От своего отца он наследовал дар поэтического вдохновения, который вместе с его личною мудростью проявился в том, что он «изрек три тысячи притчей и тысячу пять песней»; вместе с тем его любознательный ум отдался исследованию природы, так что и в области естествознания он поражал современников обширностию и глубиной своих познаний: «и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах», т.е., одним словом, по всем отделам естествознания. Сочетание таких необычайных дарований и обширных познаний в юноше-царе, естественно, делало его чудом своего века. «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» 193 . Благоустроив внутренние дела государственного управления, Соломон не замедлил приступить к исполнению главного завещания своего отца Давида, именно к построению «дома имени Господа, Бога своего» 194 . Обстоятельства благоприятствовали началу предприятия. Старый друг Давида, Хирам, царь тирский, перенес свою дружбу и на его сына, и, услышав о восшествии его на престол, отправил к нему посольство с поздравлением и заявлением дружбы. Соломон воспользовался этим случаем и через ответное посольство к Хираму просил его о содействии в построении храма. Хирам вновь ответил Соломону письмом, в котором охотно предлагал ему всякое содействие. Между ними состоялось соглашение, по которому Хирам обязывался доставлять кедровые брусья с Ливана, а Соломон должен был ежегодно поставлять во дворец Хирама условленное количество хлеба и оливкового масла, именно 20 000 коров пшеницы и 20 коров масла. Заготовлявшийся на Ливане строевой лес сплавлялся финикиянами морем до Яффы, откуда Соломон перевозил его в Иерусалим. Рабочие для этих работ набирались из подвластных иноплеменников, живших в различных частях страны. Их собрано было 153 600 человек: 70 000 из них употреблялись для перевозки брусьев, 80 000 для рубки леса на Ливане и 3 600 в качестве надзирателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

После предостережения и угрозы и после призыва ко вниманию следует обещание награды: побеждающему дам вкушать сокровенную манну (π το μννα το κεκρυμνου) и дам ему белый камень (ψφον λευκν) и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Сопоставление двух наград – сокровенной манны и белого камня – с полною очевидностью говорит о том, что эти предметы награды являются лишь символами. Манною питались в пустыне евреи; она падала с неба ( Исх. 16:35 ) в продолжение всего того времени, когда евреи странствовали по пустыне. Таким образом, это был хлеб, которым Бог питал свой израильский народ в Ветхом завете. В Новом завете для нового Израиля должна быть и новая манна, новый хлеб. О нем Спаситель говорил: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41, 48, 51 ). Посему и здесь, в Апокалипсисе, под сокровенною манною нужно разуметь тело и кровь Иисуса Христа, которые вкушают верующие в таинстве евхаристии. Это вкушение, видимо доступное всякому христианину, производит различное таинственное воздействие: для одного оно служит осуждением, для другого – залогом и источником вечной жизни в Иисусе Христе. Так что награда, обещанная пергамским христианам, относится не только к будущей жизни, но и к настоящей, состоя в преподании таинственной Божественной благодати, которая постепенно соделывает христианина достойным будущего вечного блаженства, начинающегося еще здесь на земле, во время самого подвига добродетельной жизни 190 . Нечто подобное означает и символ второй награды – белый камень. Под этим камнем нельзя разуметь «дщицу с надписью святыня Господня» 191 ( Исх. 28:36 ), нельзя разуметь и «блестящий, драгоценный камень» 192 . Этот белый камень с надписью должен напомнить читателям Апокалипсиса тот камешек, который выдавался как на суде для обозначения оправдания или обвинения 193 , так и во время состязания на играх, как выражение награды 194 . И под ним символически изображается приговор Божьего суда над каждым христианином, по каковому приговору он получает или награду, или наказание, и при этом в той самой степени, которую каждый заслужил. Здесь, на земле, и там, на небе, она – особая для каждого (никто не знает, кроме того, кто получает), как блаженно состояние его духа ( Лк. 17:21 ). Послание Фиатирской церкви (2:18–29)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Привлечение учеников к полноте богообщения (15:16) означает их избрание, отделение от мира. Мир любит лишь своих, его любовь обращена только на ему подобных, таких же, как он 190 : «Если бы вы от мира были, мир любил бы свое. А так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» (15:19). Церкви как союзу любви противостоит ненависть мира. Иисус уже говорил, что мир Его ненавидит (7:7). Теперь эта ненависть к Нему перейдёт на учеников: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он прежде вас возненавидел» (15:18). Иисус напоминает слова, произнесённые Им ранее (13:16): рабы не вправе рассчитывать на то, что к ним будут относиться лучше, чем к их господину: «Если Меня гнали, и вас будут гнать; если слово Мое соблюли, и ваше будут соблюдать» (15:20). Мир не отзовётся на их проповедь. Ученикам нет смысла надеяться на то, что все люди прислушаются к их учению. Но как некоторые приняли слова Иисуса, так будут и те, кто пойдёт за ними. Иисус уходит, и мир обратит на учеников свою ненависть, как на носителей Его имени. Причина будущих гонений заключается в неведении (15:21), в неспособности понять, что Иисус выполнял поручение Отца. Приход Сына Божия к людям возложил на людей моральную ответственность. За отказ и нежелание поверить в то, что Бог всецело явил себя в Иисусе Христе, иудеи навлекли на себя осуждение: «Если бы Я не пришел и не говорил им, они не имели бы греха; теперь же извинения не имеют в грехе своем» (15:22) 191 . Возненавидев Сына, они возненавидели и Отца: «Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит. Если бы я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, они не имели бы греха; теперь же и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего» (15:23 – 24). Происшедшее отвержение подтверждается Писанием (Пс 34:19, 68:5) 192 : «Но да исполнится слово, в Законе их написанное: “Возненавидели Меня напрасно " » (15:25) 193 . Однако перед лицом грядущих гонений ученики останутся не одни, с ними будет Утешитель: «Он будет свидетельствовать о Мне. Но и Вы свидетельствуйте, потому что от начала вы со Мною» (15:26 – 27). Эти свидетельства нельзя понимать как раздельные. Они станут совместными. Ведь Св. Дух будет присутствовать в самих апостолах 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Притч. 25 :28. Есть много меду — не хорошо, так же нужно ценить и хвалебные слова. Притч. 25 :29. Что город с разрушенными стенами и без ограды, то и человек, поступающий без совета. Глава 26 Содержание. 1—9 ст. Глупые не заслуживают чести и даже ответа от мудрого человека, а только наказания; 10—22 — глупый привязан к глупости и самохвальству, как ленивец к праздности и коварный к коварству; 23—28 — предостережения от доверия наушникам, коварным, льстецам и зложелателям. Притч. 26 :1. Как роса во время жатвы и как дождь летом 189 , так честь неприлична глупому. Притч. 26 :2. Как ласточки и воробьи улетают, так незаслуженное проклятие никого не постигнет. Притч. 26 :3. Как бич для коня и палка для осла (нужны), так жезл для законопреступного народа. Притч. 26 :4. Не отвечай неразумному по неразумию его, чтобы не быть подобным ему. Притч. 26 :5. Но отвечай неразумному вопреки неразумию его, чтобы он не показался мудрым в глазах своих. Притч. 26 :6. От путей своих 190 терпит безчестие тот, кто посылает весть с неразумным послом. Притч. 26 :7. Прекрати движение ног и законопреступление уст неразумных 191 . Притч. 26 :8. Кто привязывает камень 192 к праще, тот подобен воздающему честь неразумному. Притч. 26 :9. Терния прозябают в руке пьяницы, а порабощение в руке неразумных 193 . Притч. 26 :10. Все тело безумного человека страдает, потому что его терзает изступление 194 . Притч. 26 :11. Как пес, когда возвращается на свою блевотину, бывает мерзок, таков — неразумный, возвращающийся по своей злобе на свой грех. Есть стыд, наводящий грех, и есть стыд — слава и блогодать 195 . Притч. 26 :12. Я видел человека мудрого в своих глазах: на неразумного больше надежды, нежели на него. Притч. 26 :13. Ленивец, посылаемый в путь, говорит: лев на дороге; разбойники на площадях 196 . Притч. 26 :14. Как дверь ворочается на крючьях, так ленивый на своей постели. Притч. 26 :15. Ленивец, спрятав руку в пазуху, не может донести ее до рта 197 . Притч. 26 :16. Ленивый в глазах своих мудрее того, кто в совершенстве исполняет поручения.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Псалом 16 Молитва Давида 185 . Услышь, Господи, правду мою 186 , внемли молению моему, выслушай молитву мою ни из 187 льстивых уст. От лица Твоего суд мне да изыдет, очи мои да видят правоту. Ты испытал сердце мои, посетил ночью, испытал (огнем) 188 меня, и не нашлось во мне неправды. Чтобы уста мои ни говорили о делах человеческих, я хранил жестокие пути, по словам уст Твоих 189 . Утверди стопы мои на стезях Твоих, чтобы ни поколебались ноги мои. Я воззвал, ибо Ты, Боже, слушал меня, приклони ухо Твои ко мне и услышь слова мои. Яви дивно милости Твои, спасая надеющихся на Тебя от противников десницы Твоей. Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под кровом крыльев Твоих укрой меня. От нечестивых, обижающих меня: враги мои стеснили душу мою. Они заключились 190 в туке своем: уста их говорили высокомерное. Гонители мои ныне окружили меня, глаза свои устремили, чтобы ринуть на землю: Подстерегли меня, подобно льву, бросающемуся на добычу, и подобно львенку, живущему в тайных местах. Восстань, Господи, предупреди их и запни их: удали душу мою от нечестивого, оружие Твое От врагов руки Твоей 191 , Господи! От малых на 192 земли отдели их 193 при жизни их: хотя 194 сокровищами Твоими наполнилось сердце их, из хранилищ Твоих пресыщены они сыновьями и оставили остаток потомкам своим. Но я в правде 195 явлюсь пред лице Твое, насыщусь 196 , когда явится мне слава Твоя. 185 Слав. дат. пад. Давиду соответствует τ Δανδ – 65, 80–81, 99–101, 106, 140 и др. (до 70), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., алекс., text. recept. –род. пад. το Δανδ. 188 Греч. πρωσας – пережег, расплавил (Порфирий). Слав. искусил соответствует в Вульг. examinasti (хотя есть per ignem, опущенное в слав.), в греч. и евр. нет соответствия. 196 Т.е. получу полное удовлетворение всех своих желаний, более мне и желать нечего будет (как сытому не хочется есть). Пусть нечестивцы насыщаются потомством и богатством, я не завидую им, мне всего дороже насыщение лицезрением Божии ( Пс. 4:8–9 , [прим.79]. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

разговаривали с собравшимися там женщинами» ( Деян. 16:13 ). Однако в оригинальном тексте Деяний слово «дом» отсутствует. Буквальный перевод фразы может звучать так: «В день же субботний мы вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было (место) молитвы (ξλθομεν ξω τς πλης παρ ποταμν ο νομζομεν προσευχν εναι)». Беседа с женщинами вполне могла происходить на свежем воздухе у реки, а не в закрытом помещении. 191 Беседа Павла с женщинами закончилась тем, что одна из них, Лидия из города Фиатиры, торговавшая пурпурной тканью, уверовала, и Павел крестил ее вместе с домашними: вероятно, крестил в той же реке, у которой женщины собирались по субботам. По приглашению Лидии Павел со спутниками поселились у нее в доме ( Деян. 16:14–15 ). Лидия – одна из нескольких женщин, встречающихся на страницах писаний Луки. В его Евангелии женщины играют более заметную роль, чем в трех других Евангелиях. 192 И в книге Деяний он нередко обращает внимание на женщин, 193 что не характерно для того мира, в котором он жил, – мира, где доминировали мужчины и где женщин и детей подчас вообще не принимали в расчет ( Мф. 14:21 ). По церковному преданию, Лидия из Фиатир впоследствии стала диаконисой в Филиппах. Она прославлена в лике святых. Другая женщина, о которой упоминает Лука, – «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретилась Павлу и его спутникам, включая Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение многих дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» ( Деян. 16:16–18 ). Лука описывает это событие как одно из чудес Павла. Чудеса были частью того мира, в котором жил Павел , и неотъемлемой составляющей жизни раннехристианской Церкви. 194 Во всех четырех Евангелиях рассказы о чудесах Иисуса занимают существенное место. 195 Перед Своим вознесением на небо Иисус пообещал ученикам, что Его чудотворная сила передастся Его последователям: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Книга Деяний является наглядным подтверждением того, как это обещание исполнялось в опыте апостолов, и в рассказе υ деяниях Павла мы еще не раз встретим описание чудесных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Родственник, который таким образом выкупил бы раба, никак не имел права на работу выкупленного. Выкуп был обязанностью, возлагавшеюся законом на родственников, такой обязанностью, к исполнению которой при иных обстоятельствах, по свидетельству и мнению Маймонида, можно было даже принуждать. 193 Если же выкуп не мог быть сделан и израильтянин оставался в рабстве у иноплеменника, то закон принимал все меры к облегчению его положения: “Он должен быть у него как наемник во все годы; он (иноплеменник) не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих“ ( Лев.25:53 ). В последнем выражении раввины усматривают требование закона, чтобы общество наблюдало над обращением с рабом и защищало его от жестокости господина. 194 “В юбилейный год он отойдет сам и дети его с ним“. Но и в самом освобождении закон полагает различие между рабом у иноплеменника и рабом у израильтянина. Первому закон полагает одно лишь освобождение, между тем второму вместе с освобождением предписывает подарок со стороны господина. Этот подарок служил высшим выражением тех забот, какими закон окружает израильтянина, поступившего в рабское состояние. “Когда будешь отпускать раба (брата твоего еврея) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой“. “Помни, – прибавляет законодатель, – что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь Бог твой; посему Я сегодня и заповедаю тебе сие“ ( Втор.15:13–15 ). Подарок этот, очевидно, имел двоякую цель. Он должен был служить отпущенному пособием при обзаведении новым хозяйством, чтобы опять не доведен был нуждой до необходимости вновь продать только что полученную свободу, почему и кредиторы, по талмудическому толкованию, не имели права требовать этот подарок в уплату долга. С другой стороны, этот дар для раба, которого нельзя было по закону принуждать к исполнению своих обязанностей жестокостью, должен был служить побудительным средством стараться заслужить полное довольство господина, так как от этого довольства зависела величина дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Слово свое Бог Отец «имел исполнителем своих творений и через Него все сотворил: небо и землю и то, что в них», говорит св. Феофил и приводит слова Притч. 8, 27–29 : «когда готовил Он небо, была Я с Ним, и когда творил крепкие основания земли, была при Нем устрояя» 188 . С 11 главы, апологет подробно говорит о творении мира, делая комментарий на Шестоднев. Слово, дав бытие безвидной хаотической материи, по частям все образовало; явившись как свеча в заключенной комнате, Слово осветило поднебесную, сотворив свет отдельно от мира 189 ; Оно повелело собраться воде в одно место и появиться земле и т. д. 190 – Слову Божию св. Феофил приписывает все промыслительные действия в мире и все ветхозаветные богоявления, выходя из того положения, что «Бог и Отец всего необъятен и не может находиться в каком-либо месте, потому что нет места успокоения Его». Слово является исполнителем намерений Отца, как Его сила и премудрость. Через Слово свое Бог врачует и животворит 191 . Оно управляет всем миром. «Слово называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что через Него создано» 192 ; но управление миром принадлежит, в то же время и Богу Отцу, который владычествует над всем через Сына своего – Слово 193 . «Свое Слово, которое есть Бог и от Бога рождено, Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте» 194 . Из всех ветхозаветных богоявлений Слова, св. Феофил приводит только одно, именно явление Бога Адаму в раю. «Слово Божие», говорит он, «ходило в раю и беседовало с Адамом . И само св. Писание научает нас, что Адам говорил, что он услышал голос. Что же такое голос, как не Слово-Бог, которое есть и Его Сын?» 195 – Точно так же, вдохновление ветхозаветных пророков св. Феофил относит к деятельности Слова, иногда приписывая его, впрочем, и Духу Святому, по нераздельности их существа. «Слово, будучи духом Божиим 196 , началом, премудростью и силой Вышнего, сходило на пророков и через них глаголало о творении мира и о всем прочем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Слушай же, возлюбленный мой, необходимое опровержение этого рассуждения. От видимого пусть получит наставление говорящий так. Ведь всякий знает, что солнце установлено на небе, а его лучи, распространяясь по земле, входят во многие двери и окна домов. И там, где упадет солнечный блик, хотя бы с ладонь, то и он солнцем называется. И даже если во многие места упадет, то так же называется. Само же солнце на небе. Так что ж, исходя из этого, будет ли много солнц? Подобным образом в море много воды. Но когда ты зачерпнешь из него один ковш, то и он водой называется. И если на тысячу сосудов ты разделишь ее, то и они назовутся тем же именем – вода. (285) Так же и огонь, когда ты зажжешь от него во многих местах, то там, где ты взял, чтоб зажечь, не будет недостатка. Причем огонь называется [везде] одним именем, и из-за того, что ты по многим местам разделишь его, не будет у него многих имен. И когда ты возьмешь прах от земли и разбросаешь его по разным местам, то прах не изменится. И не можешь ты назвать его многими именами. Таким же образом Бог и Его Христос: хотя Они и едины, но обитают во многих людях. Сами же, пребывая на небе, не испытывают никакого недостатка, хотя и обитают во многих, подобно тому как и солнце, распространяя свою силу на земле, не испытывает никакого недостатка. Насколько же больше сила Божия, ведь и солнце держится ею. 12. Еще я напоминаю тебе, возлюбленный мой, о том, что написано: когда стало тяжело Моисею одному управлять станом, Господь сказал ему: Вот Я возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на семьдесят старейшин Израилевых 192 . И хотя Он взял от Духа, Который был на Моисее, и исполнились Им семьдесят мужей, но Моисей не испытывал никакого недостатка и не чувствовал, что оскудел Дух, Который был на нем. И так же блаженный апостол сказал: Уделил Бог от Духа Христова и послал пророкам 193 ; Христу же не было при этом никакого ущерба, потому что не мерою дал Духа Ему Отец Его 194 . Следующее рассуждение (288) способно наставить тебя в том, что Христос обитает в верующих людях, не претерпевая от этого никакого ущерба, хотя и разделяется во многих. Ибо от Духа Христова приняли пророки: каждый столько, сколько смог понести. И еще от Духа Христова изливается сегодня на всякую плоть 195 , и пророчествуют сыновья и дочери, старые и молодые, рабы и служанки. И так же мы имеем от Христа, а Христос на небе одесную Своего Отца 196 . Христос не мерою принял Духа, но Отец, возлюбив Его, предал все в Его руки и сделал Его Владыкой над всем Своим сокровищем. Ибо Иоанн сказал: Не мерою дал Отец Духа Своему Сыну, но возлюбил Его и все предал в руку Его 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Среди папирусных документов в Египте найдены пригласительные карточки на торжественные ритуальные трапезы, – имеющие – по своему содержанию – отношение к трём различным случаям, когда христианин мог получить приглашение от кого-либо из язычников на подобный праздник (ср. 10:27) и представляющие конкретные иллюстрации к некоторым наставлениям апостольского послания. Одна из этих карточек (от II-ro века после Рождества Христова) содержит такое приглашение: «Хэремон просит тебя пообедать к столу господа Сераписа, в храм Сераписа, завтра, т.е. 15-го дня к 9 часам» 193 . Такого приглашения христианин, помнивший наставления Апостола, принять никак не мог, ибо в данном случае его приглашали принять участие в явно языческом религиозном торжестве, совершаемом в капище, – непосредственно в акте идоложертвенном. Сюда прямо относятся апостольские слова: «берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты... сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» ( 1Кор. 8:9–12 ). Такова опасность в отношении к брату. Но в разумеемом акте есть и чисто религиозная опасность. Её раскрывает Апостол на типическом примере Израиля по плоти. Прошедши сквозь Чермное море и совершив путешествие под покровом светлого облака, – двойное предизображение христианского крещения, – вкусив манну и воду, чудесно источенную из скалы, – образ евхаристии, принимаемый под двумя видами, – евреи приглашены были на праздник Ваал-Фегора, – склонились на принесение жертв богам моавитским, «и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их» ( Чис. 25:2–3 ). Другое приглашение (того же приблизительно времени) таково: «Антоний, сын Птоломея, просит тебя пообедать у него за столом господа Сераписа в помещении Клавдия, сына Серапиона, 10-го (числа), к 9 часам» 194 . И это приглашение христианин также должен был отклонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010