Слава: Уязви змий вселукавый всю мою душу лукавно,/райския же сладости изгнана сотвори,/но о благосерде Спасе, не презри яко Бог, но воззови мя. Слава: Изранил змей зловредный/всю душу мою из зависти,/и изгнанным из наслаждения райского меня делает;/но, о благосердный Спаситель,/не презри меня,/но как Бог к Себе призови. Богородичен: Молебное мое моление Всенепорочная приими милостию Твоею,/и прощение прегрешений даждь ми Чистая,/рыданьми вопиющему прилежно:/не презри Благая, но воззови мя. И ныне, Богородичен: Молебное мое прошение, Всенепорочная,/прими со свойственным Тебе сочувствием/и прощение согрешений подай мне, Чистая,/с рыданиями взывающему усердно:/“Не презри, Благая,/но к спасению меня призови!” Катавасия: Росодательну убо пещь/содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее/веление Божие мучителя увеща вопити:/благословен еси, Боже отец наших. Катавасия: Росоносною соделал печь/Ангел для благочестивых отроков,/а Божие веление, халдеев опалявшее,/мучителя убедило взывать:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Песнь 8. Ирмос: Из пламене преподобным: Песнь 8 Ирмос: Из пламени: Дарми многообразными древле,/почел еси руку Твоею дело, едине Человеколюбче:/змий же лютый свистанием прельсти, увы мне,/настоящих благ обнажив. Дарами многообразными в древности/почтил Ты рук Твоих творение, единый Человеколюбец;/дракон же страшный шипением своим/прельстил меня, – увы мне, –/бывших у меня благ лишив. Вскую совета горькаго послушала еси,/и Божественнаго повеления была еси преслушна?/Увы мне смиренная душе, Бога оскорбившая:/Егоже присно славити учинена еси со ангелы! Для чего ты совета горького послушалась,/а божественного повеления сделалась ослушницей?/Увы мне, бедная душа, Бога оскорбившая,/Которого непрестанно прославлять/была ты поставлена со Ангелами! Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Гадом и зверем владычица бывши,/гаду душетленному како собеседовала еси,/советника приимши яко праваго, льстиваго?/О твоего прельщения, душе моя всестрастная!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Такое разноречие и отчуждение между христианами апостол Павел нашел и в Риме. Именно: «Многие из уверовавших евреев и по принятии веры Христовой, имея совесть, связанную еврейским законом, наблюдали строгую разборчивость в пище, потому что не осмеливались вовсе отступить от еврейского закона. Притом, чтобы, воздерживаясь от свиного, запрещенного иудею, мяса, не подпасть за то нареканию, они стали уже воздерживаться от всего мясного и есть одни овощи под тем видом, будто они соблюдают пост, а не иудейскую разборчивость в пище по закону. С другой стороны, были и более совершенные в вере, особенно из язычников, принявших христианство ; они, зная, что закон ветхий, обрядовый, не обязателен им, сами нисколько не наблюдали подобной разборчивости в пище и еще наблюдавших такую разборчивость огорчали своими укоризнами и обличениями и даже ввергали в уныние». Оттого возникло в Римской Церкви нестроение. При таких обстоятельствах св. апостол желал сохранить и упрочить мир и согласие между христианами Рима. С этою целью, «смотрите, как благоразумно действует св. апостол и со свойственною ему мудростью заботится о пользе той и другой стороны. Он не отваживается сказать укоряющим из уверовавших язычников: вы делаете худо; потому что чрез это дал бы случай другим, т. е. евреям, утвердиться в своей разборчивости. Не говорит также: хорошо вы делаете, – тогда они стали бы нападать еще сильнее. Напротив, вразумляет, как должно, и тех, и других, и хотя, по-видимому, делает выговор сильнейшей стороне, но, однако ж, сей самый выговор весь падает и на противную сторону. Апостол сказал ранее ( Puм. XIII, 14 ), чтобы любящие вкусно, сладко и сытно поесть не нежили себя, а теперь ( Puм. XIV, 1 ) говорит, чтобы не пренебрегали другими, скромными, мнительными христианами, имеющими не такую, какая у них, пищу. Он предписывает принимать как брата и сего мнительного христианина, не чуждаться его, хотя он немощный, изнемогающий в вере от мнительности». Назвав его изнемогающим, апостол дает почувствовать, что он болен, и что, следовательно, о нем нужно приложить и много попечения как о человеке, нуждающемся в немедленной помощи, без рассуждения о том, одинаковых ли он убеждений и жизни с нами или нет. Немощной в вере все-таки нам брат, и за него умер Христос. Наш ли мнительный единоверец или иноверец держится, например, в принятии пищи других уставов. Мы, православные христиане, не должны отказывать ему в своей любви, не должны осуждать его, во-первых, потому, что он сам за себя даст ответ Богу, а во-вторых, и потому, что каждый имеет свое убеждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

24 февраля/9 марта 1910. Среда. Вчера вечером получил письмо из Эдинбурга от «Sir А. Н. L. Fraser, Chairman of Commission VIII of the World Missionary Conference». Назначение этой Комиссии – рассуждать об объединении всех христиан и указать средства к тому. Фрэзер спрашивает моего мнения по сему предмету. Кстати, не было занятия с Накаем по болезни его, и я ответил Фрэзеру до обеда. Смотри копию.   25 февраля/10 марта 1910. Четверг. Накай полубольной приходил заниматься, и мы сегодня отдали в печать начало Праздничной Минеи. К началу 6-го месяца крепко обещают напечатать всю. В 6-м месяце мне нужно быть в Оосака устанавливать иконостас и прочее. Написал письмо в ответ Глебу Михайловичу Ванновскому, бывшему здесь до войны нашим военным агентом, теперь командующему Кавалерийской бригадой в Варшаве – просил 2500 рублей, недостающих на постройку в Оосака. Положили мы с И. А. Сенума прежде, чтобы не гуляли учащиеся половину Масленой недели, а занимались всю – и без того у них много гулевых дней. Но он не объявил об этом заранее в Семинарии; в Женской школе также не было сказано это. Так и вышло, что семинаристы и ученицы и ныне с сегодня гуляют конец этой Масленицы, поздно уже теперь остановить это. Но с будущего года непременно будет это прекращено.   26 февраля/11 марта 1910. Пятница. Продолжали готовить дальнейшие тетради Праздничной Минеи к печати. Катехизатор Матфей Кагета, что ныне в Такасаки, просится в монахи, но куда еще такому юному! Если лет десять выдержит это настроение, тогда можно. Быть может, Господь и судил ему. Недаром он, и в Семинарии учась, все твердил, что будет монахом. Дай Бог ему!   27 февраля/12 марта 1910. Суббота. За ночь и утром снега выпало на фут.   28 февраля/13 марта 1910. Воскресенье. Неделя Сыропустная. До обедни было крещенье. С 6 часов вечера вечерня, после которой обычное прощанье, пред которым я сказал небольшое поучение. После вечерни мы с Накаем занимались переводом. В «Московских Ведомостях», сегодня полученных, напечатано воззвание Преосвященного Андроника о пожертвовании 2500 рублей, недостающих на храм в Оосака, – вследствие моего письма к нему добыть эту сумму.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь происходит...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 9-я – 8 (со ирмосом 1-го канона). На входе: «...Плотию распныйся...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения. Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри». По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-04/

19) В 1873 году, опять кроме мелких статей в Домашней Беседе, каковы: Неделя сыропустная (вып. 7); – Сошествие Св. Духа (вып. 21); – Конец мира (вып. 22); – Видение старца (вып. 23); – Несение креста своего (вып. 25); – Молитва-сияние (вып. 26); и т.д. и в Душеполезном Чтении, стр. 356–358: Веяние и разум, 450 в том же Душеполезном Чтении продолжено Беседовательное толкование втораго послания св. апостола Павла к Солунянам (именно, в Дутеп. Чтениии за 1873 г. ч. I и II). 20) В том же 1873 году, с другой стороны, положено было начало и исследованию и переводу святоотеческих творений. Разумеем напечатанный в Тамбов. Епарх. Ведомостях за 1873 г. и 1874 г., труд преосв. Феофана, под заглавием Несколько слов о жизни и писаниях святаго Антония (великаго), вошедший потом в первую часть его же «Добротолюбия». 21) К тому же 1873 году относится труд преосв. Феофана над составлением сборника, под заглавием: Псалтирь, или Богомысленныя размышления св. отца нашего Ефрема Сирианина, вышедший в свет первым изданием в 1874 году, 4-м изданием в 1884 г., (в Москве) и 6-м, 1894 году, также в Москве (8° шт. Стр. 306†VI). Что этот труд, не подписанный именем какого бы то ни было автора, принадлежит преосв. Феофану и что составление его относится именно к 1873 году, об этом, равно как и о характере его состороны содержания и изложения, значения внутреннего и внешнего вида издания, и т.д. свидетельствует, с одной стороны письмо самого преосв. Феофана к Афонским инокам от 24 октября 1873 года, напечатанное в Душеполезн. Чтении за 1894 год, стр. 107–109, а с другой – предисловие к самому сборнику. 22) В конце 1873 года началось и на следующие годы продолжилось печатание Толкования послания (св. ап. Павла) к Галатам, в Душепол. Чтении за 1873 г., за 1874 год и окончилось за 1875 г. в 23) Затем с 1874 года началось и на следующие годы продолжилось печатание толкования на Псалом 118-й. Именно это печатание началось с 1-го выпуска Домашней Беседы за 1874 год, продолжалось в том же повременном издании за 1875 и за 1876 годы и окончилось в 1877 году (вып. 37), под заглавием: Псалм 118. В 1877 году толкование это вышло и отдельной, довольно большой книгой, под заглавием Псалом сто-осъмнадиатый, истолкованный епископом Феофаном. Спб. 1877. 8°. Стр. 546. Отдельное издание затем повторено было в Москве в 1880 и 1891 годах, с портретом автора, в разных видах. В предисловии к толкованию Псалма автор раскрывает значение и основную мысль этого Псалма. Новое издание «Псалма 118-го», исполненное, после Петербургского 1877 года, в 1880 году, предпринято было племянником преосв. Феофана, уже известным нам А.Г Говоровым. Издание 1891 года исполнено уже Афонцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

мученика Севастиана (37-я в день его памяти). В русском переводе бесед св. Григория Двоеслова на Евангелия, изданном архимандритом Климентом, очень оригинально переведены заголовки некоторых бесед, указывающие время их произнесения. Перевод Климента показывает, что он не имел понятия о римском церковном календаре, и потому в своем труде допустил грубые ошибки. Так Homilia (XIX), habita ad populum Dominica in Septuagesima Архимандрит Климент переводит: «беседа, говоренная к народу в неделю 17-ю» и к этому переводу делает примечание: «в подлиннике напечатано: Dominica Septuagesima, т. е. в неделю 70-ю. Но в целом году только 52 недели. По этому в подлиннике должна быть опечатка» (Бес. Гр. Двоеслова на Евангелия, пер. с лат. языка на русский архим. Клементом. Книга 1. стр. 186) Dominica in Sexagesima Климент переводит в неделю шестнадцатую, уже не делая примечания об опечатке (кн. 1. стр. 132. Б XV), Dominica in Quinquagesima – в неделю 50-ю (кн. 1. стр. 16. Б. II) Dominica prima in Quadragesima – в неделю сорок первую (кн. 1. стр. 141. Б. XVI). Но напрасно арх. Климент предполагал опечатки там, где их вовсе нет, напрасно в русском переводе термин D. Septuagesima и Sexagesima заменял словами: неделя 17-я и 16-я. Такие мнимые опечатки встречаются в каждом сборнике проповедей; они с-исстари существуют в самом латинском церковном календаре. В годичном круге у латинян счет недель начинается с недели рождественского поста (Adventus Domini), затем следуют недели по Богоявлении, далее недели приготовительные к Великому посту, недели чехыредесятницы, недели по Пасхе и недели но Пятидесятнице. Из недель приготовительных к Великому посту первое место занимает Dominica Septuagesima, соответствующая нашей неделе о блудном сыне, второе Dominica Sexagesima, соответствующая нашей мясопустной неделе, далее Dominica Quinquasesima, соответствующая неделе сыропустной, за тем после dies cinerum следует Dominica prima in Quadragesima, которая у Клименга в переводе называется неделей сорок первою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

У учеников не было седла для осла, и они возложили на него свои одежды. Перед нами – святое равнодушие ко всему материальному, когда этого требует Господь. Они предложили лучшее, что у них было, не боясь запачкать свои одежды. Все что у нас есть, наши одежды, мы не должны считать слишком дорогими, чтобы расстаться с ними ради служения Христу. Чтобы покрыть ими Его меньших – нищих и страдающих братьев. Господь грядет обнажить Себя ради нас, ради всех. Его никто не сопровождает, только огромное море людское окружает Его, простой народ – и у кого-то готово сорваться с языка презрительное «толпа». Вот кто участвует в Христовом торжестве. Не много среди нас знатных и благородных, ибо Господь ценит людей за их души, а не за их звания, должности и имена. И эта простая толпа делает все, что только может, чтобы прославить Христа. Люди постилают свои одежды на дороге, чтобы Он мог проехать по ним. Это свидетельство, что они признают Его своим Царем. Кто признает Христа своим Царем, должен все положить к Его ногам. И все земное – в знак любви к Нему. Как нам выразить нашу благодарность Ему? Какую честь сможем мы Ему воздать? Какою одеждою и какою багряницею, и какою плащаницею можем покрыть Того, Кто одевается светом яко ризою? Когда Христос приблизился к Иерусалиму, Бог вложил внезапно в сердца множества людей, не двенадцати только Его учеников, «в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие они видели», в особенности – за воскрешение Лазаря. И толпы, которые шли впереди Него и следовали за Ним, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Они приветствуют Его Царство: «Благословен Грядый во имя Господне». «Все народы назовут Его благословенным» ( Пс.71:17 ). Все начинается здесь. И все истинные последователи Его во всех веках присоединятся к этому торжеству и назовут Его благословенным. Таков подлинный язык веры. Хорошо нам сегодня и всегда говорить: «Благословен Бог наш», ибо в Нем – наше благословение. Хорошо нам следовать за Ним, благословляя Его, благословляющего нас. Эти крики «Осанна!» – ожидание победы. Если они понимают ее как земное царство, велико их заблуждение. Пройдет немного времени, и они увидят, как Господь исправляет его. Быть Христовыми учениками значит всей душой, всей нашей молитвой желать наступления Его Царства. «Да приидет Царствие Твое», – повторяем мы в главной нашей молитве. И добавляем: «Осанна в вышних! Да будет имя Его превыше всякого имени и Престол Его – над всеми престолами земли. Хвалите имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такое некоторое бессмысленное упражнение. Но все-таки есть очень небольшая часть людей, о которых Христос сказал: «Не бойся, малое стадо». Это те люди, у которых это семя, эта горошина попадает все-таки в сердце. Видимо, в этой стене есть какие-то бреши. И тогда дает росток. А если там еще есть какое-то количество земли, то возникают и плоды, может быть, стручок появится, а на нем вырастет еще штук семь-восемь горошин. Собственно, для этого и происходит сеяние. Но в основном это, конечно, абсолютно бесполезная вещь. Давайте начнем с этих слов. Четыре с половиной строчки. Неужели Господь такой, как мы? То есть ставит какие-то условия? Как некоторые безумные родители говорят: «Если получишь пятерку, получишь мопед, на котором расшибешься, а мы тебя будем в Институте Склифосовского потом посещать». Нет, конечно, Господь не таков. Просто Господь старается говорить на языке, который был бы понятен человеку. А так как люди все время друг друга обижают, а некоторые иногда просят прощения, а еще более некоторые иногда даже прощают, то Господь этот образ использует, чтобы нам понять этот механизм. Господь нам, конечно, никаких условий не ставит. Он просто повествует через евангелиста Матфея, как это происходит. Если человек кого-то не прощает, что происходит или уже произошло с этим человеком? Это значит, его сердце не способно простить, его сердце окаменело. А что это значит? Что Господь тогда его не может простить. Это значит, что Господь не может, даже если бы Он захотел, войти насильно в окаменелое сердце. Как происходит прощение от Бога? Вот сегодня несколько десятков человек приходили на исповедь. Конечно, люди исповедуются перед священником, но все-таки покаяние-то человек приносит Богу. И даже обращение священника перед исповедью всегда таково: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Человек исповедуется перед Христом, поэтому исповедь всегда заканчивается тем, что человек целует крест и Евангелие. Крест — в знак того, что он является христианином, а Евангелие — в знак того, что он согласен с тем, что там написано, и приемлет это своим сердцем.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

Сетую, стенаю и плачу,/созерцая Херувимов с пламенным мечом,/вход в Эдем охранять поставленных,/для всех преступников, увы мне, недоступный,/если только Ты, Спаситель,/беспрепятственным его не сделаешь для меня. Слава: Дерзаю множеству милости Твоея Христе Спасе,/и Божественных ребр Твоих крови,/еюже освятил еси естество человеческое,/отверзл же еси врата Тебе служащим райская Блаже,/прежде заключеная Адаму. Слава: Надеюсь дерзновенно/на множество милости Твоей, Христе Спаситель,/и на кровь из Божественных ребр Твоих,/которою Ты освятил естество смертных,/и отверз служащим Тебе, Благой, райские врата,/прежде затворенные для Адама. Богородичен: Жизни двере непроходимая, умная,/Дево Богородице Безневестная,/райская врата заключеная ми прежде отверзи Твоими молитвами,/яко да славлю Тя по Бозе мою помощницу,/и державное прибежище. И ныне, Богородичен: Жизни дверь непроходимая, невещественная,/Дева Богородица брака не познавшая!/Райские врата, заключенные для меня прежде,/отверзи Твоими ходатайствами,/чтобы я славил Тебя,/первую после Бога мою Помощницу/и мощное прибежище. Катавасия: Бога/человеком невозможно видети,/на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;/Тобою бо, Всечистая, явися человеком/Слово воплощенно,/Егоже величающе,/с Небесными вои Тя ублажаем. Катавасия: Невозможно людям увидеть Бога,/на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть;/но чрез Тебя, Всечистая,/стало видимым для смертных Слово воплощенное./Его величая,/мы вместе с небесными воинствами/Тебя восхваляем. Ексапостиларий воскресный. Слава, настоящий. Подобен: Жены услышите: Ексапостиларий воскресный и затем из Триоди Заповедь Твою, Господи, преслушав окаянный,/и обнажен Твоея славы, студа исполнихся, увы мне!/и сладости изриновен есмь райския благоутробне./Милостиве, помилуй лишившася праведно благости Твоея. Слава: Заповеди Твоей, Господи,/я ослушался, несчастный,/и, лишившись славы Твоей, стыда исполнен, увы мне!/И из услады райской изринут, о Благосердный!/Милостивый, помилуй/справедливо лишенного благости Твоей.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Катавасия: Божиим светом Твоим, Блаже,/утренюющих Ти души любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Катавасия: Божественным светом Своим, Благой,/души с рассвета к Тебе стремящихся/любовью озари, – молюсь я, –/чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога,/от мрака грехов/к Себе призывающего. Песнь 6. Ирмос: Житейское море: Песнь 6 Ирмос: Житейское море видя: Одеждею мя облекл еси боготканною Спасе, во Едеме, яко благоутробен:/аз же Твою преступих заповедь, веровав льстивому,/и наг видехся окаянный. Одеждою Богом сотканной/Ты облек меня, Спаситель,/во Эдеме, как милосердный;/я же презрел Твою заповедь,/поверив губителю,/и нагим явился, несчастный. Душе всестрастная моя, удалилася еси от Бога,/невниманием твоим райскаго лишилася еси наслаждения,/от ангел разлучилася еси, во тлю ввелася еси:/о падения! Душа злосчастнейшая моя,/удалилась ты от Бога,/по невниманию твоему/райского лишилась наслаждения,/с Ангелами разлучилась, ввержена в погибель./О падение! Слава: Помилуй, ущедри Вседержителю Боже,/Твоею руку творение,/не презри мене, молюся, Блаже,/отлучившаго себе самаго от лика ангел Твоих. Слава: Помилуй, пожалей, Боже Вседержитель,/рук Твоих творение;/не презри меня, молюсь, о Благой,/самого себя отлучившего/от сонма Ангелов Твоих. Богородичен: Марие Богозванная, Госпоже всяческих,/яко рождшая Господа Царя всех и Избавителя,/пленена мя суща от райския славы, воззови. И ныне, Богородичен: Мария, Богом призванная,/Госпожа всего,/как родившая Господа,/всех Царя и Искупителя,/меня, пребывающего в плену, вне райской славы,/снова к ней призови. Катавасия: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Многомилостиве. Катавасия: Житейское море видя/поднимающееся волнами искушений,/я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе:/“Возведи от гибели жизнь мою,/Многомилостивый!” Кондак, глас 6: Премудрости наставниче, смысла подателю,/немудрых наказателю, и нищих защитителю,/утверди, вразуми сердце мое Владыко./Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/се бо устне мои не возбраню,/во еже звати Тебе:/Милостиве, помилуй мя падшаго.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010