Пресвитеры... должны быть благосердны, милостивы ко всем, обращать заблуждающих, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищего, всегда стараться о добром пред Богом и человеками (см.: 2Кор. 8, 21 ), воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха. И потому если молим Господа, чтобы Он простил нас, то и мы должны прощать. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога; каждый из нас должен предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет (см.: Рим. 14, 10, 12 ). Итак, будем служить Ему со страхом и всяким благоговением, как Он заповедал Сам и благовествовавшие нам Апостолы и Пророки, предсказавшие пришествие Господа нашего. Будем ревностны в добре, будем удаляться от соблазнов, от лжебратий и от тех, которые лицемерно носят на себе имя Господне и вводят в заблуждение людей легкомысленных (сщмч. Поликарп Смирнский , 94, 324). Источник. Надобно наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, – и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со (ловом Божиим (прп. Антоний Великий , 89, 124). Источник. Напрасно учит тот, у кого дела не соответствуют учению (прп. авва Исаия , 59, 181). ...Доброму пастырю несвойственно останавливаться на отдых, когда вверенное ему стадо рассыпано (свт. Василий Великий , 6, 328). Источник. Предстоятель слова все должен делать и говорить с осмотрительности» и по многом испытании, с целью благоугодить Богу, как человек, имеющий нужду в одобрении и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены(свт. Василий Великий , 7, 401). Источник. строители храма Божия, которые приуготовляют душу каждого, чтобы сделать ее соответственною основанию Апостолов и Пророков (свт. Василий Великий , 7, 416). как насадители Божиих розг, которые не насаждают ничего чуждого виноградной Лозе, т. е. Христу, и ничего неплодоносного, но со всяким рачением улучшают, что свойственно сей Лозе и плодоносно(свт. Василий Великий , 7, 416).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (После 1212 - 7.02.1238, Владимир), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Всеволода (Димитрия) Георгиевича . Основными источниками сведений о ее жизни являются древнерусские летописи т. н. лаврентьевско-троицкой группы и цикл агиографических произведений, написанных в 1-й пол.- сер. XVII в. в связи с почитанием Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича . Время и место рождения М. В. неизвестны. Она могла родиться в одном из городов, где между 1212 и 1215 гг. пребывал ее отец (в Киеве, Белгороде, Овруче, Переяславле-Русском или Смоленске). 14 апр. 1230 г. М. В. вышла замуж, молодых венчал в Успения Пресвятой Богородицы соборе во Владимире Владимирский еп. сщмч. Митрофан (ПСРЛ. Т. 25. С. 124). Нек-рые списки монастырских синодиков называют имена детей кн. Всеволода и М. В.: кн. Авраамий и кнж. Евдокия (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41 об., 1556 г.; Синодик нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г.; Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об.). О существовании у них детей также известно благодаря их косвенному упоминанию в Лаврентьевской летописи 1377 г., к-рая отметила, что 7 февр. 1238 г. у вел. кн. Георгия Всеволодовича вся его семья, «княгини з детми и со снохами и со внучаты огнемь скончашася» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463). Во Владимирском списке Жития блгв. кн. Георгия Всеволодовича, датированном 1695 г., упоминается, что князь неоднократно приходил вместе с семьей на богомолье во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь , куда 9 марта 1230 г. были торжественно перенесены мощи мч. Авраамия Болгарского . Здесь, согласно житийной традиции, вел. князь и его дети «припадаше и многую милостыню творяше и трапезы убогим своими руками поставляше» ( Сиренов. 2003. С. 62).

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Свт. Иоанн Иерусалимский, по-прежнему стремившийся привлечь на свою сторону архиеп. Феофила Александрийского, адресовал ему апологию, в к-рой опровергал выдвинутые против него обвинения в оригенизме. В кон. 396 - нач. 397 г. блж. Иероним составил соч. «Против Иоанна Иерусалимского» (CPL, N 612; Hieron. Contr. Ioan. Hieros.), представлявшее собой ответ на апологию (сочинение является одним из основных источников, содержащих сведения о палестинской стадии 1-го оригенистского спора; подробнее о ходе событий см. в ст. Епифаний Кипрский ). Несмотря на примирение между блж. Иеронимом Стридонским и Руфином Аквилейским, состоявшееся в Иерусалиме на Пасху 397 г., конфликт в скором времени обострился. Руфин Аквилейский отправился в Рим, где перевел на лат. язык «Апологию Оригена» (CPG, N 3476), составленную сщмч. Памфилом, а также соч. «О началах» (CPG, N 1482). Вскоре блж. Иероним, считавший, что Руфин сделал этот последний перевод с целью скрыть ереси Оригена, сам перевел «О началах» на латынь (сохр. лишь фрагменты: Hieron. Ep. 124). Александрийская и константинопольская стадии (399-403) В кон. IV - нач. V в. О. с. затронули монашескую среду Египта. По словам Сократа Схоластика , непосредственной причиной споров стал вопрос о том, «является ли Бог телом и имеет ли Он человеческий вид ( Θες σμ στιν κα νθρπου χει σχμα), или же Он бестелесен (σματος) и чужд человеческого и всякого другого телесного вида» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7 1-2). Как указывает Сократ, часть монахов, принадлежавших к числу «простых подвижников» (τν πλοκν σκετν), утверждали, что Бог телесен и человекообразен. По всей видимости, среди монахов, не имевших образования, такие взгляды в то время были распространены. Кроме того, речь могла идти о встречающемся среди монашества отрицательном отношении к богословию Оригена, а также к практике «чистой молитвы», теоретиком к-рой был Евагрий Понтийский. Егип. антропоморфиты, т. о., отстаивали возможность представлять Христа во время молитвы в телесном облике (подробнее см.: Gould. 1992; Флоровский. Антропоморфиты. 1998; Он же. Ориген. 1998; Ledegang. 1999). Др. группа монахов придерживалась мнения, согласно к-рому Бог бестелесен и не обладает плотским обликом ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7 1-2).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Крестовоздвиженский собор в Омске. 1865–1870 гг. Архитекторы Ф. Ф. Вагнер, К. Лазарев Фото: Gallery.ru Крестовоздвиженский собор в Омске. 1865–1870 гг. Архитекторы Ф. Ф. Вагнер, К. Лазарев Фото: Gallery.ru 9 сент. 1935 г. на Омскую кафедру переведен еп. Антоний (Миловидов), ему поручено временное управление Челябинской епархией. 29 нояб. 1936 г. архиерей был арестован вместе с 6 священниками. 8 марта 1937 г. на его место по окончании ссылки, которую он отбывал в Омской обл., назначен архиеп. Филипп (Ставицкий), однако не позднее июля того же года он был арестован. В июле 1937 г. на Омскую кафедру определен архиеп. Фотий (Пурлевский), однако он пробыл в Омске не более 2 недель и был арестован 1 авг. того же года. После этого церковное устройство Омского края было нарушено, Омская кафедра вдовствовала до кон. 1946 г. В кон. 1937 г. советскими карательными органами начато дело «повстанческой монархической организации «Сибирское братство»», в к-рое вошли дела «Омского епархиального братства». По приговору были расстреляны 130 чел., в т. ч. представители духовенства. В 1937-1938 гг. на территории Омской обл. расстреляны 117 священнослужителей, 43 церковнослужителя, арестованы и приговорены к разным срокам заключения 122 священника и диакона, 43 церковнослужителя. К 1938 г. в Омской обл. закрыто 124 молитвенных здания. В сер. 1938 - нач. 1939 г. власти закрыли ц. во имя вмц. Параскевы, Николо-Игнатьевскую ц. и еще 27 храмов. 25 мая 1939 г. состоялась 1-я Омская обл. конференция Союза воинствующих безбожников . К этому времени зарегистрированных священников в регионе не было. 17 мая 1940 г. оформлено закрытие последней числившейся действующей Никольской ц. в Ленинском р-не Омска (принадлежала обновленцам). Тем не менее общины нек-рых церквей не были распущены, сохранились их двадцатки и исполнительные органы, к-рые выплачивали налоги и охраняли храмы; ключи от храмов находились у верующих ( Беглов. 2008. С. 136). Движение «непоминающих» на территории Омской епархии широкого распространения не получило. В 1935-1937 гг. в Ишиме жил (первоначально в ссылке) еп. сщмч. Серафим (Звездинский). 24 июня 1937 г. он был арестован, а 26 авг. расстрелян в Омске. С 1942 г. до ареста в нояб. 1943 г. в Ишиме жил в ссылке еп. священноисп. Афанасий (Сахаров). 1943 - сер. 80-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Архив Пн Иеромонах Филарет (Тихонов), избранный епископом Бакинским и Азербайджанским, возведен в сан архимандрита 3 января 2024 г. 14:52 31 декабря 2023 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Тихвинском храме Успенского кафедрального собора г. Коломны Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Филарет (Тихонов) , избранный Священным Синодом Русской Православной Церкви епископом Бакинским и Азербайджанским; иерей Андрей Згонников, секретарь Коломенского епархиального управления, ключарь кафедрального собора; протоиерей Вадим Суворов, ректор Коломенской духовной семинарии; клирики митрополии. Богослужебные песнопения исполнил соборный хор под управлением Натальи Камышниковой. На малом входе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение решения Священного Синода от 27 декабря 2023 года ( журнал 124 ) митрополит Павел возвел иеромонаха Филарета (Тихонова) в сан архимандрита. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. За богослужением владыка Павел рукоположил старшего индивидуального наставника Коломенской духовной семинарии диакона Сергия Гребешкова в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес почетный настоятель собора протоиерей Николай Качанкин. По окончании Литургии был совершен молебен на новолетие, после чего митрополит Павел обратился к верующим с архипастырским словом. Московская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6090971.ht...

140 Например, почему сщмч. Поликарп не упоминает Иоанна в своем послании Филиппинской церкви, если он знал его как автора Евангелия? Ответить можно тем, что он пишет Церкви, основанной апостолом Павлом, поэтому и упоминает по имени его, а не Иоанна. – Гатри. Введение в Новый Завет. С. 203–204. 142 Гностик Гераклион был первым комментатором Евангелия. – Гатри. Введение в Новый Завет. С. 212–213. 143 Не вдаваясь в подробное обсуждение, приведем эти теории просто для полноты картины, подтверждающей авторство апостола Иоанна. 146 Parker. JBL 79. P. 97–110. Хотя изначально, как считает Смолли, о Иоанне Марке как авторе заговорил Вельгаузен. 147 Оскар Кульман (Cullmann О. The Johannine Circle, 1976) и некоторые Другие исследователи (напр., Culpepper R. A. The Johannine School, 1975) считают, что автор принадлежал к одному из течений иудаизма, отличавшемуся от учения апостолов. 149 Хотя, согласно Евсевию (НЕ. III. 39.6), возможность существования двух Иоаннов не исключается (он даже приводит донесенную Дионисием молву о том, что в Эфесе было две гробницы с именем Иоанн. – НЕ. VII. 25.16), но все же Папий нигде не говорит ни о происхождении старца Иоанна, ни о его литературных занятиях. 150 Существует два фрагмента папирусов, которые содержат либо сам текст Евангелия (папирус Райленда 457. – Roberts. An Unpublished Fragment of the Fourth Gospel), либо упоминания о нем (папирус Эгертона 2. – Dodd. New Testament Studies. P. 12–52). Оба фрагмента датируются первой половиной II века, возможно около 130 г. 153 Самый древний список Нового Завета на сегодняшний день – папирус Â52, содержащий Ин 18: 31–33; 37–38 , по мнению Дейссмана, был написан во время правления Адриана (117–138), а возможно, даже и Траяна (98–117). – Мецгер. Текстология. С. 36. 157 Или его окончательной редакции, если допускать гипотезу о том, что Иоанн записал слова Господа вскоре после того, как услышал их, а затем отредактировал. Это предположение рассматривается в книге – Edwards. The Disciple. 160 Браун (Braun. NTS 4. Р. 119–124) полагает, что до автора Послания Варнавы дошли отголоски проповеди Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

придерживался в своих сочинениях. В работах, преследующих догматико-полемические цели, он обычно использовал буквально-историческое толкование, а в трактатах назидательно-увещательного характера прибегал к аллегорическому толкованию, стремясь почти в каждом слове библейского текста найти целую сокровищницу духовно-нравственных наставлений, часто совершенно игнорируя букв. смысл ( Сагарда. С. 669). К примеру, в «Защитительном Слове о Шестодневе» Г. исследует букв. смысл повествования и стремится избежать крайностей аллегорического метода, не искажая «слово Свящ. Писания» «образной аллегорией», но присоединяя к нему «естественное созерцание» природы ( Greg. Nyss. Apol. in Hex.//PG. 44. Col. 121, 124). В трактате «О жизни Моисея» он применяет сразу 2 способа толкования - исторический и умозрительный, к-рым соответствуют 2 части трактата, причем 1-я значительно короче и менее важна, чем 2-я. В беседах «О надписаниях псалмов», «На Екклесиаста» и «На Песнь Песней» Г. следует нравственно-духовному, прообразовательному и мистико-созерцательному толкованиям, забывая, а иногда и отвергая букв. смысл библейского текста. В толкованиях на НЗ святитель отдает предпочтение нравственно-духовному толкованию. То же касается его гомилетических трудов. 2. Патристические. Г. нечасто упоминает имена своих предшественников -христ. богословов, поэтому достаточно трудно определить с точностью, у кого он заимствует ту или иную мысль. Тем не менее можно указать неск. основных групп: александрийцы Климент и Ориген, каппадокийцы свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов, а также ряд др. малоазийских богословов - свт. Григорий Неокесарийский, сщмч. Мефодий Олимпийский, Евстафий Антиохийский, Василий Анкирский и др. Святители Григорий Нисский и Григорий Богослов. Миниатюра. XI в. (Dionys. 61. Fol. 113r) Святители Григорий Нисский и Григорий Богослов. Миниатюра. XI в. (Dionys. 61. Fol. 113r) Прежде всего в богословии Г. прослеживается влияние христ. представителей александрийской экзегетической школы - Климента и Оригена.

http://pravenc.ru/text/166529.html

Поминовение на богослужении Митрополита Петра прекратить. Настоящее постановление сообщить викарным епископам Омской епархии: Петропавловскому и Семипалатинскому, и всем благочинным епархии, дабы они поставили в церквях в известность все православные общины» (ГА Омской обл. Ф. 1326. Оп. 4. Д. 11. Л. 124). 5 апр. того же года состоялось 2-е собрание омского духовенства и мирян для обсуждения проблем высшего церковного управления. Был заслушан доклад о церковной жизни в Москве. Собравшиеся просили В. и его викариев управлять Омской епархией самостоятельно, не присоединяясь ни к каким группировкам, и ожидать установления законной церковной власти. В начале лета в ц. Илии Пророка состоялось 3-е собрание духовенства и мирян Омска во главе с В., присутствовали более 50 делегатов от храмов города и близлежащих приходов. Собравшиеся обсуждали выпущенное 18 апр. 1926 г. митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским) обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам РПЦ, в к-ром он объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. Собрание постановило послать в столицу делегата от Омской епархии для ознакомления с состоянием церковных дел, а также вновь осудило ВВЦС и архиеп. Григория. В авг. 1926 г. на 4-м собрании представителей от омского духовенства и мирян был заслушан доклад вернувшегося из Москвы благочинного градо-омских церквей прот. Василия Инфантьева. В следующем году духовенство и прихожане Омска во главе с В. обратились к властям с ходатайством о регистрации Омского епархиального управления в подчинении у Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Несмотря на противодействие властей, находившихся в тесном контакте с остатками обновленцев, жизнь правосл. Омска оживилась. В 1927 г. была восстановлена дореволюционная традиция проводить в храмах после богослужений религиозно-нравственные беседы (на каждую беседу нужно было запрашивать разрешение властей, конспект беседы утверждался представителем исполкома). За 3 года управления Омской епархией В.

http://pravenc.ru/text/158540.html

Источниковую базу монографии также можно было расширить за счет документов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Архива Музея истории религии (Санкт-Петербург), Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива новейшей истории и некоторых дополнительных фондов ГА РФ (Наркомюста, ВЦИК и др.). В частности, в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга документы о вскрытии, изъятии и возвращении верующим мощей святых хранятся в фондах Комиссариата внутренних дел Союза коммун Северной области, Петроградского совета, административного отдела Ленгубисполкома, Ленгорисполкома, Леноблисполкома, Ленинградского уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви и др. В работе имеется и ряд неточностей. Так на с. 124 ренегат А. А. Осипов назван профессором Московской Духовной академии, а на с. 171 — профессором Ленинградской Духовной академии (что верно). В монографии приводится старое название Российского государственного архива новейшей истории — Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Сюжет со строительством крематория на территории Александро-Невской лавры на с. 99–100 описан фрагментарно и неточно: работы по его сооружению начались в 1919 г., а не летом 1920 г., в книге также не указано, чем они закончились. Отдельные сюжеты следовало бы дополнить. В частности, не разъяснена судьба мощей св. князя Александра Невского после их изъятия осенью 1922 г. до возвращения Церкви в 1989 г. (их перевоз в 1922 г. в Наркомат юстиции и т. д.). Не описаны в должной степени интересные обстоятельства изъятия мощей свт. Иоасафа Белгородского. Не рассказывается о передаче в 1946–1947 гг. из бывшего Центрального антирелигиозного музея в Москве ряда мощей православных святых в Музей истории религии в Ленинграде. Кроме того существует ряд сюжетов, которые можно было бы осветить в случае переиздания книги в расширенном варианте: отношение к мощам православных святых деятелей обновленческого раскола; история с попытками перезахоронения мощей св. праведного Иоанна Кронштадтского 6 ; судьба мощей святых на оккупированной в годы Великой Отечественной войны территории СССР; обретение мощей новомучеников в 1990-х — 2000-х гг. (сщмч. Виктора (Островидова), прп. Марии Гатчинской и др.); поиски и обретение останков царской семьи. Монографию также украсил бы именной указатель или, хотя бы, указатель православных святых, мощи которых упоминаются в тексте.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157275/

Б) Р. Бультман убеждает, что слова о хлебе и чаше («сие есть...») являются, как в мистериях, буквальным, «сакраментальным толкованием действия». В) Леонард Гоппельт 121 избегает этих крайностей. Он утверждает, что в словах на Тайной вечере Иисус Христос предлагает некий совершенно новый образ общения, чуждый мистериальному, но и не имеющий аналогий в иудействе. Он, как и в других случаях, прорывает привычный иудеям мыслительный горизонт. Этот новый образ общения с Господом через вкушение хлеба и вина, пишет Гоппельт, ученики Иисуса Христа поймут только тогда, когда Он и встретится с ними новым образом, что произойдет после Его Воскресения. Не воображение и не мистериальное самовнушение, но реальное и живое переживание Духа, в Котором приходит Сам Воскресший и Прославленный, – вот что приносит христианам новое представление о сакраментальном причастии (communion). Толкования Установительные слова произвели очень большое действие в истории Церкви и породили огромное количество толкований: уже в ранней Церкви от символически-спиритуального толкования Оригена и блж. Августина , для которого хлеб – это signum тела, до почти мистериального у сщмч. Игнатия Антиохийского («лекарство бессмертия», «противоядие против умирания»). Обширный обзор толкований в ранней Церкви и в период патристики дан в трудах Й. Беца 122 . Здесь нет никакой возможности касаться этого вопроса герменевтики и догматики. Намек на Имя Божие? Во-первых, православная сакраментология – далеко не столь ясно догматизированная (если смотреть с точки зрения наличия четко сформулированных соборных определений и постановлений) область богословия, как, скажем, триадология или христология; более того, она касается настолько таинственных областей церковной жизни – на что указывает уже само слово «таинство», – что древние отцы и церковные писатели нередко избегали подробного раскрытия ее содержания. Недаром в византийской и затем древнерусской традиции основным методом изъяснения богослужения стал символический метод, который уходит от догматических аспектов осмысления таинств Церкви, предпочитая довольствоваться языком символов и прообразов 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010