mensch, s.689, 696–697. Здесь же можно найти и указание литературы по этому вопросу. Назовем, напр., E.Burnouf. La science des religions, t.LIV, p.525, 535; G.Klemm. Allgemeine Culturgeschichte; A.Wuttke. Geschichte des Heidenthums; J.G.Müller. Geschichte der amerikanischen Urreligionen. M.Carrière. Die Kunst и мн. др. 766 Ср., напр., Gregorius Nyssenus. De beatitudinibus orationes, V, Migne. P.s.gr., t.44, col.1249, D.; Gregorius Theologus. Oratio 45, VII, Migne. P.s.gr., t.36. col.632; Irenaeus. Contra haereses, lib.IV, cap.41. n.2., Migne. P.s.gr., t.7, col.1115–1116; Lactantius. Divinarum institutionum, lib.VII, c.5. Migne. P.s.lat., t.6. col.749–750. 767 Религия представляет собой настолько универсальный факт человеческой науки, что просто отрицать его никому невозможно; если и скажут, что религия в настоящее время не может считаться в одинаковой степени свойственной всему человечеству, то ведь не надо забывать, что этот же аргумент еще в большей степени применим и к логике (С.Н.Булгаков. Трансцендентальная проблема религии, В.Ф.иП., кн.124, с.584). 770 Ср. еще, напр., ст. Sieffert " а. Gottlosigkeit. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie, bd.7. s.39. 772 Ср. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie, bd.16. s.629–630, цит. статья Heinze; ср. также F.Max Müller, Theosophie Oder Psychologische Religion, s.91 и др. 782 Ср. Tertullianus. De testimonio animae, 5, 6. Migne. P.s.lat., t.1, col.615–619; Apologeticus, cap., ibid., col.375, 376, особ. B. – 377 A. 783 Трансцендентное κατ ξοχν как религиозная категория не принадлежит имманентному миру и «я», хотя и касается его. К нему нет пути методического восхождения. Путь религии в этом смысле есть необходимо путь чуда и благодати. Между миром и Богом лежит абсолютное, непреодолимое для мира расстояние, которое если и преодолевается, то – чудесно, благодатно. Всякая имманентность трансцендентного прикосновения Божества есть акт поистине чудесный и свободный, акт милости и любви, но не закономерности и необходимости (ср. С.Н.Булгакова, op.cit., с.598–599).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

– Плотолюбцам и чревоугодникам неприлично входить в исследование предметов духовных (56:352–353). – От чревоугодия рождается мятеж помыслов (58:377). – Испарения чрева изгоняют из души Божию премудрость (58:379). – Какой вред происходит от чревоугодия и телесного скитания? (75:454) – Чревоугодие есть дело свиней (75:455). – Телесные наслаждения укрепляют страсти, разжигают чревоугодие и проч. (75:457). – Похотливое плотское движение, бывающее без сладострастных помыслов, происходит от пресыщения чрева (77:464). – Лучше беседуй со свиньей, нежели с чревоугодником (89:511). – Побеждаемый страстями чревоугодия, стяжательности и раздражительности не имеет сердечного делания с рассудительностью (90:517). Чувства . Чувства целомудренные и собранные рождают в душе мир (5:53). – Безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения (21:133). – Многие великие отцы старались более о благочинии чувств, чем о других делах (41:222). – Памятование о смерти служит узами для внешних членов (чувств) (41:222–223). – Вне безмолвия невозможно внешние чувства подчинить душе (42:231). – Духовное чувство имеет созерцательную силу, как зеница телесных очей (43:233). – Когда ум возревнует о добродетели, тогда и внешние чувства не уступают над собой победы (греху) (49:280). – Монах должен бегать не только от докучливости страстей, но и от чувств своих (54:297–298). – При злострадании в телесных подвигах нужно охраняться от расслабления чувств (56:343). – Какой вред бывает уму от чувств и в каком случае получают они от него пользу? (56:345) – Благие плоды победы над чувствами (56:355). – Почему должно охранять чувства? (71:441) –Нет пользы лишить себя чувственных вещей, а чувства услаждать ими (78:468). – Воскресение чувств есть омертвение сердца (85:496). – Кому подобен тот, кто сердцем скорбит, а чувствам своим дает свободу? (89, 505; 90:516) Чудеса . Дара чудес без нужды просить у Бога не должно и опасно (36:202). Ю Юный . Дружба с юными есть блуд пред Богом (8:72). – Как судить о старце, который следует за юным и неодинаково расположен к старцу и юному? (8:72) – Вольного обращения и собеседования с юными бегай, как дружбы с диаволом (9,78; 21:125). Юродство . Какая цель юродства? (58:381) Я Язык . Какая польза от хранения уст и языка? (8, 68; 31:188) – Благословляй всегда устами, и какая от сего польза (56:348). – Пусть язык твой будет кроток и уста сладкие, и какая от сего польза (57:362). – Какую пользу получает тот, кто хранит язык свой, и какой вред терпит тот, кто не обуздывает языка? (85:497–498) – Какой вред терпит человек, давший волю языку своему говорить о людях и доброе, и худое? (89:505–506) – (См.: Празднословие, многоглаголание ). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010