Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТУЛИН [лат. Catulinus] († 303), сщмч. (пам. зап. 15 июля), диак. в Карфагене. В Мартирологе блж. Иеронима (италийская редакция - 1-я пол. V в.) имя К. упоминается под 15 июля вместе с именами др. мучеников - Ианнуария, Флорентия, Полунтаны, Иулии и Иусты. Все они указаны как погребенные в базилике св. Фавсты в Карфагене. В комментариях к этому сообщению говорится, что название базилики указано с ошибкой: речь должна идти о ц. св. Фавста, достаточно широко известной из различных источников (в частности, в ней неоднократно произносил проповеди блж. Августин ). Нет сведений о том, имелась ли связь между К. и остальными мучениками кроме общего места захоронения. Эта же заметка о К. приведена в Мартирологе свт. Адона Вьеннского и Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.), откуда она перешла в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.). В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) К. фигурирует без дружины. Св. Поссидий , еп. Каламский, указывал, что блж. Августин произнес проповедь в похвалу К., однако этот текст не сохранился. В один день с К. (15 июля) пострадали некоторые др. мученики, в частности сщмч. Феликс , еп. Тибиуки, чьи мощи также покоились в ц. св. Фавста. И. Делеэ, проанализировав текст Мученичества епископа, пришел к выводу, что К. и др. мученики, чьи мощи хранились в базилике св. Фавста, пострадали в 303 г. (начало гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305)). Ист.: ActaSS. Iul. T. 4. P. 27-28; MartHieron. P. 375; MartRom. P. 289; Possidius Calamensis. Indiculus Librorum, Tractatum et Epistolorum St. Augustini Hipponensis episcopi. 9//PL. 46. Col. 19; Kalendarium Antiquissimum Ecclesiae Carthaginensis//PL. 13. Col. 1222; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 303; MartUsuard//PL. 124. Col. 261-262. Лит.: Delehaye H. La Passion de S. Félix de Thibiuca//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 265-266; MartHieron. Comment. P. 377; Ferron J. Catulin//DHGE. T. 12. Col. 2-3; Salsano M. Catulino//BiblSS. Vol. 3. Col. 1052. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1683919.html

( Rufin. Apol. in Hieron. I 22-44; II 13-22). В завершение было составлено небольшое «Толкование на Послание к Титу» (In Epistolam ad Titum//PL. 26. Col. 555-600). 4. В 398 г. ( Dulaey. 1997. P. 28) И. С. по просьбе мон. Анатолия пересмотрел и исправил текст «Толкований на Апокалипсис» (Commentarii in Apocalypsin//PL. 5. Col. 317-344 (фрагменты поздней редакции); полный текст: CSEL. 49. P. 17-153; SC. 423. P. 46-123; CPL, N 80), принадлежавших раннему лат. экзегету сщмч. Викторину Петавскому и носивших хилиастический характер (см. Хилиазм ). В предисловии (Praef. in Apoc.//CSEL. 49. P. 14-15; SC. 423. P. 124) И. С. отмечает, что в первых 19 главах он ограничился только исправлениями ошибок, внесенных переписчиками (вероятно, в старолат. перевод Апокалипсиса), в то время как в последних 2 главах он устранил все места, содержавшие хилиастические представления, и существенно дополнил их толкованиями, заимствованными из трудов предшествовавших экзегетов (гл. обр. из толкований Тихония ), а также улучшил стиль Викторина, писавшего на довольно грубой латыни ( Hieron. De vir. illustr. 74; см.: Haussleiter. 1886; Dulaey. 1991). В конце книги И. С. присоединил собственное нравственно-аскетическое толкование 2 последних глав Апокалипсиса ( Hieron. In Apoc.//SC. 423. P. 126-130). Исправленный И. С. текст толкования сохранился в искаженном виде, со следами неск. позднейших редакций. 1-я была сделана в 70-х гг. V в. (Y); затем текст был основательно переделан в нач. VI в. неизвестным редактором (Ф), к-рый дополнил его мн. стихами, не цитировавшимися Викторином, по старолат. переводу Апокалипсиса; наконец, ок. 700 г. появилась еще одна редакция (S), в которой мн. стихи были заменены, добавлены новые, заимствованные из Вульгаты, редакция представляла собой соединение предшествующих (Y и Ф) с многочисленными дополнениями и перестановками текста. Этими редакциями пользовались мн. лат. экзегеты докаролингской эпохи (свт. Кесарий Арелатский, св. Амвросий Аутперт , Примазий Адруметский, Апрингий , Беда Достопочтенный, Беат Сен-Мартенский и др.) при составлении толкований на Апокалипсис. Отдельные места и выражения из НЗ обсуждаются также в письмах И. С.: Ep. 21 (притча о блудном сыне); Ep. 27 (о богодухновенности и новых переводах); Ep. 55 (Мф 6. 34; 1 Кор 6. 18; 1 Кор 15. 25-28); Ep. 59 (1 Кор 2. 9-10; Мф 25. 31-46; 1 Фес 4. 15-17; Ин 20. 17; Деян 1. 3); Ep. 112 (ответ блж. Августину о Гал 2. 11-21); Ep. 119 (1 Кор 15. 5); Ep. 120 (Мф 19. 16-21; 26. 29; о различиях в рассказе евангелистов о воскресении Христа (по Мф 28, Мк 16, Лк 24, Ин 20); Мф 27. 50-51; о ниспослании Св. Духа на апостолов (по Ин 20, Лк 24 и Деян 1-2); Рим 9. 14-29; 2 Кор 2. 16; 1 Фес 5. 13); Ep. 121 (о Христе и Иоанне Крестителе (Мф 11. 3; Лк 7. 20; Ин 1. 29); Мф 12. 20; 16. 24; 24. 19-20; Лк 9. 53; 16. 1-8; Рим 5. 7; 7. 7; 9. 3-5; Кол 2. 18-19; об антихристе (по 2 Фес 2. 3-10)).

http://pravenc.ru/text/293730.html

Ибо Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26). Ему же слава во веки. Аминь.     Сщмч. Поликарп Смирнский. Послание к филиппийцам. 6.    Там же. 5.    Там же. 6. Слово 124. О том, чтобы ува ж ать священников...    Игнатий Богоносец пишет, говоря: «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге будет с ними». И еще: «Тот, за Которого я в узах, свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: “без епископа ничего не делайте”», посему «нам не следует ничего делать без епископа», «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где именуется Иисус Христос, там и Соборная Церковь собирается " … Ибо не где хотят ходят стада овец, но где пастыри их водят. Тех же, кто остался вне стада, [Col. 1821] похищают дикие звери и делают заблудившегося себе пищею. Поэтому «непозволительно без епископа ни ступать, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу благоугодно… Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь втайне от епископа служит диаволу». «Необходимо повиноваться также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа, надежды нашей, и всяким образом всем им угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься нареканий, как огня. Все почитайте диаконов, как Иисуса Христа, а епископа — как Отца, пресвитеров же — как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них Церковь не именуется». Подтверждает словом и Закон, говоря: Да сохраниши зело творити вся… егоже рекут тебе иереи сотворити, да не уклонишися от словесе… ни на десно, ни на лево. И человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жерца… да умрет человек той (Втор. 17:10-12). Пророк Малахия говорит:Понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть. В мире исправляй иде со Мною и многих обрати от неправды (Мал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

ИСАИЯ мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские 124-125 125-126 126-127 ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель 128-130 130-131 131-135 ИСАИЯ (Лукошков Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим., мастер усольской школы древнерус. церковнопевч. искусства 135-140 ИСАИЯ (Поликин Иван Федорович; 1830/31 - 1871), иером., член 14-й и 15-й Пекинских духовных миссий 140-141 ИСАИЯ (Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» 141-144 144-145 145-146 146-149 149-150 ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615), преподобные Ручьёвские(пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 150-152 152-154 ИСАИЯ КАРТВЕЛИ (Грузин), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные 154-155 ИСАИЯ СКИТСКИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» 155-156 ИСАЙ НАЗАРОВИЧ († ранее 2-й пол. 90-х гг. XX в.), крестьянский книжник из старообрядческого часовенного согласия 157-158 159-162 162-164 164-165 ИСИДОР прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих), затворник, Киево-Печерский 165-166 166-169 ИСИДОР Решёткин († 1921), псаломщик, мч. (пам. в в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский 169-177 ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) 177-182 182-185 ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

118. «Я никому так не пишу, как Вам...»: Переписка С. Н. Дурылина и Е. В. Гениевой. М. : Центр книги Рудомино, 2010. 544 с.: ил. – Фрагмент дневника Е. В. Гениевой, с 1924 г. – духовной дочери о. Сергия Мечёва . 119. Радомская Г. И. Хранительница церковной традиции//Московский журнал. 2011. 3. С. 44–58. – О духовной дочери св. прав. Алексия, а затем сщмч. Сергия Мечёвых . 120. Торопова В. Я. Жизнь в правде своей//Московский журнал. 2011. 7. С. 48–57.– О свящ. Сергии Сидорове, которого благословил на принятие священного сана о. Алексий Мечёв . Маросейские клирики и миряне 121. Сокровища Введенских Франкфурт-на- Майне, 1983. Вып. 9. С. 217–254. – Некрополь. 122. Борис (Холчев) , архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991.96 с. 123. «В этом моё служение Христу» (воспоминания о Д. Е. Мелихове)//Московский комсомолец. 1991.18 апреля. С. 4. 124. Покоев К. Соль земли: Памяти отца Василия Евдокимова//Московский журнал. 1991. 12. С. 20–27. 125. Фудель С. И. Из воспоминаний о Сергее Николаевиче Дуры- лине//Московский журнал. 1991. 6. С. 20–25. 126. Булгакова Е. А. Жизнеописание архимандрита Бориса (Холчева) //Глаголы жизни. 1992. 2. С. 18–32. 127. Борис (Холчев) , архим. О победе над грехом и смертью. Беседы, слова, поучения. М.: Изд. храма Свт. Николая чудотворца в Клённиках, 1996. Кн. 1.191 с. (Московский приходской сборник. Вып. 2). 128. Борис (Холчев) , архим. Перед встречей с Господом. Кн. 2. М.: Изд. храма Свт. Николая чудотворца в Клённиках, 1996. 327 с. (Московский приходской сборник; вып. 2). 129. Апушкина Е. В. Владыка Стефан (Никитин)//К Свету. 1993. 9–10. С. 40–48. 130. О. Владимир Отт. Сага о нашей семье. Старый Оскол, 1993. 181 с. – Прот. Владимир Отт был духовным сыном старца Алексия, а затем о. Сергия Мечёвых . Его воспоминания содержат интереснейшие подробности жизни маросейской общины. 131. Алдошина А. Е., Алдошина Н. Е. Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова): Жизнеописание//Иулиания (М. Н. Соколова), мон. Труд иконописца. Троице-Сергиева лавра, 1995. 221 с: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

124-125 ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 125-126 ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) 126-132 132-133 ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства 133-135 135-136 136-137 ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) 137-138 138-139 ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря 139-143 143-144 ЕВИЛМЕРОДАХ [Евильмеродах; Амель-Мардук], 3-й царь нововавилонской халдейской династии (окт. 562 - июль 560 гг. до Р. Х.) 144-145 145-147 148-149 149-150 150-152 152-153 153-154 154-156 156-157 ЕВЛОГИЙ (IV в.), прп. (возможно, пресвитер) в пустыне Египетской (пам. зап. 20 сент.), в палестино-груз. календаре пам. указана под 3 февр. 157-158 ЕВЛОГИЙ прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВЛОГИЙ († 859), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник, сщмч. (пам. зап. 11 марта) 158-160 160-161 ЕВЛОГИЙ (Георгиев Спиридон Антонов; 1890 - 1947), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов 161-168 168-169 ЕВЛОГИЙ (Марковский Евсевий; 1878 - 1951), еп. Винницкий и Подольский Украинской Автономной Церкви 169-170 ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

3. учение, предание) – термин, принятый у сщмч. Дионисия Ареопагита св. Павла: «тем, кто очищает преизобилием своей чистоты, надлежит передавать (μεταδιδναι) прочим свою непорочность; просвещающим же, как более прозрачным умам, способным и причаститься свету, и передать его (πρς μετδοσιν), и как всеблаженно исполняемым священного сияния, надлежит весь изливаемый на них свет посылать достойным света. Тем же, кто ведет к совершенству, как искусным в передаче (μετδοσις) совершенствующего, надлежит совершенствовать несовершенных, священно вводя их в знание священного, ими созерцаемого» (О небесной иерархии, 3, 3,168 а); «Ибо я от Самого Господа принял (παρλαβον) то, что и вам передал (παρδωκα), что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан (παρεδδετο) был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал...» ( 1Кор. 11:23–24 ). 124 См. подробно: Флоровский Г. Назначение Предания в Древней Церкви//Вестник РХГА/Пер. с англ. и комм.: А.А. Почекунин. – 2014. – Том 15. – Вып. 1. – С. 11–31. См. также: Лосский В. Н. Предание и предания/Лосский В. Н., Успенский Л. А. Смысл икон/Пер. с фр.: В. А. Рещикова. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. – С. 7–28. 125 Kerygma (лат. от греч. κρυγμα – свидетельство, провозглашение, проповедь; от κηρυσσω (kerusso, «Я свидетельствую, проповедую»), от κρυξ (keruks, «глашатай», «вестник»)) – термин Новозаветной герменевтики, один из аспектов процесса искупления и спасения человека, совершаемого через харизматических посланников Слова, означающий также формализованные учения, в том числе и вероисповедные положения; по смыслу близкий понятию «благой вести» (εαγγλιον). 128 Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses. [Русский перевод П.А. Преображенского: Св. Ириней Лионский . Пять книг против ересей. – М: Университетская типография. Приложение к журналу «Православное обозрение», 1868–1871]. 129 Выражение «depositum juvenescens» принадлежит св. Иринею. Depositum juvenescens (лат.) – возможные варианты перевода: «живое предание», «цветущее установление» «драгоценное сокровище», «обновляющийся залог», «обновляющееся достояние».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

О действительности первородного греха говорит Священное Писание: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один, если дни его определены» ( Иов.14:4–5 ); «как одним человеком грех» (μαρτα) «вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Говорит о нем и Предание Церкви. Например, обычай крестить младенцев, существующий в Церкви со времен самих апостолов, как свидетельствуют древние учителя: Ириней, Ориген , Киприан и многие другие. И это Крещение она всегда совершала, по свидетельству тех же учителей и ее Символов, во оставление грехов. Ориген (ум. 251 г.) учил, что младенцы «через таинство Крещения очищаются от скверны рождения» (цит. по митр. Макарию (Булгакову)) , а сщмч. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.) считал, что младенцы, как «происшедшие от плоти Адама», восприняли «заразу древней смерти чрез самое рождение». Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: «...и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». Потому-то блж. Августин смело указывает пелагианам на Крещение младенцев в подтверждение мысли, что Церковь всегда признавала в людях действительность прародительского греха. Надобно присовокупить, что при Крещении младенцев, равно как и взрослых, Церковь издревле употребляла заклинания, чтобы прогнать от новокрещающегося «всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его». Что же значили бы эти заклинания, если бы Церковь считала младенцев чистыми и непричастными прародительскому греху? А древности этих заклинаний не отвергали сами пелагиане. Первородный грех распространяется посредством физического рождения. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Здесь нельзя разуметь личного греха царя-пророка, потому что в этом грехе, говорит он, я зачат и родился; этот грех, следовательно, был присущ ему с такого времени, когда он не имел еще личной деятельности. Нельзя понимать и греха родителей Давида, будто он зачат беззаконно – известно, что Давид не был плодом преступления, что Иессей, его отец, вел жизнь праведника, а мать была законная жена Иессея. Поэтому под именем беззакония, в котором Давид рожден, надо понимать нечто другое – тот грех, который, родившись от первого непослушания Адама, переходит от него на все его потомство. Естественный закон зачатия и рождения для всех людей один и тот же, следовательно, нельзя указать причины, почему бы только один царь Израилев был зачат и рожден в прародительском грехе, а все прочие люди были бы от него свободны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А. в Западной Церкви пропал; за исключением переведенного по заказу Кассиодора отрывка, его сочинения не переводились на латинский язык до XVI в. В средние века К. А. был известен на лат. Западе лишь благодаря широкому распространению сделанного Руфином лат. перевода «Церковной истории» еп. Евсевия Кесарийского, к-рый лег в основу ряда позднейших переработок и хроник. Непосредственно из лат. перевода «Церковной истории» имя К. А. было взято в IX в. монахом Узуардом, составившим собственную версию Мартиролога, к-рая впосл. получила значительное распространение в католич. Церкви. Заимствование из лат. «Церковной истории» подтверждается пояснительным текстом в Мартирологе, почти дословно совпадающим с текстом Руфина: «В Александрии, память святого Климента пресвитера, весьма прославившегося в изучении божественных наук» (см.: MartUsuard//PL. 124. Col. 765-766). Поскольку Узуард перенес совершавшуюся 4 дек. память мучеников Симфрония и Олимпия, упоминаемых в Житии сщмч. Стефана I , еп. Римского (III в.), на 27 июля, ставший вакантным день 4 дек. он заполнил именами двух новых святых, к-рые ранее не присутствовали ни в одном мартирологе: К. А. и Мелетия, «епископа понтийских церквей», современника еп. Евсевия Кесарийского (ср.: Euseb. Hist. eccl. VII 32. 26-28). Память К. А. перешла во мн. лат. мартирологи, производные от Мартиролога Узуарда, однако сведений о к.-л. литургическом почитании К. А. на лат. Западе до или после IX в. нет. При составлении офиц. Римского Мартиролога (Martyrologium Romanum) при папе Григории XIII (1572-1585) имя К. А. не было включено в список почитаемых 4 дек. святых (при этом имя еп. Мелетия сохранилось; см.: Martyrologium Romanum. R., 1583. P. 215). В последующих переработках и переизданиях Римского Мартиролога имя К. А. также отсутствовало; упорное нежелание Римских пап вносить его память в офиц. мартиролог исследователи объясняют тем, что авторитетные католич. теологи, отчасти опираясь на мнение свт. Фотия и «Декрет о принимаемых и не принимаемых книгах», а отчасти самостоятельно изучая уже опубликованные к этому времени на греч.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯРЕ (митрополичьи, Патриаршии), высшие светские чиновники рус. митрополичьего, затем Патриаршего двора. Наиболее раннее упоминание о Б. митрополита содержится в «докончании» (договоре) вел. кн. Василия Димитриевича с митр. св. Киприаном (между 1392 и 1404), где упоминаются Б. и слуги, служившие митр. св. Алексию . Имена неск. митрополичьих Б., сопровождавших претендента на Русский митрополичий престол Митяя в его поездке в К-поль, названы в «Повести о Митяе». В нач. XV в. Б. могли быть и духовные лица: одним из Б. митр. Киприана был чернец Андрей Ослебятя. Б. у митрополита было сравнительно немного - Митяя в поездке сопровождали 6 Б., при оформлении меновой грамоты Василия Димитриевича с митр. Киприаном на слободу Караш присутствовали 5 Б. В XIV в., в период борьбы московских князей с тверскими и суздальскими за великое княжение Владимирское, неустойчивая светская власть нуждалась в поддержке митрополитов и потому практически не вмешивалась в процесс формирования митрополичьего двора, состав к-рого был достаточно пестрый. Начиная со времени правления Василия Димитриевича появляются первые примеры назначения вел. князем высших должностных лиц митрополичьего двора. По свидетельству родословцев, Василий Димитриевич «дал в бояре» митр. Киприану племянника свт. Алексия Степана Феофановича, а также др. своего приближенного - Димитрия Афинеевича. Это действие, с одной стороны, являлось знаком милости, с др.- ставило Киприана под контроль доверенных людей вел. князя. В Государеве родословце сообщается: «От Степана пошли Фомины, что словут митрополичьи. И Степанов род Феофановича весь служит у митрополитов» (Редкие источники. С. 123-124). Начиная с 60-х гг. XV в. на протяжении XVI в. известные историкам митрополичьи Б. принадлежали только к этой фамилии (исключение составляют упомянутые в 1526 братья Ю. Г. и В. Г. Мануиловы). Это не было случайностью, т. к. в 69-й гл. постановлений Стоглавого Собора (1551), фиксировавшей уже традиц. к этому времени практику, архиереям предписывалось после смерти Б. выбирать для них преемников «от тех же родов». Стоглавый Собор также постановил, что все пожалования боярского сана не должны делаться «без царева ведома»: «И повелит царь которым быти в боярех... и святителем у себя тех и держати». По-видимому, мн. митрополичьи слуги и Б. были убиты в период опричнины. Кн. А. М. Курбский сообщает, что «по убиении» митр. сщмч. Филиппа «не токмо многих клириков, но и нехиротонисанных мужей благородных сколько сот помучено разными муками и погублено»; о казни «советников и приближенных митрополита» свидетельствуют также опричники Таубе и Крузе. Однако, несмотря на казни, в одном из актов 1598 г. Патриаршим боярином по-прежнему значится представитель рода Фоминых - Иван.

http://pravenc.ru/text/153299.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010