Подпишитесь на наш Телеграм   Киприан Карфагенский Родился в знатной языческой семье в Карфагене, крупном интеллектуальном и экономическом центре того времени. Киприан Карфагенский преподавал риторику, был адвокатом. Уже в зрелом возрасте, после долгих раздумий Киприан становиться христианином. Киприан становиться епископом Карфагена незадолго до жестокого гонения императора Декия (250 г.). Декий потребовал от всех христиан принести жертвы языческим богам. Так как до этого гонений не было целых 20 лет, многие пошли на это. После смерти Декия в Церкви разгорелся спор о принятии обратно падших. Киприан защищал позицию, согласно которой принятие падших должен осуществлять епископ, его противники считали, что исповедники. Также Киприан Карфагенский участвовал в важном споре о действительности еретического крещения, которую он отвергал. Тут его оппонентом выступил Папа Римский Стефан. Они не успели завершить свой спор — оба приняли мученические венцы в гонении императора Валериана. Все эти споры спровоцировали Киприана Карфагенского на экклесиологические размышления. И, действительно, Киприан Карфагенский один из самых авторитетных Отцов в учении о Церкви. Ввел в русло Предания богословие Тертуллиана. Киприан Карфагенский внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Церковь, как учит Киприан Карфагенский, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. В богословии Киприана Карфагенского акцентируется внимание на единстве Церкви, понимаемом в сакраментальном и иерархическом ключе.   Амвросий Медиоланский Епископ Милана, один из самых почитаемых Отцов Запада. Проповеди Амвросия вернули Августина к вере. Будущий медиоланский епископ вырос в аристократической семье, с давними христианскими традициями, выдающийся государственный служащий. Согласно преданию он был выбран епископом еще некрещеным: в разгар споров православных и ариан о новом епископе, детский голос прокричал: «Амвросий — епископ», и собравшиеся выбрали Амвросия.

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

Прибыв в Москву, св. Киприан со всей ревностью занялся делами духовного правления; но вследствие нашествия Тохтамыша принужден был удалиться из Москвы. Тогда князь укорил св. Киприана в малодушии и объявил ему, что он вместо него примет теперь на митрополию Пимена, и св. Киприан снова должен был удалиться в Киев. Но недолго был митрополитом Пимен; по случаю неудовольствий с князем он был вызван на суд в Константинополь и лишен власти, а Киприан объявлен митрополитом всей России. В 1390 г. Киприан снова прибыл в Москву и торжественно был встречен самим князем. Много труда понес св. Киприан при управлении. В Новгороде и Пскове явились лжеучители, так называемые стригольники, последователи лжеучителя цирюльника, отчего они так и называются, из которых некоторые отвергали воскресение мертвых, писания святых апостолов и правила Соборов. Стригольники также говорили, что от священников, как поставляемых будто бы на мзде (плате), не следует принимать таинств. Вследствие сего произошло то, что новгородцы постановили на вече не относиться в судебных делах в Москву к митрополиту, чтобы не платить ему судных пошлин. Киприан, при помощи князя, вразумил новгородцев, и сам ездил для увещания стригольников. При Киприане было нашествие Тамерлана на Россию. Для ограждения Москвы он принес из Владимира чудотворный образ Богоматери, и Россия была спасена (читать под 26 августа). В западных областях католики теснили православных, св. Киприан путешествовал в Смоленск и достиг того, что литовский князь Витовт обещал остановить притеснения. Св. Киприан занимался исправлением богослужебных книг. Замечателен исправленный им служебник, который хранится в Московской синодальной библиотеке. Скончался св. Киприан в 1406 году. Нетленные мощи его почивают под спудом в Успенском соборе. 27-го мая празднуется перенесение мощей его вместе с мощами святых Фотия и Иопы, бывшее в 1472 г. по случаю перестройки собора. Мученицы София и дщери ее Вера, Надежда и Любовь пострадали в Риме в царствование Адриана, во II веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

(письма и трактаты) Св. Киприан – замечательнейший Отец Западной Церкви. Ему, как и Тертуллиану , принадлежит ряд широко известных выражений: « Церковь одна и едина» – «Уна эт соля»; «Вне Церкви нет спасения» – «Экстра экклесиам нулля сэлюс»; «Кому церковь не мать, тому Бог не Отец»; «Епископ в Церкви и Церковь в Епископе»; «Кто не с епископом, тот вне Церкви». Тасций Цецилий Киприан родился в богатой языческой семье, почему смог получить хорошее образование. В христианство был обращен в зрелом возрасте (245 или 246 г.) Цецилием. После обращения Киприан резко изменил жизнь, скоро был избран пресвитером, а затем и епископом Карфагенским, около 240–249 гг. Его жизнь описана диаконом Пруденцием, но ряд сведений о его деятельности можно извлечь из его сочинений. Св. Киприан управлял Церковью в тяжелый период. В 249 г. разразилось гонение Декия. Св. Киприан, по настоянию верующих, оставил Карфаген и из безопасного места продолжал руководить Церковью. В гонения Декия было много падших. Вопрос о принятии их в общение вызывал схизму Новата и Феллициссима, находивших требования Св. Киприана строгими и принимавших падших в общение без предварительного покаяния. В это время в Риме возник раскол Новациана, который, наоборот, находил практику епископа Корнилия слишком снисходительной и был против дарования мира падшим даже после их покаянного искуса. Весной 251 г. Киприан возвратился в Карфаген и восстановил единство в своей пастве. Во время чумы Св. Киприан дал указание христианам ухаживать за больными не только христианами, но и язычниками, которые обычно, боялись заразы, оставляли своих больных без помощи. Это значительно способствовало поднятию авторитета христианства в Карфагене. В последние годы жизни Св. Киприана между Карфагенской и Римской Церквами возник спор о Действительности крещения еретиков. Св. Киприан занял крайнюю позицию. Но к расколу это не привело, и вопрос впоследствии бы решен в соответствия с мнением папы Стефана. В 257 г. Св. Киприан был сослан, а через год вызван в Карфаген для нового суда. Сохранился краткий и выразительный рассказ об этом последнем допросе:

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 257 году святой Киприан был сослан, а через год вызван в Карфаген для нового суда. Сохранился очень краткий и выразительный рассказ об этом последнем допросе: –      Ты Тасций Киприан ? – спросил проконсул. – Я. –      Ты пас нечестивых ? – Я. –      Императоры приказали тебе принести жертву. –      Не сделаю. –      Подумай о себе. –      Делай, что тебе приказано. После этого проконсул прочитал приговор. –      Я благодарю Бога, – ответил святой Киприан. Святой Киприан был усечён мечом в 258 году (память на Востоке-31 августа/13 сентября). Творения Как писатель святой Киприан является непосредственным преемником Тертуллиана . Сочинения и образ мыслей последнего оказали на святого Киприана большое влияние. В его жизнеописании рассказывается, что он настолько уважал и ценил сочинения Тертуллиана , что называл его учителем. «Da magismrum» 31 , – говорил он своему секретарю, когда хотел читать его книги. Как Ориген был гений теоретического христианства, развившегося на Востоке, христианства в его миросозерцании, так святой Киприан был гений практического христианства, развившегося на Западе, христианства в его церковной организации, дисциплине. Все его сочинения, в том числе имеющие важное значение письма, написаны по конкретным поводам и представляют собой ценный источник не только для его биографии, но и для истории Карфагенской Церкви. Делятся сочинения на две группы: письма и трактаты 32 . Письма А.По изданию Киевской Духовной Академии, известно 66 писем, принадлежащих святому Киприану (в др. изданиях имеются ещё 16, адресованных ему). Составление писем приходится на время епископского служения святого Киприана (248–258 гг.) Большинство писем имеет отношение к тогдашним злободневным вопросам. Содержание их не фамильярное и интимное, а общецерковное – учительное, догматическое, нравственное и, главным образом, церковно-дисциплинарное. Они всецело относятся к догматике и канонике; в них святой Киприан, главным образом, развивает свою теорию церковной организации и дисциплины, решает вопросы о принятии в Церковь падших (письма 9, 10, 17, 49), о перекрещивании еретиков 57, 58, 60–62), о взаимном отношении епископов, клира и народа и т. д. Более важное значение имеет послание «К Донату о благодати Божией», в котором святой Киприан подробно и живо изображает тот душевный процесс, который привёл его к обращению в христианство, и самый акт благодатного возрождения, совершавшийся в его душе во время нахождения в числе оглашенных (когда он жил вместе с Цецилием в его доме, занимаясь изучением Священного Писания), равно как во время и после Крещения. В нём святой Киприан яркими красками рисует и нравственное растление мира языческого. Письмо это является как бы последней данью святого Киприана своему прошлому в том отношении, что носит на себе заметные следы подражания одам Горация и заимствование из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мне привелось познакомиться с о. Киприаном в 1942 году, будучи еще школьником. В то время о. Киприан уже покинул улицу Лурмель в Париже, где он священствовал при «Православном Деле», созданном матерью Марией (Скобцовой), и стал настоятелем домовой церкви семьи Трубецких, имени свв. Константина и Елены в Кламаре (в предместьях Парижа). Помимо этого о. Киприан был приглашен в Свято-Сергиевский православный богословский институт, читать курс литургики. Впоследствии, когда о. Георгий Флоровский оказался в Греции на все время войны, о. Киприан занял кафедру патрологии, а затем и пастырского богословия. О. Киприан стал моим духовным отцом и руководителем в трудные годы немецкой оккупации. Уже с юных лет я стремился к священству, и духовное водительство о. Киприана оказалось для меня неоценимой поддержкой и помощью. О. Киприан занимал небольшую комнату на втором этаже профессорского дома. Стены были уставлены полками с книгами. Многие книги были редкостью, и о. Киприан ими дорожил. В углу были иконы с аналоем. Перед ними мне приходилось стоять на исповеди. Обычно после разрешительной молитвы о. Киприан усаживал меня и угощал «греческим» кофе в маленьких фарфоровых чашках. Он любил вспоминать о событиях и встречах прошлого на Востоке. Вообще, от самого облика о. Киприана веяло Востоком, он внушал нам любовь к восточному Православию. Последний год военного времени был особенно трудным. Часто и подолгу метро и автобусы не ходили и о. Киприану приходилось отправляться пешком через весь Париж, ночевать на полпути у гостеприимных друзей (чаще всего в семье Бориса Константиновича Зайцева, с которым он был очень близок) и затем уже доходить до Кламара, где он неизменно и без пропусков совершал воскресные и праздничные богослужения. Обратный путь на Сергиевское подворье совершался таким же образом. Я любил молиться в Кламарском деревянном храме. О. Киприан служил прекрасно, величаво. Его служение стало для меня идеалом и примером на всю жизнь. Осенью 1944 года я поступил студентом в Богословский институт. Помню первоначальную беседу о. Киприана с нами, новоначальными студентами (среди которых был и Иван Мейендорф ). Слова его потрясли нас. Они были приблизительно таковы: «Вы приближаетесь к тайне, пред которой ангелы закрывают свои лица крыльями (о. Киприан поднимал рукава широкой греческой рясы, и мы исполнялись трепетом и удивлением). Подумайте хорошенько, желаете ли вы идти по избранному вами пути. Еще не поздно одуматься». Он указывал на трудный подвиг богословствования, напоминал, что богословская наука ревнива и не терпит двоедушия и легковерности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В 1383 году Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд. Пребывание его там затянулось, но хлопоты не увенчались успехом; при жизни великого князя Дмитрия он не смог добиться Киевской митрополии. Только Собор 1389 года (в Константинополе) подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси. В феврале 1390 года Киприан прибыл в Киев, а в начале марта был уже в Москве, в которую вошел торжественно, в полном святительском облачении, встреченный самим великим князем Василием Дмитриевичем и всей столицей. Так через 14 лет борьбы и страданий Киприан был наконец принят в Москве как первосвятитель. Управляя Русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов. Он всю свою деятельность направил на «утверждение православных в благочестии». Участвовал в Соборе, осудившем патриарха Константинопольского Макария, обратил в Православие трех ханских вельмож. Митрополит Киприан был пастырь образованный, отличавшийся святостью жизни. Его называли мужем «всякого целомудрия и разума Божественного исполненным и вельми книжным». Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех. Любя безмолвие, митрополит Киприан часто удалялся в свое загородное село Голенищево и там в тишине предавался размышлению, чтению слова Божия и собственноручно писал книги. Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания. Святитель Киприан отличался ревностью к церковному богослужению, сам перевел с греческого языка некоторые чинопоследования и службы, а одну молитву – разрешительную – даже сочинил сам. Будучи пастырем образованным, святитель Киприан заботился о развитии просвещения в России. В истории Русской Церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Правда, он только положил начало этому делу, можно сказать, поставил вопрос, но осуществить до конца начатое дело не успел.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким образом святой Киприан был поставлен, подобно светильнику, на свещник, дабы светить миру своими добродетелями [ 10 ]. В сане епископа Киприан обратил свое внимание прежде всего на благоустроение церковное. Следует заметить, что в то время было немало христиан, которые только именовали себя христианами, а в действительности проводили жизнь, недостойную истинного христианина. Так как гонения от язычников на христиан прекратились уже давно, и Церковь наслаждалась почти сорокалетним миром, то некоторые христиане легкомысленно дозволяли себе отступления от строгих христианских обычаев. Вот как сам Киприан описывает нравственные недостатки его времени: «Каждый заботился об умножении собственности. В иереях не было ожидаемого по их обету благочестия, в служителях (клириках) не было чистой веры, в делах — милосердия, в нравах — благоустройства [ 11 ]. Многие христиане не хранили твердо истин веры Христовой и отступали от Христа. Допускались часто безрассудные клятвы, презрение и непослушание предстоятелям, злословие и взаимная вражда» [ 12 ]. Ввиду всего этого святому Киприану в сане епископа пришлось весьма много потрудиться на пользу внутреннего благоустроения Церкви. В скором же времени по поставлении в сан епископа святой Киприан приступил к искоренению вкравшихся в жизнь христиан беспорядков. Киприан обратил свое внимание прежде всего на клир, на самих пастырей Церкви, которые являлись руководителями народа. Киприан не допускал никого даже к низшим степеням служения в клире без предварительного тщательного исследования о способностях и поведении каждого; он требовал известной подготовки от лиц, желавших выступить на служение Церкви; самое испытание в знании христианского учения Киприан производил в присутствии пресвитеров, как это известно относительно Оптана, коего Киприан в начале своего епископства назначил учителем оглашенных. Вместе с тем Киприан заботился и об исправлении нравов и среди христиан. Диакон Понтий в таких словах говорит о епископском служении святого Киприана: «Какое у него было благочестие! Какая бдительность! Какое милосердие! Какая строгость! Столько святости и благодати изливалось из уст его, что он приводил в изумление всех, видевших его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Киприана – с другой. Блж. Августин признает, что действительно св. Киприан мыслил о крещении схизматиков иначе. Однако же, донатисты не имеют никакого права ссылаться на авторитет Киприана. Августин приводит известную речь св. Киприана при открытии Карфагенского Собора 256 года, где он отказывается принуждать кого бы то ни было непременно соглашаться с ним. Киприан допускает возможность и разномыслий, убеждает не разрывать церковного единства из-за различия во мнениях 2406 . Он был особенным поборником церковного мира: и сам не отделялся от иначе мыслящих, и других убеждал держаться церковного единства 2407 . А потому Августин и обращается к донатистам с вопросом: почему они, ссылаясь так часто на мнение и определение Киприана, не возьмут с него примера, как твердо надобно держаться церковного мира 2408 . Таким образом, Киприан своим примером обличает донатистов 2409 , и блж. Августин часто и настойчиво задает донатистам вопрос: quare vinculum disrupistis? Quare vos separastis? 2410 Киприан думал иначе; он не поставлял различия в мнениях выше церковного единства 2411 . Подробно излагая письма Киприана к Юбаяну и Квинту, Августин показывает, как далек Киприан от донатистов. Мало того, св. Киприан сам в письме к Квинту приводит в пример апостола Петра, как тот, будучи убежден Павлом, изменил свое неправильное понимание Евангелия (non recte in aliquo ingredi ad veritatem Evangelii). И сам Киприан всегда готов был не только учить, но и учиться, готов был охотно принять все, что ему будет показано, лучшее 2412 . Вопрос о крещении схизматиков был весьма спорным, и только среди разномыслий он должен был быть разрешен, среди рассуждений епископов 2413 . В своем решении вопроса Киприан опирался на решение раннейшего Собора при Агриппине и на местный обычай 2414 . Тогда еще не было во этому вопросу установлено общего согласия Церкви (totius Ecclesiae consensio), не было выражено мнения общего Собора (plenarii concilii) 2415 . Поэтому-то Киприан и не считал возможным требовать согласия всех с этим обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Так как рамки, предусмотренные для изложения доклада, не позволяют нам подробно остановиться на учении о Святой Евхаристии сщмч. Климента Римского 38 и мч. Иустина Философа 39 , мы сразу перейдем к изложению, хотя и краткому, учения о Евхаристии сщмч. Иринея Лионского . Сщмч. Ириней в своих сочинениях явился выразителем живого предания, раскрывая веру в Божественное Откровение, во Христа, в спасение и обожение всей твари, особенно человека как вершины творения. Он боролся против ереси гностицизма, которая угрожала вытеснением живой церковной, богооткровенной веры и благодатного евхаристического опыта (эта опасность постоянно существует и подстерегает верующих в мире: опасность подменить «знанием» жизнь, придуманной «идеологической верой» – живой опыт благодатного телесно-духовного причастия и общения с Богом Живым, во Христе явленным и откровенным, через Церковь , которая в Евхаристии проявляется и осуществляется). У сщмч. Иринея нет отдельного сочинения, посвященного Святой Евхаристии. Однако, несмотря на это, Святая Евхаристия представляет один из центральных пунктов его богословия. Божественная Евхаристия у сщмч. Иринея есть свидетельство о ценности и достоинстве всего творения Божия (Iren. Adv. haer. III 11. 5). Церковь через Евхаристию, употребляя вещественные хлеб и вино, над которыми призывается Дух Святой (Ibid. II 18. 5), подтверждает ценность всей твари и освящает всю тварь (2, 18, 6), свидетельствуя, таким образом, что вся тварь является творением, достойным своего Творца, и что тварь создана для того, чтобы стать Телом и Кровью Сына Божия. Взаимное совпадение и отождествление Церкви и Евхаристии для сщмч. Иринея заключается в том, что они являются «общением» Тела и Крови Христовых. Это «общение» Христово, или, по словам сщмч. Иринея, «тесное общение Бога и человека» (Iren. Dem. 4. 6. 31), есть рекапитуляция, возглавление всецелого богочеловеческого дела Христа, всецелого Его домостроительства. Поэтому Церковь Христова, собранная на собрание в Святой Евхаристии «на каждом месте» и «по всему миру» (Idem. Adv. haer. II 17. 6; 18. 1), «в чистой вере и вере нелицемерной... приносит чистое приношение Творцу, принося его с благодарностью» (Ibid. II 18. 4). В акте собирания на евхаристическое собрание и приношения евхаристических Даров Богу Церковь являет «домостроительство и икономию Божию, совершенную для Спасения человечества» (Ibid. I 10. 3). Церковь как «великое и славное Тело Христово» (Ibid. II 33. 7) существует только в Евхаристии и в Православии, то есть в правой и истинной вере и в истинном евхаристическом, литургическом единении и причащении Крови и Тела Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010