Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШАЯ ОБЛАСТЬ епархия патриарха Московского и всея Руси в 1589-1721 гг. В период существования П. о. ею управляли патриархи и местоблюстители Патриаршего престола: патриарх свт. Иов (11 дек. 1586 (до 1589 в Митрополичьей области ) - июнь 1605), патриарх Игнатий (30 июня 1605 - май 1606), патриарх сщмч. Ермоген (3 июня 1606 - 17 февр. 1612), митр. Казанский и Свияжский Ефрем (весна 1612 - 26 дек. 1613), митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский ; янв. 1614 - июнь 1619), патриарх Филарет (Романов ; 24 июня 1619 - 1 окт. 1633), патриарх Иоасаф (6 февр. 1634 - 28 нояб. 1640), патриарх Иосиф (27 марта 1642 - 15 апр. 1652), патриарх Никон (Минов ; 25 июля 1652 - 10 июля 1658), митр. Сарский и Подонский Питирим (10 июля 1658 - 5 авг. 1664), митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; 2 сент. 1664 - 18 дек. 1664), патриарх Иоасаф II (10 февр. 1667 - 17 февр. 1672), патриарх Питирим (7 июля 1672 - 19 апр. 1673), патриарх Иоаким (Савёлов ; 26 июля 1674 - 17 марта 1690), патриарх Адриан (24 июля 1690 - 16 окт. 1700), митр. Рязанский и Муромский, экзарх Патриаршего престола Стефан (Яворский ; 16 окт. 1700 - 22 окт. 1721). Территория П. о. сформировалась в 1589 г. из земель Митрополичьей области. Рост земель П. о. продолжался до 60-х гг. XVII в. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода П. о. была преобразована в Синодальную область . По Деулинскому перемирию 1618 г. Россия утратила г. Смоленск с пригородами. Города Смоленской епархии (см. Смоленская и Дорогобужская епархия ), оставшиеся в составе Московского гос-ва,- Брянск, Карачев, Севск - и Комарицкая вол. перешли в П. о. Территория области, а также объем полномочий патриарха в П. о. были оформлены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 20 мая 1625 г. (подтверждена царем Алексеем Михайловичем на имя патриарха Никона 25 февр. 1657). Согласно этому документу, в состав П. о. вошли более 40 городов с уездами: «...в городех и десятинах… в нашем царствующем граде Москве и в Московском уезде, в Володимере, в Переславле Залесском, в Юрьеве Польском, на Костроме, на Плесе, в Юрьевце Повольском, в Нижнем Новгороде и в Нижегородских пригородех и в уездех, на Болахне, на Кинешме, в Луху, в Гороховце, в Ядрине, и в уездех тех городов, в Галиче и в Галицких пригородех, и в Арзамасе, и на Алатаре, на Курмыше, в Темникове, на Вятке с пригороды, в Кайгородке, на Пинеге и в Кевроле, и в Мезени, во Ржеве Володимеровой, в Торопце, в Боровску, в Звенигороде, в Рузе, в Волоку Ламском, в Можайску, в Мосальску, в Дмитрове, в Серпухове, во Брянску, в Корачеве, в Севску и во всей Комарицкой волости, в Путивле, в Курску, в Рыльску, на Осколе, в Белгороде, на Волуйке, в Медушской, и в Пехрянской, и в Белозерской десятинах, и тех городов в пригородех и в уездех монастыри, и соборные церкви, и ружные, и приходские храмы» (ААЭ. Т. 3. 164. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

29. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца. Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских. Прп. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах. Служба сщмч. Игнатия Богоносца шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, и священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Богоносе Игнатие...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чистою совестию...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Столп одушевлен...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Се, исполнися Исаиино проречение...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – священномученика, глас 1-й: «О, твердыя и адамантския твоея души...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Се, исполнися Исаиино проречение...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и священномученика на 6. Библейские песни «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-11/

354 Составлен мон. Еленой (Анненковой; † 11889) в 1887 г., предварительно отредактирован еп. Тамбовским и Шацким (впоследствии архиеп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии) Иннокентием (Беляевым; † 11913), личность второго редактора неизвестна, предположительно – сщмч. Серафим (Чичагов ; † 1937). 361 Известна дореволюционная публикация акафиста свт. Питириму (составлен И. А. Аносовым, опубликован в: Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916. Т. 2. 6. С. 211–218. 2-я паг.), однако статус этого текста на данный момент не прояснен. В практике Русской Православной Церкви употребляется иной акафист, опубликованный (вместе со службой святителю) в «Журнале Московской Патриархии» (1974. 12, вкладка отдельной пагинации, акафист на с. 8–13) и позднее републикованный в «Акафистнике» (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 222–228). Вопрос об официальном одобрении того или иного акафиста в Синодальный период остается пока открытым. 362 В рукописях и различных печатных изданиях воспроизводятся по крайней мере два различных акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери; определить достоверно, был ли какой-либо из них официально одобрен Священным Синодом и если да, то какой, на данный момент не представляется возможным. 363 Составлен прот. Илией Гумилевским († 1963), однако в литературе встречаются данные об авторстве сщмч. Неофита Любимова († 1918) или протопресв. Николая Любимова († 1924). Возможно, о. Николай (бывший на момент канонизации св. Ермогена протопресвитером Успенского собора Московского Кремля) выполнил редактуру акафиста, составленного о. Илией (см.: Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916. Т. 2. 9. С. 3–26. 2-я паг.). Надежных данных об официальном одобрении данного акафиста до сих пор не обнаружено, однако он был напечатан в «Православном церковном календаре» на 1986 г. (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1985). 367 Составлен в 1917 г. свящ. Андреем Простосердовым, руководителем петроградского Свято-Вонифатьевского братства. 371 Составлен прот. Леонидом Красновым, клириком Рязанской епархии. Резолюция об одобрении текста к общецерковному употреблению подтверждалась Святейшими Патриархами: свт. Тихоном (резолюция от 22 января 1924 г.), Алексием I (резолюция от 10 декабря 1945 г.) и Алексием II (резолюция от 28 ноября 1999 г.). Во исполнение последней резолюции акафист был напечатан в Издательстве Московской Патриархии в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В 1936 г. в М. е., как и в целом по стране, началась новая широкомасштабная волна закрытия храмов, в 1937 г.- жестокие репрессии против духовенства в период Большого террора. Местом массовых казней мучеников за веру в эти годы являлся Бутовский полигон под Москвой, где, по офиц. данным, было расстреляно 7 архиереев, 732 иерея и 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). 325 мучеников, казненных в Бутове в 1937-1938 гг., в наст. время причислены к лику святых. Еще большее число священнослужителей и мирян было осуждено на длительные сроки заключения в лагеря, где многие из них умерли от тягот и лишений или были казнены по новым ложным обвинениям. В годы Большого террора были репрессированы клир и активные прихожане большинства приходов М. е. Обычно за арестами священников следовало решение местных властей о закрытии храмов. В апр. 1937 г. были арестованы викарный Волоколамский еп. Иоанн (Широков), к-рый жил на ст. Перловская (ныне в черте Мытищ) и служил в московском храме свт. Григория Неокесарийского на ул. Б. Полянка, и пребывавший на покое в Котельниках бывш. Серпуховской викарий еп. Арсений (Жадановский). Вместе с еп. Иоанном по следственному делу проходили ближайшие соратники митр. Сергия архиеп. Питирим (Крылов), прот. Александр Лебедев, протопр. сщмч. Александр Хотовицкий, игум. прмч. Афанасий (Егоров). Все они были казнены по приговору Военной коллегии Верховного суда. По одному делу с еп. Арсением проходили свящ. сщмч. Петр Петриков, прот. Сергий Сидоров, свящ. Михаил Шик, иером. Андрей (Эльбсон), монахини Матрона (Чушева), Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина), к-рые были приговорены Особой тройкой УНКВД по Московской обл. к расстрелу; 6 чел. по тому же делу были приговорены к различным срокам заключения. В сент. 1937 г. был арестован викарный Дмитровский еп. Димитрий (Добросердов), к-рый жил в сторожке при ц. прор. Илии на ул. Б. Черкизовская. По одному с ним делу проходили проживавший в с.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

18 марта 1910 г. В. по болезни был уволен на покой и назначен настоятелем московского Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . По поручению Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) В. председательствовал на 5-м Всероссийском съезде русских людей (С.-Петербург, 1912). В 1913 г. Московский митр. св. Макарий (Невский) назначил В. в помощь своему 1-му викарию Дмитровскому еп. Трифону (Туркестанову) в делах епархиального управления и совершении торжественных богослужений. В. возглавлял комитет по возведению собора в честь св. Александра Невского на Миусской пл. в Москве (заложен в 1913, строительство не было завершено). В 1918 г. В. полтора месяца находился под арестом. После закрытия осенью 1919 г. Андроникова мон-ря жил в бараке возле собора Александра Невского. В 1921 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, к месту служения уехал после ареста Патриарха в 1922 г. В 1924 г. был выслан из Екатеринослава в Москву без права выезда. 29 апр. следующего года В. вновь был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен «в распространении непроверенных слухов о притеснении со стороны Советской власти Тихоновской церкви». Виновным себя не признал. Находясь в тюрьме, дважды просил допустить к нему для исповеди сщмч. Василия Надеждина , оба раза ему было отказано. По постановлению Коллегии ОГПУ от 3 июля 1925 г. освобожден под подписку о невыезде из Москвы, 10 сент. дело в отношении В. было прекращено. В янв. 1926 г. В. примкнул к григорианскому расколу , был назначен на Днепропетровскую кафедру. В июне того же года принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) . Пребывая на покое, служил во Всехсвятской ц. в с. Всехсвятском (ныне Москва, близ станции метро «Сокол»). В этот период П. Д. Корин писал портрет В. для картины «Русь уходящая» (этюды и эскиз картины с портретом В. хранятся в Доме-музее Корина в Москве). В. погребен у алтаря Всехсвятской ц., могила не сохранилась. Чин отпевания совершил митр. Сергий в сослужении викариев Московской епархии Подольского еп. Иннокентия (Летяева) , Волоколамского еп. Иоанна (Широкова) и Дмитровского еп. Питирима (Крылова) .

http://pravenc.ru/text/159076.html

В последнее время Усть-Вым – село в Яренском р-не Архангельской обл. (в прошлом – Вологодской губ.). Местной религиозной и церковно-исторической достопримечательностью с. Усть-Выма являлась сооруженная (в своем основании) Св. Стефаном церковь Благовещения, в коей под спудом – в общей гробнице – покоились мощи священномучеников Герасима и Питирима и Св. Ионы (Иоанна), – преемников Св. Стефана по просвещению зырян (Там же. С. 52). В 1492 г. кафедра перенесена в Вологду (см. Вологодская). Возобновлена 16.10.1799, но с епархиальным центром уже не в старой Усть-Выми, а в Перми. Или, по Н.Д. Иерархия... С. 166: «...Пермская еп., входившая в состав епархий: Великопермской, с 1383 г.; Вологодской, с 1556 г.; Вятской, с 1658 г., и Великоустюжской, с 1682 г., выделена в самостоятельную 1799 окт. 16, причем самая епархия образована из частей, выделенных из епархий: Вятской и Тобольской, с кафедрою в Перми...» Именовалась: Пермская (по др., Великопермская и Усть-Вымская); с 16.10.1799 – Пермская и Екатеринбургская; с 25.12.1833 – Пермская и Верхотурская; с 29.01.1885 – Пермская и Соликамская; Пермская и Петрозаводская (1918); Пермская и Кунгурская; с 1940 г. – Молотовская; с 13(26)12.1944 – Молотовская и Соликамская; с 1957 г. – Пермская и Соликамская. Викарные кафедры: Екатеринбургская, Кунгурская, Соликамская, Оханская, Осинская, Кудымкарская. В Усть-Выми 3433 1383 26.04.1396 20.01.1397 24.01.1447 19.08.1456 06.06.1471 Св. Иона Амфилохий) 08.11.1471 В Перми 16.10.1799 26.11.1799 05.02.1800 24.12.1801 20.01.1802 31.05.1823 15.07.1823 21.04.1828 21.04.1828 18.07.1831 Мелетий Леонтович 08.08.1831 29.03.1851 29.03.1851 05.07.1868 21.08.1868 09.09.1876 09.09.1876 03.01.1883 19.03.1883 08.05.1888 21.05.1888 07.05.1892 Владимир Никольский 07.05.1892 30.03.1902 05.04.1902 01.01.1905 19.11.1903 17.01.1905 17.01.1905 28.11.1908 Никанор Надеждин 28.11.1908 30.07.1914 Палладий Добронравов 30.07.1914 07(20)06.1918 08.1917 12.1917 в/у сщмч. Феофан Ильменский 01.1918 04.1918 в/у сщмч. Феофан Ильменский, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весной 1926 г. в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения ОГПУ в числе ок. 120 заключенных священнослужителей пребывали 24 правосл. архиерея, в т. ч. архиепископы священномученики Благовещенский Евгений (Зернов ; впосл. митрополит), Верейский Иларион (Троицкий) , Одесский Прокопий (Титов) , Курский Иувеналий (Масловский) , Черниговский Пахомий (Кедров) , епископы Подольский сщмч. Амвросий (Полянский) , Нижнечирский сщмч. Захария (Лобов ; впосл. архиепископ), Лужский Мануил ( Лемешевский; впосл. митрополит), Михайловский Глеб ( Покровский; впосл. архиепископ), Яранский Нектарий (Трезвинский) и др. Заключенные на Соловках архиереи в то время представляли собой наиболее многочисленную группу епископов, находившихся в одном месте. Уникальность ситуации состояла в том, что только у соловецких узников в отличие от остававшихся на свободе, но находившихся под жестким контролем властей архиереев была на тот момент возможность проведения представительных епископских совещаний - подобия малого архиерейского Собора. Обеспокоенные тяжелым положением Церкви, соловецкие архипастыри обсуждали между собой и с др. сведущими заключенными возможность урегулирования государственно-церковных отношений при обязательном условии сохранения канонических основ веры. В мае 1926 г. по инициативе архиеп. Илариона (Троицкого) др. соловецкий узник, известный богослов мч. Иоанн Васильевич Попов , бывш. профессор МДА, составил проект обращения к советскому правительству для последующего его рассмотрения собранием всех находившихся на Соловках архиереев. Важную роль в организации такого собрания сыграли архиеп. Евгений (Зернов), признанный др. заключенными архиереями своим духовным главой, и игум. Питирим ( Крылов; в том же году возведен в сан архимандрита, впосл. архиепископ), зав. лагерным продуктовым складом, к-рый предоставил одно из складских помещений для тайного епископского совещания. В среду 9 июня 1926 г. (протопресв. Польский приводит дату 7 июня, но это не совпадает с указанным им же празднованием в тот день отдания Пасхи) на территории закрытого Соловецкого мон-ря на Б. Соловецком о-ве в помещении продуктового склада собрались 17 архиереев (перечень их имен остался неизвестным), к-рые заслушали доклад проф. И. В. Попова и после обсуждения утвердили текст П. з. с. е.; впосл. его одобрили и другие находившиеся на Соловках архиереи, которые не смогли участвовать в совещании 9 июня. П. з. с. е. была принята как обращение к правительству СССР «руководящего органа Православной Церкви». Возможно, в дальнейшем предполагалось одобрение документа заместителем патриаршего местоблюстителя (10 июня того же года, практически одновременно с появлением «Соловецкой декларации», митр. Сергий самостоятельно направил в органы гос. власти и в епархии проект обращения ко всероссийской пастве по проблемам государственно-церковных отношений, очень близкий по тезисам к П. з. с. е.).

http://pravenc.ru/text/2578774.html

В XIX - нач. XX в. развитие Ж. л. активизировалось. Были написаны и изданы Жития рус. святых, канонизированных в XIX - нач. XX в.: свт. Иннокентия (Кульчинского; канонизирован в 1804), свт. Митрофана Воронежского (канонизирован в 1832), свт. Тихона Задонского (канонизирован в 1861), свт. Феодосия Черниговского (канонизирован в 1896), прп. Серафима Саровского (канонизирован в 1903), свт. Иоасафа (Горленко; канонизирован в 1911), патриарха сщмч. Ермогена (канонизирован в 1913), свт. Питирима Тамбовского (канонизирован в 1914), свт. Иоанна (Максимовича; канонизирован в 1916). Новым в Ж. л. было возникновение жанра биографического церковно-исторического исследования. Житие как вид церковной письменности не перестает существовать, но наряду с ним возникает и церковное жизнеописание, к-рое, сохраняя традиц. агиографические задачи, имеет одновременно исследовательский характер. Наиболее ярким примером является создание большого числа сочинений, посвященных прп. Серафиму Саровскому ,- от небольших Житий, раздававшихся паломникам в Дивеевской обители (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь ), до исследования архим. Серафима (Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896, 19032). В сер. XIX в. А. Н. Муравьёв и архиеп. Филарет (Гумилевский) сделали попытку восполнить «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского созданием рус. Миней-Четьих ( Муравьев . ЖСвРЦ. СПб., 1855-1858. 12 вып.; Филарет (Гумилевский) . РСв. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.). Оба автора использовали древнерус. жития, к-рые сокращенно излагали на рус. языке. В нач. XX в. вышло издание «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога» (М., 1903-19112. 12 кн.) с 2 дополнительными томами «Жития русских святых» (М., 1908. Т. 1: Сент.-дек.; М., 1916. Т. 2: Янв.-апр.). Над его подготовкой трудился коллектив исследователей под рук. проф. МДА С. И. Смирнова , поставивший целью исправление прежде изданных текстов по новооткрытым редакциям с учетом агиографических и археографических исследований последних десятилетий. В то же время архим. сщмч. Никодим (Кононов) издал «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.» (М., 1906-1910. 12 т.; М., 1912. Кн. доп. 1-2) - свод собранных им материалов из различных источников: духовных журналов, епархиальных ведомостей, нек-рых рукописей. Жизнеописания, как правило, подробны и сопровождаются указанием на источник.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Архив Пн При поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Рязанской области проходит II Феофановский молодежный форум «Божия ловитва» 28 июля 2023 г. 16:40 26 июля 2023 года в поселке Выша Шацкого района Рязанской области состоялось открытие II Феофановского молодежного патриотического православного форума «Божия ловитва», организованного при поддержке Синодального отдела по делам молодежи . В мероприятии принимают участие молодые люди 18-35 лет из Рязанской области и студенты Луганского государственного университета имени В. Даля. В ходе церемонии открытия с приветственным словом к собравшимся обратился епископ Скопинский и Шацкий Питирим . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участие в работе форума принял председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим . Он передал организаторам, участникам, гостям мероприятия слова приветствия и благопожелания от лица Его Святейшества, рассказал о важности выбора жизненного пути для молодого человека, патриотизме, любви к Родине. По окончании выступления состоялось общение с аудиторией в формате диалога, в рамках которого архиерей ответил на вопросы собравшихся. Для всех желающих был проведен инструктаж по правилам оказания первой медицинской помощи. В рамках четырехдневной программы форума этого года пройдут мастер-классы по работе в экстремальных ситуациях, уроки тактической медицины, встречи с ветеранами боевых действий и другими почетными гостями, в частности, с лауреатом Патриаршей литературной премии воином-афганцем Виктором Николаевым. Вниманию форумчан будет предложена концертная программа с участием скрипача-виртуоза Алексея Алексеева. Молодые люди будут петь песни у костра, а главное — принимать участие в общей молитве; также будет совершена Божественная литургия. Православный форум «Божия ловитва» впервые прошел в 2022 году. По словам организаторов, он собрал множество положительных откликов, обогатив участников знаниями о личности и наследии святителя Феофана Затворника. Мероприятие призвано способствовать духовному единению молодых людей и формированию гражданской идентичности молодежи на фундаменте духовно-нравственной культуры российского общества. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6046269.ht...

Свт. Иона, еп. Пермский. Икона. Сер. XIX в. (Соликамский краеведческий музей) Свт. Иона, еп. Пермский. Икона. Сер. XIX в. (Соликамский краеведческий музей) В 1462 г. И. крестил Вел. Пермь «и князя их и церкви постави, и игумены, и попы» (ПСРЛ. Т. 24. С. 185; ср.: Т. 8. С. 150, где событие отнесено к 6971 (1462/63) г.; указано, что святитель крестил «князей их»). Несколько иное отражение данный факт получил в Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи кон. XVI - нач. XVII в., среди источников к-рой было Житие И. (не сохр.), а также краткие летописцы, составлявшиеся при Пермской кафедре с кон. XIV в. В Вычегодско-Вымской летописи указывается, что И. крестил Вел. Пермь «добавне» - через 7 лет после первого крещения, предпринятого сщмч. Питиримом; не упоминается о поставлении игуменов; вместо крещения «князя их» сообщается о крещении детей князя - «княжат Михайловых» (Вычегодско-Вымская летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262). Вероятно, эти сведения из Вычегодско-Вымской летописи являются результатом стремления ее автора свящ. Мисаила примирить разночтения в протографах ( Флоря. 1967. С. 229). по всей видимости, И. продолжил христианизацию Вел. Перми, начатую сщмч. Питиримом, и крестил население тех земель, где ранее христианство не было проповедано. Во 2-й пол. XV в. в церковной жизни Перми использовался исключительно церковнослав. язык, изобретенная свт. Стефаном Пермским письменность вышла из употребления ( Котылев А. Ю. Социокультурное значение образа и деяний свт. Стефана Пермского в свете ист. аналогий//Памяти равноап. Стефана: К 610-летию успения св. Стефана Пермского. Сыктывкар, 2006. С. 18). Крещение И. Вел. Перми в 1462 г. совпало с походом через этот регион московских отрядов, воевавших с марийцами (черемисами), что, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о поддержке миссионерской деятельности И. Московским вел. княжеством ( Вершинин. 2000. С. 297; Алексеев. 2002; Тарасов. 2007. С. 225-228). В 1467 г. И. посетил Вел. Новгород, оказав помощь Новгородскому архиепископу святому Ионе в поставлении священников (после того как мн. клирики умерли во время эпидемии).

http://pravenc.ru/text/578252.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010