Расширение пределов Пермской епархии приходится на время деятельности епископов священномучеников Питирима (1444-1456) и Ионы (1459-1470), просветивших Крещением Вел. Пермь. В 1451 г. пермский кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение в Москве и вернулся в Вел. Пермь в качестве великокняжеского наместника. В 1455 г. в Вел. Пермь приезжал еп. Питирим «крестити ко святей вере чердынцев», на обратном пути, уже в вычегодских землях, он был замучен хантами (вогулами). В 1462 г. еп. Иона «добавне крести Вел. Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых (детей Михаила Ермолаевича.- А. К.) крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263). Чрезвычайно сложным было служение сщмч. Питирима, совпавшее по времени с борьбой за Московское великое княжество между Василием II Васильевичем и Дмитрием Шемякой. Последний пользовался поддержкой жителей соседней Вятки, в 1450 г. разоривших земли Пермской епархии. В 1452 г. сщмч. Питирим был в плену у Шемяки, к-рый подверг епископа мучениям за отказ снять с него церковное отлучение. В 1480-1481 гг. против вел. князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с кн. Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители не стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с вел. князем выступил еп. Филофей (1471-1501). По повелению еп. Филофея Пахомий Логофет в 1473 г. составил службу свт. Стефану Пермскому. Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) В 1482/83 г. вел. кн. Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту еп. Филофею на его городки, погосты и деревни по р. Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими вел. князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. За Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни «на Ибу», погост Аквад, «деревни на Коковицкой горе Коковиса», в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на р. Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на р. Водже. Жившие на этих землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их сам, «опроче душегубства». Великопермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Вел. Устюга («на Виляде» - в Ильинском, Покровском, Никольском и Усть-Вилядском погостах - АСЭИ. Т. 3. 291. С. 307).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (РПЦ), Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Китайской автономной Православной Церкви ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.) ПЕТР (Зверев Василий Константинович; 1876-1929), архиеп. Воронежский, сщмч. (пам. 25 янв., 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Соловецких святых ) ПЕТР (Ладыгин Потапий Трофимович, в монашестве Питирим; 1866-1957), схиеп., еп. бывш. Нижегородской слободы града Уфы «андреевского» течения Катакомбного движения

http://pravenc.ru/rubrics/121814_24.html

4.             Фирсов С. Л. Искусившийся властью: История жизни митрополита Питирима (Окнова). М.: ПСТГУ, 2011. 236 с. 5.             Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 624 с. 6.             Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М.: Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 2011. 544 с. 7.             Косик О. В.Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 280 с. 8.             Шевченко Т. И.Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 500 с. 9.             Головкова Л. А., Хайлова О. И.Пострадавшие за веру и Церковь Христову: 1917–1937/Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 656 с. 10.         Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2 кн./Вст. ст., примеч., подг. текста О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.   Редактор серии «Слово исповедников ХХ века» 1.             Серафим (Звездинский), еп., сщмч.«Поет душа моя, Тобою вознесенная!»: Молитвословия сщмч. Серафима (Звездинского), составленные в заключении/Сост. И. Г. Менькова. М.: ПСТГУ, 2008. 168 с. 2.             Жураковский, Анатолий, свящ. «Мы должны все претерпеть ради Христа…»: Проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве/Сост. П. Г. Проценко. М.: ПСТГУ, 2008. 348 с. 3.             Правдолюбов, Сергий, прот., сщисп. «О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Таин»: Завещание Соловецкого узника. М.: ПСТГУ, 2008. 80 с. 4.             Мечев, Сергий, сщмч.«Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания. М.: ПСТГУ, 2009. 340 с. 5.             Тихон (Беллавин), Патриарх, свт. «В годину гнева Божия…»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона/Сост., авт. статьи Н. А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2009. 296 с. 6.             Экземплярский В. И. Жизнь и Свет: Богословские беседы. М.: ПСТГУ, 2009, 288 с.

http://bogoslov.ru/person/325144

К 1764 г. во владениях К. м. числилось 90 крестьян. В 1764 г. мон-рь был оставлен «за штатом», т. е. без гос. жалованья, основным источником существования обители стали пожертвования купцов, торговавших на Гостином дворе. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. настоятелями К. м. часто назначались ректоры и префекты КазДС, в т. ч. в 1801-1802 гг. Иакинф (Бичурин) , в 1835-1844 гг. Даниил (Сивиллов) , в 1855-1863 гг. Иннокентий (Новгородов) , в 1864-1871 гг. Варсонофий (Охотин ; впосл. епископ Симбирский). В 1883-1885 гг. настоятелем обители являлся архим. Антоний (Вадковский ; впосл. митрополит С.-Петербургский). Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. в К. м. проживало от 3 до 5 иеромонахов, 1-2 иеродиакона, неск. монахов и послушников (в нач. XX в. количество послушников увеличилось до 20). В 80-х гг. XIX в. в К. м. во время службы в штабе Казанского военного округа окормлялся прп. Варсонофий (Плиханков ; впосл. старец оптинский). Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Главной святыней К. м. была частица мощей основателя свт. Германа, перенесенная в обитель 23 дек. 1756 г. из Свияжского мон-ря по благословению архиеп. Казанского Гавриила (Кременецкого) . Частица мощей хранилась в иконе свт. Германа в Иоанно-Предтеченском соборе, а после 1929 г.- под престолом храма во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, чудотворцев Ярославских, на Арском кладбище Казани (с 2011 частица мощей вновь пребывает в К. м. в специальной раке). Чтимыми были иконы св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Всех скорбящих Радость», Страстная и Тихвинская. Все иконы, кроме Страстной, сохранились и к 2012 г. находятся в мон-ре. В б-ке обители хранились Евангелия 1753, 1764, 1783 гг. ( Азлецкий. 1898. С. 32-41). С 22 сент. 1918 г., после конфискации архиерейского дома и здания консистории в Казанском кремле, в зданиях мон-ря расположилось Казанское епархиальное управление. Здесь проживали митр. Казанский сщмч. Кирилл (Смирнов) (в 1920 и 1922), временно управляющие Казанской епархией викарные епископы сщмч. Анатолий (Грисюк) , сщмч. Иоасаф (Удалов) , Афанасий (Малинин) . В 1921-1923 гг. большинство братии составляли выпускники и недоучившиеся (из-за закрытия академии) студенты КазДА, в т. ч. и архиереи, репрессированные впосл.: митр. Палладий (Шерстенников) , архиеп. Питирим (Крылов) , епископы Феофан (Еланский), Иоанн (Широков) , Серафим (Шамшев) . В июне 1923 г. все, кроме архим. Палладия, были арестованы, а 14 дек. приговорены к 3 годам лишения свободы и отправлены на Соловки. В 1921-1926 гг. настоятелем К. м. был еп. Андроник (Богословский) . По воспоминаниям местных жителей, большую часть времени он пребывал в Седмиезерной Богородицкой пуст.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 февраля 2023 года 29. Суббота. Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца . Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских. Прп. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах. Служба сщмч. Игнатия Богоносца шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Богоносе Игнатие…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3-й: «Еже на судищи…», 4-й: «О, добрыя вашея купли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – священномученика, глас тот же: «О, твердыя и адамантския твоея души…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воистину паче ума…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу…». На малом повечерии может петься служба сщмч. Ипполита, с 30 января (см. на повечерии; ср.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), священномученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), священномученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Иоанна (Пояркова) служил в местном храме, но вскоре отделился от еп. Иоанна и присоединился к сторонникам еп. Андрея (Ухтомского). Находившийся в ссылке в Ср. Азии еп. Андрей с нояб. 1922 г. сохранял статус соборно избранного временно управляющего Уфимской епархией и до кон. 1924 г. поминался за богослужениями после имени находившегося в заключении, затем в ссылке Уфимского еп. Бориса (Шипулина). Между тем с осени 1924 г. еп. Иоанн пошел на серьезные уступки советским властям: издал по требованию ОГПУ декларацию о полной лояльности к советской власти, о решительной борьбе с «церковной контрреволюцией» и о готовности к объединению с обновленцами без требования их покаяния, организовал получивший от властей легальный статус Уфимский епархиальный совет с участием непокаявшихся обновленцев. Еп. Андрей расценил действия еп. Иоанна как подчинение богоборческой власти и определил его политику как «полуобновленчество». К весне 1925 г. неск. тысяч верующих Уфимской епархии прекратили посещение храмов, где служили священники, подчинявшиеся еп. Иоанну. После кончины патриарха Тихона († 7 апр. 1925) еп. Андрей сообщил своим сторонникам, что готов рукоположить для них епископов. Свои действия он обосновывал теми же документами высшей церковной власти, к-рые позволили в 1922 г. объявить автокефалию Уфимской епархии и совершить в ней ряд епископских хиротоний, впосл. признанных свт. Тихоном. В мае 1925 г. архим. Питирим (Ладыгин) через жребий был избран собранием представителей «андреевских» общин кандидатом во епископа и вместе с 2 др. кандидатами - архим. Антонием (Миловидовым) и иером. Руфином (Бреховым) выехал в г. Теджен Туркменской ССР, где 21 июня был рукоположен во епископа Нижегородской слободы града Уфы пребывавшими там ссыльными епископами Андреем (Ухтомским) и Нижнетагильским Львом (Черепановым). Как принадлежавший к «андреевской» группе, еп. Питирим не признал Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) местоблюстителем Патриаршего престола. Тем не менее имя епископа Нижегородской слободы Питирима значилось в подписанных митр.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Архив Пн Председатель ОВЦС встретился с министром иностранных дел Филиппин 9 августа 2019 г. 10:10 8 августа 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл на Филиппины. В аэропорту Манилы председателя ОВЦС встречали Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий , Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Филиппины И.А. Ховаев, временно управляющий Филиппинско-Вьетнамской епархией Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел , второй секретарь Посольства России в Маниле Д.М. Каренин и секретарь экзархата иеромонах Питирим (Донденко). В тот же день в резиденции российского посла состоялась встреча митрополита Илариона с министром иностранных дел Филиппин Теодоро Локсином. В ходе беседы стороны обсудили широкий круг вопросов, касающихся возрождения присутствия Русской Православной Церкви на Филиппинах и пастырского окормления верующих в связи с учреждением Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии и образованием в его составе Филиппинско-Вьетнамской епархии. Была обсуждена тема возрождения существовавшего в Маниле в 1934-1956 годах Иверского храма и ситуация с развитием общин Московского Патриархата на острове Минданао. Во встрече приняли участие Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Филиппины И.А. Ховаев, временно управляющий Филиппинско-Вьетнамской епархией Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, второй секретарь Посольства России в Маниле Д.М. Каренин и секретарь экзархата иеромонах Питирим (Донденко). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5483115.ht...

2355. Флоренский П. А., свящ. Проповеди: Начальник жизни; Радость на века//БТ. 1982. Сб. 23. С. 310–320. Воздвижение Креста Господня 2358. Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Проповедь в Неделю после Крестовоздвижения/Пер. с англ.: И. Ю. Смирнова//АиО. 2000. 1(23). С. 5–7. 2359. Рафаил (Карелин) , архим. Воздвижение Креста//ППр. 1995. 4. С. 5–12. Крест Господень – в истории и современности. 2360. Сорокин И., прот. Проповедь в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня//АВ. 2000. 1. С. 10–12. …на празднования святых 2361. Анатолий (Грисюк) , митр. Одесский и Херсонский, сщмч. Слово в праздник св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова к воспитанникам духовной школы/Митр. Анатолий//АВ. 2000. 1. С. 5–9. 2362. Венедикт (Кантерс), игум. Поучение в день памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова//ВестнЛДА. 1990. 3. С. 127–129. 2363. Киприан (Керн) , архим. Слово в день Всех святых, просиявших в земле Русской//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 163–165. 2364. Свенцицкий В., прот. Беседы о прп. Серафиме Саровском //ППр. 1994. 3. С. 226–250. См. также 1163, 1213, 1214, 1276. ...при наречении во епископа и возведении в сан 2365. Замен К. О служении Русской Церкви/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 15. С. 182–183. О «Слове при наречении во епископа» Мефодия (Кульмана) . 2366. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Слово при наречении/Еп. Николай//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 8–10. 2367. Николай (Еремин), митр. Корсунский. [Слово после соборного служения Литургии по случаю назначения экзархом МП в Западной Европе и возведения в сан архиепископа]/Архиеп. Николай//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 204–206. 2368. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово... при вручении жезла новохиротонисанному епископу Николаю (Еремину)/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 11–12. ...на погребение 2369. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Проповедь на погребение архим. Льва [Жилле]/Пер. с фр.: Ф. А. Иогансон; Ред.: Е. Л. Майданович//АиО. 1996. 1(8). С. 85–87. 2370. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Надгробное слово... при погребении прот. Георгия Шумкина янв. 1965 г.]//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 6–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постепенно полуразрушенная обитель преобразилась. Были восстановлены храмы,  жилые помещения, налажена хозяйственная деятельность. Одной из главных своих задач в качестве игумена митрополит Питирим считал возрождение просветительской миссии монастыря. С апреля 1991 года при монастыре действует Музей Библии. Митрополит Питирим стремился глубоко и всесторонне исследовать историю обители, привлекая для этого лучших специалистов. В последние годы жизни владыки были осуществлены масштабные археологические работы, в частности, в пределах территории, занимаемой Успенским собором монастыря. Важнейшим итогом этих работ стало обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого, совершившееся 31 октября 2001 года. После кончины митрополита Питирима, в 2004 году наместником монастыря был назначен игумен Сергий (Воронков), который и по сей день возглавляет монастырь, теперь уже в сане архимандрита. 14 июня 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил у врат обители памятник преподобному Иосифу Волоцкому. Сегодня в обители около 20 насельников. Во многом монастырь живет своим хозяйством — это огороды, теплицы, пасека, фруктовый сад, скотный двор, цех по производству молочных продуктов, пошивочная и столярная мастерские, пекарня. См. также публикацию «О современной истории Иосифо-Волоцкого монастыря» Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/4231733.ht...

После ареста архиеп. Филиппа временное управление М. е. взял на себя митр. Сергий. С 1931 г. новой резиденцией заместителя патриаршего местоблюстителя стал одноэтажный деревянный дом с мезонином в Елохове (Бауманский пер., 6). Здесь же располагались Московское ЕУ и редакция начавшего издаваться «Журнала Московской Патриархии» - единственного в то время церковного печатного органа. Происходили изменения в составе викариев М. е. 16 сент. 1931 г. на Волоколамскую кафедру был переведен еп. Иоанн (Широков), ставший ближайшим помощником митр. Сергия в управлении епархией. Весной 1932 г. Дмитровский еп. Питирим (Крылов) был возведен в сан архиепископа с поручением ему управления М. е. 29 окт. 1933 г. на Коломенскую кафедру вместо перемещенного в Самарскую епархию еп. Петра (Руднева) был хиротонисан еп. Сергий (Воскресенский; впосл. митрополит). Вскоре на Можайскую кафедру с Серпуховской был перемещен еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский). После его перевода в Брянскую епархию на Можайскую кафедру 5 апр. 1934 г. вернулся архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов). Временный патриарший Синод. Зимняя сессия. 1933/34 г. Временный патриарший Синод. Зимняя сессия. 1933/34 г. 27 апр. 1934 г. Временный Синод при участии др. архиереев (всего 22 чел.) принял решение присвоить митр. Сергию (Страгородскому) титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский». Т. о. формально закончилось продолжавшееся со времени кончины патриарха Тихона вдовство Московской кафедры. Впервые новый титул заместителя патриаршего местоблюстителя был оглашен во время богослужения 2 мая того же года в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове, а окончательно утвержден синодальным указом от 10 мая того же года. В связи с принятием митр. Сергием нового титула Коломенская викарная кафедра была упразднена, а еп. Сергий (Воскресенский) перемещен на Бронницкую кафедру. Еп. Питирим (Крылов) сложил с себя права управляющего М. е., однако фактически продолжал исполнять эту должность до нач. 1936 г. 14 мая 1934 г. состоялось назначение еп. Иоанна (Широкова) на Орехово-Зуевскую кафедру вместо еп. Иоанна (Соколова), перемещенного на Подольскую кафедру, а 4 сент.- на Егорьевскую кафедру (хотя формально Егорьевское вик-ство вошло в М. е. в 1922 с передачей Егорьевского у. Рязанской губ. в Московскую губ., фактически еще неск. лет Егорьевские епископы подчинялись Рязанским архиереям). В сент. 1934 г. Серпуховской еп. Иннокентий (Клодецкий) был возвращен на Каширскую кафедру, но вскоре он был арестован и приговорен к 5 годам ИТЛ. В февр. 1935 г. в Москве был арестован настоятель Высокопетровского мон-ря Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов), который был обвинен в нарушении данных им ранее обязательств о сотрудничестве с ОГПУ и расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010