Видение пустыни 311 . 1 . Подобно буре, несущейся по пустыне, идущей из пустыни, 2 . Видение страшное и грозное открыто мне: преступник совершает преступление, беззаконник поступает беззаконно 312 ; на меня еламитяне и послы персов идут на меня. Ныне всем воздыханиям положу конец 313 . 3 . От этого чресла мои ослабели, и муки схватили меня, как рождающую. Я напрасно старался 314 не слышать и пытался не видеть 315 . 4 . Сердце мое трепещет 316 , и беззаконие потопляет меня 317 , душа моя замерла 318 от страха. 5 . Приготовляйте 319 стол, ешьте, пейте, вставайте, князья, готовьте щиты! 6 . Ибо так сказал мне Господь: поди, поставь себе сторожа, и что увидишь 320 , скажи. 7 . И увидел я 321 двух всадников на конях, всадника на осле и всадника на верблюде. «Слушай 322 долго с большим вниманием, 8 . И позови Урию на стражу Господню». И он 323 сказал: стоял я весь день, и у полчища я стоял всю ночь, 9 . И вот едет на паре лошадей 324 самый главный всадник 325 . И в ответ он сказал: пал, пал Вавилон 326 ; и все кумиры его и изваяния лежат на земле разбитые. 10 . Послушайте, оставшиеся, и болеющие 327 , услышьте: что я услышал от Господа Саваофа, то Бог Израилев возвестил нам. Видение на Идумею. 11 . Зови 328 ко мне из Сеира. Стерегите 329 укрепления. 12 . Стерегу 330 утром и ночью. Если ищешь, ищи, и у меня живи 331 . 13 . В дубраве 332 вечером уснешь, или по пути в Дедан. 14 . Живущие в стране Феманской, несите воды на встречу жаждущим, с хлебом встречайте бегущих, ради множества убитых 333 , 15 . И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков, и ради множества павших в битве. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 334 год, равный году наемничьему, и слава сынов кидарских 335 исчезнет. 17 . И остаток луков у сильных сынов кидарских будет мал. Так сказал Господь Бог Израилев. 319 Слав. уготовите соотв. греч. τοιμσατε в син., альд. и компл. спп.; в ват. и алекс. – τομασον ед. ч. 324 ναβτης συνωρδος – слав. всадник двоконный, т. е. едущий на паре лошадей, вернее, в колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Восстал Господь судить все народы, но суд начинается с народа обетования, а среди его прежде всего со старейшин его, с имеющих власть, с тех, которые извращали правду и приучали народ смотреть на беззаконие, как на дело обычное. В грехе начальствующего не только самый факт грабежа есть преступление, но еще тягчайшее преступление есть соблазн, творимый им 310 . Господь повелевал еще в пустыне объявить народу, что Ему угодно, чтобы Израильтяне были милосерды к бедному. ( Лев. 19 и Втор. 15 , с примеч. в Св. Лет.). Народ забыл закон, и в особенности закон нравственный и пророки были посланы, чтобы восстановить его в памяти народа обетования. Но Исаия видит с горем, что „бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды“ ( Ис. 41:17 ). Они не видят исполнения закона милости и начинают сомневаться в правде: вера их колеблется. Какое же значение при этом соблазне и зле, вносимом в общество, могли иметь богатые дары и жертвы, приносимые в храм начальствующими? Эти приношения были только частью награбленного неправдою богатства. Поэтому там, где в Свящ. Писании рисуется царство Мессии, первою чертою этого царствования есть: „Царь возлюбил правду и возненавидел беззаконие“ 311 . „Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев по истине“ 312 . „Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника“ 313 . В попытке нашей в четвертом томе Св. Летописи изучения Екклезиаста мы по поводу Еккл. 4указывали, что Соломон, говоря о том, что он „видел всякие угнетения и слезы угнетенных...., а утешителя у них нет“, по всей вероятности говорил о своем времени, когда он ослабевший духом и плотию, оставлял власть в руках неверных-приближенных своих. Поэтому ни один из псалмов, рисующий царство правды, не может относиться к Соломону, и все стремления и ожидания правды, (алкание правды), должны были сосредоточиться на Нем, Ожидаемом, которого „искала душа человеческая“ 314 . Соломон, вероятно, сам, под именем Агура, и в Притчах 315 указывал, что среди народа Израильского всегда существовали алчные люди, пользовавшиеся властью, чтобы грабить бедных. „Есть,-говорит он, – род у которого зубы мечи и челюсти ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми“. Он прибавляет ( Притч. 30:12 ), что это люди высокомерные и гордые и считают себя честными в глазах своих 316 . Мы в особенности останавливаемся на этом указании книги Притч, потому что в этой самой книге XXV, 1 указано, что, начиная с этой главы до конца, последующие изречения собирались при Езекии, стало быть во времена пророка Исаии. Мы думаем, что и следующие стихи настоящей главы, относящиеся с укоризной к „дочерям Сиона“, имеют в виду образ добродетельной женщины, начертанный в 31 главе Притч (ст. 10–31). Эта женщина: „длань свою открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся“ (ст. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 47 (1) «Сойди и сядь на прах 305 , «Дева, дочь Вавилона! «Сядь на земле, лишенная трона, «Дочь халдеев 306 ! «Ибо перестанешь быть, как называют тебя, «Юною и нежною. (2) «Возьми жернова «И мели муку 307 ; «Сними покрывало твое 308 , «Подбери подол 309 , «Открой голень, «Переходи через реки 310 . (3) «Откроется нагота твоя, «И будет видно бесчестие твое; «Мщение совершу Я, «И не допущу, чтобы кто противодействовал. (4) О, Искупитель наш!... Иегова воинств – имя Его, Святый Израилев 311 ! (5) «Сиди молча, «И удались в темноту, «Дочь халдеев; «Ибо перестанешь быть, как называют тебя, «Госпожою царств. (6) «Я раздражён был против народа Моего, «Оставил на поругание наследие Мое, «И предал их в руку твою; «Ты же не оказала им милосердия, «На старике ты отягощала иго свое до чрезмерности 312 . (7) «И говорила ты: «Вечно буду госпожою» 313 ! «А не приняла этого к сердцу своему, «Не представляла что будет после сего. (8) «Ну, теперь выслушай сие, изнеженная, «Живущая беззаботно: «Ты говоришь в сердце своём: «Я, – и нет мне подобной 314 , «Не буду сидеть вдовою, «Не буду знать сиротства». (9) «Но придут они к тебе, «То и другое – внезапно, в один день, «Сиротство и вдовство, «Полною мерою придут они на тебя, «Не смотря на множество чародейств твоих, «На большую силу волшебников твоих 315 . (10) «И надеешься ты на злодейство свое 316 , «Говоришь: «никто не видит меня». «Мудрость твоя и знание твое – «Они сбивают тебя с пути; «И говоришь ты в сердце своём: «Я, – и нет «мне подобной». (11) «Но придёт на тебя бедствие, «Ты не завидишь зари его; «И спадёт на тебя горесть, – «Ты не сможешь отвратить ее; «И придёт на тебя внезапно погибель, «Которой ты не предвидела.. (12) «Стань же с волшебниками твоими «И со множеством чародейств твоих, «В которых упражнялась ты от юности своей; «Может быть, успеешь пособить себе, «Может быть, страх наведешь.... (13) «Ты загружена множеством советников своих; Пусть же станут и спасут тебя «Наблюдающие небо 317 , «Созерцающие звезды 318 , «Прорицающие в новолунии 319 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Демоны, впрочем, понесут достойное наказание и мучение: и они будут заключены в вечном огне. Ибо если они и ныне побуждаются от людей Именем Иисуса Христа , то это служит свидетельством о наказании, которое готовится для них и для служащих им в огне вечном. Так и все пророки предвозвестили, и Иисус, наш Учитель, научил нас 314 . 23 Мы, которые чрез Имя Иисуса , как один человек уверовали в Творца всего Бога, Именем Первородного Сына Его совлечены от нечистых одежд, то есть грехов , и будучи искушены словом призывания Его, составляем истинный первосвященнический род Божий, как и Сам Бог свидетельствует, говоря, что на всяком месте среди народов приносятся Ему жертвы приятные и чистые. Но Бог не принимает жертв ни от кого, кроме священников Своих. Итак, Бог наперёд свидетельствовал, что Ему приятны все жертвы во Имя Его , которые повелел совершать Иисус Христос, то есть которые на всяком месте земли приносятся христианами в Евхаристии Хлеба и Чаши. А жертвы, приносимые вами и чрез тех ваших священников, Он отвергает, говоря: «и не буду принимать жертв ваших из рук ваших, потому что от востока солнечного до запада Имя Моё прославлено (между народами, на всяком месте Имени Моему приносится фимиам и жертва чистая, потому что Имя Моё прославляется между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете)... Его-то Имя ваши архиереи и учители вашего народа старались осквернить и расхулить по всей земли. Но Бог эти нечистые одежды, возложенные вами на всех тех, которые от Имени Иисуса сделались христианами , открыто снимет с нас, когда всех воскресит... Совершенно нет ни одного народа... между которыми не были бы приносимы молитвы и благодарения Отцу и Творцу всего Именем Распятого Иисуса 315 . 24 Итак, Он пришёл... и опять на облаках придёт Тот Иисус, Которого Имя вы оскверняете и стараетесь осквернить по всей земле 316 . 25 Впрочем, вы, может быть, и потому не решаетесь признать Его Христом, как показывают Писания, видимые события и дела, совершаемые Именем Его , что боитесь преследования со стороны правителей, которые по действию лукавого и лживого духа, этого змия, не перестанут преследовать и убивать исповедующих Имя Христово , до тех пор, пока Он придёт опять, сокрушить их всех и воздаст каждому по достоинству 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Еккл. 9 :14. Город малый и мужей в нем мало, и подступил к нему могущественный царь, и обложил его кругом, и устроил против него большия насыпи, Еккл. 9 :15. Но встретил в нем мудрого бедняка, который спас город своею мудростию, а (ни один) 312 человек не вспомнил об этом мудром бедняке. Еккл. 9 :16. И сказал я: мудрость лучше силы, но мудрость бедняка унижается и слов его не слушают. Еккл. 9 :17. (Однако) 313 слова мудрых (высказанныя) спокойно выслушиваются лучше, чем крик безумных властелинов. Еккл. 9 :18. Мудрость лучше воинских орудий 314 , но один согрешивший погубит много добра 315 . Глава 10 Еккл. 10 :1. Умершия мухи портят благовонную приправу елея 316 . Малая честь мудрости лучше большой славы безумия 317 . Еккл. 10 :2. Сердце мудраго-на правую сторону его, а сердце безумнаго-на левую его сторону 318 . Еккл. 10 :3. Но по какому-бы пути ни пошел безумный, у него не достанет разума 319 , и о чем-бы он ни размышлял, все-есть безумие. Еккл. 10 :4. Если (гневный) 320 дух властелина постигнет тебя, то ты не оставляй места своего 321 , ибо врачевание 322 остановит 323 (и) великие грехи 324 . Еккл. 10 :5. Есть зло, которое я видел под солнцем, которое как бы невольно исходило от лица властелина: Еккл. 10 :6. Безумный поставлен на большой высоте, а богатые 325 находятся в унижении, Еккл. 10 :7. Видел я рабов на конях, а князей, подобно рабам, идущих по земле 326 . Еккл. 10 :8. Копающий яму 327 сам упадет в нее, и кто раззоряет ограду 328 , того змей ужалит 329 . Еккл. 10 :9. Вынимающий камни 330 заболеет от них, колющий дрова потерпит беду от них: Еккл. 10 :10. Если спадет топор, то он сам лицем пострадает 331 , (хотя) и напряжет он (все) силы, но преимущество для человека-мудрость 332 . Еккл. 10 :11. Если ужалит незаговоренный змей, то не бывает преимущества 333 (в этом отношении) и для заклинателя змей 334 . Еккл. 10 :12. Слова (из) уст мудраго-благодать 335 , а уста безумного погубят его 336 . Еккл. 10 :13. Начало слов (из) уст его-безумие, а конец речи 337 его-лукавая прелесть 338 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

И весь народ Твой помяни, Господи Боже наш, и на всех излей богатую Твою милость, подавая всем просимое ко спасению, и тех, которых мы не помянули по неведению или забвению или множеству имен, Сам помяни, Боже, Знающий возраст и название каждого, Знающий каждого от чрева матери его. Ибо Ты, Господи, Помощь беспомощных, Надежда безнадежных, Спаситель обуреваемых, Пристанище плавающих, Врач больных; Сам будь всем для всех, зная каждого и прошения его, дом и нужду его. Избавь, Господи, этот город и всякий город и страну от голода, заразы, землетрясения, потопа, огня, меча, нападения иноплеменников и междоусобной войны 307 . Священник 308 тайно Помяни, Господи, всякое епископство православных 309 , верно преподающих слово Твоей истины. Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих и мое недостоинство, прости мне всякое согрешение вольное и невольное, и за мои грехи не отклони благодати Святого Твоего Духа от предлежащих Даров. Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм и не посрами никого из нас, окружающих святой жертвенник Твой; призри на нас по благости Твоей, Господи, явись нам богатыми щедротами Твоими; даруй нам благорастворенные и полезные воздухи; подай тихие дожди земле для плодородия, благослови венцом год благости Твоей, Господи 310 ; прекрати разделения церквей, останови смятения народов, разрушь 311 восстания ересей силой Святого Твоего Духа; прими всех нас в Царство 312 света и, показав сынами дня, даруй нам мир Твой и любовь Твою, Господи Боже наш; ибо Ты всё дал нам. Гласно: И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и воспевать всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Народ 313 Аминь. Священник 314 И будут ( σται) милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами. Народ 315 И с духом твоим. И когда диакон совершает среднюю 316 молитву, священник молится 317 : Боже наш, Боже спасения, Ты научи нас благодарить Тебя достойно благодеяний Твоих, которые Ты совершил и совершаешь для нас; Ты 318 – Бог наш, принявший эти Дары; очисти нас от всякой скверны плоти и духа и научи нас 319 совершать Святыню в страхе Твоем, чтобы, с чистым свидетельством совести нашей принимая часть Святынь Твоих, мы соединились со святым Телом и Кровью Христа Твоего и, достойно приняв их, имели Христа живущим в сердцах наших и сделались храмом Святого Твоего Духа. Ей, Боже наш, сделай, чтобы никто из нас не был виновным против этих страшных Твоих и небесных Таин и немощным душой и телом от недостойного причащения их, но дай нам до последнего нашего дыхания достойно принимать надежду Святынь Твоих в напутствие к жизни вечной, в благоприятный ответ на страшном суде Христа Твоего, чтобы и нам со всеми святыми, от веков 320 благоугодившими Тебе, быть причастниками вечных Твоих благ, которые Ты приготовил любящим Тебя, Господи 321 , и сподоби нас, Владыка, с дерзновением неосужденно иметь смелость призывать Тебя, небесного Бога Отца, и говорить:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И наставляя, какими должны быть начальники – словно слуги, – Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и хорошо говорите, ибо [таков] Я есть. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, омыл ваши ноги, то и вы должны друг другу омывать ноги» 312 . Итак, начальник Церкви призывается к служению, дабы он смог от этого служения прийти к небесному престолу, как написано: «Вы сядете на двенадцать престолов судить двенадцать колен Израиля» 313 . Поистине, послушай и Павла, столь блистательного мужа, который говорит, что он стал рабом всех верующих: «Ибо я, – говорит он, – меньший из апостолов, не достоин называться апостолом, ибо я преследовал Церковь Божию» 314 . Если это кажется подтверждающим лишь его смирение, но не служение, то послушай, что он говорит затем: «Мы были тихими среди вас, подобно как кормилица лелеет детей своих, хотя могли быть важными как апостолы Христовы» 315 . Итак, нам полезно быть подражателями смиренных слов и дел Самого Господа и апостолов Его и поступать, как Моисей, дабы, если кто и будет призван к начальствованию, он сказал бы: «Усмотри другого, кого бы Тебе послать». [Моисей] говорит Богу: «Я не достоин [этого] ни вчера ни третьего дня. Я слаб голосом и косноязычен». И поскольку Богу он сказал смиренно: «Я слаб голосом и косноязычен», – то он услышал от Бога: «Кто дал уста человеку, и кто делает глухим и немым, видящим и слепым? Разве не Я Господь Бог?» 316 Веруй Богу, посвяти себя Ему. Хотя бы у тебя был слабый голос и неповоротливый язык, предайся слову Божию. После ты скажешь: «Уста мои я открыл и привлек дух» 317 . Все это – про сказанное Исаией: «Вот я, пошли меня». II. Давайте, однако, [смотреть] со стороны [пророка] и вместе с ним. Когда он уже получил благодать от Бога, он пожелал не всуе взять ее, но воспользоваться ею по необходимости. Видя серафимов, видя Господа Саваофа, сидящего на высоком и вознесенном троне, он сказал: «О, я окаянный, я огорчен, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глазами моими видел Царя, Господа Саваофа!».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И также сынам Израиля был дан подобный ответ, ибо сказал им Исаия: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и козлов не хочу. Кто требует этого от вас? 313 А они говорят ему: «Почему, хотя требовал ты, не принимаются наши жертвы?». Но говорит им пророк: Ибо ваши руки полны крови 314 . Они говорят ему: «Что же нам делать?». Он говорит им: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову 315 . Они же говорят пророку: «Если мы сотворим это, то что же будет нам?». Он отвечает им: Так говорит Господь: Когда вы сделаете это, придите и будем говорить друг с другом 316 . И как же могут говорить люди с Богом, если не через молитву, чистую от порока? А та, что имеет порок, не говорит с Богом, как написано: «Он сказал в ответ: Даже если вы умножите моление, Я не услышу, ибо руки ваши полны крови 317 ». И Он говорит им: После того как вымоетесь и мы побеседуем друг с другом, если будут грехи ва- —68— ши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – будут как волна. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же не послушаетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас, – уста Господни говорят 318 . 19 . О славные тайны, которые предузрел Исаия. Ведь он сказал им: Ваши руки полны крови 319 . Что это за кровь, которую предузрел Исаия, если не кровь Христа, что взяли они на себя и на сынов своих, и кровь пророков, убитых ими. Эта кровь красна, как багряный цвет и как пурпур. Они запачкались ею и не смогут очиститься, если не омоются в воде крещения и не примут Тела и Крови Христовой. Кровь прощается Кровью 320 , Тело очищается Телом, Грехи же водой смываются, И молитва к величию Божию обращается. Смотри, возлюбленный мой: были отвергнуты жертвы и приношения, и вместо них была избрана молитва . Поэтому возлюби чистую молитву и будь усерден в молении. Прежде всех молитв твоих соверши молитву Господню. Будь прилежен во всём, о чем я написал тебе. И всякий раз, когда ты встанешь на молитву, поминай своего друга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иез. 13 :18. И скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим подушечки под всякий локоть руки и делающим покрывала на всякую голову всякого возраста 311 , чтобы развратить души! И развращались души народа Моего, и оне губили 312 души. Иез. 13 :19. И безславили 313 Меня в глазах народа Моего из-за горсти ячменя и из-за куска хлеба, чтобы убить души, которым не следовало умирать, и оставить жизнь душам, коим не следовало жить, прорицая народу Моему 314 , слушающему ложныя прорицания. Иез. 13 :20. Посему так говорит Господь: вот Я на подушечки ваши, которыми вы там 315 развращаете души, и вырву их из-под ваших мышц и освобожу души, души их, которыя вы развращаете на погибель 316 . Иез. 13 :21. И разорву покрывала ваши, и избавлю народ Мой из рук ваших, и более не будут (находиться) в руках ваших для развращения 317 , и узнаете, что Я-Господь. Иез. 13 :22. За то, что вы совращаете сердце праведного неправедно, а Я не совращал его, и укрепляете руки беззаконника, чтобы он не обращался от своего порочного пути и жив был, Иез. 13 :23. За это не будете видеть лжи и более не будете заниматься волшебством, и избавлю народ Мой от рук ваших, и узнаете, что Я-Господь. Глава 14 Иез. 14 :1. И пришли ко мне некоторые из старцев Израилевых и сели предо мною. Иез. 14 :2. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 14 :3. Сын человеческий! мужи сии положили помыслы свои в сердцах своих и наказание неправды своей 318 поставили пред лицем своим, ужели Я отвечу им? Иез. 14 :4. Посему, говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто 319 из дома Израилева положит помыслы свои в сердце своем и наказание неправды своей поставит пред лицем своим, и придет к пророку, Я-Господь отвечу ему сообразно тому, чего держится мысль его 320 , Иез. 14 :5. Чтобы не уклонился 321 дом Израилев по влечению сердца своего, удалившагося от Меня в помыслах своих. Иез. 14 :6. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от предприятий ваших, и от всего нечестия вашего, и обратите лица ваши ко Мне.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как в действительности частая божба приносила только вред обществу и государству, – в доказательство этого св. Василий Великий приводит пример из своего времени, когда сборщики податей заставляли поселян, просивших об отсрочке, клясться, «Нет пользы от клятв и для самих взысканий; а в душе своей клянущиеся дают место всему признанному злу. Как скоро люди научаются нарушать клятву, они не спешат уже платить должное, но думают, что клятва изобретена у них в орудие обмана и в предлог к отсрочке платежа» 314 . § 75. Учение Писания о клятве Ввиду такой опасности клятвы, уместен вопрос: дозволена ли клятва в священном Писании? Относительно Ветхого Завета ответ должен быть утвердительный. Там клятва предписана: «Господа Бога твоего да убоишися... и именем Его кленешися» ( Втор.6:13 ). Но и ветхозаветные Евреи понимали, какое это страшное дело клясться именем Божиим, а потому с чисто еврейской изобретательностью в клятве обходили имя Божие: клялись небом, землею, Иерусалимом, своею главою 315 . Иисус Христос в нагорной беседе высказывает высшее новозаветное учение о клятве, причем отвергает и еврейские обходные формулы клятвы: «Слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног его; ни Иерусалимом, потому что он город великого царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:33–37 ). Сам Спаситель, по евангельскому повествованию, ни разу не употребил клятвы. Если же Он нарушил Свое молчание, подвигнутый к тому заклятием ветхозаветного архиерея, то это ни мало не похоже на разрешение клятвы 316 . Из апостолов более обстоятельные указания на клятву находим у ап. Павла и ап. Иакова. В послании к Евреям ап. Павел пишет: «Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественное показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16,17 ). Клятва человеческая здесь рассматривается не с нравственной ее стороны, но со стороны возможной от неё пользы – прекращения спора. Из слов апостола видно, что находящаяся в книгах ветхозаветных клятва Божия не может служить образцом для клятвы человеческой, так как невозможно Богу солгать ( Евр.6:18 ) и, клянясь, Он ссылается не на высшее, как люди, но на самого Себя, на Свою предвечную истинность. Здесь только форма клятвы для уверения ветхозаветных в непреложности воли Божией. Вообще в данном тексте ап. Павла не дается какого-нибудь разрешения употреблять клятву, а указывается только на факт существования клятвы (люди высшим клянутся) и на полезность клятвы, зависящую от несовершенства людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010